Какие произведения писал Бетховен

Самые известные произведения Бетховена

Самые известные произведения Бетховена.

Музыку Бетховена можно слушать бесконечно. Все его произведения оставляют неизгладимое впечатление, но тут мы рассмотрим лишь малую часть из них.

Симфония №5, ор. 67 (1808). Одна из самых известных и часто исполняемых симфоний. Эту симфонию Бетховен начал писать, когда ему было 35 лет(1804). В это время у него уже были большие проблемы со слухом. Работа над этим шедевром у него продвигалась медленно, он часто прерывался для написания других произведений (Соната №23, Симфония №4 и другие). «Так судьба стучится в дверь» — говорил Бетховен про главный мотив первой части симфонии. В 1809 году Бетховен написал посвящение к симфонии — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому. Симфония была закончена в 1808 году, и в том же году состоялось первое публичное исполнение. Симфония стала одним из символов классической музыки.

Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната» (1801). Одно из самых известных классических музыкальных произведений и наверное трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал «Лунную сонату». Эту сонату Бетховен закончил в 1801 году, испытывая сильные душевные муки. Он терял слух, уже в это время ему приходилось подходить ближе к оркестру, что бы слышать высокие звуки. И вторым ударом был разрыв с молодой графиней Джульеттой Гвиччарди, в которую Бетховен был влюблен и хотел на ней жениться. Эту сонату он посвятил ей.
Своему названию соната обязана музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который сравнил ее с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». При этом многие музыкальные критики считают, что в этой сонате нет ничего «лунного» и название «Лунная соната» совсем не отражает духа произведения. Сам Бетховен называл это произведение «сонатой в духе фантазии».

Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise») (приблизительно 1810 год). Еще одно всемирно известное произведение Бетховена. Широко используется при обучении, и входит в обязательную программу в музыкальных школах всего мира. Эту пьесу-багатель впервые опубликовали в 1867 году, после смерти композитора. В 1865 году рукопись нашел биограф Бетховена Людвиг Ноль. По его словам там стояла дата 27 апреля без года. Так же на рукописи были наброски к «Эгмонту» (op. 84), и поэтому «К Элизе» датировали 1810 годом. Сама рукопись утеряна. Есть несколько версий кому посвящен этот багатель. По одной версии, из-за неразборчивого почерка, Ноль не правильно прочитал надпись, а на самом деле на рукописи была надпись «К Терезе», и посвятил ее Бетховен своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти), в которую был влюблен. По другой версии, Бетховен посвятил это произведение Элизабет Рекель, близкая подруга Бетховена, которую в Вене называли Элиза. Еще по одной версии, пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне. В 2009 году исследователь творчества Бетховена Лука Кьянторе предположил, что Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в том виде, в котором ее опубликовал Людвиг Ноль, хотя бесспорно тема произведения и практически весь материал принадлежат Бетховену.

Симфония №9 Ре минор, Op. 125 (1824). Эту симфонию еще называют «Хоральной». Последняя законченная симфония Бетховена. Он начал писать ее в 1822 году, хотя тема второй части была написана еще в 1815 году. Первое публичное исполнение симфонии состоялась в Вене в 1824 году. Лев Толстой отрицательно отнесся к симфонии, написав в своем эссе: «Произведение это принадлежит к дурному искусству». Фрагмент из этой симфонии «Ода к радости» сейчас является гимном Евросоюза. В Японии существует традиция исполнять эту симфонию в канун Нового года.
Так же с симфонией связанно одно суеверие: «Проклятие девятой симфонии» — каждый композитор, начиная с Бетховена, написавший девятую симфонию, вскоре умирает. И некоторые композиторы серьезно относятся к этому, хотя в мире много примеров, не подтверждающих это суеверие.

«Эгмонт»(«Egmont»), op. 84 (1810) – увертюра и музыка к одноименной трагедии Гете. Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра в 1809 году. И в 1810 году состоялась премьера. В пьесе Гете описывается восстание народа Нидерландов под предводительством Эгмонта против испанцев. В результате главный герой погибает, но народ Нидерландов получает независимость.

Классическая песня «Сурок» («Marmotte»), op. 52 №7(1805). Музыка Бетховена к стихам Гете. Опубликовано в 1805 году. Широко используется в музыкальных школах для обучения. Песня исполняется от имени маленького мальчика с дрессированным сурком.
Текст песни на русском языке. Перевод С.С. Заяицкого.

По разным странам я бродил
И мой сурок со мною.
И сыт всегда везде я был
И мой сурок со мною.

Припев:
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.

Господ не мало я видал,
И мой сурок со мною.
И любит кто кого, я знал,
И мой сурок со мною.

Девиц весёлых я встречал,
И мой сурок со мною.
Смешил я их, ведь я так мал,
И мой сурок со мною.

Прошу я грош за песнь мою,
И мой сурок со мною.
Попить, поесть я так люблю,
И мой сурок со мною.

Припев.

Концерт для скрипки с оркестром, op. 61 (1806). Первый раз этот концерт исполнялся 23 декабря 1806 года в Вене. Посвятил его Бетховен своему другу, известному скрипачу и композитору того времени Францу Клементу. Бытует мнение, что сольную часть этого произведения Бетховен заканчивал непосредственно перед концертом, из-за чего Франц Клемент некоторые части во время выступления читал прямо с листа. Премьера не имела успеха, и еще долгое время этот скрипичный концерт не исполнялся. По просьбе друга, Бетховен переделывал этот концерт для фортепиано. Только в 1844 году, после исполнения юным скрипачом Иозефом Иоахимом с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона, концерт приобрел популярность. Это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена, который оказал огромное влияние на историю скрипичной музыки, и, в наши дни, один из самых исполняемых концертов для скрипки с оркестром.

Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император» (1811). Премьера состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге и имела большой успех. Этот концерт Бетховен посвятил эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната» (1802). Премьера сонаты состоялась 24 мая 1803 года в Вене. Первоначально Бетховен посвятил ее скрипачу Джорджу Бриджтауэру, вместе с которым Бетховен и исполнял сонату на премьере. Но когда соната была опубликована, там уже значилось посвящение Родольфу Крейцеру. Бытует мнение, что после премьеры, Бетховен поссорился с Бриджтауэром, и из-за этого поменял посвящение. Лев Толстой написал повесть «Крейцерова соната», что придало дополнительной популярности произведению Бетховена.

Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша» (1795). Это произведение Бетховен так и не закончил. Оно было опубликовано с черновиков в 1828.

Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата» (1807). Первая публикация, одной из самых известных сонат Бетховена, была в феврале 1807 года в Вене и посвящалась графу Францу фон Брунсвику.

Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая» (1799). Эту сонату Бетховен посвятил князю Карлу фон Лихновскому. Первая публикация состоялась в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната».

Op. — opus, по латыни — «произведение». Номер произведения автора, как правило, в хронологическом порядке. Ставится автором или издателем.
WoO — «Werk ohne Opuszahl» произведение без номера опуса. Этот термин применяется к безопусным произведениям Бетховена, Р.Шумана и Брамса и составлен музыковедами.

Последние оценки: 5 1 2 5 5 5 5 5 5 5

10 самых известных произведений Людвига ван Бетховена

Людвиг ван Бетховен, творивший в эпоху между классицизмом и романтизмом, считается одним из важнейших композиторов в истории классической музыки.

Он сочинял во всех популярных в то время жанрах и везде имел успех, но все же лучшими его работами принято считать инструментальные произведения.

С момента его смерти прошло почти 200 лет, но его музыка по-прежнему жива. Трудно описать словами то влияние, что оказал Бетховен на историю, поэтому мы просто вспомним самые известные его произведения. Возможно, кто-то о них даже не знал, но если выделить время и послушать композиции из нашего списка, то ваш музыкальный вкус может сильно измениться.

10. Симфония №5, ор. 67

Даже если вы далеки от классической музыки и предпочитаете слушать русский рэп, вступительный фрагмент 5-й симфонии Бетховена наверняка покажется вам знакомым.

Его до сих пор активно используют в кино, играх, рекламе и т. д. Сам композитор описывал его короткой, но очень емкой фразой: «Так судьба стучится в двери».

Произведение было написано в период с 1804 по 1808 годы, когда и состоялась премьера в Вене. 4 года – большой срок, поэтому современники Бетховена даже поговаривали о том, что у него кончилось вдохновение и симфонию он не допишет.

Уже тогда он страдал от прогрессирующей глухоты, что только добавляло вес словам скептиков. 22 декабря в «Театр ан дер Вин» они с первых секунд поняли, что ошиблись.

9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61

Уникальность произведения в том, что это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Он написал его для своего близкого друга Франца Клемента, который в 1806 году был не только известным музыкантом, но еще и директором Венского театра.

Читайте также  Какие животные обитают в Северной Америке

Концерт создавался в спешке, так что последнюю партию композитор закончил буквально перед выходом Клемента на сцену, из-за чего тому пришлось читать с листика и играть без репетиций.

Возможно, именно это стало причиной того, что выступление прошло тихо и незаметно, не произведя должного впечатления на публику.

Концерт был забыт и вспомнили о нем уже после смерти Бетховена, когда в 1844 году его сыграл Йозеф Иоахим, 12-летний вундеркинд. Вместе с ним на сцене был оркестр Королевской филармонии, а дирижировал Феликс Мендельсон.

8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»

Многие свои произведения Бетховен посвящал своим друзьям и родным и концерт «Император» не стал исключением: его он посвятил своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Концерт стал одним из самых масштабных сочинений в карьере немца, отразив весь спектр переполнявших его эмоций. Здесь нежность граничит с грубой силой, а мощь переплетается с успокоением.

Интересный факт: вторую часть концерта (Allegro) режиссер Том Хупер использовал в титрах фильма «Король говорит», который в 2010 году получил «Оскар».

7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84

История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет.

Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).

Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора.

К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.

6. Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата»

Одну из своих самых известных сонат композитор начал писать в 1803-м, а закончил в 1805-1806 годах, посвятив ее графу Францу Брунсвику.

Произведение было очень популярно в СССР, так как его высоко оценил Владимир Ильич Ленин. Максим Горький в своем очерке писал, как «вождь» слушал «Аппассионату» в квартире правозащитницы Екатерины Пешковой: «Я не знаю произведения лучше и готов слушать его каждый день», – сказал тогда Ленин.

5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»

Для начала поясним, что такое «рондо-капричио». Капричио – это определение произвольности в музыкальном темпе, а рондо – музыкальный формат, характерной чертой которого является чередование главной темы с отличающимися фрагментами. «Ярость по поводу потерянного гроша» – самое известное произведение, сочетающее в себе эти форматы.

Композиция была написана в 1795 году, когда Бетховену было 25 лет. Подзаголовок, довольно шуточный, придумал Антон Шиндлер, друживший с музыкантом.

4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»

Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.

Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.

Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.

3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»

Название соната получила в честь Рудольфа Крейцера, которому Бетховен ее посвятил, однако по изначальной задумке она должна была называться иначе.

Первым исполнителем стал скрипач Джордж Бриджтауэр, сыгравший ее вместе с композитором в Вене 24 мая 1803 года.

Музыка вновь была написана в спешке, из-за чего часть нот имелась в единственном экземпляре, так что Бриджтауэру во время выступления приходилось заглядывать через плечо Бетховена, сидевшего за фортепиано.

Именно Джорджу немец посвятил сонату, но потом передумал. Почему? Точного ответа нет, но есть пара легенд.

Согласной одной, в ночь после премьеры скрипач оскорбил знакомую даму Бетховена, что стало причиной крупной ссоры между ними.

Другая версия гласит, что Крейцер просто был более известным в те годы. Самое забавное, что последний никогда не исполнял посвященное ему произведение, сочтя его крайне неудобным.

2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)

Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.

Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.

Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.

Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.

1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»

Знаменитую на весь мир «Лунную сонату» Бетховен написал для Джульетты Гвиччарди – 18-летней графини (композитору тогда было 30), которой он давал уроки музыки и в которую был влюблен.

Увы, но девушка предпочла выйти замуж за Венцеля Галленберга, тоже композитора. Пусть эта любовь и не обрела развития, зато подарила миру по-настоящему великое музыкальное произведение.

Великие музыкальные произведения Людвига Ван Бетховена

Больше двух столетий прошло с тех пор, как появился на свет великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Расцвет его творчества выпал на начало XIX века в период между классицизмом и романтизмом. Вершиной творчества этого композитора стала классическая музыка. Он писал во многих музыкальных жанрах: хоровую музыку, оперу и музыкальное сопровождение к драматическим спектаклям. Он сочинил много инструментальных произведений: им написано много квартетов, симфоний, сонаты и концерты для фортепиано скрипки и виолончели, увертюры.

В каких жанрах работал композитор

Людвиг ван Бетховен сочинял музыку в разных музыкальных жанрах и для разного состава музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра им написано всего:

  • 9 симфоний;
  • десяток сочинений разных музыкальных форм;
  • 7 концертов для оркестра;
  • опера «Фиделио»;
  • 2 мессы с сопровождением оркестра.

Им написано: 32 сонаты, несколько аранжировок, 10 сонат для фортепиано и скрипки, сонаты для виолончели и валторны, много небольших вокальных произведений и десяток песен. Камерная музыка в творчестве Бетховена играет тоже не последнюю роль. В его творчестве можно выделить шестнадцать струнных квартетов и пять квинтетов, струнные и фортепианные трио и больше десяти произведений для духовых инструментов.

Творческий путь

Творческий путь Бетховена делится на три периода. На раннем периоде в музыке Бетховена ощущается стиль его предшественников — Гайдна и Моцарта, но в более новом направлении. Главные сочинения этого времени:

  • первые две симфонии;
  • 6 струнных квартетов;
  • 2 концерта для фортепиано;
  • первые 12 сонат, самая известная из них Патетическая.

Это интересно: что такое аллитерация, примеры в художественной литературе.

В среднем периоде Людвиг ван Бетховен очень переживал из-за своей глухоты. Все свои переживания он перенёс в свою музыку, в которой ощущается экспрессия, борьба и героизм. В это время он сочинил 6 симфоний и 3 фортепианных концерта и концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, струнные квартеты и скрипичный концерт. Именно в этот период своего творчества была написана Лунная соната и Аппассионата, Крейцерова соната и единственная опера — Фиделио.

В позднем периоде творчества великого композитора в музыке появляются новые сложные формы. Четырнадцатый струнный квартет имеет семь взаимосвязанных частей, а в последней части 9 симфонии добавляется хоровое пение. В этот период творчества написаны Торжественная Месса, пять струнных квартетов, пять сонат для фортепиано. Музыку великого композитора можно слушать бесконечно. Все его сочинения уникальны и оставляют у слушателя хорошее впечатление.

Самые популярные произведения композитора

Самое известное сочинение Людвига ван Бетховена «Симфония № 5», она написана композитором в 35 лет. В это время он уже плохо слышал и отвлекался на создание других произведений. Симфония считается главным символом классической музыки.

Послушайте симфонию №5 в исполнении оркестра.

«Лунная соната» — была написана композитором во время сильных переживаний и душевных мук. В этот период он уже плохо слышал, и разорвал отношения с любимой женщиной, графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться. Соната посвящена этой женщине.

Это интересно: какие изменения происходят в современном обществе?

«К Элизе» — одно из лучших сочинений Бетховена. Кому композитор посвятил эту музыку? Существует несколько версий:

  • своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти);
  • близкой подруге Элизабет Рекель, которую звали Элиза;
  • Елизавете Алексеевне, жене российского императора Александра I.

Сам Людвиг ван Бетховен назвал своё произведение для фортепиано «сонатой в духе фантазии». Симфония № 9 Ре минор, получившая название «Хоральная» — это самая последняя симфония Бетховена. Есть связанное с ней суеверие: «начиная с Бетховена все композиторы умирают после написания девятой симфонии». Однако многие авторы в это не верят.

Увертюра «Эгмонт» — музыка, написанная к знаменитой трагедии Гёте, которую заказал Венский Придворный.

Читайте также  Сколько памперсов брать в роддом на 3 дня

Концерт для скрипки с оркестром. Эту музыку Бетховен посвятил своему лучшему другу Францу Клементу. Сначала Бетховен написал этот концерт для скрипки, но не имел успеха и тогда, по просьбе друга, ему пришлось переделать его для фортепиано. В 1844 году, этот концерт исполнил юный скрипач Йозеф Иоахим вместе с королевским оркестром, которым руководил Феликс Мендельсон. После этого это произведение стало популярным его стали слушать во всём мире, а также сильно повлияло на историю развития скрипичной музыки, которое и в наше время считают лучшим концертом для скрипки с оркестром.

«Крейцерова соната» и «Аппассионата» придали дополнительную популярность Бетховену.

Список произведений немецкого композитора многогранен. В его творчестве есть оперы «Фиделио» и «Огонь Весты», балет «Творения Прометея», много музыки для хора и солистов с оркестром. Также есть немало произведений для симфонического и духового оркестра, вокальной лирики и ансамбля инструментов, для фортепиано и органа.

Сколько музыки написано великим гением? Сколько симфоний у Бетховена? Все творчество немецкого гения до сих пор удивляет любителей музыки. Слушать красивое и выразительное звучание этих произведений можно в концертных залах по всему миру. Его музыка звучит везде и талант Бетховена не иссякает.

Произведения Бетховена

На нашем сайте, посвященному творчеству Людвига ван Бетховена, Вы можете познакомиться с произведениями великого композитора, включая историю и краткий анализ произведений.

Если Вы не знаете, что означает слово «Опус», а также аббревиатуры и сокращения: «WoO», «Hess», «Bia» и «Anh», располагающиеся рядом с названием того или иного произведения, то обязательно прочтите этот выпуск.

Первые произведения (боннский период):

Эти произведения Людвиг написал в детском или юном возрасте, когда он еще проживал в родном городе — Бонне.

  • 9 вариаций на тему «Марша» Дресслера (Каталоги: WoO 47, Bia. 1. Год: предположительно 1783)
  • Три сонаты, посвященные курфюрсту, «Kurfürstensonaten» (Каталоги: WoO 47, Bia. 2. Год: предположительно 1783)
  • Рондо для фортепиано До мажор, (Каталоги: WoO 48, Bia. 4, Hess 51, Год: 1783)
  • Рондо для фортепиано Ля мажор, (Каталоги: WoO 49, Bia. 5, Год: 1783)
  • Органная фуга Ре мажор (Каталоги: WoO 31, Bia. 6, Год: 1783)
  • Песня неизвестного автора «Schilderung eines Mädchens», для голоса и фортепиано (Каталоги: WoO 107, Bia. 7, Год: 1783)
  • Песня «Младенцу» (Каталоги: WoO 108, Bia. 9, Год: 1783)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Ми-бемоль мажор, частично утерянный и позже восстановленный другим композитором — Вилли Хессом (Каталоги: WoO 4, Bia. 10, Год: 1784)
  • 3 Фортепианных квартета: «Ми-бемоль мажор», «Ре мажор» и «До мажор», (Каталоги: WoO 36, Bia. 12, Год: 1785)

Некоторые произведения Людвиг написал уже после возвращения в Бонн из Вены. Напомним, что туда он уехал в 1787, но в скором времени был вынужден вернуться в Бонн по причине ухудшения здоровья матери:

  • Песня «Kaplied» (Песенка о Мысе Доброй Надежды) на стихи Кристиана Шубарта (Каталоги: Bia. 20, Hess 63, Год: предположительно 1789)
  • Музыка к Рыцарскому балету, (Каталоги: WoO 1, Bia. 29, Годы: 1790 — 1791)
  • Застольная прощальная песня «Поднимите стакан счастливою рукой» (Каталоги: WoO 109, Bia. 13, Годы:1791 — 1792 )
  • Элегия о смерти пуделя (Каталоги: WoO 110, Bia. 14, Год: 1790)
  • Песня «Бедный композитор» (Каталоги: Bia. 15, Год: 1788 — 1791)
  • Траурная кантата на смерть Йозефа Второго (Каталоги: WoO 87, Bia. 17, Год: 1790)
  • Кантата на восшествие Леопольда Второго на императорский престол (Каталоги: WoO 88, Bia. 18, Год: 1790)
  • Трио «Соль мажор» для ф-но, флейты и фагота, (Каталоги: WoO 37, Bia. 19, Годы: 1786 — 1790)
  • Две части «Сонатины» Фа мажор (Каталоги: WoO 50, Hess 53, Bia. 21, Годы: предположительно 1790 — 1792)
  • Трио «Ми-бемоль мажор» для ф-но, альта и виолончели (Каталоги: WoO 38, Bia. 31, Год: 1791)
  • Дуэт для флейт в Соль мажоре (Каталоги: WoO 26, Hess 17, Bia. 32, Год: 1792).
  • Несколько небольших песен, наиболее известная из которых — «Сурок».

32 Сонаты для фортепиано:

Фортепианные сонаты, написанные Бетховеном после переезда в Вену, а именно, в период с 1795 по 1822 годы, объединяются в один большой цикл из тридцати двух сонат. Знаменитый пианист Ханс фон Бюлов назвал этот цикл «Новым Заветом» музыки.

Бетховен, Людвиг, ван

Происхождение
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 г. в Бонне в семье потомственных музыкантов. Его дед руководил придворной хоровой капеллой, а отец был певцом в этом коллективе, а также преподавателем музыки. Людвиг ван Бетховен был старшим из трех сыновей. Он очень рано проявил музыкальные способности, и отец начал давать ему уроки игры на фортепьяно, стремясь сделать из него «второго Моцарта», который начал сочинять музыку в пять лет. Бетховен впервые выступил на публике в семилетнем возрасте в Кёльне. В 1780 г. его преподавателем стал композитор, органист и дирижер Кристиан Нефе, который определил в нем композиторский талант.
Начало творческой деятельности
Когда Бетховену было 12 лет, вышло в свет его первое сочинение — вариации на тему марша Дресслера. В 13 лет он стал помощником органиста в придворной капелле, а в 14 — из-за тяжелого материального положения семьи был вынужден бросить школу и был назначен концертмейстером в Национальном театре Бонна.
В 1787 г. Бетховен отправился в Вену, чтобы взять несколько уроков у Моцарта. По распространенной версии, великий австрийский композитор сказал об ученике: «Он всех заставит говорить о себе!».
В 1792 г. Бетховен переехал в Вену, учился у Антонио Сальери и Йозефа Гайдна, который отмечал его виртуозную игру на фортепьяно, однако неодобрительно высказывался о «мрачной» манере исполнения.
Творчество
В Вене Бетховен приобрел известность как пианист-виртуоз, композитор и дирижер. При этом он не располагал внушительными финансовыми средствами, так как не имел официальной должности при венских театрах и, соответственно, жалования. Ради заработка он часто писал музыку на заказ и давал уроки игры на фортепьяно.
В течение первых 10 лет пребывания в Вене он написал три концерта, произведения для скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано, в том числе такие известные, как «Патетическая» и «Лунная», посвященная его ученице, в которую он был влюблен. Название сонате уже после смерти автора дал критик Людвиг Рельштаб, сравнив ее с лунным светом над Фирвальдштетским (Люцернским) озером, одним из самых живописных в Швейцарии.
В 1796 г. у композитора начали проявляться признаки глухоты, однако он не переставал сочинять музыку. 1802-1812 гг. считаются расцветом его творчества. В числе знаменитых произведений этого периода соната «К Элизе», входящая сегодня в программу музыкальных школ всего мира, симфонии «Пасторальная», «Героическая» (была написана в честь Наполеона, однако, разочаровавшись в его дальнейшей политике, Бетховен исключил его имя из партитуры) и «Аппассионата», ставшая любимым произведением Ленина.
В 1824 г. Бетховен, уже совсем потеряв слух, создал Девятую симфонию, считающуюся не только лучшим его произведением, но и одним из величайших творений в истории музыки. Бетховен выступил новатором, впервые соединив певческий голос и инструментальную музыку (четвертая часть симфонии, «Ода к радости» на слова Фридриха Шиллера; в н. в. используется как гимн Евросоюза). Первое исполнение симфонии было встречено овациями, продолжительность которых можно было сравнить лишь с приветствиями в отношении царствующих особ.
Всего Бетховен сочинил девять симфоний, свыше 50 сонат, 16 струнных квартетов, увертюры, оперу «Фиделио», воспевающую борьбу за справедливость и свободу, музыку к песням на стихи разных поэтов, включая Гёте, и др. Кроме того, в его наследие входят народных песен (в т. ч. русских). Большую часть произведений он создавал специально для фортепьяно, которое в то время еще не пользовалось широкой популярностью, способствуя таким образом росту интереса к этому инструменту. Многие из них любимы не только взрослой аудиторией, но и детьми. Наряду с Моцартом и Гайдном Бетховен считается самым ярким представителем Венской классической школы («Венский классицизм»), музыкального направления второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. Также он заложил основы для развития музыки эпохи романтизма (продлилась до начала XX в.). Творчество Бетховена еще при его жизни было признано критиками и зрителями, он был знаменит далеко за пределами Германии и Австрии. Сегодня он остается самым исполняемым классическим композитором в мире.
Личные сведения
Людвиг ван Бетховен обладал тяжелым характером. Он был независимым, самолюбивым и замкнутым, многим казался угрюмым и грубым. У него часто бывали вспышки гнева по отношению к посторонним людям, которые, по его мнению, вели себя недостойно. Эти черты усугублялись с развитием глухоты. Однако с близкими и родными он был приветлив и доброжелателен. Известно, что он поддерживал материально не только своих братьев (после смерти одного из них заботился и о племяннике), но и нуждавшихся друзей.
С 1800-х гг. Бетховен начал пользоваться так называемыми разговорными тетрадями, в которые собеседники записывали вопросы к композитору. Он отвечал вслух или тоже письменно. Также он нередко заносил в эти тетради свои мысли о музыке и обществе.
Бетховен был критически настроен по отношению к властям, неоднократно резко высказывался в том числе против императора и законов, которые, как он считал, нарушали права человека. По его словам, «нет ничего более ничтожного, чем наши так называемые великие».
Увлечением композитора было чтение, а любимыми авторами — Шекспир, Гёте и Шиллер.
Бетховен никогда не был женат, но, по воспоминаниям друзей, постоянно находился в «состоянии влюбленности». Наиболее сильные чувства он испытывал к своим ученицам итальянкам Джульетте Гвиччарди и Терезе Мальфатти.
Кончина, память
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 г. в Вене на 57-м году жизни от болезни печени. В похоронной процессии приняли участие более 20 тыс. человек. Композитор был похоронен на кладбище в венском районе Веринг, а в 1888 г. его прах был перенесен на Центральное кладбище города.
В 1845 г. в Бонне был открыт первый памятник Бетховену, созданный на пожертвования, большую часть из которых внес композитор Ференц Лист. В 1880 г. монумент был воздвигнут в Вене. Сегодня насчитывается свыше 100 памятников композитору в разных странах, включая Индию, Россию, США и Японию.

Читайте также  Как найти число молекул в газе

Композитор Людвиг ван Бетховен: лучшие музыкальные произведения

Немногие композиторы смогли достичь мировой известности при жизни. Около 20 000 человек провожали в последний путь немецкого композитора. Им был Людвиг ван Бетховен, музыкальные произведения которого положили начало огромному пласту мирового искусства – романтизму в музыке.

  1. Отличительные черты творчества
  2. Полезное видео: Л. Бетховен «Лунная соната»
  3. Лучшее в творчестве
  4. Фортепиано
  5. Смычковые
  6. Для оркестров
  7. Для голоса
  8. Полезное видео: классическая музыка Бетховен
  9. Вывод

Отличительные черты творчества

Композитор обучался у лучших. Йозеф Гайдн, Готлоб Нефе, Сальери внесли свой труд в становление юного дарования. Из-за смерти матери и материальных трудностей пришлось отказаться от обучения у самого Моцарта, который с интересом наблюдал за творчеством Бетховена и был согласен взять его в ученики.

Однако только ранний период напоминает чем-то работы педагогов. Средний период стал отображением борьбы, революции. Это одновременно внешнее влияние идей Бонапарта и собственных проблем со слухом, причиняющих все больше страданий. Именно тогда были написаны знаменитая Аппассионата, Лунная и Крейцерова сонаты. Бетховен работал практически во всех известных на то время жанрах. Кроме единственной пробы в жанрах оперы и балета, автор создал 6 симфоний, фортепианные, скрипичные концерты, ряд фортепианных сонат и концертов. Особое внимание уделял Бетховен струнным квартетам.

Это интересно! Изучаем стили танцев: полный список

В это же время композитор позволяет себе множество откровенных высказываний против власти, что только ухудшает ситуацию. Он постепенно теряет популярность, его высказываний начинают опасаться покровители. На фоне прогрессирующей глухоты, серьезных физических и психологических страданий, это становится серьезной проблемой для композитора. Естественно, такие сильные чувства находят выход в гениальных произведениях.

Это интересно! Поздний период творчества отличается сложностью форм. Создавал их полностью глухой автор, реагирующий только на физические вибрации струн инструментов, но никак не на звучание.

Некоторые работы Бетховена для фортепиано настолько сложные, что даже именитые исполнители в наше время с трудом продираются сквозь запутанные темы, тяжелейшие для исполнения в техническом аспекте.

Полезное видео: Л. Бетховен «Лунная соната»

&lt,span data-mce-type=bookmark style=display: inline-block, width: 0px, overflow: hidden, line-height: 0, >

Лучшее в творчестве

Конечно, вся музыка композитора достойна быть исполненной перед самыми изысканными ценителями, однако некоторые произведения особенно любимы и часто исполняемы. Они достаточно разнообразны, как и жанры, в которых работал Бетховен.

Фортепиано

Особое внимание автор уделял фортепиано, скорее всего, в память о том, как обучался музыке на клавесине. Для этого инструмента написано 32 сонаты, больше 20 циклов вариаций, 6 трио, больше 60 небольших самостоятельных пьес. Кроме того, 10 сонат для скрипки с фортепиано, 5 сонат в сочетании с виолончелью, 5 концертов с оркестром, фантазия, в которой фортепиано дополняли не только оркестр, но и хор.

Чаще всего на концертах можно услышать:

  1. Сонату №8, написанную в 1798 году. Она была посвящена Карлу фон Лихновскому, титулованному другу, который, благодаря своему княжескому титулу и состоятельности, оказывал серьезную поддержку. Больше соната известна по названию «Патетическая». Издатель, которому довелось слушать исполнение, написал под впечатлением «Великая патетическая соната». Трагизм ее настолько впечатлял, что общественность с готовностью приняла предложенный вариант.
  2. Среди знаменитых сонат Бетховена выделяется «Лунная соната», датированная 1801 годом. Опять же, название дано не автором, а музыкальным критиком, который сравнил ее звуки с лунным светом над озером. Композитор считал сонату фантазийным произведением, большинство же критиков считают, что на лунный свет там нет и намека, но она осталось в веках под этим названием.
  3. Среди самых известных сонат Бетховена для фортепиано «Аппассионата». Так названа соната №23, оп. 57, посвященная графу Францу фон Брунсвику. Всеобщее обожание началось с ее дебюта в 1807 году на сценах все той же Вены.
  4. Концерт для фортепиано с оркестром №5 впервые услышала публика в Лейпциге. Он посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому и больше знаком под названием «Император».
  5. «К Элизе» узнают даже школьники. Багатель №25 прозвучала после смерти мастера. Библиографом Людвигом Нолем был найден листик с датой 27 апреля. Скорее всего, пьеса написана за один день в порыве вдохновения. По черновикам других работ, которые были представлены публике, предполагают, что это был 1810 год.

Рассматривая известные произведения композитора для фортепиано, список мог бы быть гораздо длиннее. В данном случае говорим о репертуаре, известном широкой непрофессиональной публике.

Людвиг ван Бетховен

Смычковые

Многосторонность интересов автора включали в себя струнные инструменты. Сонаты для фортепиано сочетались со скрипкой и виолончелью. Написано 16 струнных квартетов, Большая фуга, сложнейшее произведение, созданное в 1825 году, 2 квинтета и около 60 камерных ансамблей разных составов.

Особенно выделяется концерт для скрипки с оркестром оп. 61. Впервые прозвучав, он не принес успеха автору, несмотря на то, что партию скрипки исполнял верный друг, скрипач и автор музыкальных произведений Франц Клемент.

Ходили слухи, что некоторые части правились непосредственно перед премьерой, где читались, что называется, с листа. Только через 38 лет, в 1844 году, он прозвучал снова и совершенно с другим эффектом. Нынешние специалисты считают его важной вехой в развитии скрипичной музыки.

«Крейцерова соната» №9 впервые исполнена в той же Вене, откуда жители категорически отказывались отпускать композитора. Написана соната для скрипки и фортепиано и имеет оригинальную историю. Говорят, первоначально она посвящалась Джорджу Бриджтауэру, но уже на премьере они с автором разругались. На удивление всем в издательство она пошла с припиской для Рудольфа Крейцера. В России она дополнительно известна благодаря Льву Толстому, написавшему одноименную повесть.

Это интересно! Кто такой Айвазовский – биография: кратко о жизни и творчестве

Для оркестров

Крупные творения с масштабными идеями поражают воображение до сих пор. Такие известные произведения, как 9 симфоний, больше 10 увертюр, 40 танцев и маршей создавались для исполнения коллективами духовых и симфонических оркестров. Ранее же медные инструменты не использовались вообще. Введены были и имитации звуков в крупных работах, а не только в небольших пьесах, в частности в симфонии №6, «Пасторальной».

Невзирая на то, сколько симфоний у великого композитора, для широкой публики самые известные №5 и №9.

Это интересно! Пятая симфония Бетховена писалась на протяжении 4-х лет. Автор прерывался на иные работы, откладывал ее.

Начиналась глухота, и инстинктивно желание избежать судьбы отразилось на работе. Ведь главная тема напоминает стук в дверь. Историки ныне уточняют, что, по его мнению, в эту дверь стучался. Некоторые считают, что это судьба, некоторые – смерть. Критики считают симфонию №5 воплощением идеала классического произведения.

В девятой симфонии, наоборот, многие каноны нарушены. Она еще называется «Хоральной», поскольку в последней части введен хор. Изменен был порядок частей. Лев Толстой в свое время дурно отозвался о произведении, а сегодня финал, «Ода к радости», является гимном Евросоюза.

Людвиг ван Бетховен: музыкальные произведения для оркестров

Для голоса

Жанры,в которых работал Бетховен, разнообразны, однако только одна опера, «Фиделио», ему удалась настолько, что была поставлена. Кстати, оказалась она даже настолько хороша, что ставится и ныне. Из сценических произведений была озвучена драма Гете «Эгмонт» и написан балет «Творение Прометея».

К хоровым произведениям относится Месса До мажор, Ре мажорная «Торжественная месса», единственная написанная оратория на религиозную тему «Христос на горе Елеонской», а также кантаты и хоры.

Значительно велик вклад Бетховена в вокальное искусство. Он талантливо обрабатывал народные песни, на основе которых создано всего около 150 обработок известных мелодий Шотландии, Италии, Ирландии, Уэльса и других регионов. Любимое фортепиано получило возможность аккомпанировать более чем 80 вокальным произведениям. Из-под пера Бетховена вышли арии, ансамбли, каноны, в том числе на стихи Гете, Геллерта, Ейтелеса.

Полезное видео: классическая музыка Бетховен

&lt,span data-mce-type=bookmark style=display: inline-block, width: 0px, overflow: hidden, line-height: 0, >

Вывод

Самая большая проблема – потеря здоровья, слуха – не позволила композитору раскрыть весь свой потенциал. Однако и те произведения, которые смогли увидеть свет, поставили в один ряд Бетховена с величайшими творцами, в том числе композиторами, которыми он искренне восхищался. Его музыкальные произведения не только поражают тщательной проработанностью, оригинальностью мелодий, но и использованием уникальных, ранее неизвестных приемов, которые пришли в музыкальный мир благодаря поразительному чутью великого мастера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: