Как запускать программы на паскале

Как запускать программы на паскале

Наберем простейшую программу, соответствующую условию задачи:

Ввести в компьютер два целых числа, найти их сумму, результат вывести на экран с поясняющим текстом.

Внимание! Две косые черты (//) отделяют комментарии, их набирать не нужно.

program schet; // название программы

uses crt; // подключаемые модули

var x, y, s:integer; // объявление имен переменных и их типа

begin // начало исполнительной части

writeln(‘Введите два целых числа’); // написать на экране текст

readln(x,y); // прочитать данные с клавиатуры и

// запомнить их в переменных

s:=x+y; // выполнить расчет и запомнить его в

writeln(‘Сумма чисел =’,s); // написать на экране текст и значение

end. // конец программы

4. Просмотрите текст файла, обратите внимание на стуктуру программы.

Структура простейших программ выглядит следующим образом:

program . ; заголовок программы и ее имя

var . ; блок объявления переменных и их типа

begin начало исполнительной части программы

end. конец программы (точка обязательна)

Программа на Паскале составляется из отдельных законченных элементов, называемых предложениями. В Паскале текст программы обычно начинается особым предложением – заголовком следующего вида:

program proba;

где proba – имя текущей программы.

В качестве имени программы можно применять комбинацию английских букв и цифр, следует писать в одно слово и нельзя применять служебные слова языка.

Каждое предложение языка должно отделяться от следующего за ним точкой с запятой ( ; ).

Исключение составляют комментарии. Они не отделяются точкой с запятой.

Обычно каждое предложение записывается с новой строки для наглядности и более легкого понимания текста. Для этих же целей используют отступы и выравнивания.

Комментарии предназначены для пояснения задачи и для временного исключения из текста программы некоторых операторов. В тексте они выделяются фигурными скобками < >или отделяются двумя косыми чертами //. Комментарии игнорируются компьютером при выполнении, однако при выводе текста программы – печатаются.

В Паскале имеется особая группа слов, таких как, например: begin, for, end, program и другие, за которыми закреплены специальные смысловые значения. Такие слова называются служебными (зарезервированными) и должны употребляться в строгом соответствии с заложенным в них смыслом.

Существует и другая группа имен, имеющих стандартно определенный смысл, например, integer, writeln и другие. Их так и называют – стандартные или предопределенные имена.

Под именем программы располагается ее декларативная часть, здесь компьютеру сообщается обо всех именах констант и переменных, определяемых программистом, и о той роли, которую эти имена должны исполнять в программе.

За декларативной частью следует исполнительная часть программы, обрамляемая словами-ограничителями (логическими скобками): begin и end. Между указанной парой слов и размещаются предложения, выполняющие в программе те или иные действия. Исполнительную часть программы называют телом программы.

5. Запустите набранную программу на выполнение. Если после запуска программы внизу окна появляется красная строчка с сообщением (рисунок см. ниже), то в строке, где находится курсор или в предыдущей (но не всегда, это зависит от ошибки!), внимательно просмотрите всю строчку, найдите и исправьте ошибку. Если сами не справитесь, позовите учителя.

Пример ошибки, обнаруженной Паскаль АВС:

6. После исправления всех ошибок и появления в новом окне начала работы программы, введите нужные данные (если в программе подразумевается ввод нескольких переменных, то это следует делать через Enter или пробел!), получите результат работы и проверьте его на правильность. Так как текст программы и ее работа показываются в разных окнах (если подключен модуль Crt), можно сопоставить программные строки и ее выполнение.

Пример работы программы

7. Сохраните набранную программу в своей папке.

8. Разберитесь с работой программы и измените ее так, чтобы она вычисляла не сумму, а разность чисел. Проверьте правильность работы измененной программы. Сохраните программу под новым именем в своей папке.

TURBO PASCAL

Первое знакомство с системой программирования Турбо Паскаль

Примечание. На всех дискетах может быть создан файл turbo.bat для автоматического запуска системы программирования Турбо Паскаль и выхода из нее (например, turbo.bat:C:TP7_0BINturbo.exe diskpark).

Из истории. Турбо Паскаль появился на рынке программных продуктов в 1984 году и совершил революцию в программировании. До этих пор предпочтение отдавалось Бейсику — простому, дешевому и легко усваемому. Паскаль же был аппаратно зависимым, дорогим и сложным в обращении. С появлением Турбо Паскаля положение меняется. Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования, которая создает удобства в работе.

Изучение Паскаля как языка программирования идет вместе с изучением всей системы Турбо Паскаль. Язык программирования Паскаль был разработан Н.Виртом в 1968-1970 годах и получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при изучении. Он послужил основой для разработки других языков программирования (например, Ада, Модула-2).

Первая версия Турбо Паскаля использовалась не очень долго — появилась в 1983 году, а уже в 1984 году ее заменила вторая версия, которая получила широкое распространение. К осени 1985 года появляется третья версия, более удобная в работе (быстрее работает компилятор и редактор, возможен вызов MS-DOS из программы).

Четвертая версия (1988 год), представил Турбо Паскаль в новом виде (появление новой среды, компилятор стал встроенным). Осенью этого же года разработана пятая версия, у которой еще больше развита среда и у которой появился встроенный отладчик. А в 1989 году появилась версия 5.5, позволившая перейти к объектно-ориентированному программированию.

Шестая версия уже обеспечивала многооконный и многофайловый режим работы, использование мыши, применение объектно-ориентированного программирования, обладала встроенным ассемблером и имела другие возможности.

В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования на языке Паскаль — это Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0

Пакет Turbo Pascal 7.0 использует новейшие достижения в программировании. Он может быть использован практически на любой машине и относительно дешев. Язык этой версии обладает широкими возможностями, имеет большую библиотеку модулей. Среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить и исправлять ошибки, компоновать программы из отдельных частей, использовать модули, отлаживать и выполнять отлаженную программу.

показать, как включать компьютер;
показать, как правильно вставлять дискету;
показать, как запускать Турбо Паскаль;
познакомить с рабочим экраном.

После загрузки системы на экране появляется три окна:

File Edit . окно 1 — главное меню;
Line 1 Col 1. окно 2 — основное, или рабочее, окно;
F1-Help . окно 3 — окно помощи, в нем указываются назначения основных функциональных клавиш.

Переход из первого окна во второе и на оборот осуществляется при помощи нажатия клавиши F10.

Команды редактора

Примечание. Требуется заранее подготовить карточки с основными командами, необходимыми для работы. Остальные команды учащиеся могут узнать в процессе работы с Турбо Паскалем при помощи режима помощи (клавиша F1).

Команды управления движением курсора

-> — перемещение курсора на символ вправо;

За ним идет раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе.

После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В этом разделе задаются действия над объектами программы, введенными в употребление в разделе описаний. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.

Разбор примера

Примечание. Программа должна быть заранее записана на всех дискетах, и преподаватель сам выводит ее на экран.

Рассмотрим на примере.

Program Example_1;
Var a, b, rez: Integer;
Begin
Writeln(‘Введите два числа через пробел’);
Readln(a,b);
rez:=a*b;
Writeln (‘Их произведение равно ‘,rez);
Writeln (‘Нажмите ‘);
Readln;
End.

Пояснения к программе

Имя этой программы example_1 (заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование символов точки и запятой). Из разделов описаний имеется лишь один — раздел переменных. Он начинается со служебного слова Var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой. В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных. В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer), то есть переменные этого типа — это целые числа.

После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка. Первый встречающийся оператор — это Writeln(‘текст’); — записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами, ln добавляется в конце этого оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.

Следующий оператор — это Readln(a,b); — читать данные с клавиатуры. В данном случае необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной a присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу. Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда a = 12, а b = 45. В конце этого оператора также можно ставить ln.

После этих двух операторов стоит оператор присваивания: rez := a * b; (:= — это знак присваивания в языке Паскаль). При выполнении этого оператора переменная rez получит значение, равное произведению числа a на число b (рис.1). Так как в результате умножения двух целых чисел получается целое число, то переменная rez описана типом Integer(значениями которого могут быть лишь целые числа).

Следующий оператор — это снова оператор writeln(‘текст’,rez) — он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за ним значение переменной rez. Затем следующий оператор writeln выведет на экран сообщение: »Нажмите », а оператор readln будет ожидать этого нажатия в окне выполнения. В конце раздела операторов стоит служебное слово End, после которого стоит точка.

Запуск программы

Для того, чтобы запустить программу, выходим в главное меню (нажатием F10) — первое окно, выбираем режим RUN и дважды нажимаем . На экране появляется сообщение:

Введите два целых числа через пробел

Курсор мигает в следующей строке, вводим два целых числа через пробел и нажимаем , после этого появляется сообщение:

Задания

  1. Изменить программу для нахождения суммы двух чисел.
  2. Изменить программу для нахождения суммы четырех чисел.
  3. Найти значение выражения: (a + (d — 12)*3) * (c — 5*k), где значения переменных a, d, c и k вводятся с клавиатуры.
  4. Выведите на экран свою фамилию, имя и отчество, в следующей строке — дату рождения.

Сохранение программы

Для того, чтобы сохранить программу, необходимо:

выйти в главное меню и выбрать режим File;
нажать и из появившегося окна выбрать режим Save as. после нажатия клавиши появится окно, в котором наберите имя файла. Например, а:prim1_1.pas; здесь а: — это название диска, на котором будем сохранять файл, prim1_1 — имя файла (оно может содержать не более 8 символов), pas — расширение, сообщающее о том, что файл содержит программу, написанную на языке Паскаль.

Примечание. Следует сообщить учащимся список символов, которые нельзя употреблять в именах файлов:

* = + []|;. <>/?. А также не следует использовать в именах файлов символ пробела и буквы русского алфавита.

После того, как имя файла набрано, нажмите клавишу .

Примечание. Следует отметить, что для быстрого сохранения файла можно воспользоваться командами Save или Save all меню File.

Выход из системы программирования Турбо Паскаль

Для того, чтобы закончить работу, необходимо:

выйти в главное меню и выбрать режим File;
нажать и из появившегося окна выбрать режим Quit — , после чего нажать либо , либо комбинацию — .

На главную страницу
(с)Все права защищены

По всем интересующим вопросам прошу писать на электронный адрес

Console Mode Pascal/ru

Contents

  • 1 Программирование в консольном режиме Pascal
    • 1.1 Программирование в консольном режиме без Lazarus
    • 1.2 Программирование в консольном режиме с помощью Lazarus
      • 1.2.1 Тип проекта: Console Application (Консольное приложение)
      • 1.2.2 Тип проекта: Program (Программа)
    • 1.3 Pascal scripts
  • 2 Запуск программы
    • 2.1 Компиляция
    • 2.2 Запуск в консоли
    • 2.3 Запуск в IDE
    • 2.4 Запуск в IDE с перенаправлением вывода
  • 3 Unicode (UTF8) вывод
  • 4 Примеры
    • 4.1 Выполнение команд оболочки
      • 4.1.1 Пример: обновить FPC и Lazarus
    • 4.2 Пример: корректировка fpc и lazarus
  • 5 Примечание для пользователей Windows
  • 6 См.также

Программирование в консольном режиме Pascal

Многие из нас писали программы на Паскале задолго до того, как вошли в моду Графический интерфейс пользователя (GUI) и Интегрированные среды разработки (IDE). Многие другие являются новичками в программировании на Pascal, и им необходимо уметь опробовать основные инструменты языка. Третьим нужны консольные приложения или приложения текстового режима для выполнения сложных задач управления системой.

Программирование в консольном режиме без Lazarus

Хотя многие предпочитают использовать Lazarus IDE для написания программ в режиме консоли, вы также можете написать их с помощью любого текстового редактора и скомпилировать их самостоятельно, вызвав компилятор FPC, например так для программы в example.pas:

Также доступен текстовый режим IDE fp (немного похожий на старый Turbo Pascal).В следующих разделах мы сосредоточимся на программировании с помощью Lazarus.

Программирование в консольном режиме с помощью Lazarus

Lazarus предоставляет идеальную среду для изучения Паскаля и разработки программ в текстовом режиме. Можно использовать все функции интегрированной среды разработки, включая редактор исходного кода с ее подсветкой синтаксиса, доступом к библиотекам, сложными инструментамиы поиска и завершения кода, а также проверкой синтаксиса. Если вам не нужна Form с ее визуальными компонентами, можно и без нее, но редактор исходного кода Lazarus по-прежнему остается отличной средой для разработки программ. Вы можете компилировать и запускать свою программу во время разработки, не выходя из редактора.

Чтобы запустить программу в режиме консоли, перейдите в главное меню и выберите Project -> New Project(Проект — новый проект), а затем выберите Program(Программа) или Console Application(Консольное приложение). Среда IDE не будет генерировать все дополнительные файлы, связанные с полным графическим приложением, и не откроет окно инспектора объектов, но откроет редактор исходного кода со структурой скелетной программы и будет ожидать ввода вашего программирования.

Примечание: В Windows приложение с графическим интерфейсом пользователя не имеет консоли и, следовательно, не может выполнить writeln или readln. Вы получите ошибку File not open(Файл не открыт). Снимите галочку в разделе Project Options / Compiler Options / Linking / Target specific options / Win32 GUI application(Параметры проекта / Параметры компилятора / Связывание / Частные параметры цели / Приложение Win32 GUI), чтобы создать консольное приложение. Начиная с Lazarus IDE 1.4 она находится в разделе Project(menu) / Project Options / Compiler Options / Config and Target / Target specific options / Win32 GUI application(Проект (меню) / Параметры проекта / Параметры компилятора / Настройка и целевая платформа / Частные параметры цели / Приложение Win32 GUI).

Примечание: Lazarus имеет некоторые функции для программ командной строки, такие как copyfile. Чтобы использовать их, добавьте требование к проекту для LazUtils (Project / Project Inspector / Required Packages —> «Add» —> New Requirement —> choose «LazUtils» —> OK), которое не будет задействовать весь LCL. Затем добавьте соответствующий модуль в раздел uses.

Тип проекта: Console Application (Консольное приложение)

Выбор этого типа проекта в Lazarus создает программу с новым классом, производным от TCustomApplication. TCustomApplication предоставляет много всяких штучек и упрощает программирование утилит командной строки. Например, проверка параметров командной строки, написание справки, проверка переменных окружения и обработка исключений. Все программы LCL используют это автоматически.

Тип проекта: Program (Программа)

В качестве демо мы напишем очень минималистичную программу на Паскале. В среде IDE выберите тип проекта Program(Программа), и пусть среда IDE вам немного поможет. Например, когда вы добавляете еще один модуль, IDE автоматически добавит имя модуля в раздел программы uses. Это поведение определяется в параметрах проекта. Таким образом, вы можете переключаться между ‘Program'(Программой) и ‘Custom Program'(Пользовательской программой) в любое время.

Пример для начинающих:

Pascal scripts

Кроме того, можно писать сценарии, которые динамически компилируются с помощью InstantFPC, кроссплатформенного решения для запуска (небольших) программ Pascal в виде сценариев. Шебанг

позволяет запускать скрипт как отдельную программу.

Примечание: Хотя он используется для запуска сценариев Pascal, InstantFPC использует обычный Object Pascal, а не язык сценариев PascalScript. Таким образом, «PascalScript» и Pascal script — это не одно и то же.

Запуск программы

Компиляция

Когда вы закончите свою программу (или фрагмент программы), вы можете скомпилировать и запустить ее, выбрав Run -> Build(Выполнить -> Сборка)(или Quick Compile(Быстрая компиляция)) в главном меню или щелкнув значок зеленого треугольника («Выполнить») на панели кнопок. Любые сообщения компилятора (предупреждения, отчеты о ходе выполнения или сообщения об ошибках) появятся в окне сообщения, и, надеюсь, в конечном итоге будет сообщение, которое скажет

‘Project «Project1» successfully built. (Проект «Project1» успешно собран.) :).

А где программа-то ?? !!

Если вы еще не сохранили программу, то среда IDE поместит ее во «временный» каталог (например, /tmp в Linux, C:temp в Windows, см. Environment Options / Files / Directory (Параметры среды / Файлы / Каталог) для собранных тестовых проектов).

Если вы уже сохранили проект, значит, программа была создана в том же каталоге, где вы сохранили файл project1.lpi.

Запуск в консоли

Вы можете запустить программу, перейдя в окно консоли (терминала), затем с помощью cd перейдя в каталог и введя имя программы. В Unix/Linux, если она находится в текущем каталоге, вам придется начать с ./ , поскольку программа, вероятно, не будет найдена в PATH.

Пример для Linux/Unix, где программа хранится в /tmp:

Однако может быть очень неудобно продолжать переходить из редактора Lazarus в окно терминала и обратно. К счастью, есть механизм, позволяющий открывать окно терминала из среды Lazarus.

Запуск в IDE

Во внутренней консоли: показывается в окне вывода терминала.

При перенаправлении вывода.

В главном меню выберите Run -> Run Parameters(Выполнить -> Параметры запуска), затем установите флажок «Use launching application»(Использовать запускаемое приложение). В первый раз, когда вы сделаете это и попробуете последовательность Compile / Run (Собрать / Запустить), вы, вероятно, получите отлуп:

‘xterm: Can’t execvp /usr/share/lazarus//tools/runwait.sh: Permission denied’.

Если это произошло, вам необходимо изменить права доступа к соответствующему файлу (например, с помощью chmod +x или с помощью утилиты Windows для изменения разрешений); возможно, вам придется сделать это как root. После этого каждый раз, когда вы будете запускать свою программу, будет появляться окно консоли, в котором будут отображаться все ваши текстовые операции ввода-вывода (readln, Writeln и т. Д.).

После того, как ваша программа завершит выполнение, на экране появится сообщение «Нажмите Enter». Таким образом, любой вывод, сгенерированный вашей программой, останется на экране до тех пор, пока вы не прочтете его; после того, как вы нажмете «Enter», окно консоли закроется.

К сожалению, этот метод не позволяет использовать встроенный отладчик.

Запуск в IDE с перенаправлением вывода

Если вы хотите увидеть, что написано в stdout, и также хотите использовать встроенный отладчик, stdout можно перенаправить в файл следующим кодом:

Затем файл output.txt можно просмотреть с помощью команды ‘tail -f output.txt’ или просмотреть с помощью редактора, если ‘tail’ недоступен в вашей ОС.

В качестве альтернативы, используя Lazarus 0.9.31 или выше (только в Linux): в меню «View»(Вид) в разделе «Debug Windows»(Отладка Windows) есть запись для «console output»(консольный вывод) для просмотра стандартного вывода.

Unicode (UTF8) вывод

Если вы хотите, чтобы ваша программа в режиме консоли отображала вывод Unicode (UTF8) в Windows Vista и более поздних версиях (а также, возможно, в более ранних версиях), вы можете использовать команду SetConsoleOutputCP для задания консоли набор символов UTF8.

Примечание: вам нужно будет убедиться, что шрифт консоли может отображать буквы, которые вы хотите вывести (например, греческий, кириллица, корейский).

Примечание: вам нужно будет включить модуль Windows.

См. Поддержка Unicode LCL для получения более подробной информации о поддержке Unicode в Lazarus и FPC.

Примеры

Вы можете использовать редактор Lazarus, чтобы опробовать все примеры из стандартных учебников Паскаля, или можете написать свой собственный. Некоторые из наиболее полезных процедур — это процедуры для выполнения системных команд или для запуска других программ (написанных на Паскале, C или Perl, либо в сценариях оболочки или пакетных сценариях).

Выполнение команд оболочки

Пример: обновить FPC и Lazarus

Могут быть выполнены более сложные команды. Например, если вы уже проверили репозитории SVN для FPC и Lazarus (см. Buildfaq), вы можете поддерживать свои исходные файлы FPC и Lazarus в актуальном состоянии, извлекая их из репозитория SVN с помощью следующей последовательности вызовов :

Пример: корректировка fpc и lazarus

Могут выполняться более сложные команды. Например, после посещения хранилища SVN с новейшими версиями FPC и Lazarus (см. buildfaq) можно иметь исходные версии FPC и Lazarus новейшими, путем взятия из хранилища SVN следующей последовательностью вызовов:

Обратите внимание, что выдача команды

не работает, потому что после каждого вызова функции fpsystem() выполнение программы возвращается в каталог, в котором она была запущена; поэтому нам нужно включить несколько операторов в каждую строку в наши вызовы оболочки через fpsystem(). [Скорее так: он всегда начинается.]

Необязательно вводить каждую команду как отдельную строку Паскаля; можно создать файл сценария bash следующим образом (из buildfaq):

Назовите файл updatelaz.sh, а затем вызовите его из программы на Паскале для его непосредственного выполнения вместо использования bash следующим образом:

Примечание для пользователей Windows

Традиционно при написании консольных программ в Windows используется кодировка cp866. Если не принять специальных мер, то при написании консольной программы в IDE в консоли вместо русских букв будут выводиться кракозябры. Чтобы получился нормальный русский текст, в окне кода программы нужно нажать правую кнопку мыши и выбрать в контекстном меню «Параметры файла -> Кодировка -> CP866».

Запуск и остановка программы

Лабораторная работа № 1

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОБОЛОЧКА Pascal ABC.

РАБОТА С ГЛАВНЫМ МЕНЮ СИСТЕМЫ PASCAL ABC

Система программирования Pascal ABC предстанет собой среду, включающую: экранный редактор, компилятор, редактор связей, отладчик.

Интегрированная среда позволяет набирать тексты программ с использованием встроенного редактора текстов, компилировать их, проводить отладку программ.

Запуск системы Pascal ABC осуществляется выполнением файла PascalABC.exe. На экране появляется главное меню системы (рис.1).

Рис. 1. Основной экран Паскаль ABC

Горячие клавиши

F2, Ctrl-S — сохранить файл.

F3, Ctrl-O — загрузить файл.

F12 — сохранить файл под новым именем.

Ctrl-Shift-S — сохранить все открытые файлы.

Ctrl-Shift-0 . Ctrl-Shift-9 — установить закладку с номером 0. 9.

Ctrl-0 . Ctrl-9 — перейти к закладке с номером 0. 9.

Ctrl-Tab, Ctrl-Shift-Tab — перейти к следующему/предыдущему окну редактора.

Ctrl-Shift-I — увеличить отступ выделенного блока.

Ctrl-Shift-U — уменьшить отступ выделенного блока.

Окно вывода

Под окном редактора расположено окно вывода. Оно предназначено для вывода данных процедурами write и writeln, а также для вывода сообщений об ошибках и предупреждений во время работы программы.

Окно вывода может быть скрыто. Клавиша F5 и кнопка показывают/скрывают окно вывода. Для скрытия окна вывода используется также клавиша Esc.

Окно вывода обязательно открывается при любом выводе в него.

Для очистки окна вывода следует нажать комбинацию клавиш Ctrl-Del или кнопку .

Окно ввода

Окно ввода открывается при выполнении процедур read и readln в ходе работы программы:

Ввод данных в окно ввода сопровождается эхо-выводом в окно вывода (рис 2). После нажатия клавиши Enter данные из окна ввода попадают в соответствующие переменные, окно ввода закрывается, и программа продолжает работать дальше.

Рис. 2. Окно ввода Паскаль ABC

Запуск и остановка программы

Для запуска программы в текущем окне редактора следует нажать клавишу F9 или кнопку панели инструментов.

Программа вначале компилируется во внутреннее представление, после чего, если не найдены ошибки, программа начинает выполняться. При выполнении программы кнопка запуска программы становится неактивной, кнопка останова программы, наоборот, активной и в строке статуса отображается информация «Программа выполняется».

Выполнение программы можно в любой момент прервать нажатием комбинации клавиш Ctrl-F2 или кнопки . При этом в окне вывода появится сообщение

• Программа прервана пользователем

Если текущая программа не является модулем, то при ее запуске на вкладке перед именем появляется жирная точка, что свидетельствует о том, что данную программу запускали последней. Если текущая программа является модулем, то компилируется не она, а программа, чье имя на вкладке помечено точкой.

При выводе в графическое окно модуля GraphABC программу можно прервать нажатием клавиши Esc, при этом графическое окно будет закрыто.

Free Pascal. Первые шаги.

Что такое Free Pascal

Free Pascal это свободно распространяемый компилятор языка Паскаль. Free Pascal работает на различных процессорах (Intel x86, Amd64/x86_64, PowerPC, Sparc) и операционных системах (Linux, FreeBSD, Mac OS X/Darwin, Mac OS classic, DOS, Win32, OS/2, Netware и MorphOS). Синтаксис Free Pascal полностью совместим с Turbo Pascal 7.0, а так же, по утверждению разработчиков, с большинством версий Delphi (классы, rtti, исключения, ansistrings, widestrings, интерфейсы). Для пользователей Apple есть режим совместимости с Mac Pascal. Кроме того Free Pascal поддерживает перегрузку функции, перегрузку оператора, глобальные свойства и некоторые другие особенности.

Сам компилятор распространяется бесплатно по лицензии GNU GPL, а идущие вместе с ним пакеты и библиотеки по модифицированной LGPL, что позволяет распространять ваши скомпилированные программы на любых удобных для вас условиях.

Получение

Как правило Free Pascal не продается в магазинах и для его получения необходим доступ в интернет. Установите соединение с интернет, запустите Internet Explorer (или тот броузер которым вы пользуетесь). В поле адрес наберите следующий текст (ссылку) – http://www.freepascal.org/down/i386/win32-ftp.freepascal.org.html и нажмите клавишу Enter.

Прим.: надо заметить, что это не единственное место где можно получить компилятор и если у вас достаточно для этого квалификации, то перейдите по ссылке http://www.freepascal.org/download.html и выберите тот вариант который вас больше устраивает.

Объем файла который вам потребуется скачать достаточно большой (26,4Мб) и процесс его получения займет много времени. На открывшейся странице, в разделе «Download as installer» кликните правой кнопкой мыши по fpc-2.0.2.i386-win32.exe, в появившемся меню выберите пункт «Сохранить объект как . », в диалоговом окне укажите каталог (по-умолчанию «Рабочий стол») в который вы хотите сохранить программу установки и нажмите кнопку «Сохранить». Обязательно запомните этот каталог. Дождитесь завершения загрузки, закройте ваш браузер и переходите к следующему разделу.

Установка

Если вы сохранили программу установки не на рабочем столе, то откройте проводник и выберите в нем свой каталог. Кликнув дважды (используйте левую кнопку мыши) по иконке «fpc-2.0.2.i386-win32» запустите программу установки.

В открывшемся окне нажмите кнопку «Next».

В следующем окне вам будет предложено указать каталог в который будет установлен Free Pascal. Лучше оставьте тот, что указан по-умолчанию. Для продолжения нажмите «Next».

В этом окне необходимо выбрать один из трех вариантов установки — «Full installation», «Minimum installation» и «Custom installation». Если вы планируете основательно использовать все пакеты Free Pascal и у вас достаточно места на диске, то выберите «Full installation». При этом будут установлены все пакеты, документация и примеры. Такой вариант установки потребует 101,6Мб дискового пространства. Если вам нужен только компилятор — «Minimum installation». Потребуется 20,8Мб дискового пространства. В случае выбора варианта «Custom installation» появится возможность выбрать устанавливаемые пакеты. Для написания своей первой программы так как это будет описано далее в этой статье выберите пункт «Custom installation»,а в появившемся списке оставьте (или установите) галочку только около «Integrated Development Environment» и нажмите «Next».

В следующем окне вам будет предложено выбрать название для раздела главного меню Windows. Ничего не меняйте, просто нажмите «Next».

В следующем окне («Select Additional Task») опять же ничего не меняйте, нажмите «Next».

Далее откроется окно, содержащее общую информацию о заданных параметрах установки. Чтобы начать нажмите «Install».

После завершения процесса копирования файлов появится окно («Information»), в окне содержится информация (на английском языке) о новшествах версии 2.0.2. Нажмите «Next» и вы перейдете к заключительному окну.

Если вы желаете ознакомится с файлом readme.txt (на английском языке), то оставьте галочку около «View readme.txt». Если нет, то уберите ее. Нажмите кнопку «Finish» для завершения установки.

Поздравляю! Вы установили Free Pascal.

Прим.: пользователям Windows 98 чтобы иметь возможность запускать команды компилятора из любого каталога необходимо в файле autoexec.bat добавить в переменную PATH каталог C:FPC2.0.2bini386-win32 и затем перезагрузить компьютер.

Первая программа

После того как вы выполнили описанные выше действия у вас на рабочем столе появилась иконка (ярлык) «Free Pascal IDE». При двойном клике по этой иконке запустится классическая интегрированная среда разработки. Среда имеет текстовый интерфейс. Если вы программировали с использование Turbo Pascal, то у вас не возникнет проблем с освоением этой среды. В любом случае помните, что это не единственный вариант. Для Free Pascal есть множество различных вспомогательных средств от простых редакторов с подсветкой синтаксиса до систем визуального проектирования.

Теперь запустите IDE. После открытия окна можете нажать клавиши Alt+Enter для полноэкранного режима. Нажмите клавишу F10 для перехода в главное меню. Выберите меню File и нажмите Enter. В появившемся меню выберите команду New и нажмите клавишу Enter. Откроется новое окно редактора вашей программы. В нем наберите:

Нажмите клавишу F2 для сохранения файла. Откроется диалоговое окно «Save File As ..», в котором среда предложит вам выбрать каталог и имя для хранения файла. Для перемещения между элементами окна пользуйтесь клавишей «Tab». В центральной части окна находится список каталогов. Для поднятия на уровень выше выберите «..» и нажмите Enter, пользуйтесь стрелками для выбора каталога из списка. Естественно вы можете проделать все это с помощью мыши. Выберите нужный вам каталог, а в поле «Name» наберите имя файла программы, например «hello». Расширение «.pas» будет добавлено автоматически.

Прим.: если вы используете Windows 98, то сохраняйте свои программы в каталогах короткими английски именами. Если вы сохраните программу в каталоге «c:Мои докумениты», то возникнут проблемы во процессе компиляции.

Для компиляции и выполнения программы нажмите Ctrl+F9. Если вы сделали все как написано, то процесс должен пройти успешно. Чтобы посмотреть результат работы программы воспользуйтесь сочетанием клавиш Alt+F5. Там вы увидете столь любимое всеми сообщение «Hello, world!».

Заключение

В заключении хочу выразить свою особую благодарность всем кто дочитал до этого места. Спасибо.

Первая программа на Turbo Pascal. Скачать и установить приложение

В этом посте мы напишем с Вами первую программу на языке Турбо-Паскаль, и полностью разбирём её. А так-же установим сам язык программирования паскаль на Windows 10.

Скачиваем и устанавливаем приложение

Скачать Turbo Pascal для Windows 10,8,7,XP:

Версия x32:

Версия x64:

Когда вы выбрали нужный вам файл, его нужно установить:

  1. Распаковываем архив.
    • Для системы x32: установочного файла нет — после извлечения архива, зайдите в папку BIN и запускайте Turbo.exe.
    • Для системы x64: после распаковки — запустите установочный файл. Turbo Pascal установится на вашу систему — на рабочем столе появится ярлык для запуска программы.
  2. Установка завершена.

Ничего сложного, как видите нет. После установки Turbo Pascal, мы можем начать писать нашу первую программу.

Первая программа на Pascal

Текст Вашей первой программы приведен ниже. Наберите его в окне программы о котором мы говорили в предыдущем посте, стараясь не допускать ошибок.

Пример 1

Что же делает эта программа?

Для того чтобы узнать это, нужно откомпилировать ее и запустить. Посмотрите на строку подсказки и Вы сразу же вспомните, что откомпилировать программу можно нажав клавишу F9 (или Alt+F9). Откомпилируйте сей шедевр, сохраните его на всякий случай (F2) и запустите на выполнение. Запустить программу можно через меню Run|Run или нажав клавишу Ctrl+F9.

Если программа была набрана правильно, то после запуска она попросит Вас ввести Ваше имя. Наберите имя и нажмите Enter. Теперь программа поприветствует Вас лично. В данный момент экран Вашего компьютера должен выглядеть примерно так, как изображено ниже на рисунке.

Чтобы вернуться к окну с текстом программы, нажмите Enter.

Посмотрите ещё программы на паскале, которые мы разбирали в других статьях: про типы данных языка паскаль, про логический оператор IF, про опертор FOR. На нашем сайте ещё много написанных программ на паскале.

Разберём нашу первую программу на Паскаль

Попробуем разобраться в скрытом смысле каждой строки нашей программы.

Первая строка программы начинается зарезервированным словом PROGRAM и содержит объявление имени программы: наша программа имеет имя Prog1. На самом деле, объявление имени программы необязательно, поэтому в дальнейшем эту строку мы будем опускать.

Первая строка заканчивается разделителем точкой с запятой. Этот разделитель в языке Турбо-Паскаль показывает конец оператора или описания. Использование разделителя позволяет помещать в одной строке несколько различных операторов, но делать это не рекомендуется во избежание лишних ошибок.

Вторая строка программы содержит объявление используемых модулей. Модуль – это дополнительный файл, который содержит процедуры, выполняющие действия, не предусмотренные стандартными операторами языка. В данной программе, например, для очистки экрана используется процедура ClrScr из модуля Crt. Позднее мы будем использовать и другие процедуры из этого модуля, а также процедуры из других модулей. Их описание будет рассматриваться далее.
Обратите внимание на то, что зарезервированное слово uses должно следовать сразу же за объявлением имени программы или, если таковое отсутствует, в самом начале программы.

В третьей строке Вы видите единственное слово var, означающее, что далее будут описаны одна или несколько переменных. Переменными в языке называют «ячейки» памяти, которые могут хранить какоенибудь значение. Описать переменную в Турбо-Паскале – значит указать ее имя и тип.

В следующей строке программы описана переменная по имени Name. После двоеточия указан ее тип: string[10]. Это означает, что в программе будет использоваться переменная Name является строкой из десяти символов.

Как видите, все четыре первые строки программы не связаны с какими либо действиями: они только содержат всякую информацию о самой программе и использующихся в ней объектах. Эта часть программы называется разделом описаний.

Слово BEGIN, которое содержится в следующей строке программы, указывает на начало следующей части программы – раздела операторов. В этом разделе описываются последовательно все действия, которые должна выполнять программа. Раздел операторов является обязательным. В нашей программе этот раздел состоит из следующих пяти операторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: