Где находится сказочная река Смородина

Где находится сказочная река Смородина

Если обратиться к истории создания мифов, легенд и былин, то в основе многих из них лежат реальные факты. С годами и веками их приукрашали, видоизменяли и наделяли новыми подробностями, но канва повествования всегда оставалась прежней. Иногда это касалось героев, а иногда мест, где происходили упомянутые события.

Так и река Смородина, часто упоминаемая в древнерусских былинах и сказках, могла действительно протекать между Черниговом и стольным градом Киевом. Ученые еще точно не определили реальность ее существования.

Что означает древнерусское слово “смородина”

У многих читателей подвиги богатырей Киевской Руси не вызывают сомнения, так как упоминаемые в былинах города, имена князей и других героев являются историческим фактом. Так, самым почитаемым героем в народе был Илья Муромец, родившийся в деревне Карачарова под Муромом, реальном месте. По преданию, его мощи покоятся в Софиевском соборе в Киеве.

Подробные описания уклада жизни людей тех лет, внешности героев и исторических событий говорят о том, что в каждой былине есть доля истины. Так же думали собиратели древнерусского эпоса, которые, начиная с 19 века, пытались узнать, где находится река Смородина, что означает ее название.

Оно не имеет ничего общего с вкусными ягодами, хотя у многих оно вызывает картинку заросших кустами смородины берегов. В его корне древнерусское слово “смород”, употребляемое с 11 века, что означает сильный запах. Даже кусты были так названы из-за аромата их листьев.

Много позже слово стало применяться исключительно к неприятным запахам, и появилось такое его значение, как “смрад”. Река Смородина в былинах означала неприятное гнилое место, где людей ожидала возможная смерть. Нередко ее именуют Пучай-река, что еще больше запутывает исследователей, непременно желающих отыскать ее на карте.

Этимология слова “калинов”

Еще одна ошибочная ассоциация образуется при упоминании слов “Калинов мост”. Через реку Смородину “перекинули” его древние составители былин, имея в виду вовсе не калину красную. Этимология слова берет свое начало в корне “каленый”, то есть раскаленный.

Во всех источниках с упоминанием Калинова моста он связан с переходом через огненную реку, возможно, поэтому ему дано такое название. Раскаленный докрасна или сделанный из меди, так его описывают в сказках и былинах.

Река Смородина, Калинов мост – это символы преграды, которую должен преодолеть настоящий герой. Обычно на этом месте смельчаков поджидало чудовище: Змей Горыныч с количеством голов, равным трем. В одних сказках он трехголовый, в других — о шести или девяти головах.

Было ли это место действительно реальным и настолько труднодоступным, что его наделили таким страшным стражем в сказках, но в былинах река Смородина – это водоем, возле которого произошла большая битва, так как часто упоминается, что берега ее усыпаны костями и черепами. Возможно, именно отсюда произошло название реки, ведь смород, который шел от поля боя, лег в основу ее имени.

Другое дело Калинов мост. Он везде фигурирует как средство переправы из мира Яви в мир Нави, хранительницей которого была Мара (Марена). Велес переводил души умерших в царство смерти, что созвучно с мифами других народов мира, например, с Аидом и паромщиком Хароном у греков или Плутоном и Гадесом у римлян.

Древнеславянский эпос объединил место жесточайшей битвы с верой в существование загробного мира. Многие историки и этнологи считают, что реальным местом были река Смородина, Калинов мост. Где находится этот водоем – это единственное, в чем у них до сих пор нет согласия.

Месторасположение реки Смородины

Если за основу брать описание местности, указанной в былине, то эта река протекала между Черниговом и Киевом. Именно так проходил путь Ильи Муромца, который спросил у мужиков черниговских, как проехать в стольный град. Отвечал ему народ: “Да у той ли у березы у покляпыя, да у той ли у речки Смородины, у того креста у Леванидова сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын”.

Как считают некоторые ученые, это могла быть река Смородина, протекающая неподалеку от Карачева в Брянской области, но тогда почему в былине дорогу Илье Муромцу указывают черниговские мужики? Водоем с подобным названием есть в Приэльбрусье, а речка Сестра в переводе с финского языка (Сьестар-йоки) означает “смородина ”.

Эта река фигурирует во многих сказаниях, например, ее пересекала Василиса Никулишна, возле нее погиб Добрыня Никитич, на ее берегах останавливались Левики, племянники короля речи Посполитной, ее преодолел князь Роман Дмитриевич, обернувшись волком.

Каждая из перечисленных рек могла быть той, что упоминается в былинах, но ее описание ставит рассуждения ученых под сомнения.

Река Смородина на карте

На территории современной России есть несколько рек, которые могли бы стать прототипом былинного источника:

  • Речка Смородинка протекает в Тропаревском лесу под Москвой, в Курской, Тверской и Владимирской областях.
  • Смородина есть в Нижегородской, Смоленской и Ленинградской областях.
  • Река с таким же названием течет в Забайкалье.

Каждая из этих рек могла стать символом разделения двух миров, в которое верили древние славяне. Судя по описанию, качества, которыми ее наделили исполнители былин, сходны с описанием рек, ведущих в подземный мир, в мифах других народов.

Описание реки в былинах

В народе река Смородина, где находится переправа из мира Яви в мир Нави, вызывала священный трепет. По одной версии, ее воды были черны, от них исходил смрад, а по другой – она была огненной.

“Свирепая река, сама сердитая”, — так говорили о ней люди. Видимо, течение Смородины было таким сильным, а вода холодной, что она “обжигала” каждого, кто в нее входил. Из-за брызг над ней всегда клубилась морось, которую люди называли дымом.

Таким образом, речка в их умах стала огненной, а так как переправиться через нее было сложно, то и сделали ее местом, откуда умершие уходят в мир Нави. Так как во времена Киевской Руси все исполнители былин знали, какой мост был на реке Смородине, то и сочинители сказок от них не отстали. Они “поставили” на Калиновом мосту у входа в мир Мары стража – Змея Горыныча, чтобы он не пускал живых в загробный мир. Во всех народных эпосах разных стран есть подобные охранники, например, Цербер в греческих мифах.

Связь древнерусских былин с мифами других народов

Если верить древним сказаниям, река Смородина была серьезным препятствием для тех, чей путь лежал из Мурома через Чернигов в Киев. Видимо, немало там погибло людей, и не только на поле боя, что она стала символом реки смерти.

Часть ученых считает, что эта речка была одним из притоков Днепра, что более логично, если едешь от Чернигова к Киеву, но где бы она ни находилась, в народных сказаниях по описанию Смородина схожа с рекой Стикс, которая у древних греков уходила под землю в Аид.

Во времена языческой Руси люди верили в загробный мир, а раз он существовал, то и путь в него должен был быть. Сказители наделили реку Смородину этой функцией, но вместо лодочника, “установили” Калинов мост, через которые переходили души умерших.

Загробный мир древних славян

Царство Мары, богини зимы и смерти, лежало за рекой Смородиной. Не только раскаленный мост был преградой на пути живых в край умерших, но и охранявшее его чудовище. В одних сказках – это Змей Горыныч, в других – Чудо-юдо.

Иногда богатырям приходилось сразиться с самим Кощеем Бессмертным, мужем Мары, чтобы перейти мост. На примере древнерусских сказаний можно проследить, как реальная река, бывшая смертельно опасной при переправе через нее, стала легендарным местом, разделяющим миры.

Река Пучай

В древнерусском эпосе используют разные названия, но чаще всего встречаются Смородина и Пучай-река (Почайна). Второе означает, что у нее воды, вспученные от быстрого течения.

В те времена так называли протоку, которая протекала между Вышгородом и Десной. Ее длина была всего 8 км, и она бежала по Оболони через Подол, за которым впадала в Днепр. Нижняя часть реки отделялась от Днепра узкой косой, а устье Почайны было известной киевской гаванью, где останавливались корабли купцов. Если верить легендам, то именно в ней проходило крещение Киевской Руси в 988 году.

В 1712 косу размыли, соорудив канал, таким образом она стала частью Днепра.

Река Смородина и Калиновый мост

Древняя славянская мифология в виде сказок и былин повествуют нам о заповедном Калиновом мосте соединяющим берега реки Смородины. Это своеобразная пограничная застава мира Яви и мира Нави, между миром живых и мертвых, через которую пытаются прорваться в наш Мир многоголовые чудища Змеи-Горынычи. Остановить их могут только могучие богатыри и бесстрашные герои. Река Смородина и Калиновый мост одно из магических мест наших предков, которые часто используются в заговорах, обрядах и ритуалах.

Мир Яви и мир Нави. Река Смородина и Калиновый Мост

Если внимательно читать славянские предания, место где находилась эта легендарная переправа было жутким и опасным не только для рядового человека, но и сильного по духу богатыря. Само название Калинов мост происходит от слова “калить”, закаливать, закалка, души или металла например. Калить, закалка имеет огненный цвет стихии огня, хотя это река и относится к стихии воды. Это одно из фаз состояния водной стихии – огненной. Это наше Сердце, це (это) сердцевина где обитает наша душа и дух, наша кровь, которая закипает при виде врага, несправедливости или остынет от страха. Мост – это тот стержень, который дает дорогу во внешние миры, по которым нам придется шагать.

Есть у нас дерево калина с ее чудесными ягодами огненного цвета, которая обладает многими лечебными свойствами, особенно она хорошо лечит наше Сердце.

Славянские мифы – Чернобог и Белобог

Калинов мост соединяет мир живых и мертвых, он решает, биться нашему сердцу или нет. Разделяет эти Миры река Смородина, кровь наша, наших предков и родственников, огненная пылающая река, обладающая резким смердящим запахом смерти, потусторонний смород и зловоние. На берегу живых правит Белобог, на том берегу реки Смородины, за Калиновым мостом правит Чернобог, повелитель Смерти, зла и безумия. В помощницах у него прислуживает Морена (Марена), Богиня Смерти, ее владения представляли собой мрачные вызженные земли, усыпанные человеческими костями и черепами. Марена регулярно перебирается по Калиновому мосту в мир Яви, для того, чтобы собрать урожай людских жизней.

Читайте также  Ферритовый сердечник – что это такое

Смена мерностей или миров Яви и Нави – так и называлась С-мер-ть, твердо узаконенная. Согласно преданиям, за царством Смерти располагались миры Прави и Слави, места обитания Светлых Богов и славянский сад Ирий, по христиански – рай. Именно туда стремились попасть души умерших людей. А для этого, им нужно было обязательно пройти Калинов мост и царство Марены, это она в сказках Варвара-краса длинная Коса, коса смерти стригущая нити человеческих жизней. Но пересечь огненную реку Смородину могли только лишь праведники, с чистой кровью от светлых слов и богоугодных поступков. Люди отягощенные тяжкими поступками сделать этого не могли, под грешниками мост проваливался и их навечно поглощала огненная пучина. Эти предания нашли свое отражение в древних погребальных обрядах. Так славяне во время похорон сооружали небольшую переправу-мост через местную реку. Хоронили умерших людей на погостах, погостить у предков (сейчас это кладбища), на высоком берегу, что бы предки хорошо видели чем заняты их чада.

Сказки и Былины повествуют, что на берегах реки Смородины возле Калинового моста сражались с многоголовым огнедышащим Змеем все знаменитые богатыри. Змеи-захватчики, неудачники Горынычи, несущие только горе людское, были детьми легендарного Вия, проживающего в пещере на темном берегу реки Смородины. Сам Вий не может покинуть свое подземелье, куда заточил Бог Велес. А вот его потомство неоднократно пыталось захватить светлый берег Живы-жизни. Если человеку становилось плохо со здоровьем от темных мыслей в голове, пил он отвар из кореньев и листьев смородины, ел пахучие жизнью ягоды, и шел на поправку.

Кроме многоголовых Змеев и Вия на темном берегу жили вездесущий Кащей бессмертный, козлоногий Бог Пан, Баба Яга, а так же богатырь Горыня, который без зазрения совести переходили то на темную, то на светлую сторону воинства. Сразить могучих Змеев могли только лишь искусные воины, а менее удачные витязи находили свою смерть на берегах реки Смородины, все берега были усеяны человеческими костями, а кругом валялись поломанные луки и стрелы, да покореженные мечи.

В магических заговорах славян всегда упоминался Калинов мост, дающий дополнительную силу человеку, дарованную Смертью Нави. Редко, но приходила от имени Смерти на помощь светлым Богатырям сама Баба Яга, чья избушка стояла на берегу реки Смородины. Эта дама, несмотря на свое темное происхождение, снабжала Витязей волшебным оружием и давала ценные советы.

Но все это Сказки, т.е. повествования лежащие на поверхности, сказка – ложь, да в ней намек. Тогда копаем глубже, и рассмотрим более детально сказку о трех братьях царевичах, которым пришлось сразиться с Горынычами, с тремя, девятью и двенадцатью головами. Сказка об Иване царевиче и Змее-Горыныче.

Славянские мифы – Иван-Царевич и Змей-Горыныч

В некотором царстве, в некотором государстве жил царь с тремя сыновьями. И на это царство-государство повадился прилетать Змей-Горыныч с тремя головами, он сжигал все живое что находилось в этом царстве, вытаптывал ростки и посевы. Что обозначает это повествование? Жил-был на свете обыкновенный человек-царь своей жизни. И жили в его голове царстве-государстве три сына – Тело, Душа и Дух. Жил человек себе, не тужил, да появились друзья темные, то рюмочку водочки нальют, то сигареткой угостят, то предложат купить таблеточку волшебную, да и выпить. А то, что люди нормальные в голову бестолковую вложить хотят, не получается, друзья темные все оболгут, изгадят, да ногами вытопчут.

И отправил царь трех своих сыновей победить это чудище. Первым идти в бой ночью должен был старший сын. Первым у нас на свет появляется Тело, вторым в него поселяется Душа, а с Всевышним их соединяет Дух. Пошел старший сын на Калинов мост, прилег возле моста под кусточек, да и заснул. Отключили пьянки и гулянки тело бренное. Ровно в полночь задрожала земля, и на мост вышло чудище с тремя головами. Допилось Тело, в глазах троится. Но младший брат Иван-царевич, зная своих братьев, не спал в эту ночь, вышел на встречу врагу и вступил в неравный бой. Бились они бились, но Иван-царевич отсек три головы, рассек их и кинул под Калинов мост и пошел спать. Поднял Дух свое Тело отравленное, почистил ему желудок от яда спиртового, живой водицей напоил и головные боли и явления снял. Утром приходит старший брат и говорит всем, что не было ночью Змея-Горыныча. Быстро забыло тело что с ним было.

На следующую ночь (а все темные дела лучше ночью делать, пока Совесть спит), пошел средний брат. Лег под кусточек у Калинового моста и заснул. Снится Душе сладкие сны как она по бутикам и ночным клубам летает, мужиков и кавалеров завлекает, да с ними на заморских курортах отдыхает. Спит средний брат непробудным сном, ничего не видит, ничего не слышит. Выходит на мост Змей-Горыныч с девятью головами. Услышал Иван-царевич чудище, и вышел с ним на неравный бой. Бился он, бился, но все же снес ему девять голов и под Калинов мост бросил. Спас Иван-царевич все свои девять тел на тонком плане и внутренние и наружные от заморских обманов. Утром приходит средний брат, и говорит что не было никого. Чего только Душа не пожелает, одному Богу известно.

Настала очередь самому Ивану-царевичу в бой идти. Позвал он к себе братьев и говорит им: Не спите братья, прошу вас. Пойдёмте, я покажу что было на самом деле в две предыдущие ночи, какие головы валяются под Калиновым мостом, которые вы пропустили через мост в нашу жизнь бренную. Когда я в третий раз пойду биться со Змеем-горынычем, слушайте внимательно, крикну вам, вы прейдите мне на помощь, но сперва моего коня отвяжите, он первый прискачет, а затем и вы поспеете.

Пошел Иван-царевич в ночь сражаться с чудищем. Выходит на Калинов мост Змей-горыныч с двенадцатью головами. Бьется он, бьется, но ничего не получается. Одну голову срубит, вместо ее две другие вырастают. Включит человек в Явном мире телевизор, а враги его все силы бросили против него, ложь и обман льются на его голову, налоги и тарифы растут, новые вырастают. От одного мракобесия отмоешься, другие подсовывают. Очень жизни хотят лишить и у добрых молодцев и у красных девиц. Но не сдается меньший брат, бьется. Вот уже Змей-горыныч вбил в землю Ивана-царевича по самый пояс, помощь нужна. Снимает Иван с левой руки рукавицу и кидает. Попадает в дом где братья спят, окна выбиты, но ничего не слышат они. Дальше продолжает Дух биться с темными силами. Змей-горыныч вогнал в землю Ивана-царевича по самую грудь, помощь нужна. Чакры нижние давно принадлежат чудищу – жизнь, зарод и живот; уже и средние в его распоряжении – сердце и ярло. Остались только верхние – горло, око и родник, помощь нужна. Кидает в дом рукавицу с правой руки. Крышу пробила рукавица, тут братья и проснулись. Если левая женская рукавица душем (душа) холодным душу и тело окатила, не помогло. То правая мужская рукавица огнем-совестью глаза выедать стала, твердою рукой разбудила душу и тело. Проснулись братья, коня отвязали, да и сами следом на помощь побежали.

Бьет копытами чудища конь, три брата гурьбой на него обвалились. Одолели, победили Змея-Горыныча, все головы порубили, под мост Калинов побросали. Стали жить проживать, да добра наживать. Конь здесь олицетворяет законы (правильно поконы, копного права). Кон, конь, конституция, является сердцевиной Правды, идущей из миров Прави. Только законы Прави, написанные нашими Богами правдивы, все что пишет темный люд – обман и ложь.

Калинов мост соединяет миры живых и мертвых, берега Живы и Мары. Между ними течет река. Со стороны живых она ЖИВАЯ полноводная и название ее Небесный Дон, а со стороны мертвых она огненная, несущая смерть, и название ее Смородина, на тебя смотрит Родина, родина твоих предков, и Светлых Богов. Не каждый туда пройдет, если душа легкая, Калинов мост выдержит, если тяжела – гореть тебе в преисподне огненной. Каждый день Варвара-краса длинная коса ищет себе жертву, подсовывает тебе различных змей-искусителей. Отрубишь голову, не надо переходить на ту сторону, живи. Помни, Дух Божий терпелив к твоим выходкам, но терпение когда-то заканчивается.

Всегда в любой реке присутствует и живая вода и мертвая, смотря как ты ее черпаешь по течению или против. Так и по небу течет река Дон, плыть тебе по течению или против, решать тебе. Но уже Боги сами по твоим поступкам решат где для тебя возвести твой КАЛИНОВ мост.

У каждого человека есть свой царь в голове, но всегда его царству помогал Иван-царевич. Если читать Иван наоборот, то получается Нави, Навь, мудрость, приходящая от твоих родных Богов, из царства Нави. Прислушивайся что тебе говорят родные Боги.

Течет река Времени Дон, умирает праведник, проплыв ее от начала и конца. Попадает река Времени в Море-Окиян, и на той стороне под землей начнется другая река Времени – Смородина. Дальше будет плыть душа по реке, очистится, омоется, и вновь родится в стране Живых, чистым и непорочным ребенком. Для других приготовлен КАЛИНОВ МОСТ.

Джилы-Су. Калинов мост и река Смородина

3 минуты для чтения

Адрес: Кабардино-Балкария, урочище Джилы-Су.
Стоимость посещения: бесплатно.
Сезонность: май-октябрь.

Приэльбрусье – кладезь природных красот, овеянных историческими событиями и волшебными легендами. К последним можно причислить Калинов мост. Джилы-Су – просторное урочище, где находится эта знаковая достопримечательность.

СКАЗОЧНОЕ ПРИЭЛЬБРУСЬЕ: КАЛИНОВ МОСТ

На планете множество легендарных, знаменитых, популярных и таинственных мостов. В эту мировую копилку обязательно стоит добавить скромный Калинов мост. Он довольно непримечателен с виду, но интересен с геологической и фольклорной точки зрения.
Начнем с первого аспекта: геологи считают, что каменное образование появилось примерно так: в древности мощный лавовый поток преградил путь реке, внезапно ставшей у него на дороге, в результате чего появилась естественная дамба. Со временем на этом месте образовалось огромное озеро, дном которого является современная поляна Эммануэля (в широком смысле плато Ирахиктюз).
Постепенно в застывшем лавовом потоке образовался туннель, сквозь который Кызылкол – река, бурно и неспокойно протекающая под Калиновым мостом, продолжила свой бренный путь. В таком виде стоит он и сейчас – узкая тропка над пропастью, поросшая травой.
Пунктирная дорожка, ведущая по склону к этому сакральному месту, довольно крута, а внизу – не менее 50 метров пустоты, поэтому тем, кто страдает приступами головокружения, необходимо быть предельно осторожным, поскольку перил и прочих защитных ограждений на Калиновой переправе не предусмотрено.

Читайте также  Какие книги любят читать подростки

КАЛИНОВ МОСТ, ДЖИЛЫ-СУ: СТАРИННАЯ ЛЕГЕНДА О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Объект, которым по праву может гордиться Приэльбрусье – Калинов мост, издревле окружен потрясающими историями религиозно-философской направленности. Каждый из нас помнит сказки о Чуде-Юде или Змее Горыныче, а также неистовой борьбе с ними как с порождением зла. Богатыри обычно сражались с подобными чудовищами на мостах. Вы не задумывались почему? Оказывается, для древних, каменная перекладина – это своеобразный рубеж, символ перехода из одного мира в другой.
Вот и Калинов мост, выражаясь современным языком – портал между Явью (нашим миром) и Навью (загробным царством Мораны). Предание говорит о том, что на этом месте давным-давно располагался райский (Ирийский) сад. И протекала у горы Алатырь (по-нынешнему Эльбрус) река Смородина. Но название ее не имело никакого отношения к вкусной и сочной ягоде, а означало оно сернистый смрад, источаемый вулканической лавой.
Кстати, в переводе Кызылкол – «огненная река». Доказательством того, что некогда здесь было весьма неуютно и жарко, являются закаменевшие на береговых отрогах оплывшие, лавовые менгиры. Слово «Калинов» тоже не происходит от названия кустарника – наименование близко к понятию «раскаленный».

КАК ДОБРАТЬСЯ К ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Тем, кто желает своими глазами увидеть Калинов мост, Эльбрус – первый ориентир. Именно у его подножья, на плато Ирахиктюз, где расположилась легендарная поляна Эммануэля, и находится Чертова перекладина, как переименовали мост путешественники.
К поляне, названной именем вдохновителя премиального восхождения на вершину Эльбруса, ведет покосившийся от недавних селей, железный переход. Здесь же находится теплый нарзанный источник. С тропы, ведущей к Калинову мосту, великолепно видна альпбаза, минеральные купели и раскинувшееся во всей красе урочище Джилы-Су. Над этой божественной картиной возвышаются снежные шапки неповторимого и величественного Эльбруса.
Локацию, называемую местными жителями без лишних украшательств – Пеклом, стоит посетить обязательно. Здесь особенная, ни с чем не сравнимая энергетика, хотя многие туристы утверждают, что, сойдя с моста, испытывают огромное облегчение. Словом, это надо прочувствовать лично!

Приэльбрусье, Джилы-Су. Калинов мост на карте.

Координаты: 43.433611, 42.531111

Где находится сказочная река Смородина

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Калинов мост через реку Смородину в славянской мифологии

Река Смородина и Калинов мост часто упоминается в славянской мифологии.

В сказках и былинах это место сражений богатырей и царевичей со Змием Горынычем и Бабой Ягой, а в исторических преданиях это некий рубеж между двумя мирами Явь и Навь.

Что такое Калинов мост?

Сказки и поверья разных регионов по-разному описывают эту границу между мирами.

В западных регионах Калинов мост это:

  • чистилище по которому душа попадает в загробный мир;
  • рубеж между владениями смерти (Навь) и живыми людьми (Явь);
  • владения злой силы;
  • царство Морены;
  • место где ведьмы черпают свою силу;
  • путь по которому нечисть приходит в мир людей накануне праздника Ивана Купала.

Древние славяне верили, что только путь по Калиновому мосту определяет, достойна ли душа, попасть в рай или ее место в огненной гиене. Если при жизни душа не жила законом божьим и не придерживалась заповедей, на середине моста ее останавливали бесы и уводили не в Свет, а во Тьму. О том, где точно находится Калинов мост, мифология славян не рассказывает, вся информация сводится к тому, что расположен он на конце света.

Калинов мост — что это у славян?

Славяне верили в то, что Калинов мост это не просто переход между двух миров это место искупления смертельных грехов. Сам мост по преданиям находился не в русских землях, а за тридевять земель в тридесятом царстве. Пантеон Древних Славянских Богов разнообразен, но Морена, во власти которой есть решения забрать жизнь у человека или оставить его на земле, требовала поклонения и личных владений. Калинов мосток это та тропа, по которой богиня Смерти посещает мир живых в поисках новых подданных.

Кто стережет Калинов мост?

Крылатый Змей Горыныч и Калинов мост повязаны между собой. Так, место где расположены речка Смородина и Калинов мост мифология славян называет переходом между мирами, а Змия губителем, ведь на территорию Морены не может пройти тот, кто не закончил свой земной путь. Сам Змий Горыныч тоже не простой персонаж, он:

  • Чудище Трехглавое бессмертное;
  • огнедышащий дракон;
  • страж врат в Навь;
  • цепной пес Морены;
  • похититель красавиц;
  • родственник Бабы Яги.

Где упоминается речка Смородина и Калинов мост, там всегда присутствует Змий Горыныч. В Древней Руси ходили сказки и легенды о том, что богатыри принимали бой с Чудищем и он умертвил немало витязей. Говорят, что площадь перед Калиновым мостом усыпана костями и останками безрассудных смельчаков и «много погубило чудище душ праведных и неправедных», но всегда находился тот, кому удавалось победить Чудище и пройти границу.

Калинов мост — легенда

Калинов мост через реку Смородину имеет богатую историю. В одних источниках сказано, что изначально не было границы миров, но живые и мертвые не придерживались своей территории. Это приводило к тому, что женщины рождали мертвых младенцев от мертвых мужчин, а мертвые женщины уводили в свои владения живых парней и они становились полумертвецами. Полчища таких бродили по территории Явь, и земля под их ступнями пылала адским огнем. Мир живых понемногу приходил в упадок, и взмолились люди к богам великим с просьбой разделить два мира преградой непреодолимой ни для живых, ни для мертвых.

Верховные Боги дали приказ собраться всем живым на одном берегу, а всем мертвым на другом. Было решено вырыть ров между мирами, но, так как нужен был переход в мир мертвых с мира живых, то между сторонами рва был проложен мосток хрупкий. Это сооружение было настолько тонким, что могло выдержать только душу, а не живое тело. Когда строительство было окончено, боги собрали всех полумертвецов и бросили их в ров. Они ходили по кругу, а под их ступнями пылал огонь, вскоре весь ор был охвачен пламенем. Так появилась огненная река, или река Смородина.

Калинов мост — обряд

Калинов мост мифология славян с течением времени сделает частью похоронного обряда. Так, на пути похоронной процессии искусственно создавали небольшую лужу, а над ней сооружали из щепок имитацию мостка. Эта кладка символизировала тот самый Калинов мост у славян, который есть последним жизненным рубежом. Верили, что если покойника пронести над символическим мостиком в потусторонний мир, то его душе будет намного легче пройти чистилище и попасть к Богам.

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.

Река Смородина — это Огненная река. Само название «Смородина» имеет древнее толкование. Смородина — красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова «Смородина». Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова «смород», который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру «смородом» назывались даже благовония. Даль в своих записях называет ягоду смородину — ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина — ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову «калить», «накалять», «раскалять», т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку. Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению, Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.

Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной — препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.

Читайте также  Можно ли взломать Skype

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.

Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник — Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют «Чудо-Юдо», иногда «Змей-Горыныч».

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название — река «Сестра». Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского — река Смородина, Систер — смородина, йоке — река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре.

Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Снепород (левый приток Днепра); Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения, и до сих пор они существуют только лишь в виде версий. Нельзя исключать и то, что названия реальных рек (в силу тех или иных особенностей — бурливая, опасная, глубокая и т.д.) могли быть получены от названия мифологической реки.

Огненная река в русской космографии. Река Смородинка

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)

Огненная река занимает важное место в древнерусских космологических представлениях, согласно которым земля покоится на “воде высокой”, вода, в свою очередь, — на камне, который держат четыре золотых кита, находящихся в огненной реке, и т. д. (в конечном же итоге в основе мироздания оказывается мировое дерево: “дуб железный”, который “на силе Божией стоит”). При этом космологический кит, пребывающий в огненной реке, может, со своей стороны, ассоциироваться со Змеем. Так, в одном из космологических сочинений сообщается, что “в огненном море или в огненной реке живет плутоническое или вулканическое чудовище — великорыбие, огнеродный кит или змий елеафам; кит этот, хотя и пребывает в море океане, но из уст его исходят ,,громы пламенного огня», далеко вылетающие, „яко стрелено дело», из ноздрей его выходит дух, яко ветр бурный, -который „раздымает огнь геенский». Этот-то кит, на котором основана будто бы земля и который сам держится огненною рекою, по народным сказаниям и разрушит мир: если он задвижется, заколеблется, то потечет река огненная и настанет конец мира”.

Происхождение огненной реки специально освещается в космогоническом сказании о борьбе Бога и Сатаны. Здесь говорится, что в том месте на земле, где пал Сатана со своими дьяволами, потекла огненная река. Затем “огненная река, по Божьему велению, с поверхности земли провалилась в преисподнюю земли, и там она течет до сих пор и будет течь вечно; в ней помешается ад, в котором будут мучиться грешники после их смерти”.

Примечательно, что если в одних случаях огненная река в древнерусской письменности и в фольклоре отделяет тот свет от этого (причем в христианских терминах тот свет может иногда отождествляться с раем, а сама огненная река пониматься как ад), то в других случаях она разделяет рай и ад. Последнюю интерпретацию следует признать относительно более поздней, т. е. расценивать как результат переосмысления языческих представлений уже на христианской почве. Примером именно такого понимания огненной реки может служить апокриф “О всей твари” или духовный стих о “Пречудной царице” (Богородице):

Тогда грешные со праведными будут розличатися:
Праведный души будут взяты на восточной стороны,
А грешный души будут взяты на западную страну.
Между их протечет Сион-река огненная.

Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (напр. металла) докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной, а название Смородина получила от того, что сморд шел от неё на 7 верст; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царь.Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).Образ Калинова моста, как некоего рубежа, встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время фраза Перейти Калинов мост — означала смерть, а в другое время фраза Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту — означала любить, так как замужество невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом.Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:

Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван-крестьянский сын) бьются на Калиновом мосту, защищая Русь, с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.

Вместе с тем в христианизированном осмыслении переход через огненную реку может отождествляться с мытарствами, ср. в этой связи возможность различения в народном религиозном сознании ада (пекла) как места мучений душ до Страшного суда и ада (геенны огненной) как места мучений грешников после Страшного суда. Заметим, что при таком понимании так называемые “заложные”, (нечистые, т. е. умершие без покаяния) покойники, по-видимому, вообще не переходят огненную реку, т. е. не попадают на Страшный суд. Характерно в этом смысле, что погребальный обряд, которого, собственно, и лишены “заложные” покойники, может носить название правеж, т. е. “суд”.

Успенский Б. А. «Филологические разыскания в области славянских древностей».

Русские народные сказки

Соловьев. Мировое древо. Стражи мирового древа

Соловьев. Мир богов Олимпа и грифоны, хранящие его. Золотая цепь Золотого царства. Путь из мира живых в мир богов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: