Какая политическая система в Великобритании

Политическая система Великобритании

Основная характеристика политической системы Великобритании

Великобритания – страна с довольно занимательной и в то же время сложной политической системой. Но самое главное, на что стоит обращать внимание – это ее постоянность и фундаментальность. В основу таких двух показательных характеристик, возможно, лежит тот факт, что Великобритания имела спокойную историю.

Здесь не было залпов революций, которые сотрясали практически каждую страну на материковой части Европы. Также данная страна не знала вторжений за последние столетия, последние были еще во времена Средневековья.

Оригинальные характеристики политической системы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии также имеют отличительные черты. Официальной, письменной конституции, которая являлась бы единым законом, здесь нет. Вместо нее используются древние исторические документы, традиции из политической и юридической сфер.

Но все же можно выделить документы, которые принято считать конституционными в указанном государстве:

  • акт о престолонаследии;
  • великая хартия вольностей;
  • билль о правах;
  • петиция вольностей.

Касательно великой хартии вольностей, то она считается главенствующим документом, который ограничивает полномочия и права монарха. Сейчас трон монарха в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии занимает наследственный монарх королева Елизавета ІІ.

Также среди оригинальных характеристик политической системы Великобритании числятся ограниченные полномочия правящего монарха. Статус монархии в лице королевы сводиться только к различным церемониальным приемам, которые живы согласно уставленным традициям. В целом же, правящий монарх не имеет никакого отношения к правительственной деятельности и принятии законов страны.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Монарх считается конечным источником исполнительной власти в государстве. Или как иначе его называют «Королевской прерогативой». Зачем это все нужно? Четкого списка обстоятельств, в которых стоит применять подобные полномочия, не существует. Но, например, это может быть назначение или освобождение от занимаемой должности премьер-министра, роспуск Парламента. Также в список этих полномочий входит объявление войны или подписание мирного соглашения. Монарх имеет право передать собственные полномочия от имени короны чиновникам или министрам.

Если говорить о влиянии на законодательный процесс, то по правилам его нет, но в действительности оно имеется, хоть и скрытое из виду. Старшие члены королевской семьи, прежде всего это относиться к монарху и принцу Уэльскому (наследник мужского пола), могут быть участниками обсуждения законопроектов. Особенно, если указанный вопрос напрямую затрагивает их сферы жизни и личные интересы. Таким образом, они получают возможность скорректировать или исправить ситуацию.

Формирование правительства

Но мы вернемся к этапу формирования правительства. Выше уже упоминалось о том, что главой здесь является премьер-министр. Важным условием, предъявленным к главе правительственной системы, является членство в Палате Общин, опора на поддержку партии в период формирования правительства.

В практичном плане это значит, что лидер политсилы, получившей абсолютное большинство мест в Палате Общин (всего в ней числиться 650 парламентариев, которые выбираются путем тайного голосования раз на пять лет), и назначается на пост премьер-министра.

А после этого он подбирает себе рабочий состав кабинета министров. Итак, что же получилось в итоге? Политическая система Великобритании в классическом виде соединяет три ветви власти, а если быть точнее, то исполнительная во главе с главой управления страны, которого представили Кабинет министров.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Если говорить о судебной власти, то ее главным заданием станет гарантированное подчинение законам, сформированными судами и судьями. Принимая во внимание тот факт, что министры – это члены законодательного органа правления, а представители старших судей находятся в Палате Лордов, то чисто формально вся судебная власть сосредоточена в руках премьер-министра. Но такой факт говорит о том, что политическая система Великобритании довольно гибкая и в некоторой мере прагматичная.

Законодательным органом в стране является Палата Лордов и Палата Общин. В первой из них насчитывается около 200 пэров, а во главе находиться Лорд-канцлер. У верхней палаты, как часто именуют Палату лордов, нет фактической власти, они выполняют консультативные функции. Палата общин или же нижняя палата – орган законотворчества и контроль за деятельностью правительства.

В нижней палате главенствует Спикер, которого назначили в правительстве. Если большинство членов палаты голосуют в поддержку нового законопроекта, дальше его направляют в верхнюю палату, которая может отклонить закон (два раза предоставляется такое полномочие) или отправить на принятие. Итоговым этапом принятия законопроекта считается направление на утверждение к монаршей особе. И после этого документ набирает статус закона.

Политические партии Великобритании

Говоря об избирательной системе Великобритании, нужно присмотреться к небольшому количеству предложенных партий.

Основными из них принято считать такие:

  • либерально-социал-демократический альянс;
  • консервативная;
  • лейбористская.

Одним из заданий для каждой из выше упомянутых партий станет продвижение собственного кандидата от избирательного округа. Победитель становится членом Парламента округа, а партия-победитель получает больше всего мест в парламенте, тем самым формируя состав правительства.

Но ситуация складывается так, что побеждают кандидаты от главенствующих партий, указанных выше. Их лидеры получают главные места на первых рядах в Палате Общин, а их оппоненты расположены позади них. Чтобы заниматься управлением партий, существуют парламентские организаторы с помощниками, которых выбирают из числа членов партии.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Отзывы студентов о нашей работе

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Принимаем к оплате

Политическая система Великобритании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика политической системы Великобритании

Политическая система Великобритании представляет собой интересное и в определенной степени сложное явление. Однако самое важное, на что следует обратить внимание – это ее фундаментальность и неизменность. Основополагающим фактором этого, возможно, является то обстоятельство, что Великобританию обошли стороной потрясения революции, что стало характерным явлением для многих других стран. Для данной страны не типичны внешние вторжения, если не считать самые далекие времена.

Рассматриваемая политическая система представляет собой демократическую, конституционную монархию. В ее основе лежит Вестминстерская демократическая парламентская система.

Уникальные черты политической системы Великобритании

Соединенное королевство отличается своей уникальностью. Здесь отсутствует единая, официальная письменная конституция. Однако вместо нее применяются исторические документы, традиции методов политики и юриспруденции. Однако все же можно выделить следующие конституционные документы, такие как:

  • Акт о престолонаследии;
  • великая хартия вольностей;
  • Биль о правах;
  • Петиция вольностей.

Что касается хартии вольностей, то ее следует считать первым документом, который ограничил как права, так и полномочия монарха. В настоящее время главой государства Соединенного королевства Великобритании является королева Елизавета Вторая – наследственный монарх.

Другой уникальной чертой Великобритании можно назвать ограниченные возможности царствующей особы. Возглавление монархии для королевы сводится только к церемониальным функциям, согласно требованиям традиции. Монарх Великобритании в основном не принимает участие в деятельности правительства.

Монаршескую корону можно назвать итоговым окончательным источником исполнительной власти. Другое его название – это «Королевская Прерогатива». Для чего она необходима? Нет четкого списка обстоятельств, для решения которых возможно применение таких полномочий. В качестве примера можно привести назначение или же освобождение от должности премьер-министра, роспуск Парламента. В круг таких полномочий входит даже объявление войны или мира. Кроме того, монаршеская особа может передать свои полномочия от имени короны министрам или чиновникам.

Готовые работы на аналогичную тему

Влияние королевской семьи на законодательный процесс в определенной степени скрытое. Старшие члены семьи, а в первую очередь это касается монарха и принца Уэльского (мужчина-наследник), не лишены и права участия в обсуждении законодательства. Тем более, если тот или иной вопрос напрямую затрагивает их личные интересы, тем самым давая им возможность изменить и исправить ситуацию.

Формирование правительства

Вернемся к формированию правительства. Как уже отмечалось выше, возглавляет его премьер-министр. Важное условие, предъявляемое к главе правительства – состоять в Палате Общин, опираться на поддержку партии при формировании правительства.

На практике это означает, что лидер политической партии, имеющей абсолютное большинство мест в Палате Общин (она состоит из шестисот пятидесяти парламентариев, которые избираются посредством тайного голосования каждые пять лет), назначается премьер-министром. После этого происходит «оснащение» кабинета министрами. В результате получается, что классическая политическая система Великобритании представляет собой единство трех ветвей власти, а именно — исполнительной, стоящей во главе управления страны, представленной Кабинетом министров, предлагающих новые законы.

Рисунок 1. Политическая система Великобритании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Судебная власть призвана гарантировать подчинение законам, формируемая судами и судьями. Учитывая то обстоятельство, что министры являются членами законодательного органа, а представители старших судей заседают в Палате Лордов, получается, что с формальной точки зрения, судебную власть возглавляет премьер-министр. Однако такое обстоятельство свидетельствует о гибкости и определенной степени прагматичности политической системы Великобритании.

Законодательный орган представлен двумя палатами: верхней в лице Лордов и нижней (Общин). Палата Лордов насчитывает фактически около тысячи двухсот пэров, с председательствующим Лорд-канцлером. Верхняя палата не обладает фактической властью, выступая больше консультативным советом. Палата Общин или нижняя палата отвечает за процесс законотворчества и контролирует деятельность правительства.

Читайте также  Что надо сделать, чтобы меньше хотелось есть

Главой палаты считается Спикер, назначаемый правительством. В том случае, если большинство членов палаты выступают за представленный новый законопроект, далее он направляется в Палату Лордов, которая обладает правом на два отклонения закона, с последующим его принятием. Окончательным этапом принятия закона считается его направления для подписания монарху. Теперь рассматриваемый законопроект официально принимает статус закона.

Политические партии Великобритании

Характеризуя избирательную систему Великобритании, стоит обратить внимание на небольшое количество политических партий. Главными из них являются следующие партии:

  • либерально-социал-демократический альянс;
  • консервативная;
  • лейбористская.

Одна из задач каждой партии – выдвинуть своего кандидата от каждого избирательного округа. Победивший входит в состав членов Парламента округа, в то время как победившая партия получает наибольшее количество мест в парламенте, формируя тем самым правительство.

Заметим, что политические партии не проходят процесс регистрации и не признаются на законодательном уровне.

Однако ситуация складывается таким образом, что победителями становятся те кандидаты, которые представляют названные главные партии. Их лидеры занимают главные места на первых скамьях по разные стороны палаты Общин, в то время как их сторонки располагаются позади них. Для управления партиями существуют специальные парламентские организаторы с помощниками, избираемые внутри партии.

Правовая система Великобритании

Женская, мужская, нишевая, восточная парфюмерия в магазине Parfum

Государственное устройство Великобритании

Великобритания — или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория — 244,1 тыс. кв. км, население — более 60 млн. человек, официальный язык — английский, официальная религия — протестантизм (90 % населения); столица — Лондон.

Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы — графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица — Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области. Самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

По форме правления Великобритания — парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства — монарх (король или королева). Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д. По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх также — главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством. В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов — высшая палата парламента — не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды — судьи по апелляциям и «духовные лорды» — два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г. палата лордов парламента проголосовала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем — в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах. В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (число членов кабинета 18-25 человек, а в правительстве их около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях кабинета. На деле именно кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Кабинет — организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер. «Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции. Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.

Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — рудиментарная (ассамблея — лишь совещательный орган).

На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент — тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента. Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная — комитетами, которые утверждаются ассамблеями.

Какая политическая система в Великобритании

Английское право состоит из общего права (Common law), писаного права (Statute law) и конвенций. Конвенции — это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Королева — глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и «высшим правителем» англиканской церкви.

Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы.

Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории.

Парламент состоит из трех частей — королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон.

Читайте также  Чем можно заменить пармезан

Так как не существует конституции Англии, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или изменить любой закон. Он также может продлить свой срок действия за пределы обычного (пять лет) без согласия народа. Однако, на практике парламент так не поступает.

Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в XX веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство.

Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ. Максимальный срок действия парламента — пять лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды — во время Первой и Второй мировой войн.

Граждане Великобритании, вместе с гражданами других стран Содружества и гражданами Ирландии, проживающими в Великобритании, могут голосовать по достижении 18 лет и не имеют никаких препятствий, отстраняющих их от голосования.

Великобритания разделена на 659 избирательных округов, каждый из которых выбирает одного члена Палаты Общин.

Каждый избиратель может проголосовать один раз, обычно в избирательном участке. Участие в выборах не обязательно. Система голосования едина: кандидат выбирается, если он набрал больше голосов, чем любой другой кандидат по этому избирательному округу.

Граждане Великобритании и граждане других стран Содружества, а также граждане Ирландской республики могут принять участие в выборах по достижении 21 года, с условием, если они не дисквалифицированы по каким-либо причинам.

Кандидат также обязан положить в банк 500 фунтов стерлингов, которые ему вернут, если он наберет более 5% голосов.

Максимальная сумма денег, которые кандидат может истратить на предвыборную кампанию — 4330 фунтов стерлингов плюс 3,7 пенсов за каждого члена электората в городском избирательном округе или 4,9 пенсов за каждого члена электората в сельском избирательном округе.

Партии не регистрируются и не признаются формально законом, но на практике многие кандидаты на выборах и почти все выигравшие кандидаты принадлежат к одной из главных партий. На общих выборах в 1997 году лейбористы получили 43% голосов, консерваторы 30,7% голосов, а либеральные демократы — 16,8% голосов.

С 1945 года власть попеременно переходит из рук Консервативной партии, которая была создана в восемнадцатом веке, в руки Лейбористской партии, которая появилась в последнем десятилетии девятнадцатого века.

Новая партия — Либерально-демократическая — была создана в 1988 году, когда Либеральная партия, которая, как и партия Консерваторов, сформировалась в восемнадцатом веке, слилась с Социал-демократической партией, созданной в 1981 году.

Лидеры правящей партии и оппозиции сидят на передних скамейках на разных сторонах Палаты Общин, а их сторонники (члены их партий) сидят позади них.

Внутри парламента партиями управляют парламентские организаторы (Chief Whips) и их помощники, которые выбираются внутри партии.

Годовое содержание из средств бюджета помогает оппозиционным партиям выполнять свою работу в парламенте. Оно выплачивается только тем партиям, члены которых получили по крайней мере два места в парламенте или одно место и 150 тысяч голосов избирателей. Сумма дотаций — 2250 фунтов стерлингов за каждое полученное место, плюс 5,1 фунтов стерлингов за каждые 200 голосов.

Черновые варианты законов принимают форму Биллей парламента. Большинство Биллей имеют дело с функционированием общества и правовой системы в целом. Частные Билли рассматривают личные, корпоративные или местные интересы.

Предложения по изменению законов публикуются в правительственной «Белой бумаге». Черновик закона дается в первом чтении в Палате Общин без обсуждения, затем следует подробное обсуждение основных положений закона во втором чтении, после чего его подробно изучают и вносят необходимые изменения, прежде чем представить к третьему, заключительному чтению в обе палаты парламента.

Билли должны быть приняты в обеих палатах. После принятия закона обеими палатами он поступает на одобрение королеве. На практике это формальность.

Постоянные комитеты обсуждают и изучают изменения в Биллях на стадии комитета и, в определенных случаях, обсуждают их во втором чтении. Каждый комитет насчитывает от 16 до 50 членов, причем в их составе по возможности соблюдается соотношение партий в парламенте.

Выборные комитеты назначаются, обычно на срок действия парламента, чтобы изучить те или иные вопросы, добывая устные и письменные свидетельства. После закрытого обсуждения они докладывают о своих заключениях и делают рекомендации.

Выборные комитеты включают в себя Комитет по Европейскому Праву, Комитет по Науке и Технике и Комитет по Интересам Членов Парламента. В дополнение к официальным комитетам двух палат парламента, существуют неофициальные партийные комитеты.

Комитет Консерваторов и Юнионистов, созданный в 1922 году, состоит из членов Консерваторской партии, заседающих в парламенте. Когда страной правят консерваторы, министры могут посещать заседания Комитета только по приглашению, а когда консерваторы в оппозиции, все члены партии могут посещать заседания.

Палата Лордов обсуждает и изучает политику правительства во время обсуждений и времени, отводимого на вопросы. Также они обсуждают и принимают или отвергают законы, принятые в Палате Общин.

Премьер-министр назначается Королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров — члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей.

Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться.

По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы. Кабинет премьер-министра находится в доме № 10 на Даунинг Стрит (10, Downing Street) в центре Лондона – его фасад и вход в дом вы часто видите на телевизионной картинке в программах новостей.

Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случает, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу.

Пресс-секретарь премьер-министра напрямую контактируют с парламентарной прессой через постоянные встречи с корреспондентами Лобби.

Корреспонденты Лобби — это группа политических журналистов, обладающих привилегиями доступа в фойе Палаты Общин, где они могут общаться с министрами и другими членами нижней палаты парламента.

Главное назначение Тайного Совета — одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность.

Органы местного самоуправления — неотъемлемая часть графств, округов и других административных единиц Великобритании. Местное самоуправление — выборный орган.

Он обладает полномочиями, наложенными на него парламентом, если же он превышает данные полномочия, то жители этой административной единицы могут подать на него в суд.

В Англии существует три типа местного самоуправления: уникальный Большой Лондон (Greater London), шесть так называемых муниципальных графских округов (Metropolitan County Areas) и немуниципальные графства (Non-Metropolitan Counties).

Все муниципалитеты и советы состоят из советников, которых, в свою очередь, выбирают местные жители. Советники выбираются на четыре года. Ежегодно среди советников выбирается президент. Если совет или муниципалитет — городской, то его президента называют мэром (Mayor).

Мэр Лондона носит звание Lord Mayor. Советникам платят заработную плату, а также компенсируют расходы на посещение совещаний и дополнительную организационную работу.

Советники обладают значительной свободой в принятии решений и выполнении возложенных обязанностей. Некоторые решения принимаются всем муниципалитетом, другие, по системе, сходной с парламентской, возлагаются на специально созданные комитеты.

Как и в парламенте, партийный состав комитета должен отражать соотношение политических сил в самом совете.

Комитеты могут создаваться по любому вопросу и заседать как угодно долго, принимая решение. На совещания совета и комитетов могут быть приглашены и посторонние люди, которые могут принимать участие в обсуждении, но не имеют права голоса при принятии решения.

Также посторонние люди могут присутствовать при работе муниципалитета и получить доступ ко всем его документам, и лишь при некоторых, четко очерченных законом обстоятельствах, советники могут засекретить документы и не допускать публику на совещания.

Политическая система Великобритании

Политическая система Великобритании ─ в определенном смысле сложное явление. Однако самым важным фактором для понимания её природы служит фундаментальность и неизменность. Причины, возможно, объясняются тем, что Великобритании не довелось испытать революционных потрясений, как это случалось во многих других странах. В стране практически никогда не было внешних вторжений, исключая только очень давние времена. Кто-то, возможно, вспомнит об Английской гражданской войне (1642–1651), но главное её конституционное последствие ─ отмена монархии ─ продлилось лишь 11 лет. Славная революция в 1688 году, которую называют также «Бескровной», это классическая английская революция или государственный переворот, результатом которой явилось свержение Якова II Стюарта и воцарение Вильгельма Оранского.

Политическая система Великобритании представляет демократическую, конституционную монархию. Она основана на так называемой Вестминстерской (от Вестминстерского дворца, места заседания Парламента Великобритании) демократической парламентской системе.

Соединенное Королевство (наряду с Новой Зеландией и Израилем), можно сказать, уникальное государство. Оно не имеет официальной единой письменной конституции. Вместо этого она основывается на ряде исторических документов, традиционных политических и юридических методов, в совокупности известных как Английское общее право. Основные конституционные документы: Великая хартия вольностей, Петиция о Правах, Билль о Правах, Акт о престолонаследии.

Ключевой датой в эволюции на пути к демократии был 1215 год, когда король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей, согласно которой сложилась новая структура политической власти. Она стала первым документом, ограничивавшим права и полномочия монарха и защищавшим привилегии феодальных баронов.

На настоящий момент Её Величество королева Елизавета II, наследственный монарх, является Главой государства Соединенного Королевства Великобритании. Монарх, в соответствии с Актом о престолонаследии 1701 года, принадлежит Церкви Англии, также является Главой государства для многих бывших британских колоний.

Хотя политическая система Великобритании возглавляется монархией, полномочия царствующей особы, как диктует традиция, ограничены церемониальными функциями. Однако притом, что она практически не принимает непосредственного участия в работе правительстве, Корона остается тем источником, который является окончательной исполнительной властью. Эти полномочия известны как «Королевская Прерогатива» и могут быть применены при многих обстоятельствах, среди некоторых ─ назначение и отставка премьер-министра, роспуск Парламента. Монарх имеет полномочия даже объявить войну (или мир). «Королевская Прерогатива» может быть делегирована непосредственно от имени Короны или вручена министрам, чиновникам.

Читайте также  Как наносить блёстки на гель

На самом деле, королевская семья имеет определенное скрытое влияние на законодательный процесс. Старшие члены, особенно монарх и принц Уэльский (мужчина-наследник), могут прибегнуть к обсуждению вопросов законодательства, если они затрагивают их личные интересы, и исправить их.

Правительство Великобритании возглавляет премьер-министр. Он должен быть членом Палаты Общин и сформировать правительство при поддержке этой структуры. На практике это означает, что лидер политической партии, имеющей абсолютное большинство мест в Палате Общин, назначается премьер-министром. Он затем выбирает министров для своего Кабинета, формирующего исполнительную ветвь власти.

Классически политическая система Великобритании представлена тремя ветвями государственной власти:

Исполнительная – Кабинет министров, управляющий страной и предлагающий новые законы.

Законодательный орган, принимающий законы.

Судебная власть – суды и судьи, гарантирующие, что все подчиняются законам.

Все министры в правительстве являются членами законодательного органа, а некоторые старшие судьи восседают в Палате Лордов. Формально главой судебной власти является премьер-министр. Это яркая иллюстрация того, насколько прагматична и гибка политическая система в Великобритании.

Парламент, состоящий из верхней (Лордов) и нижней палаты (Общин) – законодательный орган правительства Великобритании.

Политическая система Великобритании — все просто

Сегодня я попытаюсь человеческим языком объяснить, как устроена политическая система Соединенного Королевства — все достаточно просто на самом деле.

Фраза из топика выше фактически означает, что во главе страны сидит монарх, но он не правит. Вся кухня происходит в Парламенте, который состоит из Палаты Общин и Палаты Лордов. Это весьма схоже с российской системой, где есть Дума (

Палата Общин) и есть Совет Федерации (

Палата Лордов) — первая придумывает законы, второй их финально одобряет. Только в Британии «ок» от Палаты Лордов достаточно для вступления закона в силу, а в РФ еще нужна подпись Президента.

Теперь про Палаты. Завтра в ЮК случатся выборы в Парламент, но фактически выбирается Палата Общин — это 650 членов парламента, по 1 человеку от каждого избирательного округа. Здесь все становится сложнее.

[ Читать дальше ] ЮК делится на 650 избирательных округов, в каждом из которых живут примерно 70 тысяч людей с правом голоса. В день выборов эти люди голосуют за представителя от определенной партии в своем округе, и набравший наибольшее число голосов товарищ отправляется заседать в Парламенте в Лондоне. Все остальные «проигравшие» кандидаты разводят руками и остаются дома — они никуда не пропадают, просто продолжают работать на местах.

Наглядный пример: я живу в Хаммерсмите в Лондоне, где на выборах в 2010 году победил представитель от Лейбористской Партии, соответственно, он занял одно место в Парламенте на стороне лейбористов и к его хаммерсмитским обязанностям добавились парламентские и теперь он периодически должен заявляться в Вестминстер. У представителя Консервативной Партии такой обязанности не добавилось, поэтому он просто продолжает свою работу в своем округе, но заседания Парламента он смотрит по телевизору.

Во всех остальных 649 округах в 2010 году все происходило по такому же принципу, но в целом по всей стране представители от Консервативной Партии победили в бОльшем количестве избирательных округов — в 306 из 650 (на 48 больше, чем у лейбористов), посему были признаны победителями. Их лидер, Дэвид Кемерон, стал Премьер Министром и поселился на Даунинг Стрит 10.

Завтра весь этот процесс повторится — народ отправится на избирательные участки выбирать представителей от партий и ждать результатов. Правящая партия определяет политику страны на следующие пять лет. Исторически борьба за парламентские кресла идет межлу двумя партиями, Консервативной и Лейбористской, но на самом деле их пруд пруди, хотя в этом году основных семь штук.

Если относительно коротко о каждой, то:

  1. Консервативная Партия (Concervative Party, которую иногда называют Tories от «conservaTORIES») ратует за свободный рынок и сохранение Британии британской (поэтому они и «консерваторы»). Они создают условия для предпринимательства (любят снижать налоги) и меньше озабочены социальными вопросами (потому что в рыночой экономике у каждого типа есть возможность найти приложение своим рукам и мозгам, поэтому социальные пособия — это для совсем безнадежных). Большинство членов партии — это люди из весьма привилегированных семей, учившиеся сначала в Итоне, а потом в Кембридже, поэтому о консерваторах часто говорят, что это «партия богатых для богатых». Они также ратуют за выход ЮК из ЕвроСоюза и обещают провести национальный референдум в 2017 году по этому вопросу.
  2. Лейбористская Партия (Labour Party) придерживается несколько противоположного мнения: рынок рынком, но людям нужно помогать, потому что далеко не все могут стать банкирами в лондонском Сити и получать годовую зарплату в шестизначную сумму. Соответственно, они любят повышать налоги и распределять налоговую базу в пользу небогатых слоев населения. Богатые слои редко голосуют за лейбористов, потому что отдавать почти половину зарплаты в пользу нуждающихся мало кто хочет и потому что среди последних есть как реально нуждающиеся люди (например, потерявшие работу в кризис или индвалиды), так и откровенные тунеядцы, всю жизнь живущие на пособия. Против ЕС лейбористы ничего не имеют.
  3. Либеральные Демократы (Liberal Democrats, a.k.a. LibDems) верят в свободный рынок, как консерваторы, но и ратуют за социальную помощь, как лейбористы. Иными словами, они за модель социальной рыночной экономики, а-ля как в скандинавских странах.
  4. Партия Независимости Великобритании (UKIP — UK Independence Party) свято верит, что все проблемы в стране связаны исключительно с иммигрантами, поэтому предлагают простое решение — выйти из ЕС и максимально закрыть двери мигрантам, тогда все само собой сразу же наладится.
  5. Национальная Партия Шотландии (SNP — Scotland National Party) ближе к лейбористам по своим взглядам, но отстаивают интересы шотландцев. Прошлогодний референдум о выходе из состава ЮК был их идеей.
  6. Партия Уэльса (Cymry Plaid, что есть Wales Party на валлийском языке) — это примерно то же самое, что SNP выше, но куда более спокойные в вопросе независимости: типа хотелось бы, но жить можно и в составе ЮК, если Лондон даст чуть больше полномочий и денег.
  7. Зеленая Партия (Green Party) — это Гринпис в Парламенте, ратующий за эко-социализм, в котором у всех будут социальные гарантии, а жить все будут в согласии с природой (потреблять меньше ресурсов, пользоваться энергией из возобновляемых источников, уважать права животных и так далее). Партию очень любят молодые люди.

За день до голосования консерваторы и лейбористы идут плечом к плечу. Сейчас предпочтения британцев выглядят так :

Синие — это консерваторы, которых любят избератели в относительно богатых районах страны. Красные — это лейбористы, которым отдают предпочтения более бедные, а это север Англии, Уэльс и Лондон. Да, Лондон, потому что в нем становится все сложнее и сложнее жить даже среднему классу. Желтые на самом севере — это Партия Независимости Шотландии, соответственно, они в Шотландии. Оранжевые в остальных частях страны — это либеральные демократы. Зеленые — это Зеленая Партия. Пара сиреневых изберальных округов на востоке Англии — это Партия Независимости.

Синего (консервативного) сейчас чуть больше, чем красного (лейбористского), но красные еще могут чуть опередить, потому что почти 10% избирателей еще не определились с выбором и завтра их голоса будут решающими. Но все готовятся к тому, что ЮК ждет еще одна коалиция: в прошлом Парламенте консерваторы были в коалиции с либеральными демократами, чтобы продвигать свои решения и затыкать лейбористов за пояс. В этот раз, скорее всего, будет нечто похожее, кто бы ни победил и с кем бы ни стал заклятыми друзьями на пять лет.

В любом случае, победившая партия обычно представляет не больше трети населения страны, что британцами воспринимается не просто как нормальный, но и необходимый факт. Когда «против тебя» две трети населения, ты обязан работать на них чуть ли больше, чем на своих избирателей, иначе они тебе быстро и сильно испортят жизнь — сначала протестами, потом национальными кампаниями во всех СМИ про какой ты плохой, затем петициями за твою отставку, а там и до реальной оставки недалеко. Демократия в действии.

Дальше все снова просто. Выбранная Палата Общин будет обсуждать и предлагать законы, последнее же слово за Палатой Лордов, места в которой даются за особое положение в обществе — например, в нынешней Палате Лордов сидят несколько действующих епископов англиканской церкви, десятки наследников привилигерованных титулов (графы, герцоги, бароны и так далее), но есть и заслужившие титулы при жизни. Последние назначаются Королевой по предложению Премьер Министра за особые заслуги перед страной, но у них нет права передавать титул по наследству. Все эти товарищи могут быть совершенно разных политических вглядов, так как состав Палаты Лордов никак не зависит от результатов выборов. Они могут как возвращать законы от Палаты Общин на доработку, так и сразу принимать их. На данный момент их 763, но их количество никак не ограничено британским правом.Как только они ставят свое жирное «принято», закон вступает в силу.

Во всей этой системе есть миллионы нюансов, но глобально она выглядит не так страшно, как в сборнике топиков по английскому языку в школе. Схема проше не придумаешь: избиратели -> Палата Общин -> Палата Лордов. Монарх теоретически может иногда вмешиваться, но практически его участие в Парламенте ограничивается периодическими визитами по особым случаям — например, формально назначить Премьер Министром лидера партии, набравшей большинство голосов на выборах.

В пятницу готовимся обсуждать результаты за пинтой чая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: