Что означает выражение «Валтасаров пир»

Пир Валтасара. Что означает библейская притча

Валтасаров пир

Валтасар — старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида. Был убит в 539 году до н. э. во время взятия Вавилона персами. С именем Валтасара связана библейская история о том, что во время его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, которая предвещала гибель Вавилона в ту же ночь.

Пир Валтасара что означает

Согласно преданию, последний вавилонский царь Валтасар был человек жестокий и не очень умный. К концу его правления в 539 г. до н. э. царство его было разорено до предела, в то время как сам Валтасар вместе с придворными проводил время в постоянных пирах и плотских утехах. Во время одной из таких попоек, как раз перед взятием Вавилона персидским царем Киром, на стене пиршественного зала появилась горящая надпись: «Мене, мене, текел, упарсин», что переводится с арамейского как: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено».

Это было приговором, сделанным Высшими Силами самому Валтасару и всему его царству. Как говорится в библейском тексте, той же ночью Валтасара убили, а царство его было разрушено.

С этой притчей навсегда связалась крылатая фраза – «пир Валтасара», которая вошла почти во все языки и означает предел цинизма, безбожия, развращенности, а также неизбежность возмездия, падения тирана.

Пир Валтасара — библейская притча

Царь Валтасар устроил великое пиршество для тысяч вельмож своих и, сидя перед ними, пил вино. И когда оно ему ударило в голову, он велел выставить напоказ золотые и серебряные сосуды из храма Иерусалимского, которые привез его отец Навуходоносор. И их принесли, и из них пили царь и вельможи его, жены и наложницы. Пили они славя своих идолов, золотых и серебряных; и медных, и железных, и деревянных, и каменных.

И вдруг перед ними на стене, побеленной известью и освещенной многими светильниками, появились пальцы руки человеческой и стали выводить письмена, черным по белому.

Изменился царь в лице. Смешались мысли его. Задрожал он всем телом, и колени его начали биться одно о другое. И вырвался крик из его уст:

— Где вы, мудрецы и гадатели вавилонские?!

Когда их привели, царь сказал:

— Кто из вас сможет прочесть эту надпись и объяснить ее значение, будет одет в багряницу, получит золотую цепь на шею и станет третьим правителем в моем царстве.

Уставились мудрецы и гадатели на написанное, но ничего не смогли сказать.

И тогда вступила в дом пиршества царица, мать Валтасара, и, узнав, что вызвало бледность сына своего, сказала:

— Живи, царь, во веки веков! Да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога. Во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. И царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главой тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Так, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.

Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу:

— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его. Но они не смогли объяснить мне этого. А о тебе я слыхал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Итак, если сможешь прочесть эту надпись и объяснить мне значение ее, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.

Тогда отвечал Даниил, и сказал царю:

— Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами.

Кормили его травой, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных, золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.

За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «мене» — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень легким; «Перес» — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

Тогда по велению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.

Той же ночью Валтасар, царь Халдейский был убит, и пе­решло Ва­ви­лон­ское цар­ст­во под власть ми­дян и пер­сов.

Значение фразеологизма «Валтасаров пир» и его происхождение

Прежде чем рассказать о значении фразеологизма «Валтасаров пир», поясним, что Валтасаром звался старший сын последнего царя Вавилона Набонида, представителя десятой вавилонской царской династии.

Формально говоря, Валтасар не был царем, он был царевичем и соправителем Набонида. Но тот часто оставлял его править вместо себя, поскольку много воевал. О дате рождения Валтасара и вообще о деяних его историкам мало что известно. Жил он в YI веке до н. э., а падение Вавилона произошло, когда его отец отправился воевать в Аравию.

А теперь расскажем о значении и происхождении фразеологизма «Валтасаров пир» с примерами использования сюжета легенды и самого выражения в мировом искусстве.

О Валтасаре и его пире

В ту ночь, о которой повествует легенда, столица вавилонского царства была осаждена войсками персидского правителя Кира. Но Валтасар с приближенными были спокойны — запасы провизии казались им неистощимыми, а стены дворца — крепкими. Поэтому, не беспокоясь ни о чем, он собрал во дворце около тысячи гостей, их жен, наложниц и начал праздник.

Сосудами для питья служили развлекающимся драгоценные священные чаши, отнятые еще Навуходоносором у покоренных народов, в том числе храмовые иерусалимские. Валтасар и гости пили из них, как повествует легенда, славя своих языческих вавилонских богов.

Испуганный Валтасар приказал призвать мудрых волхвов, но и они не помогли понять правителю значение этих слов. Последним, кого попросил царь о помощи, был иудейский пророк Даниил. Вот как объяснил тот значение горящей надписи на стене:

  • Мене — исчислен твой срок и твое царство Богом, и назначен предел ему.
  • Текел — легковесен ты на весах Всевышнего.
  • Упарсин — окончил ты правление свое, и разделят царство твое между собой персы и мидяны.

Говоря коротко: исчислено, взвешено, окончено.

В Библии говорится, что послание было зашифровано, и его смысл Бог явил только пророку Даниилу.

Значение выражения

Каково же значение фразеологизма «Валтасаров пир»? Так говорят о празднике в неподходящее время и в неподходящем месте, о роскошном пире во время надвигающейся беды. Знаменательно и то, что герой на этом празднике — «герой» очень сомнительный. Он совершает кощунственный поступок — пьет вино из священного сосуда. За такое богохульство, сообщает легенда, неминуемо страшное возмездие.

Это выражение давно стало нарицательным — иногда, например, перефразировав, говорят «жить Валтасаром», что значит вести разгульную, беспечную жизнь, не думая о завтрашнем дне и каких-либо грозящих опасностях.

Употребление выражения в текстах

Итак, имея в виду значение и происхождение фразеологизма «Валтасаров пир», говорят не только о веселом празднике на фоне нависшей угрозы, но и о полученном вскоре царевичем наказании за него.

Эти события в библейской интерпретации много раз будут отражены в искусстве: в литературных произведениях (Кальдерон де ла Барка, И. В. Гете, Дж. Байрон и др.), художественном искусстве (Рембрандт, Я. Тинторетто, Х. Рибера, И. Суриков и др.) и музыке (Г. Ф. Гендель).

Истории реального Валтасара были посвящены сочинения древних авторов, таких как вавилонский историк Беросс, Иосиф Флавий, Геродот, Ксенофонт.

Из современных авторов отметим роман Олеси Николаевой «Мене, текел, фарес», посвященный православной тематике, а также роман Михаила Ишкова «Падение Вавилона».

Российский режиссер Юрий Кара в 1989 году экранизировал новеллу «Пиры Валтасара» Ф. Искандера. Свой фильм он назвал «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным».

Подбираем синонимы

Частичным аналогом по значению фразеологизма «Валтасаров пир» можно назвать выражение «пир во время чумы». Другое подобное выражение — «танцевать на вулкане».

Обратим внимание, что, поскольку в легенде имеется упоминание не только о пире, но и о последующем наказании, передать значение фразеологизма «Валтасаров пир» одним словом можно также лишь частично. Синонимами выражению назовем «безбожие», «распущенность», «вакханалия», «оргия».

Читайте также  Как лечить озноб

Мы пояснили значение и происхождение фразеологизма «Валтазаров пир».

«Пир Валтасара» – как Рембрандт создавал таинственные надписи?

Одно из самых известных крылатых высказываний, “Валтасаров пир”, связано с библейским сюжетом и значит беззаботное веселье накануне неизбежной беды.

Но речь сейчас пойдёт не о фразеологизме, а о картине Рембрандта, имеющей такое же название – «Пир Валтасара». В XVII столетии живопись стала одним из направлений популяризации божественного происхождения власти.

Однако среди воплощений сюжетов о царе Валтасаре (а их было немало) творение Рембрандта заняло особое место. Неслучайно на её создание ушло более двух лет, причём за этот период художник неоднократно прибегал к консультациям раввинов Еврейской общины Амстердама. Что же можно увидеть на этом полотне? Что помогло живописцу экспрессивно и точно отобразить известный сюжет из Библии?

Харменс ван Рейн Рембрандт «Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет», 1640 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

История создания

Рембрандт ван Рейн был одним из наиболее известных последователей традиций барокко. И если к моменту создания его «Пира Валтасара» во многих католических странах отходили от этих тенденций, то в протестантских государствах они оставались по-прежнему актуальны.

По завершению работ в Лейденской мастерской, Рембрандт в 1631 году переезжает в Амстердам. Именно там публика особенно ценила его картины. Надо признать, что у живописца была особая манера написания, но именно голландцы особенно ярко воспринимали поданные Рембрандтом образы, что были близки народу.

Рембрандт «Пир Валтасара», 1635 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Что примечательно, в то время популярность в живописи приобретают библейские сюжеты. Но именно в таком “протестантском барокко”, как у Рембрандта, они выражаются просто и ясно, без обилия мистицизма и “туманных” элементов.

«Пир Валтасара» был написан в 1635 году, причём этот период становится временем признания Рембрандта как прекрасного художника. По сути, картина стала одним из произведений, ознаменовавших пик творчества живописца.

Как и многие другие полотна, «Пир Валтасара» был создан по заказу одного и состоятельных почитателей творчества Рембрандта. Исследователи предполагают, что это мог быть зажиточный представитель еврейской общины. На протяжении двух лет живописец старательно трудился над картиной, чтобы придать ей те особенности, ту ясность и динамику, которую мы можем видеть сегодня.

Вавилон, реконструкция / meinfo.ru

Предание о Валтасаре

Если говорить о сюжете, отражённом на картине, то он и прежде появлялся в живописи, но именно у Рембрандта царь Валтасар и события, связанные с ним, кажутся по-настоящему “живыми”. Согласно библейскому преданию, получив власть в Вавилоне после смерти отца, царь Валтасар устроил грандиозный пир.

Для нового правителя было устроено настолько пышное торжество, что приглашённому множеству гостей не стало хватать посуды. Тогда Валтасар распорядился принести золотые кубки и ритуальные приборы, что прежде были вывезены из Иерусалима Навуходоносором. Конечно, это было осквернением святынь.

Валтасар бессознательно пытается защититься рукой от пугающей надписи

И вдруг во время пиршества царь и гости заметили руку, что выводила на стене надпись: “Мене, текел, упарсин”. Никто из присутствующих не смог расшифровать текст. По приказу Валтасара его слуги отправились за мудрецами и чернокнижниками, но никому из них не был известен таинственный язык.

Один лишь пророк Даниил сумел разгадать странную надпись. Он объяснил, что это послание извещает о скорой гибели Вавилона и его царя. В тот же день Валтасар был убит, а город пал под натиском персов и мидян.

Роскошная мантия Валтасара украшена драгоценностями, но духовного богатства он не нажил

Особенности «Пира Валтасара»

Теперь же давайте снова вернёмся к картине. Именно описанный сюжет является основой событий, отражённых Рембрандтом. Сразу можно заметить, что на полотне присутствуют типичные “рембрандтовские” тона – золотистый, коричневый, чёрный, красный. Действующие лица словно появляются из сумрака. А вот источником света на картине выступает таинственная надпись.

Известно, что Рембрандт долго не мог придумать, как разместить буквы иврита так, чтобы их сложно было прочитать. Согласитесь, если бы он написал слова в традиционной манере (справа налево), то прочесть их не составило бы труда. Манассе бен Исраэль, близкий друг художника, подсказал ему превосходный вариант – разместить буквы столбцами.

Буквы на надписи размещены столбцами

Центральную часть полотна занимает фигура царя Валтасара. Рядом с ним – жена, наложницы, охрана, жрецы. Все их лица кажутся искажёнными от ужаса. Они потрясены увиденным и не могут найти объяснения происходящему.

Да, о смысле надписи в тот миг ещё никто не догадывается, но суть в ином. Я думаю, каждый человек испытал бы ужас, увидев бестелесную руку, чертящую некую таинственную надпись.

Очень ярко страх проявляется в фигуре самого Валтасара. Он словно бессознательно хочет защититься, прикрываясь рукой от пугающего явления. Рядом с ним – не менее испуганная – жена. Что примечательно, её Рембрандт писал с собственной супруги.

Жена Валтасара испугана не меньше своего мужа

Очень яркой является динамика картины. Художник изобразил те самые осквернённые золотые кубки, из которых выплёскивается вино. Кажется, что сейчас пройдёт мгновение – и гости бросятся прочь от надписи, а напитки разольются по столу. Здесь есть и некий особый символизм – проливающееся вино из священных сосудов олицетворяет переполненную чашу терпения высших сил.

Вино уже проливается из осквернённых священных сосудов

«Пир Валтасара» – картина, на которую можно смотреть очень долго. В ней есть незначительные детали, которые составляют цельную композицию с главными образами. Здесь нет ничего лишнего, а краски, использованные Рембрандтом, только подчёркивают настроение, переданное в этом сюжете. Неслучайно это творение считается одним из лучших среди работ живописца. Сегодня же картину можно увидеть в Лондонской национальной галерее.

Последний пир Валтасара

Древний Вавилон казался могучим и несокрушимым государством, но и его величие закатилось под звон бокалов «Валтосарова пира».

Что же привело великое государство к краху? Все началось еще при царе Вавилонии Навуходоносоре Втором, вступившем на престол в 605 году до нашей эры. В результате трех военных походов в Иудею он пленил сотни тысяч евреев в основном это были молодые мужчины и женщины и превратил их в рабов на семьдесят долгих лет.

Подобные деяние не могли не вызвать лютую ненависть еврейского народа к Вавилонянам и они даже объявили царя Вавилонии «Тенью антихриста», поскольку вавилоняне поклонялись не Богу, а золотому истукану.

Еврейский пророк Даниил попавший в рабство вместе с другими плененными евреями заявил однажды, что ему было видение и в нем было сказано, что «Вавилонскую блудницу» очень скоро ожидает погибель.

Историческая справка: Язык древнего Вавилона

Языком на котором разговаривали древние жители Вавилона был шумерский, он же древний аккадский или ассиро-вавилонский. Все эти языки были основаны на одном основном языке древней Месопотамии — аккадском.

Но с исчезновением цивилизаций использовавших этот язык, он постепенно превратился в «мертвый язык», но благодаря тому, что древние оставили множество глиняных клинописных табличек, ученым удалось оживить этот язык и сейчас он изучен настолько, что некоторые музыканты даже исполняют на нем древние песни.

Это потрясающе! «Мертвый язык» можно услышать в живую. Питер Прингл музыкант из Канады исполняет на этом языке, древнейшее литературно-музыкальное произведение шумеров — «Эпос о Гильгамеше«.

Вавилоняне же в ответ только смеялись над подобными предсказаниями и им казалочь, что Великий Вавилон никогда не падет, но вскоре Навуходоносор Второй скончался. Это произошло в 562 году до нашей эры и на престол взошел его единственный сын Евилмеродах (Авель-Мардук), который вскоре был убит в результате дворцового переворота устроенного дочерью Навуходоносора и на престол взошел ее муж Ниглисар.

Но наслаждаться полученной властью узурпаторам удалось совсем не долго, вскоре к границам Вавилона подступили войска персов и началась жестокая война в результате которой в одной из битв Ниглисар был убит в бою.

«Пир Валтасара», Джексон, Питер (1922-2003)

Престол занял его сын Лабаши-Мардук, но и он пробыл у власти недолго, поскольку был свергнут и убит в тот же год, когда стал царем.

Эта череда смертей правителей Вавилона, сопровождаемая нескончаемым потоком заговоров и усугубленная идущей войной с персами ослабила некогда великую страну.

Последним царем занявшим трон Вавилона стал Набонид. Стоит отметить, что царица Никотрис не отказалась от своих планов на власть и не стала утруждать себя трауром по погибшему мужу и сыну, и сумела обольстить нового царя выйдя за него замуж в том же году.

В этом новом браке она родила мужу сына, которому дали имя Валтасар (Бел-сар-усур).

Историческая справка. История Валтасара в мировой литературе.

В мировой литературе историю Валтасара не обошли стороной и в 16 веке Г.Сакс опубликовал свою комедию «Комедия о Данииле», а в 17 веке писатель Кальдерон представил публике свой труд «Мистический и подлинный Вавилон». Кроме того известны такие литературные произведения, как «Валтасар» — оратория Генделя опубликованная в 1744 году и «Пир Валтасара» — оратория Уильяма Уолтона вышедшая в 1931 году.

В 550 году до нашей эры царь Набонид объявил Валтасара «сопровителем» и поставил его командовать армией. Помимо этого в ведении Валтасара оказались дела по сбору налогов и вопросы связанные с религией (почитанием богов).

В 539 году до н.э персидский царь Кир Второй начал последнее и самое решительное наступление на Вавилон. Царь Набонид знал о начале наступления заранее и казалось бы успел подготовить свою армию к предстоящему вторжению, но он не учел одного — предательства.

Как только персидская армия вторглась на территорию Вавилона, на сторону захватчиков перешли высокопоставленные наместники царя Набонида, управлявшие провинцией Гутиум. Управлял этой провинцией наместник Угбару, который не только встретил персов с распростертыми объятиями, но и возглавил армию персов идущую на захват столицы Вавилона.

Читайте также  Как узнать баланс другого абонента МТС

Пир Валтасара. Художник Рембрандт ван Рейн. 1635—1638 гг.

Армия Вавилона возглавляемая царем Набонидом выступила навстречу персам и состоялось грандиозное сражение двух армий в котором войска вавилонян были разбиты, а царь Набонид с позором бежал.

Оставалась одна не поверженная цитадель — столица Вавилон, оборону которой после бегства царя возглавил «соправитель» Валтасар. По сути с этого момента он являлся настоящим царем Вавилона.

Когда персидская армия подошла к стенам Вавилона, Валтасар вывел свою армию им навстречу, но в результате скоротечного сражения им не удалось победить персов и остатки войска отошли в город за крепостные стены.

Картина «Пир Валтасара», Суриков, 1874

Персы взяли город в осаду, но Вавилон был готов к такому развитию событий и заранее были запасены значительные запасы провизии, которые позволили бы выдержать даже многолетнюю осаду.

Но было у хорошо укрепленного Вавилона одно уязвимое место — река протекавшая через него и питавшая его жителей пресной водой. Персидский царь Кир разделил свое войско. Одну часть он направил к тому месту где из-под крепостных стен выходило русло реки, а со второй частью своей армии он прорыл отводной канал и отвел русло реки в расположенное рядом с городом озеро.

Русло реки проходившее через город обмелело. Вторая часть персидского войска ждала этого момента и по пересохшему руслу реки вошла в город под крепостными стенами.

«Пир Валтасара», Джон Мартин (Martin, John) 1820 г.

Историческая справка. Выражение «Валтасаров пир»

История царя Вавилона — Валтасара оставила свой след в истории человеческой цивилизации и существует даже выражение «Валтасаров пир», оно употребляется и в наши дни. Оно означает — безбожие, распущенность, вакханалию устроенные в самое неподходящее для этого время. Это выражение похоже на аналогичное по смыслу определение «Пир во время чумы».

Казалось бы защитники города должны были видеть эти приготовления врага, но о том, что персы отвели русло реки вавилоняне не знали до последнего. даже когда персы уже вошли в город и окраины его были заняты ими в центре Вавилона никто не догадывался об этом.

Дело в том, что в этот день в городе был большой праздник и все его жители пировали, танцевали и веселились не подозревая о том, что город уже захвачен персами.

Вавилон уже пал, но его правитель и защитник Валтасар еще не догадывался об этом и пировал в своем дворце. Тысячи придворных, наложниц, жен вельмож и их мужья, командующие армией и другие приближенные царя участвовали в этом празднестве. Вино лилось рекой. В какой-то момент царь Валтасар охмелев от возлияний, приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые когда-то были захвачены вавилонянами в Иерусалиме.

Историческая справка. «Валтасаров пир» в поэзии.

Освещая зал высокий, Мрамор розовых колон, Фимиам из чаш глубоких, Золотой в сапфирах трон. На диванах возлегают, Гости с кубков пьют до дна, Кушают и созерцают, Обнажённые тела.

Здесь красавицы танцуют, И движенья живота, Разжигают страсть такую, Что гостям не до вина. Царь на троне восседает, Не внимая никому,

Опахалами мелькают, Угождают все ему. Вот четыре музыканта, Вместе звуки издают, В разноцветных шароварах,

Песни юноши поют. Чернокожие рабыни, Блюда на главах несут, У царя тарелка стынет, До еды ли в недосуг? Нет, ничем не угодят, Безутешен их владыка, Слуги с трепетом глядят.

Стало на один миг тихо, Грянул гром вдруг с потолка, Гости разбежались, Чертит огненно рука: «Мэнэ, тэкел, фарес!».

Строки из поэмы «Хадисса», поэта Михаила Шифмана

Как только он произнес свой приказ, в воздухе появились кисти человеческих рук, которые написали на стене загадочные слова: Мене, текел, перес (meneh, tekel, upharsin). В переводе означает: Исчислено, взвешено, поделено.

Это чудо наблюдали все присутствующие и происходящее вызвало благоговейный ужас даже у царя. Валтасар воскликнул, — Кто прочтет и объяснит начертанное, того осыплю золотом и будет он третьим властителем царства моего!». Но ни вельможи, ни царские мудрецы не смогли дать объяснения и тогда мать Валтасара, царица Нитокрис предложила обратиться за разъяснениями к пророку Даниилу.

Даниил согласился и объяснил, что кисти рук, которые начертали надпись, это руки самого Бога и означает это следующее: Царство твое бог взвесил на весах и нашел его очень легким, посему царство твое будет разделено и отдано мидянам и персам.

Историческая справка. «Пир Валтасара» в кино.

Кадр из фильма «Нетерпимость». Эпизод «Падение Вавилона»

Кинематограф так же не обошел стороной это историческое событие и еще в 1916 году в эпоху немого кино, вышел фильм, который можно по масштабу съемок сравнить с такими современными блокбастерами, как «Звездные войны».

«Нетерпимость» — фильм вышедший на экраны в 1916, сыграл большую роль в развитии всего мирового кинематографа. Ее и сейчас считают шедевром эпохи немого кино. Фильм шел три с половиной часа и состоял из 4 эпизодов: «Мать и закон», «Жизнь и страдания Христа», «Варфоломеевская ночь» и «Падение Вавилона».

Только вдумайтесь — на съемки эпизода в котором показывался пир Волтасара, было потрачено 650 тысяч долларов! Было задействовано 16000 статистов, а за наряд царицы заплатили 7 тысяч долларов и еще тысячу за ее мантию. Исторические костюмы взятые на прокат, обошлись создателям картины еще в 360 тысяч и 300 тысяч ушло на строительство декораций. Всего было потрачено два с половиной миллиона долларов, что по тем временам было очень огромной суммой.

Режиссер Дэвид Гриффит применил новые методы съемки, на площадке работало сразу несколько камер, ведущих съемку с разных направлений и высоты, одна из камер была установлена на воздушном шаре.

Той же ночью халдейский царь Валтасар был убит. Так и пал Вавилон. Впрочем если учесть дошедшие до наших времен клинописные таблички, то можно понять, что участь его была предрешена заранее. Лишь царь Валтасар и отряд верных ему воинов пытался защищать город, а когда персы уже проникли за его стены, только он со своими воинами заперся в дворцовой крепости Бит-Саггу, что бы держать здесь последнюю оборону.

Купцы же и вельможи, и большая часть городского гарнизона просто сдались врагу или более того, приветствовали занятие им города. На трон взошел предатель Укбару, а вскоре вся Вавилония вошла в состав Персидской державы.

Этимология эпонима Валтасар

“ И прежде чем взошла заря
Рабы зарезали царя “
Гейне

Эпиграф взят из поэмы Гёйне «Валтасар».
Смерти Валтасара от руки царя персов Кира согласно библейскому преданию, предшествует мистическая надпись на стене «Мене, мене, текел, фарес» – моей рукой тыкано, персом. Этимология этой фразы проанализирована мною в статье «Библейские имена».
Имя царя персов Кир можно трактовать по-славянски как «Кара» (небесная), что соответствует смыслу надписи.
Интересно, что падение Вавилона и царства Валтасара тесно связано со славянским этносом, который входил в многонациональную гаплогруппу R1a1. Вот почему имя Валтасара читается по-славянски !
» Гаплогруппа R1a1 возникла около 15 000 лет назад в Азии и в дальнейшем распалась на несколько субкладов, или как их еще называют, дочерних гаплогрупп. Мы рассмотрим основные из них — это Z283 и Z93. R1a1-Z93 — это азиатский маркер, характерный для тюрков, евреев, индийцев. С участием гаплогруппы R1a1-Z93 изобрели колесо в степи, сконструировали первые повозки и приручили лошадь. Это были культуры Андроновского круга. Гаплогруппа быстро освоила всю полосу евразийских степей от Каспия до Забайкалья, распавшись на множество различных племен с разными этнокультурными особенностями.
R1a1-Z283 — это европейский маркер и характерен по большей части для славян, но не только, свои отдельные субклады имеются и у скандинавов, англичан. В целом на сегодняшний день древняя гаплогруппа R1a1 наиболее характерна для славянских, тюркских и индийских этносов.
В октябре 539 года (до нашей эры) иранское племя Персов захватило Вавилон, вождь персов Кир решил не уходить, а серьезно обосноваться в захваченном городе. Впоследствии Киру удалось значительно расширить свои владения, так возникла великая Персидская Империя, просуществовавшая дольше всех империй в мире — 1190 лет! В 651 году нашей эры ослабленная междоусобицей Персия пала под натиском арабов, и это привело к изменению гаплогруппного состава населения. Сейчас на обширных территориях, занимаемых некогда иранским государством, практически не осталось гаплогруппы R1a, по иронии судьбы Иран, остался без гаплогруппы, внесшей большой вклад на этапе становления этого государства.» [http://haplogroup.narod.ru/celeb.html]

Много лет назад мне встретилась в журнале «Науки и жизнь» статья известного историка Н. Я. Эйдельмана о причинах и следствиях царских переворотов в России, которые он считает основополагающими в судьбе России.
Царские перевороты начались со времён Екатерины II, когда преданные Екатерине гвардейские полки свергнули неугодного и инфантильного Петра III. Это был, казалось, искренний и от души идущий шаг для наведения порядка в России, но этот шаг стал роковым, поскольку за ним последовали другие перевороты, удушение царя Павла I, убийство царя Александра II. Причём масштабы катастроф возрастали, царя Николая II убили со всей семьёй, так сказать под корень. Были стёрты границы дозволенного и недозволенного.
Любой царь, правитель, президент и кто бы он ни был: тиран, душегуб, самодур или жадина-говядина, он прежде всего — помазанник божий, со свержением царя (символа власти) происходит свержение или смена древних национальных традиций, нравственных правил, веры в устои государства. И это, возможно, и является причиной всех наших бед в славянском мире. Мы слишком торопливы, чтобы жить в настоящем, и забываем о прошлом, стремясь в будущее.
Поэтому, часто кладя на чашу весов достоинства и деяния государя, вершители судеб народов не учитывают его божественное предназначение, что приводит к роковым последствиям.
Так, например, восшествие на престол Бориса Годунова (царского кравчего) привело в России к длительному периоду смуты (Смутное время).
«Царевич ножичком играл
Неосторожно и упал,
Убит холопом Годунова.
И новый царь взошел на трон
И полной властью облечен,
Боялся злого слова.
Купал он золотом народ,
Но все ж случился недород
И мор и стон невинных
И горы смрадных мертвецов
Лежали молча у дворцов
Укором властелину.
Царевич крестик рисовал.
Он в боге помощи искал,
Но стал тот крест мишенью.
Родился новый идеал,
А нож и крест рабов поднял
И тень восстала мщеньем.
Есть цепь причин, слепая связь,
Беда, коль та разорвалась,
Времен и эволюций.
И если мир традиций слаб,
То насладится властью раб
На гребне революций.
За все приходится платить
И покоряться, чтоб любить,
Пусть цель была благая.
И чашу горькую испить,
И покаяние просить,
Возмездье принимая.»
автор

Читайте также  Как уговорить жену на секс

Имя Валтасара связано с выражением «Валтасаров пир»- «пиршество, оргия накануне несчастья» на котором на стене зала, где пировал Валтасал, было начертано «Мене, мене, текел, упарсин».

Рис. 1. Рембрандт «Пир Валтасара» [ВП]

«Мене, мене, текел, упарсин (ивр. ;;;;; ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;, по-арамейски означает буквально «мина, мина, шекель и полмины» (меры веса), в церковнославянских текстах «мене, текел, фарес») — согласно библейскому преданию — слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона от рук Дария Мидийского. Объяснение этого знамения вызвало затруднения у вавилонских мудрецов, однако их смог пояснить пророк Даниил:
«Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.» (Дан. 5:26-28)
В ту же ночь Валтасар был убит, и Вавилон перешёл под власть персов. Вероятно, библейский рассказ основывается на реальных событиях, сопровождавших вступление персидской армии в Вавилон в ночь на 12 октября 539 до н.э. (по крайней мере, отголоски истории пира Валтасара можно обнаружить в других ближневосточных и античных источниках). Впрочем, в Книге пророка Даниила ошибочно указано имя завоевателя Нововавилонского царства (Дарий Мидийский вместо Кира Мидийского), а также его этническая принадлежность (учитывая, что в Писании существует тенденция к изображению Персидской империи Ахеменидов как мидийско-персидской).» [ВП].
В славянской трактовке :
Мене, мене, текел, фарес – mene-mene-tekel-fares > mnoj-mujnij-tikal-persi – мною мужней тыкал, персом (праслав.)(инв. tekel, пропуск g, замена j/t, редукция p/f), где мужняя – manus – рука (лат.)
Есть и другой смысл фразы, что характерно для эпических литературных произведений прошлого (например, «тёмные места» в СПИ). Фраза имеет двойственный смысл из-за слова мене, который можно увидеть только в славянской трактовке.
«Пир докончаша славные русичи» [СПИ], т.е. положили свои головы в битве с половцами.
Мене, мене, текел, фарес – mene-mene-tekel-fares > mnoj-mujnij-utixlо-pirshij – мною мужней (рука) утихло пиршество (праслав.)(замена j/е, редукция x/k, p/f, sh/s)
Первый смысл фразы «мене, мене, текел, фарес» означает, что (пророчески) Валтасал будет убит «рукой перса» и начертана фраза «рукой перса Кира».
Первый смысл фразы «мене, мене, текел, фарес» означает, что рукой перса пир будет окончен.
Имя Валтасар означает «Владыка царь».
Валтасар Valtasar > Vlada-car – Влада-царь (слав.), т.е. царь, владеющий всем миром.
Белшарусура — др.-евр. Belsasar — имя вавилонск. царя. Вавилонск. имя Bel-sar-ussur — «Бел да поможет царю».
Славянское прочтение Belsasar (др.-евр.) – bolshoj car – большой царь (слав.)(редукция sh/s)
Ничто не вечно под луной, но крушение империй несёт определённый мистический оттенок в истории, который никто из учёных не может объяснить.

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ — большая советская энциклопедия
ЭСС — этимологический словарь Семёнова
ЭСВ — этимологический словарь Вашкевича

Валтасаров пир

Библейская притча

Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, жёнам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божьего в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жёны его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.

Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским:

— Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечён в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нём, и вельможи его смутились. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала:

— Царь, вовеки живи! Да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоём муж, в котором дух святого Бога. Во дни отца твоего найдены были в нём свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. И царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нём, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.

Тогда введён был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу:

— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его. Но они не могли объяснить мне этого. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечён будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.

Тогда отвечал Даниил, и сказал царю:

— Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, и отлучён был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами. Кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это, но вознёсся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жёны и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных, золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твоё и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «мене» — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; «Перес» — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам.

Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: