Как возникла этика

Етика сьогодні

Актуально про етику та мораль

История становления этики как науки

Этика – это наука, которая является одной из ветвей философии. Зарождение данной науки началось еще в античное время. C развитием человека, его эволюцией начало происходить становление правил и рамок в обществе, в частности становление взаимоотношений между разными людьми в жилище и правилами поведения.

Развитие этики происходило смежно, между Китаем, Древней Грецией и даже Индией, в данных территориальных странах началось изучение морали. На тот момент уже оговаривалось о том, что мораль не зависит от биологии, вероисповедания и других специфических моментов в развитии общества. В середине пятого века до нашей эры Сократ, который является учителем Платона, изучает нравственность. Большой вклад в развитие самой этики сделали Кант и Аристотель. Последний так же ввел понятие этики примерно в 382-321 годах до нашей эры. Он хотел разделить этику от философии и сделать ее зависимой от политики, предать ей практическую задачу перед политикой, а не нравственной философией.

Причины того, что зарождение данной науки так поздно сформировалась в том, что мораль является не изолированной, а взаимосвязанной с другими науками и деятельности человечества. В связи с этим многие философы начали задумываться о смысле бытия, о смысле существования человека, началось самопознания.

Средневековая этика отличалась тем, что все было сведено к вере, появление нового идеала Иисуса Христа. Теперь главное было не знание,а мораль и нравственность. Главная сила в то время — любовь, проявление любови к Богу. На первый план выходили так же моральные качества прощение, сострадание и милосердие и впервые сказано, что все люди равны перед Богом.

Эпоха Возрождения с 14 по 16 века, на смену того, что Бог был центром всего, пришел гуманизм. В эту эпоху человечество стремилось быть творцами, благодаря чему появляется много художников и скульпторов, архитекторов. Во времена Возрождения говорилось, что Бог создал человека, по подобию себя для выражения человека, развитию ума и творчества и радоваться земным чудесам и земным удовольствиям. Говорилось о том, чтоб Бог создал человека для счастья. Изобретатель и ученый Леонардо Да Винчи, стал персоной этических учений в период Возрождения. Далее началось не схождение разных философов и ученых в учении о этике, было несколько течений: Кантовское, Утилитаризм, противоположная Канту, Ницшеанство, этика Паульсена. Все они являются противоречивыми, одни ставят религию на первое место, другие человека, третьи проповедуют жизнь во имя жизни.

Этика 19-20 веков, в те года была научно-техническая революция, глубокое экономическое и политическое преобразование, начала переходить на позиции назад и трактовать средневековую этику, которая говорила о грешности человека. Множественные высказывания и мысли, что человечество ждет моральный крах, в современной цивилизации, все это было взаимосвязано с тем, что появляются богатые и бедные и перед Богом не все равны, рас-слойка населения стремительно росла, и церкви не нравился такой ход событий, она пыталась все перетянуть на себя, говоря что все грешны. Появляется монополия, где на экономическом рынке один производитель, который не имеет конкурентов.

Появляется хорошо выраженная картина товарно-денежных отношений, в которых одни могут предложить все, а другие ничего. Так же появляются взятки, и другие виды коррупции, возрастает буржуазия. Корысть людей, уже на тот момент не имеет границ. Происходил кризис и деградация морали в буржуазном мире, проявление эгоизма человечества, где каждый сам за себя, страсть к деньгами и разрушениям конкурентов.

Большая часть людей отвергла Бога в те времена и только бедным то и дело что оставалось только верить в Бога. В те моменты когда буржуа всячески задавливали церкви. Все это в конце 20-го послужило толчком, для образование новых разделов в этике. Прикладная этика берет начало именно с того момента когда появляется много профессии, появление бизнеса, отсюда и пошла этика бизнеса, разговорная этика, этика отношений, рабочая и профессиональная этика, этика делового общения, экологическая этика, политическая, этика цензуры.

Этика 21 века имеет множество своих проблем, остается расслоение населения, остается проблема богатых и бедных. Многие отрасли вообще не затрагивают этику, большая часть компьютеризировано, меньше живого общения между отдельными индивидами. Так же большое число безработицы, перенаселение планеты, истребление ресурсов, земля не успевает восстанавливаться и что бы это предотвратить, по подсчетам ученых должна произойти массовая гибель населения, которая в 2 раза превышает потери и смертность 2-й и 1-й мировых войн. Это пожалуй главная этическая проблема человечества 21-го века.

Китай решил эту проблему рождаемостью, в результате чего одна семейная пара может завести одного ребенка, но на самом деле решение проблемы произошло только косвенно, так как если 10 семей завет себе по 2 ребенка, то прирост будет 20, а если население Китая 1,35 миллиарда человека из которых 4-я часть семья с учетом детей и стариков, то мы получаем по одному ребенку с одной семьи, итого 33 миллиона. Беря во внимание, что дети растут и образуется новая семья, а родители, которые имеют одного ребенка, побыстрей хотят внуков и правнуком, один запрет порождает ускорения процессов социального развития, для достижения конечного результата. Так же перед перед этикой проблема меж-расовые браки, в связи с чем меняется менталитет,и одна раса замещает другую.

Во Франции есть город, где в составе городского совета большая часть евреи и арабы, и ввели запрет на натяжение елки в новый год, изображения Иисуса, венки на дверях в рождественские праздники. Любая Христианская символика, где мы ярко видим смену менталитета, коренных французов и уменьшения их числа и процентного соотношения по отношению к негроидной расе и другим. Подобную картину можно увидеть и в Великобритании, где Англичане в большей своей половине выражают желание жить в отдельных районах от темнокожих и других этнических групп людей, за выезд иностранцев из Великобритании даже дается 5 тысяч долларов ,скорей всего такие едут только в Украину, проще получить гражданство чем в другой стране.

Так же это происходит потому, что половина населения сосредоточена в 2 странах со своим менталитетом. Перенаселение планеты и межрасовость – главные проблемы этики 21 века.

Этика как научная дисциплина: что изучает и кому она нужна

Обновлено: 01 Марта 2021

  • Что такое этика
  • История этики
  • Современная этика
  • Виды этики
  • Что такое этика
  • История этики
  • Современная этика
  • Виды этики

Рассказываем, что изучает этика и зачем она нужна мировому сообществу.

Что такое этика

Слово «этика» пришло к нам из древнегреческого (от «этос» — «нрав», «обычай»). В 5 веке до нашей эры софисты обнаружили, что законы природы и культурные ценности, принятые человеком и социумом, не совпадают. Более того, установки различных народов также отличаются друг от друга и могут меняться с течением времени. Единственный их источник — разум.

Это открытие породило серьезную дилемму и открыло большое пространство для философских изысканий. Изначально в понятие «этос» вкладывалось толкование правил совместной жизни в социуме и понятие общественных норм, направленных на борьбу с агрессией и эгоизмом со стороны отдельных индивидуумов.

Сейчас задача этики — изучение, поиск и аргументация нравственности и морали, а сама дисциплина занимается вопросами определения добра и зла, самопожертвования, смысла жизни, свободы воли, понятия долга, дружбы и других человеческих взаимоотношений.

Цивилизованное общество сложно представить без всеми принятых правил помимо договоренностей и законодательства. Юридически все, что не запрещено, разрешено, однако такой порядок вещей посеет хаос и позволит человеку принять большое количество необдуманных и крайне рискованных решений. Есть люди, которые так и поступают, но едва ли это принесет им пользу в долгосрочной перспективе.

Этика занимается как раз такими вопросами: учит жить в гармонии с собой и окружающим миром и принимать те решения, о которых не придется жалеть.

История этики

Идею того, что единственный источник общепринятых норм морали и нравственности — разум, подхватили Сократ и Платон.

Аристотель, ученик Платона, оценил этику как часть «практической» философии, так как главный вопрос этой дисциплины должен звучать как «что нам делать?». По его мнению, результат нравственного, правильного поведения — счастье. К нему должны привести логичные и осознанные поступки, которые не относятся ни к одной из крайностей.

Таким образом, по Аристотелю, основные добродетели — это благоразумие и умеренность, стремление к «золотой середине». При этом он осознавал, что в отличие от математики этой дисциплине не свойственна точность, поэтому и результаты исследования достаточно гибкие, а значит, они не могут быть приняты всеми и безоговорочно.

Цель этики как науки по Аристотелю — не знания, а поступки. Любая деятельность человека направлена на достижение каких-либо идеалов, которые сами по себе тоже могут быть лишь ступеньками к чему-то более важному. Эту главную цель Аристотель называл высшим благом, а ее реализацию отождествлял со счастьем.

С развитием и появлением новых этических теорий философы стали испытывать сложности из-за отсутствия объединенной терминологии. Основными часто объявлялись субъективные или противоречивые понятия. Разработка и глубокий анализ этики как науки осложнен восприятием индивидуума (любого человека): мораль, которая часто находится в подсознании, мешает объективному анализу собственных установок и норм социума.

Современная этика

В современном мире есть две тенденции: нигилизм (отречение от норм морали и навязанных обществом ценностей) и расширение этических понятий. Также смещаются акценты: человечество стало больше обращать внимание на взаимоотношения с природой, а с развитием технологий — на собственные возможности в разных отраслях науки (клонирование, эксперименты на эмбрионах, создание и эксплуатация искусственного интеллекта).

Также этика сейчас как никогда исследует гендерные роли и пересматривает понятия мужественности и женственности.

В 20 веке эта наука получила развитие в прикладной математике, когда в теории игр появилась новая проблема — «дилемма заключенного». Согласно ей, рациональные участники стараются максимально увеличить свой выигрыш, не заботясь о других, что осложняет сотрудничество.

Читайте также  Как выращивать гуппи

Виды этики

Несмотря на свою неконкретность, у этики есть функции:

  • нравственно-воспитательная;
  • познавательно-просветительская.

Разные функции обуславливают разделение дисциплины на направления:

  1. Нормативная этика. Поддерживает в обществе принятые нравственные ценности, создает и обосновывает нормы. Отличие научного подхода от обычного морализаторства в том, что дисциплина старается аргументировать и доказать положительное влияние заданной модели поведения на жизнь человека. Такие правила находят больше благосклонности со стороны людей, настроенных на критическое мышление.
  2. Теоретическая этика. Изучает происхождение, развитие и роль в обществе норм и ценностей. Это научное познание морали и нравственности, целью которого является анализ. В теоретическую этику входит метаэтика — дисциплина, направленная на самоосмысление этики как научного направления.
  3. Прикладная этика. Решает реальные и гипотетические проблемы согласно правилам, принятым нормативной этикой. Это направление наиболее тесно связано с другими научными сферами: медициной, политологией, экологией и др.

Как видим, это куда более сложная и многогранная наука, чем могло показаться на первый взгляд, которая к тому же имеет большое значение для развития человеческой цивилизации. Однако чтобы написать хорошую работу по этой дисциплине, информации из нашей статьи, увы, мало. К счастью, есть проверенный студенческий сервис ФениксХелп, специалисты которого с радостью помогут решить любую учебную задачу.

Краткая история этики

История пишется для установления строгой истины.

История этики богата, многообразна и связана с особенностями развития человеческого общества в разных сферах деятельности (наука, политика, экономика, религия, социальные отношения и т. д.), а также с именами великих ученых минувших эпох. Изложить ее в виде краткого обзора чрезвычайно сложно. Тем не менее мы попытались представить определяющие вехи в развитии этических воззрений и наиболее ярких философов и мыслителей, занимавшихся проблемами морали и нравственности.

Древняя Греция: истоки учения о морали

Мораль как житейская мудрость сформировалась в самой глубокой древности. Зачатки этических воззрений (XII-IX вв. до н. э.) восходят к религиозно-мифологическим представлениям древних греков, когда нравственными идеалами аристократии были Боги и Герои, воспетые, в частности, в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», а высшими моральными ценностями были честь и бесстрашие. В это же время в поэме Гесиода «Труды и дни» отражены добродетели простого народа — здравое размышление, честный труд и справедливое обогащение. Однако в названных произведениях дано лишь описание добродетелей.

Мораль как философская теория появилась только в античные времена. Поэтому историю этики следует начинать с Эллады — Древней Греции времен Сократа, Платона, Аристотеля и других великих античных философов.

Сократ (род. ок. 469 г. до н. э.), величайший античный мыслитель, которого называют первым настоящим философом в истории человечества, различал законы писаные — законы государства и законы неписаные — божественные законы. По Сократу, человеческому сознанию присуща некая высшая и всеобщая разумность, велениям которой человек обязан повиноваться безусловно. Писаные законы государства являются отражением этих безусловных божественных законов, поэтому должны исполняться независимо от того, насколько они справедливы. Сократ, находясь в темнице, где он и закончил свою жизнь, сформулировал этический принцип: лучше пострадать от несправедливости, чем самому поступить несправедливо.

Платон (род. в 428 г. до н. э.), гениальный ученик Сократа и учитель Аристотеля, второй в этой триаде титанов античной философии, ввел понятие трех частей бессмертной человеческой души. Первая, главенствующая разумная часть, находится в голове и обращена к миру идей. Две другие части души неразумны. Одна из них представляет собой волю человека и живет в груди в союзе с разумом, поэтому считается благородной. Другая, неблагородная, чувственно-похотливая, направленная на призрачное, т. е. чувственное, бытие вещей, расположена в желудке. Каждой части души соответствует особая добродетель: уму — мудрость, чувству — мужество, вожделению — самообладание. Справедливое участие всех этих частей в жизни души составляет четвертую, главную, добродетель.

На основе философии Сократа возникло реалистическое направление этики — эвдемонизм (греч. процветание, блаженство, счастье). Его последователи считали критерием нравственности и основой поведения человека стремление к достижению счастья.

Можно выделить два основных течения в эвдемонизме:

  • 1) положительный эвдемонизм: смысл жизни и человеческого поведения — достижение удовольствия в той или иной форме;
  • 2) отрицательный эвдемонизм: ориентация жизни на отсутствие страдания.

Положительный эвдемонизм представлен гедонистической школой киренаиков и эпикурейской школой.

Родоначальник гедонизма, основатель киренейской школы — Аристипп (род. в 435 г. до н. э.), ученик и друг Сократа. Во главу угла его философии положен принцип приоритета плотских удовольствий перед всеми другими. Аристипп считал конечной целью жизни удовольствие, а самой ценной стороной удовольствия — его интенсивность. Отсюда вытекало предпочтение удовольствий тела как наиболее сильных.

Эпикурейская школа, основанная Эпикуром (род. в 341 г. до н. э.), представляет собой более осторожную, смягченную форму эвдемонизма. Идеалом эпикурейства является особого рода блаженная невозмутимость — атараксия.

Отрицательный э в д е м о н и з м представляют киники и отчасти стоики.

Основным принципом киников была апатия (греч. бесстрастие) — абсолютная свобода от влияний окружающей жизни, приводящая к отсутствию всяких страданий. Они устремляли всю силу своего презрения на внешнюю материальную обстановку и в открытом попирании всех требований культурности находили своеобразное наслаждение. Так, известно, что киник Диоген предпочитал жить в большой глиняной бочке — пифосе.

Самыми известными из киников были ученик Сократа Антиарен (род. ок. 450 г. до н. э.) и Диоген Синопский (род. ок. 400 г. до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, за отказ от богатства и роскоши, отрицал необходимость правительства и государства. Он утверждал, что философия должна быть ближе к природе, «тонкое» мудрствование считал никчемным. Развил теорию Антисфена его ученик Диоген Синопский.

Идеал стоиков — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Но у стоиков апатия проявлялась менее ярко, чем у киников. Стоики уделяли много внимания феномену воли. Поэтому на их учение сильное влияние оказал Сократ, мужественно перенесший суд над собой и казнь. Кроме того, в отличие от гедонистов они признавали существование универсальных норм бытия. В постижении и осуществлении этих норм и заключалась обязанность стоического мудреца. Стоицизм порывает с эвдемонистической точкой зрения и придерживается принципа объективного обоснования морали. Именно это позволило стоицизму разрастись в нравственную философскую доктрину, впоследствии ставшую основанием государственного законодательства Древнего Рима (II в. до н. э.).

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, а поздних, I—II вв. н. э. (Плутарха, Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия), — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

Аристотель (род. в 384 г. до н. э.), ученик Платона, впервые ввел термин «этика». Этическая теория Аристотеля раскрывается в трех его работах: «Никомахова этика» (есть версия, что она посвящена, точнее, адресована сыну философа Никомаху), «Евдемова этика», «Большая этика». В центре этих работ — учение о добродетелях. Счастье Аристотель определяет как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель, таким образом, становится средством достижения счастья.

Аристотель делит все добродетели на нравственные, или этические, и разумные, или дианоэтические. Философ называет такие этические добродетели, как кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование. Каждая из этих добродетелей представляет собой середину между крайностями.

Нравственные добродетели — это добродетели характера, так как они рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели — это добродетели ума, поскольку они развиваются в человеке благодаря обучению.

Исключительно актуально в наше время следующее изречение Аристотеля: «Быть достойным человеком — значит обладать добродетелями. И тому, кто думает действовать в общественной и политической жизни, надо быть человеком добродетельного нрава. Итак, этика, по-видимому, входит в политику как ее часть и начало».

Что изучает этика?

«Этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», сперва оно обозначало жилище, место обитания. А позже приобрело новые значения: характер, обычай, нрав, темперамент.

Позднее Аристотель образовал от слова «ethos» прилагательное «этический», и обозначил им особый класс человеческих добродетелей: свойства человеческого характера. Науку же, которая изучала эти этические добродетели, Аристотель назвал этикой. Так, в IV веке до н.э. этика получила свое название, которое носит до сих пор.

Древнегреческий ученый утверждал, что основные задачи этики — это:

  1. исследовать человеческие отношения в самой совершенной форме;
  2. дать теоретическое описание и объяснение морали;
  3. дать анализ сущности морали;
  4. учить морали, чтобы человек смог выработать свою стратегию «правильной жизни».

За свою историю развития, этика как наука получила свою специфику и только ей свойственные методы исследования. Раскрывая предмет изучения науки, хочется добавить, что мораль изучает не только этика, но и ряд других наук. Например, психология, медицина, педагогика. Однако все они изучают одну какую‑либо сторону морали: социальную, психологическую и т.д. Этика же изучает мораль в целом и это ее единственный предмет исследования.

Итак, мораль — предмет изучения этики. Она регулирует человеческое поведение, побуждает людей подчиняться общественным законам. Благодаря этическим установкам, человек осознает, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя.

Поведение человека в обществе регулируется моральными нормами. Как правило, они формируются как поведение, обязательное для исполнения всеми людьми: не убей, не укради, уважай родителей и т. д. Однако каждый человек применяет моральные нормы в соответствии со своими убеждениями, учитывая определенные условия и обстоятельства.

Но несмотря на то, что у каждого сформированы свои моральные нормы, в этике существует система категорий, в которой определены самые важные понятия морали и нравственности. И вот, какие категории в нее вошли:

Читайте также  Как встать на пуанты

Добро и зло — понятия относительные. С их помощью оцениваются поступки людей, их деятельность. Под злом понимаются препятствия на пути развития как общества в целом, так и отдельного человека. Каждый человек встречается в жизни с добром (любовь, культура, доброжелательность) и со злом (ненависть, грубость, насилие и др.).

Долг — одна из основных категорий этики. В словаре этики долг определяется как “общественная необходимость, которая выражена в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед человеком”.

Совесть — внутренний моральный «судья» человека, осуществляющий нравственный контроль за его поведением, позволяющий ему оценивать мысли, чувства и поступки в соответствии с нравственными нормами.

Честь — это осознание человеком своего значения в обществе как личности, гражданина и т.д. В ней отражается стремление человека к сохранению своей репутации, своего доброго имени.

Достоинство — в этой категории выражается способность человека осознавать свою значимость и потребность пользоваться уважением со стороны окружающих.

Современная этика все также продолжает базироваться на этих основных понятиях, однако с каждым последующим десятилетием происходят масштабные изменения во всем мире, которые затрагивают этику и в том числе.

Например, помимо глубоких теоретических размышлений, современная этика отличается одной важной чертой: она стала проблемно‑ориентированной. И вращается вокруг наиболее сложных, конфликтных ситуаций нашей жизни.

Одной из важных нравственных проблем современной этики является экология. К ней относится проблемы разрушения экосистем, что приводит к возникновению природных аномалий, росту заболеваний и появлению новых.

Этические проблемы ближайшего будущего связаны с развитием науки и качественно новым уровнем человеческого существования. Причиной тому стало создание искусственного интеллекта, генетические исследования и эксперименты, клонирование и многое другое. Исследователи также уделяют особое внимание и ценностному конфликту: системе ценностей, их ранжирование.

ЭТИКА

ЭТИКА (греческий ethika, от ethos обычай, нрав, характер) — философская дисциплина, изучающая вопросы морали, нравственности. В более широком смысле термины «этика» и «мораль», а особенно понятия «этическое» и «моральное», используются как синонимы.

Мораль является одной из древнейших форм социальной регуляции поведения людей и человеческих взаимоотношений. Моральные предписания, нормы и требования адресованы каждому индивиду, а контроль за их исполнением, который носит форму общественного одобрения или осуждения тех или иных поступков, осуществляется не какой-либо особой инстанцией (что характерно для норм права), а всем обществом и каждым его членом. Основные нормы морали человек усваивает в процессе воспитания и следование им воспринимает как свой долг. Нравственно развитый индивид обладает совестью, то есть способностью самостоятельно судить, соответствуют ли его поступки принятым в обществе моральным нормам, и руководствуется этим суждением при выборе своих действий.

Морально-этические оценки правомерны лишь применительно к тем ситуациям, в которых человек, совершая тот или иной поступок, имеет возможность выбора. Объектом моральной оценки могут быть конкретные поступки отдельного индивида, те или иные черты его характера, его нравственный облик в целом (образ его действий, отношение к окружающим и т. п.). В своей совокупности нормы морали опираются на систему ценностей данного общества, подкрепляя и обеспечивая ее конкретное воплощение в повседневной жизни.

Первые в истории философии попытки логического анализа этических категорий, таких как справедливость, добродетель, благо, предприняли древнегреческие философы Сократ (Sokrates) и Платон (Platon). Аристотель впервые употребил термин «этика» для обозначения особой области знания. Долгое время, вплоть до появления трудов Канта (I. Kant), этика занималась не только исследованием проблем морали, обоснованием достойных нравственных качеств, поступков и образа жизни человека, но и разрабатывала философскую антропологию, то есть учение о сущности и природе человека. Кант показал различие между двумя классами суждений: суждениями о сущем, констатирующими эмпирически данные обстоятельства и суждениями о должном (к их числу относятся моральные требования и предписания), обосновав тем самым самостоятельный статус этики среди других философских дисциплин.

Одна из основных проблем этики — обоснование морали. Множество учений, выдвигавшихся в истории этики, которые предлагали различные решения этой проблемы, можно разделить на два класса.

К первому классу относятся натуралистические концепции, согласно которым основу морали составляет трактуемая внеисторически «природа» человека. В их число входят биологизаторские теории, в наст, время использующие эволюционную генетику или этологию — науку о поведении животных. В первом случае мораль рассматривают как средство приспособления к условиям окружающей среды или как результат естественного отбора (например, генетическая детерминация моральных качеств — альтруизма либо эгоизма, агрессивности и др.); во втором — феномены, характерные для внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений животных, произвольно переносят на человеческое общество. Для всех биологизаторских концепций характерна недооценка или игнорирование качественных различий между человеком и животными. В других натуралистических концепциях мораль психологизируется либо социологизируется (в последнем случае индивид по существу перестает пониматься как ответственный за свои поступки субъект моральных действий).

Второй класс составляют концепции, согласно которым в качестве основы морали выступает некоторое трансцендентное, то есть внешнее, по отношению к человеческому бытию начало, такое как «высшее благо» у Платона, «божественный закон» у Фомы Аквинского (Thomas Aquinas) или «абсолютная идея» у Гегеля (G. W. F. Hegel). Людям надлежит лишь выявить требования, исходящие от этого начала, и следовать им в своих действиях. В качестве такого обосновывающего начала нередко выступают так или иначе истолкованные законы органической эволюции. Согласно другим теориям, требования морали предписываются каким-либо авторитетом, например божьей волей, и потому не могут получить рационального обоснования.

Другая проблема этики — проблема общего критерия оценки морального смысла человеческих действий. В истории этики в качестве такого критерия обычно рассматривались результаты и последствия, которые влечет за собой оцениваемый поступок. Консеквенциализм (лат. consequentia — последствие) в этике выступал в форме эвдемонизма, согласно которому нравственным смыслом человеческих действий является стремление к достижению счастья; гедонизма, когда высшим критерием считается удовольствие (счастье и удовольствие при этом, как правило, истолковываются достаточно широко как в чувственном, так и в духовном плане и, за исключением примитивных эгоистических концепций, распространяются не только на индивида, но и на тех, кто его окружает); утилитаризма, когда критерием оценки является польза от совершаемых поступков.

В противовес консеквенциализму представители деонтологического направления в этике (деонтологию в данном смысле следует отличать от медицинской деонтологии) ставят на первое место не последствия и результаты, а мотивы и намерения субъекта, не практический расчет, а неукоснительное исполнение нравственного долга. С этой точки зрения важно прежде всего внутреннее отношение индивида к своим действиям, а не объективные результаты, которые часто зависят не от него, а от внешних обстоятельств. Даже самый положительный по своим последствиям поступок не может быть оправдан, если совершивший его человек руководствовался низменными мотивами.

Марксистская этика, вобравшая в себя и критически переосмыслившая все достижения этических учений прошлого, подчеркивает исторический и классовый характер явлений морали и нравственности. Буржуазная этическая мысль не в состоянии решить дилемму, обусловленную противопоставлением этического абсолютизма, согласно которому моральные нормы и ценности непреходящи, заданы человеку раз и навсегда, и этического релятивизма, рассматривающего эмпирически фиксируемые различия в моральных предписаниях и установках, характерные для разных времен и народов, как доказательство отсутствия общечеловеческого содержания морали. С марксистской, диалектической точки зрения мораль, будучи исторически конкретной развивающейся формой общественного сознания, вместе с тем всегда содержит элементы общечеловеческой значимости, причем по мере исторического развития общества эти элементы становятся все более заметными и весомыми. Во-первых, мораль каждого общества всегда имеет не только специфические, но и общие для всего человечества черты; во-вторых, в связи с прогрессом общественных производительных сил история общества становится универсальной, превращаясь во всемирную историю: преодолевается культурная изолированность отдельных наций и народностей, усиливаются культурные контакты и взаимовлияние, что, несмотря на противоречивый путь общественного развития, приводит к формированию и укреплению общечеловеческих универсальных моральных норм, ценностей и идеалов.

Механизм развития морали марксистская этика связывает с борьбой классов как движущей силой истории. Прогресс морали марксистская этика видит в том, что по мере превращения народных масс в подлинный субъект исторического процесса неуклонно расширяется круг объективно свободных, сознательных людей — нравственно ответственных творцов истории. Вместе с тем в ходе общественного развития для каждого индивидуума столь же неуклонно расширяется сфера морального выбора и ответственности. Расширению этой сферы в немалой степени способствует научно-технический прогресс, в частности прогресс в области биологии и медицины. Уже теперь стало реальным планирование семьи: в каком возрасте следует обзаводиться детьми и сколько детей иметь. В результате процессы регуляции численности населения, которые прежде происходили стихийно, стали в существенной степени опосредоваться осознанными решениями отдельных членов общества, что налагает на них нравственную ответственность перед своими детьми и перед обществом в целом.

Наряду с едиными для всех членов общества нормами морали этика изучает и специфические моральные установки, действующие в различных социальных группах, в различных сферах взаимоотношений между людьми. Так, особым разделом этики является профессиональная этика, исследующая моральные аспекты взаимоотношений представителей какой-либо профессии между собой и с окружающим обществом. Существует целый ряд профессий (к их числу относится и медицина), представители которых трудятся в постоянном и непосредственном контакте с непрофессионалами. Последние, как правило, не могут объективно оценить качество и добросовестность труда специалистов, обоснованность их действий. Нормы профессиональной этики, хотя они осознаются и фиксируются прежде всего на уровне профессионального сознания, исходят тем не менее от общества в целом, защищающего интересы каждого из своих членов во взаимоотношениях со специалистами. Соблюдение этих норм гарантирует общественный авторитет профессии, поэтому профессиональное сообщество, как правило, осуществляет моральные санкции против тех своих членов, которые нарушают требования профессиональной этики.

Читайте также  Как загадать желание в полнолуние

Большую важность в современной науке представляет комплекс морально-этических проблем, связанных с проведением экспериментов на человеке. Проведение экспериментов является необходимым условием прогресса медицины и биологии, разработки и внедрения новых методов лечения и лекарственных препаратов. Однако экспериментирование на человеке сопряжено с риском для его здоровья, а подчас и для жизни. Поэтому общим правилом является ограничение экспериментов на человеке необходимым минимумом при максимальном использовании тех возможностей, которые дают опыты на животных, а также современные имитационные эксперименты, в ходе которых разрабатываются экспериментальные модели различных систем организма и заболеваний.

С точки зрения предъявляемых этических требований, различают несколько типов экспериментов. Целью экспериментов первого типа является расширение научных знаний о функционировании человеческого организма, отдельных органов и систем, о природе тех или иных заболеваний. К таким экспериментам могут привлекаться лишь лица, которые сами изъявили желание участвовать в них. Эти лица должны получить исчерпывающую информацию о целях опыта и его возможных последствиях и быть достаточно компетентными, чтобы их участие в нем было полностью осознанным.

Подобные эксперименты допустимы только после тщательной проверки на животных безопасности предполагаемого воздействия, детального обсуждения компетентной комиссией и получения разрешения Ученого медицинского совета М3 СССР. Ко второму типу относятся эксперименты, предполагаемым эффектом которых является улучшение состояния больного. В этом случае достаточно добровольного согласия испытуемого. Если в ходе такого опыта возникает ситуация выбора между интересами пациента и исследования, то приоритет должен отдаваться интересам пациента.

Совершенно недопустимы, с позиций не только медицинской, но и общечеловеческой морали, эксперименты на заключенных, подобные тем, которые проводились в нацистских концлагерях или проводятся в настоящее время в некоторых капиталистических странах. Даже если заключенный соглашается подвергнуться опыту, его согласие не может считаться добровольным. Во всех случаях нельзя расценивать как добровольное и такое согласие, которое дается в обмен на обещание вознаграждения (см. Эксперимент).

Другими этическими проблемами современной медицины являются вопросы врачебной тайны, поведения врача у постели умирающего больного, критерии определения смерти, взаимоотношений медработников между собой в процессе лечения больного и др. (см. Деонтология медицинская, Этика медицинская).

Библиогр.: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф.г Сочинения, 2-е изд., т. 20, с. 95, т. 21, с. 298; Дробницкий О. Г. Понятие морали, М., 1974; Мур Д ж. Э. Принципы зтики, пер. с англ., М., 1984; Фролов И. Т. и Юдин Б. Г. Этика науки, Вопр. философии, № 2, с. 62, 1985; Шишкин А. Ф. Из истории этических учений, М., 1959; он же, Человеческая природа и нравственность, М., 1979. См. также библиогр. к ст. Этика медицинская. Б. Г. Юдин.

Основные этапы становления этики

Термин “этика” происходит от древнегреческого слова “еthos” (“этос”). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае, чему способствовала крутая ломка общественной жизни. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми. В ответ на эту потребность в осмыслении нового образа жизни и появилась этика.

Сам термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель, для обозначения особой области исследования — «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.

Но не его следует считать «первым этиком». Еще до Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель — Платон (428-348 гг. до н.э.), а также учитель самого Платона — Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества.

Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Предпринимались попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще ориентироваться. Так, Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) — мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) — мужество, уравновешенность, щедрость и др. Платон же выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики.

Античная этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей — разуму, живых личностей — абстрактным нормам, а того, что есть, — тому, что должно быть.

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. В ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

Центральным понятием этики эпохи Возрождения является гуманизм. Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье. Одной из таких идей был антропоцентризм, т. е. то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным.

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этих противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имя такого знаменитого философа как И. Кант.

По Канту, этика — наука лишь о должном (идеальном), а не о том, что есть . Она должна искать свои основания не в природе или бытии человека, а в чистых идеалистических постулатах разума. Попытка Канта выделить специфический предмет этики (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обусловленности морали.

Марксистская этика отвергает противопоставление «чисто теоретического» и «практического». Предмет марксистской этики включает философский анализ природы, сущности и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм и категорий определенной моральной системы.

В начале ХХ века возникает метаэтика, которая полностью отказалась от нормативных притязаний, она не учит людей, как надо жить, но только описывает особенности «морального языка» как специфического феномена. Английский философ Дж. Мур подверг критике традиционную этику, как покоящуюся на натуралистической ошибке, заключающейся в попытках идеалистических определений таких понятий, как добро, идеал, долг, которые, по его мнению, неопределимы.

Также в начале ХХ века возникает новое направление — социология морали, рассматривающая конкретные проблемы этики, связанные с выявлением роли моральных факторов в реальных социальных процессах. М. Вебер создал новый метод исследования, выраженный в рассмотрении этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, ее значения для экономического развития, приступил к сравнительному изучению религиозной этики. Заслуга Вебера состояла в том, что он выявил тесную связь экономического и социального развития с особенностями хозяйственной этики, менталитета и образа жизни больших социальных сообществ.

В начале ХХ века (Л. Толстой, Ф. Достоевский) и особенно в середине века (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) возникло новое направление в философии — экзистенциализм. Его особенностью было обращение к внутреннему миру человека, возвращение к «вечным» проблемам человеческого существования (одиночество, любовь, смерть). Экзистенциализм содержал значительную этическую компоненту, наполнив предмет этики психологическим содержанием и личностным смыслом.

В конце ХХ века начинается новый период — широкое развитие получает прикладная этика. Это очень широкое направление в этике, отвечающее практическим потребностям развития современного общества и имеющее большое практическое поле применения. Сюда относятся все виды профессиональной этики (этика бизнеса, этика ученого, этика делового общения), а также совсем новые направления (возникшие в конце ХХ века) — генная инженерия, суррогатное материнство, права животных, экологическая этика, политическая этика (шпионаж, смертная казнь), сексуальная, компьютерная, этика цензуры и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: