Как играть на варгане

Сыграть на варгане, чтобы освоить новый инструмент и почувствовать себя шаманом

Если вы не умеете играть ни на одном музыкальном инструменте, но хотите научиться, можно начать с варгана. Это старинный музыкальный инструмент, очень простой и по конструкции, и по освоению. Исполнить на варгане песню любимой группы с первого раза сложно, зато можно извлечь из него необычный звук, помедитировать или почувствовать себя немного шаманом.

Что такое варган

Инструмент варган относится к самозвучащим язычковым. Это значит, что у него нет ни струн, ни клавиш, а лишь язычок, благодаря которому и создаётся мелодия. Чтобы на нём играть, один конец варгана обхватывают губами и зубами и ударяют пальцем по язычку. Это вся теория, которую нужно знать новичкам. Остальное отрабатывается на практике.

Не существует какого-то единственно правильного способа играть на варгане. Чтобы освоить инструмент не нужна музыкальная теория — он издаёт всего одну ноту. При этом многие из тех, кто играет на варгане, приходят к своему неповторимому стилю.

Послушайте, на что способен варган

Как научиться играть на варгане

Проще всего учиться играть на варгане по урокам в Ютубе. Как и с любым музыкальным инструментом, для начала нужно научиться правильно его держать. Хорошая новость в том, что это очень просто.

Дальше можно начинать играть. Для начала просто ударяйте по язычку варгана и научитесь держать ритм. Затем усложняйте темп, добавляя новые элементы, например, ритмичное дыхание. Вы заметите, как будет меняться ваша мелодия.

Как извлечь первые звуки из варгана

Ошибки новичков

Лучше осваивать варган постепенно и аккуратно. Так вы сможете прочувствовать инструмент и сбережете губы и эмаль зубов. Вот несколько ошибок, которые часто совершают начинающие:

  • слишком сильно зажимать инструмент руками или зубами. Расслабляйте руку до тех пор, пока звук не пропадёт, так вы найдете оптимальное положение.
  • неправильно ударять по язычку. Варган может сломаться, если ударять по язычку сверху вниз. Ударяйте горизонтально, на первых порах — пальцем к себе.
  • слабо сжимать губы. Опытным путем найдите оптимальное положение. Если губы сжаты правильно, звук варгана будет громким.

Какими бывают варганы

Варган — старинный инструмент. В разных вариациях он существовал у многих народов и назывался тоже по-разному: в Якутии — хомус, в Италии — маранзано, в Монголии — аман хуур.

Варганы различаются формой (дугообразные и пластинчатые), размером и тональностью мелодий. В качестве первого инструмента многие советуют выбирать алтайский комус. Он считается универсальным, и на нём можно освоить основные приёмы игры.

Алтайский комус отличается овальной петлей рамки. Ещё у него легкий язычок, что важно для начинающих

Где купить варган

Выбирая варган, лучше всего сходить в магазин музыкальных инструментов, чтобы подержать его в руках и понять, какой размер лучше подходит. Если такого магазина рядом нет, можно купить варган в специализированных интернет-магазинах. Стоит инструмент для начинающих до 1000 ₽.

Если от выбора в музыкальных магазинах разбегаются глаза, можно поискать варган в популярных интернет-магазинах. В них чаще всего продаются самые популярные модели.

Варган в красивом футляре можно купить в подарок

Кому понравится играть на варгане

Любителям этнической культуры. Мистические звуки варгана напоминают нам о северных шаманах. А игра на нём помогает расслабиться или даже войти в легкий транс. Ещё варган можно использовать для медитации.

Тем, кто умеет играть на других музыкальных инструментах. Наверняка у вас нет проблем с чувством ритма, а значит освоить варган будет очень просто. Сможете добавить ещё один инструмент в копилку навыков или объявить себя человеком-оркестром.

Любителям электронной музыки. Как ни странно, но многие, впервые услышав варган, вспоминают не национальную музыку, а электронную. Если вы любите техно и транс, прислушайтесь к звукам варгана, наверняка найдете что-то любопытное для себя.

Битбоксерам. Сочетание битбокса и варгана даёт удивительный результат. Если не знаете, что подарить другу битбоксеру, покажите ему это видео и отправляйтесь за варганом.

Главное об игре на варгане

Варган — это старинный музыкальный инструмент. Научиться играть на нем несложно, главное — чувство ритма.

Варган состоит из рамки и язычка. Когда вы ударяете пальцами по язычку, он издаёт звук, который можно изменять при помощи дыхания и артикуляции.

Существует множество версий инструмента: национальные, с разными формами рамки, разных размеров. Для начинающих лучше всего подходит алтайский комус.

Чтобы научиться играть на варгане, не нужно покупать дорогой инструмент. Самые простые модели стоят меньше тысячи рублей в музыкальных магазинах.

Самоучитель игры на варгане

Как держать варган

Вначале научимся правильно держать варган. Любой профессионал скажет, как важно уверенно и удобно располагать инструмент в руке. Для этого есть много способов. Самый оптимальный способ заключается в следующем. Положите округлую часть инструмента на указательный и средний палец. Затем по возможности крепко зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка, поскольку он должен двигаться при игре без препятствий, и ни к чему не прикасаться. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

Положение варгана при игре

Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. При игре основание варгана необходимо прижать к зубам или к губам. Челюсти размыкаются таким образом, чтобы между ними оказалось достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.
Ротовая полость – это своеобразный резонатор, служащий для усиления звука. В игре на варгане участвует все – ротовая полость, язык и даже дыхание. При правильном «использовании» этих составляющих с помощью варгана можно наиграть практически любое музыкальное произведение. И это будет не дилетантское подражание игре профессионалов. Напротив, варган способен воспроизводить не только основные звуки, но и призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром.
Прижмите варган к зубам и отведите язычок, а затем отпустите. Это поможет вам услышать его голос. Попытайтесь извлечь как можно больше разнообразных звуков.
Если вы подвигаете языком и затем прижмете его к небу, то вы услышите, как изменяется структура звука. Вы хотите играть громко? Для этого необходимо прижать варган к зубам, и вот уже его звучание наиболее громкое и длительное. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении. Вас не устраивает эта громкость? Давайте научимся извлекать тихие звуки! Надо прижать варган к губам, и вы услышите его мягкое звучание. Причем чем меньше напряжены губы, тем звук будет тише и короче. Не бойтесь экспериментировать! Нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов!
Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы не чувствовать напряжения ни в руке, ни на губах. В то же время инструмент должен быть жестко зафиксирован, чтобы самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно наслаждаться игрой на варгане в течение многих часов и, что немаловажно, без какого-либо вреда для здоровья.
Важно знать, что в первые дни знакомства с варганом возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры, которые, впрочем, через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.

Основы извлечения звука

Совет новичкам — перед тем как ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нажмите на язычок пальцем и попробуйте завести его за зубы и обратно — он должен двигаться свободно в обоих направлениях. Язычок варгана приводят в движение, ударяя по нем пальцем второй руки. Удары должны быть непродолжительными и отрывистыми. Удар бывает прямым и обратным. В первом случае палец задевает язычок при движении к себе, а во втором — палец задевает язычок при движении от себя.
Сразу следует оговориться, что требуется определенное время для того, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука. Но это стоит затраченных усилий! Попеременное сочетание обоих ударов позволяет воспроизвести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком.
Давайте поговорим теперь о наиболее продуктивных способах извлечения звука.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен. Остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Этот способ универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть свободно нависает над варганом. Все пальцы, кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Этот способ, так же как и первый, позволяет играть в разнообразном темпе.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены «лодочкой» и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот способ используют тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками.

Новичкам следует особенно внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет издавать неприятный звук, похожий на металлический лязг.
Все описанные способы хороши и удобны в определенных ситуациях. Чередуя их во время игры, можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это фантастическое зрелище.

Изменение звука

Чем динамичней темп исполняемого произведения, тем чаще требуется наносить удары по язычку варгана, так как любое изменение объема ротовой полости и органов дыхания отражается на исполняемом произведении только при колеблющемся язычке варгана.
Интересно, что звуки при игре похожи на буквы русского алфавита. Джавайте проведем заодно урок русского языка! Итак, самые простые звуки при игре на варгане получаются, когда ротовая полость исполнителя находится в положении как при произношении гласных букв: «А», «И», «О», «У», «Ы», «Э».
Некоторые буквы играют особую роль в музыкальном исполнении. Например, буква «У». Надо заметить, что объём ротовой полости так же влияет на высоту звука. Когда ротовая полость находится в положении произношения буквы «У» — издаваемый звук максимально низкий.
Но это не единственная буква, произношение которой надо знать для игры на варгане. Вам это кажется удивительным? Тогда продолжим! Положение языка так же отражается на воспроизводимом звуке. При расположении языка, которое характерно произношению согласных букв: «К», «Л», «Н», «Р», «Т» тембр звучания инструмента становится выше, соответствуя произнесённой букве.
Если прижать к вибрирующему язычку палец, тем самым уменьшая колеблющуюся часть язычка, то звук получится выше, но глуше и станет менее продолжительным.
При игре на варгане не существует нотных правил или твёрдо определённых позиций для тех или иных звуков. Все зависит от частоты колеблющейся части язычка, и устройства речевого аппарата исполнителя.

Читайте также  Чем кормить белку-летягу в домашних условиях

Громкость и длительность звука

Громкость и длительность звучания варгана зависят как от силы удара по язычку, так и от манеры удерживания инструмента. Мы уже говорили об этом чуть выше, но нелишне повторить. Когда язычок варгана движется с большой амплитудой, сам инструмент прижат к зубам — звук громкий. Когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или язычок варгана движется с минимальной амплитудой — звук тихий. Когда варган плотно прижат к зубам, колебания язычка длятся дольше, и достигается максимальная длительность звучания. Прижимая варган к губам, и плотно зажимая язычок пальцем в месте его крепления с инструментом, добиваются уменьшения длительности звучания.

Вы видите, как разнообразны способы исполнения на варгане! Но это еще не все. Расскажем теперь о том, как резко прекратить игру на варгане. Это не так-то легко, как кажется на первый взгляд и требует не меньшей сноровки, чем сама игра.
Чтобы заставить резко замолчать варган, требуется сначала удалить его от зубов, придерживая его губами, и только затем удалить варган от рта, либо коснуться язычка пальцем руки, удерживающей инструмент.
Более продолжительные, красивые и громкие звуки можно получить, используя дыхание ртом и направляя губами воздух между основанием и язычком варгана. Так возможно максимально усиливать или ослаблять колебания язычка. Яркий звук получается на резком вдохе, резкий же выдох останавливает колебания язычка.
На разных варганах и у людей с разными дыхательными и физическими способностями эффекты от использования дыхания могут проявляться по-разному.
Людям с большим объёмом лёгких можно вообще управлять звуком, всего лишь удерживая варган одной рукой возле рта. Дыхание при помощи носа используется музыкантами, когда нужно быстро набрать воздуха в легкие для исполнения очередного музыкального фрагмента без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как носовой вдох никак на неё не повлияет

Как играть на варгане

В этой стать мы расскажем о том, как играть на варгане.

Содержание

  • Что такое варган
  • Истоки варгана
  • Традиции варгана сегодня
  • Виды варганов
  • Инструкции по игре: «Как виртуозно играть на варгане»
  • Защита ваших зубов
  • Видео урок

Что такое варган?

Варган – это древний музыкальный инструмент, который широко распространен не только на всем евразийском континенте, но и в некоторых других регионах нашей планеты. Звуки варгана исходят из трости, когда она вибрирует через каркас, прикрепленный к вашим приоткрытым зубам или губам. Трость или язык еврейской арфы вибрируют в вашем рту там, где звуки резонируют и где можно дополнительно модулировать звук, изменяя размер полости рта. Делая так, можно модулировать различные обертоны / гармоники из основного тона (который представляет собой частоту вибрации язычка). Применяя различные техники звукоизвлечения и дыхания, вы можете создать множество звуковых и ритмических эффектов.

Истоки варгана

На вопрос о происхождении варгана очень сложно ответить, поскольку, скорее всего, многие древние модели и варианты были сделаны из бамбука или дерева и давно исчезли.

Однако принято считать, что варганы возникли в Юго-Восточной Азии или Океании, где до сих пор играют на архетипических вариантах из бамбука.

Самые старые находки этого инструмента в Европе были сделаны в Руане (Франция) в 1868 году: пять бронзовых варганов относятся к V-VII векам нашей эры.

1. Как держать варган

Начните с того, что возьмите варган так, чтобы изогнутая часть “L” была обращена от вас. Теперь крепко возьмитесь за край закругленного конца указательным и большим пальцами, как на втором рисунке. Не допускайте, чтобы он соскользнул или сдвинулся с места, поэтому прикладывайте примерно такое же усилие, как если бы вы ущипнули кого-то.

Убедитесь, что никакая часть вашей руки или пальцев не касается тонкого металлического элемента в центре, потому что он должен свободно вибрировать.

2. Положение рта

Поместите верхние зубы на верхнюю планку варгана, а нижние зубы на нижнюю планку. Ваши зубы и руки не должны препятствовать звучанию центрального элемента инструмента. Если варган будет скользить вверх или вниз, когда вы играете, вибрирующая средняя часть может удариться о зубы, и это может оказаться достаточно больно.

Теперь поместите зубы ближе к открытому концу планок, чтобы между уголком рта и концом перекладины оставалось пространство. Это сделает звук намного громче.

Теперь крепко прижмите варган к зубам. Это важно, потому что, когда вы извлекаете звук, пластина в центре вибрирует, и если инструмент не плотно прилегает к зубам, это может повредить ваши зубы.

3. Звукоизвлечение

Звук формируется вследствие вибрации пластины в центре варгана, которую исполнитель заставляет вибрировать при помощи пальцев руки. Звук можно извлекать одним вытянутым пальцем, Перемещаясь вперед и назад, можно воспроизводить мелодии с быстрыми ритмическими паттернами, как в примере 1.

Аудио 1

Повторение, тройное извлечение

Если ладонь играющей руки повернута ко рту, а верхняя часть руки удерживается горизонтально, локоть на уровне плеча, то указательный, средний и безымянный пальцы могут играть поочередно и в быстрой последовательности, в некоторой степени так же, как гитарист-фламенко играет на гитаре. Эффект можно услышать в аудио примере 2 . Эта техника требует практики, прежде чем звук станет четким. Чтобы рука оставалась неподвижной и двигались только пальцы, большой палец может поддерживать руку на скуле.

Аудио 2

Артикуляция дыханием

Помимо того, что вы держите рамку инструмента и щипаете трость, почти все в игре на варгане происходит у вас во рту и в горле или делается диафрагмой, дыханием: отдельные, артикулированные тона можно воспроизводить с помощью коротких вдохов. При вдохе и выдохе воздушный поток усиливает основную ноту. В аудио примере 3 это хорошо демонстрируется. При дыхании между щипками раздаются вибрирующие звуки.

Артикуляция языком

Последовательность тонов может быть «произнесена» вашим языком, как артикуляция на блокфлейте или флейте. При воспроизведении язычок прерывает воздушный поток. С варганом воздушный поток не нужен. В этом случае язык открывает и закрывает полость рта, открывая и прерывая резонанс. С воздушным потоком или без него техника очень похожа. Для медленных мелодий я предлагаю открывать и закрывать полость языком сразу за верхними резцами, как при произнесении de de de . Для быстрой смены тонов вы можете произнести дудл дудл дудл , покачивая языком по нёбу. Это можно услышать в примере 4. Между отрывками артикуляция осуществляется выражением де де, дудл дудл дудл . Эта техника проста и может использоваться очень быстро. Тем не менее, это редко можно услышать на записях где звучит варган.

Аудио 4

Звуковые эффекты

Многие техники игры производят звуковые эффекты, влияющие как на мелодию, так и на ритм. Количество возможных звуковых эффектов может быть неограниченным. Стоит просто попробовать и открыть для себя все новые и новые эффекты. Особенно язык – очень талантливый орган.

Интересный эффект, который можно использовать для артикуляции, исходит от голосовых связок. В закрытом состоянии резонанс изменяется таким образом, что в дополнение к «нормальным» обертонам усиливаются более глубокие обертоны. Два обертона можно услышать одновременно, и на них можно влиять независимо друг от друга. Для этого необходимо закрыть голосовые связки. Это то же действие, которое используется при произнесении гласной. При кашле сдерживается и внезапно выдыхается голосовой щелчок. В звуковом фрагменте 5 слышна мелодия. Затем связки закрываются и слышны дополнительные тона измененного резонанса.

Аудио 5

Носовая и ротовая полость – важные резонансные элементы при игре на варгане. Движения в этих полостях напрямую влияют на его звук. Носовая полость может быть закрыта мягким небом относительно резонаторных камер бронхов и грудной клетки. Именно это «закрытие» носа можно использовать, это звучит как будто вы простудились. Также полость рта может быть закрыта. Это делается при произнесении «ng», молчаливое произнесение «ing ing ing ing» во время игры на варгане приводит к интересному эффекту, который слышен в первой части аудио примера 6.

Аудио 6

Вторая часть иллюстрирует эффект языка: средняя часть языка прилегает к верхним коренным зубам, кончик касается нёба и покидает его, как будто вы говорите ne ne ne.

4. Защита ваших зубов

Почти все варганы, выполненные в форме лука прижимаются к зубам для игры. Таким образом, игрок может фиксировать инструмент в своем рту , чтобы пластина могла равномерно вибрировать.

Однако не стоит бояться, так как это не вредит зубам. Бесчисленное количество игроков предпочитают Bow-образные варганы из-за их полного звука – и, насколько нам известно, ни один из них никогда не ломал передние зубы в процессе игры.

Тем не менее, игра на варгане в течение длительного времени может быть очень утомительной для зубов. Точно так же быстрое переключение между несколькими варганами во время игры один за другим, например, в случае соло. У менее опытных или чувствительных исполнителей может возникнуть зубная боль.

Однако есть простые способы защитить ваши зубы: лучшее решение – использование искусственных накладок. Каждый стоматолог сможет сделать это для вас. Щиток сделан из дуропласта, и его обычно делают для детей и взрослых, чтобы они не скрипели зубами по ночам. Щиток изготавливается из слепка ваших зубов, поэтому он точно вам подойдет. Вам понадобится одна накладка для верхних зубов и одна для нижних. Резиновые накладки незаметны, просты в обращении и наиболее эффективны – кроме того, они не оказывают негативного влияния на звук и возможности игры на варгане!

На этом все, теперь вы узнали как играть на варгане. Успехов!

Как играть на варгане

Техника игры на варгане (комусе)

Комус зажимается губами и прижимается к зубам. Зубы не соприкасаются, оставляя щель для прохода язычка варгана. Бьют средним пальцем правой руки. Палец слегка выходит вперёд остальных, пальчики прижаты друг к другу.

Далее чтобы игра была более мелодичной, то подключаете все своё внутреннее пространство.

Перед игрой хорошо сделать гимнастику рук, тела и дыхания.

Гласные на задержке дыхания

Изменение объёма

Язык прижимается кверху нёба: Кончиком, серединой, основанием, целиком и не прижимается.

Работа горлом

Читайте также  Как найти бабушку, которая снимет сглаз

Горло зажимается и разжимается (сардельки).

Приём «Дракончик» и носовой звук

Кончик языка прижат к нижним зубам, края языка по бокам, средняя часть языка кверху.

Чем меньше объём – тем выше звук!

Языком воспроизводим: ТИУ, ТЯУ.

Вибратор языком

Изменение объёма ротовой полости. Двигая языком, меняем объём.

Маленький, средний, большой объём.

Быстрое движение языком вперёд-назад, клевание языком.

Перемещать от минимума к максимуму.

Варьирование языком в полости рта.

Начинаем, кончик языка упирается в нижние корни зубов, 1/3 языка поднята и прижата к верхнему нёбу. Язык опускается и открывает полость рта. Горло не стараемся открыть, но горло открывается самопроизвольно, ничего страшного если горло открывается.

Попеременная полуулыбка

Улыбка сначала в одну сторону, потом в другую. Центральная часть губ не отрывается от варгана.

Несколько движений одним уголком рта, потом другим (вибратор).

Регулировка положения варгана

Варган перемещается параллельно вдоль зубов.

Движение языком вправо и влево

На один удар – два движения языка влево, вправо. Удобно водить по нёбу верха (характер звука одинаковый).

Кончик языка у коренных зубов, середина немного колеблется.

Цоканье. 1/3 языка прижата к верху и резко отрывать (кончик прижат).

Горловое пение

Тянем звук – О, опускаемся ниже.

Плавные и резкие уходы.

Звук – Ы, пытаемся протолкнуть, как можно ниже.

Упражнение жаба

Проглатываем воздух, щёки не участвуют.

Похрипим. Звук – Э, А, У (с хрипом).

Теперь с варганом

О – закрытое горло.

У – открытое горло.

2-3 удара на закрытом и на открытом.

Горловой вибратор

Открывание и закрывание горла. На закрытом горле – А — У.

Управление басами

Ушли в басы (низа) и потом этим низким голосом управлять.

Дыхание паровоз

Демпфирование губами – напрягая и расслабляя губы, комус прижат к губам. Уменьшая расстояние полости рта. Губы расслаблены, кончик языка к нижним зубам, середина языка к верхнему нёбу. Можно добавить вдох.

Ритмическая линия (что была выше) + бой. Обе губы выпучены вперед мякушкой, комус зажать, слева комус прижат к прорези губ. Губы открываются, комус прижат. АМ, АМ комус.

Повышение звука и понижение.

Больший объём – ниже звук.

Меньше объём – выше звук.

При помощи горла меняется тональность. Звуки – О, И, А, Э. И — Э – Якуты.

Максимально высокий – О.

Максимально низкий – О.

Переход от низкого к высокому (макс).

Сначала на задержке дыхания, внимание.

Выдыхаем – узкое. Звук – О.

Дыхание не опережает звук.

Ударочные горлом

Меняем тональность Ой – высокое. Ой – низкое.

Комбинация переходов от низкого к высокому.

Один удар – А – Я.

Второй удар – ОЙ.

+ добавить дыхание в горле.

Дыхание под метронометр

Сильный выдох, когда язычок комуса максимально открыт.

Дыхание паровоз

Цикл вдохов и выдохов с наложением на такт.

Вдох, выдох – один удар.

Удар. Потом вдох, выдох. Удар.

Удар. Вдох. Удар. Выдох.

Якутский бой — верхне-кистевой

Указательный палец огибает по фалангам большой палец. Удары по язычку комуса средним фалангом указательного пальца.

Выговор слов

Один из способов составления композиций. Лёк –к-к-к-к.

1-я степень свободы – медленный – быстрый.

2-я степень свободы – выше – ниже.

Лёк – на задержке.

Удар со вдохом и Лёк.

Лёк – на задержке.

Лёк – на выдохе, можно двухсторонним боем.

Задержка – вдох – задержка – выдох + дыхание + понижение и повышение.

Т, Р, К – у Индусов.

Тётя – Дядя – на вдохе и на выдохе.

Кар-р-р-р — растягиваем на выдохе.

Тё-ко – задержка дыхания, Тэ-те – вдох, выдох.

Тёть — Ко – Тёть

Тёть – задержка, ко – вдох, выдох, удар на Тёть.

Дрожание диафрагмы

Вдохнуть живот и попытаться до дохнуть — удар.

Вибрации – дыхание собаки.

Мелкие вибрации накладываются на вдохи и выдохи.

Приём губами Папа – Мама.

При ударе открываем и закрываем губы, варган прижат к зубам, как обычно. Максимально оскалиться в сочетании объёма полости, язык регулирует тональность — волновыми движениями, подхватываем губами.

— Совмещение с дыханием – в момент закрывания губами варган (они практически коснулись), мы добавляем вдох или выдох.

Играть Глиссандо

Переходы между гласными звуками. Важен сам переход.

Исходное положение на звуке – И.

Пробуем с ускорением.

И – Ё — 2 раза вдох и 2 раза выдох.

Дыхание не заглушает звук.

Исходное положение на звуке – У.

У – ый ( ый – вдох) выдох происходит автоматически и не акцентирован.

А – Я – И (вдох) – Эй (довдох).

Комбинации могут быть разные. Действовать от обратного – написать разные комбинации и играть.

У – яй – У (выдох) – яй (вдох)

Ой – ой(удар) – Ой – ой(удар) …

Прибавляем «Дрожание диафрагмой» — положение на Ой – ой

Прибавляем дыхание – ввести на уровень автоматизма.

Прибавляем язык и постепенно ускоряемся. (упр. закончилось)

На вдохе Ё – Я – 1 удар.

На выдохе Я –Й – 2 удар.

Ритмический удар «Дуэт»

Двойной удар в одну сторону(тыдым, тыдым). Когда рука возвращается, она ударяет по язычку, но не акцентированно.

Удары 2-ка, 3-ка. + дрожание диафрагмой.

Играть Гоготание

Корень языка приподнят, кончик языка прижат к нижним зубам.

К-К-К – выдох, Г-Г-Г – вдох с дыханием.

Внимание на горло Го-Го-Го – в один удар, можно Ко-Ко-Ко потом Го-Го-Го.

Г – убрать, оставить – О и поварьировать горлом –О-О-О.

Г — входные ворота. Потом проталкивать разные звуки, работая горлом.

Интенсивное дыхание на высокой амплитуде

Интенсивный вдох в момент удара.

1 удар – на вдохе

2 удар на выдохе – короткие и интенсивные +работа диафрагмой.

Удар – вдох. Выдох – между ударами.

Удар – вдох. Выдох – вдох – выдох.

С ударом – выдох. Вдох – без удара. Удар – подчеркивается выдыханием или вдохом.

Движение горлом. Ик – вставляется между ударами.

Паровоз с иканием

— Удар одновременно с АК – на вдохе.

— Выдох – между ударами.

— Удар с языком У – на вдохе.

— Выдох между ударами

Смех горлом

Смех – диафрагмальный, как все смеются.

— На выдохе – смех горлом.

Звуки разные – варьируются.

Композиция «Погрубок»

Удары + дрожание+ икание – все получается, когда бой автоматический.

Все композиции есть в контакте.

Вибрации: губами, языком, горлом, диафрагмой.

Звуки при открытом горле

Переходы на открытом горле

Горло открыто

Э (удар) – У – А (вдох).

Э (пауза) – У – А(выдох).

Щ, Хь – работа языком.

Бой и ритмы

Важным элементом является троечка с ускорением ритма. Можно изменять ротовую полость.

Тройки и двойки — в разные стороны. Цикл надо подчеркивать 1 + тройка – вдох, выдох.

КО – на выдохе, расслабление.

Наложение на односторонние удары любой мелодии выдохов. Рука работает – равномерно.

Ту-Ту – помогаем языком при выдохе.

Играть Вибрато

Сочетание разных вибраторов: губы, язык, горло.

Вдох и выдох рассчитывать при ударе. Не гасить варган дыханием.

Надув шарика и добавление паровозик, дрожание и разное…

Удар – вдох, удар – выдох – накладывается на паровоз, на одностороннем бое.

Эти приемы от профессионалов позволят вам играть на варгане лучше и увереннее.

Варганка. Варганы в Саратове

Несколько советов по игре на варганах от Ярослава.

Несколько советов по игре на варганах.

— Не зажимать рамку

Часто, люди, которые впервые берут варган или просто берут в руки незнакомый варган, при игре “бьют по зубам”. На самом деле, металлический звон (“дзень”) раздается не от удара язычка по зубам, а оттого, что язычок цепляет за рамку. Тому есть две причины, и первая — рамка сильно сжата руками или зубами. Чем лучше варган, и точнее он настроен — тем меньше зазор между язычком и щечками рамки, тем лучше звук и тем вероятнее задеть язычком за рамку, слегка сжав ее руками. Попробуйте поменять хват, так чтоб держать варган не “сверху-снизу” сжимая его, а, например, сбоку. Кроме того, часто рука очень сильно прижимает варган к зубам, эффект тот же — рамка сжимается и язычок задевает за деки. Можно попробовать начать отпускать варган, пока звон не пропадет. Только опытным путем можно найти самое оптимальное положение варгана, причем то, что хорошо для одного, будет не приемлемо для другого.

— Необходимо правильно бить по язычку

Вторая причина, по которой язычок ударяется о рамку — неправильный удар. Есть много разных разновидностей удара, от/на себя, сверху/снизу, указательным или большим пальцем. Но любой удар должен быть направлен строго в горизонтальной плоскости перпендикулярно варгану. Удары сверху-вниз или снизу-вверх — категорически запрещены. От этого, кроме всего прочего, варганы ломаются. Для начинающих рекомендуются удары указательным пальцем на себя. Во-первых, существуют варганы, на которых только так можно играть. Во-вторых, так меньше амплитуда, а значит и риск сломать варган (особенно, когда новички хотят играть ГРОМКО, не понимая, что громкость зависит не от размаха). Существует множество способов боя: “палец-вверх-открытая-ладонь-влево”, “палец горизонтально открытая ладонь на себя”, “палец согнут вниз ладонь вниз” и так далее — пробуйте что вам удобно.

— Сжимайте губы

Секрет громкой игры кроется в двух элементах. Первый и основной — сжатые губы. Чем меньше щелей между варганом и губами тем громче звук. В идеале, выход из вашего рта для звука должен быть только через язычок варгана — тогда звук будет действительно громким. Для этого необходимо закрыть губами все щели. Да, обратите внимание на два момента. Во-первых, губы не должны быть напряжены (не сжаты силой), во-вторых – следите за тем, чтобы язычок не цеплялся за чрезмерно сжатые губы. Рассеченная в кровь язычком губа — не самая приятная (хоть и не самая страшная) вещь.

— Использовать дыхание

Возможны три состояния дыхательных путей при игре на варгане.

  • открыта носоглотка, дышим носом (звук достаточно тихий, высокий).
  • открыта носоглотка, дышим ртом (звук сильно ниже, на вдохе или выдохе еще и существенно громче, но менее четки обертона). Это часто необходимо для громкой игры, акцентирования нот, взятия второй ноты без удара по язычку.
  • закрыта носоглотка, дышать невозможно, рот и нос соединены между собой (звук типично “носовой”, интересные обертона.)

Все три способа дают каждый свой, очень характерный варганный звук, так как при этом очень сильно различаются объемы резонаторов. При игре нужно совмещать все три типа, в зависимости от композиции произведения. Кроме того, при дыхании через рот можно использовать в полной мере возможности диафрагмы — если вы слышали странные вибрирующие, пульсирующие звуки на варгане, то это очень часто именно диафрагменная работа. “Потрясите животом” при выдохе через варган, чтобы понять, что это такое.

Читайте также  До какого времени длится токсикоз

— Используйте язык.

Кроме дыхания, которое создает ритмический рисунок музыки, важным моментом является использование языка. Он создает и ритмический и мелодический рисунок, в этом смысле, он может быть и важнее даже. Можно изгибать язык во рту, как вам придет в голову, подвигайте его к зубам, поднимайте к нёбу, заталкивайте вниз и назад — ищите свою музыку. Делайте ритмичные движения языком — за один удар несколько — так можно и ритмический рисунок создавать, и эффекты типа вибрато (при быстром движении языка взад-вперед или вверх-вниз или как придумаете).

Следует помнить, что люди, играющие на варганах (и, наверное, на диджериду), скорее всего, лучше всех целуются. У них лучше всех развит язык – его точность, гибкость, скорость.

— Ищите обертона

По словам преподавателя Кыргызской консерватории, у темир-комуза (кыргызского варгана), музыканты в Кыргызии используют 14 разных нот, и они могут сыграть даже мелодию Бетховена! Не все варганы такие мелодичные как Кыргызские, но 5-6 разных нот-обертонов есть у любого варгана, даже не очень звонкого. Поэтому, когда усвоите работу языком, научитесь разнообразным эффектам — пробуйте ловить обертона. Это, на самом деле, высший пилотаж, движения языка должны быть очень точные и иногда очень небольшие, и никто не сможет сказать “сделай так и получишь такую-то ноту” — только слушая варган и себя можно приблизиться к безупречному владению инструментом.

— Экспериментируйте

Вышеописанные правила — это отправная точка для начинающего. Их можно игнорировать, делать все совершенно наоборот — но только после того, как будет освоена база. Например, если варган глуховат, можно немножко руками сжимать (в некоторых пределах) при игре рамку, уменьшая зазор между деками и язычком, чтоб звук был лучше. Или, при игре открывать губы чтоб сделать звук значительно тише (на один удар по язычку, ритмично открыть и закрыть губы – можно получить звучание двух нот). Для достижения разных эффектов можно комбинировать типы ударов (”стук копыт”, сверхбыстрая игра в стиле транса или электроники). Главное не бояться пробовать новое!

— НИКОГДА НЕ ИГРАЙТЕ В ПЬЯНОМ ВИДЕ!

Это правило нужно соблюдать неукоснительно! Игра в пьяном виде приводит к рассеченым губам и языку, побитой эмали зубов. Варган ломается или при игре, или через некоторое время, часто теряется. В общем, если мыслить категориями духовно-мистическими — варган очень не любит пьяных! И скорее всего, накажет физически или вообще “уйдет” от вас

— Стоит ли давать свой варган другим?

Это правило, в общем, не обязательное, его стоит соблюдать по своему усмотрению (если конечно другой человек не пьян – в этом случае категорически нельзя!). Здесь речь идет и о личной гигиене, и о возможности сломать варган с непривычки. Если вы всецело доверяете человеку и нет внутреннего ощущения того, что не стоит давать, то возможно и можно дать варган поиграть или подержать. Случайным людям или новичкам, которые просят научить играть — специальные “учебные” варганы, которые и сломать тяжело, и пораниться не получится. У профессионалов почти все варганы с оговорками: ”этот нежный, не сильно и на себя”, “этот надо очень сильно разыгрывать”.

Варган

Чукотские и якутские маги, шаманы, часто держат во рту небольшой предмет, издающий загадочные звуки. Это варган – предмет, который многие считают символом этнической культуры.

Что такое варган

Варган – это губной язычковый инструмент. Его основа – язычок, закрепленный на каркасе, чаще всего металлическом. Принцип работы такой: исполнитель помещает варган на зубы, зажимая предназначенные для этого места, и ударяет по язычку пальцами. Он должен двигаться в промежутке между сжатых зубов. Полость рта становится резонатором, поэтому, если менять очертания губ во время игры, можно создать особое звучание.

Научиться играть варганную музыку довольно просто. Главное в этом деле – больше экспериментировать.

История возникновения

Историки считают, что первые варганы появились около 3-х тысяч лет до нашей эры. В то время люди еще не умели добывать и ковать металл, поэтому инструменты делали из кости или дерева.

Вопреки частому заблуждению, варганом в древние времена пользовались не только жители северных районов Сибири. Похожие предметы находят по всему миру: в Индии, Венгрии, Австрии, Китае, Вьетнаме. В каждой стране его называют по-разному. Принцип действия все тот же, но инструменты разных народов выглядят неодинаково.

Предназначение варгана вне зависимости от страны, где его используют – ритуальное. Считалось, что с помощью монотонных звуков и горлового пения можно войти в транс и соединиться с миром божеств. Люди просили шаманов о здоровье и благополучии, а те обращались к потусторонним силам через ритуалы, где использовали варганную музыку.

Сегодня уже известно, почему волшебники племени входили в особое гармоничное состояние: регулярная игра на инструменте нормализует кровообращение и улучшает общее состояние здоровья. Эффект достигается благодаря ритмичным успокаивающим звукам.

Шаманизм сохранился у некоторых народов до нынешнего времени. Варган сегодня можно увидеть не только на ритуалах, но и на концертах этнической музыки.

Как звучит варган

Музыка в понимании человека – это обычно не совсем то, что исполняют на варгане. Его звук глубокий, монотонный, дребезжащий – музыканты называют его бурдонным, то есть непрерывно тянущимся. Если правильно установить варганную раму во рту, то получится услышать полный диапазон и уникальный тембр.

Существуют различные техники игры: языковые, гортанные, губные. Используя данные природой человеческие возможности, исполнители придумывают новые интересные стили.

Производители изначально создают определенный диапазон звучания, поэтому одни варганы издают низкие звуки, а другие – высокие.

Алтайский комус

Виды варганов

Устройства, работающие по принципу варгана, есть в разных культурах – не только азиатских, но и европейских. Каждая разновидность имеет свое название, а некоторые особенно отличаются по форме и дизайну.

Комус (Алтай)

Небольшой прибор с дугообразной основой в форме овала. В легендах говорится, что женщины успокаивали детей медитативной музыкой с его помощью. Алтайский комус – самый известный вид варгана в России. Мастера Поткин и Темарцев изготавливают их для всех желающих научиться игре на шаманском инструменте. Некоторые покупают их как сувениры из Алтайского края.

Хомус (Якутия)

Якутский варган считают самым древним из всех. Когда-то его изготавливали из дерева, а сегодня почти все эти инструменты металлические. Мастера создают разнообразные дизайны рамы вручную.

Между хомусом и варганом есть небольшая разница. Отличаются они тем, что у варгана бывает только один язычок, а в приборе из Якутии их может быть до четырех.

Считается, что идея создать такой инструмент возникла, когда ветер подул через трещину в дереве, поврежденном молнией. Играя на хомусе, можно изобразить шелест ветра и другие звуки природы.

Якутский хомус

Генггонг (Бали)

Балийский музыкальный инструмент изготавливают из природных материалов. Рама генггонга обычно сделана из дерева, а язычок – из листа сахарной пальмы. По форме он разительно отличается от привычного комуса: в нем нет изгибов, он похож на трубку.

Чтобы извлечь звук, к язычку привязывают нитку и дергают за нее. Звучание меняется в зависимости от того, какую гласную произносит играющий.

Кубыз (Башкортостан, Татарстан)

Принцип работы кубыза никак не отличается от игры на похожих приборах, но его используют для других целей. Музыканты исполняют задорные песни, под которые когда-то танцевал башкирский народ. Кубызисты выступают соло и в ансамблях с другими исполнителями.

Существует два вида этого инструмента:

  • агас-кумыз с пластинчатым корпусом из дерева;
  • тимер-кумыз с рамой из металла.

Татарский кубыз почти не отличается от башкирского. Он бывает дугообразным и пластинчатым.

Татарский кубыз

Аман хуур (Монголия)

Монгольский варган похож на другие подвиды из Азии, но у него есть особенности. Главная из них – замкнутая с обеих сторон рама. Язычок у аман хууров мягкий. Прибор делают из стали или меди.

Дрымба (Украина, Беларусь)

Дугообразный варган из Беларуси с жестким язычком. Его рама бывает овальной или треугольной. Славяне играли на дрымбе с давних времен – первые находки относят к XII веку. Ее яркие звуки медленно затихают, создавая эхо.

В Украине дрымбы были больше всего распространены на Гуцульщине, то есть на юго-востоке Украинских Карпат и в Закарпатской области. На них играли женщины и девушки, а иногда и пастухи.

Самые известные дрымбы – работы Сергея Хацкевича.

Гуцульская дрымба

Дан Мой (Вьетнам)

Название означает «губной струнный инструмент». Так на нем и играют – зажимая основание не зубами, а губами. Это древнейший вид варгана, он распространен в 25-и странах мира. Дан мои всегда хранят в вышитых нитками или бисером чехлах-тубусах.

Сам инструмент пластинчатый, с заострением с одной стороны. Бывают и дугообразные вьетнамские варганы, но они менее популярны. Материалы для изготовления дан моев – латунь или бамбук.

Стандартный инструмент из Вьетнама звучит высоко, с дребезжанием. Иногда встречается и басовый дан мой.

Доромб (Венгрия)

Этот любимый венграми инструмент имеет дугообразную основу и множество вариантов исполнения. Знаменитый мастер по варганам Золтан Силади изготавливает доромбы различного диапазона. У прибора широкая рама и нет петли на язычке. Обычно она нужна для удобства, но здесь изогнутый край не приносит исполнителю дискомфорта. У доромба довольно податливая мягкая рама, поэтому его нельзя с силой сжимать зубами или пальцами.

Венгерский доромб

Ангкуть (Камбоджа)

Этот варган придумали жители племени пнонгов, он не является национальным камбоджийским инструментом. Все его элементы сделаны из бамбука. Он длинный и плоский, немного похож на градусник.

Во время игры на ангкуте музыканты бьют по язычку в направлении «от себя», зажав инструмент между губ.

Мурчунга (Непал)

У непальского варгана необычная форма. Рама у него обычно стандартная, дугообразная, а мягкий язычок удлинен в обратную сторону. Во время игры музыкант может держаться за удлинение. Мурчунги издают мелодичные высокие звуки.

Непальская мурчунга

Зубанка (Россия)

Второе название для варгана у славянских народов России. Археологи находят их по всей западной части страны. Летописцы тоже упоминали о зубанках. Они писали, что с их помощью исполняли военную музыку. По мнению известного писателя Одоевского, многие русские крестьяне умели играть на зубанках.

Мир варганов многогранен и необычен. Играя на них, совершенствуя свои навыки, музыканты сохраняют традиции предков. Каждый может выбрать подходящую модель инструмента и вернуться к истокам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: