История куклы в России

От Руси до России: история кукол

Приветствую вас на сайте «Наш секрет»!

Наибольший интерес на ежегодном балу авторской куклы, который проходит в Москве, вызывают экспонаты исторические, восстановленные. Кукла история происхождения: сегодня мы расскажем увлекательную историю появления кукол в России.

Старинные русские куклы

На Руси у женщин было много забот, поэтому игровые куклы делались очень просто. Куклам даже лица не делали, так как считалось, что вместе с человеческим лицом она получает душу и может нанести вред ребенку. В старину считалось дурной приметой прерывать ребенка, который играл с куклой. Ведь когда дети играли в них, в доме царила гармония.

«Магические» куклы

Русским куклам часто приписывали магические качества. Такие куклы дошли и до наших времен: куклы-обереги, покровительницы, обрядовые.

Деревянные куклы

Детской игрушкой кукла стала ближе к XV веку. Известно, что деревянные куклы для детей создавали в Подмосковье, в Поволжье и в северных регионах страны. Одним из центров был Сергиев Посад. Сам преподобный Сергий Радонежский вырезал игрушки из дерева. К XIX веку производство кукол в этом городе стало массовым. Наибольшей популярностью пользовались куклы, одетые в национальные костюмы. Не каждая семья могла позволить себе купить созданную мастерами игрушку, поэтому в крестьянских семьях кукол мастерили сами из соломы и лыка, ткани или мочала. Как правило, такие куклы не несли в себе художественную ценность, но с их помощью можно узнать о народных традициях, отразившихся в костюмах, тканях, рисунке.

Фарфоровые куклы

Мир кукол преобразился с изобретением фарфора в начале XVIII века. Куклы были в то время очень дорогими. Одну куклу можно было купить, например, на годовую зарплату директора школы или полицейского инспектора. Поначалу куклы были доступны только царским детям, отпрыскам высшей знати, детям банкиров или важных чиновников. В богатых семьях было принять преподносить на праздники дорогих кукол из фарфора, изготовленных на знаменитых фабриках Франции и Германии. Наряды игрушечных модниц воспроизводили роскошные туалеты изысканных великосветских красавиц. В маленьких шкатулках хранились веера и лорнеты, перчатки и белье и даже ювелирные украшения для любимых кукол. Создавались целые гардеробные, в которых были туалеты для конных и пеших прогулок, загородных пикников, походов в театр, платья для балов и великосветских визитов.

Фарфоровая кукла являлась предметом роскоши, ее доставали из коробок в особых случаях. Девочки из обеспеченных семей, как правило , играли с такими игрушками под наблюдением гувернанток, которые во время игры учили ребенка разбираться в нарядах и аксессуарах. По сути, такая игра формировала вкус в одежде, правила поведения в обществе, отношение к людям, представление ребенка о мире.

Кукольные домики

Изначально маленькие кукольные домики были развлечением состоятельных взрослых. Они делались по индивидуальному заказу и в мельчайших подробностях воссоздавали интерьеры и сценки жизни.

Вскоре такие «инсталляции» стали заказывать и для детей, причем размер домика был прямо пропорционален финансовому состоянию заказчика. Эта миниатюрная копия реальной жизни не только развлекала, но и многому учила. Так девочки всех сословий знакомились с азами искусства быть хозяйкой дома.

Современная авторская кукла

Авторская кукла — реплика эпохи, произведение искусства, детская игрушка и предмет коллекционирования. Единственная в своем роде, она отражает эмоциональный и образный мир автора. Сегодня искусство создания кукол переживает новый подъем. В Москве ежегодно проходит салон-бал авторской куклы, где свои творения представляют лучшие мастера России и гости со всего мира. Сотни кукол в нарядах разных эпох, словно живыми глазами, смотрят на этот мир.

В искусстве русских мастеров сегодня сплетены традиции и образы разных эпох, исторические и сказочные сюжеты, народные ремесла, новые технологии, материалы и тенденции. Здесь, как в мире моды, создается несколько коллекций в год, проводятся показы, международные выставки, конкурсы. Наши мастера на конкурсах и выставках всегда поражают яркостью и сложностью художественного образа и высокой техникой исполнения.

История кукол в России

Кукла грузинка, 1963.
Если в Западной Европе промышленное производство кукол существовало уже в XIX веке, то в России вплоть до октябрьской революции 1917 года была более распространена народная кустарная игрушка, а не промышленная. Основными материалами для создания кукол были глина, дерево, текстиль, позже — папье-маше и фарфор. В то же время, российские фарфоровые куклы существовали, и не уступали европейским по качеству, славились не только красотой, но и долговечностью. Куклы с фарфоровыми головками стоили дорого и высоко ценились, были доступны лишь для самых обеспеченных слоёв населения.

Кукольные туловища русских фарфоровых кукол отличались от европейских с точки зрения эстетики: торс обычно был крупный, также как и выточенные на токарном станке конечности. Они изготавливались из дерева и мастики (русский вариант композита, масса белого цвета, менее прочный материал, чем композит). Рецепт мастики у каждой артели был свой, поэтому качество кукол сильно различается. Зато в туловище русских кукол из дерева вытачивали не только шарниры, руки и бедра, но и гнёзда под шарниры, чего не делалось в у зарубежных аналогов.

Кукла в костюме Омской губернии, 1960-ые гг.
С конца XIX века до революции в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика «Журавлёвъ и Кочешковъ»), который выпускал фарфоровых кукол. Они были очень дорогими, их берегли и передавали из поколения в поколение. Кукол одевали в роскошные ткани, кружево, шерсть, обязательно шили кожаную обувь. После 1917 года старинных русских фарфоровых кукол сохранилось крайне мало, и найти такую куклу в хорошем состоянии сегодня — редкая и большая удача. Склады Императорского завода, к сожалению, были уничтожены в 1930-ые годы как «ненужная роскошь», ведь такие куклы были непонятны и недоступны детям рабочего класса. У советских детей должны были быть лишь куклы, отвечающие советским представлениям об обществе — пионеры, рабочие, красноармейцы. Девочки с локонами, в дорогих платьях, тогда оказались неуместными. Сегодня некоторые экземпляры русских дореволюционных фарфоровых кукол в хорошем состоянии можно встретить на аукционах по цене около 3000$.

Известны куклы фабрики «Дунаев» — российский терракотовый и фарфоровый завод (деревня Митино, Хотьково, Московская губерния, 1876 – 1937). Более всего завод прославился майоликой в стиле модерн, куклами и кукольными головками, модели которых разрабатывались совместно с Н. Бартрамом или были скопированные у «Симон и Халбиг». Работники артели изготавливали фарфоровые головки даже для европейских шитых кукол. Копии ничуть не уступали оригиналам. Дунаевским изделиям присуждено 14 медалей (среди них 5 золотых) на выставках в России и за рубежом.

Кукла Тульской губернии, 1969.
Оригинальные русские антикварные куклы фабрик Шраера/Фингергута («Я.Шраер и А.Фингергут», Калиш, Польша, ранее — Российская империя) и Журавлёва/Кочешкова ещё (хотя и крайне редко) встречаются в музеях и частных коллекциях, а вот кукла Дунаевской фабрики с фарфоровой головой и фирменным клеймом — огромная редкость, среди них сохранились в основном лишь те, что были вывезены за рубеж.

Куклы изготавливались также на мануфактурах Гудкова и Федосеева.

Даже крупнейший промышленник Мамонтов занимался изготовлением кукол – именно на его фабриках была выпущена известная коллекция кукол в этнических костюмах российских губерний. Кукольные головки Дунаевкой фабрики из терракоты отправляли в Москву в мастерскую магазина «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова для сборки, а с 1891 года (после закрытия мастерской) — в Сергиев Посад, где развивалось кустарное производство кукольных тел. УТОЧНЕНИЕ от Сергея: «На самом деле в 1891 году мастерская при магазине не могла закрыться — хотя бы потому, что в ней в 1898 году была изготовлена кукла Матрёшка».

В 1880-ых годах появились маленькие 30 см куклы с фарфоровыми головами в народных костюмах разных губерний (т.н. «этнографические»), они создавались как коллекционные, чтобы показать богатство национальных костюмов народов России. Наряды разрабатывались по образцам этнографического отдела Румянцевского музея г. Москвы и старинным гравюрам совместно с художником Кустарного музея Н. Д. Бартрамом. В 1893 году эти куклы завоевали приз на Всемирной Чикагской выставке, стали экспортироваться за границу как сувениры. Позже в целях удешевления фарфоровые головки иностранного производства были заменены на отечественные фарфоровые кукольные головы, а в начале 1900-х — на терракотовые, достаточно хрупкие. В 1900-ом году ассортимент насчитывал 144 вида кукол. Большая коллекция кукол в национальной одежде и лаптях из кусочков кожи хранится в музее Прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А. Л. Штиглица.

Сергиево-Посадские игрушки второй половины XIX века часто изготовлены из дерева, вырублены топориком, расписаны вручную. Среди них интересны куклы-ведучки: женщины с ребёнком, словно ведущие малыша в жизнь.

Целлулоидный пупс 1960-ых гг.

Революция и гражданская война отнюдь не способствовали процессу развития производства игрушек, однако огромная потребность в них была очевидна, поэтому уже в 1920-ые и 30-ые годы правительством стали приниматься меры по объединению кустарей в артели и массовому выпуску игрушки.

Кукольная мастерская в Сергиевом Посаде была переименована в артель им. Красной Армии. Стране стали нужны новые, «политически правильные» игрушки, и артелям требовались новые художники, способные создать новые образы, а не копировать старые западные образцы, которые для нашей страны стали неприемлемы.

В основном игрушки в те времена разрабатывались кустарями, хотя художники и педагоги иногда также принимали участие. Кукла отражает время, в которое она появилась, и куклы тех времён своеобразны, как советские лозунги и фильмы.

Фарфор и целлюлозу в трудные годы для создания кукол использовать было невозможно, поэтому советские куклы в основном делались из дешёвого сырья: в ход шли отходы бумаги, фанера, жесть, вата.

Куклы в костюмах наций СССР, открытка 1967 года.

Советская кукла во все времена существования СССР создавалась так, чтобы дарить детям лишь добрые чувства, помогать вырасти созидателем, настоящим коммунистом. Да и сегодня российская кукла именно такова — она счастливая, весёлая, не вызывает противоречивых чувств, благоприятно воздействует на эмоциональное состояние ребёнка.

В военные 1941-45 годы многие предприятия по выпуску игрушек оказались на оккупированной территории и были разрушены, перестали существовали, а многие были переориентированы на выпуск продукции для фронта. Однако даже в военное время Советом Министров РСФСР выделялись материалы и оборудование для выпуска детских игрушек. Именно тогда, например, появилась Кировская фабрика игрушек «Весна», работающая и сегодня. В те времена при производстве кукол широко использовался такой дешёвый материал, как папье-маше.

Простота и лаконичность характерны и для кукол послевоенного времени, 1950-60-ых гг. В это время появились куклы, сделанные из революционных (по сравнению с папье-маше) материалов – целлулоида и полиэтилена. Они не боялись влаги, были гигиеничны (потому что их можно было мыть), не бились и были достаточно крепкими. К тому же они позволили создавать новые образы кукол. Правда, для создания кукол в то время ещё продолжалось использование и древесно-стружечной массы.

В 1970-ые года поиски новых кукольных образов продолжались, произошло значительное расширение ассортимента кукол. Важную роль сыграло развитие производства новых синтетических материалов. Ещё большее развитие получили куклы из пластмасс. Полиэтиленовые куклы изготавливались самыми разными, от простейших до озвученных, говорящих, с открывающимися глазами и даже шагающих кукол.

Гоголевский персонаж, кукла 1960-ых гг.

Начали появляться куклы из поливинилхлоридных масс (ПВХ), что стало новой ступенью в развитии кукольного производства в нашей стране. ПВХ обладает гладкой, приятной на ощупь бархатистой поверхностью, лучше подходит для создания кукол.

Изготавливали и резиновых кукол разных размеров, самые любимые из них были, пожалуй, куклы-голыши. Из резины же изготавливали и отдельные детали для кукол – головки и ручки, которые ставились на тело из полиэтилена или мягконабивное. Такую куклу было легче переодевать.

Прошивные парики для кукол стали изготавливать из капронового волокна, более качественного, чем раньше, материала, и теперь волосы кукол можно было мыть, делать ей причёски. Капроновое волокно лучше имитировало настоящие волосы.

В 1980-ых годах советские фабрики выпускали в основном пластмассовых кукол, часто с резиновыми руками и головой, с капроновыми волосами, закрывающимися глазами, многие — с голосовым механизмом. Такие куклы были удобными для детских игр.

Кукла ручной работы, дерево, представляющая Эстонию.

Советские куклы не копируют образ человека досконально, а передают лишь общие черты. Дело в том, что ещё в XIX веке отечественные педагоги говорили о том, что кукла, точно копирующая человека, воспитывает в детях эгоизм, зависть, дух собственничества. Кукла же, которая передаёт образ человека лишь отчасти, помогает детям правильно социально и психологически сформировать свою личность, развивает фантазию. Поэтому русские народные и советские куклы всегда были обобщёнными.

К началу 1990-ых годов ассортимент кукол был не так уж широк: в магазинах предлагались игровые куклы, голыши, куклы в национальных костюмах, мягконабивные, театральные, различные фигурки. Производство кукол застопорилось, советская эпоха завершилась, и новые веяния смогли появиться лишь много позже, уже в наше время. Сегодня наши фабрики работают, производят кукол, экспериментируют с новыми образами.

«Танцующая» кукла, жёсткий пластик, винтаж, СССР.

Многим коллекционерам в нашей стране интересны именно наши куклы, как дореволюционных, так и советских времён, и интерес к ним в последние годы возрождается.

Читайте также  Как найти покой в душе

Toybytoy.com, апрель 2016.

Литература:

В данной статье используются выдержки из изданий:

Семёнчева Наталья, Малая музейная энциклопедия. Сборник научных и научно-популярных статей. Выпуск 2″ (Тольяттинский краеведческий музей, 2008 г.), источник: www.livemaster.ru/topic/89190-sovetskaya-kukla-znakomaya-i-neznakomaya.

Галина Львовна Дайн «Сергиев Посад – столица русской игрушки».

Большая иллюстрированная энциклопедия Бориса Гольдовского «Художественные куклы», статья «Дунаев».

С.Г. Романов, ИГРУШКИ 1920-Х ГОДОВ В СССР (размышления реставратора).

Русская кукла и её история

История создания русской куклы уходит своими корнями в далекое прошлое. В то время, когда наши предки жили натуральным хозяйством и все делали своими руками. Добывали себе пищу, возводили дома и обустраивали свое жилище. Изготовлением кукол на Руси, как правило, занимались женщины и девушки. Изначально их делали не столько для детей, сколько для сохранения «чистоты» в доме. Куклы служили оберегами и защитниками для древних славян от злых духов и непрошенных гостей.

Поскольку в то время на территориях нашей страны процветало язычество, существовало множество праздников, для которых изготавливались куклы в разных нарядах и костюмах.

Самые значимые праздники того времени – это Коляда, Купала, Великдень и другие. С приходом христианства эти праздники стали называться по другому, но большинство традиций осталось и соблюдается по сегодняшний день, в том числе и в удаленных уголках России. Есть люди, которые по прежнему изготавливают кукол , наряжают их в красивые народные костюмы и используют в качестве оберегов, а не игрушек для детей. Одним из самых значимых и любимых праздников для славян был Великдень. В настоящее время он совпадает с пасхой. А традиция раскрашивать яйца, печь куличи и изготавливать традиционных русских кукол пришла к нам именно от празднования Великдня. Лучшего оберега , чем кукла , созданная своими руками, в то время не существовало. И для любой женщины это было очень важным событием и делом в её обыденной жизни.

Как и сегодня, социальное неравенство существовало и 2000 лет назад. Поэтому материалы, которые использовались для создания кукол, у всех были разные. Кто был более обеспеченными могли позволить себе сделать куклу из разноцветных тканей, украсить ее бронзой или даже серебром. А те у кого не было такой возможности довольствовались деревянными веточками, самыми дешевыми, однотонными тканями типо мешковины и любыми другими предметами, которые не имели большой пользы в ведении домашнего хозяйства.

Но со временем женщины стали обращать внимание, что девочки с удовольствием играют с этими куклами. Поскольку использовать обрядовых кукол для игр было не позволительно, появилась новая традиция изготовления игровых кукол для детей.

Изначально их делали очень маленькими, размером от 8 до 15 см высотой и выглядели они очень просто по сравнению с обрядовыми куклами. Как правило изготавливали их из натуральных материалов: старые ткани, обрезки, ветки, солома, зола, уголь, трава, мох, листья. Иногда в домах наших предков появлялись и деревянные куклы и игрушки. Но сделать их мог далеко не каждый. Необходим был специальный навык, и вырезали их в основном мужчины. Так и появилось на свет два основных направления в создании русской куклы и игрушек. Женщины и девочки изготавливали своими руками различных тряпичных кукол, а мужчины занимались резьбой по дереву и делали деревянных кукол и игрушки.

Самые популярные среди древних славян тряпичные куклы имели свои названия. Вот некоторые из них:

  • Первой , как правило, делалась Кукла – дружок. Она создавалась всей семьей, бабушкой с дочерью и внучками, чтобы ребенок мог рядом с этой куклой ощутить поддержку и любовь своих близких. Считалось, что такая кукла помогала вырастить ребенка смелы и могла на время заменять заботу мамы. И давать ей возможность больше успеть по хозяйству.
  • Так же с появлением малыша в доме, часто изготавливалась Кукла-Птичка. Делали её из самых ярких тканей, которые имелись в доме и подвешивали над кроваткой ребенка. В основном их делали по несколько штук и это считалось хорошей забавой для маленького человечка, который не давно появился на свет. Рассматривая их он мог с интересом наблюдать как эти птички качаются над ним.

Было еще очень много названий и разновидностей тряпичных кукол. Обучать девочек мастерить кукол начинали в раннем детстве, в 5-6 лет. Считалось, что в этом возрасте ребенок хорошо понимает и может многое уже делать самостоятельно, без помощи взрослых. Часто при создании куклы мама пела дочке песни, рассказывала сказки или беседовала о чем-нибудь интересном. Потому что делать кукол было необходимо с любовью, радостью и находится в хорошем настроении, чтобы кукла получилась красивая и смогла так же дарить свою любовь тем, кто с ней играл. Традиция изготовления тряпичных кукол дошла и до наших дней. И где-то в отдаленных уголках нашей страны, бабушка учит внучку, как сделать первую в жизни куклу своими руками.

Теперь немного расскажем и о деревянных куклах и игрушках

Есть версия , что первые деревянные игрушки на Руси появились в период с 8 по 10 век. Их вырезали из разных видов древесины. Но в основном использовались береза и сосна, так как они считаются одними из самых «мягких» видов древесины и легко поддаются обработке. Из них делали различные фигурки людей и животных, вырезали свистульки на забаву детям.

Но первые официальные упоминания в летописях о деревянных игрушках приходится на период 14-15 веков. В то время основным местом производства деревянных игрушек на Руси считался город Сергиев Посад. Вокруг него находилось множество мастерских, где работали знаменитые резчики и по дереву. И даже на территории Троице-Сергиевой лавры тоже трудились священнослужители и занимались резьбой по дереву. Они создавали множество деревянных игрушек, фигурок и кукол , которые пользовались хорошим спросом среди населения.

Возле стен лавры в то время действовал огромный старинный рынок (ТОРГ) куда приезжали купцы не только из всех уголков Руси, но и из-за рубежа. Сергиев Посад по праву считался в то время столицей деревянной игрушки. Известно , что деревянные солдатики, фигурки людей и животных, корабли, церкви и многое другое, изготовленное в мастерских Сергиево Посада, имелись в коллекциях российских императоров, королей Пруссии и Франции.

Со временем в Европе, в начале 18 века, стали появляться фабрики со станками и машинами на которых производились деревянные игрушки в большом количестве и имели достаточно низкую цену. И множество мастерских по ручному производству стало постепенно сокращаться. Но и на сегодняшний день есть мастера, которые продолжают традиции наших предков и делают вручную различные деревянные игрушки, фигурки и куклы.

Часто к ним поступают заказы от музеев , коллекционеров или просто от больших ценителей истории нашей страны.

Фарфоровые куклы

Самым современным этапом в создании куклы считается изготовление фарфоровых кукол

Родоначальником изготовления фарфоровых кукол считаются французы и это не случайно. В период с 17 по 18 век Франция считалась законодателем моды во многих областях. Поэтому, когда там создали первую фарфоровую куклу, которая максимально соответствовала пропорциям человека, имела натуральные волосы и несколько различных нарядов, никто не удивился. Оставалось только восхищаться красотой и изяществом этих созданий. Поскольку это были необычные куклы, они получили даже свое собственное название – Пандоры.

Создавали их, как правило, опытные мастера и художники. Одежду для них шили лучшие портные и стоили эти куклы очень дорого. Фарфоровые куклы и по сей день считаются элитой кукольного рынка во всем мире. Необыкновенная красота, изумительное изящество, удивительное сходство с человеком, не оставляют равнодушными миллионы людей на нашей планете.

В 19 веке на смену ручному производству фарфоровых кукол пришел фабричный метод изготовления. Они стали более доступными и большее количество покупателей имело возможность приобретать такие изделия. Массовое производство было налажено во Франции и Германии. Кроме самих кукол, стали производиться разнообразные аксессуары к ним. Домики для кукол, мебель, куклы дети и куклы взрослые. У некоторых экземпляров стали двигаться руки, ноги и голова. И по сей день Германия является лидером в производстве кукол из фарфора.

Но истинных ценителей индивидуальности, оригинальности и неповторимого шика привлекают куклы ручной работы. Они несут в себе частичку души мастера, который вложил в её создание все свои таланты и любовь.

Разнообразие фарфоровых кукол , на сегодняшний день , может поразить кого угодно. Они бывают и большие (в человеческий рост) и маленькие (10-15 см высотой), изображают и взрослых и младенцев, имеют огромное количество нарядов, причесок, обуви и даже нижнее белье и чулки для кукол встречаются довольно часто.

Однако наиболее популярными среди покупателей являются куклы размером от 30 до 50 см. На куклах такого размера хорошо видно все детали – прическу, макияж, глаза, одежду, аксессуары, украшения, но в то же время она является достаточно компактной и её легко переносить, перевозить или переставить в доме на другое место.

Фарфоровых кукол часто используют для декорирования гостиных , кухонь, кабинетов, детских комнат. Они выглядят очень красиво и изящно в любом интерьере и по праву являются его украшением.

Фарфоровая кукла – это бесценный подарок любителям красоты и грациозности, она настолько реалистична, что рядом с ней можно забыть про возраст и почувствовать себя героем какой-нибудь удивительной сказки.

Наши куклы ручной работы, высокого качества изделия. Головы и руки кукол выполнены из фарфора. Наряд кукол выполнен яркими тканями в новогоднем стиле. Куклы выполнены полностью вручную, начиная от расписанного лица и заканчивая пошивом одежды. Качественная сувенирная кукла с фарфоровыми элементами отлично дополнит собой новогодний интерьер. Кукла может быть в наличии или мы сделаем её на заказ специально для Вас.

Наши куклы демонстрируют костюмы разных эпох, разных губерний России, других стран мира, сказочных и исторических персонажей.

Промысел существует уже более 15 лет, высокое качество наших кукол создано душой и любовью мастериц. Производством занимаются опытные мастерицы Суздаля, Сергиева Посада, Владимира, Москвы и Санкт-Петербурга.

Художники-дизайнеры разрабатывают модели сувенирных и игровых кукол‚ которые выпускаются малыми сериями и тиражами. В настоящее время в мастерской работают художники по костюму‚ мастера по производству кукол‚ росписчики‚ литейщики фарфора‚ швеи‚ конструкторы и сборщики кукол. Каждая кукла выполняется вручную из фарфора, картона‚ ткани‚ обклеена узорной тесьмой‚ кружевом‚ лентами и другими декоративными элементами. Каждая кукла имеет историческое или национальное значение.

Консультация «Народные куклы: виды, история. Русская народная кукла»

Надежда Самсыкина
Консультация «Народные куклы: виды, история. Русская народная кукла»

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства.

Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая. Немного истории История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян. По утверждениям историков,с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня. Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов,какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклына Руси были следующие:

Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).

Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).

Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды, размером не больше кулака. Игровые детские куклы Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними.Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства.

Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей,имели свои названия:

Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.

Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) — игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

Читайте также  Как найти потерянное письмо

Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.

Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.

Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты,на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда, утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома).Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу, предсказывали, каким будет весь год.

Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны. Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.

Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок. Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.

Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).

Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадкистали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Альбом фотографий «Русская народная кукла-закрутка» Добрый день, уважаемые коллеги! Приобщение детей к русским народным традициям и обычаям необходимо начинать с раннего детства. В своих предыдущих.

Конспект ОД детей старшей группы на тему «Русская народная игрушка — кукла «Пеленашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Консультация для родителей «Русская народная мудрость о воспитании» МБДОУ детский сад №46 города Ельца «Дружные ребята». Консультация для родителей: «Русская народная мудрость о воспитании». Подготовил воспитатель:.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница» Доброе время уважаемые коллеги! Сегодня для Вас хочу предложить Мастер-класс про куколку -«Утешницу», который я проводила с обучающимися.

Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа» Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа. «Без памяти нет традиций, без.

Конспект занятия в первой младшей группе «Народные куклы Утешница, Мамушка, Ведучка» в рамках проекта «Куклы наших бабушек» Конспект занятия в 1 младшей группе «Куклы наших бабушек: Утешница, Мамушка, Ведучка» ОО Познавательное развитие Задачи: 1. Продолжать.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная кукла» Проект в старшей (подготовительной) группе детского сада «Русская народная кукла» Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская.

История русской тряпичной куклы
занимательные факты

История русской тряпичной куклы

Скачать:

Вложение Размер
История русской тряпичной куклы 537.64 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Татьяна Сергеевна

История русской тряпичной куклы

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.

Кукол брали в дорогу, чтобы кукла оберегала от напасти. Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. славян Древней Руси без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

Если кукла повреждалась, ее внутренности собирали и хранили до наступления теплоты. Как только весеннее солнышко радовало землю, «прах» игрушки высевали в почву, где пасли скот. Если верить легендам, животные после этого лучше доились, а молоко приобретало целебные свойства. Поврежденную куколку заполняли новыми семенами.

Когда маленькая девочка начинала потихоньку учиться топать, ей сразу дарили «подружку». С каждым важным событием, происходящим в жизни барышни, коллекция куколок увеличивалась. Ведь девушки постоянно шили новые игрушки, вплоть до замужества.

Традиционные куклы у славян имели свои характеристики. Чаще всего у них отсутствовали черты лица, в редких случаях их рисовали угольками. При изготовлении куклы не использовали режущие и колющие предметы. И чаще всего она была женского рода. Игрушке не давали имени, только название.

Чтобы создать куколку, использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона. Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы-обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес — это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок — чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения.

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).

Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).

Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

К ним относят кукол, которыми непосредственно играли дети на Руси. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено».

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня.

Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

* Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.

* Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) — игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

* Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.

* Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.

* Сеня-Малина — кукла с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке.

2. Обережная кукла

Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана «Божье Око». Это самая древняя обережная кукла наших предков — Око Бога, или Божье Око.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу.

В подарок на именины делали куклу «Ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России.

«Берегиня» — это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении. «Берегиню» нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления «Берегини» заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей. Были и обереги на каждое время суток.

«День и ночь» — два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой – из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью – другого.

Ещё один «перевёртыш» назывался – «Девка-баба». Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины. Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок». Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

* Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

* Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

* Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.

* Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.

* Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.

* Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.

* Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.

* Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).

* Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы.

Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир. «Кукла Мировое дерево (Мировое Древо, роща)» .Это парная тряпичная кукла, содержащая в себе три образа – женский, мужской и образ семьи, как неотъемлемого структурного элемента рода.К парным куклам относятся– кукла Неразлучники, кукла Кузьма и Демьян, кукла День и Ночь, кукла Девка-Баба, кукла Мартиничка, у каждой из них есть свои особенности и свое назначение.

Эта кукла символизирует создание новой семьи, как будто на мировом дереве выросли новые ветви, на которых скоро расцветут цветы, потом появятся плоды и новые семена. Всего это суть – продолжение жизни.

Наши предки ясно понимали, что все вокруг взаимосвязано, без дня нет ночи, без добра нет зла, и так далее. Место же отдельного человека в этой конструкции – это веточка на стволе дерева, две веточки рядом могут создать свою семью и продолжить рост и могущество мирового дерева.

В наше время такая кукла может стать добрым подарком для друзей и близких, или просто придать вашему дому гармонию и уют.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с видом декоративно-прикладного искусства – народной игрушкой – тряпичной куклой.

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).

Занятие по созданию мини-музея «Из бабушкиного сундучка».

Педсовет «История возникновения тряпичной куклы».МК «Кукла-Берегиня «Пасха».

Формировать представления о культурных традициях русской семьи, можно через образ народной куклы. Куклы, с незапамятных времён, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили д.

2 слайдОглянитесь вокруг. В нашей группе очень много различных игрушек. У вас дома тоже очень много игрушек. Как вы думаете, а у наших предков (прапрабабушек и прапрадедушек) были такие же игруш.

История куклы в России

Кукла — это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Это обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами. Играя в куклы, малыши определенным образом «проигрывают» взрослую жизнь.

Фото © Стиль жизни

На Руси считалось плохой приметой прерывать играющего ребенка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье. В старину кукле приписывали магические свойства. Куклы-обереги, куклы-покровительницы ремесла, кукла «Невеста-жених», прочно скреплявшая брачные узы… Раньше к любому празднику в семье изготавливалась кукла, в которую вкладывалась частица души мастера. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось грешным делом. Их бережно складывали в сундук, а на из месте появлялась новая. Например, кукла «День и ночь» была обязательной в любом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной в комнату, а первый проснувшийся домочадец сразу же поворачивал куклу дневной стороной. Такой оберег защищал дом от всех напастей.

Куклы делятся на три группы: игровые, куклы-берегини и обрядовые. В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Одних кукол почитали и ставили в избе в красный угол. Существовало поверье, что если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит Куватка, то она отгонит от него злую силу. Эти игрушки были небольшого размера и разных цветов, что развивало зрение ребенка. Берегиня сна отгоняла своими крыльями дурные сны, поэтому ее вешали над кроватями. Кукла, символизирующая женскую судьбу, должна была быть нарядной. Верили, что чем краше кукла, тем счастливее женская доля.

Были игровые куклы , которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Кукол делали без лица, так ака считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси испокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот, нос: нечистый дух « анчутка » может вселиться. Исключение составлял мужичок-лесовичок, который и так является представителем нечистой силы.

Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто, ведь у женщин была масса обязанностей и забот. Основой кукол-пятиминуток могли служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканной материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском — это сильный оберег, повязывался платок — и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы « свертки » .

Были на Руси и специальные куклы, которые оберегали от лихорадки и всевозможных потрясений дом и его жильцов. Вешались они гирляндой и назывались «лихорадка». Подобных кукол-берегинь было в те времена множество: берегини сна, детства(внутрь таким куклам помещались молитвенники, после чего руками заботливых матерей все это складывалось под подушку малыша).

Куклами коляда, Масленица, Пасхальная Закрутка встречали традиционно христианские праздники. А на свадьбу готовили специальную куклу-статуэтку, изображающую жениха и невесту. Вставлялась такая кукла в центр праздничного пирога — «рощи», или, как его еще называют, «разгонного пирога». Пирог этот подавали в последний свадебный день, и он служил своеобразным сигналом окончания праздника. Так как русского человека из-за стола с горячительными напитками и закусками выпроводить непросто, то, когда пирог торжественно раздавали гостям, последние, откланявшись, должны были расходиться. Все, что от лакомства оставалось, — это кукла, которую новобрачные ставили на самое видное место в доме и хранили всю жизнь. Кстати, кукла эта представляла собой рогатину, где жених и невеста «сидели» на разных веточках. Но рука у них была единая — символ неразрывности брачных уз.

Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок-голышок. Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок-голышок, изображающий мальчика, — достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет, и это было своеобразным экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сетрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла продемонстрировать свое знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а веной, после Пасхи, гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели свои названия: Простоволосая, Кукла с косой, Молодуха, Кукла нарядная. Она и была тем экзаменом, что отделяла детство от юности.

Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Было предание, что на Руси жили два брата – погодки. Они были бессребрениками, лечили людей и не брали денег и еды. Но однажды один из братьев взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки братьев возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благополучие и здоровье в дом.

Много обрядов на Руси проходило с помощью специально сделанных кукол. Например, древний обряд « похороны кукушки «. Это посвящение 12-летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед праздником Троицы. Он состоял в следующем: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не подглядывал. Там они водили хороводы, пели песни и «кумились». В знак того, что две подружки на один год становились кумами, они обменивались венками и специально сделанными для этой цели куклами. Впрочем, по прошествии определенного времени и при желании можно было «раскумиться», сняв с себя обязательства доброжелательного отношения друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь, делая куклу, девочка вкладывала в нее частичку своей души , прилагая старание и все свое умение, думая о ней, и вот кукла отдана подружке!

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки специально сделанную для этого случая соломенную куклу. Изготавливали ее из высушенной травы «кукушкины слезки». Потом девочки хоронили ее, не обязательно закапывали, а прятали, избавлялись от нее. Тем самым они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывала яйца в гнезда других птиц и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведенного обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от «кукушества», провозглашение материнства . Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательство «не быть кукушкой».

Куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали: грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность — оберег жизни .

Источники: А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»,
genamikheev.narod.ru

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

Купить в Беларуси

Видео взято с youtube.com
Пользователь Мир детских эмоций и чувств

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Зайчик на пальчик

К зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним или просто поиграть, а еще ему можно доверить свои секреты, пожаловаться, если обидели

Как сшить Тряпичную Энн. Мастер-класс

О том, как сшить Рэггеди Энн (Тряпичная Энн), любимицу многих поколений Америки, рассказывает Елена Войнатовская, специалист по изготовлению авторских кукол

Обсуждения

Сама коллекционирую куклы. Всегда притягивали мое внимание. Как будто это — маленькие люди. А заметила такую тенденцию — мои знакомые стали интересоваться куклами — оберегами, держать дома от сглаза и т. п.

Мальчик Андрюша не хочет спать, потому что его маленький сон никак к нему не прилетит, а разве можно уснуть и не видеть снов маленьким деткам

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: