Как играть бой медиатором

Как играть медиатором на гитаре. Техника игры и упражнения.

Как играть медиатором

Игра медиатором – основной навык, который должен освоить каждый без исключения гитарист, независимо от желаемого уровня навыка. Главная причина этого в том, что никакая игра пальцами не даст такого четкого, звонкого, ясного и читаемого звука, как эта небольшая пластина. Вместе с ней звучание боя станет более ярким и насыщенным, а переборы – разборчивее. Если же вы помимо акустической гитары хотите вскоре перейти на электроинструмент – то тогда освоить штрихи медиатором просто необходимо, поскольку именно им играют на них играют.

Для чего нам нужен медиатор

Медиатор представляет из себя небольшую пластинку толщиной в пару миллиметров, которую гитарист зажимает между пальцами, и которой бьет по струнам. Как уже было сказано выше, эта вещь нужна для получения четкого и яркого звука при игре, как боем, так и перебором. С ним играть становится гораздо удобнее – пальцы случайно не глушат струны, улучшается координация, а также скорость игры. Кроме того, некоторые техники игры на гитаре – такие, как тремоло, например, без медиатора сыграть практически невозможно.

Как держать медиатор

В целом, держать медиатор можно так, как удобно вам, однако существует несколько уже давно отработанных правил, на которые стоит опираться. Они верны именно на техническом уровне – не соблюдая их можно серьезно затормозить свое развитие в скорости и чистоте игры.

1. Медиатор нужно зажимать между большим указательным пальцем. Некоторые новички берут плектр «щипком» из всех пальцев – и это неправильно. Держать его надо именно двумя пальцами.

2. Положите пластинку на костяшку указательного пальца так, чтобы она делила плектр примерно пополам. Зажмите медиатор большим пальцем так, чтобы он высовывался из-под него примерно на 0.5 сантиметра. Некоторые гитаристы зажимают пластинку подушечками пальцев — однако таким образом не образовывается нужный угол, а также перенапрягается рука.

3. Держите руку расслабленной, как при игре боем рукой. Это важно – только так вы придадите руке нужную скорость.

4. Медиатор не должен быть расположен параллельно струне. Держать его надо так, чтобы он находился под углом относительно нее и бил как бы ребром, а не всей плоскостью.

В остальном действуйте так, как удобно вам. Не существует единых правил по тому, как правильно держать медиатор – но есть рекомендации, представленные выше. Кроме того, нужно обратить внимание на постановку рук на гитаре в целом – именно это и есть залог высокой техники игры.

Как правильно играть медиатором

Способы игры:

  1. Игра боем – ничем не отличается от такого же способа пальцами, однако есть несколько нюансов, о которых можно прочесть ниже;
  2. Игра перебором – почти ничем не отличается от такого же способа пальцами, однако также имеет частные моменты;
  3. Даунстроук – штрих вниз – более характерен при игре не электрогитаре, но применяется в некоторых композициях и на акустическом инструменте. Этот способ игры заключается в движении медиатором исключительно вниз, для получения более ровного и однообразного звука.

Как играть бой медиатором

Бой медиатором в целом никак не отличается от игры боем пальцами – за тем лишь исключением, что движение вверх и вниз совершается без разделения на указательный и большой. Все существующие и возможные виды штрихов без проблем воспроизводятся с пластиной – нужно лишь помнить о том, как правильно его держать.

Старайтесь, чтобы удары по струнам ощущались как можно более естественно. Если вы чувствуете, что они дерутся, и медиатор натыкается на препятствие на своем пути – то попробуйте взять его поближе к краю, чтобы кончик выглядывал поменьше, или же не держать его параллельно струне.

Структура каждого вида боев на гитаре не меняется при этом никак.

Особый тип игры – даунстроук – осуществляется абсолютно по тем же правилам, за исключением того, что движение совершается только вниз. Во время музицирования таким образом старайтесь выставлять акценты – чуть более сильными ударами по струнам, чем обычно. Это поможет не вылетать из ритма и чувствовать мелодию лучше.

Как играть перебор медиатором

В плане структуры и задействованных струн – почти без изменений, все переборы на гитаре сохраняют манеру своей игры без изменений. Загвоздка заключается в том, что теперь вместо четырех пальцев у вас появляется один плектр – поэтому переборы потребуют большей скорости и координации.

Во время игры перебором помните про такую вещь, как переменный штрих. Это значит, что каждый следующий удар по каждой струне должен осуществляться в обратную сторону, а не постоянно вниз, или постоянно вверх. Скажем, стандартный перебор «четверка» будет играться следующим образом: Бас – вниз, третья – вверх, вторая – вниз, первая – вверх , и так далее. Всегда начинайте с удара вниз.

Техника игры медиатором

Этот аспект отличается от классической игры пальцами – как в плане боя, так и переборов. Главное в игре плектром – это звукоизвлечение и четкость игры. Как уже было сказано выше, игра медиатором очень требовательна к постановке рук, и важно держать его так, чтобы звук был как можно более ровным и четким. Для того, чтобы развить ее, существует ряд упражнений.

Упражнения для игры медиатором на гитаре

Переменный штрих

Это не совсем упражнение – скорее, основной способ игры плектром, и именно поэтому его надо отрабатывать в первую очередь.

Возьмите в руку медиатор. Даже не зажимая струну – ударьте по ней несколько раз, вниз и вверх поочередно, начиная с движения вниз. При этом старайтесь совершать движения только кистью, используя как можно меньшую амплитуду, и максимально свободно. Рука должна быть расслаблена – в идеале нужно опереть ее на бриджевую часть гитары. Нужно добиться как можно более четкого и ровного звука, без сбивания и пауз. Постепенно увеличивайте темп, с которым вы играете, в идеале упражнение должно совершаться под метроном.

Освоив переменный штрих на одной струне – усложните упражнение. Теперь играйте на разных струнах по отдельности, не сбиваясь. Поиграли на пятой – переходите на четвертую – и так далее.

Игра боем

Игра боем при помощи медиатора хоть и схожа практически во всем с игрой пальцами – но имеет техническое различие – это движение от кисти, а не от плеча. Задача этого упражнения – сделать так, чтобы вы совершали при музицировании как можно меньше ненужных движений и били по струнам с адекватной силой. В идеале ваше предплечье вообще практически не должно двигаться – и уж тем более совершать поступательные действия.

Для отработки этих навыков отлично подойдет изучение песен – например, «Спокойная Ночь», аккорды к которой можно найти на нашем сайте.

Советы начинающим

Все упражнения начинайте играть медленно. Следите в первую очередь за звукоизвлечением и правой рукой – а уже потом за вашим мастерством и скоростью игры. Оно придет только когда упражнения будут четко отработаны и освоены. Постепенно повышайте скорость, но не пытайтесь играть то, что у вас не получается – лучше выучить это медленнее, освоить технически, и только потом наращивать темп.

Правая рука должна быть расслаблена. Это очень важно, потому что если вы привыкните держать руку в напряжении – у вас не получится играть высокоскоростные вещи, поскольку она просто будет уставать.
Следите за положением медиатора и звуком, который он издает. При необходимости корректируйте ваши ошибки и начинайте упражняться опять.

Как играть медиатором на гитарах самоучке

Основные пути развития гитарной музыки различного вида задает игра медиатором. Порождая звуки пластиной треугольной формой, звучание становится звонче, чище, что удобно для произведения скоростных соло. При этом риск повреждений минимальный. Плектр добивается насыщенного и плотного звука. Необходима практика, чтобы хорошо научиться играть приспособлением.

Как правильно держать медиатор

Гитаристы классической школы, играя на акустической гитаре скоростные пассажи, часто используют ногти. Электрогитара нуждается только в медиаторе. Размер пластинки влияет на звук. Тонкий плектр производит больше высокочастотных гармоник. Форма толще — создает плотный звук.

Чтобы гитара звучала чисто, следует изучить отдельные моменты: как правильно играть медиатором, как его держать.

Главные элементы, касающиеся плектра:

  • зажмите пластинку удобным способом;
  • держите плотно приспособление;
  • дайте легко двигаться по упругим нитям;
  • подберите правильный размер.

Внимание! Важная роль уделяется постановке правой доминантной руки. Необходимо почувствовать контроль над приспособлением. Для этого выбирается удобное фиксирующее положение.

Медиатор захватывается разными вариантами:

  1. Самый распространенный — фиксация между двумя первыми пальцами. На сгиб указательного кладется плектр, прижимается подушечкой большого. Ладонь расслаблена, не сжата. Игре ничего не должно мешать. В звуке не должны быть слышны дребезжания.
  2. Удобный — захват мягкими частями подушечек. Зажимать следует крепко, пока положение станет привычным.

Первый способ игры медиатором на гитаре преимущественен в исполнении хэви-металлических риффов, забойной игры стаккато. Здесь важна жесткость, а не чистота звука.

Как играть медиатором

Приспособление должно быть удобным. Подберите нужного размера пластинку, научитесь правильно держать, изучите технику, сохраняя чистый звук. Перед тем как играть медиатором, уделите внимание положению правой руки.

Она может иметь несколько положений:

  • опираться на деку гитары кистью — удобно смягчать звуки, издавать низкочастотные шумы;
  • без опоры — на электрической гитаре так играть нерационально;
  • комбинированный — правая рука касается места скрепления струн.

Рука должна быть достаточно расслабленной. Напряжение должно отсутствовать. При ощущении боли игру рекомендуется отложить.

Особенности движений помогают достичь четких звуков:

  • руку держать перпендикулярно к металлическим нитям;
  • касание возле нижнего порожка вызывает резкий звук;
  • качественные глубокие басы создает прикасание возле грифа;
  • следите за ритмом;
  • удары должны быть четкими, ровными.

Следует научиться перебирать гитарные нити сверху вниз, а потом обратным направлением и чередованием.

Техника игры медиатором на гитаре

Большое значение имеет изучение приемов, как правильно играть на гитарах медиатором любого вида. Каждый гитарист владеет уникальной методикой, приспосабливается по-своему. За короткий срок самостоятельно новичок может освоить урок аккомпанемента при помощи самоучителя.

Игра боем

Метод состоит в последовательных ударах вверх, вниз. Он происходит с приглушением и без, повторяющейся комбинацией нескольких ударов. Простой прием освоить несложно и быстро.

Бой состоит из стандартных элементов:

  • удар вниз;
  • удар вверх;
  • пауза;
  • прием глушения.

Таким стилем играют бардовские, эстрадные, армейские, дворовые песни.

Игра перебором

Методом пользуются исполнители фолк и кантри. Правая рука расслабленно располагается над инструментом, запястье неподвижно. Каждый удар осуществляется в обратную сторону. Начинать с удара вниз. Стиль позволяет создавать сложные, красивые комбинации звуков, используя простые аккорды.

Недостаток — невозможность воспроизвести скоростное извлечение нот некоторых пассажей.

Даунстроук

Стиль подразумевает движения только вниз. Звук получается ровный, однообразный. Удары сильнее, чем обычно. Прием подчеркивает мелодию, не позволяет вылететь из ритма. Преимущество — при исполнении любой сложной партии гитарист заранее не продумывает последовательность движений плектром. Концентрация внимания идет на ноту, какую нужно взять, а не на движение.

Начинайте играть медленно, чисто. Затем, добившись идеального звучания, скорость увеличивайте. Держите кисть ближе к грифу. Качественные переборы требуют скорости, координации.

Как играть бой медиатором

Вначале играть по нотам сложно, поэтому на такой стиль хватает первоначальных умений. Играется на акустических и эстрадных гитарах.

Возьмите плектр, проведите, легко касаясь гитарных струн. Постепенно ускоряйте ритм, добиваясь быстрого скольжения. Важно соблюдать ритм.

Внимание! Если медиатор натыкается на препятствие, возьмите поближе к краю, чтобы кончик оставался маленьким.

Способ имеет двенадцать видов:

  • четверка;
  • шестерка;
  • восьмерка;
  • блатной;
  • испанский;
  • Розенбаума;
  • регги;
  • Цоя;
  • чеченский;
  • Высоцкого;
  • кантри;
  • вальсовый.

Самый простой прием — циклично повторять комбинацию нескольких ударов. Игра выполняется кистью, предплечье не двигается. Незачем делать лишних движений, используйте адекватную силу.

Как играть перебор медиатором

Метод заключен в извлечении звуков по отдельности. Игра таким способом расширяет простор мелодичных ходов и аранжировок. Используется большое количество привычных и простых схем. Распространенные вариации:

  • четверка;
  • шестерка;
  • восьмерка.
Читайте также  В чем отличие полного товарищества от производственного кооператива

Воспроизведение звука переменным штрихом на одной ноте называется тремоло. Медиатор дергает гитарную струну с одинаковой силой вниз, вверх. Прием отличается пульсирующим звучанием. Эффект вызывает интересный звук.

Упражнения для игры медиатором на гитаре

Хорошая игра требует практики, концентрации. Следует уделить внимание всем элементам, влияющим на звук.

Игра медиатором на акустической гитаре требовательна к постановке рук. Следует держать так, чтобы звучание было ровным, четким. Каждая рука гитариста выполняет определенные действия.

Доминирующая правая отвечает за:

  • извлечение звука;
  • качество;
  • регулировку силы звука;
  • изменение звучащих нот.
  • прижимает гитару на грифе;
  • меняет частоту, высоту нот.

Руки должны одновременно входить в контакт с музыкальным инструментом.

Для воспроизведения качественной мелодии играть нужно комфортно.

Инструмент должен быть отрегулирован:

  • мензура;
  • длина ремня;
  • калибр гитарных струн.

Результативные занятия предусматривают ряд упражнений:

  • возьмите плектр удобным правильным способом;
  • выполняйте простые движения вверх-вниз поочередно;
  • увеличивайте темп.

Удары снизу вызывают большего внимания, чем удар сверху. Добивайтесь ровного звука. Начните с темпа 80-100 ударов в минуту. Затем можно увеличить. Некоторые преподаватели рекомендуют играть вариации гамм разными позициями на грифе.

Успех в игре на гитаре медиатором заключен в систематической отработке движений. Регулярная тренировка улучшает координацию, синхронизацию рук. Минимум движений, расслабленные руки при игре — главные аспекты хорошего звучания.

Как играть медиатором на гитаре — техника игры на гитаре

Начиная свой путь в сфере обучения игры на гитаре, абсолютно любой человек сталкивается с проблемами звукоизвлечения. Если мы говорим о классической гитаре с нейлоновыми струнами, то методика игры пальцами более чем приемлема, однако, когда разговор заходит про акустическую гитару, бас или тем более электрогитару, тут уже не обойтись без медиатора.

При этом играть медиатором совсем не так просто, как может показаться, на первый взгляд. Начать стоит уже с того, что самих медиаторов существует великое множество, и различаются они как по материалу и форме, так и по толщине, гибкости и ряду других параметров. Также немало и самих техник игры медиатором, зависящих от конкретного инструмента, и вкусов конкретного гитариста. Для того, чтобы узнать, как играть медиатором на гитаре, вам предстоит потратить немало времени, обучиться правильной постановке руки, выработать определенную точность, напористость и постепенно добиваться совершенства.

Зачем нужен медиатор для гитары?

Ответить на вопрос о том, как играть медиатором на гитаре можно только определившись с тем, зачем этот медиатор вам вообще нужен. На самом деле, медиатор – это очень удобный и точный инструмент, позволяющий разнообразить звукоизвлечение, и играть разными сложными техниками со сплошным и переменным штрихом. Разумеется, игра с медиатором громче, но при этом она еще и значительно точнее и адреснее.

При игре медиатором начинает ярко просматриваться такой параметра как атака, влияющая на восприятие вашей музыки. Ну и в завершении стоит отметить, что медиатор помогает разгружать нагрузку на пальцы и запястье, что особенно актуально при очень быстром стиле игры или во время продолжительных музыкальных сессий.

Как правильно играть медиатором на гитаре

Вопрос о том, как играть медиатором на гитаре, волнует многих. Теперь после того, как вы научились правильно держать руку, мы можем перейти к более важным и ответственным моментам, то есть к тренировке. Для достижения удовлетворительного результата вам предстоит много заниматься. Не стоит думать, что все получиться с первого раза. Только упорство, постоянное повторение и выполнение упражнений до автоматизма позволят вообще не думать о поведении собственной правой руки, полностью обратить внимание на левую руку и мелодию, а не на способ звукоизвлечения.

На акустической

Чтобы понять, как играть медиатором на акустической гитаре, вам также понадобиться постоянно практиковаться. В целом первичные упражнения точно такие же, как и на басу, только с учетом наличия большего числа более тонких струн, по которым сложнее попасть.

Именно поэтому начинайте максимально медленно, и помните, что при игре на тонких нижних струнах запястье должно упираться в деку над струнами, а при игре на басовых струнах, рука немного поднимается, но всегда должна иметь нормальную опору, и не висеть в воздухе.

На бас гитаре

Вопрос о том, как играть медиатором на бас гитаре, не так уж сложен. Во-первых, данный инструмент вполне подходит и под пальцевые техники, а именно под игру слэпом. Если вы придерживаетесь классического подхода, то вам предстоит играть именно с помощь медиатора. Для этого просто возьмите его удобно в руку, зафиксируйте запястье, и начинайте тренировать бой каждой струны по очереди. Сначала ударьте 4 раз вниз на первой струне, затем на ней же вверх. Поднимите руку, и повторите это со второй струной, и повторяйте так, пока не доберетесь до самого верха.

Ваша основная задача заключается в том, чтобы отработать движения автоматизма для того, чтобы вы не ошибались, даже несмотря на руку. После успеха, начинайте постепенно повышать скорость. Очень удобно тренироваться с метрономом.

Когда и с этим у вас не будет проблем, подключайте левую руку, стараясь концентрироваться именно на мелодии, но при этом внимательно следить за правильностью звукоизвлечения. Справедливости ради, на басу довольно редко играют переменным штрихом, однако для повышения своих умений, в конце вам стоит точно также бить по струнам, но уже через одну. Для того чтобы ваша мышечная память запомнила высоту каждой струны, и рука без труда могла выходить на нее без вашего особенного контроля.

Как играть бой

Ритмовая игра на акустической гитаре очень популярна, и для отработки данного навыка, вам необходимо практиковать бой вниз и вверх сразу по нескольким струнам. Чтобы закрепить, лучше всего еще и подключать левую руку, для понимания того, не промахиваетесь ли вы по струнам, все ли они звучат с одинаковой интенсивностью и точностью.

Бой также бывает разным, так что сначала практикуйтесь делать удары вверх и вниз, а уже затем переходите только к быстрым ударам вверх или только вниз, аккуратно перенося руку на нужную струну и совершая запястьем полукруглые движения. После закрепления данных упражнений, у вас уже не возникнет проблем с тем, как играть бой на гитаре медиатором, и вы практически никогда не будете сталкиваться с лишними шумами, неправильным глушением и вылетом медиатора из руки.

Как играть перебор

После того как освоитесь с постепенным зацепом струн по очереди, вы сможете переходить к значительно более сложным техникам. Для грамотного и красивого перебора часто нужно подцеплять струны в сложной последовательности, так что тут вам помогут навыки чередования. Начинайте отрабатывать удары вниз и вверх, но не на каждой последующей струне, а через одну.

Затем увеличивайте расстояние и скорость, постепенно подключая левую руку даже с самыми простыми аккордами для понимания того, насколько разные композиционные элементы вы можете формировать только с помощью быстрой и уверенной правой руки с медиатором.

Как держать медиатор

Для начала давайте определимся с самыми базовыми моментами, а именно с тем, как правильно держать медиатор для гитары и руку, ведь порой даже у музыкантов с многолетним опытом в данном отношении возникают определенные проблемы. Также важно отметить, что техника игры медиатором напрямую зависит от конкретного инструмента, так что для более глубокого понимания вопроса давайте рассмотрим несколько разных вариантов.

На акустической

Кладем на последнюю фалангу указательного пальца, и сверху накрываем большим пальцем, таким образом, чтобы выступающая часть медиатора была недостаточно длинной, и ее полностью хватало бы для зацепа струны.

При этом положение вашей руки имеет большое значение, и над ним необходимо будет серьезно поработать. Дело в том, что в игре медиатором работает только наше запястье, вся остальная рука находится в состоянии покоя, иначе вы очень быстро устанете и не сможете играть. Положите тыльную часть запястья на корпус гитары над струнами, таким образом, чтобы иметь возможность дотягиваться медиатором до каждой из них. При этом по отношению к струне, медиатор стоит держать не прямо, а немного под углом, чтобы струны не ударялись об острие, а как бы сталкивались и огибали его под воздействием вашего давления.

Именно это положение руки позволит вам продуктивно заниматься и осваивать различные техники игры медиатором. Старайтесь привыкать класть руку именно так, потому что в других положениях вы рискуете столкнуться с быстрой утомляемостью, которая неизменно ведет к снижению точности игры, неприятным ошибкам, лишнему шуму и так далее.

На бас гитаре

Приятной новостью для вас станет то, что, если вы еще не знаете, как держать медиатор для гитары при игре на басу, научиться этому достаточно просто. Вся процедура схожа с акустическим инструментом, однако стоит отметить, что из-за наличия всего 4 струн на стандартном басу, вы легко сможете закрепить свое запястье на деке над струнами, и практически не двигать им, всегда имея подходящую опору. Это особенно важно при длительной игре, когда рука может устать очень легко.

Как выбрать медиатор

Если вы не знаете, как выбрать медиатор для гитары, давайте для начала ознакомимся с тем, какими они бывают, и чем отличаются между собой. Большинство медиаторов производятся из разных типов пластика, и имеют каплевидную форму, но именно по форме они могут отличаться следующим образом:

  • Standart – самые базовые, удобные в использовании и те, с которых начинает свой путь практически любой гитарист.
  • Teardrop and Jazz – более толстые, вытянутые и каплевидные модели, которые отлично подходят именно для бас-гитар, и позволяют эффективно регулировать напор и силу атаки.
  • Triangle – достаточно мягкие треугольные медиаторы. Они достаточно широки, их легко захватывать, а играть одинаково эффективно можно с помощью любой из их трех кромок.

С точки зрения мягкости, медиаторы также бывают очень разными. Мягкие модели отлично подходят для ритмов, так как не цепляются за струны лишний раз. Твердые же, в свою очередь, позволяют играть более напористо, с хорошей атакой и контролем каждой конкретной струн.

На акустической

Впрочем, основным параметром для выбора медиаторов все равно остается их толщина, варьирующаяся от 0,38 до 2 мм. Тут уже выбор зависит от вашего личного опыта, вкуса и инструмента. Разумеется, если вы еще не знаете, как выбрать медиатор для акустической гитары, не стоит начинать с толстых моделей. Они как раз в гораздо лучшей степени подойдут для игры на басу, где струны более жесткие, а основной стиль игры не предполагает одновременного удара по многим струнам.

Так что, если вы не знаете, как выбрать медиатор для акустической гитары, то начинать стоит с достаточно тонких и мягких экземпляров. Так вам будет намного проще привыкнуть, а в дальнейшем вы сможете попробовать и более толстые модели, ведь, в конце концов, здесь нет никаких жестких правил и строгих ограничений. Каждый профессионал своего дела играет именно так, как ему удобно.

На бас гитаре

Если вы не знаете, какой медиатор для гитары лучше подойдет для вашего баса, то лучше выбирать специализированные модели, разработанные как раз для этого типа гитар. Как правило, такие медиаторы являются более жестким, имеют форму Teardrop или Jazz и позволяют с достаточным напором цеплять каждую струну, получая насыщенный и мощный звук.

Упражнения для игры

Среди самых главных и продуктивных упражнений можно выделить постепенные удары вверх и вниз по струнам, с подъемом от тонких к толстым. В этом упражнении вам важно в итоге достичь хорошей скорости, никогда не ошибаться в конкретной струне, и проводить удары вверх и вниз с одинаковой силой и интенсивностью. Со временем ваши руки сами запомнят нужное положение, и вам не придется думать о процессе.

Читайте также  Нравятся ли девушкам лысые парни

Следующим шагом станет комбинирование ударов, и зацеп струн не по очереди, а через одну, с постепенным увеличением интервала. Хорошим проверочным моментом в плане набора навыков для вас станет игра, при которой вы сможете сыграть достаточно сложную мелодию, цепляя нужные струны в правильной последовательности и с достаточным усилием, не запинаясь и вообще не глядя на правую руку, полностью сконцентрировавшись на композиции.

Как играть медиатором на гитаре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Как держать?
  2. Как научиться игре перебором?
  3. Техника игры боем

Имеется большое количество музыкальных инструментов, из которых звуки извлекают самыми разнообразными предметами: деревянными палочками, молоточками, смычками, наперстками и так далее. А вот при игре на акустической и электрической гитарах используются специальные пластинки сердцевидной либо треугольной формы, называемые «медиаторами». Эти небольшие предметы вспомогательного аксессуара для звукоизвлечения начали свою историю еще в древности при игре на многих музыкальных струнных инструментах в самых разных точках земного шара. Но особую популярность медиатор получил с появлением электрогитар, что объясняется тем, что более эффектного способа игры на них, кроме как медиатором, просто не существует.

Как держать?

В более древние времена медиатор называли «плектром», а представлял он собой костяную пластинку. Ее использовали для игры на лире, цитре, кифаре. Позднее стали использовать плектр для извлечения звуков из лютни, виуэлы (прародительницы современной гитары) и мандолины. К концу XVIII века на многих струнных инструментах, в том числе и гитаре, основной стала игра пальцами. Надо сказать, что название «плектр» сохранилось до сих пор. В среде рок-гитаристов прижилось название медиатора словом «пик».

Современный медиатор имеет вид небольшой пластинки, форма которой может сильно отличаться. Сейчас основным материалом для изготовления данного гитарного аксессуара является пластик и металл, а изначально плектры создавались из рогов, костей животных, плотной кожи. Редко, но ещё встречаются в продаже комплекты медиаторов из панцирей черепах, считающиеся среди гитаристов особо ценными.

Чтобы звук струн при игре медиатором был качественным, а сам он надёжно и удобно располагался в руке, его необходимо научиться правильно держать. Конечно, у большинства гитаристов есть свой особенный хват, но нужно знать, что есть оптимальные способы постановки правой руки при медиаторной технике игры на гитаре, а также рекомендуемые правила удержания медиатора пальцами. Это особенно важно на начальном уровне игры, когда гитарист только учится пользоваться инструментом и дополнительными аксессуарами к нему.

Плектр в виде треугольника берут, согнув ладонь правой руки так, будто надо удерживать кружку за ручку. Пластина ложится на боковую поверхность указательного пальца центром прямо на границу последней и предпоследней фаланг, а сверху она прижимается большим пальцем. Острый (рабочий) конец медиатора при этом развернут на внутреннюю сторону ладони примерно под углом 90 градусов к продольной линии кисти. Что касается остальных пальцев, то их при взятии и окончательной фиксации медиатора лучше распрямить настолько, чтобы не происходило касания ими струн.

Кисть правой руки важно не напрягать – она должна оставаться подвижной. Это позволяет играть длительное время, не уставая. Однако не стоит и слишком расслаблять руку, иначе медиатор будет выпадать или сдвигаться. Баланс можно найти при постоянной тренировке. Со временем удержание медиатора становится упругим, но и мягким при этом, что позволяет выполнять даже самые сложные пассажи на гитаре.

Удержание медиатора при игре на акустической гитаре мало чем отличается от описанного выше. Важно, чтобы медиатор не слишком выступал, но при этом хорошо цеплял струны. Такой способ удержания плектра применять можно и на классической гитаре, но лучше этого не делать – нейлоновые струны будут недолго терпеть такое надругательство над собой: очень быстро придут в негодность ввиду быстрого истирания.

Надо учитывать, что при игре на гитаре медиатором должно работать исключительно запястье. Вся остальная часть руки остается в покое, чтобы не уставать. Для правильного положения необходимо положить запястье (тыльную часть) на корпус инструмента над струнами. При этом медиатор должен легко дотягиваться до каждой из шести струн. Как правило, плоскость плектра удерживается под некоторым углом по отношению к струнам, чтобы избежать удара об его острие. Играют не остриём, а рёбрами пластины: удар по струне вниз совершается за счёт внешнего ребра медиатора, а удар снизу вверх – внутренним ребром (ближним к гитаристу).

В таком положении можно играть длительное время и использовать разнообразные техники. Желательно выработать привычку и держать руку именно в таком положении, чтобы избежать быстрой утомляемости руки и кисти, ошибок, лишнего шума.

При игре на бас-гитаре плектр можно держать точно так же, как и на других видах гитары. Единственное отличие – запястье нужно удерживать почти неподвижно над струнами.

Как научиться игре перебором?

Как только рука привыкает брать медиатор правильно, можно приступать к упражнениям по различным техникам игры. Для этого важно найти спокойное место, где не будет ничего отвлекать. Следует понимать, что с первого раза играть медиатором на гитаре получится довольно неуклюже. Понадобится большое количество упражнений и повторений, чтобы довести все до автоматизма. На это нужно настроиться, не волнуясь насчёт своих способностей раньше времени.

Прежде чем учиться играть на гитаре перебором (арпеджио), сначала нужно научиться удобно брать в руку плектр, надёжно фиксировать запястье и тренировать звукоизвлечение на отдельных струнах. Ударять надо по четыре раза медиатором медленно вниз, а чуть позже при хорошем результате – переменным штрихом (вниз-вверх). Эти действия необходимо повторять на каждой струне, начиная с нижней. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока все будет выполняться автоматически и без ошибок. В итоге нужно научиться играть перебором, то есть ровно и без остановок играть по одному разу на каждой струне, поочередно и плавно переходя с одной на другую. Постепенно следует увеличивать скорость, а для удобства можно воспользоваться метрономом.

После успешного закрепления этого этапа, можно подключать левую руку. Теперь можно сосредоточиться на самой мелодии, но при этом обращать внимание на правильном извлечение звуков. Еще одно упражнение – удар медиатором не по каждой струне, а через одну. Это позволяет мышечно запомнить расположение той или иной струны, что со временем поможет руке легко их находить даже с закрытыми глазами.

После освоения поочередного зацепа струн можно переходить к более сложной технике. Чтобы перебор вышел красивым, придется выучить сложные комбинации подцепов – здесь окажут помощь ранее изученные чередования струн. Постепенно надо увеличивать не только скорость, но и расстояние. При этом начинать стоит с простых аккордов.

Перебирать струны медиатором можно точно так же, как и пальцами, учитывая при этом, что медиатор всего один. Поэтому надо постоянно поддерживать более высокую скорость и точную координацию.

Игру с использованием переборов требуется осваивать методом переменного штриха. Получается, что последующий удар по струне должен выполняться в другую сторону. Нельзя все время цеплять струну только вниз или только вверх. Например, если первая струна извлекалась ударом вниз, значит, следующая будет извлекаться ударом снизу вверх, далее снова вниз, потом – вверх. Начинать игру следует с удара по струне вниз.

При игре перебором движения необходимо совершать исключительно кистью. Амплитуда должна быть небольшой, а рука ощущать свободу. В идеале ее следует опереть на корпус гитары, чтобы достичь оптимального расслабления. Важно добиваться, чтобы звук получался ровным и четким, без каких-либо сбоев или пауз.

Перебор отдельных струн с помощью медиатора считается более сложным по сравнению с боем. При такой технике не получится при игре не обращать внимание на свою правую кисть. Постоянно надо наблюдать, в каком положении она находится и что делают пальцы. Пластина не должна отклоняться вбок или становиться параллельной линиям струн, не говоря уж о выскальзывании её из пальцев.

Чтобы увеличить скорость перебора плектром, можно изучить особую технику. Она заключается в том, что первая струна цепляется снизу-вверх, а следующая – сверху-вниз. Далее такая очередность соблюдается на всех струнах. При этом совершается меньше движений, а скорость игры возрастает.

Техника игры боем

Бой медиатором по струнам гитары имеет великое множество вариантов. Для начинающих подойдут самые простые удары вверх и вниз. Постепенно следует наращивать скорость, совершать бой в темпе только вниз или только вверх. При этом надо осторожно переносить руку на рабочую струну так, чтобы запястье совершало движения в виде полукруга. Используемые упражнения надо закреплять до тех пор, пока звук не будет чистым, без лишнего шума, без непроизвольного глушения, без выпадания медиатора из руки.

Бой с использованием медиатора почти не имеет отличий от боя пальцами. Исключение заключается лишь в том, что плектр движется вверх-вниз без дополнительных «помощников» (нет разделения на удары большого и других пальцев правой руки). Все штрихи, которые известны, можно легко воспроизвести при помощи пластины. При этом самое важное – это правильно ее удерживать.

Стоит стараться, чтобы удары по струнам получались максимально естественными. Не должно возникать ощущение, что струны с медиатором дерутся или на пути пластины возникает препятствие. В таком случае следует брать аксессуар как можно ближе к краю, чтобы выступающая часть была совсем небольшой. А также не следует удерживать медиатор параллельно струнам.

Среди боя есть особый тип под названием «даунстроук». Он отличается тем, что совершать удары надо только вниз. Такая техника требует выставления акцентов в виде более сильных ударов по струнам. Это позволит поддерживать ритм и лучше почувствовать мелодию.

При игре боем стоит учесть, что вести удар надо не от плеча, а от кисти. Необходимо стараться, чтобы лишних движений было как можно меньше. Кроме того, следует подобрать адекватную силу удара. При правильной игре предплечье должно оставаться без движения. Отрабатывать эти навыки лучше сразу на песнях.

Техники игры боем совершаются пальцами либо ладонью с несколько большим напряжением. Сначала медиатор может зацеплять лишние струны или снижать скорость, но с практикой это проходит. При ведении руки вниз желательно немного приподнимать кончик пластины, чтобы он двигался по струнам под углом. Когда кисть будет идти вверх – острие медиатора должно сменить свое положение на противоположное. Должно получиться движение в виде волны, извлекающей гармоничные звуки.

Детальнее о том, как играть медиатором на гитаре, смотрите в видео ниже.

Как играть медиатором

Медиатор (плектр) – металлическая, пластмассовая или костяная пластинка, которая используется для извлечения звука во время игры на струнных инструментах. Очень часто медиатор используют во время игры на инструментах, для которых традиционно защипывание струн пальцами, к примеру, на гитаре.

Для чего нужен медиатор

Современные медиаторы различаются по форме, размеру, толщине, материалу, из которого они изготавливаются, и оформлению. Обычно медиаторы изготавливают из материалов, которые мягче струн, поскольку металлические медиаторы сильно стачивают струны даже на электрогитаре. Наилучшим считается медиатор, который изготовлен из черепаховой кости.

Толщина медиатора должна составлять 1,5-2,0 мм. Слишком толстый медиатор будет затруднять извлечение звука, а игра слишком тонким медиатором сопровождается треском. Тонкие медиаторы подходят для акустической гитары (нейлоновый, гибкий и мягкий). Толстый подходит для игры на электрогитаре. Край медиатора у заостренной части обязательно должен быть чуточку сточен, хорошо отшлифован. Шлифовка осуществляется трением края медиатора о древесный уголь или мел, положенный на материю. Также советуем отшлифовать с обеих сторон кончик медиатора.

Медиатор подходит для игры на гитаре и простым гитарным боем (ритмическими рисунками), и переменным штрихом. Игра медиатором позволяет исполнять быстрые нотные партии, а также добиваться извлечения чистого звука.

Техника игры медиатором

Техника игры медиатором имеет огромное значение, впоследствии влияет на качество и свойства извлекаемого звука. Следует заметить, что у каждого гитариста данная техника уникальна. При этом каждый приспосабливается к игре медиатором по-своему.

Читайте также  Как уменьшить кофту

Как правильно держать медиатор

Медиатор берется указательным и большим пальцами. Кончик медиатора не должен выступать своим краем более чем на четверть из-под пальцев, потому что в противном случае медиатор в руке будет держаться слабо и не очень плотно. Зажимать очень сильно большим пальцем медиатор не рекомендуется, иначе он попросту сломается. Остальные три пальца должны быть согнуты в суставах настолько, чтобы они не могли ударяться во время игры о струны. С обеих сторон медиатора можно нанести точечные насечки с целью, чтобы медиатор при игре не выскальзывал из руки.

Как играть медиатором на гитаре

Первый способ игры медиатором
Кисть руки должна находиться параллельно подставке гитары и свободно перемещаться над струнами. Не следует прижимать ее к подставке струн. Играя отдельные аккорды, работают лишь предплечье и локтевой сустав.

Второй способ медиаторной техники
Данный способ используют для полных мелодий или соло-партий. Игра переменным штрихом требует небольшого прижатия кисти к струнной подставке. Размашистые движения кистью не приветствуются. Рекомендуем извлекать звуки так, чтобы каждый удар медиатором по струнам был симметричен, то есть имел одинаковые силу и угол наклона.

Также можно выделить еще два способа, игры медиатором на гитаре:

  • Гитарист ударяет по струнам лишь в одном направлении (чаще всего сверху);
  • Медиатор двигается то вверх, то вниз (прием называется переменным штрихом).

Иногда гитаристы пользуются приемом pick scratch, когда медиатор скользит по струнам вдоль грифа и извлекает визжащий скребущий звук. Нередко используют медиатор при игре тэппингом на гитаре.

Как правильно играть медиатором

Удары медиатора по струнам необходимо производить стремительными движениями кисти руки. Движение должно быть тем стремительнее, чем короче необходимая длительность звучания аккорда.

Равномерность ударов медиатора имеет немаловажное значение в обучении.

Предлагаем небольшое упражнение. Перед каждым ударом помещайте кончик медиатора между 4-ой и 5-ой струной, затем сразу производите удар.

Перерыва в звучании аккордов можно достичь с помощью приглушения струн, когда гитарист ослабляет прижатие струн пальцами на ладах.

Многих интересует секрет, как научиться быстро играть медиатором. Для этого предлагаем Вам несколько упражнений с разным чередованием аккордов и пауз. Когда освоите технику игры в медленном темпе, постепенно переходите к игре медиатором в быстром темпе.

Предлагаем Вам опробовать различные варианты извлечения медиатором звуков аккорда.

Упражнение первое.

Пальцы левой руки должны размещаться на грифе так, чтобы извлечь можно было все шесть звуков. На первую долю такта извлекайте 3-4 нижних звука аккорда, а на вторую – несколько верхних звуков.

Упражнение второе.

На сильной доле такта исполняйте аккорд без глушения звуков, не очень стремительным движением кисти, а на слабой доле такта – стремительным движением и отрывисто.

Упражнение третье.

Достичь тембровых оттенков в аккордах можно ударяя медиатором в разных точках струны. Для более быстрого исполнения некоторых партий необходимо чередование медиатора по струнам. Все аккорды на первой доле такта исполняются не отрывисто, в отличие от аккордов на второй доле такта.

Движение кисти вниз обозначаем П, вверх – V.

Также рекомендуем исполнение гаммовых нотных последовательностей медиатором, но чередуя удары. Например:

Очень эффективно упражнение, когда гитарист ударяет вверх-вниз медиатором сначала по первой струне, затем по второй, затем комбинации, увеличивая темп игры.

Помните главное правило: чтобы научиться быстро играть медиатором на гитаре, не следует спешить, а постепенно размеренно разучивать каждое движение, ведь данная техника впоследствии влияет на мелодичность и качество извлечения звука.

Игра медиатором

Наверняка многие начинающие гитаристы сталкивались с проблемой игры медиатором. А уж о скоростной и профессиональной технике и речи не шло. В данной статье я постараюсь изложить вам основные принципы, которые позволят вам быстрее и лучше овладеть игрой медиатором, как они собственно помогли уже мне.

Выбор и правильное положение медиатора.

Медиатор, предназначен для защипывания струн на гитаре и выглядит как обычная пластинка различных форм и размеров. Изготавливаются медиаторы из костей, дерева пластмассы и даже если не ошибаюсь из металла. Пластмассовые медиаторы самые распространенные и самые дешевые.
Толщина медиатора колеблется от 0,3 до 3 мм. От толщины медиатора может меняться тембр извлекаемого звука. Толстые медиаторы обычно применяется при игре сольных партий и риффов, так как необходимо показать выразительность звука гитары. Тонкие же медиаторы применяют при игре более простых аккомпанирующих партий. При игре на акустической гитаре рекомендуется использовать тонкий медиатор при игре аккордами и использовать более толстый при исполнении сольных партий.
От размера медиатора звучание не изменится, но согласитесь играть маленьким медиатором намного удобнее, чем большим, учитывая также, что при этом можно добиться большей скорости игры.
Цвет медиатора значения не имеет, так что берите тот, который вам нравится. Слава Богу, расцветок сейчас столько, что каждый найдет обязательно что-нибудь себе по вкусу.
Разницы, какой фирмы медиатор особо нет, так как у каждой из фирм есть свои превосходства, по отношению к другим. Но согласитесь, играть медиатором Gibson намного приятнее, чем медиатором какой-либо другой, не дай Бог китайской фирмы.
Так как же правильно держать медиатор?! Плоскость медиатора должна быть параллельна струнам. Нет ничего страшного, если она находится под небольшим углом. У меня, например этот угол 15-20 градусов. Зажимается медиатор между большим и указательным пальцами. Не надо сильно сжимать пальцы, кисть не должна быть напряжена, но и расслаблять руку тоже не стоит, медиатор не должен выпадать.
Выглядывать из-за пальцев медиатор должен на 3-7 мм. То есть он не должен цепляться за струны там, где нам не надо, но в то же время не должен быть совсем невидим. Вообще лучше всего держать медиатор так, как удобно вам, не придерживаться никаких правил. Если вам удобно и звук извлекается нормально, без проблем, то все делаете правильно. Экспериментируйте.

Глушение струн.

Глушение струн производится двумя основными способами.
Первый из них работает, когда вы бьете медиатором вверх. При этом способе в первую очередь струны касается сам медиатор, за ним кончик указательного пальца правой руки и уже после ноготь этого же пальца. От силы прикосновения к струне зависит сам эффект глушения, чем сильнее прижмете струну, ты сильнее и выраженней будет эффект.
Второй способ применяется при ударе медиатором как вверх, так и вниз. В этом случае бьете по струне медиатором и кончиком указательного пальца одновременно.
Эти 2 способа являются основными и на них опираются все прочие способы глушения. Все зависит только от техники владения этими способами и вашей фантазии.

Постановка правой руки.

Относительно этого вопроса, я не могу вас заставить использовать определенную постановку правой руки. Да и вы сами не должны опираться на мнение других людей. Потому что главное, чтоб было удобнее вам. То есть, можете использовать подставку для руки, а можете играть без нее.
В основном, при исполнение сложных мелодий, лучше всего, конечно, когда рука опирается на что-нибудь, так вам будет удобнее и легче технически точно и уверенно исполнить мелодию. А при игре более легких мелодий, рука может находиться свободно, без опоры.
Но в любом случае, вы должны владеть обоими способами постановки руки и нельзя ограничивать себя игрой в какой-то одной из двух позиций.

Артикуляция.

Этот элемент при игре медиатором, является, на мой взгляд, одним из самых важных. Играя медиатором, нужно стремиться, чтобы при ударе получались ровные и правильные звуки. Для этого используется переменный штрих. То есть это когда удары медиатором производятся как вверх, так и вниз. Начиная играть любую мелодию, попробуйте начать исполнять ее к примеру с удара вниз. Если вы слышите, что звук, извлекаемый при этом, неровный, не акцентированный и скажем по-простому некрасивый, то возможно лучше начать исполнять мелодию с удара вверх. Так же немаловажное значение стоит придавать удобности игры. Если вам удобно начинать играть медиатором, ударяя вниз, то возможно для вас лучше будет играть именно так.

Переменный штрих на одной струне.

Для того, чтоб овладеть техникой переменного штриха, лучше всего для начала учиться играть на одной струне. На какой, решать уже вам. При этом старайтесь сконцентрироваться на движениях правой рукой. Пытайтесь, чтобы рука двигалась с максимальной рациональностью, то есть в движении не должно присутствовать ничего лишнего и была в меру расслаблена. Не надо, как я уже писал, чтобы медиатор выпадал у вас из рук, но и зажимать его сильно тоже не стоит, это напрягает кисть и она быстрее устает.
Начните с ударов вниз. Повторяйте удары четко, чтобы звук постоянно был одинаково ровным и красивым. Медиатор держите как можно ближе к струнам. После можно переходить к ударам вверх, так же следя за их ровностью. Как только удары стали получаться более-менее ровными, одинаковыми и красивыми, можете переходить к попеременной игре. Сначала делаете удар вниз, а затем, возвращая руку в исходное положение, сделайте удар вверх. Не расстраивайтесь, если у вас сразу не получается.
Пытайтесь исполнить какую-нибудь мелодию несколькими способами:
— удары вниз;
— удары вверх;
— удары вниз-вверх;
— удары вверх-вниз;

При игре придерживайтесь определенного темпа. Для начала лучше играть медленно. Следите, чтоб движения были равномерны. После можно ускорять темп игры. Не пытайтесь играть сразу быстрым темпом, у вас будет получаться неаккуратно и некрасиво.

Переменный штрих на смежных струнах.

Теперь, как только вы овладели техникой переменного штриха на одной струне, пора усложнять упражнение. Вам необходимо научиться играть, чередуя удары вверх и вниз, переходя с одной струны на другую. Для начала пусть это будут 2 смежные струны. Здесь, конечно, лучше работать с гаммами. Не обязательно сразу использовать всю гамму, можно взять и фрагмент для начала. Вообще гаммы лучше знать. В будущем вам это очень пригодится, и вы будете знать, как на грифе располагаются ноты. Очень поможет при написании собственного соло.
Пытайтесь играть на двух струнах переменным штрихом, переходя с одной струны на другую. Особое внимание придавайте движениям правой руки, как я писал ранее, в движении не должно быть ничего лишнего. Как только начинает более-менее получаться, можете увеличивать темп игры понемногу.
Если вы чувствуете, что вы овладели техникой игры переменным штрихом уже достаточно хорошо, можете переходить к скачкам, то есть к игре на 2 и более несмежных струнах. Также начните с медленного темпа и постепенно увеличивайте его. Не торопитесь освоить этот прием как можно быстрее, потому как он является одним из самых важных при построении красивых мелодий.
Следующим этапом уже является игра переменным штрихом по аккордам. Начните с самых простых и удобных вам аккордов. Не надо сразу брать баррэ на 5-6 ладах. Так вы играть лучше и быстрее не научитесь никогда. Следите опять же за правой рукой, чтобы она не шла дальше, чем это необходимо, и не выполняла ненужную и лишнюю работу.

Ну, вот в принципе и все, о чем я хотел вам рассказать. Все эти достаточно простые правила и способы помогли мне научиться достаточно быстро и неплохо играть на гитаре с помощью медиатора, надеюсь, они помогут и вам.
Я пытался изложить материал достаточно доступно и проще для восприятия слуху обычного человека, старался опускать самые сложные гитарные термины, чтобы эти принципы мог понять каждый, даже начинающий гитарист. Хочется надеяться, что мне это удалось. Ну а теперь вперед, за гитару и удачной вам игры!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: