Чем пропитывают железнодорожные шпалы

Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы

Согласно отчетному сборнику Федеральной службы Государственной статистики 2019 года, деревянные шпалы не только не теряют своих производственных позиций, но и увеличивают их. За три последних года количество изготовленных в России деревянных шпал составило (в миллионах кубических метров):

Открытые данные за 2019 год позволяют говорить о том, что тенденция к росту сохраняется. По сравнению с 2018 годом, выросло производство шпал:

из хвойных пород — на 11,3%;

из лиственных пород — на 19,9%.

Картинка (график или таблица)

При этом на 5,8% сократилось производство шпал, обработанных креозотом и другими консервантами (6,8 тысяч кубических метров). Стоит отметить, что отрицательный процент в этом случае говорит о том, что классические заводские способы и материалы пропитки уступают место современным методикам и экологичным средствам, которые не только улучшают качество ВСП, но и снижают негативные последствия при утилизации деревянных шпал.

Методы обработки деревянных шпал

Прежде чем формировать рельсошпальную решетку, деревянные конструкции обрабатываются специальными химическими составами. Зачем это нужно? Без пропитки железнодорожные шпалы быстрее растрескиваются под влиянием температур, влажности и нагрузки на полотно.

Для того чтобы состав проник в труднодоступные зоны, применяют следующие способы обработки:

Накалывание. Метод заключается в намеренном образовании ряда мелких трещин перед пропиткой креозотом, что снижает напряжение в периферической зоне. При этом прочность самих шпал может незначительно понижаться (на 8%).

Высокое давление. Древесина подсушивается и помещается в автоклав, после чего применяется методика ГОСТ «вакуум-давление-вакуум». Используемые составы: креозот, каменноугольные масла, антисептики, элемсепт.

Низкие температуры. Требуется предварительное накалывание шпал для повышения качества пропитки труднопропитываемых зон и увеличения срока службы (наколы образуют мелкие трещины, снижая напряжение в периферической зоне, и исключают появление глубоких трещин). Применяются эмульсионные антисептики на водной основе и ускоренная атмосферная сушка. Способ считается одним из самых экологичных за счет минимизации выбросов в атмосферу.

Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы

Существует множество составов, которые применяются для пропитки деревянных железнодорожных шпал и помогают продлить срок их службы: креозот, эмульсионные антисептики на водной основе, элемсепт и т.д. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Креозот

Бесцветное маслянистое вещество, состоящее из смеси фенолов. В качестве сырья используется каменноугольный деготь.

хорошо консервирует древесину;

предохраняет от гниения;

выделяет вредные для живых организмов пары;

Пропитанные креозотом шпалы нельзя использовать на железных дорогах ЕС (присвоен класс опасности 3), их сложнее утилизировать.

Каменноугольные масла

Эффективно консервируют древесину, препятствуя разрушению. Являются аналогом креозота и обладают теми же преимуществами и недостатками.

Элемсепт

Порошкообразное вещество с высокой концентрацией хрома, мышьяка и оксида меди. Деревянные шпалы проходят обработку в автоклаве, элемсепт нужно предварительно развести в воде.

уровень проникновения — 2 миллиметра без предварительного расщепления;

защищает от грибков и влаги;

выделяет меньше вредных паров, чем креозот.

необходимо сложное оборудование;

недостаточно исследований о воздействии испарений на живые организмы;

Эмульсионные антисептики на водной основе

Для пропитки в заводских условиях готовится специальная лиофобная эмульсия, которая состоит из масляных фракций, биоцидов и щелочи.

глубокая пропитка — более 2 мм;

не вредит атмосфере и живым организмам;

можно утилизировать любыми способами;

не требует специальных механизмов для просушки.

технология запатентована, требуется разрешение правообладателя.

Такой современный способ пропитки деревянных шпал существенно увеличивает обороты предприятий благодаря штабельной форме обработки и сушки.

В интернет-магазине «Портал-К» можно купить востребованные средства для обработки конструкций ВСП по выгодной цене. Для получения более подробной консультации обратитесь к менеджерам по телефону 8 (800) 775-87-95 или закажите обратный звонок на сайте.

Чем пропитывают шпалы: виды составов, их плюсы и минусы, вред для здоровья

Выяснение того, чем пропитывают шпалы, целесообразно в разных ситуациях, например, когда хочется использовать такую древесину в строительстве или приходится подолгу находиться в непосредственной близости к железнодорожным путям.

С какой целью обрабатывают древесину?

Себестоимость деревянных заготовок, используемых при прокладке железной дороги, очень мала, но эта дешевая древесина обладает недостаточным эксплуатационным ресурсом. Сюда стоит добавить чрезвычайно агрессивные условия применения: постоянную вибрацию, контакт с атмосферными проявлениями и почвой, высокое давление.

Качество и характеристики готовых шпал регулируются ГОСТ 78-2004. Чтобы срок службы изделий соответствовал данным нормативам, их пропитывают специальными составами, существенно увеличивающими потенциал древесины. Подобные химические «коктейли» надежно защищают волокнистую структуру продукции от разрушительного воздействия влаги и физического износа.

Железнодорожные шпалы эксплуатируются в неблагоприятных условиях

Чем пропитывают шпалы: ключевые виды защитных составов

Кроме креозота, классического примера защитной смеси для данной отрасли, химическая промышленность предлагает воспользоваться преимуществами относительно новых наименований – элемсепта и ЖТК.

Креозот — классическая пропитка для железнодорожных шпал

Креозот

Этим составом обрабатывают деревянные заготовки уже более 50-ти лет, ядовитую жидкость добывают из древесного и каменного угля посредством дистилляции дегтя.

Шпалы, пропитанные подобной смесью, обретают характерный черный оттенок с заметными примесями коричневого, присутствует сильный запах, напоминающий дизельное топливо. Несмотря на то, что соединение токсично, уровень «сомнительных» примесей позволяет использовать его при прокладке железнодорожных путей (если оценивать только в рамках государственных нормативов).

Причиной широкого распространения этого решения является эксплуатационная оправданность – пропитка действительно предотвращает преждевременное разрушение древесины, обладает дешевой себестоимостью и всесторонне продуманной в течение нескольких десятилетий технологией нанесения.

Железнодорожная шпала, пропитанная креозотом

Элемсепт

Представляет собой бессолевую разновидность антисептика, в его состав входят концентрированные оксиды хрома, мышьяка, меди. Шпалы пропитывают этим средством, предварительно разведенным водой, по особой методике, чередующей воздействие вакуумом и давлением. В результате заготовки обретают зеленоватый оттенок. Вещество малотоксично, не имеет специфического запаха.

Вещество изготавливается в виде порошка, для пропитки древесины разведенной субстанцией необходимы автоклавы. Вся процедура сводится к трем ключевым этапам:

  • из деревянных заготовок выводится влага путем воздействия вакуумом;
  • затем подается под давлением раствор элемсепта;
  • эффект закрепляется путем создания условий вакуума.

В результате активный состав проникает как минимум в 2-миллиметровый слой древесины. Преимущество решения – высокое качество пропитки.

Железнодорожные шпалы, обработанные Элемсептом

Термоконденсационная жидкость представляет собой один из результатов нефтепроизводства, рецептура его изготовления и состав защищены патентным правом. Светлая древесина, пропитанная ЖТК, обретает коричневатый оттенок, лиственница и аналогичные ей породы становятся темно-коричневыми. Вещество не пахнет и не выделяет токсичных соединений.

В отличие от креозота, субстанция не создает риска развития у человека онкологических заболеваний, с помощью термоконденсационной жидкости можно добиться более эстетичного образа заготовок. Пропитка не образует уплотнений и сгустков, поверхность шпал не становится липкой. Использование ЖТК и креозота создает практически одинаковый по длительности эксплуатационный ресурс древесины, но первое решение гораздо безопаснее.

Шпалы, обработанные термоконденсационной жидкостью

Можно ли строить из обработанных шпал?

Такой стройматериал привлекает крайней дешевизной, поэтому многие умельцы задаются вопросом – стоит ли его использовать для возведения бытовых или жилых сооружений. Первое, что вызывает сомнения – это запах креозота (подобная пропитка встречается наиболее часто), который стремятся замаскировать подручными средствами. Но нельзя забывать о опасности для здоровья, что несут в себе подобные соединения. Поэтому лучше воздержаться от такой экономии даже при строительстве гаража или подсобных помещений.

Креозот, элемсепт, ЖТК – это ключевые вариации соединений, используемых для придания шпалам долговечности и устойчивости к разрушительному воздействию природной среды. Их используют при прокладке железных дорог, так как в подобных условиях они соответствуют государственным нормативам безопасности и оправдывают потенциальные риски за счет достойных эксплуатационных свойств.

Чем пропитывают железнодорожные шпалы

Пропитка шпал

С момента зарождения железных дорог принимали меры, чтобы предотвратить или замедлить загнивание шпал. Так, по смете Царскосельской дороги намечалось укладывать дважды осмоленные шпалы.

При строительстве Николаевской дороги впервые в России применили в промышленных объемах антисептическую пропитку древесины под давлением. Правда, пропитывали главным образом мостовой лес. Но проводили опыты и со шпалами; в 1848-1849 гг. пропитанные шпалы уложили на шести километрах линии по обоим путям. А. И. Штукенберг дал описание [190] первых деревопропиточных заводов Николаевской дороги, один из которых находился в Волхове, а три других — вблизи от строительства крупных мостов. Все четыре завода, совершенно одинаковые, производили пропитку древесины способом Пайна. Дерево сначала насыщалось под давлением сернокислой закисью железа или медным купоросом, а затем — хлористым цинком. В результате в порах выделялась нерастворимая сернокислая известь (гипс), которая и должна была играть роль защитной одежды для древесины. Однако «гипс в порах дерева не образовывался вполне, купорос и кальций оставались несоединенными и, сохраняя свою растворимость в сырости и способность ее притягивать, даже вредили сохранению древесины» [190]. И действительно, в 1852-1853 гг. пропитанные шпалы пришлось заменить.

В полном объеме укладку антисептированных шпал предприняли при строительстве Московско-Нижегородской дороги, которая располагала примитивным заводом для пропитки бревен медным купоросом по способу Бушери. Последний основан на самотечном поступлении раствора через торец в бревно из резервуара, расположенного на высокой башне. Способ Бушери был малопроизводительным и неэкономичным уже потому, что при обрезке образовывались большие отходы пропитанной древесины. Тем не менее он применялся и Козловско-Воронежско-Ростовской дорогой, которая вела антисептирование шпал раствором хлористого цинка [33].

Цена пропитанных шпал Московско-Нижегородской дороги оказалась очень высокой; она в 4-5 раз превышала цену непропитанной шпалы. В этом факте исследователи железнодорожного дела усмотрели и, по-видимому, правильно одну из бесчисленных махинаций Главного Общества [185], которая имела весьма неблагоприятные последствия, ибо создала неверное представление об экономической стороне антисептирования. В результате, хотя пропитанные шпалы служили дольше непропитанных, на русских дорогах почти два десятилетия не практиковали антисептирования, а укладывали шпалы из обычного леса. При этом дубовые шпалы служили не более 6-7 лет, сосновые — 4-5, а еловые — даже 3-4 года.

Читайте также  Кто такой экономист

Пока дорог было мало, а леса вокруг них вырубались сравнительно слабо, такое положение было терпимым. Но к середине 80-х годов вырубка местных лесов в европейской части страны стала приобретать массовый характер, что подняло цены на сырую древесину. Это заставило железнодорожные компании позаботиться о продлении срока службы шпал в пути. В 1877 г. на Московско-Нижегородской дороге построили новый завод для пропитки шпал под давлением раствором хлористого цинка. Аналогичные заводы были вскоре построены на других дорогах. Некоторые дороги применяли передвижные заводы. Кое-где удавалось обходиться местными средствами. Курско-Харьково-Азовская дорога практиковала предварительное вымачивание шпал в соляном растворе — рапе Сиваша. Аналогичным образом антисептировали шпалы на Баекунчакской дороге, которая вела к известному соляному озеру.

Стационарные заводы сооружали преимущественно иностранные фирмы. Однако отдельные заводы, например Жуковский Орловско-Витебской дороги, были построены русскими специалистами под руководством Б. К. Завадского. Оборудование передвижных заводов готовилось в Коломне и Брянске.

Русские инженеры прилагали немало усилий, чтобы найти способы более рационального использования на железных дорогах лесных богатств страны. Заботой об экономичном использовании леса проникнуты доклады В. И. Герценштейна [33], [34], работы Л. Ф. Шухтана [197], Б. Рутковского [147] и др. Несмотря на официальное ограничение пород леса по их пригодности для пропитки (сосна, ель и дуб), на ряде дорог проводили испытания шпал, изготовленных из дешевых лиственных пород. Так, на Закавказской дороге по инициативе А. Н. Пушечникова были уложены пропитанные грабовые и буковые шпалы. На ветви к рязанскому шпалолропиточному заводу вполне успешно испытывали пропитанные шпалы из осины.

Зная о недостатках водного антисептика и о преимуществах масляных, но не располагая антисептическими углеводородами типа креозота и ему подобных веществ (они отсутствовали в перечне продуктов отечественного производства), русские инженеры пытались найти подходящие заменители. Следует упомянуть об опытах пропитки шпал нефтью, которые еще в 70-е годы велись на Поти-Тифлисской дороге под руководством инженера В. И. Курдюмова. Эти опыты не дали вполне удовлетворительных результатов, хотя приемлемый режим пропитки все-таки и был найден, после чего поднимался вопрос об антисептировании дерева парами нефтяных углеводородов [34]. Некоторое время на русских дорогах применялась пиреновая жидкость, испытания которой были начаты инженером Кирпичниковым на станции Кинешма в 80-е годы.

Вопросами предохранения дерева, особенно шпал, от преждевременной порчи и гниения занималась организованная в 1887 г. при Русском техническом обществе комиссия специалистов. Она провела ряд интересных и полезных исследований, например организовала сбор статистических сведений о службе деревянных шпал на дорогах, методика которого была принята и одобрена на IV Петербургской сессии Международного конгресса железных дорог для использования на всех дорогах — участницах конгресса.

Однако в целом состояние шпального хозяйства на русской сети было неудовлетворительным. Пропитка масляными антисептиками так и осталась неосуществленной мечтой русских инженеров. К началу первой мировой войны всего лишь один павлоградский завод Южных дорог пропитывал шпалы креозотом. Еще один завод (Петербурго-Варшавской дороги) применял креозот в эмульсии с хлористым цинком [99]. Остальные заводы пользовались водными антисептиками — преимущественно дешевым, но нестойким и малоэффективным хлористым цинком. Качество пропитки было чрезвычайно низким, ибо оборудование большинства заводов являлось устаревшим, а руководители их и технический персонал, как правило, не имели серьезной подготовки. Однако даже такой низкокачественной пропитке не подвергались все укладываемые в путь шпалы. В 1913 г. пропитанные шпалы практически в полном объеме заказывали для текущего содержания и ремонтов три казенных и одна частная дороги. Остальные приобретали пропитанные шпалы частично, а некоторые не использовали их вообще. В годы войны, когда надзор за путем ослаб, непропитанные шпалы сгнивали до трухи.

Виды и способы пропитки

Уважаемые Дамы и Господа,

В связи с расширением производства и ассортимента выпускаемой продукции (к традиционной шпалопродукции и опорам ЛЭП и ЛЭС добавилась импрегнированная древесина для гражданского строительства), а также переводом производственных мощностей ООО «РШПЗ» в дочернее предприятие ООО «РИМВУД ПРО» приглашаем посетить наш сайт www.rimwoodpro.ru . Удобная навигация, только полезная информация, актуальные новости и аналитика рынка, вне всяких сомнений, помогут вам в принятии взвешенных и продуманных решений.

Древесина и способы ее пропитки антисептиками

Древесина широко применяется в строительстве. Она обладает достаточной прочностью, упругостью, небольшой теплопроводностью, легко обрабатывается, имеет относительно малый удельный вес, обуславливающий удобство ее транспортировки.

Несмотря на широкое распространение железобетона, металла и искусственных строительных материалов, древесина во многих случаях является незаменимым материалом. Однако при неправильной эксплуатации древесина разрушается очень быстро, и это вызывает громадные убытки. Между тем в современных условиях развития техники можно добиться продолжительного сохранения прочности древесины.

В настоящее время пропитка древесины широко используется как мера борьбы против дереворазрушающих грибов и животных организмов.

Возрастающий спрос на пропитанную древесину требует от специалистов умения выбора способа пропитки, а также пропиточных составов для каждого вида лесоматериалов в зависимости от назначения древесины.

Пропитка элементов деревянных конструкций и сооружений противогнилостными веществами значительно увеличивает срок службы лесоматериалов. В связи с этим в настоящее время защитная обработка древесины антисептиками применяется повсеместно.

Антисептики хорошего качества характеризуются следующими основными свойствами:

ГОСТ 20022.1 различает следующие способы пропитки древесины:

По своей природе антисептики разделяются на масляные, применяемые в их натуральном виде или виде смесей с другими антисептиками и разбавителями, и водорастворимые, применяемые виде водных растворов определенных концентраций.

1. Масляные антисептики
2. Водорастворимые антисептики


1. Масляные антисептики

К масляным антисептикам относят главным образом каменноугольные и сланцевые пропиточные масла. Первые получаются при фракционной разгонке каменноугольной смолы, а вторые — в процессе термической переработки горючих сланцев. Нашел распространение у определенных групп потребителей масляный антисептик ЖТК, изготовленный на основе продуктов нефтяной промышленности.

Основным и лучшим масляным антисептиком, применяемым в настоящее время для пропитки шпал на деревопропиточных заводах, является каменноугольное пропиточное масло (креозот), поставляемое коксохимической промышленностью.

Каменноугольное масло негигроскопично и весьма устойчиво в отношении вымывания его из пропитанной древесины, обладает высокой антисептичностью по отношению к дереворазрушающим организмам, не понижает механических свойств древесины и не корродирует металл.

Отрицательными качествами каменноугольного масла как одного из лучших антисептиков: резкий запах, горючесть и в некоторых случаях невозможность последующей окраски пропитанной древесины.


2. Водорастворимые антисептики

Водорастворимыми (солевыми) называются твердые или жидкие антисептики, применяемые для пропитки древесины в виде водных растворов различной концентрации.

К преимуществам данных антисептиков можно отнести эстетичный внешний вид пропитанной древесины (серо-зеленого либо светло-зеленого оттенков) и отсутствие запаха в процессе эксплуатации.

Недостатками водорастворимых антисептиков является более низкая устойчивость к вымыванию водой из древесины, что приводит к сокращению срока службы пропитанной древесины, по сравнению с пропиткой маслами. Кроме того, некоторые виды водорастворимых антисептиков могут содержать ядовитые вещества, крайне опасные для человека, в случае несоблюдения технологического процесса пропитки.

Препараты на основе соединений меди и хрома (далее ХМ) нашли очень широкое распространение во всем мире: в США, например, с 1928 года, в Англии с 1926 года, в СССР с 1958 года и т.д. В значительных объемах используются они и до настоящего времени.

В разных странах этот препарат имеет разные названия, например в Болгарии МХ-13, Румынии – Ромалит, США и Англии Селькур и т.д. Первоначально эти составы содержали 50 ч сульфата меди, 47,5 ч бихромата натрия и 2,5 ч уксусной кислоты. Позже уксусная кислота была заменена на хромовую кислоту или борную кислоту и фосфаты, а также хлорид цинка. В патентах Франции к сульфату меди и бихромату щелочного металла добавляли сульфат аммония, в Финляндии – трех-окись хрома, в Германии- соединения фосфора. Кроме того, хром -медьсодержащие составы вместо медного купороса могут содержать карбонат меди или гидроокись меди или оксид меди, вместо бихромата щелочного металла могут включать оксид хрома, бихромат аммония и другие. Препарат ХМ не вызывает коррозии металлов, эффективно защищает древесину от широкого комплекса грибов (за исключением домовых и особенно Poria sp.), однако недостаточно эффективен против насекомых и морских древоточцев, даже в больших поглощениях.

В разных странах медь- хром- мыщьяксодержащие препараты имеют различные названия. Это и Эрдалит, и Зеленая соль, и Таналит С, и Таналит СА, и Таналит NСА, и ССА, и Болиден к-33, и Болиденг Бис, и Вольман ССА, и К 33 , и Селькур АN, и Селькур А и др.

В литературе имеются данные о высокой скорости фиксации медь-хром-мышьяксодержащих препаратов, в результате чего снижается их диффузионная способность, что особенно важно при пропитке труднопропитываемой древесины. Отмечается и повышенное набухание и усушка древесины, пропитанной этими составами даже с поглощением 4 — 8 кг/м3 . При более высоких поглощениях влияние на усушку и набухание снижается, но повышается гигроскопичность пропитанной древесины.

Препараты ХМ также имеют, хоть и меньшую, но достаточно высокую скорость фиксации в древесине и поэтому также невысокую диффузионную способность. При проведении пропитки и последующем использовании пропитанной древесины следует иметь в виду, что помимо оптимального для полной фиксации соотношения компонентов в препарате, требуется определенное время, необходимое для взаимодействия соединений с древесиной и между собой, причем тем большее, чем ниже температура окружающего воздуха. При этом продолжительность фиксации соединений в древесине резко сокращается при прогреве пропитанного материала.

Читайте также  С какой целью на предприятиях проводится инвентаризация

Что касается вредности препаратов, то здесь следует рассматривать проблему в нескольких аспектах:

  • вредность процесса изготовления препарата,
  • вредность процесса пропитки древесины
  • вредность пропитанного материала для обслуживающего в процессе эксплуатации персонала и для окружающей среды, в которой установлены, например опоры, а также вредность отслуживших срок или вышедших из строя вследствие загнивания деревянных конструкций.

Вредность процесса пропитки для наших российских условий имеет особо важное значение, так как использовать препараты, включающие в свой состав соединения мышьяка могут лишь те предприятия, которые располагают соответствующим оборудованием и мерами оградительной техники, обеспечивающими правильное и безопасное использование таких защитных средств. Кроме того, предприятия должны строго соблюдать технологии пропитки и фиксации препарата, так как их нарушение может привести к выпуску деталей с не полностью зафиксировавшимися вредными соединениями.

При использовании обоих препаратов и ХМ и МХМ следует учитывать, что и соединения хрома также имеют высокую опасность (соединения шестивалентного хрома по ГОСТ 12.1.005 относятся к веществам 1 класса опасности). И с препаратами ХМ, не содержащими мышьяк, во избежание случаев заболевания и отравления также следует строго соблюдать технологию пропитки и фиксации, а также меры техники безопасности при работе.

Вместе с тем нельзя не отметить и того, что вредными при использовании препаратов ХМ являются стадии производства препаратов и пропитки древесины. После фиксации и взаимодействия компонентов между собой и древесиной соединения шестивалентного хрома переходят в соединения трехвалентного, которые уже относятся к веществам 111 класса опасности по ГОСТ 12.1.005, т.е. к умеренно опасным. И таким образом пропитанные столбы уже не содержат вредных веществ 1 класса опасности.

Вместе с тем при выборе препаратов для конкретных условий применения и службы следует учитывать их особенности и в частности невысокую эффективность препарата МХМ по отношению к некоторым видам плесневых грибов, и частности к грибу Penicillium brevicaule, а также к грибам умеренной гнили типа Soft rot.и недостаточную эффективность препарата ХМ по отношению к домовым грибам и особенно к грибам рода Poria. Вместе с тем по отношению к комплексу грибов, развивающихся в контакте с грунтом оба препарата имеют высокую эффективность и при достижении при пропитке требуемых параметров защищенности способны длительно защищать древесину.

Дом из шпал: как убрать запах креозота и полезные советы

  • 19 Октября, 2018
  • Разное
  • Иван Гресько

Дом, возведенный из шпал, сегодня не редкость. Этот материал относительно дешевый и нередко используется в строительстве. Однако, судя по многочисленным отзывам, владельцев таких домов часто беспокоит запах креозота в доме. Дело в том, что в производстве шпал с целью продлить их эксплуатационный ресурс предусмотрена процедура пропитки специальным составом, которому присуще очень сильное антисептическое действие. В связи с этим фактом владельцев домов из шпал волнует, вреден ли запах креозота для здоровья? Что же жильцам предпринять, если довелось жить в таком доме? Информация о том, как избавиться от запаха креозота, представлена в данной статье.

Знакомство с антисептиком

Креозот является очень токсичной смесью, в составе которой имеются различные фенолы и ароматизированные углероды. Для производства данного антисептика используют древесный и каменноугольный деготь, который обрабатывается едкими щелочными растворами и серной кислотой.

Это объясняет, почему владельцы жилья так интересуются, как убрать запах креозота из шпал. Несмотря на данный недостаток, такие сооружения имеют несколько преимуществ, речь о которых пойдет далее.

О достоинствах зданий из шпал

Как утверждают специалисты, дом, для возведения которого применяются шпалы, переживет несколько поколений. Судя по многочисленным отзывам, в таком здании не бывает ни грибка, ни грызунов, ни насекомых. Кроме того, дом влагоустойчив, не гниет, характеризуется высокой теплоемкостью. В морозную погоду его можно быстро прогреть, после чего тепло будет держаться еще долго. Летом же, наоборот, в доме из шпал прохладно.

В производстве шпал зачастую используют сосну или другие хвойные породы древесины. Ввиду того что данный материал мягкий и с однородной структурой, обрабатывать его значительно легче.

О недостатках

Вопрос, как убрать запах креозота в доме, по мнению специалистов, достаточно важен. Обусловлено это тем, что антисептик очень вреден для здоровья человека. После длительного пребывания в доме из шпал могут развиться различные болезни печени, возникнуть проблемы с дыхательными органами, что повлечет появление астмы. Постоянные головные боли, аллергия и кожные заболевания для жильцов такого дома тоже не редкость. Болезни могут перерасти в хроническую форму. Кроме того, нарушается состояние нервной системы. Но самая большая опасность креозота заключается в том, что это химическое вещество может спровоцировать появление и развитие раковой клетки. Как утверждают специалисты, если в процессе пропитки шпал креозот попадет на кожный покров, у человека будут серьезные ожоги. Возникают они также и от паров, выделяемых под воздействием высокой температуры на складах со шпалами.

О способе обработки

Судя по многочисленным отзывам, некоторые владельцы таких строений практически не задумываются над тем, как убрать запах шпал из дома. Причиной тому особый метод обработки древесины. В производстве шпал предусмотрена поверхностная (глубиной от 0,5 до 1 см) и сквозная пропитки (посредством давления антисептик воздействует на весь брусок). Если для строительства использовать шпалы, прошедшие поверхностную обработку креозотом, дом будет обеспечен достаточно хорошей вентиляцией, а вред от антисептика минимальным. Однако это не значит, что его нет совсем. Когда наступит жара, жильцы сразу почувствуют неприятный запах. Поэтому возводить дом из шпал или же воспользоваться другими строительными материалами, каждый решает для себя сам.

О пожаробезопасности

Как утверждают специалисты, шпалы, пропитанные креозотом, таят опасность не только для здоровья жильцов, но и их жизни. Дело в том, что древесина после обработки данным антисептиком становится легко воспламеняемой. В случае пожара такой дом сгорит менее чем за полчаса. Учитывая данный факт и вредоносность креозота, с 2003 года в европейских странах возводить дома для гражданского населения из этого строительного материала запрещено. У нас же ситуация обратная, а потому многие задаются вопросом, как убрать запах шпал? Подробнее об этом далее.

Как удалить запах креозота? Первый способ

Отрицательное воздействие канцерогенного вещества можно минимизировать, если внутреннюю часть дома отделить от шпал при помощи листов гипсокартона. Предварительно домашнему умельцу придется соорудить металлический или деревянный каркас, на который будут монтироваться листы.

Конечно, обшить можно самому, но лучше поручить это профессионалу. Дополнительно пространство между каркасом и шпалами желательно заполнить пароизоляционным воздухонепроницаемым материалом. Использовать для обработки швов следует чистый цемент. Должна получиться смесь с консистенцией, как у сметаны. Посредством кисточки цементным раствором заполняются все щели и пазы.

Тем, кто не знает, как убрать из дома запах шпал, специалисты советуют полностью исключить его проникновение в жилое помещение. Для заполнения стыков в дверных и оконных блоках мастера рекомендуют использовать строительную пену. Некоторые для этой цели традиционно применяют паклю. Однако, как уверяют специалисты, в данном случае она окажется малоэффективной. Важно, чтобы вредоносные пары совершенно не попадали в дом, а монтажная пена для этой цели подойдет как нельзя лучше. Задувать пеной стыки нужно так, чтобы пароизоляция не была нарушена розетками и другими элементами электропроводки.

Второй способ

Судя по отзывам, можно заключить, что неплохим средством для обивки шпал является оргалит. Некоторые мастера монтируют его на древесину изнутри. Однако оргалит эффективен недолго. Он имеет свойство по истечении времени вздуваться. В результате его поверхность становится волнистой. Как итог, на оргалите образуются щели, сквозь которые в помещение проникает неприятный запах креозота от шпал. Особенно много неудобств жильцы испытывают в летнее время. Владельцу дома придется оргалитовое покрытие срывать, а шпалы обшивать листами гипсокартона. С подобной проблемой сталкиваются и те, кто оббивает дом вагонкой. Спустя некоторое время ее также придется демонтировать и заменять листами. Для заделки стыков используют монтажную пену. Затем гипсокартоновую поверхность тщательно прокрашивают, а сверху клеят обои.

Что еще можно предпринять?

Тем, кто не знает, как убрать запах шпал из дома, можно посоветовать воспользоваться полиэтиленовой пленкой. Ею изнутри дома нужно обтянуть всю конструкцию. Важно, чтобы соблюдалась герметичность во всех направлениях – в области стен, потолка и пола. Это предотвратит утечку паров в жилое помещение.

Какую пленку использовать?

Некоторые владельцы домов из шпал для работ приобретают обычную пленку, которая используется в обустройстве теплиц. Однако, судя по отзывам, она быстро приходит в негодность. Поэтому целесообразнее обзавестись специальной полиэтиленовой пленкой, для которой предусмотрено стекловолоконное армирование. Также можно воспользоваться фольгированным вспененным полиэтиленом.

Как утверждают специалисты, по сравнению с парниковой пленкой, эта прослужит намного дольше. Кроме того, материал могут использовать те хозяева, которые на каркас установили не листы гипсокартона, а вагонку или оргалит. Если домашний умелец хочет сэкономить, ему достаточно только временно демонтировать конструкцию, а сами шпалы обтянуть вспененной полиэтиленовой пленкой. Затем поверх нее обратно крепят вагонку (оргалит и листы гипсокартона). Некоторые мастера рекомендуют для задувки швов использовать не монтажную пену, а шпаклевку-ветонит. По их мнению, обработанные этим веществом стены будут выглядеть более привлекательно.

На что обратить внимание?

Несмотря на то что с пароизоляцией дом должен стать герметичным сооружением, неприятные запахи и вредные вещества в него не будут проникать, деревянные стены перестанут «дышать». Поэтому перед тем как убрать запах шпал из дома, следует побеспокоиться о качественной вентиляции. В противном случае теплообмен в помещении будет осуществляться не в полной мере, что приведет к накапливанию влаги. Чтобы этого не допустить, комнаты оборудуют регулируемыми отверстиями для проникновения в жилье свежего воздуха: микровентиляционными устройствами, форточками и окнами. В санузлах и кухнях обязательно наличие вытяжных каналов. Не помешают также дополнительные вытяжные вентиляторы. Это станет основой для формирования в доме благоприятного климата. Конечно, надеяться, что будет достигнута стопроцентная защита от ядов, не стоит. Тем не менее, если работы выполнены правильно, уровень проникновения токсичного вещества в жилое помещение будет максимально минимизирован.

Читайте также  Стоит ли заводить собаку – померанского шпица

В заключение

Ввиду того что шпалы считаются относительно недорогим строительным материалом, лучше всего их использовать для возведения нежилых домов, а сараев и других подсобных помещений. Поскольку человеку в них доводится проводить немного времени, риск испортить свое здоровье минимальный.

Кроме того, в сарае необязательно обшивать стены, пол и потолок вспененной полиэтиленовой пленкой. Достаточно будет их просто оббить гипсокартоном, а можно и вовсе обойтись без этого.

Из каких материалов делают железнодорожные шпалы

Шпалы из железобетона


Рисунок 1. Железобетонные шпалы
ЖБ шпала – опора для рельсов, представленная в виде балки с переменным сечением. Она имеет специальные площадки по краям. Именно на них укладывают рельсы. Их изготавливают из напряженного железобетона. Внутри каждого элемента присутствует арматура: стальные прутья толщиной 0,3-0,6 см.

Во время производства железобетонных элементов учитываются такие особенности:

  • однородность консистенции смеси для заливки;
  • соблюдение точности габаритных параметров (любые ошибки приведут к ненадежности стыка с рельсами);
  • проверка прочности: изделия должны передавать напряжение на грунтовую подушку правильно и эффективно.

На сегодняшний день бетонные шпалы полностью вытеснили каменные и деревянные аналоги.

Классификация по типам

В классификации учитывают вес железобетонных шпал, их устойчивость к появлению механических повреждений, трещин, сколов, длина. По этим параметрам выделяют такие типы изделий:

  1. Первого сорта. К такому варианту предъявляются очень жесткие требования. Их геометрическая форма должна быть идеальной, так как они используются для укладки основных железнодорожных магистралей, которые интенсивно нагружены.
  2. Второго сорта. Такие железобетонные фрагменты применяют для монтажа подъездных и мало задействованных путей. Они поставляются только по заказу потребителя.

Классифицируют изделия и по типу крепления на рельсах:

  1. Ш-1. К рельсам железобетонное изделие крепится при помощи болта и прокладки.
  2. Ш-2. Крепление нераздельное.
  3. Ш-3. Этот вариант похож на предыдущий, но способ фиксации отличается.

По сфере и особенностям применения выделяют такие типы железобетонных шпал:

  • мостовые;
  • челночные (монтируются они на мостах и в тоннелях);
  • для кривых участков (их радиус не более 350 градусов);
  • трансформаторные (по всей длине изделия имеют прямоугольное сечение);
  • для стрелочных переводов;
  • на детских железных дорогах.

Для путей, по которым ездят мостовые краны, используются полушпалы.

Преимущества и недостатки


Рисунок 2. Железобетонные шпалы
Шпалы железобетонные имеют такие достоинства:

  • продолжительный срок эксплуатации (при соблюдении технических условий использования этот период достигает 60 лет):;
  • устойчивость к воздействию внешних негативных факторов: осадков, ветра, перемены температур;
  • способность выдерживать серьезные механические нагрузки;
  • приемлемая стоимость;
  • шпалы железобетонные не гниют и не поддаются коррозии;
  • изделие имеет высокий уровень сопротивляемости к перемещениям;
  • малые траты на обслуживание шпал;
  • укладываются изделия с применением соответствующей техники, поэтому существенные физические усилия не требуются;
  • так как ширина и длина изделий одинакова, то транспортировать и разгружать их не тяжело;
  • шпалы разрешено использовать повторно.

Железобетонные шпалы также обладают определенными недостатками. Со временем изделие подвергается усталостному разрушению, поэтому его нужно периодически проверять. Вес бетонной шпалы составляет270 кг, поэтому вручную уложить ее невозможно: требуется специальная техника. Чтобы добиться оптимального уровня жесткости, нужно использовать упругие прокладки. Новые ЖД шпалы стоят дорого. Еще одним существенным недостатком считается высокая электропроводность.

Чем пропитывают шпалы: виды составов, их плюсы и минусы, вред для здоровья

Выяснение того, чем пропитывают шпалы, целесообразно в разных ситуациях, например, когда хочется использовать такую древесину в строительстве или приходится подолгу находиться в непосредственной близости к железнодорожным путям.

С какой целью обрабатывают древесину?

Себестоимость деревянных заготовок, используемых при прокладке железной дороги, очень мала, но эта дешевая древесина обладает недостаточным эксплуатационным ресурсом. Сюда стоит добавить чрезвычайно агрессивные условия применения: постоянную вибрацию, контакт с атмосферными проявлениями и почвой, высокое давление.

Качество и характеристики готовых шпал регулируются ГОСТ 78-2004. Чтобы срок службы изделий соответствовал данным нормативам, их пропитывают специальными составами, существенно увеличивающими потенциал древесины. Подобные химические «коктейли» надежно защищают волокнистую структуру продукции от разрушительного воздействия влаги и физического износа.

Железнодорожные шпалы эксплуатируются в неблагоприятных условиях

Чем пропитывают шпалы: ключевые виды защитных составов

Кроме креозота, классического примера защитной смеси для данной отрасли, химическая промышленность предлагает воспользоваться преимуществами относительно новых наименований – элемсепта и ЖТК.

Креозот – классическая пропитка для железнодорожных шпал

Креозот

Этим составом обрабатывают деревянные заготовки уже более 50-ти лет, ядовитую жидкость добывают из древесного и каменного угля посредством дистилляции дегтя.

В состав креозота входят такие опасные компоненты, как фенольные эфиры и фенол.

Шпалы, пропитанные подобной смесью, обретают характерный черный оттенок с заметными примесями коричневого, присутствует сильный запах, напоминающий дизельное топливо. Несмотря на то, что соединение токсично, уровень «сомнительных» примесей позволяет использовать его при прокладке железнодорожных путей (если оценивать только в рамках государственных нормативов).

Причиной широкого распространения этого решения является эксплуатационная оправданность – пропитка действительно предотвращает преждевременное разрушение древесины, обладает дешевой себестоимостью и всесторонне продуманной в течение нескольких десятилетий технологией нанесения.

Железнодорожная шпала, пропитанная креозотом

Элемсепт

Представляет собой бессолевую разновидность антисептика, в его состав входят концентрированные оксиды хрома, мышьяка, меди. Шпалы пропитывают этим средством, предварительно разведенным водой, по особой методике, чередующей воздействие вакуумом и давлением. В результате заготовки обретают зеленоватый оттенок. Вещество малотоксично, не имеет специфического запаха.

Вещество изготавливается в виде порошка, для пропитки древесины разведенной субстанцией необходимы автоклавы. Вся процедура сводится к трем ключевым этапам:

  • из деревянных заготовок выводится влага путем воздействия вакуумом;
  • затем подается под давлением раствор элемсепта;
  • эффект закрепляется путем создания условий вакуума.

В результате активный состав проникает как минимум в 2-миллиметровый слой древесины. Преимущество решения – высокое качество пропитки.

Железнодорожные шпалы, обработанные Элемсептом

Термоконденсационная жидкость представляет собой один из результатов нефтепроизводства, рецептура его изготовления и состав защищены патентным правом. Светлая древесина, пропитанная ЖТК, обретает коричневатый оттенок, лиственница и аналогичные ей породы становятся темно-коричневыми. Вещество не пахнет и не выделяет токсичных соединений.

В отличие от креозота, субстанция не создает риска развития у человека онкологических заболеваний, с помощью термоконденсационной жидкости можно добиться более эстетичного образа заготовок. Пропитка не образует уплотнений и сгустков, поверхность шпал не становится липкой. Использование ЖТК и креозота создает практически одинаковый по длительности эксплуатационный ресурс древесины, но первое решение гораздо безопаснее.

Шпалы, обработанные термоконденсационной жидкостью

Можно ли строить из обработанных шпал?

Такой стройматериал привлекает крайней дешевизной, поэтому многие умельцы задаются вопросом – стоит ли его использовать для возведения бытовых или жилых сооружений. Первое, что вызывает сомнения – это запах креозота (подобная пропитка встречается наиболее часто), который стремятся замаскировать подручными средствами. Но нельзя забывать о опасности для здоровья, что несут в себе подобные соединения. Поэтому лучше воздержаться от такой экономии даже при строительстве гаража или подсобных помещений.

Креозот, элемсепт, ЖТК – это ключевые вариации соединений, используемых для придания шпалам долговечности и устойчивости к разрушительному воздействию природной среды. Их используют при прокладке железных дорог, так как в подобных условиях они соответствуют государственным нормативам безопасности и оправдывают потенциальные риски за счет достойных эксплуатационных свойств.

Технология производства


Рисунок 3. Производство железобетонных шпал
В зависимости от того, сколько будет весить шпала и какой объем работ предполагается, выбирается определенная технология изготовления изделия. Их всего 4:

Технология Описание
Карусельная Особенностью метода считается задержка снятия формы. Бетонная смесь заливается в подготовленную форму. Раствор нужно хорошо уплотнить, чтобы в нем не оставались пузырьки воздуха. В работе применяют специальные формы по 6 элементов. Снимаю их только после того, как шпалы достигнут максимальных прочностных параметров. Чтобы арматура имела хорошее сцепление с бетонной смесью, нужно обеспечить напряжение стальных прутьев при помощи специальных механизмов натяжения
Линейная Она предполагает использование конвейера, на который устанавливаются формы. Его длина порой достигает 100 м. В торцах форм присутствуют специальные приспособления, при помощи которых на стальные прутья передается предварительное напряжение. Как только бетонная смесь хорошо застынет, на нее оказывается усилие
Снятие формы с последующей передачей напряжения В этом случае формы устанавливаются в шаблоны, расположение арматуры в которых точно определено. После заливки бетонного раствора он тщательно уплотняется вибрационным способом. Во время застывания смеси в нее вставляются металлические прутья, на которые оказывается давление. После застывания форма демонтируется, а шаблон удаляется. Преимуществом технологии является непрерывность и наличие небольшого количества форм
Демонтаж формы с предварительным напряжением Этот способ похож на предыдущий, но вместо прутьев используются рамы

Выбор технологии производства бетонных шпал зависит от того, какие технические характеристики требуется получить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: