Какие они – современные дошкольники

Современный дошкольник: особенности развития

Современный дошкольник во многом отличается от того, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. При этом природа самого ребенка и закономерности его развития остались прежними. Принципиально изменились предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье и сама семья, педагогические требования в детском саду.

Современный дошкольник часто производит впечатление вполне развитого, любознательного, достаточно свободного в поведении ребенка. При этом мы столь же часто замечаем, что он импульсивен, капризен, плаксив, драчлив или агрессивен. И как ни странно, столь же часто мы неожиданно сталкиваемся с дошкольником, педагогически запущенным взрослыми, но широко обучаемым телевидением и гаджетами.

Современный дошкольник рассуждает на «взрослые» темы, разбирается в хитростях сюжетный линий сериалов, подробно пересказывает серии всем заинтересованным лицам.

Современный дошкольник порой бывает способен к весьма неожиданным умозаключениям, заставляя думать о преждевременном взрослении современных детей.

При этом современные дошкольники отнюдь не опережают возраст в развитии мышления и умственных способностей. Многие из них имеют задержку психического и речевого развития в связи с проблемами со здоровьем. Логопед — один из самых востребованных спутников современного дошкольника. Информированность современных детей отнюдь не ведет к увеличению словарного запаса.

Современному дошкольнику трудно дается концентрация на каком-либо занятии. Часто ребенок находится в практически постоянном, непрерывном движении. В возрастной психологии прочно прижилось понятие «клиповое мышление», опирающееся в своем формировании на обработку информации по типу рекламного или музыкального ролика.

В современном культурном пространстве существенно изменились герои книжек, мультфильмов, которые так важны для дошкольников.

Современный дошкольник предпочитает получить быстрый и готовый результат, нажав на нужную кнопку, вместо того, чтобы длительно, через неудачные попытки продвигаться к желаемому. Легкость управления современными электронными устройствами никак не совершенствует умение дошкольника конструировать, в котором они совсем не опережают то, что строили их сверстники прошлых лет.

Можно с уверенностью говорить, что игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка заметно искажена. Постепенно обесценивается и становится дефицитарным семейное общение, совместное чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом. Экспериментальные исследования последних лет сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что возрастное развитие игры не достигает наивысшего уровня. Последствия этого очевидны: не формируются на необходимом уровне мотивация, умение планировать и обобщать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Так возникает проблема готовности современного дошкольника, часто бойко читающего и считающего, к обучению в начальной школе.

В круг значимых изменений у современных детей дошкольного возраста также входят:
— снижение любознательности и воображения, неразвитость внутреннего плана действий;
— недостаточная сформированность мелкой моторики;
— снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
— ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
— увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
— рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
— увеличение численности одаренных детей.

Итак, современный дошкольник сложен и противоречив. Основная проблема современного дошкольника — то, что культурная среда, в которой он развивается, использует его внутренние ресурсы в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на игре, любви и внимании к его личности.

Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение или возрождение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности. Ему необходима среда, в которой он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать им и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Какие они – современные дошкольники

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Сарапулова Вероника Викторовна

Организация: МАДОУ д/с №77

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Многим отличаются друг от друга два века — нынешний и минувший, XX и XXI век. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией. Мир выходит на другой уровень, создается невероятное количество нового, а многое из старого теряется в годах. Но есть и такое, что не меняется: бережное и трепетное отношение к детям; как к собственным, так и к целым поколениям детей. Маленький член семьи сразу же становится самым главным для своих родителей, бабушек и дедушек.

Дети – будущее, это всем известно. От того, как эти дети будут воспитаны и сколько усилий будет в них вложено, зависит и качество жизни через несколько лет, и технологический прогресс, и состояние экологии, и уровень медицины. Разве есть люди, безразличные к будущему своего города, государства, планеты? В интересах каждого воспитать достойного человека, вырастить настоящего гражданина, наделить его важными ценностями. Так думали наши прадеды, так думаем теперь и мы.

Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Так отчего же дети, в которых вкладывается, казалось бы, одинаковое количество любви и заботы, так отличаются от своих ровесников, живших век, полвека или даже двадцать лет назад?

Для начала рассмотрим причины таких различий. Несомненно, важнейшую в них роль играют изменившиеся условия жизни. Нынешние дети растут в совершенно другом, в сотни раз более насыщенном информационном поле. Современный мир предоставляет с избытком информацию, которую детям остается только поглощать, не прилагая к этому определенных усилий. Ведь, согласитесь, чтобы поднять данные по какой-либо теме, легче открыть страницу в интернете, чем перерыть двухтомный справочник, зайти в библиотеку или же посетить музей.

Так какие же они, современные дети?

Первая отличительная черта, характерная для современных детей, которую мне хотелось бы отметить, это необходимость непрерывного контроля. В прошлом веке родители, бабушки и дедушки, могли оставить ребенка в квартире, напомнив ему лишь о том, что дверь никому открывать нельзя и со спичками баловаться не следует. Действительно, в наше время дети уже в раннем возрасте необычайно шустры, действуют мгновенно. Это позволяет им нести разрушение с огромной скоростью.

Раньше родители, оставив ребенка в комнате с немудреной игрушкой наедине, могли спокойно поужинать, поговорить. Сейчас же нужно быть в постоянном непосредственном контакте с ребенком. Иначе неизбежны в лучшем случае – поломка домашнего имущества, а в худшем – травмы и другие неприятные последствия. Соответственно, во избежание проблем, родители приглашают нянь и гувернанток либо же отдают детей в специальные учреждения, что и в первом, и во втором случае влечет за собой некие последствия, зачастую негативные. Достаточно сравнить игры, в которые играют дети разных эпох. Раньше – мягкие игрушки, кубики, конструкторы, железные дороги, мозаика, юла, пластилин, куклы. Теперь – компьютерные игры, мультфильмы из интернета или телевизора, мобильные телефоны, игровые приставки. И прогресс регулярно оснащает детей все новыми и новыми «игрушками».

Вторым пунктом в списке характерных черт нынешнего поколения детей, я бы поставила постоянную жажду внимания. Можно было бы отнести это к воспитанности, вежливости и пунктуальности, но, поскольку тенденция растет, это является скорее «болезнью» целой эпохи, а не отдельно взятых семей.

Современный ребенок настойчиво дергает за рукав маму, остановившуюся поговорить с приятельницей, вертится, капризничает, встревает во взрослый разговор и всеми силами старается обратить на себя внимание до тех пор, пока не получит его. Дети прошлых поколений спокойно ждали завершения разговора. Если же не обратить внимания на эти выходки современных детей, дело может обернуться серьезной обидой.

Когда нынешние дети хотят поделиться своим мнением, они активно обращают на себя внимание, выкрикивают, плачут, делают все, чтобы их заметили и дали высказаться. Если это не удается, они обижаются. Нередко дети пытаются демонстрировать окружающим свою «уникальность», «непохожесть», «исключительность».

Еще одним подходящим определением для современных детей я считаю слово «всезнающие». У них кардинально возросшая потребность в информации, но и отлично развитая способность к ее восприятию и обработке. Но у детей выбор объекта исследования, конечно, ограничивается наиболее интересной им информацией. То есть о пиратах и, например, лошадях они добывают исчерпывающее количество данных, а в школьной программе по литературе или природоведению пробелы так и остаются незаполненными. Или, если говорить о дошкольниках, не учатся буквы, цифры, названия английских животных. Телевидение и интернет мгновенно предоставляют любые сведения в неограниченном количестве. Открытый доступ позволяет получить любые знания, нужно лишь нажать на пару кнопок. Все-таки остается признать тот факт, что всемирная сеть играет в воспитании современного ребенка огромную роль. Но в этом пресловутом открытом доступе к интернету кроются и опасности: доступность информации, угрожающей нормальному психологическому и эмоциональному развитию ребенка (к этому относятся жестокие ролики, сайты для взрослых, выскакивающая неуместная реклама, нелегальные сборы средств и т. д.); формирование интернет-зависимости (болезнь нынешней молодежи, не способной выпустить гаджет из рук ни на секунду) ; и самая главная проблема, относящаяся скорее к детям младшего школьного возраста: из-за возможности скачивания готовых домашних и контрольных работ, эссе, сочинений, рефератов, складывается поверхностное отношение к учебе, неумение формулировать мысли в связанный текст, неспособность формировать мнение о прочитанном. И эти пункты оборачиваются настоящей трагедией с огромным количеством неприятных последствий. Далее мне хотелось бы осветить некоторые проблемы, возникающие у детей и их родителей и проявляющиеся ввиду вышеуказанных особенностей современной эпохи.

Многие дети испытывают дефицит внимания, недостаток общения или же, наоборот, становятся жертвами гиперопеки. В каждой семье по-своему решают проблемы современного общества: кто-то, чтобы справиться с материальными трудностями, рано выходит из декрета и отдает ребенка в ясли; другие, восставшие против детских садов, лишают ребенка социализации и нанимают специалистов. Так или иначе, родители все меньше общаются со своими детьми. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, родители испытывают страх ”не справиться” (обеднеть, потерять работу, заболеть, они становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. На сцену выходит новый социальный страх — не успешность детей. Родители стараются записать свое чадо в многочисленные дошкольные учебные заведения, чтобы именно их ребенок быстрее других научился считать, писать, читать, а также танцевать, играть на скрипке и кататься верхом.

Читайте также  Как узнать баланс домашнего телефона

Второй критической точкой я считаю проблему социализации. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Кроме того, обостряются проблемы восприятия детей с какими-либо особенностями: будь то одаренность или, например, ОВЗ.

Еще хотелось бы повторить, что неограниченный доступ к информации, о котором говорилось ранее, может негативно влиять на развитие детской психики и самосознания. Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша.

Какие же могут быть методы решения описанных проблем?

У родителей и детей должен быть совместный досуг, в котором дети должны быть равноправными участниками и помощниками. Дети вместе, непременно вместе с взрослыми должны расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Поэтому, когда родители требуют от ребенка выключить компьютер или телевизор, оставить в покое телефон и прекратить обмениваться сообщениями, для начала им следует задуматься над тем, что предложить им взамен. Если же говорить о педагогах: воспитателях и учителях — они тоже могут помочь решить проблему с социализацией и жаждой ребенка обратить на себя внимание. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игры можно предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз важно подчеркивать ценность, выводов, сделанных самими детьми. Чем больше дети будут играть, тем чаще они будут хотеть самим провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: «Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры». Также умение сотрудничать, дружить, вежливо и грамотно отстаивать свою точку зрения воспитывают такие формы, как, например, деление по парам и обмен полученной информацией или же смена ролей, когда ребенок выступает в роли учителя.

Современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

В заключение могу сказать, что если сравнивать современного дошкольника с детьми шестидесятых годов прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании современного ребенка применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Залогом успеха родителей будет индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку.

  1. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Серия: психологический тренинг. – СПб: Речь, 2007
  2. Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  3. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Особенности современного дошкольника

Карасёва Маргарита
Особенности современного дошкольника

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Каковы же причина таких изменений? Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей. Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство, ни одно СМИ не способно заменить живого человека.

Следующая проблема современного дошкольника – это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап. Они не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и пр., но и для их психического развития. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение «экранных» детей.

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Но так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь, то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.

Ещё одной особенностью современных детей является часто отмечающаяся неспособность их к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.

Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом.

Ещё один немаловажный факт, отмечаемый педагогами ДОУ, это снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Этому же способствует то, что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом.

Наблюдения за детьми показывают и некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур.

Практически все педагоги отмечают повышение тревожности и агрессии у современных детей. Наблюдения показывают, что чаще всего агрессия проявляется при недостатке общения. У детей агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения внимания, которые не всегда понятны родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Хочется сказать ещё об одной проблеме в воспитании современного дошкольника. Это современные игрушки. Многие их них совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Сейчас игрушки нацелены на механическое использование заложенных производителем операций, а не способствует творческой игре.

Читайте также  Стоит ли заводить собаку – померанского шпица

Таким образом мы видим, ч то в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям дошкольника. Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности, выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других. Сегодня как никогда важно обеспечить каждому ребёнку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи необходимо формировать у современных дошкольников чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно прожить самый важный и ответственный период своей жизни — детство, в котором закладываются основы личности человека.

1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание. – 2005. — №4 – С. 3-5

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М.В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. — М. : Айрис-пресс, 2004. -160с.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М. : Генезис, 2000. -192с.

4. Мухина B.C.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М. : Академия, 1999.-456с.

5. Осипова А. А. Общая Психокоррекция. — М. : ТЦ «Сфера», 2002.-512с.

6. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 320с.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – 2007. — №8 – С. 9-11

8. 1 september.ru

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Сенсорное воспитание Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного воспитания, так как оно.

Какой он, современный ребенок-дошкольник?

В настоящее время интерес к детству становится всё более пристальным, а образ ребёнка занимает всё более значимое место в мире взрослых.

В современной науке продолжаются исследования определённых закономерностей поуровневого развития личности в онтогенезе. Так, Д.И. Фельдштейн рассматривает детство как особое явление социального мира, которое учёный определяет функционально, содержательно и сущностно. Функционально детство – объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нём себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребёнка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребёнка, в значительной степени проявляют своё действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

В отличие от распространённого в психологических исследованиях подхода, когда детство обычно рассматривается «разорванно» – даётся отдельная характеристика младенческого, раннего, дошкольного возраста и т.д., Д.И. Фельдштейн предлагает вычленить главную образующую линию развития растущего человека на всей дистанции его детства, позволяющую проследить реальную непрерывность процесса взросления. Необходимость выделения единого образующего начала обусловливается тем, что имеющиеся для разных периодов детства показатели взросления (в качестве которых вычленяются отдельные психические новообразования) не соотносятся с интегрирующим свойством, которое одновременно является общим, постоянно развивающимся и саморазвивающимся в онтогенезе феноменом, по отношению к которому определяются все приобретаемые новообразования.

Обычно при характеристике генеральной направленности подчёркивается такой компонент, как присвоение ребёнком социальных норм, ценностей, уровня организации жизни общества, в котором он функционирует. Но при этом индивидуализация ребёнка рассматривается, как правило, вне социальных связей, лишь как реакция на них индивида, который противопоставляется фактически тем социальным отношениям, в которых его индивидуальность и формируется. Поэтому требуется выявить своего рода «сквозное» определение взросления, раскрывающее смысл и содержание того, что же развивается в ребёнке в качестве главного в этом взрослении.

Каждое новое поколение людей присваивает достигнутый человечеством уровень, принимая его как данность. Например, сегодня ребёнок с раннего возраста свободно обращается с телевизором, компьютером, осваивает всё это как уже решённые задачи, исходную позицию. Современные дети стали, с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии, направленной на окружающий мир в целом; с другой – более инфантильными в плане социальной направленности. Произошли серьёзные смещения в мотивационно-потребностной сфере детей – налицо появление новых, зачастую весьма спорных, ценностей, тревожный сдвиг мотивов и т.д.

В значительной степени это связано с потерей и отсутствием устойчивых общественно выработанных ориентиров, чёткости позиций в отношениях к действительности самого взрослого общества. Дети дошкольного возраста только входят в социальный мир, принимают, часто ещё до полного осознания, нравственные нормы взаимоотношений и поведения в человеческом обществе, воспринимают мир прежде всего чувствами, а потом уж сознанием.

Сравнительные исследования по разным направлениям развития ребёнка (интеллектуального, нравственного, физического, эстетического, по развитию игры, общения), проведённые Т.И. Пониманской, показали, что современные дети, так же как и дети прошлого века, усваивают например, такие нормы взаимоотношений, как взаимопомощь, готовность помочь товарищу.

Однако, в отличие от детей 80-х годов прошлого века, современные дошкольники высказывают новые суждения: помогать, конечно, нужно, но, во-первых, только тогда, когда об этом тебя попросят, а самому инициативу проявлять не нужно, и, во-вторых, «когда я увижу, что он сам работал, но не успел, а когда он болтал, ему помогать не нужно». Выявились различия и в проявлении доброты и бескорыстия. Современные дети не настроены давать свою игрушку другим детям «просто так», а вот «если и он тебе что-то даст, тогда можно».

Подобные изменения в детях, в их оценках поступков сверстников, в определении собственной линии поведения объясняются в первую очередь социальными изменениями.

В 90-е годы прошлого века, в период пересмотра жизненных ориентиров и ценностей, стала превалировать ориентация на индивидуальность, на независимость людей друг от друга, на сосредоточенность на себе, своих успехах. Дети, как известно, отражают все особенности мира взрослых, они активно присваивают их формы взаимодействия с окружающим миром, с людьми.

Сложилась сложная и неадекватная потребностям детей ситуация в построении отношений детей с взрослым миром. С одной стороны, взрослый мир как бы приблизился: дети стали более независимыми, раскованными по отношению к взрослым, более уверенными, что связано с большей доступностью информации. С другой стороны, одновременно взрослый мир отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в чёткой позиции своего отношения, своих требований.

Мы выявили, что научное понимание своеобразия детской природы начало формироваться во второй половине XIX века на основе утверждения идеи самоценности ребёнка. Но лишь в XX веке возникает устойчивый интерес общества к детству как социальному феномену, формируется целая «детская» индустрия, охватывающая и материальную, и духовную сферы. Именно в эти столетия усилиями Ф. Фребеля, Н.Ф. Песталоцци, М. Монтессори и других реформаторов педагогики получили развитие социально-психологические и культурологические идеи об особом статусе детства. На современном этапе психологи трактуют детство как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурными факторами.

Специалистами кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством А.И. Гогеберидзе выделены некоторые характерные для современного ребёнка черты:

  1. Становление гражданской позиции. Современный ребенок любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.
  2. Становление системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, они с уверенностью смотрят в будущее, легко рассуждают о том, где и кем он будет работать, сколько зарабатывать тратить, какая у него будет семья, сколько детей, в каких условиях будет жить и как отдыхать. К старшему дошкольному возрасту дети способны не только принять учебную задачу, но и понять её смысл для себя. Как правило, он связан с успешным будущим ребёнка: научусь читать – буду хорошо учиться в школе – поступлю в институт – получу отличную работу! – буду хорошо жить! Детская деятельность обретает для ребенка всё больше и больше личного смысла.
  3. Проявление позиции активного деятеля. Внутренние резервы
    современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой ими
    деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых,
  4. Направленность современного дошкольника на общение, необходимо признать, что современный ребенок одинок. Ему очень часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объёмной информации, ему хочется разговаривать и совместно действовать.
  5. Ориентированность современного дошкольника на познание человека и природы. Человек интересен ребёнку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры. Дети любят сравнивать себя и других, играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты и иллюстрации сказочных персонажей, модные журналы с мужчинами и женщинами, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать о нём самые разные вопросы.
  6. Современность, созвучность техническому прогрессу современного дошкольника. Это современный человек, который быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и модных дизайнах одежды и парфюма, магазинах и товарах.
Читайте также  Чем интернет-портал отличается от обычного сайта

Заметим также, что жизнь ребёнка XXI века не просто очень сильно изменилась, но и тесно связана с возможностями родителей. Можно заметить, что суждения детей о жизни, их предпочтения, интересы зависят от района проживания. Возрастающий интерес ребёнка к человеку и его жажда общения со сверстниками позволяет заключить, что приоритет должен быть отдан личностно-социальной сфере.

Представляется важным задуматься о том, какие задачи воспитания и развития объединили бы детей с разным жизненным опытом и условиями роста, и найти конкретные пути решения этой проблемы.

Литература:
1. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования. Монография. [Текст] – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2009. – 521 с.
2. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: стуктурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004, 2-е изд. – 672 с.

Автор: А.В. Баденова, автор пособий для дошкольников к ООП «Детский сад 2100», г. Иваново

Современные дошкольники. Какие они?

Данная статья содержит личностные характеристики современных детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Современные дошкольники. Какие они?»

Современные дошкольники, какие они?

Сегодня много пишут и говорят о новых детях – эмоциональных, гиперактивных, агрессивных, импульсивных. Что же мы о них знаем? Почему 3-х, 5-ти летние дети отлично справляются и умеют пользоваться компьютером, чем взрослые? Почему у бабушек и дедушек поведение внуков вызывает тревогу? И, кажется, что старые методы воспитания, которые они применяли к своим детям «не работают». Умные, настойчивые, требовательные, чувствительные, эмоциональные, свободные. Вряд ли можно утверждать, что наши воспитанники остались прежними. Ребенок нового века создан телевизором, компьютером. Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому нынешний дошкольник более эрудированный, но у этой эрудиции есть обратная сторона. Кроме эрудированности, мы все отмечаем повышенную эмоциональность наших воспитанников. И это не всегда положительное качество. Дети часто реагируют на самые незначительные события слишком импульсивно, и даже агрессивно, так же могут быть и плаксивы и капризны. Агрессия – это ведь тоже эмоция. Эмоция, взращенная телевизором, компьютером. Но как, же можно научить ребенка считать и писать, если он основного делать не умеет. Как можно обучить ребенка, если он все дни на пролет смотрел мультфильмы, когда идет активное познание всего доброго (сказки), красивого и т. д., когда ребенок учится соотносить себя и взрослых в этом мире, все это притупляется и выходит в наружу скованность, не решительность, не общительность, страхи, нарушения в эмоционально волевой сфере и т. д. Мы взрослые исправляем свои же ошибки. А ошибки исправлять тяжелее. Ведь ребенок не виноват, что ему родители по 2-3 часа разрешают смотреть мультфильмы и, причем зарубежные. Куда делись наши добрые сказки, наши мультфильмы с чебурашкой, эти добрые и немного наивные герои. Почему покимоны и смешарики вытеснили чебурашку? А дети, играющие в компьютерные игры, не замечая для себя, становятся порой жестокими, озлобленными. Рисуют с помощью компьютера, а отсюда и моторика у дутей слабая, они порой даже путаются: «В какой же руке нужно держать ручку?»

У современных детей повышенный тонус организма, возбудимость, современная жизнь полна ритма у их родителей, все спешат заработать деньги с утра до вечера, и беременные работают вплоть до родов, закладывая эту шустрость и нервозность уже в период беременности. А продукты? Какие продукты употребляет беременная женщина и ребенок в будущем? Какие? Кола, фанта, соки в пакетах, искусственную выпечку и т.д. А телевизор, компьютер? А какие мультфильмы смотрят наши дети? Да, вопрос……

Современные дети часто не могут сконцентрироваться, не проявляют интереса к простым занятиям, их не остановить, не увлечь играми. Личностное развитие детей во все времена непосредственно связаны с героями. А какие сейчас герои для ребенка? Человек паук, черепашки ниндзя, супермен и т.д. У современных детей часто снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на быстрый результат ВЫНЬ и ПОЛОЖ.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого только совместными усилиями семьи и детского сада важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб маленький человек смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – ДЕТСТВО. Именно «здесь» и «сейчас» закладываются основы личности человека. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

Подготовила: психолог МАДОУ ЦРР ДС «Умка» Просвирнова Татьяна Анатольевна.

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

У них другой темп

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах героев мультфильма или долгие заставки.

Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.

Их жизнь более насыщена и наполнена информацией

Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

К ним предъявляются другие требования

Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

Они меньше общаются со сверстниками

Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.

Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

В современных мультфильмах можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.

Читайте также:

Текст: Анна Скавитина, Нина Шкилева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: