Какие существуют отрасли машиностроения

Машиностроение

Машинострое́ние — отрасль, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Содержание

Отрасли машиностроения по группам

Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое [1] . В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.

Тяжёлое машиностроение

  • Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин — грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.))
  • Железнодорожное машиностроение
  • Судостроение
  • Авиационная промышленность
  • Ракетно-космическая отрасль
  • Энергомашиностроение

Производство технологического оборудования по отраслям:

  • Строительное и коммунальное машиностроение
  • Сельскохозяйственное машиностроение
  • Нефтегазовое машиностроение
  • Химическое машиностроение
  • Лесопромышленное машиностроение

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

  • Автомобильная промышленность
  • Тракторостроение
  • Станкостроение
  • Робототехника
  • Инструментальная промышленность
  • Оборудование легкой промышленности
  • Оборудование пищевой промышленности
  • Промышленность бытовых приборов и машин

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Точное машиностроение

Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

  • Приборостроение
  • Радиотехническая и электронная промышленность
  • Электротехническая промышленность

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

Крупнейшие представители отрасли

Мировые компании

Крупнейшие мировые машиностроительные компании на 2005 год [2]
Компания Стоимость фондов, млрд $ Доходы, млрд $ Прибыли, млрд $
General Electric 750,507 (1)* 152,866 (9) 16,819 (4)
General Motors [3] 479,603 193,517 (5) 2,805
Toyota Motor 227,513 172,616 (7) 10,898 (11)
DaimlerChrysler 248,324 176,687 (6) 3,067

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.

General Electric — мощнейшая в мире компания по размеру фондов, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика.

Среди крупных машиностроителей серьезная часть — это компании автомобильной промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом.

Российские компании

Крупнейшие российские машиностроительные компании на 2005 год [4]
Компания Доходы, млн $ Прибыли, млн $
АвтоВАЗ 5570,3 (16)* 160,2 (37)
Группа «СОК» 1705,6 (33)
АХК Сухой 1496,9 (37) 84,4 (63)
КамАЗ 1612,7 (35) 7,3

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.

Компании-автомобилестроители, ориентированные прежде всего на внутренний рынок, составляют верхушку списка, однако их ряды поправляют исторически сильные экспортные компании ВПК.

Крупным игроком на рынке грузовой и строительной техники является группа «Русские машины», а изготовителем продукции нефтегазового машиностроения группы ГМС, Интегра, Римера, Кунгур, Борец.

Примечания

  1. — География. Современная иллюстрированная энциклопедия, под редакцией проф. А. П. Горкина. — М.: Росмэн,2006
  2. По данным рейтинга Fortune 500 на 2005 год.
  3. 2 июня2009 годаGeneral Motors объявила о банкротстве.
  4. По данным Эксперт-400 на 2005 год.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Поркупин
  • Бар (единица измерения)

Полезное

Смотреть что такое «Машиностроение» в других словарях:

машиностроение — машиностроение … Орфографический словарь-справочник

МАШИНОСТРОЕНИЕ — ведущая отрасль мировой промышленности, занимает первое место среди всех отраслей по числу занятых и по стоимости продукции. Примерно 9/10 всей машино­строительной продукции производят развитые страны, 1/10 развивающиеся. Однако в последнее время … Географическая энциклопедия

МАШИНОСТРОЕНИЕ — комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Включает: общее машиностроение, транспортное машиностроение, радиоэлектронную, электротехническую, приборостроительную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение,… … Большой Энциклопедический словарь

Машиностроение — важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, включающая: станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение (включая тракторостроение); транспортное машиностроение… … Финансовый словарь

МАШИНОСТРОЕНИЕ — МАШИНОСТРОЕНИЕ, машиностроения, мн. нет, ср. (тех.). Промышленное производство машин. «…Машиностроение основной рычаг реконструкции народного хозяйства…» Сталин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МАШИНОСТРОЕНИЕ — издательство, Москва. Ведет начало с 1931, современное название с 1964. Литература по конструированию, устройству, технологии изготовления, эксплуатации машин и оборудования, научно технические и производственные журналы … Большой Энциклопедический словарь

МАШИНОСТРОЕНИЕ — МАШИНОСТРОЕНИЕ, отрасль ТЕХНИКИ, связанная с разработкой, конструированием и работой машин. Инженеры механики работают в разных отраслях промышленности, включая транспорт, электроэнергетическую промышленность и выпуск инструментов. К достижениям… … Научно-технический энциклопедический словарь

машиностроение — МАШИНОСТРОЕНИЕ, я, ср. Промышленность, занятая производством машин, оборудования и продукции оборонного значения. | прил. машиностроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

машиностроение — сущ., кол во синонимов: 39 • авиамоторостроение (2) • авиаракетостроение (1) • … Словарь синонимов

машиностроение — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN mechanical engineering The branch of engineering concerned with the design, construction, and operation of machines. (Source: CED)… … Справочник технического переводчика

машиностроение — Группа отраслей промышленности, производящая автомобили (автомобильная промышленность), летательные аппараты (авиационная промышленность), речные и морские суда (судостроение), станки и инструменты (станкостроение) … Словарь по географии

Машиностроение — общая характеристика, структура и особенности развития

Машиностроение это конкретная отрасль промышленности. Её целью является образование различных технических устройств, оборудования и машин. Состав машиностроения можно условно разделить на три группы. Научная, трудоемкая, металлоемкая. Уже они разделяются на виды машиностроения, которые подразумевают отдельные отрасли. В них осуществляется обработка всех элементов периодической таблицы Менделеева и размещение производства по географическим особенностям.

Отрасли машиностроения

Народное хозяйство любой страны не сможет нормально существовать без машиностроения. Оно в полной мере размещает в себе самые ресурсоемкие предприятия, требующие серьезного научного потенциала. Плюс к этому каждая фабрика, завод и производство создает продукцию, примеры которой используются в реальной жизнедеятельности людей.

Старые отрасли

Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств.

Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.

Новые отрасли

Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:

К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.

Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное. Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда. Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.

Читайте также  Цветы-помпоны из салфеток

Новейшие отрасли

Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:

электроника и электротехника;

Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.

Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие.

Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.

Центры машиностроения в России

На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре.

Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.

Принципы размещения предприятий наукоемкого машиностроения

Эта отрасль является одной из самых востребованных в плане человеческого ресурса. Здесь важно понимать, что изготовление приборов для авиастроения или создание новых компьютеров возможно в условиях полного лидирования. А это возможно лишь при наличии рядом находящихся высших и средних учебных заведений.

Машиностроение мира — страны лидеры

Первое место разделяют между собой Китай и США. К ним добавляются СНГ и Западная Европа.

Крупные компании, транснациональные корпорации и множество предприятий сосредоточены в основном в Восточной Азии и Северной Америке. Поэтому они обеспечивают лидерство следующим странам: США, Китай, Россия, Канада.

В заключении отметим, что без машиностроения невозможна современная жизнь. Оно обеспечивает множество рабочих мест, крупные денежные доходы и развитие современных технологий.

Отрасли машиностроения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Отрасли машиностроения

Машиностроение — индустрия, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Так же к списку отраслей можно добавить разделы, которые появились совсем недавно (вторая половина XX века), такие как:

  • Ракетостроение
  • Электроника
  • Радиотехника
  • Робототехника

Развитие каждой из отраслей является немаловажной задачей, так как от этого зависит во многом зависит общий финансовый и экономический рост.

Отрасли машиностроения объединяют в 4 основные группы, в зависимости от рынка, на который направлена выпускаемая ими продукция:

  1. Инвестиционное машиностроение. В эту группу входят тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое и нефтяное машиностроение. Развитие данных отраслей обуславливается в первую очередь инвестициями.
  2. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Предприятия этой группы промышленности в основном зависят от платежеспособности сельхозпроизводителей.
  3. Станкостроение – это группа наукоемких отраслей (электротехника, приборостроение) развивающихся в зависимости от потребностей других отраслей.
  4. Автомобильная промышленность, чей выпуск ориентирован на спрос непосредственно потребителей (готовая продукция).

Факторы, влияющие на изменение структуры отраслей:

  • Научно-технический прогресс. Чем интенсивней развивается наука и техника, тем нарастает потребность в новых отраслях, выделение из уже сформированных новых подотраслей.
  • Темп развития народного хозяйства.
  • Рост материального состояния населения, изменение в потребностях.

Готовые работы на аналогичную тему

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение — это совокупность подотраслей, предприятия которых ориентированы на выпуск металлообрабатывающего, горно-шахтного, подъёмно-транспортного и многих других, им подобных видов оборудования.

Данная отрасль отличается большим потреблением металла и относительно небольшой трудоемкостью. Так же тяжелое машиностроение является ведущей отраслью в промышленности, так как играет важную роль в развитии других отраслей и занимается выпуском оборудования для заводов и предприятий по переработке и добыче ресурсов, в том числе и металла.

Особенности тяжелого машиностроения заключаются в отливке и сборке крупногабаритных деталей.

Общее машиностроение

Общее машиностроение характеризуется средней или даже малой металлоемкостью, небольшой трудоемкостью.

Предприятия в основном ориентируются на районы потребления и реализации производимой продукции, дабы сократить расходы на транспортировку.

В основном общее машиностроение направленно на выпуск оборудования для нефтегазовых, сельскохозяйственных, химических и т. п. предприятий, и имеют широкое распространение на всей территории России.

Среднее машиностроение

К среднему машиностроению можно отнести такие отрасли как автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, робототехнику и т. п.

В советское время среднее машиностроение в основном было направленно на производство ядерного оружия.

Одним из первых начало развиваться тракторостроение. Самые большие заводы располагались в сельскохозяйственных районах, но при этом недалеко от металлургических баз (Челябинск, Волгоград). В дальнейшем тракторы стали применяться не только в сельскохозяйственных целях, но и в промышленных (тягачи, бульдозеры), поэтому имело смысл открыть специальные заводы тяжелых промышленных тракторов.

В свою очередь производство сельскохозяйственных машин располагалось вблизи от районов потребления. Данные заводы занимались выпуском комбайнов, машин для уборки кормовых и всевозможных технических культур.

Автомобилестроение сосредотачивалось в основном в центральных районах, где преобладали квалифицированные трудовые ресурсы, а также имелось большое число потребителей.

Создавались специальные предприятия для обеспечения автомобильных заводов агрегатами и деталями. Так же автомобилестроение занималось выпуском подшипников для любых отраслей народного хозяйства.

Точное машиностроение

К главным отраслям точного машиностроения относят: приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническую промышленность.

Наиболее значимое влияние на развитие точного машиностроения оказывает финансовая возможность потребителей. В данный момент точное машиностроение находится в состоянии кризиса. Резко упал спрос на производимую продукцию, не хватает оборотных средств, отсутствуют ресурсы для инвестиционных проектов, к тому же имеется ряд банковских задолженностей.

На 2009 год спад точного машиностроения составлял 42%, что явилось наихудшим показателем среди всех отраслей промышленности.

Перед государством поставлены задачи интенсивного роста внутреннего рынка потребления промышленной продукции. В точном машиностроении в первую очередь будут укрепляться такие направления как радиотехническое и электронное машиностроение, приборостроение.

Производство металлических изделий и заготовок

В первую очередь производство изделий и заготовок связанно с источниками сырья, поэтому заводы, цеха и предприятия располагаются в районах ближайших к регионам добычи материалов (металл, горные породы и т. п.).

Развитие промышленности отчасти зависит от модернизации и технической поддержки. И производство заготовок и изделий из металла занимает не последнее место в данном развитии.

Для производства заготовок применяется такая функция как литье. Для производства продукции для промышленности используется в основном металл (чугун, сталь).

Изготовление заготовок отличается большим потреблением металла и относительно небольшой трудоемкостью.

Какие существуют отрасли машиностроения

Дополнительные материалы

« БОИНГ» — компания США по производству транспортных реактивных самолетов. Основана в 1916. Объем продаж — 17 млрд. долларов, чистая при­ быль — 614 млн. долларов, число занятых — 147 тыс. человек (конец 1980-х гг.). В 1997 приобрел компанию «Макдоннелл-Дуглас».

«ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» — крупнейшая в мире американская автомобиль­ ная компания. Выпускает легковые автомобили марок «Бьюик», «Шевроле», «Кадиллак», «Воксхолл», «Понтиак» и другие, а также грузовики, различные комплектующие. Играет значительную роль в выпуске авиакосмической продук­ ции, производит энергетическое оборудование, строительную и железнодорож­ ную технику, бытовые приборы. Штаб-квартира находится в Детройте (штат Ми­ чиган). Основана в 1908 предпринимателем У. Дюрантом, которому удалось приобре­ сти права на многообещающий «Бьюик», в 1909 он присоединил «Кадиллак» и «Олдсмобил», а также начал выпуск грузовиков. Дюрант, стремясь как можно скорее запустить в производство наибольшее число марок, нажил огромные долги. Но упорный бизнесмен не сдавался. Удачно организовав компанию «Шевроле», он снова начал управлять фирмой и в 1918 году присоединил к ней «Шевроле» «Дженерал Моторс» преобразуется в корпорацию. Несмотря на то, что мар­ ки автомобилей «Дженерал Моторс» пользовались у покупателей успехом, фи­ нансовые дела опять пришли в упадок. В 1920 году Дюрант вынужден был на­всегда оставить свое детище, и корпорацию возглавил Альфред Слоун (81оап; президент в 1923-1937 гг., председатель совета директоров в 1937-1956 гг.). Контрольный пакет акций корпорации отошел к семье Дюпон. Слоун преобра­ зовал «Дженерал Моторс» из хаотичного скопления разрозненных отделений, подчас конкурировавши между собой, в единый производственный и финансо­вый организм, сохранив, вместе с тем, некоторую автономию. Убыток от выпус­ ка новых марок стал перекрываться прибылью от других отделений. Приведя в порядок финансовые дела, Слоун продолжил покупку компаний. Он приобрел «Воксхолл» (УаихпаН; Британия) в 1925 году, «Адам Опель» (Германия) в 1929 году, «Холден» (НоШеп; Австралия) в 1931 году. Отделение грузовиков было организовано в 1925 году на базе компании Уе11оу Тгиск & СоасН Мапигасигт (ныне это ОМ Тгиск. & СоасН Эмзюп). К концу 1920-х годов «Дженерал Моторс», предлагая потребителям разнообразные марки на всевоз­ можный вкус, одержала верх над компанией Генри Форда. В послевоенный пе­ риод корпорация приобрела контроль над японскими компаниями «Есудзу», «Сузуки» и южнокорейской «Дэу». Все модели корпорации отличает общий стиль. В Америке «Дженерал Моторс» традиционно отдает предпочтение боль­ шим машинам, так что проектирование малолитражных автомобилей нередко происходит в Европе. Именно «Дженерал Моторс» в 1949 году внедрила пер­ вый по-настоящему жесткий верх кузова автомобиля. Тем не менее, из-за кон­ куренции с японскими автомобилями корпорация в 1970-1980-е гг. испытала ряд серьезных трудностей. В 1984 году «Дженерал Моторс» организовала новое автомобильное отделение, «Сатурн» (ЗаШгп), использующее высокоавтомати­зированные заводы для производства компактных автомобилей. Усилия по мо­ дернизации оказались только частично успешными, и в начале 1990-х годов компания была вынуждена закрыть существенное число заводов в США и сокра­ тить десятки тысяч рабочих и служащих после нескольких лет беспрецедентно тяжелых потерь. К1997 году положение удалось несколько выправить.

Читайте также  Какие танки сейчас на вооружении у России

Отделения и дочерние фирмы компании расположены в Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Перу, Уругвае, в Австрии, Англии, Бельгии, Нидерландах, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, Франции, Гер­ мании, Финляндии, Швейцарии, Швеции, ЮАР.

«ДЖЕНЕРАЛ ЭЛЕКТРИК» — электротехническая и радиоэлектронная компания США. Основана в 1892 году. В 1986 году поглотила крупную радио­электронную компанию «РКА». Выпускает также авиакосмическую технику и военное оборудование, имеет радио- и телестанции. Объем продаж — 49,4 млрд. долларов, чистая прибыль — 3,4 млрд. долларов, число занятых — 298 тыс. чело­ век (конец 1980-х гг.).

«МИЦУБИСИ МОТОРС» — отделение подразделения тяжелой промыш­ ленности в корпорации «Мицубиси». Штаб-квартира находится в Токио.
Первые автомобили «Мицубиси Моторс» во многом напоминали машины Форда. В 1921 году их выпуск был прекращен, так как в Японии спрос на легко­вые автомобили был небольшой. С 1924 года начинается производство тяжелых грузовиков большой грузоподъемности, автобусов. Для нужд Токио выпускаются мусоровозы и поливальные машины. В 1935 году здесь был сделан первый япон­ский автобус. После разрушений, вызванных второй мировой войной, «Мицуби­ си» производила мотороллеры и трехколесные развозные автомобили, а автобусы появились вновь в 1946 году. В послевоенный период выпусклегковых автомо­ билей начался в 1960 году с массового седана «Мицубиси 500». В 1970 году появляются линии моделей Саапапсег, постоянно обновляющиеся. С 1983 автомобили «Мицубиси» оснащаются электронной системой подвески. В 1982 выпускается «Мицубиси-Паджеро» — популярный джип, новая модификация которого сделана в 1991 году.

Отрасли машиностроения

Машиностроение можно разделить на три подгруппы. Первая подгруппа трудоёмкого производства, которая требует больших затрат трудовых ресурсов. Вторая подгруппа, металлоёмкого производства.

К данной подгруппе относятся предприятия машиностроения, которые в своём производственном процессе используют большое количество металла и металлоконструкций. К третей наукоёмкой подгруппе относятся предприятия, которые выполняют научную и исследовательскую деятельность для машиностроительной отрасли.

Далее, данные подгруппы разделяются по отраслям:

  • Тяжёлое машиностроение.
  • Общее машиностроение.
  • Среднее машиностроение.
  • Точное машиностроение.
  • Ракетостроение.
  • Электроника.
  • Радиотехника.
  • Робототехника.
  • производство металлических изделий и заготовок
  • ремонт машин и оборудования.

Формирование и прогресс в каждой отдельной отрасли немаловажен для государства, по той простой причине, что развитие каждой отдельной отрасли влияет на всеобщий рост благосостояния как всей страны, так и каждого человека в отдельности.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Машиностроительные отрасли в общей сложности составляют 4 основные типа деятельности, соответственно рынку, для которого производится данная продукция:

  1. Инвестиционное машиностроение. Само название говорит о том, что этот тип деятельности предопределяется инвестиционным финансированием, и сюда причисляются тяжёлое, энергетическое, транспортное, химическое и нефтяное машиностроение.
  2. Сельскохозяйственное машиностроение. Финансирование данного типа предприятий осуществляется в основной своей массе посредствам платежей от сельскохозяйственных производителей продукции.
  3. Станкостроение. Данный тип предприятий является наукоёмким и развивается за счёт заказов иных отраслей. К станкостроению относится электротехника и приборостроение.
  4. Автомобильное машиностроение. Производство продукции автомобильной промышленности нацелено на потребности конечного пользователя.

Обстоятельства, которые воздействуют на преобразования в структуре отраслей:

  • Научное и техническое развитие страны. С энергичным и насыщенным развитием науки и техники, увеличивается необходимость в реорганизации отраслей с возможным построением новых отраслей и направлений деятельности.
  • Скорость совершенствования и формирования общенародного хозяйства.
  • Изменение финансового благосостояния населения государства, следовательно, варьирование потребностями.

Тяжелое машиностроение

Тяжёлое машиностроение выделяется значительным использованием металлоконструкций и металлических изделий, а также сравнительно малой трудоёмкостью. Кроме этого данная отрасль выполняет ведущую роль в промышленности страны, поскольку от неё зависят многие иные отрасли, и она производит изготовление техники для заводов и фабрик, которые занимаются добычей и переработкой природных ископаемых, а также производством металла. Специфичность тяжелого машиностроения состоит в изготовлении и сборке деталей больших габаритов.

Общее машиностроение

Общее машиностроение отличается средней, а периодически маленькой ёмкостью использования металла и трудовых затрат. Организации общего машиностроения главным образом сориентированы на территориальные поставки оборудования, чтобы уменьшить транспортные издержки. Данные предприятия выполняют изготовление различного оборудования для организаций нефтегазовой сельскохозяйственной и химической отраслей, и территориально располагаются практически во всей республиках и областях Российской Федерации.

Среднее машиностроение

К данной отрасли в частности причисляются автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, робототехнику и тому подобные отрасли. Во времена Советского Союза среднее машиностроение в большей степени ориентировалось на изготовление оружия массового поражения. Первенцем в развитии стало тракторостроение.

Расположение предприятий по производству тракторов было вблизи сельскохозяйственных районов, однако в то же время на небольшом расстоянии от металлургических комбинатов, которые находились в основном в Волгограде и Челябинске. Со временем тракторная техника начала использоваться не исключительно для сельского хозяйства, но и в промышленности. По этой причине были запущены специализированные предприятия по производству тяжёлых тягачей и бульдозеров.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Зерноуборочные и кормоуборочные комбайны производятся на заводах, которые и сегодняшний день находятся неподалёку от сельскохозяйственных районов.

Сосредоточение автомобилестроительной отрасли производилось в большинстве случаев в центре России. Так как там были сосредоточены высококвалифицированные рабочие ресурсы, и огромное количество потребителей. Были созданы специализированные организации, производящие определённые запасные части и комплектующие для автомобильной промышленности. Одним и з направлений деятельности автомобилестроительной отрасли является производство разнообразных подшипников для всех отраслей Российской Федерации.

Точное машиностроение

Самое большое воздействие на формирование точного машиностроения осуществляет экономическая составляющая, иными словами – это платёжеспособность покупателей. На сегодняшний день точное машиностроение пребывает в кризисном положении, так как сильно снизилось потребление производимого оборудования и техники.

А для обновления ассортимента производимой продукции недостаточно финансовых вливаний, которые могли бы поднять на ноги точное машиностроение. Отсутствуют инвестиционные поступления, кроме того присутствуют некоторые задолженности банкам. Эти нюансы не дают активно развиваться точному машиностроению.

По итогам 2009 года падение оборота точного машиностроения приблизилось к 42%, и эта цифра стала самой большой по отношению к другим отраслям промышленности. В стране стоят цели активного подъёма потребительского рынка промышленных изделий. Точное машиностроение первоочередным считает укрепление радиотехнической и электронной отрасли машиностроения, а также приборостроения.

Производство металлических изделий и заготовок

Основой для изготовления металлических изделий и заготовок является сырьё. По этой причине большая часть предприятий находятся вблизи местности, на которой добываются природные ископаемые (нефть, газ, руда, уголь и прочие ресурсы) и производится металл (сталь, чугун, никель и тому подобное).

Прогресс в машиностроении частично взаимосвязан с модернизацией производственных мощностей, и изготовление различных заготовок и продукции из металлопроката играет немаловажную роль в данном развитии. С помощью литья выполняется большое количество заготовок для промышленности, для этого используется высококачественный чугун и сталь. Производство заготовок для машиностроения характеризуется значительным использованием металла и сравнительно малой трудоёмкостью.

География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Машиностроение»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Машиностроение.
  • Отраслевая и территориальная структура машиностроения.
  • Основные отрасли машиностроения.
  • География машиностроения.
Читайте также  Где появился первый университет

Глоссарий по теме: машиностроение, общее машиностроение, транспортное машиностроение, электротехническое машиностроение.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В современном обществе машинный труд преобладает над ручным, машины облегчают и заменяют как физический, так и умственный труд человека. Машиностроение отражает уровень научно-технического прогресса, определяет развитие остальных отраслей хозяйства и экономический уровень страны. По стоимости производимой продукции и занятости населения машиностроение – абсолютный лидер мировой промышленности. В экономически развитых странах на долю машиностроительного производства приходится от 30 до 50% и более от общего объёма выпуска промышленной продукции.

Как и в промышленности в целом, в современном машиностроении выделяются старые, новые и новейшие отрасли. К источникам ресурсов тяготеет размещение старых отраслей – судостроение, станкостроение, железнодорожное машиностроение. На трудовой и потребительский фактор ориентируются новые отрасли – производство автомобилей, летательных аппаратов и т.д. Новейшие отрасли – электроника, космическая промышленность – возникли благодаря научно-технической революции и в силу наукоёмкости требуют высокой квалификации трудовых ресурсов. Сдвиги в отраслевой структуре машиностроения связаны с научно-техническим прогрессом, снижением металлоёмкости промышленности, изменением востребованности и темпов роста машиностроения. Старые отрасли сдерживаются в развитии, новые отрасли показывают незначительный рост производства, а вот новейшие бурно развиваются и занимают лидирующие места по объёмам производства.

Машиностроительная продукция обладает высоким рыночным спросом и значительным удельным весом в общем объёме экспорта. В Японии она составляет 59%, в Словакии – 60%, а в Мексике – почти 62%. В целом в большинстве высокоразвитых стран удельный вес продукции машиностроения составляет от 30 до 50%.

Современное машиностроение превратилось в самую наукоёмкую отрасль современной промышленности. Так, в отдельных отраслях оборонного машиностроения учёных, конструкторов и инженеров значительно больше, чем рабочих. На основе технологических и кооперационных связей под воздействием интеграционных процессов в машиностроении создаются крупные интегрированные компании. Интеграция научно-технологического и производственного звеньев приводит к появлению научно-производственных корпораций и объединений, которые становятся транснациональными.

Территориальная структура машиностроения тоже изменилась под влиянием НТР. В XX веке 90% производства было сосредоточено в странах севера, абсолютными лидерами среди которых были США, Япония, Германия. В XXI веке машиностроение «сдвинулось» на юг, в новые индустриальные страны – Китай, Индию, Мексику, Бразилию, Аргентину. Их доля в мировом машиностроении уже превысила 30%. Ведущими машиностроительными регионами являются Северная Америка, где развиты все отрасли машиностроения, а доля мирового рынка составляет 30%, Западная Европа, где особенно развиты автомобилестроение и производство бытовой техники, с 25% мирового рынка, Восточная и Юго-Восточная Азия и страны СНГ, которые специализируются на металлоёмком машиностроении.

По видам экономической деятельности в отраслевом составе машиностроение разделяют на общее, транспортное и электротехническое.

Отрасли общего машиностроения производят промышленное оборудование всех видов и назначений, отличаются металло- и энергоёмкостью, размещаются с учётом близости сырьевых баз. Станкостроение развито во многих странах, но лидирует в производстве станков не только «Большая семёрка» развитых стран, но и Китай, Республика Корея, Индия. В мировом потреблении станков на первом месте – Китай, который импортирует почти половину производимой в мире продукции.

Тяжёлое машиностроение обеспечивает оборудованием металлургию, текстильную, горнодобывающую промышленность. Размещено в основном в Зарубежной Европе. Наиболее полно эта промышленность представлена в Германии, Франции, Великобритании и США. Остальные страны специализируются на отдельных видах продукции. Финляндия и Швеция производят оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности. Производство атомных реакторов осуществляется в США, Японии, Канаде, России, Франции, Великобритании, Германии.

Транспортное машиностроение развивается устойчивыми темпами, обеспечивая мировой спрос на наземную, воздушную и водную технику.

Автомобильная промышленность флагман транспортного машиностроения. Она развивается высокими темпами, а мировой рынок пополняется новыми странами-производителями. Самые крупные производственные мощности по производству автомобилей сосредоточены в США, Японии, Германии, Италии, Франции, Южной Корее и Китае.

Судостроение одна из старых отраслей машиностроения – пережила несколько подъёмов в своём развитии, связанных как с освоением новых рынков топливных ресурсов, так и с мощным включением Азиатского региона в торговые потоки мирового рынка. Теперь самые крупные судостроительные компании находятся в Республике Корея, Японии, Китае.

Авиационная промышленность входит в состав авиаракетно-космической промышленности. Гражданская авиация выделилась из военной в середине XX века. Отрасль отличается высочайшей наукоёмкостью, квалификацией трудовых ресурсов и степенью монополизации производства. США и Франция занимают лидирующее положение в мире. Корпорации Boeing и Airbus контролируют более 50% мирового авиационного рынка. На третьем месте – канадская компания Bombardier, а на четвёртом – бразильская фирма Embraier. Европа и США являются основными импортёрами самолётов. Россия удерживает лидирующие позиции на рынке военной летательной техники.

Электротехническое машиностроение выпускает оборудование для производства и передачи энергии электростанций всех типов. Эта отрасль зародилась в начале XX века, когда процесс электрификации охватил все сферы промышленности. Тогда образовались крупнейшие компании: Electrolux в Швеции, General Electric в США, Siemens в Германии, EDF во Франции, которые и сегодня лидируют на мировом рынке вместе с Японией.

Электронная промышленность наряду с признанными гигантами отрасли в США, Японии, Германии и Франции активно развивается в Восточной и Юго-Восточной Азии. Бытовая электроника и средства информации экспортируются на мировой рынок из Китая, Малайзии, Тайвани, Сингапура, Республики Корея, Таиланда.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Установите соответствие между факторами размещения и примерами продукции отраслей машиностроения – таблица 1.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: