Что ждёт выпускника на ОГЭ-2020 по литературе

Изменения в ОГЭ-2020 по литературе

Изменения в ОГЭ по литературе

  • Максимальный первичный балл за всю работу составит 39. Введены новые критерии по оценке практической грамотности.
  • Ученики смогут пользоваться орфографическим словарем. Это поможет им сделать меньше ошибок.
  • Темы сочинений расширились с четырех до пяти вариантов. Говорят, они не будут пересекаться с произведениями из первой части работы.

Советы по подготовке

1. Используйте актуальные документы. В 2018 году общественности была представлена перспективная модель ОГЭ. В 2019-м из опубликованной демоверсии стало понятно, что разработчики отказались от нее и решили ориентироваться на контрольно-измерительные материалы прошлых лет. Перспективная модель получалась существенно сложнее. Например, в первой части ученик должен был выполнить весь комплекс заданий, альтернативных по своей сути (причем, время на выполнение не увеличивалось).

2. Уделяйте внимание информационно-разъяснительной работе. Речь идет не только об оформлении бланков — школьники должны понимать и учитывать критерии оценки. Разберите с ними таблицы КИМ. Хотя экзамен по литературе достаточно долгий и от учеников требуется небольшой объем ответов, качество выполнения заданий все равно бывает низкое. Длительное время дается не случайно, и отвечать первое, что приходит в голову — плохая стратегия.

3. Обсудите выбор между альтернативными заданиями первой части. Ученик должен выбрать между эпическим/драматическим/лироэпическим произведением и лирическим/басней. Нужно действовать системно — от этого зависит успех экзамена. Имеет смысл ориентироваться на второй вариант: стихотворение дается целиком, что обеспечивает целостное восприятие текста, и работать становится проще. Однако следует учитывать, что в лирике содержание едино с формой, поэтому анализировать придется не только слова.

4. Научите тщательно подбирать материал для ответа. Как показывает практика, у многих школьников слабо развит навык работы с информацией. Типичная ошибка на экзамене стоит в том, что школьник приводит текст для аргументации не на уровне анализа, а на уровне пересказа. Причем ошибка эта допускается на заданиях базового уровня сложности. По критерию «Привлечение текста произведения для аргументации» можно получить 2 балла, а за пересказ без анализа ученик получает в лучшем случае 1 балл.

5. Повторяйте терминологию. Чтобы правильно ответить на вопрос, ученик должен знать, что от него требуется. Например, в демоверсии дается задание:
1.1.1. Какие свойства наутры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ученику важно понимать, что такое «натура» (темперамент, характер), что такое «внутренний монолог» (художественный прием психологизма, обращение к самому себе). Тогда он сможет дать четкий точный ответ на вопрос и получить два балла по критерию «соответствие ответа заданию». Понимание терминов и умение ими апеллировать также повышает шансы на успех при анализе и сравнении лирических произведений. Во второй части экзамена есть специальный критерий: «Опора на теоретико-литературные понятия», который требует включить терминологию в сочинение.

6.Проработайте алгоритмы выполнения заданий. Для первой части алгоритм может выглядеть так:

  1. Уточнение понятий, содержащихся в вопросе.
  2. Сбор материала для ответа на поставленный вопрос.
  3. Продумывание логики подачи материала.

Ответы на задания не предполагают написание полноформатного сочинения: с выступлением, основной частью и заключением. Не нужно расширять рамки заданий. Не нужно писать по принципу: «Пишу все, что об этом слышал».

К сожалению, многие ученики предполагают, что верный ответ просто возникнет в голове, «придет» из ниоткуда. Но так не бывает.

При анализе стихотворения нужно помнить, что в нем на первый план выходят переживания лирического героя. Стихотворение — это своеобразная картина. Отвечая на вопрос, нужно понять, 1. что изображено, 2. как изображено, 3. почему изображено так. Это и есть сбор материала для ответа. Возьмем задание из демоверсии:

1.2.3. Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. » и Н. А. Некрасова «Перед дождем»?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.

(Ф. И. Тютчев, 1857)

Перед дождём

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.

(Н. А. Некрасов, 1846)

Мы видим противопоставление тишины и покоя с тревогой, динамикой. Задача ученика объяснить, в чем это выражается.

Обсудите с учениками варианты тем сочинений. Школьникам даются темы по классическим и современным произведениям, а пятую тему можно назвать свободной. Пример из демоверсии:

2.1. В чём схожи и в чём различны, с вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н. В. Гоголя «Ревизор» и «Мёртвые души»)

2.2. Против чего протестует Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

2.3. Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

2.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины XX – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

Как не ошибиться в этой ситуации выбора? Часто первое впечатление о легкости темы бывает ошибочным, а потом времени браться за другую тему уже не остается. Помним, что сопоставление — это всегда трудно (нужно прекрасно разбираться в обоих произведениях). Традиционно, за сравнение ученики получают невысокие баллы. А вот узкая тема по одному произведению — наоборот, рациональное решение.

ОГЭ по литературе — не самый популярный экзамен среди девятиклассников. Он единственный не включает тестовую часть и требует только развернутых письменных ответов. ОГЭ по литературе можно назвать объективно сложным экзаменом, и сдают его ученики, скажем так, не случайные. Отчего же заинтересованные дети, отличники, получают 3-4 балла? Разумеется, не потому, что в целом плохо подготовились — но потому, что плохо подготовились в рамках критериев. Очень важно, чтобы при написании работы ученик задумывался о том, как его текст будет оценивать эксперт.

ОГЭ по литературе 2020-2021

Если верить статистике, основной государственный экзамен по литературе выбирает лишь 3% школьников. Это испытание не является обязательным, но крайне необходимо тем ребятам, которые планируют связать свою жизнь с филологией.

Низкая востребованность экзамена в первую очередь объясняется тем, что в заданиях ОГЭ по литературе нет возможности дать краткий ответ одной буквой, цифрой или их последовательностью. Испытание составлено таким образом, что каждое задание предусматривает анализ и аргументирование ответа. В то же время такой формат экзамена позволяет школьнику определить позицию по отношению к автору и выразить исключительно свое мнение.

Формат: видеозаписи

Занятия: 30

Узнать подробности

Формат: видеозаписи

Занятия : 31

Узнать подробности

Формат: видеозаписи

Занятия : 30

Узнать подробности

В 2021 году изменилось число заданий – увеличилось с четырех до пяти. В новом задании №2.1/ 2.2 школьнику предлагается провести анализ фрагмента произведения.

Изменение суммарного числа вопросов привело к тому, что максимальное количество баллов, которые можно получить за ОГЭ по литературе, увеличилось с 39 до 45.

Приносить какие-либо материалы на экзамен запрещено. Но школьники могут пользоваться предоставленными орфографическими словарями и полными текстами художественных произведений на бумажных или электронных носителях (без доступа к интернету).

Что же касается ОГЭ по литературе в 2021 году, то в декабре 2020 года было принято решение, что, как и все прочие экзамены по выбору, испытание по дисциплине не состоится. В качестве замены школьникам предложат написать контрольную работу по предмету. Однако официальные документы по организации такой работы пока не опубликованы. В любом случае к итоговой контрольной нужно готовиться, и лучше делать это согласно КИМу и списку литературы на сайте ФИПИ.

Количество часовых поясов в нашей стране и быстрый доступ к сети создали некоторые трудности разработчикам заданий для ОГЭ. Из-за опасений, что ответы для списывания появятся в интернете, как только школьники покинут аудитории, каждый год специалисты готовят отдельные пакеты экзаменационных вариантов для каждого часового пояса. При этом задания формируются таким образом, чтобы по максимуму соответствовать установленным образовательным стандартам, спецификации по предмету и программе, освоенной выпускниками 9-х классов.

С примерными заданиями для ОГЭ можно ознакомиться на сайте ФИПИ. Каждый год Федеральный институт педагогических измерений публикует демонстрационную версию экзамена, чтобы школьники могли увидеть типовые задания по литературе и обратить внимание на вопросы, вызывающие трудности.

В 2021 году ОГЭ по литературе состоит из нескольких заданий:

  • I часть – 4 задания, из которых 3 по 2 варианта вопроса на выбор;
  • II часть – сочинение на одну из пяти предложенных тем.

Школьнику предлагается выполнить 5 обязательных вопросов – только одно из каждого задания. Отвечать на все вопросы не нужно, так как проверяться все равно будет один.

Все вопросы первой части требуют развернутого ответа и нацеливают экзаменуемых на анализ художественного произведения, углубленную работу с текстом, аргументацию своей точки зрения о проблемных сторонах материала. Такой формат ответа, в отличие от тестовой формы, позволяет определить уровень освоение школьной программы по литературе.

В задании №1 (1.1/1.2) и №2 (2.1/2.2) школьник должен на основе представленного текста связно ответить на вопрос, аргументировав свою позицию, и, выбрав другой фрагмент, проанализировать его в соответствии с заданием.

Чтобы понять, чем различаются эти задания, рассмотрим вариант вопросов на примере произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» из демонстрационной версии ОГЭ по литературе 2020-2021 года.

После прочтения фрагмента текста предлагается ответить на вопрос и выполнить задание:

1.1. Кому, с вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачеву или Гриневу?

2.2. Выберите другой фрагмент романа, в котором Гринев попадает в ситуацию выбора. Проанализируйте его поведение в сложившейся ситуации.

В первую очередь стоит обратить внимание на то, что в задании 1.1 уже представлен вариант ответа. Необходимо лишь определить верный ответ, аргументировав при этом выбор. Свою позицию также нужно подкрепить цитатой из произведения.

В задании 2.2 на основе уже другого фрагмента предлагается проанализировать представленные в тексте факты и на основе этого дать собственную оценку ситуации. При этом важно не вдаваться в пересказывание материала.

Задание №3 (3.1 / 3.2) направлено на размышление и анализ представленного стихотворения, басни или баллады.

В задании №4 выпускнику необходимо сопоставить представленное ранее в задании №3 произведение с другим предложенным, аргументируя свою позицию.

Подробный перечень авторов и произведений, по которым формируются вопросы в ОГЭ, есть на сайте ФИПИ – это около 40 авторов различных периодов в истории литературы. Список достаточно обширный, поэтому подготовку лучше начать за год до предполагаемой даты экзамена.

Задание №5 – сочинение на одну из выбранных тем объемом не менее 200 слов. Важно проанализировать представленный материал, аргументировать каждое свое суждение, использовать литературные понятия, следовать композиции в ответе и логичности изложения информации. Кроме того, рассуждение должно содержать персональное видение произведения, не искажая при этом позиции автора.

В отличие от перечня авторов и произведений, возможных вариантов тем сочинений в открытом доступе нет.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) каждый год обновляет проекты документов, устанавливающих нормы КИМ. На 2021 год для ОГЭ по литературе определены следующие требования для ответов:

  1. Грамотное изложение мыслей и следование речевым нормам.
  2. Аргументация посредством использования литературных произведений.
  3. Соответствие ответа заданию.
  4. Отсутствие лексических и грамматических ошибок.
  5. Разборчивый почерк.

За успешное выполнение первых четырех пунктов школьник может получить в сумме 6 баллов за задания №1-3.

Рекомендуемый объем ответа на задания №1-3 – 3-5 предложений. Но это указание скорее условное и не влияет на количество баллов, если мысль изложена грамотно и соответствует вопросу.

Для ответа на задание №4 рекомендуется формулировать в 5-8 предложений. Чтобы набрать максимальное количество баллов в данном упражнении необходимо:

  • обоснованно сопоставить произведения,
  • исключить лексические и речевые ошибки,
  • позиция автора не искажена, аргументированы все ключевые для анализа образы, темы и детали.

Что касается задания № 5, то здесь акцент кроме содержательной части делается и на объем. Минимальное количество слов – 150 с учетом служебных частей речи. В ином случае работу автоматически оценивают в 0 баллов. Стоит отметить, что объем сочинения не влияет на предельно допустимое количество ошибок каждого из уровней.

Для получения максимального количества баллов (13), требуется отсылка к двум лирическим произведениям. Если школьник опирается только на одно литературное творение, задание не оценится более чем одним баллом даже при отсутствии речевых ошибок. Среди прочих к этому заданию есть и такие требования:

  • Раскрытие темы сочинения.
  • Фактическое отображение мысли автора.
  • Использование в сочинении литературных понятий.
  • Логика и последовательность в изложении собственных мыслей.
  • Отсутствие речевых ошибок.

Каждое из пяти заданий ОГЭ по литературе оценивается определенным количеством баллов, которые в итоге и образуют суммарный первичный балл. В 2021 году максимальный первичный балл – 45.

Актуальная шкала перевода первичных баллов в привычную 5-балльную систему для ОГЭ 2021 года по литературе не опубликована. По последним данным на 2020 год (до изменений в количестве вопросов) таблица баллов выглядела таким образом:

  • Оценка «5» – 32-39 баллов;
  • Оценка «4» – 23-31 баллов;
  • Оценка «3» – 14-22 баллов;
  • не сдал – 0-13 баллов.

Минимальный балл для получения аттестата составлял 14.

Для обучения в профильных классах нужно было набрать на ОГЭ по литературе не менее 26 баллов.

За успешное выполнение каждого из упражнений можно получить:

  • Задания 1-3 – по 6 баллов;
  • Задание 4 – 8 баллов;
  • Задание 5 – 13 баллов;
  • Оценивание грамотности – 6 баллов.

Ксения Фокина, консультант по подготовке к экзаменам по литературе, профессиональный стаж – 5 лет:

– ОГЭ по литературе не похож на остальные предметы, так как там нет тестовой части, все баллы необходимо набрать развернутыми письменными работами. За экзамен учащимся предстоит написать пять сочинений, но на самом деле не всее так страшно. Четыре из них небольшие по объему, полноценными сочинениями их назвать сложно, однако каждая работа требует глубокого погружения в вопрос, раскрытия его с нескольких сторон.

Сложности вызывают именно письменные работы. Основной проблемой и ошибкой в работах школьниках отмечу подмену анализа произведения его пересказом. Для качественного ответа на вопрос экзамена необходимо обращаться к теории литературы, включать в ответ анализ содержания, выходя на уровень точки зрения автора.

Сложность подготовки также объясняется структурой экзамена. Готовиться самостоятельно, без учителя или репетитора, достаточно сложно, далеко не каждый ученик может анализировать свои письменные работы сам. Нужен человек, который проверит сочинения, будет выставлять баллы в соответствии с критериями. Как правило, в школах у учителей на это нет много времени. Компетентного в этом вопросе репетитора тоже не очень просто найти, необходимо позаботиться об этом заранее.

Для экзамена по литературе обязательно знание произведений, обозначенных в кодификаторе ФИПИ. Их не очень много, большинство из них небольшие по объему, хотя есть и достаточно объемные произведения, например «Мертвые души» Н. В. Гоголя. В кодификаторе представлены важные произведения из всего курса средней школы, например рассказы Чехова, которые уже были пройдены в 7 классе. Девятикласснику предстоит самостоятельно обратиться к этим произведениям, перечитать, проанализировать в нужном для экзамена направлении. В этом тоже есть определенная сложность. Но я рекомендую за год обучения в 9 классе прочесть все произведения из кодификатора, чтобы на экзамене не получилось сюрприза, если встретится произведение, которое вы читали, но не помните, потому что это было очень давно.

На ОГЭ по литературе проверяются и навыки анализа лирического произведения, стихотворения. По моему опыту преподавания, это может быть достаточно сложно для ученика, некоторые такие произведения даже бывает сложно понять с точки зрения содержания. Научить анализу лирики – еще одна важная вещь, которую должен сделать учитель или репетитор.

Сдающим в следующем году советую уже сейчас скачать кодификатор (его можно найти на сайте fipi.ru), ознакомиться с перечнем произведений и начать читать романы и рассказы в свое удовольствие. К 9 классу вы подойдете с определенным багажом знаний содержания произведений. Этого будет достаточно, к остальному можно приступить в 9 классе. До сентября можно начать вести читательский дневник, включая в него основные сведения о произведениях, героях, важные цитаты.

Подготовку по структуре экзамена необходимо начинать только в 9 классе, не раньше, иначе велика вероятность выгорания. Учебного года хватает для подготовки к ОГЭ по литературе с головой, главное – грамотно распределить время и не забрасывать письменные работы, создавать их регулярно. Своим ученикам я задаю около пяти работ в неделю.

ОГЭ по литературе в 2020 году

Выпускники, заканчивающие в 2019-2020 учебном году 9 класс и мечтающие связать свою жизнь с филологией или журналистикой, в рамках ОГЭ 2020 получат возможность попрактиковаться в сдаче экзамена по литературе. Мы расскажем, какой будет дата проведения испытаний, и какие изменения предлагает ФИПИ в КИМах нового образца.

Согласно статистике прошлых лет литература – самый непопулярный предмет среди девятиклассников. В качестве дисциплины по выбору его выбирают чуть более 3% выпускников. Но, в ближайшие годы все может измениться, ведь численность экзаменов хотят увеличить до 6 и школьникам необходимо будет выбрать не 2, как ранее, а 4 предмета на выбор. Но, в 2020 году столь радикальных изменений не предвидится и выпускникам 9-х классов стоит готовится к 2 обязательным предметам и выбрать дополнительно 2 дисциплины по выбору.

Отмена ОГЭ в 2020 году

Если до 12 мая заболеваемость коронавирусом в регионах России не начнет уменьшаться, Минпросвещения будет рассматривать вопрос о полной отмене ОГЭ в 2020 году!

Напомним, что ранее, в комплексе мер, предпринимаемых для предотвращения распространения коронавирусной инфекции Covid-19, было решение об отмене ОГЭ по выбору в 2020 году. Предполагалось, что если эпидемия завершится до конца мая, 9-классники смогут сдать ОГЭ по русскому языку и математике уже после 9 июня в 2020 года.

В 2021 году 9-классники снова будут сдавать ОГЭ по литературе с учетом изменений, внесенных в КИМы 2020 года.

Формат экзамена

Многие выпускники боятся в 2020 году сдавать ОГЭ по литературе, ведь его формат существенно отличается от других экзаменов – в билетах отсутствуют такие привычные для многих тесты, а при выполнении работы необходимо обращаться не только к большому объему хранящейся в памяти информации, а и выражать собственное мнение.

Действительно, формат ГИА-9 по предмету «литература» существенно отличается от остальных испытаний, о чем говорят такие факты:

  1. Это самый длинный экзамен, ведь на выполнение работы отводится 235 минут (3 часа 55 минут).
  2. В билетах предоставляется право выбора вопросов.
  3. Экзаменуемым разрешено пользоваться сборниками лирики и полными текстами художественных произведений (все предоставляют организаторы).

При этом все предметы ГИА в этом сезоне выпускники 9-х классов будут сдавать на базе своей школы.

Основные изменения

В 2020 году на ОГЭ по литературе выпускникам предстоит выполнить 4 задания (как и в 2019 году).

В билетах вопросы будут разделены на 2 части:

(с выбором одного из предложенных вариантов)

(с выбором одной из 5 предложенных тем)

Важно! В ОГЭ 2020 года по литературе отсутствуют тесты с ответами. При выполнении заданий первой части необходимо дать краткий развернутый ответ. Для вопросов №1, 2 – от 3 до 5 предложений, для задания №3 – от 5 до 8 предложений.

В спецификациях разработчики КИМ рекомендуют разделить отведенное время между двумя частями билета приблизительно поровну – 2 часа на работу над первым блоком и 1 час 55 минут – на сочинение.

Часть №1 включает в себя 3 задания с возможностью выбора одного из двух вопросов (напомним, что в предварительной версии КИМов 2020 года их планировалось 4). Например, при решении первого задания экзаменуемый должен выбрать либо вопрос 1.1, либо вопрос 1.2. Отвечать на оба вопроса нельзя! Вы только потратите время, так как второй ответ проверяющие оценивать не будут.

При выполнении первого блока важно:

  • писать грамотно;
  • не искажать позицию автора;
  • не допускать фактических и логических ошибок;
  • следить за соблюдением речевых норм;
  • заполнять бланк аккуратно, разборчивым почерком.

Часть №2 предложит экзаменуемому написать сочинение, выбрав одну из 5 предложенных тем (в 2019 году вариантов тем было 4). Так, в демонстрационной версии нового образца предложены такие темы:

Узнать, какие еще произведения могут быть вынесены на ОГЭ в 2020 году можно, просмотрев полный список литературы, составленный ФИПИ для 9-х классов.

При написании сочинения стоит учитывать такие важные факты:

  • оптимальный объем – 200 слов (работы, в которых содержится менее 150 слов не оценивают);
  • текст должен быть с опорой на позицию автора, но при этом выражать и мнение экзаменуемого;
  • разрешено открывать тексты произведений;

Естественно, при выполнении всех 4-х заданий можно и нужно использовать черновик. При этом стоит знать, что все записи, выполненные на черновике либо в КИМах между строками, не будут учтены при проверке работы!

Оценивание

В 2020 году по литературе на ОГЭ можно набрать максимум 39 баллов (в 2019 году было 33 балла).

Изменения в ОГЭ-2020: гуманитарные предметы

Разбираемся в нововведениях с преподавателями «Фоксфорда»

В 2020 году 9 класс оканчивают школьники, которые по всем предметам обучались в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Поэтому ФИПИ пересматривает модель экзамена и вносит изменения в КИМы ОГЭ. Большая часть заданий экзамена осталась без изменений. Новые задания проверяют практические умения по ФГОС: поиск и анализ информации, решение коммуникативных задач, объяснение и рассуждение с опорой на факты. Рассказываем, что изменилось.

ОГЭ-2020: РУССКИЙ ЯЗЫК

Количество заданий уменьшилось с 15 до 9, а максимальный первичный балл снизился с 39 до 33.

Первая часть работы — изложение — теперь не связана с содержанием заданий второй и третьей части. Также для изложения дают тексты различных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник. Во второй части количество заданий сократилось, однако они по-прежнему предполагают анализ слов, предложений и текстов.

Изменения в части 2

Задание 2 представляет собой комбинацию прежних заданий 8 и 11, в нём необходимо продемонстрировать умение выполнять синтаксический анализ.

В задании 3 необходимо расставить знаки препинания — сделать пунктуационный анализ сложного предложения.

Задание 4 — полный аналог прежнего задания 7: проверяет знание подчинительной связи в словосочетании и умение заменить его синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

В задании 5 соединились четвёртое и пятое задание ОГЭ прошлых лет: необходимо разобраться в составе слов и найти правильное объяснение.

Задания 6 и 7 выполняются на основе прочитанного текста подобно тому, как это было в заданиях 2 и 3 прежних вариантов экзамена. Важно не просто понять содержание текста в целом, а обратить внимание на все детали и подробности, чтобы выбрать правильные варианты ответов.

Задание 8 — упрощённый вариант прежнего задания 6 на поиск синонима. В новом варианте КИМа синоним нужно не придумать, а выбрать в тексте.

Елена Шкляева, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Фоксфорд»:

«Экзамен стал проще, поскольку заданий стало меньше. Сложными могут показаться задания 2, 4, 5, 6, 7, где нужно найти более одного правильного ответа. Экзамен проверяет материал за весь курс средней школы. Например, и в задании 5 нужно продемонстрировать знание практически всех правил орфографии. Чтобы выполнить его, важно вовремя начать повторение».

ОГЭ-2020: ЛИТЕРАТУРА

На ОГЭ по литературе теперь можно пользоваться и орфографическим словарём. Максимальное количество баллов за работу 39: добавилось 6 баллов за практическую грамотность. Новые критерии «включаются» только при выполнении минимум трёх заданий.

Во второй части вместо 4 тем сочинения стало 5. Разработчики обещают, что темы сочинений не будут затрагивать произведения, представленные в первой части работы.

Ольга Евсеева, преподаватель литературы в онлайн-школе «Фоксфорд»:

«Экзамен стал сложнее: нужно внимательно следить и за орфографией, и за знаками препинания, и за речевыми ошибками. При этом он стал логичнее, ведь нельзя писать на языке и игнорировать грамотность».

ОГЭ-2020: ИСТОРИЯ

В первой, «тестовой» части вместо 30 предлагают 14 заданий, а во второй — 7 заданий с развёрнутым ответом вместо 5.

Елена Дорджиева, преподаватель истории в онлайн-школе «Фоксфорд»:

«Модель КИМ ОГЭ-2020 по истории охватывает содержание предмета с древнейших времён до 1914 г. В новой модели бо́льшая часть заданий проверяет определённые умения. Например, умение работать с картой теперь проверяют три задания, а не одно. При работе с картой нужно будет указать дату и участника события, которое изображено, провести анализ текстового источника и соотнести эту информацию с картой. В задании № 18 потребуется не только выявить причину того или иного события, но и объяснить свой выбор. В текстовом источнике в задании 19 нужно будет найти ошибки и исправить их. В задании 6 будет необходимо соотнести факты и тезисы. В прежней модели при сравнении событий выпускники выбирали готовый ответ из предложенных. Теперь в заданиях такого рода придется самостоятельно сформулировать факты, которые подтверждают различие или общность сравниваемых событий».

В новой модели сохранены некоторые задания, которые были представлены в прежней модели (№ 2–5, 7, 11, 12, 20, 21). Эти задания ранее показали свою высокую эффективность при проверке сформированности умений.

ОГЭ-2020: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Теперь КИМ включает 24 задания вместо 31. Наибольший суммарный балл составляет 35, а не 39. Задания объединены в блоки в зависимости от умений, которые они проверяют, поэтому работа не делится на части.

Ольга Малова, преподаватель обществознания в онлайн-школе «Фоксфорд»:

«Принципиальное нововведение этого года — три задания, в которых требуется написать развёрнутый ответ. Это сближает экзамен с ЕГЭ, делает его сложнее для тех, кто привык ориентироваться только на тесты».

В первом задании теперь нужно не только выбрать вариант, но и дать определение. Если на уроках в школе требуемый навык не отработан, выпускнику будет трудно справиться с заданием.

Новое задание — задача 6 — проверяет финансовую грамотность в соответствии с темами кодификатора. Здесь двойная сложность: и новый тип задания и новые темы, связанные с обыденными финансовыми вопросами.

Задание 12 проверяет умение анализировать статистические данные, формулировать умозаключения на их основе и высказывать предположения.

Появилось задание 20, в котором нужно дополнить таблицу, чтобы назвать понятие. Такое задания есть и в ЕГЭ. Оно требует внимательности: за неверную запись снижают балл.

Исключено задание 25, где требовалось отличить факты от мнений.

«Этот тип задания был одним из самых дискуссионных среди педагогов и нелюбимых среди учеников. Задания не всегда были однозначными, при этом навык, который они проверяли полезен при анализе информации из разных источников».

В заключительной части работы к тексту теперь предлагается 4 мини-задания вместо 6, суть заданий не изменилась.

ОГЭ-2020: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Письменная часть осталась без изменений. За счёт заданий по чтению и говорению максимальный первичный балл снизился с 70 до 68.

Раньше в задании 9 нужно было подобрать заголовки к текстам. Тексты стали короче, и теперь требуется определить, какие из них содержат ответы на вопросы.

Вместо 8 утверждений на соответствие информации в тексте стало 7.

В устном задании 3 «монолог» добавился ещё один аспект.

Кодификатор ОГЭ-2020 более детально описывает темы раздела «Говорение».

Демоварианты заданий 2020 года, кодификаторы и спецификации доступны на сайте Федерального института педагогических измерений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

ОГЭ по литературе в 2020 году

Выпускники девятых классов в текущем учебном сезоне, которые желают в будущем поступить на филологическую специальность или факультет журналистики, будут иметь возможность сдать экзамен по литературе во время ОГЭ. Предлагаем ознакомиться с деталями экзамена, а так же с изменениями ФИПИ структуре билетов на 2020 год.

По статистическим данным, немногие ученики девятых классов выявляли желание сдавать литературу на протяжении прошлых учебных сезонов. Средний процент тех, кто сдает литературу не превышает 5. После масштабных реформ в системе ОГЭ могут произойти изменения показателей, так как теперь ученикам придется сдавать 6 дисциплин (2 обязательных и 4 на выбор).

Особенности проведения экзамена

Причиной страха девятиклассников перед испытанием по литературе являются особенности его формата: в отличии от остальных экзаменов, там нету тестовых вопросов с правильными вариантами ответа, а структура заданий требует развернутых ответов, которые требуют знания большого объема информации и выражать собственную точку зрения.

Формат проведения ГИА на самом деле имеет существенные отличия с форматом экзаменов по другим предметам. Такая статистика обусловлена фактами:

  1. Время экзамена составляет 235 минут (3 часа и 55 минут).
  2. В рамках билета экзаменуемому предоставляется право выбирать вопросы.
  3. На экзамене можно использовать вспомогательный материал: литературные сборники лирических и художественных произведений. Весь необходимый материал будет доступен в аудитории.

Вопросы КИМов по всем дисциплинам для ГИА-9 в 2020 году будут базироваться на курсе школьной программы с 5 по 9 класс. День каждого из испытаний станет единой датой, установленной ФИПИ. Кроме того, сессию можно будет сдать предварительно или в один из резервных дней, если на это есть уважительная причина.

График испытаний на 2020 год будет установлен в конце октября — начале ноября текущего года.

Главные нововведения

Нововведения произошли только в структуре экзаменационных билетов по литературе, а формат контрольного мероприятия остался прежним.

Справка! Билет ОГЭ по литературе в 2020 году будет состоять из пяти вопросов (в прошлом сезоне их было всего 4).

Вопросы делятся на две категории:

Категория Тип вопроса Количество
1 Анализ текста 4 (один из двух вопросов на выбор)
2 Сочинение 1 (одна из 5 предложенных тем)

Важно! Тестовые вопросы с возможными вариантами ответа на выбор будут исключены из КИМов в 2020 году. На вопросы первой категории необходимо дать небольшие развернутые ответы. Первые три вопроса требуют ответа объемом 3-5 предложений, четвертый вопрос — от 5 до 8.

Отталкиваясь от спецификации КИМов, опытные педагоги рекомендуют распределить общее экзаменационное время на две части: 2 часа на решение первой части, оставшиеся 1 час 55 минут оставить для написания сочинения.

Первая часть

Состоит из 4 вопросов (в рамках каждого представлено 2 вопроса на выбор). Напомним, что в прошлом году предоставлялось 3 варианта на выбор. Ученику предстоит ответить на вопрос 1.1 или 1.2. Необходимо ответить только на один вопрос. Если ответить на оба вопроса, вы только зря потратите время, так как учитываться будет только один ответ. При заполнении первого бланка нужно соблюдать следующие требования:

  • соблюдение грамотной речи и последовательного изложения мыслей;
  • рассмотрение и анализ позиции автора;
  • отсутствие ошибок ;
  • соблюдение речевых стандартов;
  • написание разборчивым почерком, без исправлений.

Вторая часть

Здесь экзаменуемому будет доступно 5 тем для написания сочинения на выбор. В 2019 году было предложено 4 темы. В обновленной модели демо версии на сайте ФИПИ предложены следующие темы:

Ознакомиться с полным списком произведений, которые затронут вопросы ОГЭ 2020 можно с помощью просмотра полного объема рекомендуемой литературы, который утвердил ФИПИ для выпускников 9-х классов. Писать творческую часть экзаменационного задания следует с учетом следующих требований:

  • минимальное количество слов в сочинении — 200 (если творческое задание состоит меньше, чем из 150 слов, работа получит 0 баллов);
  • при написании необходимо отталкиваться от позиции автора и выражать свою точку зрения;
  • допускается использовать полные тексты литературных произведений;
  • перед внесением ответов в чистовой бланк, рекомендуется писать его на черновике.

Отметим, что черновые записи работы не оцениваются и используются только в целях экзаменуемого.

Оценки

Максимальный показатель за всю работу в 2020 году составит 45 баллов, тогда как в 2019 году их было 33.

Количество баллов за отдельные вопросы:

Задание Максимальный балл
1 6
2 6
3 6
4 8
5 13
Оценка грамотности работы 6

Сведение! Последний показатель «оценка грамотности» оценивается, отталкиваясь от соблюдения речевых стандартов и отсутствия ошибок в рамках всей работы. Если ученику удалось выполнить менее 3 заданий, балл за грамотность не начисляется.

Так как тестовых заданий в КИМах больше не будет, то оба блока будут проверять два независимых эксперта по установленным критериям.

Общая сумма баллов за каждое задание и за грамотность переводится в школьную оценку по рекомендательной шкале соответствия. Так как максимальное количество баллов имеет существенные отличия по сравнению с прошлым годом, то и шкала конвертации будет иной. Обновленная схема перевода баллов будет опубликована на сайте ФИПИ ближе к середине осени текущего года.

Рекомендации для эффективной подготовки

Подготовку к экзамену по литературе следует начинать заранее, так как она предусматривает охват большого объема материала. Школьникам, которые остановятся на данной дисциплине в 2020 году,нужно уже сейчас планировать структуру подготовки.

Основная трудность литературы состоит в большом количестве разноплановой информации, которую нужно не только усвоить, но и научиться грамотно применять на практике при формулировке своих изложений. С чего начать подготовку?

Уделите внимание ознакомлению и анализу произведений из списка в полноценном объеме. Список литературы можно найти в спецификации ФИПИ на официальном сайте института.

Первый этап — прочтение, конспектирование

По возможности нужно прочесть оригинал каждого из рекомендуемых произведений. Ключевые идеи следует конспектировать в дневник читателя. Если для подготовки осталось мало времени, можно прийти к прочтению сокращенных версий или критики. Предлагаем ознакомиться со списком литературы и вопросами, которые могут встретиться в билетах.

Второй этап — максимум практики

Начало практической части следует со знакомства со структурой вопросов первого блока КИМ. При этом можно использовать демо версию 2020 года, а так же билеты за прошлый учебный год, поскольку многие будут дублироваться. Полезные рекомендации касаемо первой части билета можно найти в новой модели КИМ демо. Нелишним будет просмотр тематических видео на Ютуб канале.

Третий этап — написание сочинения

Пятое задание билета — сочинение на одну из пяти возможных тем. Несмотря на большой выбор, большинство выпускников испытывают сложности при написании творческой части. Для уверенности на экзамене, проработайте максимальное количество возможных тем и составьте план вашего будущего сочинения, опираясь цитатами из литературных источников.

ОГЭ по литературе в 2020 году: изменения, дата, подготовка

в Учёба 1,316 Просмотров

Выпускники, заканчивающие в 2019-2020 учебном году 9 класс и мечтающие связать свою жизнь с филологией или журналистикой, в рамках ОГЭ 2020 получат возможность попрактиковаться в сдаче экзамена по литературе. Мы расскажем, какой будет дата проведения испытаний, и какие изменения предлагает ФИПИ в КИМах нового образца.

Согласно статистике прошлых лет литература – самый непопулярный предмет среди девятиклассников. В качестве дисциплины по выбору его выбирают чуть более 3% выпускников. Но, в 2020 году все может измениться, ведь численность экзаменов увеличится до 6 и школьникам необходимо будет выбрать не 2, как ранее, а 4 предмета на выбор.

Изменения в ОГЭ-2020 по литературе

В 2019 году наблюдалось резкое снижение количества школьников, которые в качестве дополнительного предмета на ОГЭ выбрали литературу. Сегодня экзамен по данной дисциплине сдают лишь около 5% выпускников 9 класса! Возможно, в 2020 году данный показатель опустится еще ниже. Что касается самих заданий, то некоторые из них в новых КИМах будут изменены до неузнаваемости. На сайте ФИПИ уже сейчас можно найти опубликованные демо-версии для подготовки, которые были выложены весной 2019 года.

Теперь в билетах фигурирует больше заданий, направленных на проверку не столько знаний, сколько умений и навыков рядового российского школяра. Ученик должен анализировать полученную информацию не только с точки зрения автора и его эпохи, но и опираясь на собственный опыт и ситуацию в мире.

Даты ОГЭ по литературе в 2020 году

Ежегодно ОГЭ по всем предметам проводится примерно в одно и то же время — в конце мая и на протяжении всего июня. ОГЭ, как и ЕГЭ сдается в три периода:

  • досрочный период + резервный день. Досрочно сдать ОГЭ могут те дети, которые не смогут сдавать экзамен в основной период по уважительной (т.е. документально подтвержденной) причине. Такой причиной может стать лечение, проведение оперативного вмешательства или реабилитации, участие в спортивных соревнованиях и так далее;
  • основной период + резервный день. В данный период экзамен сдает основная масса выпускников девятого класса;
  • дополнительный период + резервный день. Сдать ОГЭ в дополнительный период могут те выпускники, которые не явились на тестирование в основной период по причине болезни (или любой другой уважительной причине). Пересдать ОГЭ осенью могут те учащиеся, которые не набрали минимальный проходной балл за один из обязательных предметов.
Основной день Резервный день
Досрочный период 29-30 апреля 13-14 мая
Основной период 11-12 июня 27-28 июня
Дополнительный период 11-12 сентября 19-20 сентября

Разобраться с ОГЭ в резервный день могут те учащиеся, что не имели возможности сдать его в основной день – разумеется, не по своей вине (отключение электричества, неполадки с оборудованием и т.д.). Кроме того, сдача ОГЭ назначается на резервную дату, если два выбранных вами предмета сдаются в один день.

Основные изменения

Если общий формат ГИА-9 не изменился, то структуры КИМ реформа все же коснулась. Основное изменение – это увеличение количества заданий.

В 2020 году на ОГЭ по литературе выпускникам предстоит ответить на 5 вопросов (в 2019 году их было 4).

В билетах вопросы будут разделены на 2 части:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: