Что нужно, чтобы преподавать

Как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

Профессия преподавателя в вузе остается противоречивой. Кто-то считает ее престижной и уважаемой, а кого-то отпугивают низкие зарплаты работников сферы образования. Давайте подробнее познакомимся с условиями работы тех, кто дает знания студентам. А также узнаем, как стать преподавателем вузе.

Образование

Это самый первый пункт, с которым сталкиваются новички. Чтобы стать преподавателем в вузе, надо иметь диплом о высшем образовании. При этом нужно быть как минимум специалистом или магистром.

Прием на работу бакалавра станет исключением из правил. Это возможно только при наличии практического опыта работы по специальности.

Наличие оконченной аспирантуры дает большие преимущества тем, кто интересуется, как стать старшим преподавателем в вузе. Такой специалист может принимать участие в различных конкурсах на замещение должностей научных сотрудников.

Если преподаватель защитил диссертацию и получил ученую степень, он может претендовать на вакансию доцента или профессора.

Тот, кто стал преподавателем в вузе, не должен жалеть о своем выборе. Поэтому нужно заранее собрать как можно больше информации о будущей профессии.

Личные качества

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, важно понимать, что эта профессия подходит не всем. Будущему специалисту для работы со студентами понадобится целый набор не только профессиональных, но и личных характеристик.

Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость. Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение. Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации. Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам.

Профессиональные качества

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, нужно понимать, что этот специалист должен быть компетентен в своем предмете. Что это означает? Чтобы давать знания другим, нужно самому хорошо разбираться в предмете.

Преподаватель, который досконально ориентируется в предмете, вызывает уважение у собственных студентов и со временем становится для них авторитетом.

Вот почему важно не только стать преподавателем в вузе, но оставаться им на протяжении всей карьеры. Чтобы не потерять авторитет, нужно постоянно совершенствоваться. Следить за новыми веяниями в собственной области, стараться преподносить информацию интересно и давать студентам актуальные знания. Для этого нужно серьезный запас времени отводить на подготовку к студенческим лекциям и семинарам. Все это требует времени и сил.

Также важно уметь организовать самостоятельную работу студентов. Ведь после окончания учебного заведения они станут самостоятельными, а преподавателя, которому можно задать любой вопрос, рядом не будет.

Кроме этого, преподаватель вуза должен хорошо знать государственные образовательные стандарты.

Еще один момент, касающийся профессионализма, — это речь. Преподаватель вуза должен говорить правильно, категорически избегая слов-паразитов. Кроме того, не стоит пытаться сойти за своего в компании студентов, используя молодежный сленг или жаргон. Ничего кроме насмешек это не вызовет. Лучше стать авторитетом для подражания, а не пытаться походить на вчерашнего студента, который сам недавно получил диплом и едва разбирается в предмете, но при этом пытается учить других.

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, будьте готовы к тому, что постоянно нужно будет учиться новому.

Условия работы

Трудовой кодекс определяет для преподавателей максимальной количество рабочих часов в течение недели – не более тридцати шести. Учебная нагрузка для преподавателя вуза может составлять максимум девятьсот часов в течение года. Сократить ее можно, увеличив количество часов на научную работу.

Кроме того, преподавателям вуза, если снова ссылаться на Трудовой кодекс, полагается отпуск в размере пятидесяти шести календарных дней.

Нагрузка

Как говорилось выше, общегодовая нагрузка для преподавателя вуза не должна превышать девятисот часов. Это означает, что ежедневно придется проводить в среднем две-четыре пары.

Однако нужно понимать, что оплачиваемые часы, свободные от пар — это не личное время преподавателя. Оно выделяется на подготовку к лекциям, написание конспектов и методичек, проверку самостоятельных работ и т.д. Как вы понимаете, работа преподавателя в вузе не ограничивается проведением учебных лекций для студентов.

Помимо этого есть обязанность по составлению полного методического комплекта, который включает документы, которые должны соответствовать общепринятым стандартам.

Полные методические комплекты, составленные преподавателем, несколько раз в течение учебного года проверяют комиссии. В случае обнаружения недостатков, работу придется исправлять. Кроме того, регулярное изменение общепринятых стандартов заставляет переделывать полные методические комплекты, потому что некоторые предметы устаревают и исключаются из учебной программы, а некоторые, наоборот, появляются. Для преподавателя вуза это означает, что работу по составлению полного методического комплекта нужно начинать сначала.

Карьерная лестница

Теперь вы знаете, как стать преподавателем в институте. Осталось разобраться, что ожидает в дальнейшем тех, кто начинает карьеру в сфере образования.

  • преподаватель;
  • ассистент;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор.

Преподаватель

Это первая ступень. На эту должность принимают тех, кто имеет диплом магистра или специалиста. Поэтому теперь вы знаете, как стать преподавателем в вузе без аспирантуры. Сложнее всего пробиться на вакансию вуза тем, кто имеет диплом бакалавра. Как правило, таких кандидатов принимают только в качестве замены основного преподавателя на практических занятиях. Однако для кого-то эта лазейка может стать стартом. Это актуально и для тех, кто интересуется, как стать преподавателем в медицинском вузе. В дальнейшем можно будет получить диплом магистра или даже стать аспирантом для продолжения карьеры и получения более привлекательных перспектив.

Ассистент

Следующая ступень для преподавателя. Эту должность занимают те, кто имеет не только диплом, но и практический опыт преподавания на протяжении одного года. Также вакансия доступна тем, кто закончил аспирантуру. Стаж работы в этом случае не имеет значения. У аспиранта он может вовсе отсутствовать и это не помешает ему претендовать на должность ассистента. Обязанности этого сотрудника состоят в проведении семинаров, консультаций и практических занятий. Кроме того, ассистент помогает доцентам и профессорам принимать экзамены у студентов.

Старший преподаватель

Эта должность совмещает в себе обязанности предыдущей, а также обязывает читать лекции, подготавливать методические пособия для студентов. Требование к этой должности одно: потенциальный кандидат на должность старшего преподавателя должен обладать ученой степенью кандидата наук или имеет стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Чем выше должность, тем больше обязанностей она возлагается на преподавателя вуза. Доцент помимо педагогической деятельности обязательно должен вести научную работу. Чтобы претендовать на вакансию, нужно быть кандидатом наук, а также иметь научные публикации, участвовать в конференциях. Если отработать в этой должности пять лет, то можно получить ученое звание доцента.

Профессор

Чтобы претендовать на эту должность, нужно быть доктором наук, а также отработать педагогом на протяжении пяти лет. Также соискатель должен подготавливать аспирантов и соискателей, публиковать учебные пособия, научные статьи и т.д. Стоит отметить, что при наличии ученого звания доцент или профессор преподавательский стаж не имеет значения. Оба соискателя могут принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности. Такие мероприятия проводятся раз в пять лет. Доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор – деканом факультета или ректором вуза.

Преподавание в вузе включают в педагогический стаж. Это важный нюанс, который дает сотрудникам некоторые бонусы.

Начисляется педагогический стаж только при официальном трудоустройстве в учебное заведение. После наработки двадцатипятилетнего стажа преподаватель имеет право на льготную пенсию.

Особенности

Преподаватель вуза – пожалуй, самая ответственная деятельность по сравнению с коллегами. Вот почему нужна соответствующая подготовка. Как минимум, нужно иметь диплом магистра или специалиста. Для бакалавров путь в систему образования будет значительно длиннее. И совсем нет шансов у тех, кто не имеет высшего образования.

Однако для продвижения по карьере нужно будет поступать в аспирантуру, получать ученую степень. Иначе максимальная должность, которую можно будет занимать — это ассистент.

Нередко преподавателями вуза становятся его бывшие выпускники, которые заслужили хорошую репутацию в период обучения. Вот почему начинать задумываться о построении будущей карьеры стоит еще с первых курсов студенческой скамьи.

Из юристов в преподаватели: как получить место в ВУЗе и к чему готовиться

Как начать преподавать (и нужно ли)

Осознание потребности в преподавании – чертовски субъективный процесс, говорит доцент администратор Школы мастеров юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Молотников. По его словам, важно не просто иметь опыт и знания, а уметь их обобщать, чтобы реально чему-то научить. Молотников советует начать с письменного анализа проблем, с которыми пришлось столкнуться юристу. Это поможет не только систематизировать свои мысли, но и оценить их со стороны.

Университетам не хватает «молодой крови», уверен партнер Saveliev, Batanov & Partners, доцент факультета права НИУ ВШЭ Сергей Савельев. «Наши вузы зачастую похожи на собесы, которые держат в штате неэффективных преподавателей, в них процветает кумовство». Стоило бы обратить внимание на молодых и пассионарных преподавателей, которые при хорошей подготовке могут провести семинар эффективнее, чем рядовой преподаватель, говорит Савельев.

Самый короткий и проверенный путь, чтобы начать – это прийти на ту кафедру, где вы защищали диплом или кандидатскую, пусть даже не в прошлом году. Завкафедрой обычно помнят своих «выпускников», объясняет партнер «ФБК-Право» доцент кафедры конституционного права зарубежных стран МГЮА Александр Ермоленко. Здесь, как и везде, важны знакомства, важно налаживать контакт с теми, кто выбирает преподавателей, объясняет он. «Если вы придете на кафедру с улицы и скажете: «Я тридцать лет практиковал гражданское право и хочу его преподавать», на вас посмотрят с недоумением и ответят: «А с чего вы решили, что вообще можете преподавать?», – рассказывает Ермоленко. А в alma mater вас как минимум выслушают и дадут хорошие советы насчет содержания курса, добавляет Молотников. По его сведениям, около половины тех, кто ведет практические курсы в Школе мастеров юрфака МГУ – это его выпускники.

Основные временные затраты приходятся не на сами занятия, а на подготовку. По словам Молотникова, на один час мастер-класса нужно потратить минимум два часа подготовительной работы. Ермоленко утверждает, что все относительно: «Ты можешь готовить курс один месяц, а потом читать его три года. Одни изменения в законодательстве можно посмотреть перед занятием, из-за других приходится переписывать весь курс».

Нельзя приходить неподготовленным. Возможно, одно занятие может делиться профессиональными инсайдами и юридическими байками, но если и дальше не будет конкретики, студенты уйдут. Останутся не самые взыскательные: какой смысл по второму разу слушать лекции на тему «Я и другие великие юристы России».

Доцент администратор Школы мастеров юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Молотников

Савельев убежден, что мотивированному студенту надо предлагать нечто большее, чем традиционные лекции, ведь в эпоху интернета уникального контента крайне мало, а в открытом доступе в сети много хорошей литературы. Интересны могут быть такие форматы, как проекты, муткорты, игровые процессы, тренинги. Савельев советует приносить на занятия раздаточный материал – лучшие образцы документов фирмы (меморандумы, процессуальные документы, бумаги по сделкам). Их можно увязать с теорией, разобрать на семинарах, а потом предложить студентам подготовить что-то аналогичное, говорит юрист. По его словам, можно составить и сложные задачи, которые имеют десятки разных решений в зависимости от тех или иных теоретических концепций, как делает Константин Ильич Скловский на семинарах «Вышки» или РШЧП. Даже теорию можно подать увлекательно, например, через диалоги Сократа, говорит Савельев.

Читайте также  Кто такие графоманы

Молотников советует практикам использовать общепринятую терминологию, а не профессиональный сленг («генеральный директор», а не «гена», и т. д.). Для студентов надо быть не богом с юридического Олимпа, а старшим товарищем, которому не страшно задать вопрос и посоветоваться после окончания занятия, говорит Молотников.

Ермоленко призывает не забывать, что преподавание не может быть приложением к основной деятельности, это отдельный вид работы, которому надо учиться.

Что такое принять экзамен? Вы думаете: «Посижу, помучаю студентов – звучит заманчиво». Но там все всерьез. Когда студенты начинают заламывать руки и биться головой об стол – уже не так весело. Если у вас группа из 30 человек, вы будете сидеть на одном месте пять часов. А на следующий день – еще пять часов, если у вас сессия. И так далее, пока все группы не примете. Вы к этому готовы?

Партнер «ФБК-Право» доцент кафедры конституционного права зарубежных стран МГЮА Александр Ермоленко

В преподавании есть, конечно, свои плюсы, признает Ермоленко: некоторые студенты помнят вас и благодарны спустя многие годы. Но нельзя забывать, что это тяжелый труд с медленной отдачей, подчеркивает он. Хороший преподаватель отличается от плохого тем, что умеет «приземлить» предмет, даже если это философия, отмечает Ермоленко: «Нужно показать студентам, что знания применимы, и рассказать, зачем они им нужны».

Как подготовиться к первому занятию

Как подготовиться к первому занятию со студентами, рассказала редактор Лиза Нидхэм, которая принимает участие в преподавании предмета «Навыки юридического письма» в юридическом колледже Митчелла Хэмлайна. «Pravo.ru» перевело часть ее статьи на Lawyerist.com.

Быть привлеченным преподавателем может быть полезно – если уж не финансово, то в профессиональном плане. Это особенно мудрый выбор, если вы уже посвятили несколько лет юридической практике и набрались знаний из реального мира, которыми готовы поделиться со студентами. Поскольку вы уже посередине карьерной лестницы, они будут воспринимать вас серьезно – заслуживаете вы того или нет.

Преподаватель в юридическом колледже Митчелла Хэмлайна Лиза Нидхэм

Чтобы добиться успеха, вам понадобится больше, чем просто знания.

Готовиться чересчур тщательно – неизлечимое заболевание и ключ к успеху

В начале работы вы будете собирать слишком много материала к каждому занятию. Тут есть один-единственный минус. Ваши дети, домашние животные, коллеги и клиенты могут злиться на то, что вы слишком много времени пишете лекции. Мое правило – готовить примерно в два раза больше, чем я предполагаю осветить. Так я уверена, что мне хватит материала, если вопросов не возникнет или я буду говорить слишком быстро (а я всегда говорю быстро, потому что я юрист).

Опирайтесь на практический опыт

Преподавателей привлекают со стороны, чтобы они делились своим опытом. Не бойтесь на него опираться, даже если вы далеки от звезд юриспруденции. Студентам интересна ежедневная жизнь юристов. Одна из ваших задач – рассказать им, что интересного и важного в вашей работе, чтобы они смогли почувствовать вовлеченность и энтузиазм в своей.

Ваши регалии хороши, но…

Некоторые преподаватели вспоминают о своих успехах в обучении и стажировках – так они дают ученикам понять, что достаточно квалифицированы, чтобы читать лекции. Но это может напрягать студентов. Рассказы о том, как блестяще вы сдали определенный экзамен, их от вас отделяют, потому что они могут быть не уверены, что сами его сдадут. Лучше говорить о своих достижениях точно и скромно. Иными словами, не бойтесь признать, что сами чего-то не знаете.

Не бойтесь признать, что не все знаете

Юрист не хочет быть тем, кто неправильно что-то понял или вообще не знает ответа. Но на каком-то этапе своей учительской карьеры – скорее всего, начальном – вы столкнетесь с ужасным чувством, будто тонете, когда не сможете ответить на вопрос из зала. Не блефуйте ни при каких условиях. Кто-то в группе неизбежно посмотрит правильный ответ и расскажет другим, а вы будете выглядеть как шут и хвастун. Лучше признать, что вы этого не знаете.

Как начать преподавать онлайн-курсы

Онлайн-образование набирает обороты, и все больше людей используют Интернет, чтобы получать новые знания. Дистанционное обучение – относительно новое направление, и тем, кто никогда раньше этим не занимался, требуется время, чтобы привыкнуть. Как ученикам, так и преподавателям.

Что нужно знать преподавателю и автору курсов, чтобы начать обучать в онлайн? Давайте все подробно разберем.

Шаг 0: Внутренняя готовность и мотивация

Прежде чем вы погрузитесь в создание онлайн-курса, очень важно настроить себя на успех, независимо от того, будете ли вы проводить свое обучение в образовательном центре или будете самостоятельно продвигать свой курс.

Шаг 1: Идея – разработка уникальной концепции обучения

Качественное и полезное обучение (как для ученика, так и для преподавателя) – это нечто большее, чем просто изучение учебных материалов и изложение темы. Первый вопрос, который вы должны задать себе, когда планируете онлайн-курс – Чему вы хотите научить?

Многие скажут: «Я хочу научить фотографии” или «Я собираюсь обучить людей как запустить рекламу в социальных сетях”, или «Я буду учить графическому дизайну”. Однако это неверная отправная точка.

Более успешный стратегический подход – думать о результате. Когда ваши ученики пройдут обучение, чего они добьются? Каковы будут их результаты?

Также важно, чтобы преподаватель не только обладал определенными знаниями, которыми готов поделиться с миром, но и мог правильно их преподать. Спросите себя: «Есть ли у меня не только навыки, чтобы научить делать то, чему я хочу научить, но и способность передавать это?”

Часто между этими категориями существует большой разрыв. Преподаватель может знать многие вещи по предмету, но не умеет преподносить информацию так, чтобы ученик смог ее впоследствии применить в жизни. Например, на корпоративном тренинге преподаватель обучил сотрудников определенному методу, но методология была настолько далека от отраслевого стандарта, что, хотя ученики считали обучение интересным и смогли защитить свои проекты, но было мало реальной долгосрочной пользы и они не сумели применить изученный метод в реальной жизни. Поэтому на другое обучение к этому преподавателю ученики уже не пришли.

В этом случае преподавателю лучше сосредоточиться на более узкой теме, чтобы ученики смогли развивать свои навыки и снова взаимодействовать с ним в будущем.

Так как ученики, которые используют то, что они узнали, возвращаются к вам снова и снова, требуя большего. И это очень ценно!

Это полезно для преподавателей, потому что они чувствуют, что помогли своим ученикам расти, и это замечательно для учеников, потому что они не только повышают свои знания, но и строят отношения с человеком, у которого учились.

  • Какова ваша идея и ваш систематизированный подход или метод, которым вы можете научить других людей и они смогли бы применить это в реальной жизни?

Шаг 2: Фокус – Сделайте свое обучение продаваемым

Хотя широкие темы действительно привлекательны, но их, как правило, труднее создавать, развивать и поддерживать, потому что они часто имеют большую конкуренцию.

Но и в слишком узкой теме тоже могут быть сложности. Например, если вы создали курс «Введение в деревообработку», то его гораздо сложнее будет продать, чем, например, «Изготовление деревянных ящиков для хранения», хотя содержание курсов может быть очень похожим. Сосредоточьтесь на конкретном навыке, которые освоят ваши ученики по завершению обучения, а не на общей идее.

Когда вы начинаете планировать свое обучение, то задайте себе следующие вопросы:

  • Можно ли этому научить людей?
  • Смогут ли мои ученики использовать то, чему я учу?
  • Достаточно ли это меня интересует, чтобы заниматься этим долго?
  • Есть ли у меня для этого аудитория?

Шаг 3: Расписание курса – Вложение времени

Один из ваших первых вопросов после того, как вы определились с фокусом – сколько времени нужно, чтобы изучить этот предмет. Это небольшой курс или комплексная программа?

Преподаватели часто пренебрегают планированием и «временем общения», которое уходит на преподавание в группе. Одни предметы можно изложить за одну встречу, а на усвоение других может потребоваться 1-3 занятия в неделю, в течение пары месяцев, длинные выходные или какой-либо другой сценарий. Это касается как очного, так и онлайн-обучения.

Затем нужно спланировать, сколько вам необходимо времени, чтобы подготовиться к этому. Как минимум, у вас будет соотношение времени планирования и обучения 1:1, хотя более реалистично, если вы новичок, это 2:1 или 3:1. Даже если вы проводите обучение на LMS, вам все равно нужно давать обратную связь ученикам в той или иной форме. На это тоже нужно время. Плюс, если информация изменится, вам нужно будет обновить материалы.

Если вы делаете все учебные материалы и настройку обучения самостоятельно, то соответственно планируйте и учитывайте время на это. Вам нужно честно оценить, сколько времени вам понадобится и сколько вам нужно потратить, чтобы обучение было финансово жизнеспособны.

  • Какое будет расписание занятий и сколько времени у вас на это уйдет?

Шаг 4: Оценка – Определите результаты и цели вашего курса

Результаты – это то, что получит ученик в конце обучения, благодаря тому, что он изучит. Это то, что вы должны выяснить на ранней стадии, прежде чем планировать учебную программу и составлять планы уроков. Отсортировав это с самого начала, вы поймете как учесть потребности аудитории, как спланировать обучение, как сделать описание обучения и продвигать его.

Кроме того, оценка – это еще одна вещь, о которой стоит подумать. Даже если вы не выставляете оценки, у вас должен быть способ измерить прогресс учеников. Как вариант – создание учениками проекта. Если необходимо завершить проект или его часть, то легко отследить конечную точку работы.

Идея в том, что если ученики видят свой прогресс и развитие в рамках обучения, с большей вероятностью они пройдут его до конца. Они верят в свои силы и в то, что все получится.

  • Каковы будут конкретные результаты обучения у ваших учеников, если они закончат ваш курс?
  • Как вы узнаете, достигли ли ваши ученики того, что вы заложили в свое обучение?

После того, как вы пропишите все ответы на обозначенные выше вопросы, вы будете иметь представление о жизнеспособности вашего курса.

Шаг 5: Выберите, как вы будете преподавать онлайн

Есть разные способы учить. Это решение, которое определит, как вы хотите проводить занятия и записывать их.

Вариант 1: физическая классная доска или интерактивная доска

Большинство из вас, кто преподает в классе офлайн, привыкли учить на классной или белой доске. Следовательно, если у вас дома есть такая доска, то ваша работа проста.

Это самый простой вариант, в котором вы будете чувствовать себя очень комфортно, как вы делали это на живых занятиях. Теперь вам просто нужно сделать то же самое, но без учеников перед вами.

Читайте также  Как удалить отмеченные фотографии

Записывать такие занятия вы можете на телефон или камеру.

Вариант 2: презентации PowerPoint

Кроме того, вы также можете обучать через презентации PowerPoint. На вашем компьютере или ноутбуке уже вероятно установлена программа Microsoft PowerPoint, и все, что вам нужно сделать, это поместить все свои заметки на слайды.

С помощью этого приложения очень легко сделать интересную и информативную презентацию. Вы также можете записать свое объяснение каждого слайда с помощью голоса за кадром.

Не перенасыщайте ваши слайды текстом. Иначе они сделают занятие скучным для учеников. Также разнообразьте слайды изображениями, графиками и диаграммами. Ученики воспринимают сложную информацию легче с помощью визуальных эффектов.

Вариант 3: виртуальная интерактивная доска

Вы также можете использовать интерактивную доску. Для этого вам понадобятся электронный блокнот и ручка.

Загрузив программу Open Board, вы сможете записывать свои лекции. Программа предоставляет интерактивную доску с ручками разных стилей, которые вы можете использовать для объяснения понятий. Благодаря этому вы можете не только писать на экране, но также подчеркивать важные моменты в своих презентациях или PDF-файлах.

Шаг 6: Спланируйте контент и разбейте его на модули

Чтобы ваши лекции были простыми для понимания и увлекательными для учеников, вам нужно разбить их на небольшие модули.

Итак, разбейте свой контент так, чтобы видеоуроки вписывались в этот диапазон.

Согласно исследованиям, лучшая продолжительность видео для учащихся составляет 10-15 минут.

В каждом из этих модулей у вас может быть несколько видео, которые составят один плейлист на YouTube, если вы планируете провести там свой курс или один раздел на LMS-платформе.

Помните, что идея состоит в том, чтобы разбить всю тему на более мелкие подтемы, которые являются достаточно большими и достаточно важными сами по себе. Таких подтем в одном модуле может быть до 8-10 штук.

Кроме того, вы можете предложить ученикам после каждого модуля пройти тестирование, чтобы провести промежуточную оценку их прогресса и проверить степень усвоения материала.

Также вы можете дополнить видеоуроки чек-листами и инструкциями, которые будут включать основные моменты темы, формулы и понятия.

Все это гарантирует, что ваши ученики будут потреблять контент небольшими порциями и смогут легко его усвоить.

Шаг 7: Создайте раздаточные материалы и тесты

Кроме того, будьте чрезвычайно изобретательны в том, что вы можете предложить своим учащимся, чтобы сделать этот онлайн-курс для них эффективным. Вы должны думать о создании дополнительных элементов, таких как PDF-файлы, электронные книги, тесты и т.д., которые дополнят уроки. Все это можно разместить на вашей учебной онлайн-платформе.

Вы также можете бесплатно загрузить все эти электронные материалы на свой Google Диск. А затем поделиться ссылкой на них с учениками непосредственно в урокам иди в описании к видео.

Если вы используете платформы по управлению онлайн-обучением, то можете добавить тесты непосредственно в конкретный урок того или иного модуля, чтобы улучшить результаты своих учеников.

Шаг 8: Начните записывать видеоуроки для вашего курса

Выше в шаге 5 мы рассмотрели некоторые способы записи видеоуроков, и вы можете использовать их в соответствии с выбранным вами методом онлайн-обучения.

Для того чтобы записать себя, используйте камеру вашего ноутбука или телефона. Если вы собираетесь использовать презентацию или интерактивную доску, вам необходимо записать свой экран с помощью специальной программы, например, Camtasia.

Многие авторы курсов часто считают, что записать весь курс чрезвычайно сложно. Это большая задача, поэтому они ее откладывают или не приступают к ней вообще. Вам не нужно сразу записывать все уроки всех модулей. Запишите первые уроки или первый модуль и начните загружать видео на ту платформу, которую вы выбрали для онлайн-обучения. Затем переходите к созданию тестов для данного конкретного модуля.

Как только все будет готово, предоставьте своим ученикам доступ к этому модулю. Так вы сможете постепенно создать все уроки, а ученики будут в это время включены в обучение и смогут дать вам свою обратную связь.

Получив отзывы, вы сможете учесть все замечания и рекомендации, и постараться сделать свои видео максимально информативными и легкими для понимания.

Шаг 9: Загрузите видеоуроки на онлайн-платформу

Существуют различные обучающие онлайн-платформы, на которые вы можете загрузить свои видеоуроки.

Бесплатная и всем нам известная площадка – YouTube. Все, что вам нужно сделать, это создать собственный канал на YouTube (это можно сделать с помощью своей учетной записи Google) и загрузить туда видео уроки. Вы можете объединить некоторые из них в «Плейлист», который может служить модулем.

Если вы хотите, чтобы ваш курс был доступен только вашим платным участникам, убедитесь, что вы загружаете все свои видео с ограниченным доступом. Теперь вы можете раздать ссылки на свои плейлисты своим ученикам по электронной почте, чтобы только они имели доступ к курсу.

Если вы хотите бесплатно опубликовать свой курс в Интернете, то можете сделать все видео общедоступными, и любой пользователь YouTube, ищущий эту тему, сможет найти ваши видео.

Если же вы хотите автоматизировать свое онлайн-обучение, систематизировать все уроки и дополнить их тестами с автопроверкой, то вам понадобиться современная система управления обучением, например, АнтиТренинги, Moodle LMS.

Также данные площадки позволяют отслеживать успеваемость ваших учеников и предоставлять им обратную связь и поддержку при необходимости. А анализ данных, которые предоставляются LMS, позволит улучшать качество конкретных учебных материалов или уроков и всего обучения в целом.

В качестве вывода

Если вы давно мечтали попробовать себя в качестве преподавателя онлайн-курсов или уже имеете опыт преподавания в офлайн и хотите перейти в онлайн, то сейчас благоприятное для этого время. Настройтесь на успех и следуйте шагам, описанным выше, и у вас непременно все получится!

Как научиться преподавать и что для этого нужно?

Приобретая знания, открывая в себе новые таланты и возможности, человек на определенном этапе своего жизненного пути непременно задумывается, как поднять планку, как выйти на более высокий уровень и получить больше моральных и материальных благ. Повышение статуса необходимо для самореализации и саморазвития. Преподавание может стать отличным решением и новой ступенькой иерархии на жизненном пути, помочь дальнейшему раскрытию личностного потенциала.

Может ли любой человек научиться преподавать?

Если Вы решили выбрать этот путь для дальнейшего продвижения в жизни, перед Вами непременно встанет вопрос о том, можно ли научиться преподавать, или это врожденный талант, природный дар? Ведь быть мастером – одно, а учить других – совершенно другое.
Безусловно, научиться правильно преподносить материал, проводить занятия и работать с учениками, чтобы эффективно преподавать, можно на специальных курсах и тренингах. Записаться на курсы для преподавателей или тренинги, направленные на формирование мастерства преподавания, можно в специализированных центрах. Главный вопрос в том, насколько Вам лично это занятие будет по душе, и сможете ли Вы получать от этой работы только положительные эмоции.

Что нужно, чтобы преподавать и получать удовлетворение?

Что нужно, чтобы успешно преподавать и получать от этого занятия радость и удовлетворение?

Вы должны любить предмет, который собираетесь преподносить ученикам, хорошо разбираться во всех нюансах и искренне интересоваться тематикой, постоянно стремясь узнать больше.

Кроме того, Вам необходимо любить общаться со своими учениками, уметь находить с ними контакт и устанавливать духовную связь. Настоящий преподаватель должен непременно получать от этого процесса удовольствие. Необходимые знания и навыки для эффективного общения можно получить в процессе обучения, но любовь к общению должна быть в Вас заложена первоначально.
Непреодолимая тяга к знаниям, постоянное самосовершенствование, саморазвитие и самопознание – отличительные черты истинного учителя. Чтобы передавать знания и навыки ученикам, нужно самому их иметь и постоянно пополнять этот багаж. Настоящий преподаватель – вечный ученик!

Организаторские способности также необходимы успешному педагогу. Он должен обладать высокой степенью внутренней организации, чтобы правильно построить занятие и помочь ученикам дисциплинировать себя и правильно выстроить свой процесс обучения.
Социальная ответственность – еще одна черта педагога от природы. Учитель непременно, начиная обучать других людей, отвечает за судьбу каждого ученика. Если человек по своей сути привык нести ответственность не только за себя, но и за окружающих его людей, преподавательская деятельность не будет ему в тягость.

Ораторские способности и артистизм – таланты, необходимые каждому педагогу. Монотонная речь, неприятный голос и скованность преподавателя не позволять усвоить даже самые интересные и необходимые уроки великого Мастера.

Внутренняя харизма – особый дар, исключительная особенность личности педагога, благодаря которой он притягивает к себе людей, словно магнит, превращая учеников в своих последователей.

Если Вы обладаете всеми перечисленными качествами, способностями, талантами и предпочтениями, то, несомненно, у Вас есть все, что нужно, чтобы преподавать! Склонность к преподаванию может стать Вашим предназначением, которое поможет повысить Ваш статус в обществе, получить престижную работу и обеспечить высокий доход.

Как и где можно научиться преподавать?

Вы определили в себе склонность к преподаванию, и хотите сделать эту работу своим предназначением, как, кто и где может научить Вас преподавать?

Если Вас привлекает уникальная система оздоровления организма человека, направленная на восстановление психического и физического здоровья, адаптации его в обществе, интересует авторская методика М.С. Норбекова, его взгляды, система ценностей и отношение к жизни, специально для Вас открыт набор в «Школу преподавателей» Центра М.С. Норбекова! Наши специалисты, которые проводят курсы для преподавателей, расскажут, как научиться преподавать, помогут отработать приобретенные навыки на практических занятиях и тренингах, а также дадут возможность попробовать себя в роли преподавателя под контролем опытных мастеров.

Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?

Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Этому общественному мнению не помешали даже масштабные реформы в сфере образования и невысокий уровень заработной платы. Что же так привлекает людей к получению данной профессии? Какими качествами должен обладать преподаватель? Об этом и другом – в данной статье.

Кто обычно становится преподавателем вуза?

Как правило, преподавателями становятся в двух случаях:

  • когда человек является потомственным преподавателем. То есть у него в семье принято выбирать эту профессию;
  • когда преподаватели приглашают студента с красным дипломом к продолжению научной карьеры в стенах его Альма-матер.

Конечно, бывают и другие варианты, но они менее распространены. Например, когда человек проработал много лет специалистом в какой-то одной сфере, то ближе к пенсии или на пенсии он может выбрать карьеру преподавателя, чтобы у него появилось больше свободного времени. Накопленный за время работы опыт пригодится ему в его преподавательской деятельности и будет полезен студентам.

Требования к преподавателям

Чтобы преподавать в вузе, необязательно защищать диссертацию и получать кандидатскую степень. Однако в этом случае соискатель занимает в лучшем случае должность старшего преподавателя без возможности дальнейшего повышения по службе. Для этого ему придется в будущем защищать диссертацию. Соответственно, без защиты диссертации на соискание степени кандидата наук в университете сотруднику придется тяжко. Тогда ему придется всю карьеру занимать должность старшего преподавателя.

Так каковы же минимальные требования к преподавателю? Прежде всего, это наличие высшего образования – не ниже специалиста или магистра. Хотя иногда допускается привлечение сотрудников с бакалаврским дипломом. Компенсацией за отсутствие должного образования может послужить большой опыт работы по специальности. Такая ситуация распространена при привлечении к работе преподавателей-совместителей. Обычно в дневное время они работают по специальности, а по вечерам и выходным проводят занятия в университете. Бакалавру позволено также проводить практические и семинарские занятия в вузе.

Читайте также  Как измерить высоту дна матки

Однако разделение на бакалавриат и специалитет произошло недавно, поэтому большинство преподавателей получило диплом специалиста в вузе.

Конкурс на замещение должности в вузе

Чтобы стать преподавателем в вузе, соискатель должен пройти процедуру конкурсного отбора на замещение желаемой должности. Конкурс проводится в открытой форме: информация о его проведении размещается на сайте университета. Соискатель должен подать заявку на участие в конкурсе в электронной форме и прикрепить к ней документацию.

Далее происходит избрание претендента на кафедре путем голосования. Если его кандидатура одобрена кафедрой, то дальнейшая его судьба будет решаться на собрании Ученого Совета. На самом конкурсе его присутствие необязательно, но желательно. Обычно ему дают несколько минут на собственную презентацию. Потом члены Совета производят голосование (возможные варианты ответа: «да», «против», «воздержался»). По итогам голосования претендента либо избирают, либо не избирают на должность.

Чтобы замещать должность, следует иметь за плечами аспирантуру. Чтобы претендовать на замещение более высоких должностей доцента и профессора, следует защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата или доктора наук соответственно.

Какими личными качествами должен обладать преподаватель?

Даже если соискатель на должность удовлетворяет всем описанным выше требованиям, далеко не факт, что из него получится хороший преподаватель.

Настоящий преподаватель должен обладать еще и определенными личными качествами, которые позволят ему привить к студентам тягу к науке:

  • умение работать с людьми;
  • умение установить контакт с аудиторией;
  • грамотная и правильная речь. Для этого нужно постоянно работать над дикцией и тембром голоса, делать правильные ударения, не употреблять жаргонных слов;
  • исключение панибратства со студентами;
  • умение доступно объяснить материал;
  • способность сохранять спокойствие в любых ситуациях. К примеру, не допускается, чтобы преподаватель «срывался» на студенте, даже если тот не ведет себя этично;
  • организаторские способности.

Что касается профессионализма, то преподаватель должен быть намного более осведомленным в своей области, чем студенты. Идеально, если и в других областях он тоже будет на голову их выше. Это позволит ему заслужить авторитет. Важно не читать свои конспекты, а объяснять студентам материал, лишь изредка пользуясь своими записями. Тогда и студентам будет проще запоминать и усваивать материал. Это приходит только с опытом.

Преподавателю важно «держать руку на пульсе». Для этого он должен постоянно штудировать литературу по своей специальности, быть в курсе последних новостей и открытий. Важно уделять много времени на подготовку к занятиям. Преподаватель должен знать намного больше, чем он рассказывает студентам. И подготавливать материал к каждой лекции он должен с запасом.

Даже не обсуждается, что настоящий преподаватель должен уважать студентов и относиться к ним на равных. Не стоит забывать и о преподавательской этике.

Карьера преподавателя

Перечень должностей в вузе таков:

  1. ассистент;
  2. старший преподаватель;
  3. доцент;
  4. профессор.

Должность ассистента является профессиональной квалификацией преподавателя. Она подразумевает наличие диплома (специалиста или магистра) и опыт преподавания в течение одного года (или прохождение обучения в аспирантуре). В должностные обязанности ассистента входит проведение семинарских и практических занятий, консультаций. Также он должен помогать доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель, помимо исполнения вышеперечисленных обязанностей, должен проводить лекционные занятия, разрабатывать методический материал и пособия. Для замещения данной должности соискатель должен защитить кандидатскую диссертацию или иметь стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент должен не только вести педагогическую работу со студентами, но и проводить учебно-методическую работу и осуществлять научную деятельность. Для этого ему нужно писать рабочие программы, издавать научные статьи, писать учебные пособия и т.д. Для получения этой должности соискатель должен получить ученую степень кандидата наук и иметь преподавательский стаж.

Завершает иерархию должностей вуза профессор. Чтобы занять данную должность, соискатель должен получить ученую степень доктора наук, проводить научно-педагогическую работу не менее 5 лет, подготовить к защите аспирантов и соискателей, публиковать монографии, учебные пособия и научные статьи в журналах, входящий в перечень ВАК и РИНЦ.

Чтобы построить успешную карьеру, преподавателю необходимо сначала защитить диссертацию и получить степень кандидата наук, что позволит занять в университете должность доцента. Однако такой доцент называется «холодным», поскольку у него еще нет соответствующего ученого звания. Для этого ему нужно написать определенное количество работ и выполнить другие критерии, после чего быть представленным вузом к получению данного звания. Оно подтверждается соответствующей «корочкой». Тогда он станет «ВАКовским» доцентом. Потом он пишет докторскую диссертацию, становится профессором по должности, а потом – и по званию. Совсем немногим удается стать членами Академии Наук – высшей ступени научной иерархии.

Должностная инструкция преподавателя вуза

Современный преподаватель должен не только заниматься преподавательской деятельностью. В круг его обязанностей обычно входит:

  • научно-исследовательская работа;
  • ведение кружков со студентами;
  • общественная деятельность и кураторская работа.

Раньше преподавателю уделялось больше времени на подготовку к лекциям, да и самих лекций было больше. После многочисленных реформ сферы образования у преподавателя осталось совсем мало времени на это. Теперь он должен больше заниматься рутинной работой: писать многочисленные рабочие программы и корректировать их, исходя из новых требований, и т.д. Это подрывает процесс образования изнутри.

Обязанности и нагрузка преподавателя, прежде всего, зависят от занимаемой им должности и наличия у него звания. От этого непосредственно зависит и его оклад. Для каждого преподавателя устанавливается учебная нагрузка. Она может различаться в зависимости от конкретного вуза и специальности. Нагрузка определяется самим вузом, но она не должна превышать 900 часов в год. Трудовым Кодексом установлено, что рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов. Отпуск должен составлять 56 дней. В преподавательских кругах даже ходит шутка: «У должности преподавателя вуза есть два плюса: июнь и июль».

Чтобы занимать должность преподавателя вуза, следует не просто избираться по конкурсу, но и регулярно повышать свою квалификацию.

Таким образом, преподаватель вуза – должность не только почетная, но и ответственная. Стать им сможет далеко не каждый. Быть преподавателем – это призвание.

Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах

8 июня 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон, который даёт возможность студентам старших курсов, учащимся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», преподавать в школах, если они успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. Соответствующие поправки внесены в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме того, согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.

«Это отличная возможность, она открывает дорогу студентам к практическим занятиям, помогает им войти в профессию в наиболее комфортном режиме и в конечном счёте позволит привлекать всё больше и больше талантливой молодёжи в педагогическую среду. Я сам был педагогом и скажу, что, когда вы выходите из стен университета и сразу включаетесь в работу с детским коллективом с полноценным ежедневным расписанием, это требует очень серьёзной подготовки, в том числе и психологической. И такая возможность влиться в этот процесс постепенно, начиная с нескольких определённых занятий по своему предметному направлению под чутким руководством и наставничеством учителей с богатым педагогическим опытом, – это действительно помогает, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. – Прежде всего, здесь возможно использовать потенциал талантливых студентов педагогических университетов».

Законодательные изменения нашли живой отклик в университетской среде.

«Безусловно, такие решения будут способствовать усилению практической подготовки студентов. Надо сказать, что в целом нынешнее содержание образования – это как раз и есть попытка соединить фундаментальную подготовку и практико-ориентированную направленность всего образовательного процесса. Поэтому, если студенты на втором или третьем курсе выбирают возможность работать в школе, это надо только приветствовать. И правовые решения, которые принимает сегодня государство, будут только способствовать углублению их профессиональной подготовки. Мы делаем всё и посредством наших стандартов, и посредством нашей внеучебной работы, чтобы студенты были подготовлены к работе в школе, с детьми, и были теми профессионалами, которые сегодня нужны стране», – рассказал ректор МПГУ Алексей Лубков.

«Это правильные и давно ожидаемые поправки. Во-первых, работа студента в образовательном учреждении повышает качество подготовки будущих специалистов. Выпускники, обладающие практическим опытом, у работодателей в приоритете. Во-вторых, право преподавать позволяет старшекурсникам иметь дополнительный доход, который в том числе может быть направлен и на оплату обучения. Кроме того, для нас важно, чтобы студенты работали по своей будущей специальности, а не занимались деятельностью, не имеющей ничего общего со школой. В-третьих, безусловно, очень важно дать возможность студентам легально работать с точки зрения решения кадровых проблем в отрасли образования. Очень часто в образовательных организациях небольшая нагрузка, которая не устраивает опытного педагога, а для студента такое трудоустройство, наоборот, важно, потому что ему приходится отдавать львиную долю времени учёбе. Приход студентов на подработку в организации образования, конечно, позволит смягчить кадровые проблемы отрасли. Но главное – привнесёт в школы энергию молодых специалистов, которые только недавно окунулись в новые технологии образовательного процесса и постоянно общаются, консультируются с преподавателями в высшей школе. Такое взаимодействие позволит построить мостик оперативной трансляции актуальной профессиональной информации из стен вузов в образовательные организации страны», – отметил ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев.

По мнению ректора Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Игоря Петрищева, появление студентов даст позитивный опыт и самим школам: «Важно, что этим наша система образования открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной «цифровой» волне. Уверен, что и педагогическим вузам придётся учитывать новые возможности при реализации своих образовательных программ. Эти программы, с одной стороны, должны носить практико-ориентированный характер, а с другой – учитывать индивидуальные запросы студента, работающего в конкретной школе».

«Новый закон легализировал уже существующую в разных вариантах практику, которая была жизненно необходима. Есть основания полагать, что принятие законопроекта позволит восполнить в школах кадровые запросы. Студенты, в свою очередь, получат возможность раннего входа в профессию и возможность в период учёбы искать оплачиваемую работу по своему профилю. Кроме того, ещё во время обучения будущие педагоги смогут оценить правильность профессионального выбора. Также очевидно, что допуск к преподаванию студентов позволит развивать наставничество в школах. А это – одна из задач национального проекта «Образование», – отметила ректор Липецкого государственного педагогического университета Нина Федина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: