Какие основные идеи либерализма и социализма

Социализм — это… Идеи и суть идеологии социализма, социализм в СССР

Что такое социализм?

Социализм — это общественная система, при которой государство в значительной степени контролирует экономику и средства производства, а своей целью провозглашает равенство и справедливое распределение благ.

Социализм — самоназвание ряда непохожих систем, существовавших в разное время в СССР, Китае, Югославии, на Кубе и т.п. Даже тоталитарный режим нацистов в Германии при Адольфе Гитлере назывался национал-социалистским . В связи с этим универсального определения социализма не существует.

В эпоху холодной войны Советского Союза со странами Запада к «мировому социалистическому лагерю» причислялись СССР, его союзники и сателлиты — от Анголы до Чехословакии.

Французское слово «социализм» (socialisme) образовано от латинского socialis — общественный. Первым термин «социализм» использовал французский философ Пьер Леру в работе «Индивидуализм и социализм» в 1834 году.

Идеология социализма. Суть и принципы социализма

Социализм — не только общественная система, но еще и политическая идеология. Социалисты относятся к левым : они выступают за бо́льший государственный контроль над экономикой и общественное равенство.

Основные идеалы социализма:

Отсутствие эксплуатации человека человеком, социального угнетения

Общественная собственность на средства производства

Социальное равенство, справедливость

Либерализм, консерватизм, социализм и анархизм — сравнительная таблица отличий

Левым социалистам и коммунистам традиционно противопоставляют правых — сторонников рыночной экономики и частной собственности. Чем отличаются взгляды либералов и консерваторов от взглядов социалистов?

Либерализм провозглашает высшим идеалом свободу личности, а не общественное благо, как при социализме. Либералы выступают за экономические свободы, против вмешательства государства в рыночную экономику — и это также противоречит идеям социалистов.

Консерватизм выступает за сохранение и укрепление традиционных общественных институтов — государства, церкви, семьи, частной собственности. Консерваторы, в отличие от социалистов, признают естественным общественное неравенство и выступают против активного государственного вмешательства в экономику.

Отличаются от социалистов и лево-радикальные сторонники анархизма . Анархисты выступают за полный отказ от частной собственности и от государства, считают, что люди сами наилучшим образом устроят свою жизнь без принуждения со стороны власти.

Основные принципы и ценности

Свобода личности, права человека, частная собственность, демократия

Традиционные институты: государство, семья, церковь, частная собственность

Равенство, отсутствие эксплуатации, справедливое распределение и общественная собственность

Отсутствие власти одних людей над другими, свобода от принуждения

Роль государства в экономической жизни

Государство минимально вмешивается в свободный рынок, не мешает конкуренции

Государство защищает частную собственность как основу экономики

Государство регулирует экономическую жизнь, распределяет ресурсы, ограничивает частную собственность

Государство не нужно, оно не должно вмешиваться в экономику

Отношение к социальным вопросам

Люди равны перед законом, в остальном неравенство нормально

Люди не равны, часть из них может иметь привилегии

Все люди должны иметь равные права и обязанности, государство борется с неравенством доходов

Отказ от частной собственности обеспечит равенство людей

Пути решения социальных вопросов

Реформы, постепенные изменения общества

Укрепление традиционных устоев и институтов общества

Контроль государства, обеспечение социального равенства

При отсутствии государства люди сами решат свои проблемы

Социализм и коммунизм — в чем разница?

Идеология социализма близка к коммунизму . Однако коммунистический идеал более радикален: коммунисты выступают за полное обобществление производства, отказ от частной собственности и централизованное распределение благ.

Сторонники марксизма называют коммунизм высшей стадией социализма. При коммунизме должно установиться абсолютное равенство людей, установиться некое идеальное общество, где каждый трудится в меру своих способностей и получает от общества все необходимое. В этом смысле коммунизм — несбыточная утопическая концепция, мечта, полагают критики коммунизма. Социализм провозглашает более конкретные и достижимые цели.

SOPA Images/LightRocket via Getty Images

Что такое утопический социализм?

Утопический социализм — общее название для социалистических учений, существовавших до появления марксизма, концепции немецкого философа Карла Маркса. В первой половине XIX века идеи о справедливом преобразовании общества выдвигали мыслители Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.

В России под влиянием указанных философов Александр Герцен и Николай Огарев сформулировали идеи «общинного социализма» — справедливого общества на базе русской крестьянской общины. Эти мысли получили развитие в идеологии народников — сторонников крестьянского социализма. «Величайшим представителем утопического социализма» Ленин называл Николая Чернышевского — автора романа «Что делать?»

Проект Новой Гармонии — колонии, которую предложил основать в Америке Роберт Оуэн. Гравюра Ф. Бейта. 1838 год

Немецкий философ Карл Маркс превратил социализм из философского идеала в революционную теорию: он утверждал, что социалистический строй уничтожит капитализм в результате пролетарской революции.

Ленин и другие марксисты считали построения своих предшественников несбыточными, ненаучными — отсюда и название «утопический социализм». После революции 1917 года в СССР «наивному» утопическому социализму противопоставляли научный коммунизм.

Социализм в СССР. Развитой социализм

В России идеи Карла Маркса получили широкое распространение к концу XIX века. Ведущими идеологом марксизма был Владимир Ильич Ульянов-Ленин, лидер Российской социал-демократической рабочей партии большевиков — РСДРП(б). Ленин отмечал, что социализм приходит на смену капитализму, а затем из социализма вырастает коммунизм. В отличие от более умеренных социалистов, Ленин считал коммунизм достижимым в обозримом будущем революционным путем.

После победы Октябрьской революции 1917 года РСДРП(б) была переименована в коммунистическую партию. Большевистское государство во главе с Лениным взяло курс на построение социализма и коммунизма. Экономика стала централизованной, Компартия не допускала к власти другие политические силы, государство строго контролировало социальную сферу, культуру и идеологию.

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы ни государственной власти.

Конституция РСФСР 1918 года

При И.В. Сталине Конституция СССР 1936 года провозгласила, что социализм в стране построен: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Этот документ получил неофициальное название «Конституция победившего социализма». Конституция гарантировала населению широкие права и свободы, которые на деле нарушались — через год, в 1937 году, в стране началась волна наиболее жестоких массовых репрессий.

При Н.С. Хрущеве в 1961 году была принята новая программа Компартии, обещавшая «создание материально-технической базы коммунизма» к 1980 году. Уже тогда многие посчитали несбыточным обещание построить коммунизм за 20 лет. После отставки Хрущева это признало и руководство страны.

На смену разговорам о скором наступлении коммунизма пришла концепция развитого социализма — неопредленно долгого этапа на пути к коммунизму. При Л.И. Брежневе была принята Конституция СССР 1977 года, так называемая «Конституция развитого социализма».

В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

Развитое социалистическое общество — закономерный этап на пути к коммунизму.

Конституция СССР 1977 года

Советский плакат эпохи Л.И. Брежнева

Построение коммунизма, таким образом, откладывалось на неопределенный срок. Тем временем СССР вступил в эпоху экономической и социально-политической стагнации, а затем и острого кризиса. Коммунистическая идеология стала подвергаться все большей критике.

Во второй половине 1980-х годов М.С. Горбачев пытался реформировать социалистическую систему, однако эти попытки закончились неудачей. Мировой социалистический лагерь распался. В декабре 1991 года официально перестал существовать и Советский Союз. Появившиеся на его месте независимые республики отказались от идей социализма.

Критика социализма. Чем плох социализм?

В настоящее время принято считать, что «социалистический эксперимент» XX века закончился провалом. Анализируя причины его неудачи, критики указывают на фундаментальные экономические, социальные и политические недостатки социализма.

Экономические трудности . Практика опровергла идею о том, что экономика социализма окажется эффективнее капиталистической благодаря централизованному планированию. В соцстранах явно проявились неизбежные недостатки командной экономической системы.

Отсутствие экономических стимулов и уравнительная оплата труда неизбежно вели к низкой производительности. Ориентация на количественный план вредила качеству продукции. Не было заинтересованности во внедрении новых технологий. В результате усугублялся товарный дефицит, усиливалась скрытая инфляция, социалистические страны проигрывали в конкурентной борьбе капиталистам.

Общественное неравенство .Попытка создать справедливое общество удалась лишь отчасти: в социалистических странах действительно было меньше имущественное неравенство, здравоохранения и образование были бесплатными и т.д. При этом неравенство существовало в других проявлениях. По происхождению граждан делили на «классово близких» и «классово чуждых». В дальнейшем формировалась чиновничье-партийная элита, которая пользовалась широкими привилегиями.

Отсутствие политических свобод, репрессии . Активное вмешательство государство в жизнь общества в социалистических странах привело к уничтожению политических свобод, установлению тоталитарных и авторитарных режимов. В советской России и СССР политически мотивированное насилие было особенно жестоким: раскулачивание крестьян, массовые репрессии 1930-х годов, преследование инакомыслящих.

Читайте также  Где получить справку об отсутствии судимости в Москве

Depositphotos

В итоге эти недостатки привели к краху мировой социалистической системы. Сегодня лишь немногие страны — такие как Китай или Куба — продолжают заявлять о приверженности идеям социализма, хотя по факту во многом отошли от прежней идеологии.

Большинство сторонников социализма занимают в настоящее время умеренные позиции — они выступают за сохранение рыночной экономики при более значительном влиянии государства и более справедливом распределении благ. Такая идеология ближе к социал-демократии . Социал-демократы выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод.

Таблица по истории 9 класс Великие идеологии

граф К.-А. де Сен-Симон

П. А. Крапоткин, М. А. Бакулин

Немецкий Михель, Дядя Сэм, Марианна

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Либералы, консерваторы и социалисты

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 252.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 252.

Среди наиболее популярных идеологий можно выделить три: консерватизм, либерализм, социализм. Они сформировались в Новое время, в XVII–XIX веках, и продолжают развиваться до сих пор.

Либерализм

Своими корнями эта идеология уходит в эпоху гуманизма: к первым буржуазным революциям в Нидерландах и Англии. Изначально либералы выступали против абсолютной монархии и клерикализма.

Рис. 1. Джон Локк.

Идеи либерализма восходят к сочинениям английского философа Джона Локка конца XVII века, например, «Два трактата о правлении». Он сформулировал основные принципы данной идеологии:

  • экономическая свобода;
  • интеллектуальная свобода;
  • свобода совести.

В XVIII веке идеи равенства граждан перед законом развил французский философ Шарль Луи Монтескьё. Государственную власть он предлагал ограничить принципами федерализма и разделения властей.

Жан-Жак Руссо развил идею о естественной свободе и общественном договоре. К либеральным мыслителям XVIII века относились:

  • Адам Смит;
  • Бенджамин Франклин;
  • Томас Джефферсон;
  • Иммануил Кант.

Современные права человека восходят к идеям либералов Нового времени. В том числе право на жизнь, личную свободу и собственность. Идеи либералов XVIII века повлияли на революции во Франции и в североамериканских колониях, а также на общественное движение в ряде стран, например, в России (декабристы).

Консерватизм и социализм

Идеи консерватизма зародились в Англии во второй половине XVII века, между реставрацией династии Стюартов и Славной революцией 1688 года. Изначально консерваторами были монархисты-роялисты. К 1830-м годам появилась консервативная партия, она представляла собой странный альянс капиталистов-рыночников и аристократии.

В России определение консерватизма связывают с идеями Николая Карамзина, Сергея Уварова, Константина Победоносцева, Михаила Каткова. Из императоров XIX века образцовыми консерваторами были Николай I и Александр III. В основе идей консерваторов лежит:

  • поддержка традиционных ценностей;
  • неприятие радикальных реформ;
  • протекционизм;
  • ставка на безопасность во внешней политике.

Примером британского консервативного политика 2-й половины XX века является Маргарет Тэтчер.

Идее социализма уходят корнями в далекое прошлое. Они прослеживаются у древнегреческих философов Платона и Аристофана. К утопическому социализму XVI века относятся Томас Мор и Томмазо Кампанелла. В их творчестве заметны идеи равенства и отсутствия частной собственности.

Бурное развитие социалистической мысли произошло в XIX веке под влиянием буржуазных революций, индустриализации и рабочего движения. Философы Маркс и Энгельс выдвинули идею о социализме как о первом этапе коммунизма. Вместо идей экономической свободы либералов и традиционных ценностей консерваторов, они выдвинули:

  • Ограничение частной собственности и национализацию с целью достижения общественной собственности.
  • Обязательный труд для всех членов общества.
  • Справедливое распределение в стиле «от каждого по способностям, каждому по труду».
  • Идеи революции с целью свержения эксплуататорских классов.
  • Превращения классового общества в бесклассовое.

Их идеи в начале XX века развил Владимир Ленин, который, будучи лидером партии большевиков, осуществил Октябрьскую революцию в 1917 году.

Основные характеристики либералов, консерваторов и социалистов можно представить в таблице:

Идеология

Особенности

Личные свободы и права человека, экономические свободы, федерализм, разделение властей, общественный договор

Принятие прогресса, но неприятие революций и радикальных реформ, поддержка традиционных ценностей

Идеи национализации и ограничения частной собственности, справедливого распределения, свержения эксплуататорских классов, социалистической революции и перехода от социализма к коммунизму

Основоположником консерватизма можно считать Эдмунда Бёрка. Он был членом парламента Великобритании с 1766 по 1794 год. В 1790 году Бёрк резко раскритиковал в своих памфлетах Великую французскую революцию за ее пренебрежение к ценностям и традициям.

Что мы узнали?

В школьном курсе по истории и обществознанию 8 класса можно узнать кто такие либералы, консерваторы и социалисты. Представители этих идеологий имеют различные взгляды на то, каким должно быть общество и государство.

Об отличиях социализма от либерализма

Основное отличие в том, что либерализм определяет политическую структуру общества, а социализм определяет экономическую структуру общества. То есть правление может быть социал-либеральным, а может быть и буржуазно-либеральным. А значит возможно либеральное правление либо при монополии капитала, то есть рынка и денег, а может быть и при монополии закона о социальных гарантиях по труду!

И тогда с правом на необходимый обществу труд у каждого будет гарантированное ЗАКОНОМ право иметь от общества всё производимое и необходимое в обществе для жизни по достойным человека и утверждённым ЗАКОНОМ нормам от общего количества производимого в обществе! А не только по неизвестно как добытым деньгам…

Причём это необходимо делать по решению абсолютного большинства населения страны! Чтобы от общего количества ежедневно производимых и необходимых каждому базовых средств для жизни все имели право на свою норму по количеству и квалификации своего честно и справедливо нормированного труда на благо общества для своей счастливой жизни! Как и должно быть в социально справедливом демократическом обществе. Если деньги можно распределять по количеству и квалификации труда, почему нельзя гарантированно распределять производимые в обществе и ежедневно необходимые каждому базовые средства для жизни?

А при монополии капитала, когда определяется только зарплата пропорционально труду, без гарантий на производимые в обществе и необходимые каждому средства для жизни по труду, социальная справедливость ДЛЯ ВСЕХ невозможна по определению.

Есть люди, которые считают либерализм и социализм единственными крупными, к тому же противостоящими друг другу, доктринами общественного развития, что они являются базовыми мировоззренческими системами. Это в корне неверно!

Тогда это означает, что каких бы взглядов человек ни придерживался, в своей основе это будут взгляды либо либеральные, либо социалистические и исключение составляет разве что доктрина абсолютизма, представляющая собой аполитичную форму авторитаризма.

Но необходимо различать экономические законы при разных политических структурах правления. Если в основе распределения социально-коммуникационных благ для удовлетворения разных потребностей населения лежит товарное производство ради прибыли и рынок при монополии товарно-денежных отношений, а в обществе есть классовые привилегии владельцев средств производства, то это экономика КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА! Причём независимо от того, частный это владелец средств производства или совокупный, в виде государственного аппарата власти в лице привилегированного чиновничества.

А если в обществе уже всё решает его народ, который своим абсолютным большинством избрал закон, при котором с правом на необходимый обществу труд у каждого есть гарантированное ЗАКОНОМ право иметь от общества всё необходимое людям и производимое в обществе для жизни, по достойным человека нормам!

То есть по решению абсолютного большинства населения страны каждый имеет всё необходимое от общего производимого в стране количества ежедневно необходимых базовых средств для жизни, по количеству и квалификации своего честно и справедливо нормированного труда на благо общества, то это экономика СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ БЕСКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА! И каждый живёт независимо от того, кто является хозяином средств производства, ибо ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ ЕДИН!

А рынок можно сохранить на производимое СВЕРХ НОРМ необходимых для социального благополучия общества!

Естественно, что в таких странах необходимы государственные службы обеспечения законности, ибо как не бывает прав без законов, так и не может быть защиты прав без государственных служб их обеспечения! А это ОСНОВА любого правового государства!

А если народ не способен организоваться для формирования нужных ему законов и не создаст соответствующие службы для обеспечения законности, то пусть служит тем, кто может диктовать СВОИ ЗАКОНЫ и обирать его на законном основании.

Ведь при демократии власть у народа может быть лишь законодательной, ибо исполнительная и правозащитная власть ВСЕГДА ЯВЛЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖБАМИ!

И это должен понимать каждый грамотный и образованный человек, независимо от того, буржуазное у него мировоззрение, социалистическое или либеральное. Если либерал выбирает свободу обирать, грабить и насиловать других людей ради личного благополучия, то он буржуазный либерал. А если человек выбирает свободу жить счастливо, не мешая быть счастливыми другим, то он либерал-социалист!

Так и только так можно сегодня рассуждать о либерализме, капитализме и социализме (коммунизме).

А то, чем отличается социализм от коммунизма, надеюсь, уже все понимают? Что при социализме по труду гарантируются только социально-бытовые условия жизни по достойным человека нормам от общего количества производимых средств для жизни!

Читайте также  Рецепт салата из слабосоленой форели

А при коммунизме всем должны быть доступны и средства коммуникации по труду, то есть энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке только их конечные устройства! По зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны! Если стандартные не устраивают или общественные.

Либерализм — определение, признаки, основные идеи и ценности

В современном обществе часто возникают вопросы, связанные с правами и свободами граждан. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Люди, провозглашающие незыблемость прав и свобод индивида, прибегают к понятию либерализм – это течение, возникшее в 19 веке и трансформировавшееся в учение в современности.

Либерализм — кратко и понятно об основных понятиях

Важно в первую очередь определить смысл базовых понятий.

Изучим, какое значение политологи вкладывают в тот или иной термин:

Либерализм – учение, существующее как в философии, так и общественно-политической сфере, отражающее незыблемость прав граждан и свобод людей.

Либерализация – процесс расширения прав людей и их свобод, происходящий через реформы или революции. Касается преимущественно социальной, политической и экономической сфер. В культуре либеральность простыми словами выражается в виде ограничения цензуры и свободы слова.

Либеральные политические взгляды – представления и убеждения граждан, в рамках которых они требуют полноты свобод, и признают, что все в их жизни в таком случае зависит от них.

Либеральный режим – это определенная форма осуществления государственной власти, при которой ведется минимальный контроль за социальной, экономической и духовной сферами. Неотъемлемыми чертами либерализма являются: правовое государство, гражданское общество, плюрализм.

На основании данных определений допустимо сделать вывод, что в основе либерализма лежат права и свободы людей, которые являются базой для выстраивания политических институтов.

Главные принципы либеральной идеологии

Современные трактовки либерализма выделяют пять основных признаков, на которых строится учение.

К основным идеям относятся:

права человека на честь и достоинство, свободу и собственность, а также на равенство перед законом;

гражданское общество, где государство не вмешивается в частную жизнь граждан и в экономические отношения между субъектами права;

саморегулирующиеся рынки, в том числе труда;

равенство, распространяющееся на все сферы жизни общества.

На рубеже 19 и 20 веков, когда либерализм набирал силу, стало очевидно, что полное невмешательство государства в экономическую сферу опасно. В связи с этим принципы либерализма стали видоизменяться.

Основатели либерализма

Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в.

Первым принципы и основы теории сформулировал английский педагог и философ Джон Локк в своём труде «Два трактата о правлении». Он считал, что любому свободному человеку необходимо владеть собственностью — как материальной, так и интеллектуальной.

Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт. Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность.

Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.

Изначальная теория либерализма

В основе классической теории либерализма лежит идея о минимальном вмешательстве государства в частную и экономическую жизнь общества.

Отметим, что подобный вариант допустим при условии стопроцентного подчинения существующим законам, которые во главу ставят именно права и свободы индивида.

Недостаток либерализма проявился в США в начале двадцатого века, когда из-за невмешательства в экономику разразился крупнейший в истории кризис.

Виды либерализма

Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.

В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:

классический либерализм;

неолиберализм;

социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;

либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.

Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.

Экономический либерализм

Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.

Идея основана на запрете вмешательства в экономику органами власти. Всеми субъектами должна руководить «невидимая рука рынка», которая и сбалансирует вопросы спроса и предложения.

Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.

Неолиберализм

В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.

На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:

недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;

защита прав и свобод граждан;

поддержка социально незащищенных групп населения.

В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.

Либералы в России и их взгляды на развитие общества

У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.

Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:

Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.

Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.

Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.

Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.

Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.

Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.

Консерватизм, либерализм, социализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:33, реферат

Описание

Либерализм — идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы. Актуальность анализируемой темы видится в необходимости изучения и осмысления опыта политической жизни и мысли современного либерализма. Чтобы правильно подойти к анализу представленной темы исследования надо изучить не только современное состояние дел в либерализме но и дать оценку историческому развитию отечественного либерализма.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

соц.либ.конс.doc

  1. Введение………………………………………………………… . 3
  2. Консерватизм, либерализм, социализм………………………….4
  3. Заключение…………………………………………………… ….11
  4. Список использованной литературы……………………………12

Консерватизм — совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Консерватизм как историческая миссия — это противодействие саморазрушению современности, к которому она в целом склонна. И это также делает консерватизм актуальным как минимум до тех пор, пока актуальна современность и ее дилеммы.

Либерализм — идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы. Актуальность анализируемой темы видится в необходимости изучения и осмысления опыта политической жизни и мысли современного либерализма. Чтобы правильно подойти к анализу представленной темы исследования надо изучить не только современное состояние дел в либерализме но и дать оценку историческому развитию отечественного либерализма.

Социализм — социальный строй, ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующий для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы; теории, обосновывающие возможность или даже необходимость построения такого общества.

Оформление консерватизма в определенную систему взглядов относится к концу XVIII – началу XX в.в. и было реакцией на довольно широкое распространение либеральных идеалов, но прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской революции 1789 г. На начальном этапе своего становления эта идеология отражала интересы светских и церковных феодалов, возмущенных «дерзостью» либеральной мысли и политической практикой французских революционеров, стремившихся изменить существующий порядок, освященной вековой историей. Последователи этого течения выступали против общественного прогресса и демократии, за сохранение традиционных институтов (сильного авторитарного государства, влиятельной церкви, частной собственности), за иерархическое устройство общества, основанное на естественном неравенстве и традиционных привилегиях, бережное отношение к устоявшимся традициям и т.д.

Читайте также  Любят ли кошки обниматься

Основоположником консерватизма считается английский общественный деятель Э.Берк (1729-1797), изложивший свои взгляды в работе «Размышления о Французской революции», которая и сегодня считается «Библией» консерватизма.

Основой русского консервативного сознания является неразрывная связь русского народа с «русской землей». Но, между тем, русские, находящиеся за пределами России, но продолжающие считать себя русскими, также принадлежат Русской цивилизации, сохраняя свою связь с «русской землей» и русским народом. Служение Русской цивилизации, духовное соучастие в ее судьбе обеспечивает интеграцию в нее даже тех людей, кто по своему происхождению не принадлежит к русским как этносу.

Долгие годы понятию консерватизма придавалась заведомо негативная, чуть ли не ругательная окраска. Это слово являлось синонимом таких определений, как: «реакционер», «ретроград», «мракобес» и т.п. Считалось, что «консервативного творчества», как такового быть не может, поскольку основной идеей консерватизма является «приверженность к старому, отжившему и вражда ко всему новому, передовому». Долгие годы в отечественной историографии бытовал стереотип, согласно которому консерваторы изображались убежденными противниками прогресса, стремившимися повернуть «колесо истории» вспять. Подобная точка зрения грешит заведомой односторонностью, поскольку русские консерваторы были не только «охранителями» в прямом смысле этого слова, но так же пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами. Попытки современного рассмотрения генезиса русской консервативной мысли в рамках противопоставления «традиция — модернизация» или «прогресс — регресс» весьма условны, поскольку ни традиция, ни модернизация не являются неким абсолютом. И реформы и контрреформы проводятся реальными людьми, преследующими реальные интересы. К тому же реформы вовсе не должны однозначно нести благо для большинства народа, точно так же как контрреформы не должны обязательно иметь деструктивный характер. В конечном счете, власть должна работать во имя страны, и живущего в ней народа. Мы сами могли убедиться, что словом «реформы» можно при желании прикрывать любые разрушительные для государства действия.

Возникновение либерализма относится к периоду кризиса феодализма, эпохе первых буржуазных революций XVII – XVIII в. в. и связано с борьбой третьего сословия, зарождающейся буржуазии против сословного строя, феодальных ограничений, притеснений аристократии, абсолютистского государства, духовного господства церкви.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, в ерховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

  • данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;
  • равноправия и равенства перед законом;
  • рыночной экономики;
  • ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическо м управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. Большое значение для их концептуализации имели идеи французского мыслителя Ж. -Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине являются государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.

Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII-начале XIX в. т.н. утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления более отдаленного общества «всеобщего изобилия» — коммунизма. В. И. Ленин, пытаясь соединить эти идеи с рабочим движением в России и разработав учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной государственной машины», «диктатуре пролетариата» и т.д., рассматривал социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа».

Стремясь создать новое общество в соответствии с марксистской доктриной, Ленин и его соратники стали проводниками фундаменталистического течения в «научном социализме». В то же время ряд немецких теоретиков (К. Каутский, А. Бебель, Э. Бернштейн), позитивно трактуя роль государства (демократической республики) в общественных преобразованиях и утверждая приоритет мирных, эволюционных средств достижения целей, стали основоположниками теоретического ревизионизма в «научном» обосновании социализма, положив начало социал-демократической идеологии.

Теоретическое противоборство марксистско-ленинской и социал-демократической идеологий на протяжении всего XX столетия породило ряд существенных различий в попытках реализации принципов «социально справедливого общества».

Так, ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.

Попытка реализовать идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализма – маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзедуна). Отрицая священные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао тем не менее взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы» (сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки). При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «светлому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского народа (особенно во времена «культурной революции»).

Но XX век продемонстрировал не только непрекращающиеся попытки практического воплощения ортодоксальных версий социализма. Характерной и весьма показательной чертой нынешнего столетия были настойчивые стремления многих мыслителей модернизировать саму теоретическую основу социалистической идеологии. Так, австромарксисты М. Адлер и О. Бауэр пытались создать «интегративную» концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии; А. Шафф и Г. Петрович обосновывали доктрину «гуманистического» марксизма; разрабатывались теории «экологического» и «христианского» социализма и т.д. Однако при всей привлекательности идей социальной справедливости расхождение предписаний теории социализма с реальными тенденциями мирового развития в XX в., а самое главное, их явная склонность к силовым средствам управления, неразрывная связь с имиджем тоталитарных режимов Сталина, Кастро, Чаушеску значительно ослабили политическое влияние этой идеологии в современном мире.

Консервативная идеология и придерживающиеся ее партии в настоящее время успешно развиваются. Консервативные партии периодически приходят к власти, конкурируя с социал-демократами, а консервативная идеология оказывает существенное воздействие на либерализм и социализм, на практическую политику социалистических и либеральных партий.

В настоящее время влиятельность либерализма как политического мировоззрения растет. Это связано как с воскрешением неоконсерваторами ряда основополагающих положений классического либерализма, так и с распадом СССР, мировой системы социализма, с переходом входивших в нее европейских стран к либеральной экономической модели и политической демократии западного образца, в утверждении которой решающую роль сыграли либерализм и либеральные партии. В то же время кризис либеральных партий продолжается.

Несмотря на то, что социал-демократические партии периодически приходят к власти в европейских странах, сменяя неоконсерваторов, кризис социал-демократической идеологии нельзя считать преодоленным, поскольку новых конструктивных идей, способных обновить программу и практику демократического социализма, у международной социал-демократии нет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: