Как достичь нирваны

Как достичь нирваны

Практика ухода в Нирвану. Нирвана и самадхи

  • Новости сайта
    • Читать новости
    • Авторские статьи
    • Мы Вконтакте
    • Наш форум
    • Рассылка
  • Галерея
    • Медиа
    • Видео
    • Эзо-картинки
  • Меню сайта
    • Рассылка
    • Эзотерические статьи
    • Магия
    • Гадание
    • Сонник
    • Мантры
    • Медитации
    • Астрология
    • НЛО
    • Эзотерика
    • Чакры
    • Психология
    • Йога
    • Аура
    • Ченнелинг
    • Цигун
    • Ясновидение
    • Фен-шуй
    • Телепатия
    • Камасутра
    • Астрал
    • Лечение
    • Карта
  • Реклама на сайте:

    ПРАКТИКА УХОДА В НИРВАНУ. НИРВАНА И САМАДХИ

    Нирвана — это беспорно конечная цель человеческого существования. Нир — это отрицание, вана означает соединение или жажду и является силой, которая обеспечивает наш переход из одной жизни в другую. Следовательно, Нирвана — это существование, свободное от уз цикла жизни и смерти вследствие затухания желания.

    Существует три пути в Нирвану:

    1. Самма-Самбудда: путь Всемирного Учителя.
    2. Самостоятельное развитие в себе Совершенств (парамит) Бодхисаттвы, устремлённого к развитию потенциала для достижения Просветления без помощи других, на благо всех существ. В одно и то же время не бывает более одного Самма-Самбудды.
    3. Пратьека-Будда: путь безмолвного Будды.

    Нирвана должна быть достигнута в течение жизни, это не состояние, достигаемое после смерти. Нирвана, которая совершенна, радостна и благословенна, имеет два аспекта:

    1. Просветлённое состояние в этой жизни, когда процессы, формирующие наше существование ещё присутствуют.
    2. Нирвана после смерти (Махапаринирвана), где утрачены узы пяти групп привязанности.

    Нирвана не является отсутствием всего, лишь потому что мы не способны к её восприятию. Существует хорошая история, иллюстрирующая это. Жила-была черепаха, дружившая с рыбами, и вот после её возвращения с земли подружка рыба спросила, где она была. Когда та ответила, что была на земле, рыба захотела узнать, что такое земля, но так и не могла понять, как что-то может быть твёрдым, на чём можно стоять, потому что она никогда не знала ничего, кроме окружавшей её воды.

    Кто достигает Просветления и Нирваны?

    Нет такой вещи, как «я» или душа, достигающая просветления. Гораздо важнее избавиться от иллюзии «я», чем освободиться от страданий. Узы цикла рождения и смерти — это огонь, перепрыгивающий с одного фитиля на следующий. Просветление подобно угасанию огня. Огонь был здесь, но где он сейчас, мы не можем сказать.

    Также Нирвана не включает в себя «религиозное состояние», творца. Это безусловная свобода от всех зависимостей. Нирвана — это высшее счастье, и это счастье может быть достигнуто каждым мужчиной или женщиной.

    Хотя значение этого термина (нирвана) как он используется в литературе не является однозначным и относится иной раз к чистой субъективности, а иной раз заключает в себе Шуньяту, легче, кажется, ограничить его первым значением. Нирвана, таким образом, выглядит как противоположность объективного сознания, но входит в Шуньяту, которая объемлет как объективные, так и субъективные возможности. Нирвану можно считать сознанием без объекта, но с Субъектом, тогда как Шуньята есть сознание без объекта и без субъекта. Обе бесформенны в смысле содержания. Этот последний факт дает основание для объединения этих двух состояний в понятии «угасший» — буквальный смысл Нирваны. Но это приводит к путанице, так как разница между чистой субъективностью и Шуньятой столь же велика, как различие между чистой субъективностью и объективным сознанием. Конечно, ни то, ни другое состояние невозможно себе представить относительному сознанию, но значительное прояснение достигается созданием какой-то мыслимой логической модели.

    Нирвана и Освобождение

    Мы можем рассматривать Нирвану как освобождение, а Шуньяту как Озарение. Не Нирвана, а Шуньята есть «summum bonum». Есть основание полагать, что Запад может найти Озарение более приемлемым, чем Освобождение. Хотя чисто субъективное Освобождение особенно близко религиозному чувству индийца, оно не представляется столь важным для более активного сознания человека Запада. А Озарение занимает нейтральное положение между этими двумя. Поскольку главным акцентом Будды было не Освобождение, а также и не Озарение, Он является наиболее подлинным мировым духовным учителем, известным в исторические времена. Шанкара обращался к индийцам, а более конкретно — к общине браминов, тогда как Иисус ориентировался на более объективный западный дух. Таким образом, ни один из них не является Мировым Учителем синтеза. Они скорее выглядят специалистами. Индуизм ни в коем случае невозможно пересадить на западную почву, а христианство никогда не будет подлинно действенной силой в Индии или Китае. Но у Будды и в Дхарме Будды находится общее единое основание для человека субъективной и объективной натуры. Так что, хотя Адвайта Веданта Шанкары с одной стороны лишь слегка отличается от буддизма, с другой — западный ученик находит многое в буддизме, что звучит как его собственная мысль. И все же все время существует заметное различие между Ведантой и духом западной науки. Повторяю — Будда — единственный Мировой Учитель из известных.

    Конечная цель реализации буддийского идеала. Затухание. Прекращение. В джайнизме термин трактуется как освобождение души от кармического вещества. В буддизме нирвана — состояние вне времени и бытия, вне ощущений и осознания себя как системы в среде. Буквально «нирва» означает «задувать», «нирвана» — «потухший». Другие значения: уход в состояние высшего блаженства, высшего наслаждения (махасукха?, парамасукха?), в сверхбытие (парабхава?), «переправа на другой берег».

    Будда сравнивал нирвану с островом, на котором адепт может достичь совершенства и освобождения от страданий, старости, смерти и новых рождений. Он сам погружался в высшие состояния сознания, после чего возвращался к активной жизни, руководя общиной (сангха), путешествуя и читая проповеди.

    Нирвану рассматривают либо как процесс, либо как «неподвижный материальный остаток». В отличие от просветления, она предстает как завершение пути, полная самореализация. Дхармы нирваны относятся к необусловленным (асанскрита) дхармам. Состояние нирваны как освобождение от новых рождений, выход из сферы эмпирического, трансцендирование не может быть вербализовано, описано языком профанического существования. В третьей благородной истине Будда обозначил нирвану как освобождение от страданий и как высшее состояние сознания. В четвертой благородной истине и в учении о восьмеричном пути? он раскрыл путь, следуя которому человек способен не просто получить освобождение как милость, благодать, но достичь его на вершине собственного совершенства. В буддийских школах различают отдельные виды нирваны. Достигнутая при жизни тела нирвана может иметь обратимый характер, позволяя адепту продолжать жизнь среди людей, поэтому ее называют неполной нирваной с остатком (упадхишеша нирвана). После смерти тела наступает окончательная, конечная нирвана без остатка, полная необратимая нирвана (анупадхишеша нирвана, ниродха нирвана, нирупадхишеша нирвана).

    Высшая Нирвана

    Высшую нирвану, в которую ушел Будда Шакьямуни, называют паринирваной. Эпитеты нирваны: бессмертная (амата, амарана), вечная (нитья, ничча), недвижимая, неизменная (ачала) и др. Святой (архат, бодхисаттва) может отложить переход в нирвану, чтобы помочь другим приблизиться к освобождению. Такую неполную альтруистическую нирвану называют приостановленной (апратиштха нирвана). В буддизме махаяны накопился большой опыт достижения высших состояний сознания в результате разнообразных практик, обогащенных опытом небуддийских школ или усовершенствованных буддийскими учителями Индии, Тибета, Китая, Японии и др. Существует много терминов, синонимичных нирване и отражающих доминирование какого-либо аспекта: мокша, состояние абсолюта, таковость, природа будды, собственная сущность, истинная сущность, состояние будды, абсолютная реальность, татхата, татхаттва, дхармакая, татхагатагарбха, ануттара-самьяк-самбодхи, шуньята, адибудда, самадхи, сарваджнята, праджняпарамита, свабхава, дхармата, дхармадхату и др.

    Нирвана (санскр. nirvana, пали nibbana — затухание, угасание, иссякание, успокоение) — согласно всем школам буддизма, конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно окончательному уничтожению страдания, исчерпанности притоков аффектированного сознания, прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов «закона кармы». В буддийских текстах различаются Нирвану и паринирвана — полная Нирвана, осуществляемая лишь с последним развоплощением. Если в первоначальном и ортодоксальном буддизме Нирвана может быть достигнута лишь обретшим высшее совершенство монахом и адепт должен пройти весь долгий путь к ней самостоятельно, то в махаянском (где Нирвана приобретает статус Абсолюта) — любым человеком, черпающим силы для ее достижения благодаря аккумуляции заслуг и непосредственной помощи будд и бодхисаттв.

    Нирвана

    Н ирвана – это слово известно даже тем, кто мало знаком с буддизмом. В русский язык это слово вошло со значением «блаженство», «удовольствие». Однако, что же такое нирвана в изначальном понимании этого слова? Действительно ли мы понимаем её так, как трактуют последователи дхармических религий, и что общего между такими понятиями, как «блаженство» и «удовольствие» с изначальным пониманием такой концепции, как Нирвана?

    • Нирвана – наиболее популярное значение – «блаженство», «удовольствие»;
    • Нирвана – отсутствие беспокойства ума;
    • Нирвана в буддизме – состояние свободы от оков материального мира;
    • Нирвана – достижение Освобождения;
    • К Нирване ведёт Благородный Восьмеричный Путь;
    • Нирвана в индуизме – единение с Богом;

    Актуальность стремления к Нирване для современного человека

    Итак, попробуем рассмотреть подробно, что же такое Нирвана, как её достичь и насколько это необходимо. Вопреки распространённому употреблению понятия «Нирвана» в значении «блаженство, удовольствие», в переводе с санскрита это слово означает «угасание», «прекращение», «неволнение». Как-то весьма грустно звучит, не правда ли? Почему же слово Нирвана, которое мы привыкли воспринимать как нечто приятное и позитивное имеет такие весьма неоднозначные переводы? Если «неволнение» и «прекращение» ещё как-то можно трактовать позитивно, то при слове «угасание» нам рисуются пейзажи поздней дождливой осени, кладбищенская тишина и вообще – полная меланхолия. Однако, не всё так однозначно.

    Нирвана – это состояние отсутствия беспокойства ума

    Понятие «нирвана» пришло к нам из дхармических религий, преимущественно – из буддизма и индуизма. И это понятие тесно сосуществует с такой системой саморазвития, как йога. Собственно, нирвана и является конечной целью йоги. И здесь можно обратиться к такому древнему философскому трактату о йоге, как «Йога-сутры Патанджали», где этот мудрец уже во второй сутре описывает, что такое йога – «Yogas-citta-vritti-niroddhah», что переводится, как «йога – это устранение/обуздание беспокойства/волнений ума». Примерно тоже самое можно сказать о таком понятии, как «нирвана» – это отсутствие беспокойства ума. И здесь стоит вернуться к дословным переводам слова «нирвана» – «неволнение, прекращение, угасание». Что же в данном случае неволнуется, прекращается и угасает? Речь как раз таки и идёт об этих самых «вритти», о которых писал Патанджали, то есть – о беспокойстве ума. И именно по мере угасания и прекращения вритти наступает состояние Нирваны.

    То есть общепринятое понимание того, что нирвана – это блаженство и удовольствие не лишено истины. Но это удовольствие не в мирском понимании, а в духовном. И в данном случае будет более корректно употреблять термин «нирвана» в смысле «спокойствие». Примерно о том же говорил и сам Будда: «Нет счастья, равного спокойствию». С точки зрения буддизма, да и вообще с точки зрения йоги любое желание, привязанность, какая-то эмоция и так далее – это не более, чем беспокойство ума. И когда все эти явления устраняются или как верно подмечено – «угасают», то наступает глубинный покой, который переживается, как высшее блаженство и называется состоянием Нирваны.

    Нирвана в буддизме

    С точки зрения буддизма, наш ум отравлен тремя «ядами» – неведением, гневом и привязанностью. И состояние Нирваны наступает тогда, когда эти три яда перестают на нас действовать. Потому что когда мы не подвержены неведению, гневу или привязанности – все страдания прекращаются, потому как устранены эти три главных причины, которые приводят к страданиям.

    Читайте также  Как делать реверанс

    Концепцию Нирваны Будда поведал во время свой первой проповеди о «Четырёх благородных истинах». Суть их кратко звучит так: «Существует страдание, существует причина страдания – желания, существует возможность страдание прекратить, и эта возможность – Благородный Восьмеричный Путь».

    Благородный Восьмеричный Путь – это своего рода рецепт того, как достичь состояния Нирваны, можно сказать, пошаговая инструкция. Она содержит в себе нравственные предписания, которые вполне практичны и придуманы не просто так, а потому что облегчают движение по этому пути. Также эта инструкция содержит и конкретные практические наставления о том, что нужно делать, чтобы прийти к Нирване – речь идёт о правильном умонастроении, медитации и так далее.

    Также существует разделение, как «нирвана с остатком» и «нирвана без остатка». Нирвана с остатком – это состояние, которое достигает практик в физическом теле. То есть он уже свободен от трёх ядов ума, у него нет никаких привязанностей и так далее. Но поскольку он ещё находится в физическом теле, то имеет определённые ограничения и потребности. Очевидно, это и подразумевается под понятием «остаток». Что же касается нирваны без остатка, она достигается после ухода из физического тела, и это считается окончательным Освобождением – выходом из круговорота перерождений – Сансары.

    Таким образом, Нирвана в буддизме – это не какая-то абстрактная концепция, это вполне реальная цель для практикующих буддистов.

    Однако в своей проповеди, которая была прочитана на горе Гридхракута более чем сорок лет спустя после первой, Будда сказал, что идея о Нирване была уловкой, чтобы привлечь людей следовать по пути. Он привёл такой пример: некий проводник ведёт людей через опасную местность. И вот уже не один день они в пути, силы у них на исходе, некоторые из них стали роптать, и, в общем говоря, путники выбились из сил. И чтобы подбодрить своих спутников, проводник силой своих мистических способностей создаёт «призрачный город» и говорит: «Мы достигли цели». Когда же люди отдохнули в призрачном городе, проводник говорит: «Это иллюзия, я создал её для вас, чтобы вы отдохнули, но цель наша близка. Идёмте!».

    Именно то же самое сделал и Будда – он дал своим ученикам красивую сказку о Нирване, потому что если бы рассказал, что цель намного дальше и намного труднее достижима, большинство его учеников имели бы очень грустный вид, услышав такие слова. Но Будда поступил мудро – он дал им цель, которая была относительно близка, умолчав, что эта цель была промежуточной. И только спустя сорок лет своих проповедей, когда многие его ученики уже утвердились на пути, Будда поведал им истинную, окончательную цель пути. О том, какую цель Будда указал своим ученикам на горе Гридхракута можно более подробно прочитать в «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы», которая является квинтэссенцией всего учения Будды.

    Нирвана – состояние души

    Таким образом, если Нирвана и является блаженством, то это не блаженство в мирском понимании этого слова. Нирвана – это состояние души, в котором прекращается всякое беспокойство и стремление органов чувств к материальным объектам. Как уже упоминалось выше, с точки зрения буддизма Нирвана является лишь промежуточным состоянием, однако это уже тоже очень высокий уровень развития. Тот, кто достиг состояния Нирваны, теряет жажду чувственных наслаждений, и по одной из версий, такой человек исчерпал всю свою накопленную карму, либо же и вовсе находится вне её влияния.

    Так как в буддизме отсутствует понятие Бога (если быть точнее, Будда хранил так называемое «благородное молчание» в ответ на этот вопрос), то при рассмотрении концепции Нирваны отсутствует какая бы то ни была роль Бога в достижении этого состояния и пребывании в нём. Но этого нельзя сказать об индуизме, где понимание состояния Нирваны несколько отличается, хоть смысл остаётся прежним.

    С точки зрения индуизма, состояние Нирваны – это единение с Богом и растворение в нём. То есть, по сути, речь также идёт об обретении Освобождения из круговорота перерождений, просто интерпретация несколько иная. Душа, освобождённая от своей кармы и оков материального мира, возносится к Богу и достигает состояния вечного невозвращения. Это в индуизме и называется Нирваной.

    Нирвана – как состояние современного человека

    Итак, мы рассмотрели взгляды дхармических религий на понятие Нирваны. Однако главный вопрос остаётся без ответа – что дают нам эти знания, и насколько для современного социально активного человека актуальна идея достижения Нирваны?

    Если рассматривать какие-то глубокие философские рассуждения на тему реинкарнации, вечности души, Освобождения и так далее, наверное, для большинства людей это вряд ли будет актуально. Но если говорить о том, что в буддизме называется «нирваной с остатком», то есть состоянием спокойствия, которое человек переживает, находясь в физическом теле и продолжая выполнять свои повседневные дела, то это, скорее всего, будет актуально для многих.

    Так или иначе все живые существа стремятся избежать страданий. В книге «Путь Бодхисаттвы» Шантидэва цитирует слова Будды: «Все страхи, а также все беспредельные страдания – берут начало в уме». Большинство из нас пребывает в иллюзии, что некие внешние обстоятельства заставляют нас страдать. Но это не более, чем иллюзия. Всегда нас заставляет страдать лишь наш собственный ум, который постоянно делит явления на приятные и неприятные. К приятным мы привязываемся, а к неприятным – испытываем отвращение, гнев или ненависть. И это порождает страдания.

    Таким образом, достижение состояния «нирваны без остатка», которое является состоянием глубинного покоя и освобождения от привязанностей возможно практически для каждого человека.

    «Нирвана – это отречение от всего», – писал монах Шантидэва. Речь не идёт о том, что обернувшись простынёй уйти жить в пещеру. Отречение в данном случае означает непривязанность к плодам своих действий.

    Об этом же в «Бхагавад-гите» говорил и Кришна: «К плодам не стремись – не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье – земные тревоги – забудь! Пребывай в равновесии – в йоге». Это и есть короткое и понятное описание того, что такое Нирвана – не отказываясь от своей деятельности, при этом не привязываться к её плодам и пребывать в состоянии спокойствия, осознавая, что всё что происходит – это лишь последствия нашей кармы. И всё, что происходит – горе или счастье – всё ведёт нас к развитию. Потому что с точки зрения накопления опыта между горем и счастьем нет никакой разницы. Понимание этого и ведёт человека к повседневной Нирване.

    Что такое нирвана в буддизме?

    Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

    В европейском сознании нирвана – это что-то сродни наивысшему наслаждению, неземному удовольствию. Однако такое понятие нирваны несколько искажено и является собирательным образом эйфории, состояния сильного эмоционального всплеска и приятных ощущений.

    Поэтому сегодня мы предлагаем вам разобраться, что такое нирвана в буддизме. Мы узнаем, что означает это понятие, как достичь подобного состояния, и какие ступени есть на этом пути, а также поведаем о том, в чем различия буддийского и индуистского понимания нирваны.

    Понятие в буддизме

    Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.

    Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.

    Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:

    • «нир» – буквально означает частицу «не», отрицание;
    • «вана» – переход, перетекание из жизни в жизнь.

    Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.

    Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.

    На языке пали «нирвана» звучит как «ниббана».

    Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:

    • освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
    • прекращение череды перерождений;
    • состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
    • главная цель в раннем буддизме и среди буддистов тхеравадинского толка.

    Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.

    Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.

    Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».

    Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности.

    Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.

    Этапы достижения

    Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому.

    Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.

    Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.

    Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.

    Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:

    1. Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
    2. Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
    3. Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.

    Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:

    • Самма-Самбудда – следование путем проповедника, учителя: зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств бодхисаттвы;
    • Пратьека-Будда – бессловесный Будда: путь к просветлению без возможности учить других дхарме;
    • Архата-Будда – следование указаниям бодхисаттвы, которые несут в себе дхарму.

    Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.

    Читайте также  Как добраться до Новодевичьего монастыря

    А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.

    Чем отличается нирвана в индуистской религии

    Если буддизм говорит, что после нирваны – пустота, где нет души, то в индуизме это состояние понимают несколько иначе.

    Как и в буддийских представлениях, индусы считают, что нирвана влечет за собой разрыв череды перевоплощений, прекращение кармических последствий, конец собственного эго – это явление носит название «мокша». Но для индуистов нирвана – воссоединение с Брахманом, верховным Господом.

    Об этом говорится в священных писаниях Махабхарате и Бхагават-Гите, где используется интересное слово «Брахманирвана». Вернуться к Богу, почувствовать единство с ним – величайшее счастье, ведь, согласно представлениям индуизма, в каждом из нас живет частичка Всевышнего.

    Заключение

    В этой статье мы познакомили вас с понятием нирваны в целом. Мы обязательно продолжим этот разговор в последующих статьях, где поговорим о взгляде на нирвану в различных направлениях буддизма.

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, нажав на одну из кнопочек ниже)

    Также подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

    Как достичь нирваны?

    Если вы мечтаете о блаженстве и покое, которые недостижимы в реальной жизни, тогда у вас есть только один вариант — стать Буддой.

    Обыкновенный человек

    «Будда» — это не имя и тем более не санскритский эквивалент русского слова «бог». «Будда» обозначает ранг духовного развития. Поэтому любой, кто сможет достичь состояния нирваны, вправе назвать себя Буддой.

    С санскрита «будда» (слово происходит от того же индоевропейского корня bud-, что и наш «будильник») переводится как «просветленный» или «пробужденный». В массовом сознании Будда ассоциируется в первую очередь с Сиддхартхой Гаутамой (623-544 до н.э.), по ошибке превратившись еще в одно его имя. Сиддхартха происходил из североиндийского княжеского рода, правившего на земле племени шакьев. Он был не первым и не последним, кому удалось достичь просветления. Но именно Гаутаме принадлежит идея спасти людей от губительного невежества, рассказав им о своем мистическом опыте и объяснив законы мироздания. Так появился буддизм.

    Трагедия как стиль жизни

    Буддисты обостренно ощущают враждебность окружающего мира. Для них находиться в этом мире — значит все время испытывать страдания. И их можно понять. Согласитесь, вам ведь тоже все время чего-то не хватает. Если же вы обретаете желаемое, то начинаете терзаться страхом потерять его. Людей мучают болезни и психологические комплексы, зависть или равнодушие близких. И любая радость рано или поздно сменяется горем и неудачами. Настоящий буддист уверен: человек никогда не сможет счастливо жить на земле, поскольку не создан для этого несовершенного мира. Все его надежды на светлое будущее заранее обречены на провал.

    Кина не будет!

    Буддисты полагают, что противоположные убеждения проистекают из неверного представления о собственном «я». Мы, европейцы, привыкли отождествлять его со своими мыслями, чувствами и ощущениями. А буддисты считают это ошибкой, поскольку никакой души, по их мнению, нет. Представьте себе героев фильма — они думают, переживают, любят и т.п. На самом же деле все это не более чем игра света и тени на белом экране. Наше «я» — такая же иллюзия, наслоившаяся на истинную человеческую природу, которая в этом контексте выступает в роли неотснятой пленки. А сама человеческая природа представляет собой никак не именуемый бессознательный сгусток энергии, и настоящая ее обитель — мир нирваны (от санскритского nir — «угасание»). Превращение в Будду — хоть и амбициозная, но вполне оправданная цель. С одной стороны, ваше «я» помещается в естественную среду обитания — нирвану. С другой, вы выходите из круга земных перерождений, которые (по мнению 3 млн буддистов) несут лишь новые страдания. Есть только одно «но». Работать над собой придется в течение 3000 перерождений. То есть жизней.

    Интересный факт. Самому Сиддхартхе Гаутаме, чтобы достичь нирваны, потребовалось пройти 500 перерождений. Обычному человеку их потребуется не менее 3000. Многовато. И некоторые буддисты с этим согласны. На Дальнем Востоке и в Тибете даже существуют особые школы (дзен, чань и др.), практикующие достижение нирваны за одну жизнь. Их адепты, которыми могут быть только монахи, концентрируются не столько на буддийской этике (первый и второй этапы духовного совершенствования в классическом буддизме), сколько на техниках медитации (третий этап, см ниже). Они уверены, что особые заклинания вкупе со сложными методами расслабления и концентрации достаточны для того, чтобы лет через 50-60 уйти в нирвану. Однако даже великим мастерам такое удается крайне редко. Кстати, постигать дзен можно только вместе с учителем-профессионалом: многие европейцы, пытавшиеся самостоятельно следовать ему, сошли с ума.

    Благородный восьмеричный путь буддиста (санскр,- арья аштанга марга)

    Шаг 1. «Правильный взгляд». Избавиться от своего неведения, понять, что сущность этого мира — страдания и любые оптимистические надежды не более чем самообман.

    Шаг 2. «Правильное намерение». Четко осознать, что для следования путем Будды придется принести в жертву все, что обычно доставляло (пусть и иллюзорное) удовольствие.

    Шаг 3. «Правильный поступок». Необходимо воздержаться от всего, что причиняет боль другим существам. Нельзя убивать, воровать, впадать в гнев, торговать оружием, людьми и любыми живыми существами, а также употреблять их в пищу.

    Шаг 4. «Правильный образ жизни». Противостоять своим плотским желаниям. Запрещается есть и спать вдоволь, общаться с женщинами и употреблять дурманящие напитки. Жить только честным трудом, не содержать игорных притонов и не торговать алкоголем. Из заработанных средств на себя тратить ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни, а остальное раздавать нуждающимся. Противостоять и страстям духовным: гордыне, жажде славы, зависти и стяжательству.

    Шаг 5. «Правильная речь». Следить за своей речью: не лгать, не клеветать, не браниться, не распространять слухов и сплетен.

    Шаг 6. «Память». Начать овладение техникой йоги. В первую очередь развить умение сосредоточиться. Сконцентрировавшись на каком-либо предмете, необходимо довести себя до такого состояния, когда сможете с закрытыми глазами описать этот предмет во всех деталях столь же точно, как если бы глаза оставались открытыми.

    Шаг 7. «Усердие». Необходимо отождествить себя с любым выбранным предметом. Используя технику сосредоточения, нужно каждой клеткой организма прочувствовать свою новую сущность и уверить себя в том, что избранный предмет и есть вы сами. Затем возвратиться к «реальности», чтобы убедиться в «ложности» пережитых ощущений. Так приходит понимание относительности образов и установок сознания, ведь теперь ясно: оно может представить все, что угодно.

    Шаг 8. «Сосредоточение». На заключительной ступени своего духовного роста начать медитировать над образом Будды или какого-нибудь буддийского святого. Сначала изучить этот образ во всех деталях, а потом отождествить себя с ним. Если отождествление удалось, вы растворяетесь в нирване.

    Нирвана — это вовсе не холодный и бесцветный мрак. Буддисты сравнивают ее с успокоенным морем, которое не знает ни бурь, ни ураганов. Это состояние свободы и особой надличностной полноты бытия.

    Состояние нирваны: как его достичь? Виды нирваны

    Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения, а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.

    Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.

    Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?

    По верованию Будды, невзирая на мучения, что пронизывают каждый этап существования в Сансаре, существует состояние без мучений, и его возможно достичь. Им выступает состояние транса или нирвана. Вхождение в данное состояния в учении Будды обозначают термином амата, то есть достижение души, что разрушает цепь кармического существования.

    Что такое нирвана? По определению – это состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины

    В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.

    Что такое нирвана?

    Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.

    нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей

    Всем знакома фраза «впасть в нирвану». Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.

    В учении Будды нирваной называется верховное счастье, но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.

    Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.

    В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны

    В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре. Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.

    Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это покой души, где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.

    Читайте также  Как добавить рингтон в itunes

    В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий

    Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания. Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.

    Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.

    Есть несколько разновидностей нирваны. В разных учениях она трактуется по-своему. Нельзя однозначно сказать, что именно означает это состояние

    Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.

    Типы нирваны

    Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:

    • непознанное состояние постоянного покоя и абсолютное удовлетворение;
    • разрушение цепочки перерождений, окончание перерождений, полный, нерушимый покой;
    • она не поддается какому-либо определению;
    • в среде ученых и буддистов до сих пор ведутся споры о правильном понимании нирваны.

    Существуют разные типы нирваны по различным учениям

    Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:

    1. ментальная. Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
    2. жизненная. Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
    3. вечная. Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.

    В тхераваде есть 2 вида нирваны:

    • «с остатком». В данном состоянии пребывает святой в буддизме, прежде чем выйти из цепи реинкарнаций. Остатком называется тело, оно носит имя «последнего»;
    • «без остатка». В этом случае у буддийского святого «успокаивается» полный набор дхарм, а сам он навсегда прекращает существование.

    Как впасть в нирвану?

    Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.

    Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.

    Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира

    Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, медитация, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:

    1. Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление. Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь. По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
    2. Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
    3. Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
    4. Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
    5. Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.

    Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания

    Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.

    Как достичь нирваны: 10 советов по борьбе с хронической усталостью

    От синдрома хронической усталости в среднем страдает один человек из ста. Лекарства нет — остаётся лишь полагаться на рекомендации психотерапевтов и заботиться о своём душевном состоянии самостоятельно, чтобы не допустить выгорания. В этом материале мы собрали ТОП-10 советов, как не прогнуться под изменчивый мир:

    Ищите только хорошее

    Стресс ассоциируется у нас с чем-то негативным, мы постоянно пытаемся от него избавиться. Профессор Келли Макгонигал уверена, стресс может стать движущей силой: он заставляет нас серьёзнее готовиться к публичным выступлениям, прибавляет продуктивности к моменту дедлайна, да что там говорить — стресс поддерживает наши сосуды в тонусе. Советуем: когда вам кажется, что вы вот-вот взорвётесь, попробуйте посмотреть на ситуацию под другим углом. Возможно, выброс кортизола, гормона стресса, помогает вам сейчас справиться с какой-то проблемой и найти нужное решение.

    Избавьтесь от тухлых яиц

    Карьерный коуч Кристина Талиаферро рассказывает, что большинство её клиентов испытывают стресс, просматривая новости. Впрочем, дело даже не в новостях: в жизни каждого из нас есть вещи — этакие тухлые яйца, которые вытягивают из нас вся эмоциональную энергию. Будь то токсичные отношения с родителями или постоянная борьба за власть на работе. Вы должны понять, что в вашей жизни играет роль таких яиц и как от них избавиться, даже если они кажутся совсем незначительными.

    Копите воспоминания

    Иногда кажется, что американские горки депрессии не остановить: одна негативная мысль сменяет другую, и вы словно уменьшаетесь и падаете сквозь кроличью нору прямиком в Море слёз. Больше никаких аналогий из «Алисы» — как только вы чувствуете себя на краю, попытайтесь собраться и записать пару-тройку хороших вещей о своей жизни: вспомните тех, кто вас любит; вещи, которые вам приносят удовольствие; любимое мороженое или даже мурчание вашей кошки.

    Стремитесь в поток

    Состояние потока, придуманное Михаем Чиксентмихайи, на самом деле очень действенно для тех, кто часто испытывает депрессивные эмоции или ощущает пустоту в своей жизни. Займитесь тем, что вам нравится, и постарайтесь достичь состояния потока, когда ни время, ни голод не мешают вашей продуктивности.

    Отвлекитесь от рутины

    Рутина — это не так уж и плохо. С её помощью мы чувствуем себя более защищёнными, но постоянное соблюдение одного и того же графика утомляет и забирает у нас свободу импровизировать и изменяться под новый ход вещей. Национальный американский институт психического здоровья советует иногда отходить от привычных дел и привносить в жизнь что-то новое: спланировать внезапную поездку, сходить в новый ресторан или пробежаться утром в другом парке.

    Будьте счастливы

    Аристотель считал, что ответственность за собственное счастье лежит на самом человеке. Никаких больше действий по инерции — займитесь тем, что делает вас по-настоящему счастливыми. Начните утро с любимой шоколадки, плавания, объятий или звонка лучшему другу — тем самым вы немного подзарядитесь на весь день вперёд.

    Не забывайте о друзьях

    Тот же Аристотель говорил, что человек — социальное животное, а значит, мы чувствуем себя лучше всего в обществе себе подобных. Мы понимаем, каждому нужно проводить время наедине с собой, но не забывайте и о своих эмоциональных и коммуникативных потребностях.

    Рисуйте

    Далеко не каждый обладает талантом к рисованию — и это нормально. Но когда вы чувствуете повышенную тревожность, нет ничего лучше, чем взять раскраску и порисовать. Двадцати минут, считают психологи, хватит для того, чтобы понизить уровень тревожности и настроиться на креативный лад.

    Наполните свой дом запахами

    Домашняя обстановка играет одну из важных ролей в вашем психологическом комфорте. Обустройте свой дом так, чтобы вас всё радовало, и уделите большое внимание запахам. Талиаферро советует использовать в качестве благовоний эфирные масла с нотками лимона и мяты, они положительно влияют на ваше ощущение безопасности.

    Наладьте сон с помощью ритуалов

    Хороший сон (как, впрочем, и еда) — одна из основополагающих вещей для вашего психического здоровья. Но что делать, если вас одолевают тревожные мысли — а вследствие этого и бессонница? Доктор Алисия Кларк говорит, что вечерние ритуалы помогают нервной системе успокоится, поэтому отложите свои телефоны и сериалы на ночь — они только провоцируют возбуждение. Займитесь рисованием, заполните дневник или просто почитайте, поставив для себя определённые временные рамки, и уже вскоре вы и сами не заметите, как начнёте засыпать вовремя.

    • Книги
    • Авторы
    • Стать автором
    • Альпина.Медиа
    • Политика конфиденциальности
    • Договор оферты
    • Реквизиты
    • Об издательской группе «Альпина»
    • Услуги B2B
    • Корпоративная библиотека
    • Оптовые поставки
    • Курсы
    • Как купить
    • Где купить
    • Скидки
    • Оплата
    • Доставка
    • Возврат
    • Бесплатные электронные книги

    123007, Москва , 4-я Магистральная улица, дом 5, строение 1

    2021, ООО «Альпина Диджитал»
    Все права защищены

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: