Как написать фельетон

Как написать фельетон?

Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.

Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.

Фельетон – это произведение, которое можно отнести к сатире, которое высмеивает общественные пороки.

Для написание фильетона нужно выбрать какую-либо проблему людей и быть хорошо с ней знакомым. При написании такого произведения стоит выделить яркие недостатки, пороки, используя юмор.

Можно за тему взять пьянство, для этого нужно обладать информацией по алкоголизму.

Добавляем юмор, высмеиваем данный порок.

Хорошо, с одной стороны, что у Михаила Ивановича Глинки всего две оперы: «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», но с другой, было бы неплохо, если бы их было больше.

К первой опере сочинил либретто барон Егор Розен, а в основе либретто второй — юношеская поэма А.С Пушкина с тем же названием — «Руслан и Людмила«.

Выражу свое мнение. Идеальная книга — это та, которая удовоетворила ВСЕ Ваши потребности, пришлась по вкусу «по всем направлениям». Та, которая смогла затронуть даже самые потаенные и скрытые ОТ ВСЕХ уголки и закоулки Вашей души.

Для меня такой книгой стал роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Я могу много рассуждать о его достоинствах и восхищающих, меня лично, моментах. Поворотах сюжета. Но вопрос Ваш заключается не в этом. Такая книга берет Вас в «рабство» окончательно и бесповоротно. Вы переживаете все, что происходит с героями (и не так важно: главные они или второстепенные). Вы словно сами являетесь действующим лицом.

Честно говоря, не знаю, получилось ли меня ответить на Ваш вопрос.

Могу добавить только одно: ЭТО нужно прочувствовать, пережить.

Есть такая категория людей, которые,услышав что-то вроде «энциклопедия»,кричат, как Полиграф Полиграфович:»Неприличными словами прошу не выражаться!»

Стоит ли на них обращать внимание, на бедных одноклеточных.

Субверсия — это, если можно так выразиться, одна из разновидностей игры в творческом произведении (будь то литература, или кинематограф, или ещё что) со штампами. Подразумевает неожиданное развитие событий, когда, фактически, все условия для штампа были созданы — но завершилось дело нестандартным образом.

На примере, думаю, будет очевидней. Вот, допустим, существует классический штамп: самопожертвование героя, да ещё главного, да ещё в конце книги/фильма/чего там ещё может быть. Допустим, в произведении вся эта ситуация красочно описана и показана, но вдруг персонаж выживает. Кое-как, израненный, болезненный, с фингалом под глазом и ревматизмом — но выживает. Не штамповое развитие ситуации, субверсия. Переводя дословно, иная версия результирующего события.

Из близких художественных приёмов так же существует аверсия — когда штамп попросту не состоялся, хотя и подразумевался сюжетом. Используя описанный выше пример — аверсией получилась бы ситуация, когда бы наш герой, в ходе своих размышлений, в итоге самопожертвования не произвёл (хотя наблюдатель — читатель или зритель — этого ожидал).

Журналистика. Особенности написания фельетона

Выборка и обработка выполнены Еленой Араповой. Источник: Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ».

Фельетон как художественно-публицистический жанр обладает той же тщательно разработанной категорией повествователя и наглядностью изложения, что и очерк. Однако у него есть и третья стилистическая жанрообразующая черта – в передаче событий он обязательно должен использовать средства комического.

Типы повествователей в фельетоне

В фельетоне используются те же ракурсы, что и в очерке.

В форме третьего лица обычно строится событийный фельетон-сценка. Например, в фельетоне М. Булгакова «Игра природы» обыгрывается внешность и имя посетителя с фамилией Врангель, анкетные данные которого в 30-е годы прошлого столетия являлись ловушкой для недалеких людей, в нашем случае — чиновников, и они, конечно же, на всякий случай стремились тут же арестовать ожившего… врага.

Эта ситуация самоговорящая, никаких комментариев здесь не требуется, потому что и так понятна смехотворность всей месткомовско-милицейской суеты из-за совпадения фамилий. Поэтому повествователь остается за кадром и никак не вмешивается в изложение.

Примерно так же выглядит текст с единичным вкраплением авторского «я», не привлеченного к получению комического эффекта. Событие, изложенное в третьем лице, комически окрашивается, а вывод, где и появляется авторское «я», дается в серьезной тональности резко отрицательной оценки. Например, М. Кольцов в фельетоне «К вопросу о тупоумии» выстраивает фельетон в виде нескольких сценок:

Вначале ответственный кооператор товарищ Воробьев потребовал документ-директиву на подпись, в конце которого «синели мужественные слова»: «… усильте заготовку». Однако, узрев в документе непорядок, он, как высокий чиновник, велел спустить его в канцелярию для того, чтобы на нем проставили номер. Директива вернулась к нему с «мощным солидным номером»: «…усильте заготовку 13530», после чего он его завизировал. В итоге документ дошел до адресата в таком виде: «усильте заготовку 13530 воробьев».

В такой форме иронического повествования изложено все событие, а заключение, где вводится авторское «я», выражает прямую отрицательную оценку. Вот еще пример: http://proza.ru/2009/11/03/315

Повествование от первого лица героя или автора может стать источником комического эффекта, когда носителю речи приписываются смешные действия, и он предстает в маске неумехи, зануды, фантазера, неудачника и т.п. Например, в фельетоне Витальева и Фульштинского «Человеку свойственно…» повествователи предстают перед читателем как владельцы спотыкающегося коня из известной пословицы. Они оставляют свою лошадку попастись в ближайшем сквере, а сами рассуждают об особой способности работников сферы обслуживания на каждом шагу ошибаться. Нетрудно догадаться, что хромой конь повествователей становится источником многих языковых приемов комического эффекта.

Изобразительность при написании фельетона

В основе фельетонной изобразительности лежит остроумное, комическое изображение действительности. Фельетонист обнаруживает в жизненной ситуации скрытое противоречие, обнажает его для читателя и высмеивает. Сделать это, во-первых, можно за счет того, что ситуация изображается с некоторой долей преувеличения, гиперболизации, или, напротив, преуменьшения деталей и элементов, за счет формулирования парадоксальности данного положения дел. Так, мы видели, что М. Булгаков добивается комического эффекта, преувеличивая опасность фамилии Врангель.

Во-вторых, комический эффект постоянно поддерживается языковыми приемами: каламбурами, иронией, стилистическим контрастом, пародированием и т.д. Например, придуманная автором ситуация, когда предместкома устремляется в соответствующие органы только потому, что у пришедшего к нему посетителя фамилия Врангель, военная выправка и усы, и сама по себе смешна, однако автор пишет: «Предместкома с глазами, сияющими как звезды, летел через зал 3-его класса, потом через 1-ый класс и прямо к заветной двери». Стилистический контраст усиливает комический эффект: глаза, сияющие как звезды – это, скорее, из любовной лирики, а не из жизни провинциального вокзала, где и происходит действие. Реальная ситуация заготовки воробьев нелепа до чрезвычайности, однако ко всему прочему и Кольцов не пренебрегает языковой выразительностью: «мужественные слова», «мощный солидный номер» и т.д.

Читайте также  Как узнать номер счета Яндекс.Деньги

Композиционно-языковые приемы связаны с типом повествователя и способом заострения фельетонной ситуации, что способствует содержательной законченности текста и приобретению стилистической отточенности, что и характеризует фельетонное письмо.

Процесс работы над фельетоном

Процесс работы над любым публицистическим произведением неизменно начинается с выбора тематики. Фельетон, как уже отмечалось, всегда на переднем крае жизни. Это означает, что актуальность тематики обязательна для фельетона. Поэтому фельетонист обязан находиться в гуще событий, накапливать факты и наблюдения, точно оценивая их значение. Многие важные темы фельетонов подсказывает редакционная почта: в некоторых газетах 4/5 всех фельетонов имеют своим источником письма читателей. Очень важно умение фельетониста отличить «проблемы» от «проблемок». Фельетонист должен найти самую важную сторону явления, нащупать наиболее уязвимое место «героя», направить острие своего пера на разоблачение зла, а не обрушиваться со всем пылом и задором на второстепенные, не имеющего общественного значения, мелочи. Фельетон, в котором второстепенное выпячивается на первый план, может быть забавным, вызвать улыбку, но настоящей пользы не принесёт.

Следующий этап работы фельетониста — изучение и проверка фактов, на основе которых предлагается написать фельетон. Проверка фактов — не только процесс уточнение данных, но и процесс дальнейшей разработки темы будущего фельетона. Ознакомление с документами, беседы с людьми помогают углубиться в факты, лучше понять движущие пружины поступков, характер действующих лиц, их психологию. В процессе проверки материала тема нередко меняется, иногда весьма существенно. Необходима встреча фельетониста с теми людьми, о которых он собирается писать. Для того, чтобы в фельетоне ничто не прозвучало фальшиво, очень важно знать героя, о котором пишется фельетон, знать, каков он. Проступок, простительный неопытному, молодому работнику, нельзя не поставить в вину зрелому герою. А проступок, который герой совершил впервые, и, так сказать, рецидив вызывают, естественно, различное к себе отношение. Незнакомство с героем нередко приводит к серьёзным просчётам и неверным выводам, затрудняет публицистическую разработку темы и, порой, последствия такой небрежности оказываются плачевными.

Так, например, в семидесятых годах в адрес «Ставропольской правды» поступило письмо от читателя с кляузой на директора одного из совхозов Ипатовского района. Автор письма обвинял его в недобросовестности, аморальности, алкоголизме. Л.Ф. Епанешникову было поручено написать фельетон. Журналист съездил в совхоз, но вместо того, чтобы встретиться с его директором, поговорил только с автором того самого письма — и вскоре на страницах газеты появился фельетон. Результатом его стало исключение директора совхоза из партии и освобождение от занимаемой должности. И только через 20 лет Епанешникову стало известно, что в том злополучном письме не было ни слова правды. Так недобросовестность журналиста поломала жизнь ни в чём не повинному человеку. Этот факт лёг тёмным пятном на репутацию всех журналистов Ставропольского края, ведь Епанешников представлял краевую газету. Искажения фактов быть не могло, и тем не менее, оно было.

Выбрав тему, автору фельетона нужно подумать, насколько она актуальна, какую цель он будет преследовать, насколько используемые художественные средства помогают в решении целевой установки. Важным и непременным достоинством фельетона является его правдивость. Под правдивостью следует понимать, во-первых, правильное определение характера обличаемого зла, о чём уже говорилось выше, и во-вторых, правильное отражение в фельетона фактов жизни. Но точность и правдивость не исключают творческого домысла. Более того, фельетон не мыслим без художественной обработки фактов. Долг фельетониста — верно передать содержание и характер фактов, поступков, и фельетонист вправе использовать различные художественные, стилистические приёмы обработки материала, раскрытия замысла, если только они не ведут к искажению факта, его сущности. Это позволяет заострить сатирический образ, показать его крупным планом, вскрыть его несоответствие или противоположность нашему идеалу, нормам нашей жизни, нашим убеждениям. В ряде случаев фельетонист создаёт условные диалоги, рисует сценки, которых на самом деле не было. Всё это ему необходимо для того, чтобы раскрыть смысл развенчиваемого явления. Но в этих случаях автор непременно указывает, что данная ситуация, данный диалог придуманы, что какое-то сатирическое описание — лишь воображаемое, хотя и отражает то, что могло бы логически быть при данных качествах героев, при данном содержании фактов. Однако излишнее сгущение красок, не вполне реальный домысел, явно надуманные ситуации, в которые попадают герои, забавные, но «шитые белыми нитками» коллизии делают фельетон мало правдивым, а значит, и не совсем убедительным. Д. Заславский отмечал, что в умении сочетать правдивость с вымыслом, в умении рисовать картину, оставаясь в пределах фактической точности, и заключается искусство фельетона.

Отобрав факты, уточнив тему, идею фельетона, необходимо определить его тон. Прежде всего, в фельетоне недопустима брань, грубость. Бранные слова не прибавляют фельетону выразительности: в этом случае сатира просто подменяется окриком. Тон фельетона определяется в зависимости от того, о ком он пишется. Оружие фельетониста — смех, но у смеха немало градаций, качественных оттенков — это необходимо иметь в виду при работе над фельетоном. Осмеять — не значит непременно вызвать смех. В одних случаях сатирик стремится вызвать презрение к людям определённой нравственной категории, в других — возбудить гнев, ненависть, в третьих — показать ничтожность носителей зла, обречённость и никчёмность их методов действий.

Пример фельетона. История жанра фельетон

Сатирический фельетон — это жанр образно-поэтической беллетристики, для которого характерно острое, зачастую саркастичное, карикатурное начало, и обязательно злободневность. Его возникновением считают 1800 год, когда в журнал Парижа «Журналь де деба» в первый раз был добавлен специальный лист, в котором начали издаваться сценические и музыкальные отзывы.

Под таким разделом выпускались даже романы, продемонстрировавшие пример фельетона. Развитие данного жанра в России соединено с занятием беллетристов Добролюбова, Белинского и других. Жанр в сфере политики считался основным жанром конца 19 столетия. Фельетон являлся животрепещущим стилем советской прессы.

Особенности жанра

Фельетон предназначен произвести на человека художественно-экспрессивное влияние. На первых порах он был злободневен и неформален, из этого следует превалирование критики и трактовки острого сообщения, уморительная (язвительная) тенденция в ее подаче, «второй план», увеличивающий изображаемое до масштабов социально важного события, и, безусловно, искусное обладание автором всеми приемами слога и речи, выражающееся в необычном стиле примера фельетона.

Важнейшими условиями анализа считаются его острота, определяемость персонажей и явлений. Для писателя характерно: искренность формулирования своего взгляда на объект, построение с применением средств акцентировки, преувеличения, абстракции и стандартизации первоначальных фактов.

Функции речи

В фельетоне осуществляются все главные функции речи:

  • уведомительная (сообщает о ситуациях, жизненных случаях, на основании которых и базируется фельетонный рассказ);
  • эстетичная (выражает действительность с художественной точки зрения и пытается проявить поэтически-экспрессивное действие посредством речи);
  • образная (писатель формулирует свой взгляд на происходящее);
  • образовательная;
  • развлекательная.

Одна из составляющих жанра – это образ фельетониста. Он может быть идентичен образу повествователя или основательно разниться. Однако зачастую автор словно возносится над описываемым, видя события существенно обширнее и совершеннее, чем даже читатель.

Примером фельетона может быть одно или множество обстоятельств, заключающих в преувеличенном виде особенности, характерные для действий того класса, к которому они имеют отношение. Это фундаментальные точки классификации сатиры.

Журнал «Крокодил»

Данное издание являлось центральным карикатурным советским журналом. Тираж его достигал шести с половиной миллионов экземпляров. В нем обличались не только людские изъяны, но и промышленные несовершенства, и даже недостатки в управлении.

Читайте также  Как изучать латынь

Пародия журнала все время «стреляла» в мишень. «Крокодил» считался злободневным изданием в течение всей своей жизни, а отдельные его «осмеяния» актуальны и в наше время.

В журнале тонко обличалась идеология Запада, стратегия и дипломатия. И ныне ее сатира на подобную тематику крайне остра и метка.

Однако значительнее всего карикатуры были обращены внутрь Советского Союза. Весьма неплохо осуществлялся труд писателей-сатириков касательно бесчинств в организациях.

Журнал «Крокодил» осмеивал не только неурядицы на производстве, но и обнаруживал негативные качества людей – алкоголизм, халатность, лень, клептоманию, наплевательство.

Крайне верно фельетонисты журнала отмечали положение общества и власти.

Свою карикатуру известный журнал адресовал как на «отдельно рассматриваемый предмет», так и на ситуацию в целом. Чего стоят его школьные сатиры, метко отображающие пороки определенных нынешних учеников и современного образования.

Фельетоны Зощенко

Тематика остроумных сатир и фельетонов Зощенко сходятся. Он бойко осуждал бюрократизм, невежество, нахальность, беззаконие властных лиц, халатность, бытовые непорядки и т. д. Все данные проблемы отражают тему безразличия к людям, что определяет Зощенко как гуманиста.

Он заостряет внимание на вежливом отношении к человеку. Подобный разбор важных тем сквозь призму человечности выделял публицистику Зощенко от трудов других карикатуристов, и делало его сообщения в прессе и видимыми, и действенными. Однако его сатира делается более спокойной. С чем это связано? Зощенко уже не использует сказовый стиль, зато усиливается оттенок дидактики, морального наставления в заключение фельетона.

Типология фельетона

– Прозаический фельетон выступает в роли единого рассказа о конкретном отрицательном случае или о «персонаже» события; проблема выявляется на последовательном изображении действительности или на противоречии явлений. Такой жанр может являться целенаправленным (указывается определенная точка действия и фамилии сопричастных) и абстрактным (писатель показывает несуразность или абсурд какого-либо обстоятельства).

– Публицистический фельетон часто изображен в телевидении саркастическим монологом — примечанием писателя, и выступает в роли своеобразного отзыва на определенное явление или обстоятельство.

Жанровые элементы

Объект изображения — ситуации и обстоятельства реальности, имеющие двойственность: социальную вредность и сатирическую природу.

Задача фельетониста — употребление комичного для оценки социально вредных реалий (ирония) и безобидное, кроткое высмеивание человеческих пороков и слабостей (комизм).

Способы изображения — совмещение фактичности, образности и саркастичности.

Роль и место автора

Основное в фельетонном рассказе — не число изображаемых фактов и даже не их наружная ослепительность и эффектность. Главное — характер анализа явлений, способность писателя-фельетониста представить характерную картину и типические свойства события.

Важнейшая задача автора — посмотреть на факты с пози­ции того комического (подлежащего высмеиванию), что есть в данном случае. Трудность — в мастерстве обличить это комичное, обнаружить его саркастическую природу и подать в образной форме, сквозь систему карикатурных типов, рождающихся не только как следствие поэтических стараний писателя, но и как прямой результат целевого публицистического изучения.

Средства типизации сатиры:

Среди них следующие:

— деталь, способствующая восстановлению отчетливой картины действий; карикатурная, утрированная, введенная в общую систе­му приемов сатирической акцентировки, передает мнение писателя о воспроизводимых явлениях, рождает соответствую­щие чувства у зрителей;

– речь героев, обнаруживающая характер сатиры в обстановке; персонажи «пробалтываются», и конфликт между личной несерьезностью и притязанием на внушительность в словах героя выявляется не менее красочно, чем в действиях; метко подобранная реприза-деталь оборачивается в репризу-характеристику;

– употребление образных фигур из сочинений поэзии или публицистики, драматургии, кино, введение отрывков данных произве­дений в материал фельетона, чтобы при сравнении отыскать ассоциативную связь и добиться комичного результата, породить у зрителя конкретное эмоциональное рассуждение;

– средства комизма и иронии, имеющие в своем основании умышленное, целенаправленное уничтожение смысловых, идиоматических и лексических норм языка.

Фельетоны Ильфа и Петрова в первый раз возникли на страницах комического журнала «Чудак».

Работа Булгакова в 20-е годы отмечается созданием произведений саркастического жанра.

Вопрос о предметной оригинальности фельетонов Булгакова остается острым и сегодня. Распространенным считается суждение, что мастер трактовал зачастую внутренние проблемы. Им выставляются конфликты уничтожения моральных традиций, квартирного кризиса. Однако изумительное разнообразие данных тем, отражавших реалии 20-х годов 20-го столетия, которые подвергались абсолютной абстракции в художественных сообщениях автора, до сей поры не изучено.

Статьи фельетоны, как одни из признанных газетных стилей сатиры, применялись писателями для сопротивления пережиткам, которые препятствовали социальной жизни.

Пример фельетона: «Если человек неумен, то это на долгий срок. Если же он балбес, то это уж навеки, на целую жизнь. Здесь уж ничего не попишешь…».

Пример фельетона из СМИ прошлого века и пример сатирической заметки в школьную газеты

Многим знакомо слово «фельетон». Но не каждый знает, как оно появилось. Тем более мало кто умеет писать в этом жанре. В статье будут освещены эти вопросы и дан пример фельетона, взятый из газеты прошлого века.

Этимология термина

Словари гласят, что слово это пришло к нам из Франции. Перевод его звучит как «лист» или «листок». А означало оно сначала короткое эссе, очерк или статью. Первый пример фельетона был опубликован в одной из газет в 1800 году на добавочных листах.

Затем, в 1803 году, редактор этого издания удлинил одну из страниц, отделив подвал белым пробелом. Именно там теперь можно стало прочитать пример фельетона. Обычно он носил развлекательный, неполитический или рекламный характер.

То есть сам термин «фельетон» возник в начале 19 века. Однако к современному понятию об этом жанре это слово не имело никакого отношения.

История жанра фельетона

Литературоведы же утверждают, что первый пример фельетона в его современном понимании принадлежит перу Вольтера. Хотя, возможно, родоначальниками этого жанра были Дидро либо Фрерон. В любом случае известно, что именно эта троица ещё в 18 веке начала политическую борьбу при помощи коротких, ёмких, сатирических и даже саркастических очерков.

В России фельетон впервые появился в 1820 году. И сначала он, как и во Франции, выполнял в СМИ развлекательную функцию. Эта была так называемая газетная беллетристика, манера изложения материала в которой имела низкую планку с точки зрения художественного исполнения. Потому-то и в наше время кое-кто иногда употребляет данное слово с уничижительным, пренебрежительным оттенком в отношении откровенно слабых литературных произведений.

Нынче же фельетоном стали называть острые статьи либо очерки, высмеивающие недостатки современной жизни. Они могут иметь аналитическо-отвлечённый характер либо опираться на конкретные факты, называть участников события, указывать время происшедшего.

Следует отметить таких замечательных фельетонистов, создавших произведения, которые можно сегодня считать классикой жанра: Сэмюэл Клеменс (Марк Твен), А. Аверченко, Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская). Позднее в России стали известны такие имена фельетонистов, как Михаил Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков.

Во второй половине 20 столетия в России был чрезвычайно популярен журнал «Крокодил», в котором как раз были собраны фельетоны на злобу дня. Иногда сатира была настолько острой, так пропитана сарказмом, что тем, на кого она была направлена, в прямом смысле слова было плохо.

«На вору и… бельё зеленеет!» (фельетон)

Пример из газеты, выпускаемой в небольшом городке в середине прошлого века, наглядно продемонстрирует, как писались заметки в этом жанре.

Читайте также  Сколько часов в день должна спать собака

«Уж сколько раз твердила администрация города С. своим согражданам о том, что некрасиво воровать зимой горячую воду из труб, обеспечивающих отопление городской больницы. Но жители близлежащего частного сектора никак не реагировали на эти призывы.

И тогда администрация пошла на крайние меры. В воде, которая циркулирует в отопительной системе больницы, было растворено химическое вещество, практически незаметное в растворе. Однако при высыхании воды вещество приобретает ядовито-зелёный цвет. Об этом администрация города информировала сограждан, пояснив, что несанкционированное подключение к трубопроводу является нарушением закона.

Буквально на другой день в кабинет главы администрации города С. товарища Окопенкова А. П., преодолев все преграды в лице секретарши Зоеньки и уборщицы тёти Маруси, ворвалась разъярённая жительница Петрова М. Н. с охапкой ядовито-зелёных простыней, наволочек, мужских маек и нескольких предметов из женского туалета интимного характера.

Петрова произнесла гневную пламенную речь в адрес Окопенкова и иже с ним, в которой она обвинила руководство города во всех грехах, начиная с беспробудного пьянства её супруга, отца её супруга и отца отца её супруга и заканчивая позеленевшем от ужасной экологии в городе белья, вывешенного на просушку на улицу.

Все доводы главы администрации М. Н. слушать не желала и потребовала письменного объяснения, а также денежной компенсации за испорченные вещи. Товарищ Окопенко А. П. был вынужден изложить своё пояснение гражданке М. Н. и… отнести его в нарсуд.

Поистине правы те, кто говорил: «На вору и шапка горит!» В нашей истории пострадала не только шапка…»

Из чего растут фельетоны?

Очень востребованы такие юмористические или сатирические заметки для школьных СМИ как печатных, так и стенных газет или журналов. Но как написать фельетон? Примеры современных коротких сатирических заметок сегодня массово встречаются в блогах, а также в статусах, комментариях в социальных сетях и на различных форумах. Ведь на основе любого, даже самого крохотного события можно создать полноценный фельетон.

Пример: о школе и учащихся нужна заметка в стенгазету. Берём смешную ситуацию: Иванов Сергей из 5 класса на все предложения учителей вдруг стал реагировать одинаковым ответом: «Я вам Бобик, что ли?» Это ли не готовый сюжет для фельетона?

«Я вам Бобик, что ли?»

«Друзья! Будьте осторожны: среди нас по школе бродит оборотень! Он имеет вполне обычный облик, практически неотличим от людей. Выдаёт себе фразой «Я вам Бобик, что ли?», которой как бы мотивирует отказ от выполнения любых предложений учителей. Причём сразу же после этих слов он старательно выполняет задание. Тем самым этот «небобик» пытается скрыть свою принадлежность к существам потустороннего мира.

Друзья! Будьте предельно осторожны! Среди нас бродят люди-бобики!»

Как написать фельетон?

Коллеги, не секрет, что в журналистике сейчас работают не только выпускники журфаков.
А есть ли какие-либо приемы, правила, что бы написать фельетон?

Добрый день. Когда-то, лет 10 назад, очень любил я это дело — фельетон. Писать его сложно, но жутко интересно. О правилах не знаю, но для меня основным было наличие точных, на сто раз проверенных фактов, даже если «обходишь» имена и фамилии. Почему сейчас «отошёл» от этого жанра? Почему то не получается «сарказничать» — судя по моим наблюдениям, населением в последнее время почему-то лучше воспринимается материал, написанный в серьёзном ключе, чем с некоторой долей юмора, иронии и ехидства. Хотя, может быть, я и ошибюсь.

Точно подмечено. И не только в материалах. По моим наблюдениям и в разговоре происходит то же. Юмор и сарказм надо предварять: «а вот сейчас я пошучу». Почему так? Все слишком серьезно стало.

Нина, что далеко ходить: даже у нас на форуме я после каждой попытки поюморить пишу «Шутка» — а вдруг не так поймут. Сам удивляюсь.

Как вы меня понимаете. Я про форум сначала написала, но, подумав, стерла. Это уже плохо: раньше я редко задумывалась над тем, поймут или не поймут. Может, оттого и редко шутим.
Владимир, оцени. Наш внешкор прислал зарисовку о человеке. Мы опубликовали. Читай: «. — замечательный семьянин: об этом скажет любая женщина из нашего села».

Крутяк! Вот это мужик! Кстати, чем не повод для новой рубрики — вроде «Наши «перлы», нет не так, но типа.

А у нас есть такая. И даже основной «поставщик» перлов есть — самый наш активный внешкорр. Зачитаешься! В печать все переписываем, а в рубрику сохраняем.

У нас «основной поставщик» другой — между собой его «перлами» перебрасывемся. Ну, например, на митинге 9 мая вдруг во всеуслышание заявил, что Россия одержала победу над немцами. Двойной казус.

Потому что мнение автора и его личная оценка событий на фиг никому не нужна. Ну, разве что чуть-чуть. И это правильно :).

Доброе утро. Андрей. Немного не соглашусь в отношении районщиков. У нас несколько иная ситуация. И читателю интересна именно моя или коллеги оценка ситуация. И они прислушиваются именно к тому автору, кого уважают. Даже если он неправ. Поэтому и ответственность иного рода. У нас личность автора играет важную роль, потому что мы все друг друга знаем.

Нина, ну меня тоже кто-то в городе знает, но это не меняет сути дела. Вот какая-нибудь «Новая Газета» пишет с таким авторским нажимом, что реакция обратная: не хочется читать. Фактуры мало, зато «украшательств» и «авторского мнения» немеряно. Это у определенной категории читателей востребовано (электорат партий типа ЛДПР), но большинству неинтересно.

Я соглашксь с тобой, Андрей, в этом. Попрой позиция автора — это нажим либо его субъективная оценка происходящего, может, чей-то заказ. Поэтому мне больше нравится, когда выступают эксперты. Сейчас вот прочла итоги деятельности губернатора Алтайского края А. Б. Карлина за 5 лет, опубликованные в независимой газете «Свободный курс». Мне понравилось. Это мнения экспертов — руководителей политических партий ( отделений региональных): плюсы и минусы. Получилось достаточно объективно и не пахнет отчетом или заказухой. Есть рекомендации. И фельетон тут не нужен. Читатель сам разберется, что к чему.

Добрый день! Про авторство: тут ситуация на мой взляд проста, как. суп — недосол на столе, пересол — на спине. То есть мнение, автора, я считаю, важно и нужно, ибо, как верно подметила Нина, в районе всех журналистов знают в лицо и у каждого есть свой круг читателей, которые ждут именно его статей и в какой то степени доверяют, оценивают ситуацию с его «колокольни». И потому ответственность за слово в газете довольно высока. Из-за этого же важно не «пересолить» с мнением, а лучше дать возможность читателю сделать свой вывод. В целом бы заметил, что менталитет сельчан и горожан в отношении прессы можно сказать диаметрально противоположен, потому то на эту тему можно полемизировать долго и самое интересное, что каждый со своей стороны будет прав.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: