Как найти приставки в словах

Как найти приставку в слове?

Действительно, иногда бывает затруднительно выделить приставку в слове. Во-первых ,нужно знать перечень русских и заимствованных приставок. Чтобы найти в приставку в слове, следует отбросить предполагаемую приставку и заменить ее на другую. Если это легко происходит, значит, это приставка,а не корень слова.

Например: в слове «восхитительный» элемент вос- очень похож на приставку ,как в слове восстать». Но попробуем отыскать слово, заменив на любую другую приставку ( от-, над-, пре-, об-. ), а ничего не получится. Значит, здесь нет приставки.

А в слове » вос-стать» мы этот фокус проделать сможем: пере- стать, от-стать, у- стать.

Для филолога или для человека более или менее разбирающего в русском языке,отыскать приставку в слове весьма просто, чего не скажешь, например, о школьниках, некоторые их которых, доучившись до 9 класса, продолжают испытывать затруднения в выделение сей морфемы.

Самое первое, о чём следует сказать деткам — это то, что префикс, то есть, приставка, с латинского языка переводится, как «прикрепление спереди«. То есть, дети поймут, что она стоит в самом начале слова, пред корнем, хотя бывают исключения, но они редкие.

Второе — это то, что сия морфема необходима для того, чтобы можно было образовывать новые слова, с иным значением:

открыть,

закрыть,

приоткрыть.

зашел,

ушел,

нашёл,

пришел.

В данных словах, именно благодаря приставкам мы получаем слова уже с иным смысловым значением. Однако, кардинально значение она не меняет, а лишь изменяет смысл, примерно так, как в нашем примере, где корнем является морфема —кры—, а во втором примере, морфема —шёл—.

Есть ещё один способ, как найти приставку в слове: это определение того, к какой части речи слово относится. Ибо в основном с их помощью образуются глаголы, прилагательные, наречия.

Важно сказать ученикам и то, что в слове может быть аж две приставки подряд!

Без/вы/ходный ( 2 приставки ) вариант.

А можно их чуток напугать, но дать такую информацию, что и четыре приставки подряд в одном слове тоже бывают!

Не/пред/рас/по/ложенная ( 4 приставки ) к музыке.

Если класс в целом толковый, то следует сказать, что приставку можно найти и в средине слова, ежели оно сложное:

водоНАгреватель.

Бывают слова и без приставок:

лесок, сидеть, оранжевый.

Отыскивая приставку, нужно:

  1. Знать, где она может находиться теоретически. Приставка — это префикс. То есть, та часть слова, которая находится впереди корня (слева от него). Приставка может также быть слева от другой приставки, поскольку приставок в слове может быть несколько (распо-ложить). А если слово имеет более одной основы, то приставка может оказаться в середине слова, справа от корней предыдущих основ или соединительной гласной (рельсо-у-кладчик).
  2. Определить корень или корни. Предположив, где он (или они) находится, отсечь от слова ту часть, которая слева от него. И от оставшейся части образовать новые слова, которые станут однокоренными. Ход действий будет таким: «спилить, с-пилить, -пилить, рас-пилить, пере-пилить).
  3. В списке приставок посмотреть, действительно ли такая имеется. И попробовать присоединить её к другим корням. Например: раз-рубить, раз-задорить.

Чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать к нему однокоренные слова или попытаться заменить предполагаемую приставку другой. Если заменить удается и находятся однокоренные слова, значит, та морфема, что стоит перед корнем, будет являться приставкой.

Есть такое определение, что приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем. Вот и следует определиться сначала с корнем, подобрав однокоренные слова, либо попробовать составить словообразовательную цепочку. Возьмем, например, слово выбрать. Подбираем слова: брать, добрать, забрать. Отсюда делаем вывод, что в слове выбрать есть приставка вы-.

Необходимо помнить о том, что приставки играют словообразовательную функции, то есть с их помощью образуются новые слова.

Еще найти приставку в слове легко, если понимать, какие бывают приставки и от чего зависит их правописание.

Есть приставки пре-и при-, правописание которых зависит от значения.

Есть приставки на з и с, правописание которых зависит от глухости — звонкости последующего согласного корня. Например: расписать и разрезать. Только здесь необходимо помнить, что приставки з не бывает. Например: сделать (приставка с-), здание (нет приставки, з — это часть корня).

Есть приставки не- и ни-. Например: невысокий, никакой.

Очень значительную группу составляют приставки, которые пишутся единообразно. Например: написать (приставка на-), вложить (приставка в-), записать (приставка за-), отписать (приставка от-), дошёл (приставка до-), поставил (обычно говорят, что приставки па не бывает, но помним о том, что есть слово пасынок)

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Приставка.

Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Приставка, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • что такое приставка;
  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?

На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.

На этом уроке

  • что такое приставка;
  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.

Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.

— Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

— Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?

— А если я скажу: «Пере!»

— Переключим на другую программу!

— А если я скажу: «Вы!»

— Значит, надо выключить!

— Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»

— Пододвинемся к вам вместе со стульями.

— А если я скажу: «Ото!»

Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.

Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Поджарить (жарить, пережарить).

Разбор заданий

Укажите наиболее полное определение приставки.

  1. Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Приставка – это значимая часть слова.
  3. Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Укажите, как найти в слове приставку.

  1. Найти корень.
  2. Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
  3. Определить смысл слова.

Найти корень, выделить часть слова перед корнем.

Укажите слово с приставкой.

  1. Подошёл
  2. Шёл
  3. Шествующий

Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».

  1. Перегибать
  2. Сгибать
  3. Подгибать

Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».

  1. Предпраздничный
  2. Перерисовать
  3. Подпрыгнуть

Приставка – что это такое понятным языком, как правильно выделить приставку в слове и что про нее надо знать

Часть слова, которая находится перед корнем.

Читайте также  Что входит в курс молодого бойца

Приставка – это часть слова, которая всегда находится перед корнем. Она как бы «приставляется» к корню. Ее научное название – «префикс». Давайте научимся правильно выделять приставки и определять их функцию.

Как выделить приставку

Сначала надо выделить корень слова. Все то, что будет перед корнем – приставка. Например:

  1. Сотканный. Подбираю однокоренные: соткать, ткать, ткет. Корень – «тк», приставка – «со».
  2. Прабабушка. Однокоренные: бабушка, бабушки, бабка, баба. Корень – «баб», приставка: «пра».
  3. Расписаться. Однокоренные: писать, пишу. Корень – «пис», приставка – «рас».

Бывает так, что приставок в слове не одна, а две. Например, в слове «перепроверка». Чтобы их отделить друг от друга, можно отделять по одной букве и смотреть, есть ли такое слово в языке. У нас нет слов «ерепроверка», «репроверка», «епроверка», а вот «проверка» есть. В этом слове мы уже легко выделим приставку «про» перед корнем «вер». Вот и получается у нас двойная приставка: «пере» и «про».

Когда ученик несколько лет подряд делает морфемные разборы, у него формируется «чувство» языка. И он автоматически начинает «видеть» приставки в словах. Он понимает, например, что есть префикс «пере» со значением «делать что-либо заново», есть префиксы «про», «рас» (в слове «расчет»), «под» (в слове «подводный») и так далее.

Зачем нужны приставки

Для образования новых слов. Обратите внимание, приставки всегда образуют однокоренные слова, а не формы слов. Формы – это когда одинаковое лексическое значение, а разница только в грамматическом значении (падеже, числе): друг, друга, другу, друзей.

Однокоренные слова – это такие, у которых один корень, но немного разные значения. Например:

  1. Друг – человек, которому доверяешь, на которого можешь положиться и пр.
  2. Недруг – враг.
  3. Дружба – понятие, которое обозначает отношения между друзьями.
  4. Дружный – характеристика коллектива по степени сплоченности людей, которые в него входят.

Так вот. Приставка всегда что-то меняет в значении. Смотрите: водный – надводный (над водой), подводный (под водой). Лететь (находиться в воздухе) – взлететь (оторваться от земли), долететь (закончить полет), перелететь (оказаться дальше, чем было нужно), отлететь (оказаться в стороне от нужного места).

Поэтому она образует именно однокоренные слова, а не формы слов.

Отдельно скажу про роль префиксов у глаголов. Они чаще всего меняют его видовую принадлежность. Например: (что делал?) смеялся – (что сделал?) посмеялся. Вид глагола изменился с несовершенного на совершенный.

Изменение префиксов в совершенном виде почти никогда не делает его несовершенным: расписать – выписать – отписать – написать – переписать. Все эти глаголы отвечают на вопрос «что сделать».

Чтобы сделать глагол совершенного вида глаголом несовершенного, обычно нужно или убирать приставку, или добавлять суффикс: (что сделать?) выпить – (что делать?) выпивать, (что делать?) пить.

Как запоминать орфограммы в приставках

На эту тему будет отдельная статья, но я отмечу в этом блоке несколько основных моментов.

Если в вашей приставке последняя буква – «с» или «з», то ее надо писать так, как она слышится. Например: «раздирать» – я четко слышу тут «з» и пишу «з». «Рассвирепеть» – слышу «с», пишу «с».

В префиксах «пре» и «при» буква «е» пишется в том случае, если этот префикс можно заменить на «пере» или слово «очень» – преогромный = очень огромный, преграда = «переграда», перегородить то есть. Букву «и» надо писать в случаях, когда обозначается близость чего-то с чем-то: приморский (рядом с морем), приклеить (то есть две вещи будут абсолютно рядом друг с другом), прибежать (оказаться рядом с нужным местом). Или в случаях «неполноты действия», когда действие сделано как-то частично: присесть (не сесть именно, а только ПРИсесть, чуть-чуть, самую малость), пригнуться (немного, не совсем нагнуться).

Единственный случай, в котором мы пишем приставку «пра», а не «про» – это когда говорим о предках. Например: прадедушка, праязык (то есть предок современного языка). Во всех остальных случаях пишется только «про»: продумать, прописать, продуть.

В русском языке не бывает приставки «з», есть только «с»: сделать, списать, стащить. Почему в слове «здание» пишется «з»? Потому что нет у нас слова «дание», и эта «з» находится в корне, а не в приставке.

Это самые популярные правила на префиксы, в отдельной статье мы их разберем чуть более подробно.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на рассылку сайта. В ближайшие месяцы я буду продолжать писать тексты по русскому языку. Когда подпишетесь – буду высылать вам ссылки на новые публикации, чтобы вы точно ничего не пропустили.

Пробегитесь глазами по подборке курсов для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я недавно убрал оттуда картинки, чтобы статьи грузились быстрее и вы могли легко их просмотреть. Курсы, на мой взгляд, очень хорошие, обучение часто более дешевое, чем индивидуальные занятия с репетитором. Еще в этих подборках я даю ссылки на бесплатные электронные пособия и справочники. Они классные, я сам подбирал специально для вас.

В течение всех лет обучения в школе вы на уроках русского будете объяснять орфограммы. 80 % детей не умеют делать этого правильно, тупят, ходят к репетиторам и все равно пишут неграмотно. Я записал ролик о том, как работать с орфограммами – посмотрите обязательно и всегда объясняйте так, как я говорю.

Уважаемые читатели, была ли эта статья вам полезна? Напишите, пожалуйста, свои впечатления о тексте в комментариях. Если материал вам не нравится – смело критикуйте, я буду учитывать ваши замечания в будущем.

Я хочу, чтобы эта статья приносила реальную пользу всем ученикам и родителям, которые учат вместе с ними уроки.

Урок русского языка. 3 класс. «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?» в 3 классе по УМК «Школа России».

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_3a.pptx 782.17 КБ
urok.docx 45.32 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 3 А классе Подготовила учитель начальных классов Ефимова Наталья Юрьевна

Минутка чистописания На кустах тепличных красные плоды, Толстые, пузатые, узнаёшь их ты? Как большие ягоды на веточках висят, С нетерпеньем просятся в овощной салат .

Орфографическая минутка Составьте из данных слов предложение. Теплица, мы, помидоры, весна, в, посадили . Какая часть слова помогла нам связать слова в предложении?

Вспоминаем — Может ли слово быть без корня? — Что такое окончание? — Как найти окончание? Вернёмся к нашему предложению. Найдите в нём глагол. Разберите его по составу.

Тема урока: Что такое приставка? Что такое приставка? Место приставки в слове. Для чего служит приставка?

Исследуем Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит.

Вывод Что такое приставка? Часть слова. Место приставки в слове. Стоит перед корнем. Для чего служит приставка? Служит для образования слов.

Работа по учебнику Откройте стр. 84. Прочитаем правило. Стр. 85. упр. 154

Физкультминутка С при- приставкою присесть, С под- приставкою подняться, С под- подпрыгнуть, подмигнуть, С по- приставкой посмеяться, С вы- вытягиваем руки, С о- опустим их опять. Вот и всё, настало время С за- зарядку завершать.

Работа в парах Вспомним правила работы в паре Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай!

Работаем Запишите текст, вставляя приставки. …ступила осень. В воздухе …холодало. …лётные птицы …летают в тёплые края.

Итог урока Что такое приставка? Для чего служат приставки? Как найти в слове приставку?

Оцени себя Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось…

Домашнее задание Стр. 85-86. выучить правило, упр. 156, словарь.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Востряковская средняя общеобразовательная школа №2

(МАОУ Востряковская СОШ №2)

Урок русского языка в 3 А классе

«Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

( УМК «Школа России»)

Ефимова Наталья Юрьевна

2016 – 2017 учебный год

АВТОР: Ефимова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ «Востряковская СОШ №2

ПРОГРАММА «Школа России»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык

ТЕМА УРОКА: «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова — приставкой.

  • создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.
  • презентация к уроку;
  • мультимедийная установка;
  • карточки для работы в паре;
  • наглядность.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, парная, индивидуальная.

  • на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;
  • научится находить приставку среди других частей слова;
  • образовывать новые слова с помощью приставки.
  • познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
  • ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Приставка и значение приставки

Приставка – это морфема (значимая часть) слова, с помощью которой можно образовать множество новых слов, отличающихся значением.

Например, возьмем глагол бегать и посмотрим, сколько слов – действий может получиться: убегать, перебегать, выбегать, забегать. Корень у них один, а приставка вносит дополнительное лексическое значение.

Варианты приставок

В современном русском языке существуют следующие варианты приставок:

Все приставки русского языка можно разделить на три группы:

приставки, написание которых всегда одинаково;

приставки, заканчивающиеся на , ;

приставки при-, пре-.

К приставкам с единообразным написаниям относятся: до-, о-, об-, от-, по, под-, про-, за-, на-, над-.Буквы о и а в них – орфограммы, их нужно запомнить. Чтобы не ошибиться в написании приставок, нужно следовать следующему алгоритму:

Находим в слове корень;

В зависимости от приставки пишем букву о или а.

Например, Мальчики нарубили еловых веток и вернулись к костру.

Разберем слово нарубили:

Находим корень: -руб-;

Приставка на- (приставки но- не бывает);

Следовательно, пишем букву а.

В слове «нарубили» записываем приставку на-

Один за другим они пролезли в люк и очутились внутри шара.

Разберем слово пролезли:

Находим корень: — лез-;

Выделяем приставку про-(приставка пра- имеет значение степени родства)

Пишем букву о.

Также согласные звуки в приставках с-, об-, в-, от-, под-, над- пишутся одинаково, независимо от звучания.

Буквы с, б, в, т, д в этих приставках – орфограммы: сделать, объехать, влезть, открыть, подскочить, надписать

Значение приставок

Каждая приставка обладает своим лексическим значением в слове:

от-обозначает удаление от предмета: отскочить, отбежать, отпрыгнуть, отъехать, отлететь;

под-может употребляться в значении или движения снизу вверх, или направление вниз: подняться, подлезть, подвернуть, подшить;

про-в значении двигаться мимо, сквозь что-то: пройти, пробежать, просмотреть, пролезть, проехать;

пра- употребляем, когда имеем в виду отдаленных родственников или предметы в первоначальном значении: прабабушка, прадедушка, праматерь;

над-обозначает действие сверху чего-то: надкусить, надломить, надписать;

за- обозначает предел чего-то, кратковременное или попутное действие: закричать, завершить, закрыть, забежать, задумать;

о-, об-, обо- в значении двигаться вокруг чего-то, двигаться мимо чего-то, охвата предмета: обойти, обдумать, обнять, объехать, очаровать.

с-, со- подразумевают законченность действия, движение в одну точку: сделать, срезать, сойти, сорвать, спрыгнуть.

Правописание приставок

Написание слов с приставками на -з-, -с- определяется следующим правилом: к слову с начальным глухим звуком присоединяются приставки на : бе с покойство (звук «п» после приставки глухой)

К слову с начальным звонким звуком присоединяются приставки на :ра з бежаться (звук «б» после приставки звонкий).

Приставки при- и пре-

Написание приставки при-и пре-определяется ее значением. Это правило является одним из самых трудных правил, так как вызывает сложность в определении значения приставки.

Чтобы не сделать ошибку в слове, нужно себе объяснить значение приставки

Приставка при-пишется в следующих значениях:

  • близость к чему-либо, приближение к кому-либо

Территорию возле школы назовем пришкольной;

Ребенок пришел к маме. (Он к ней приблизился).

  • действие произвели чуть-чуть, его не довели до конца: приоткрыл, придержал, присел; значение приставки в слове определяется ее значением.
  • присоединение: пришил, приклеил, приложил.

Пре-пишем, когда приставка употреблена в значении:

  • высшей степени качества (очень): премилый, преумный, презабавный, преспокойный
  • в значении приставки пере: преобразовать, преградить, прекратить.

!Слова, в которых трудно определить значение приставки, нужно запомнить: привилегия, привычка, преподаватель, презрение.

Запишем слова приклеить и присесть, выделим приставки и определим их значение

Подумаем, что они обозначают: приклеить – значит присоединить, следовательно, правописание приставки определяется значением присоединения. Выделяем приставку при-

Присесть – значит опуститься на стул или диван не полностью, а чуть-чуть, слегка. В этом случае значение приставки в слове – неполнота действия. Ответ в слове – приставка при-.

Словообразование слов

Словообразование слов с помощью приставок

Если новое слово любой части речи мы получаем с помощью прибавления к нему той или иной приставки, то такой способ будет называться приставочным:

Например, возьмем существительное ходи с помощью различных приставок образуем новые лексемы:

приставка вы-: выход;

приставка в-: вход;

приставка пере-: переход;

приставка за-: заход;

приставка об-: обход;

приставка про-: проход;

приставка от-: отход;

приставка про-: проход.

Таким образом, каждая приставка привнесла в слово новое значение.

Словообразование слов с помощью суффиксов

Если новое слово получается с помощью прибавления только суффикса, то его назовем суффиксальным словообразованием.

В качестве примера образуем новые слова с помощью суффиксов от существительного кот:

суффикс —ик: котик;

суффикс —ищ-: котище;

суффикс —енок: котенок;

суффикс —ят-: котята.

В том случае если новые лексемы получаются способом словообразования приставок и суффиксов, его называют приставочно-суффиксальным. Так слово прибрежный образовалось от слова берег при помощи приставки при — и суффикса —н-.

Способы словообразования без приставок и суффиксов

Кроме описанных выше способов словообразования, существуют и другие:без приставок и суффиксов.К ним относится сложение, образование новых слов из словосочетаний подчинительного типа и переход одной части речи в другую.

  • Берем слова шкаф и купе, получаем шкаф-купе;
  • Используем гласные о и е, которые называются соединительными, и получаем луноход из слов луна и ход;
  • Складываем начальные буквы слов: МХАТ получили из Московского художественного академического театра. Такие слова называются сложносокращенными.
  • Прибавляем к существительному начальную часть от слова половина (пол) и получаем: пол-лимона, пол-ананаса, полкниги, пол-Москвы, полстраны.

Приставки

Согласно правилам грамматики русского языка, приставка в слове ставится перед корнем, дополняет или изменяет лексическое значение. Существует огромное количество приставок. Некоторые из них исключительно русские, другие пришли из иностранных языков.

Приставка в слове выделяется специальным значком .

Какие бывают приставки

Чтобы запомнить какие бывают приставки, ознакомьтесь с таблицей ниже.

Тип приставки

Примеры

Описание

Первая группа

В, во, до,вы, пра, из, изо, пред, предо, па, пере и так далее

Приставка может произноситься как угодно, но пишется при этом, всегда одинаково

Вторая группа

Без, бес, низ, нис, раз, рас, через, черес и так далее

Приставки, которые оканчиваются на «з» или «с» за исключением приставки «с», которая относится к первой группе

Третья группа

Пре и при. Приставки, означающие превосходную степень чего бы то ни было или приближение к чему бы то ни было.

Заимствованные приставки

Анти, архи, де, контр, экс и так далее

Приставки, которые пришли в русский язык из других стран и значение которых в полной мере раскрывается только если знать перевод каждой приставки.

Теперь читатель знает какие бывают приставки в русском языке таблица же будет ему в помощь. Поскольку язык постоянно развивается, не прекращается его обогащение новыми приставками. Возможно, появление новых частей слова и при жизни вашего поколения. Поэтому не стоит пытаться выучить наизусть все приставки в русском языке таблица служит лишь ориентиром.

Вместо зазубривания лучше всего постараться понять логику, по которой развивается русский язык.

Приставки первой группы

Если приставка в слове относится к первой группе, с ней меньше всего проблем. Такие приставки русского языка неизменяемые, а стало быть, всегда пишутся одинаково. В любых словах.

Возьмем такие слова как

«переход, выходить, проходить»

Кажется, что все просто. Такие приставки русского языка понятны, можно переходить к следующим. Но вспомним другое слово

Здесь уже используется приставка «пра», хотя существует другая приставка, отличающаяся всего одной буквой — про. Как мы узнаем какие приставки русского языка следует использовать в данный момент?

Для этого определим лексическое значение слова. Нам известно, что в русском языке каждая буква в слове находится на своем месте и не может находиться ни на каком другом. Поэтому слова с приставкой про всегда означают что-то конкретное и заранее определенное.

Если речь об имени существительном, приставка «про» будет значить сторонника группы людей, организации и т. п. Например, про активность — термин гуманистической психологии. Если перед нами глагол, приставка может означать действие, направленное сквозь что-то. Например, про бить, про ломать. Глагол может также означать направленность движения, указание на место. Например, про ехать мимо магазина. Другое лексическое значение таких глаголов — направленность действия или движения через что-либо. Например, про лезть. Наконец, это может означать доведение действия до конца. Например, про плыть все море.

Если вы не хотите запоминать все слова с приставкой пред и значение части слова, а заодно слова с приставкой по и другие неизменяемые приставки, можно поступить проще.

Достаточно учитывать значения следующих приставок:

Пра . В русском языке эта приставка указывает на древность, старость. Например, правнук, прадед, пращур. В остальных случаях правильно писать «про».

А . Означает отрицание или отсутствие. Например, «алогичный» значит нелогичный, человек с отсутствием логики. Знакомый из математики термин «асимметрия» значит отсутствие геометрической или какой бы то ни было другой гармонии.

Неизменяемые приставки должны вызывать меньше всего затруднений в правильности написания.

Приставки второй группы

Если слова с приставкой не или слова с приставкой па уже понятны и не вызывают никаких затруднений, то слова с приставкой раз способны заставить задуматься. Где должна использоваться приставка раз, а где у нас слова с приставкой рас?

Оказывается, в русском языке существует вполне понятное правило. Буква «з» в конце приставки пишется в том случае, если первая буква слова после приставки относится к звонкому согласному. Если же перед нами глухая согласная, тогда пишется приставка «рас».

Кто-то из читателей может спросить как быть в том случае, если после приставки должна идти гласная? Например, слово «разодеть». В этом случае надо писать именно ту букву, которая слышится.

Запомнить правило может быть сложнее, чем просто выучить слова с приставкой пере или понять ее смысл. Но если выполнить несколько упражнений на закрепление материала, тогда все становится гораздо проще.

Как было видно из таблицы в начале материала, к приставкам второй группы относится довольно много частей слова. Однако, о какой бы приставке не велась речь, всегда сохраняется действие оговоренных выше правил

Третья группа приставок

Третья группа приставок включает в себя всего две возможные части слова. Это «пре» и «при». Как же нам определить в каком случае используется первый, а в каком второй вариант?

Оказывается, надо вновь обратить внимание на лексическое знание:

Пре . Превосходная степень. Эта приставка ставится в том случае, если речь идет о том случае, когда приставка может быть заменена словом «очень». Не обязательно при этом сохранение строгой грамматической чистоты. Например, слово «прекрасный» может значить то же самое, что «очень красивый». Если сказать «очень красный», получится новое лексической значение. Тем не менее, «очень красивый» имеет тот же корень, что и слово «прекрасный», а потому может по праву быть им заменено. Другое возможное значение приставки «пре» сравнимо с приставкой «пере». Как и в предыдущем случае, важно не точное совпадение, а лексическое сходство. Например, слова «прервать» и «перервать» разные и по звучанию и по смыслу. Тем не менее, определенное лексическое сходство невозможно отрицать.

При . Приставка «при» несет сразу много лексических смыслов. Если слова с приставкой меж и другими подобными всегда имеют примерно одинаковое значение, то в случае с «при» таких значений целых пять. Первое и главное значение — приближение. Если мы куда-то едем, то в конечном итоге мы приедем, то есть, приблизимся к требуемому месту. Похожее значение приставка «при» имеет в том случае, когда речь идет о присоединении одного предмета к другому. Например, «прикрутить лампочку». Иногда, мы совершаем какое-то действие не до конца. Например, можно встать, а можно привстать. Эти два слова имеют разные лексические значения. Если приставка в слове может замениться словом «слегка», надо писать «при». И, наоборот, случается так, что нам выпадает честь завершить начатое дело. Например, придумать что-нибудь. В этом случае, вновь спасает приставка «при». Последнее значение похоже на первое. Близость к чему-либо обозначается знакомой приставкой «при». Например, придорожный.

Какие приставки есть, а каких нет

Иногда встречаются слова с двумя приставками. Возьмем такое слово как

« со при коснувшись»

В данном случае перед нами сразу две приставки: со и при. Обе упоминаются не просто так, а несут лексический смысл в слове. Приставка «со» означает нечто совместное. В тот момент, когда в слове появляется приставка «со» возникает со участие, со переживание, со вместная деятельность и многое другое.

Соприкоснуться можно руками, ногами, рукавами, взглядами, да чем угодно. Приставка « при » в данном случае обозначает «присоединение» упомянутых выше рук, рукавов или взглядов.

Если слово имеет сразу две приставки, они не объединяются. Не существует приставки «сопри». Невозможно выдумывать несуществующие приставки.

Помните: всякая приставка в русском языке используется неслучайно. Каждая несет какой-то смысл. Если вы указываете на ту или иную приставку, постарайтесь определить для себя какое лексическое значение используется в данном конкретном случае.

Если самостоятельно определить его не получается, воспользуйтесь словарем. Если же и в словаре такой приставки нет, вероятнее всего, ее вовсе нет в русском языке. Тогда постарайтесь найти ошибку в морфемном разборе и выполнить его правильно.

Средний рейтинг 4.8 / 5. Количество оценок: 103

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: