Биография Микаэла Таривердиева и подробности личной жизни

Биография Микаэла Таривердиева и подробности личной жизни

Микаэл Леонович Таривердиев — автор музыки к 132 фильмам, более 100 песен и романсов, нескольких опер, балетов, симфоний, музыки для органа и скрипки. Он написал знаменитые композиции к фильмам «17 мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Микаэл Таривердиев: биография (кратко)

15 августа 1931 года в грузинском городе Тбилиси родился Микаэл Таривердиев. Мальчик стал единственным ребенком в семье, поэтому с детства был окружен вниманием. У него сложились очень близкие отношения с матерью (Сато Григорьевна). Микаэл даже позже писал, что все хорошее, что он знает и умеет, он узнал от матери. Биография отца Микаэла Леоновича Таривердиева начиналась в Баку. Здесь он окончил финансовую академию. После переезда в Грузию Леон Таривердиев познакомился с будущей женой. В Тбилиси он стал директором крупного банка.

Несмотря на творческую натуру, мальчик состоял в местной банде, которая, правда, занималась только тем, что выясняла отношения между собой. Получение начального образования для Микаэла проблем не создавало. Учился он хорошо.

Когда молодому человеку исполнилось 18, отца его арестовали. Они с матерью были вынуждены скитаться практически без денег. В это время Микаэл начал подрабатывать, давая частные уроки музыки.

Музыкальный талант

Музыкальная биография Микаэла Таривердиева началась в возрасте 6 лет: мальчика отдали в музыкальную школу. Обучение давалось ему легко, к 8 годам он написал несколько пьес, а в 10 — симфонию.

Окончив школу, молодой человек не стал останавливаться на достигнутом и поступил в музыкальное училище. В это время он познакомился с балетмейстером театра оперы и балета Геловани и быстро смог заслужить его уважение и признание. По просьбе нового товарища он написал два балета, которые еще долго ставили на сцене театра.

После окончания училища Микаэл Таривердиев, биография и творчество которого развивались стремительно, поступает в консерваторию, но не заканчивает ее и уезжает в Москву. Здесь он поступает в институт имени Гнесиных.

Первые серьезные работы

Когда молодому человеку исполняется 22 года, его отца отпускают на свободу. В это время молодой студент живет достаточно скромно в общежитии. Не отказывается он и от возможности дополнительно заработать. Поэтому, получив предложение написать курсовую работу для композитора, Микаэл с радостью согласился. Это была его первая удача – композиция для фильма «Человек за бортом». Вскоре последовали и другие серьезные работы.

В это же время он пишет первые вокальные циклы, а также выступает на сцене столичной консерватории.

Новое направление в творчестве

В 60-е годы творческая биография Микаэла Таривердиева получает новое направление. Он хочет донести до слушателя поэзию просто, тихим поставленным голосом. Исполнителей подходящих не нашлось, и Таривердиев начинает реализовывать свою идею, читая самостоятельно знаменитые произведения.

Вскоре он оставил свое «третье направление», но желание донести до слушателя суть осталось с ним навсегда.

В начале 60-х Микаэла Леоновича пригласили преподавать во ВГИКЕ. У него спрашивали советы и прислушивались к ним. Комфортнее всего композитору работалось с М. Каликом. С их совместной работой связан первый публичный успех композитора. А позже, из-за того, что композитор отказался поехать без своего коллеги на кинофестиваль во Францию, ему на много лет закрыли выезд за границу.

«Семнадцать мгновений весны»

Биография Микаэла Таривердиева стремительно развивалась. Фильм «Семнадцать мгновений весны» принес Таривердиеву неизменно растущую популярность и признание. Несмотря на успех картины, работа далась композитору нелегко. Тяжело было ему найти контакт с Татьяной Лиозновой, в конечном итоге их отношения были надолго испорчены. Это стало причиной того, что композитора не выдвинули на получение Государственной премии. А вот с Иосифом Кобзоном работать композитору было приятно. Он легко схватывал информацию и воспроизводил ее. Уроки, которые Кобзон получил в то время, он смог пронести через все свое творчество, а исполнение песен с годами нисколько не изменилось.

Картина получила огромный успех. Музыка из фильма стала хитом того времени, ее узнавал каждый. Мелодии исполнялись не только на телевидении, но и по радио. Во время фестиваля «Песня-73» обе композиции заняли первые места и премии.

Но вместе с успехом пришли и неприятности. В одно прекрасное утро Таривердиев получил телеграмму из посольства Франции, где говорилось, что мелодия из фильма украдена у Франсиса Лея. История росла, как снежный ком. Композитор сначала просто смеялся, потом пытался объяснить, что он написал композицию значительно раньше, и похож лишь первый интервал, но вскоре ему и пришлось отправиться на поиски самого Лея.

Композитор Микаэл Таривердиев, биография которого насчитывала множество препятствий на пути, смог добиться опровержения информации о краже. Лей официально подтвердил, что телеграмму он не писал, к тому же посольство Франции не имело понятия, как это могло произойти, ведь они ничего не пересылали.

После оглушительной премьеры фильма на композитора просто обрушилась популярность. Было в этом и много положительных моментов. Например, ему выдали пропуск, по которому он имел право парковаться где угодно. В один день Микаэл Леонович решил испытать его и остановился на Красной площади. И ему позволили это сделать.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Еще одним ярким пятном в творчестве композитора стала работа над мелодиями фильма «Ирония судьбы или с легким паром!». Стихи Цветаевой и Ахматовой так гармонично вошли в фильм, что песни стали напевать на каждом углу. За эту работу Таривердиеву вручили заслуженную награду.

Продолжение карьеры композитора

В 1986 году композитор получает звание народного артиста. Таривердиев Микаэл Леонович, биография которого развивалась очень стремительно, никогда не шел на поводу у зрителя. Он не любил писать шлягеры и сделал это лишь однажды – на спор. Это была работа над фильмом «Большая руда». Он старался не стоять на месте. Таривердиев писал не только музыку к фильмам. Это были и вокальные произведения, и опера, и балет, и инструментальные произведения. Работал он чаще всего ночью. Вдохновение всегда приходило неожиданно. Он просто садился и играл композицию от начала и до конца. Бывало, что музыка снилась композитору.

В 1988 году была создана премия за лучшую музыку имени композитора.

Микаэл Таривердиев: биография, личная жизнь

Таривердиев был человеком очень обаятельным, он притягивал к себе людей. В середине 60-х годов у композитора случился бурный роман с актрисой Людмилой Максаковой. Она была необычайно красива и свободна. Однако отношениям их не было суждено длиться долго. После автомобильной аварии, когда Максакова сбила пьяного человека, Таривердиев взял всю вину на себя. Судебный процесс убил отношения окончательно. Композитора приговорили к 2 годам лишения свободы, но он был отпущен по амнистии. Это событие оставило неприятный отпечаток в памяти Микаэла Леоновича.

Друзей у известного композитора было всегда много. Среди них были Эльдар Рязанов, Белла Ахмадуллина, Василий Аксенов, Андрей Вознесенский и другие.

Несмотря на это, лишнее внимание Таривердиев не любил, даже свой день рождения предпочитал отмечать без шумихи. Праздники семья отмечала в узком кругу. Так, по его словам, лучшим стал день рождения, когда он вместе с другом ушел на серфах в море, и там, на волнах, они выпили сувенирную бутылочку коньяка.

Виндсерфинг был увлечением композитора. Он одним из первых начал им заниматься и даже стал кандидатом в мастера спорта.

Еще одним хобби Таривердиева стала фотография. Он увлекся ею еще в студенческие годы. Фотографирование настолько захватило композитора, что стало продолжением его творчества.

Микаэл Леонович очень любил технику и всегда с удовольствием пользовался новинкой, оттачивая свое мастерство. Апогеем этой любви стала собственная музыкальная студия, где он смог играть ночи напролет.

Композитор очень любил уединение и свой дом. Свою квартиру он обставлял и ремонтировал очень тщательно, ведь уют для Таривердиева был очень важен. Композитор любил порядок во всем. Он никогда не разбрасывал вещи и соблюдал чистоту и порядок.

Любовь

Микаэл Леонович был трижды женат. С третьей своей супругой Таривердиев познакомился в 1983 году. Она работала музыкальным обозревателем в местной газете и имела скандальную репутацию. Отношения их складывались постепенно и вскоре оба поняли, что это любовь. В браке у них родился сын Карен.

Другие направления деятельности

Биография Микаэла Таривердиева насчитывала огромное количество музыкальных работ. Помимо этого, он возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России. Параллельно он работал в должности художественного руководителя Международной благотворительной программы «Новые имена».

В 1987 году на сцене Большого театра должна была состояться премьера балета Микаэла Леоновича, но ее отменили. В произошедшем композитор видел и свою вину. Он никогда не шел на поводу у других, а в этот раз пренебрег своими принципами.

Последние годы жизни

Биография Микаэла Таривердиева была очень красочной, но в последние годы жизни он стал часто болеть. Причиной стало слабое сердце композитора. В 1990 году он перенес операцию на сердце. Ему поставили новый клапан. Большую часть времени композитор предпочитал проводить в стенах родного дома. В 1996 году Таривердиева не стало. Похоронили знаменитого композитора на армянском кладбище в Москве.

В следующем, 1997 году вышла книга композитора под названием «Я просто живу».

Небеса обетованные Микаэла Таривердиева: каким был знаменитый композитор

В команду «Иронии судьбы» знаменитый композитор Микаэл Таривердиев попал случайно. «Иду я однажды к столовой, — вспоминал он. — А на приступочке сидит Эльдар и напевает: «На Тихорецкую состав отправится». И говорит, что песенка эта народная, автора у нее нет. И она войдет в его новый фильм. «Что это за разговоры?! — возмутился я. — Эта песня моя». Композицию он написал еще в студенческие годы для спектакля Ролана Быкова. Тогда Рязанов показал сценарий «Иронии…» и попросил написать музыку для картины. Маэстро сочинил 12 мелодий. Шесть из них режиссер отобрал без правок и других авторов приглашать не стал.

— Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А все плохое — это то, чему я не смог у нее научиться, — глубокомысленно замечал Микаэл Таривердиев.

Он родился в 1931-м в Тбилиси, в армянской семье, которую в грузинской столице хорошо знали. Его дед Гришо Акопов был авторитетным торговцем, землевладельцем и хозяином фруктовых садов на берегу Куры. Акопов с женой и шестью дочками жил в большом кирпичном доме в три этажа в районе Дидубе. Сато, мать Микаэла, вышла за Леона Таривердиева, приехавшего в Грузию из Баку после окончания финансовой академии. Едва их малыш Микаэл появился на свет, Сато Григорьевна поклялась себе, что вырастит настоящего мужчину — смелого и принципиального.

Когда директор 43-й школы избил одноклассника Таривердиева, и тот из-за этого оглох, будущий композитор смело осудил взрослого мужчину на комсомольском собрании.

— Или забираете его из школы, или вылетит с волчьим билетом! — истошно орал на Сато директор.

Конечно, мать забрала своего любимца, и последний класс он оканчивал в вечерке. А после того как Микаэл поступил в Тбилисское музучилище, арестовали его отца — директора Центрального банка Грузии. Несколько месяцев Сато Григорьевна с сыном скрывались, переезжая с квартиры на квартиру, голодали. Чтобы заработать, Микаэл давал частные уроки и даже написал два маленьких балета, которые были поставлены силами хореографического училища на сцене Тбилисского театра оперы и балета.

Читайте также  10 причин больше читать

Как все творческие люди искусства, Микаэл был чувствителен и влюбчив. И в 18 лет надумал жениться на племяннице композитора Арама Хачатуряна — Лейле, которая иногда ласково называла его… Гариком.

Арам Хачатурян так и не женил Микаэла на племяннице Лейле

«Микаэл тогда приехал из Тбилиси — диплом с отличием, композиторский факультет. И поступил на последний курс в Ереванское музыкальное училище. Ему хотелось обязательно получить образование в Армении и учиться дальше именно у армянского композитора, — писала в мемуарах Лейла Хачатурян и добавляла, что была загипнотизирована красотой парня. — Летом, после вступительных экзаменов мы с Гариком поехали отдыхать в Кобулети. Мы были уже помолвлены…»

Через Лейлу Микаэл познакомился с ее знаменитым дядей и загорелся желанием поехать учиться к нему в Москву, в Гнесинку. Так и вышло. И хотя дальше помолвки с его племянницей у Таривердиева дело не пошло, незлопамятный маэстро Хачатурян принял его на свой курс.

Он стал писать музыку для кино еще во время учебы в Гнесинке, когда студенты из ВГИКа Эльдар Шенгелая, Эдуард Абалов и Михаил Калик попросили украсить их курсовую работу «Человек за бортом», где в главной роли снялась Людмила Гурченко

Роковая авария

— В год окончания класса Хачатуряна меня взяли в Союз композиторов, — вспоминал Таривердиев. — Принимал меня сам Шостакович. А мой учитель сказал: «Ты въехал в Союз на белом коне».

К тому моменту поцелованный Богом парень уже был женат на солистке филармонии — москвичке Елене Андреевой, которая до этого окончила архитектурный, спроектировала несколько домов культуры, в том числе в Новосибирске и Норильске, а потом загорелась музыкой. Родители Лены выделили молодоженам у себя в квартире крошечную комнатку, переоборудованную из шестиметровой ванной.

— Поначалу у родителей была просто дружба, — рассказывал их сын Карен, единственный ребенок обоих. — И мама рыдала у папы на плече по поводу своих любовных переживаний с другим мужчиной. А отец поступил неожиданно. Отрезал: «Мне надоело слышать об этом человеке. Запомни: с этого дня у тебя есть я, а его нет». Мама тогда уже была не девочка, ей было около 30, а отец — на шесть лет моложе. Через некоторое время я родился.

В 1962-м семья переехала в собственную квартиру на Профсоюзной. Но отдельное жилье, увы, не укрепило их семью, а наоброт. У Микаэла вспыхивало то одно, то другое увлечение на стороне. И оставив Елене с сыном это уютное гнездышко, Таривердиев ушел с одним чемоданом.

— Семь лет скитался по разным углам, снимал комнаты. И кстати, как правило, жил неплохо. Квартирные хозяйки меня любили, — улыбался донжуан.

В 1964-м у него вспыхнул роман с красавицей актрисой Людмилой Максаковой. Их трехлетнюю страсть оборвала трагедия, причины которой сегодня трактуют по-разному.

Как уверяет последняя жена Таривердиева Вера, Людмила и Микаэл ночью возвращались из ресторана. Микаэл прилично выпил, поэтому за руль его «Волги» села кинозвезда. Вдруг из-за кустов на дорогу выпал человек — и прямо под колеса! Таривердиев взял вину на себя, получил два года, но сразу после суда был амнистирован — ровно столько и шло следствие. Этот сюжет Рязанов и Брагинский позже использовали при написании сценария фильма «Вокзал для двоих», правда, их герой, как вы знаете, условным сроком не отделался и ни за что угодил на зону.

Вера Таривердиева после смерти знаменитого мужа живет в одиночестве

Однако Максакова утверждает, что машину вел Микаэл.

— Это чудовищный миф! Ведь все произошло в центре Москвы, на глазах у десятков свидетелей! — эмоционально восклицает актриса, отметившая в нынешнем сентябре свое 80-летие.

По словам Людмилы, в тот вечер Микаэл в «Национале» приревновал ее к режиссеру «Баллады о солдате» Чухраю и выпил лишнего. Поэтому и не успел среагировать, когда человек перебегал дорогу.

Криминальная история привела к разрыву отношений актрисы и композитора, а переживания из-за всей этой катавасии стали причиной его проблем с сердцем. Именно они послужили причиной столь раннего, в 64 года, ухода Таривердиева из жизни.

Знаменитый дуэт Галины Бесединой с Сергеем Тараненко пережил немало испытаний. В 2013-м у страдающего алкоголизмом и игроманией Сергея на сцене случился удар, и вскоре он скончался от инсульта. Фото: Personastars.com

Вежливый отказ

На какое-то время Таривердиев прекратил ухлестывать за каждой юбкой и женился — на тихой домашней художнице по костюмам Элеоноре Маклаковой, с которой познакомился на съемках. Но любвеобильная натура вскоре опять взяла свое.

По Москве дошли слухи, что супруг увлечен обаятельной исполнительницей романсов Галиной Бесединой (в девичестве — Кацельник). И Элеонора, не разбираясь, сгоряча подала на развод.

Вторая жена мэтра — Элеонора Маклакова

Всем известно, что именно Микаэл Леонович стал крестным отцом дуэта Галины с Сергеем Тараненко.

— Они вдвоем нередко доводили меня до слез своими препирательствами, — рассказывала Беседина «Экспресс газете». — Сережа не желал играть точно по нотам, обожал импровизировать, а Микаэл Леонович это замечал и журил Тараненко. Но иногда с лукавой улыбкой принимал его находки. А поводу моего романа с Таривердиевым… Конечно, он был. Творческий. Микаэл сформировал меня как певицу, как личность. Часто повторял, что я одна из самых красивых женщин в Советском Союзе. Но он был хорошим другом моего мужа Виктора Беседина (Бывшего эстрадного певца, который еще во время Великой Отечественной потерял в бою ногу и на сцену выходил на протезе, прихрамывая. Был старше Галины на 20 лет.И. С.). А значит, ни о каких личных отношениях не могло идти и речи.

Но в другом интервью Беседина, развивая тему, призналась-таки, что Таривердиев все-таки отчаянно добивался ее. На 11-м Всемирном фестивале молодежи в Гаване ночью позвал кататься на лодке и признался: «Ну что добилась своего… Я люблю тебя!»

— Мы оба знали, что это невозможно, между нами есть непреодолимое препятствие. И даже не Витя как таковой, он бы через него перешагнул. А вот отбивать жену у фронтовика, да еще и с таким ранением — это не по-мужски, — поведала Беседина «Каравану» и добавила, что вскоре у маэстро появилась новая молодая жена Татьяна: — Она была настолько не его женщина, что мне даже дурно стало. Только он возьмет в руки сигарету, она тут же подобострастно подносит зажженную спичку. Таня не сводила с него восторженных глаз, буквально смотрела ему в рот. Мне кажется, все женщины рядом с ним готовы были в любой момент поднести своему божеству спичку…

Груз 200

От этих любовных метаний композитора не могли отвлечь даже проблемы единственного сына.

— Свои обязанности «приходящего папы» отец выполнял честно. По воскресеньям водил меня на хоккей и в Сандуновские бани, — вспоминал Карен. — В 15 лет я пришел к нему и попросил: «Пап, устрой меня на работу». И он устроил грузчиком в филиал Апрелевского завода грампластинок, находящийся на «Водном стадионе» в Москве. Я стал жить в квартире отца на «Соколе». Он смеялся: «В доме свой пролетарий завелся».

Карен вырос, окончил военное училище, стал офицером спецназа ГРУ. Два с половиной года воевал в Афганистане. Выполнил 63 опасных разведзадания. Несколько раз был тяжело ранен. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, пятью медалями.

Карен принял последнюю жену отца Веру, с которой композитор познакомился в 1983 году, когда та, молодая журналистка из «Советской культуры», обратилась к маэстро с просьбой написать статью о Родионе Щедрине. Таривердиев начал ухаживать за Верочкой, несмотря на то, что та была замужем, растила сына.

Позже она призналась, как ее преследовал страх, что роман с Таривердиевым откроется, и муж отберет у нее Васеньку. Микаэл Леонович даже обзавелся женщиной для прикрытия, отводящей подозрения от его романа с журналисткой. А когда перед Новым годом, днем 31 декабря Вера приходила к нему домой, они задергивали шторы, включали на видике «Иронию судьбы» с его чудесной музыкой и наслаждались друг другом…

Но бесконечно прятаться было невозможно. Она подала на развод и съехалась с Таривердиевым. Хотя все 13 лет их совместной жизни продолжала уважительно называть его на «вы».

— Отец, как известно, умер внезапно, во время фестиваля «Кинотавр» в Сочи, в 1996-м, — вспоминал Карен, которого в межсезонье мучили адские боли от недолеченных афганских ран. — Мне позвонили на работу. Первое ощущение — оглушенность. Тупо повторяю в трубку: «Да. надо ехать в Сочи. да. вывоз тела. » Новый звонок — не надо в Сочи, все уже сделано, аэропорт Внуково, рейс такой-то. Грузовой терминал. Деревянный ящик с шестизначным номером. Я еще подумал: «Груз 200». Именно в тот момент понял, насколько мы с отцом на самом деле были близки и как мне отныне будет его не хватать. Странно. Жили по сути всегда порознь, шли каждый своей колеей, и мне порой хотелось доказать, что я не хуже, может, даже круче, а оказалось: никто из нас не хуже, никто из нас не круче, просто мы — одно целое. И я знаю, что будет в самом конце. Где-то там, наверху, первым, кто меня встретит, окажется отец.

Карен Таривердиев скончался спустя восемь лет — в июле 2014-го.

Фото из личного архива семьи Таривердиева.

Микаэл Таривердиев

Биография

Музыка Микаэла Леоновича Таривердиева, армянина по национальности, не знакома лишь тем, кто не видел фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». То есть на огромном постсоветском пространстве людей, не знакомых с его творчеством, практически не было.

Детство и юность

Мэтр родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название Тифлис. Семья будущего артиста имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева Сато.

Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.

Микаэл был единственным ребёнком в семье. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.

В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.

Читайте также  Зачем человеку общение

Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.

В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.

Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.

Потом был короткий период учёбы в Ереванской консерватории. Но здесь Таривердиеву не понравилось, и он отправился в Москву. Примечательно, что в это время пылкий юноша едва не женился. Он увлёкся племянницей знаменитого Арама Хачатуряна. Но девушка изменила ему, и Микаэл разорвал помолвку.

В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал его любимым учеником.

Музыка

В «Гнесинке» у молодого композитора и музыканта окончательно определился круг интересов: опера, камерная вокальная музыка и музыка к кинофильмам. Учёба шла успешно, но столичная жизнь оказалось слишком дорогой. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, отца выпустили из заключения. Но помочь родители сыну не могли. Ему пришлось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале.

Музыка Микаэла Таривердиева «Не думай о секундах свысока» из картины «Семнадцать мгновений весны»

Там парень познакомился с такими же, как и он, студентами ВГИКа. Как-то будущие актёры поделились, что ищут композитора для своей курсовой работы. Так появилась первая музыка Микаэла Таривердиева, студента 4-го курса, написанная к кинофильму. Он назывался «Человек за бортом». А в 1958-м была написана музыка к фильму «Юность наших отцов».

В «Гнесинке» появились первые вокальные циклы и состоялся дебют композитора в Большом зале столичной консерватории. Романсы Таривердиева исполнила известная певица Зара Долуханова. Они имели немалый успех.

В 1960-х композитор открыл себя в новом амплуа, которое назвал «третьим направлением». Маэстро пробовал доносить поэзию под написанную им музыку. Так появлялись монологи на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя.

Вскоре Микаэл Леонович начал работать с исполнителями, которые в содружестве с композитором становятся известными. Так именно Таривердиеву удалось создать трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко. А также помог найти свой стиль Елене Камбуровой и дебютировать Алле Пугачёвой. Будущая Примадонна российской эстрады прославилась песнями к кинофильму «Король-Олень».

О человеческих качествах Микаэла Леоновича можно было судить по его благородным поступкам. Всемогущий Иван Пырьев, возглавлявший в то время Союз кинематографистов Советского Союза, направил Таривердиева представлять картину Калика во Францию. Но сам режиссёр, отсидевший в лагерях, был невыездным. Композитор отказался ехать без него. За это 12 лет его не выпускали за границу. Нет, его не травили и не разносили в пух и прах в газетах, но созданная атмосфера была таковой, словно Таривердиева не существовало.

Следующая волна популярности, вынесшая композитора на вершину, была связана с культовой лентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Сегодня немыслимо представить этот фильм без музыки гениального Таривердиева, хотя поначалу он хотел отказаться от этой работы. Микаэл Леонович подумал, что речь идёт об очередном «шпионском» сериале.

Но, прочитав сценарий, сразу согласился. Пробовались на песни к фильму Муслим Магомаев и Вадим Мулерман. Они пели замечательно, но голоса, по мнению музыканта, не подходили. Был выбран Иосиф Кобзон, что стало причиной долгой обиды Магомаева.

О том, насколько важной считала музыку композитора режиссёр Лиознова, можно судить по беспрецедентно длительному «музыкальному» эпизоду встречи Штирлица с женой. Эта сцена длится без единого слова и действия 8 минут.

Музыка Микаэла Таривердиева в картине «Семнадцать мгновений весны»

Сериал стал культовым сразу же после выхода и принёс огромную славу всем, кто имел к нему отношение. Но вот в список на Государственную премию СССР Микаэла Таривердиева не внесли. Это получилось из-за испорченных отношений с Татьяной Лиозновой. Она решила внести себя в титры не только как режиссёр, но и как соавтор-сценарист. Этому воспротивился Юлиан Семёнов. К Таривердиеву они обратились, как к третейскому судье. Тот встал на сторону Семёнова.

Зато народная любовь не обошла Таривердиева. Его песни из «Семнадцати мгновений весны» бесконечно крутились по радио и получили две первые премии на «Песне-72». Такая слава не понравилась менее удачливым коллегам и стала причиной грязной интриги, которая отняла у композитора немало здоровья.

Появилась сплетня, что музыку к ленте о легендарном Штирлице Таривердиев украл у французского композитора Франсиса Лея. Якобы точно такая же музыка была написана французом к фильму «История любви». Сначала были звонки – якобы из Франции – на Гостелерадио. Потом пришла фальшивая телеграмма в Союз композиторов с текстом:

«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей».

Злая шутка получила развитие. Многие коллеги, ранее считавшиеся друзьями, отвернулись от Таривердиева. Его произведения звучали всё реже на радио и телевидении. На концертах Микаэла Леоновича ему приходят записки с вопросами – правда ли, что он украл музыку у француза и советское правительство выплатило огромный штраф. Композитор сворачивает свою концертную деятельность. И когда он уже на грани нервного срыва, друзья помогают ему выйти на самого Франсиса Лея, который опровергает этот слух.

Микаэл Таривердиев — музыка из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» — «Снег под Ленинградом»

Слава, которая пришла к композитору в 1977 году, словно была компенсацией за все прежние унижения. Вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была великолепной. Сами песни исполнила Алла Пугачёва.

За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. Во многом – благодаря Эльдару Рязанову. Ведь музыкальная комиссия по госпремиям воспротивилась. Видимо, причиной оказался выбор Таривердиевым авторов стихов, которые ещё недавно были опальными. Звание Народного артиста Микаэлу Леоновичу присвоили в 1986-ом.

Композитор писал не только киномузыку, прославившую его, но и оперы, камерные вокальные произведения, органную и инструментальную музыку, балеты. Трудился, как правило, по ночам. Тогда муза к нему приходила чаще всего.

Одно из последних известных произведений музыканта – симфония для органа «Чернобыль», написанная им после поездки в заражённую зону вскоре после аварии. Позже он поделился, что не собирался ничего писать. Симфония родилась неожиданно, её навеяла увиденная трагедия.

Предательство любимой, обида на Рязанова и другие факты о Микаэле Таривердиеве

15 августа 2021 года исполнилось 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева . В творческом наследии композитора 132 мелодии к кинофильмам и спектаклям, среди которых «Ирония судьбы» и «Семнадцать мгновений весны». Для каждого проекта маэстро находил уникальные сочетания инструментов, приемы и ритмику, становившиеся с первых аккордов узнаваемыми. Интересные факты о Микаэле Таривердиеве – в материале 24СМИ.

Предательство любимой

Микаэла Таривердиева знали как джентльмена, который не хвастался победами и не отзывался о дамах сердца в негативном ключе. Как истинный тбилисский мужчина композитор считал, что на любимых женщинах следует жениться, даже если страсть слегка утихла. Своих избранниц музыкант наделял чертами, которые не всегда так ярко проявлялись в возлюбленных.

А первое разочарование в женщинах Таривердиев испытал в детском саду. Микаэл оказался не по годам развит и самостоятельно ходил в группу, которая располагалась в соседнем доме. Как настоящий мужчина будущий композитор рано влюбился. Выбор пал на воспитательницу детского сада.

Однако возлюбленная не оценила чувств ребенка-детсадовца и вышла замуж. Такой обиды Таривердиев стерпеть не смог и наотрез отказался ходить в детское заведение.

Обида на Рязанова

Еще один роковой роман в жизни Таривердиева случился в 60-е годы. Избранницей композитора стала Людмила Максакова , ради которой музыкант был готов сесть в тюрьму.

Как-то влюбленные ехали по Ленинградскому шоссе, за рулем сидела актриса. Время было темное. Водитель с пассажиром не заметили пешехода, и машина совершила наезд. 16-летний парень спустя три дня от полученных травм скончался. Выяснилось, что молодой человек оказался к тому же нетрезвым и бросился под колеса автомобиля неожиданно.

Когда на место происшествия приехали правоохранительные органы, то Микаэл Леонович пересел за руль и взял вину на себя. Судебное разбирательство тянулось два года. Для композитора самым тяжелым оказалось находиться в зале суда за решеткой.

Во время финального заседания Максакова не пришла поддержать музыканта. Вместо этого она отправилась гулять с друзьями. Предательство поставило точку в отношениях Таривердиева и актрисы, хотя позднее женщина и пыталась воскресить былые чувства.

Поговаривают, от пережитой драмы у Микаэла Леоновича отказали ноги. Позднее композитор назвал чувства к Максаковой болезнью.

А в 1982 году Эльдар Рязанов выпустил фильм «Вокзал для двоих». Не подозревая о деталях сюжета, Таривердиев пришел на премьеру. Однако содержание фильма напомнило события прошлых лет, а постановка шокировала композитора. После просмотра ему казалось, будто все на него кивают.

Этот факт из жизни заставил Микаэла Таривердиева пересмотреть отношение к друзьям-киношникам и отдалиться от кинематографистов.

Жестокий розыгрыш

Еще одним поводом для разочарования оказался неудачный розыгрыш после того, как к Таривердиеву пришла всенародная любовь. Пронзительная композиция из сериала «Семнадцать мгновений весны» стала государственным трендом. Музыка звучала по телевидению и радио.

А затем в Союз композиторов пришла телеграмма от имени французского композитора Франсиса Ле, где намекалось, что музыка к телефильму украдена. Интересный факт Микаэл Таривердиев комментировал так: «…Если бы вы знали, как это было унизительно!» Подозрения в плагиате больно ударили по самомнению Микаэла Леоновича , который был уверен, что обладает уникальным собственным стилем.

Добавило разочарования любопытство слушателей, которые во время творческих вечеров стали присылать вопросы о том, правдива ли сплетня. Музыка, как оказалось, поклонников волновала меньше, чем скандал.

Три месяца советского композитора травили: корреспонденты задавали неуместные вопросы, иностранные издания просили интервью, по телефону раздавались провокационные звонки. Этот факт из жизни негативно сказался на отношениях Микаэла Леоновича с публикой, которую Таривердиев перестал любить.

Точку в скандале поставил сам Франсис Ле, приславший телеграмму, в которой говорилось, что француз посланий не отправлял, а слухи – это провокация.

Позже выяснилось, что автором шутки оказался Никита Богословский , который слыл в музыкальной среде любителем розыгрышей. Перед смертью Богословский рассказал правду жене. Однако шестеренки людского любопытства были запущены, и в эти жернова невольно попал Таривердиев .

Читайте также  Почему христиане называют Христа Спасителем мира

Бутылка

Микаэл Леонович родился в армянской семье. Детство композитора прошло в Тбилиси . Занятия музыкой начались совершенно случайно. У соседей стоял рояль, и Микаэл часто приходил в гости, чтобы побренчать на инструменте. Это надоело хозяевам дома, и те предложили, чтобы папа все же купил наследнику пианино.

За увлечение Таривердиева во дворе прозвали Бутылкой. Мальчик был неспортивный, нескладный и высокий. И пока ребятня гоняла мяч, Микаэл спешил на урок музыки с портфелем под мышкой.

На прозвище Микаэл не обижался. А вот в детских стычках будущий композитор предпочитал не участвовать. Страха перед дракой у Таривердиева не было, но сразу после школы мальчик спешил в «музыкалку». Одноклассники иногда кричали будущей знаменитости вслед, что он трус. Однако увлеченный ребенок не реагировал на обидные слова и со временем немного отгородился от школьных товарищей.

К слову, увлечения ребенка часто менялись, и уж совсем «ботаником» Микаэла назвать было сложно. Таривердиева кидало в бокс, фотографию, плавание, фехтование и конный спорт.

Помимо музыки, главной страстью мальчика оказалось чтение. Чтобы убедить маму в том, что он занимается, Таривердиев ставил на пюпитр книгу и, пока пальцы импровизировали, читал.

Микаэл и Вера Таривердиевы: 13 лет счастья с педантом, за плечами которого не один брак

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Зорко одно лишь сердце…»

Микаэл Таривердиев и Вера познакомились в 1983 году, когда она, молодая журналистка газеты «Советская культура», обратилась к композитору с просьбой написать статью о «Музыкальном приношении» Родиона Щедрина.

Микаэл не знал саму Веру, но был знаком с ее статьями. Он считал, что она пишет довольно нахально, и представлял себе музыкального обозревателя дамой в годах. Тем более, что репутация у нее была неоднозначная: с одной стороны скандалистки, а с другой – рьяного борца за справедливость.

Композитор был удивлен, увидев не зрелую женщину, а совсем еще девчонку, сохранившую какую-то детскую наивность и непосредственность. Лишь позже он понял, что за обманчивой внешностью скрывается стойкий нрав и серьезное отношение к жизни.

После выхода статьи Микаэл Леонович пригласил Веру на музыкальный фестиваль в Вильнюс. Именно там, в холе гостиницы она поняла: между ними что-то происходит. Казалось, они были знакомы сто лет, но боялись этого сближения, а потому как Маленький принц и Лис, стали постепенно приближаться друг к другу. Позже композитор напишет в своей книге «Я просто живу» о страхе спугнуть что-то важное и об ощущении того, что не было в его жизни других женщин. Есть только одна – Вера.

Двойная жизнь

Их отношения нельзя было назвать романом. Это была их жизнь. Закрытая завесой тайны от посторонних глаз, окутанная нежностью и глубочайшей близостью. Это был только их мир, в котором хватало места лишь двоим. Каждый из них где-то там, за завесой, жил совсем по-другому.

У нее там был муж и сын, которого она боялась потерять. Ее постоянно преследовал страх, что все откроется и любимого Васеньку у нее отберут. Микаэл Леонович тоже обзавелся женщиной, служившей его прикрытием, отводящим подозрения от его взаимоотношений с Верой.

У них был даже собственный Новый год. Когда 31 января они встречались днем, задергивали шторы, включали «Иронию судьбы» на том моменте, когда бьют куранты, и это был их праздник.
Через какое-то время пришло осознание невозможности существования в параллельных мирах. Наконец-то они воссоединились.

Странная жизнь

Для кого-то их совместная жизнь действительно могла показаться странной. Вера все 13 лет их совместной жизни называла его на «Вы» и даже представить не могла, что может быть по-другому.
Он был настоящим главой семьи, а она совершенно безропотно приняла правила его игры. Они договорились, что во всех жизненных неурядицах и проблемах виновата будет она. Это ведь так просто – один раз назначить виноватого и больше не искать крайнего! Впрочем, виноватой с Микаэлом быть совсем несложно. Это ведь, по сути, игра, помогающая избежать конфликтов.

Он больше всего не любил беспорядка, он его раздражал. Вера же совершенно не переносила его обид. Правда, за все 13 лет он обиделся на нее всего три раза. Первая обида была связана с нарушением сроков написания Верой статьи о Марии Лемешевой. Вторая последовала, когда он заметил в другой статье Веры неискренность. А третья была направлена на саму Веру, надевшую не те шорты, в которых, по его представлению, следовало ходить при посторонних.

О педантизме Таривердиева ходили легенды. Но его супруга, любительница творческого беспорядка, не особенно от этого страдала. Ей было позволено в собственных вещах создавать некий ералаш за закрытыми дверями. Но все, что касалось композитора, доводилось до совершенства.

Микаэл Леонович после знакомства с Верой превратился из признанного Дон Жуана в настоящего верного супруга. Для него действительно перестали существовать другие женщины. Он был уверен: она никогда не оставит его, не предаст и не разочарует. Они действительно две половинки одного целого.

Вера остается ему верна и сегодня, когда прошло уже более 20 лет после его ухода. Она живет воспоминаниями о нем и его музыкой.

Микаэл Таривердиев нашел свое счастье далеко не с первой попытки, как и король оперетты Имре Кальман.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Армянин первого сорта. 17 мгновений или ирония судьбы Микаэла Таривердиева

Микаэл Таривердиев проделал огромный путь, начиная с разгрузки вагонов на Рижском вокзале и заканчивая работой в кино. Он написал музыку к 132 фильмам, инструментальным концертам, операм и балетам. Произведений советского и российского композитора могло быть ещё больше, если бы его жизнь неожиданно не оборвалась накануне 65-летия.

В день рождения музыканта АиФ.ru вспоминает самые знаменитые хиты Таривердиева.

Таривердиев родился в Тбилиси, но практически всю жизнь провёл в Москве. Сначала он поступил в Ереванскую консерваторию, из которой скоро сбежал, так как чувствовал себя там «армянином второго сорта». Лишь в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных его талант был оценён по достоинству. Признанием педагогов и радостью поступления юноша искренне делился с родителями: «После того как я исполнил свои вещи, люди, которые должны, казалось бы, видеть конкурента, сами поступающие, — подходили и говорили, что это феноменально, замечательно и т.д. Тут нет той тупой завистливой атмосферы, которая меня так угнетала в Ереване. Итак, я попал, причем попал с треском, что называется».

Так началась музыкальная карьера композитора, которому предстояло написать множество вокальных циклов, сочинений для органа, опер, балетов, инструментальных концертов — но для большинства слушателей он так и остался автором музыки к кинофильмам.

«На другое утро мы с Мишей Каликом проснулись знаменитыми», — так вспоминал о премьере фильма «Человек идёт за солнцем» 1961 года сам Таривердиев. Именно с этой картины началась его подлинная популярность и востребованность в профессии. Лента оказалась знаковой не только для режиссёра и композитора, но и всего отечественного кинематографа — «Человек идёт за солнцем» был одной из первых советских работ «новой волны». В это время кино стало воплощением мечты, главным из искусств: актёры, режиссёры, литераторы, художники, композиторы, — все хотели работать над фильмами. Таривердиев был одним из счастливчиков.

Ещё одной удачей стало участие Таривердиева в дипломной работе выпускника ВГИКа Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Большую роль в комедии сыграла музыка, которую он написал в соавторстве с таким же молодым композитором и пианистом Игорем Якушенко.

Уже на этапе сценария всем было понятно, что этот советский художественный фильм или станет настоящим событием, или будет запрещён. Интересно, что выйти картине на экраны помог сам Хрущёв. Как и ожидалось, строгие цензоры рассмотрели в ленте антисоветские мотивы, но первому секретарю ЦК КПСС юмор пришёлся по вкусу: «А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат». По иронии судьбы всего через 5 дней после премьеры «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Хрущёв был снят с занимаемой должности.

Пик популярности Таривердиева пришёлся на 70-е годы, когда на экраны один за другим выходили знаменитые фильмы, созданные при участии молодого композитора. Одним из советских хитов стал телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Лента 1973 года принесла Таривердиеву не только всеобщее признание (теперь он был счастливым обладателем пропуска для машины «Без права остановки», подписанного самим Юрием Андроповым), но и имела для него роковые последствия.

Таривердиев стал жертвой злого розыгрыша: всеобщую огласку получила подставная телеграмма французского композитора Франсиса Лея, который якобы писал, что является настоящим автором музыки к советской картине. Из-за обычной клеветы Таривердиев оказался в центре шпионских страстей: травля композитора, интерес спецслужб и охота западных средств массовой информации. Даже после того, как обман злоумышленников раскрыли, Таривердиев был вынужден отвечать на унизительные вопросы журналистов и слушателей: «А правда ли, что вы украли музыку?».

На всю жизнь композитор запомнил урок — за славу приходится платить, и эта история оставила тяжёлый след в его судьбе.

Ещё одним всенародно любимым фильмом, для которого Таривердиев написал музыку, стала картина «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова. Интересно, что это была единственная совместная работа популярного композитора и признанного режиссёра, несмотря на их дружбу. Да и в «Иронию судьбы» Таривердиев попал случайно.

Летом 1974 года композитор поехал в дом отдыха кинематографистов в Пицунде, где случайно встретил Рязанова. Режиссёр напевал песню «На Тихорецкую» и сокрушался, что музыка народная, а именно такой композитор ему и нужен. Каково было изумление кинематографиста, когда Таривердиев заявил, что это его композиция — он ещё давно написал её для спектакля театра МГУ.

Вопрос был решён — Таривердиева утвердили на роль композитора. Музыкант всего за одни сутки создал шесть нестареющих хитов к самой популярной новогодней мелодраме. А когда, при выдвижении «Иронии судьбы», в комитете по государственным премиям заявили, что награду получат все, кроме композитора, Рязанов заявил: «Если в списке не будет Таривердиева, я тоже от премии отказываюсь». В результате Таривердиев стал первым в истории СССР композитором, которому присудили Госпремию за киномузыку.

В советские годы имя Таривердиева гремело на всю страну, более того, ему удалось остаться востребованным композитором и после распада СССР (за год до смерти он даже попал в список секс-символов России).

В 1990 году популярному музыканту сделали операцию на сердце: один из клапанов заменили искусственным. Теперь Таривердиев шутил: «У меня железное сердце. Гарантия — 40 лет», — но сердце проработало намного меньше. Знаменитый композитор скончался летом 1996 года, не дожив всего месяц до своего 65-летия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: