Что такое униформа и для чего она нужна

Для чего нужна спецодежда

Спецодежду носят сотрудники строительных компаний, дорожных служб, силовых структур, предприятий торговли и многих других организаций. Иногда необходимость специальной рабочей экипировки прямо предусмотрена нормативными актами, иногда униформа – это инициатива работодателя.

Зачем нужна спецодежда:

  • Защита персонала. Рабочая одежда может защищать от пыли, химических растворов, высоких или низких температур, воды, ветра, поражения электротоком и других негативных факторов.
  • Удобство во время работы. Комфортная униформа повышает производительность персонала. У некоторых специалистов даже небольшое неудобство существенно влияет на скорость работы, увеличивает риск аварийных ситуаций.
  • Формирование чувства сопричастности. Спецодежда для работников очень важна, даже если она напрямую не влияет на безопасность. Сотрудники, которые носят фирменную униформу, обычно чувствуют себя частью компании. Это, в свою очередь, повышает их ответственность и производительность.
  • Укрепление имиджа фирмы. Аккуратная рабочая одежда обеспечивает презентабельный вид персонала, помогает формировать образ успешной, солидной компании.

Особенности спецодежды для разных отраслей

Итак, рабочая форма может выполнять разные функции – от повышения безопасности до рекламы компании. Поэтому существует множество профессий, в которых нужна спецодежда. Экипировка для каждой отрасли имеет свою специфику и определенный набор защитных характеристик.

Для работы на улице

Специалисты сферы ЖКХ, силовых структур, дорожных служб, транспортной и других отраслей много времени проводят под открытым небом. Для таких профессий необходима экипировка, строго соответствующая климатическому поясу и сезону.

Для чего нужна спецодежда летом? В теплый сезон униформа защищает от солнечных лучей, осадков, ветра, загрязнений. Поэтому она должна хорошо пропускать воздух, быстро сохнуть, легко отстирываться. Демисезонные модели более теплые, часто непромокаемые.

Зимой на первый план выходят теплозащитные свойства одежды. Кроме того, утепленные модели должны быть устойчивы к ветру и воде, практичны, комфортны в носке. Важно, чтобы утеплитель не был слишком тяжелым и не мешал нормальной работе.

Если специалист работает на улице в условиях ограниченной видимости, необходима сигнальная спецодежда. На нее наносятся полосы из материалов, отражающих свет (например, от фар). Основная часть шьется из ткани ярких расцветок.

Когда нужно носить спецодежду со светоотражающими элементами? Такую экипировку используют на улице не только в темное время суток, но и днем. Ночью она повышает безопасность за счет светоотражателей, а днем делает человека более заметным благодаря яркому цвету фона. Поэтому сигнальная форма необходима сотрудникам, работающим на дорогах, парковках или других объектах с движущимся транспортом.

Для работы в помещениях

Персонал, работающий в отапливаемых помещениях, также носит рабочую одежду. Она может потребоваться специалистам клининговых компаний, медицинских учреждений, торговли, производственных предприятий. Для чего нужна спецодежда на производстве и в других сферах:

  • Защищает от химических воздействий. На некоторых производственных площадках, в химических лабораториях персонал взаимодействует с растворами кислот, щелочей и т.д. Специальные костюмы, фартуки, перчатки защищают при контакте с агрессивными веществами.
  • Обеспечивает удобство: в качественной спецодежде комфортно работать весь день.
  • Защищает от общих производственных загрязнений – пыли, мелкой стружки и т.д.

Спецодежда для помещений подбирается с учетом конкретных поражающих факторов и условий труда. Например, для медицинских работников особенно важны гигиенические характеристики тканей, для персонала клининговых компаний – водостойкость материалов.

Корпоративная униформа: кому и зачем нужна?

Нужна ли спецодежда персоналу, который работает в офисе? Многие ответят на этот вопрос отрицательно. Однако многие компании все-таки используют в таких случаях специальную корпоративную униформу. Она отличается от классической спецодежды своей основной функцией: это не защита, а создание определенного образа сотрудника.

Корпоративная форма не менее важна, чем защитная. Итак, зачем нужна униформа:

  • Дисциплинирует сотрудников. Специальная униформа помогает сосредоточиться на работе.
  • Продвигает бренд. На одежду можно наносить изображения: логотипы, слоганы, рекламные сообщения. Поэтому каждый одетый в нее сотрудник работает на продвижение фирмы.
  • Отражает индивидуальность компании. Униформу часто разрабатывают и шьют на заказ. Это позволяет в полной мере использовать фирменные цвета и другие элементы корпоративного стиля.
  • Помогает клиентам. Человек в фирменной экипировке всегда заметен, поэтому к нему легко обратиться.

Можно использовать разные виды корпоративной одежды. Выбор зависит от того, для чего нужна униформа. Например, чтобы визуально выделить сотрудника в толпе, иногда достаточно галстука или других небольших аксессуаров фирменного цвета.

Ключевые свойства спецодежды

  • Безопасность. Форма должна строго соответствовать заявленным защитным характеристикам (устойчивость к агрессивным веществам, воде и т.д.).
  • Комфорт. Лучше выбирать одежду, сшитую из воздухопроницаемых тканей, имеющую удобный крой, хорошо подходящую по размеру.
  • Практичность. Повышенные нагрузки есть почти везде, где нужна спецодежда. Поэтому рабочие вещи не должны быстро истираться и рваться. Также важны грязеотталкивающие характеристики, несминаемость, возможность многократной стирки.
  • Эстетичный внешний вид, соответствующий корпоративному стилю компании.

Используемые материалы и ткани

Для пошива верха курток, брюк, комбинезонов используют натуральные, смесовые, синтетические ткани. Популярен хлопок: он хорошо пропускает воздух, быстро сохнет. Если важна устойчивость к высоким температурам, применяют молескин, сукно, брезент.

Подкладку шьют из мягких, приятных на ощупь материалов. Для демисезонных вещей часто используют флис: он не натирает, обладает согревающим эффектом. Также популярны вискозные, полушелковые, хлопчатобумажные подкладки.

В зимней спецодежде используют утеплители. Это может быть как натуральный мех, так и искусственные материалы: синтепон, холлофайбер, тинсулейт и другие.

Правильный выбор материалов зависит от того, для чего нужна рабочая одежда. Например, при подборе утеплителей учитывают климатические особенности и продолжительность пребывания персонала на улице.

Правильный уход за спецодеждой

Стирать, сушить, гладить и хранить рабочую одежду нужно в соответствии с рекомендациями производителя, указанными в маркировке. Вот несколько базовых рекомендаций по уходу:

  • храните рабочие вещи в отапливаемых помещениях;
  • вещи из меха и шерсти нужно периодически обрабатывать от моли;
  • регулярно проверяйте состояние спецодежды и вовремя заменяйте ее;
  • изделия, не подлежащие обычной стирке, регулярно отдавайте в химчистку;
  • для вещей из мембранных тканей используйте специальные средства.

Правильный уход за спецодеждой поможет надолго сохранить ее защитные характеристики. Кроме того, он продлевает срок службы униформы, а значит, помогает работодателю экономить.

Почему униформа — новый показатель успеха, в котором мы все очень нуждались

Сегодня меньше значит больше

На протяжении всей нашей жизни униформа по большей части вызывает у нас отрицательные чувства. Сначала в школе: колючие шерстяные юбки, заправленные в них рубашки, которые постоянно топорщатся над ремнем, жаркий пиджак с эмблемой, которая обязательно портит монохромный ансамбль, и полное отсутствие свободы в том возрасте, когда экспериментов над собой хочется больше всего. В больницах и поликлиниках мы боимся белых халатов — одна только мысль о них вызывает приступ страха и пускает по спине поток холодного пота, даже если назначенная вам процедура не предполагает вмешательств иголок и лезвий. Сильнее других не любят униформу те, кому приходится в ней работать — в отличие от школьников они не могут быть уверены в том, что через 11 лет ее можно будет снять, и это ежедневное однообразие иногда сводит с ума.

В России униформа традиционно вызывают скорее тревогу, чем ощущение спокойствия. Об этом еще два года назад говорила Ирина Горбачева — при виде людей в камуфляже мы чувствуем себя не под защитой (как должны), а под угрозой. А вот врачи (которых раньше большинство из нас панически боялось) за прошлый год стали настоящими супергероями — без кейпов, но все-таки в униформе.

Эта безусловная сила, самоотверженность и храбрость врачей по всему миру, конечно, не могла не отразиться на индустрии моды. Некоторые бренды — например, Hermès и Fendi — отдали врачам дань уважения в своих новых коллекциях, обыграв в них медицинские фартуки 1960-х годов и белые халаты. Другие же подошли к вопросу более основательно и решили переосмыслить униформу как явление. И не только в своих коллекциях — некоторые дизайнеры собственным примером начали показывать, что универсальный, (хотя бы частично) формальный и лаконичный образ может не только решить вечную проблему «что надеть», но и вывести на передний план именно личность, а не то, во что она «упакована».

Hermès весна-лето 2021, Fendi весна-лето 2021

Так, после первого показа Prada Рафа Симонса и Миуччи Раф сказал: «Мы работали над метафорической униформой — одеждой, в которой ты будешь чувствовать себя хорошо. Чем-то, что поможет выразить себя и не будет модным всего сезон». Прада с Симонсом согласилась и описала свою униформу образца-2020 — белая плиссированная юбка из хлопка и синий свитер. И хотя Миучча заговорила о ней только сейчас, идеальную формулировку для своей униформы она придумала еще много лет назад: юбка миди, джемпер и туфли на каблуке, а в некоторых случаях еще и накинутое на плечи пальто, которое Миучча своим фирменным жестом придерживает на груди.

Читайте также  Что такое доношенная беременность

Если задуматься, можно насчитать десяток дизайнеров, которые годами не изменяют своим любимым сочетаниям в одежде. Ральф Лорен, например, обожает джинсы и почти всегда носит их с рубашками и джемперами, заправленными за пояс. Жан-Поль Готье всегда в черном (или в тельняшке). А имя Карла Лагерфельда стало почти синонимом смокингу и кожаным перчаткам. Новое поколение дизайнеров тоже стремится к простоте и лаконичности. Джонатан Андерсон всегда в темно-синем свитшоте, Люк и Люси Мейер — в matching-водолазках или футболках, а Ричард Куинн — в расстегнутой (или полурасстегнутой) рубашке, надетой поверх серой футболки.

Невольно возникает вопрос: если все эти дизайнеры годами придерживаются одного и того же образа, то зачем они ежесезонно продают нам новую моду? По тридцать образов в каждой коллекции, многие из которых никогда и ни при каких условиях не поместятся в термин «база». Ответов здесь несколько. Первый: дизайнеры — вне зависимости от возраста, пола и других факторов — часто пресыщаются обилием красок и форм и делают сознательный выбор в пользу отказа от них в своих гардеробах. Второй: чтобы прийти к собственной четко сформулированной униформе, вам придется пройти через тернии всего, что предлагает рынок — иначе как вы поймете, в чем чувствуете себя комфортно, а в чем нет (только если вы не везунчик, который может сделать это интуитивно). Третий: униформа может складываться из чего угодно. В современном мире она не обязана напоминать вам ненавистную школьную «тройку». Если ваше «go to»-сочетание — это леопардовая юбка и белая рубашка, провозгласите своей формой именно его и будьте счастливы. К тому же базовый гардероб приносит радость только в том случае, если одежда прослужит вам верой и правдой не один сезон. И в этом смысле за кашемировыми свитерами и идеальными джинсами можно пойти к тому же Дэниелу Ли в Bottega Veneta или к Мейерам в Jil Sander.

Джонатан Андерсон, Ричард Куинн, Люк и Люси Мейер

Но дизайнеры — не единственные, кто решительно отказывается от ежедневного разнообразия. И сейчас вам в голову наверняка придут Стив Джобс и Марк Цукерберг — техногении, которые перевели прицел внимания с себя на свой продукт. И если тогда, много лет назад, это решение казалось почти эпатажным, то сегодня сложно придумать что-то более рациональное и даже мудрое. Или другой пример — американская писательница Фран Лебовиц, которую в общем-то надо скорее читать и слушать, но на которую почему-то хочется еще и бесконечно смотреть. Вот уже много лет Лебовиц не изменяет мужским рубашкам под запонки, пиджакам с Сэвил-Роу, синим джинсам Levi’s, ковбойским ботинкам, длинным пальто строгого кроя и круглым очкам в роговой оправе. И хотя она наверняка возмутится, если узнает, что вы пришли в лондонское ателье с ее фотографией и попросили сшить «пиджак как у Фран», после просмотра сериала Скорсезе «Представьте, что это город» вам очень захочется это сделать. Потому что наличие такого отточенного, продуманного до мельчайших деталей стиля сперва поражает, а потом вызывает желание быть похожим. И не будь его у Фран, ее образ вряд ли стал бы таким культовым.

К тому же униформа прекрасно рифмуется со всемирной тенденцией на осознанное потребление. И давайте не будем лукавить: нас (часто даже на подсознательном уровне) восхищают те, кто делает выбор в пользу этой осознанности. Вспомните хотя бы, какой вау-эффект произвел Хоакин Феникс в начале 2020-го, когда решил на все премии ходить в одном и том же смокинге Stella McCartney. И хотя с понятием «униформа» такой жест имеет мало общего, посыл у них одинаковый: меньше — больше. Поэтому нам так приятно равняться на всех вышеперечисленных — будь то дизайнеры, писатели, актеры или представители мира IT. В современных реалиях униформа — новый показатель успеха и уверенности в себе. А отказ от импульсивных покупок, которые вам, возможно, никогда не пригодятся — лучшее, что вы можете сделать не только для мира, но и для себя лично.

Зачем нужна униформа?

Во-первых, разберемся, в чем отличие спецодежды от униформы. Если вы думаете, что форменная одежда и специальная защитная одежда является синонимами, вы ошибаетесь. Между ними есть существенные различия, главное из которых – их функциональное назначение.

Спецодежда предназначена для защиты работников предприятий от неблагоприятных факторов производства и окружающей среды. Выдача спецодежды является обязательным условием начала выполнения особо опасных и вредных работ. Выдача спецодежды узаконена нормативными документами по охране труда Украины и является обязательной для работодателей. Причем спецодежда для рабочих приобретается за счет предприятия.

Униформа (форменная одежда) служит чаще всего для того, чтобы продемонстрировать принадлежность того или иного сотрудника к определенной организации, повысить корпоративную репутацию работников.

Униформа переводится с латинского языка как «единообразный». Поэтому обычно униформа имеет единый покрой, цвет, тип ткани, стиль для создания целостного корпоративного стиля.

Законом униформа закреплена только для некоторых организаций, причем в этом случае отступление от такой формы единого образца не возможно, это такие виды деятельности, как служба в силовых государственных структурах (камуфляжная форма для военных, форменная одежда для полиции, МЧС и пограничников), работа на железной дороге, авиационном и морском транспорте, работа в ведомственной охране. Работодатели в этом случае не имеют выбора, они обязаны приобрести за свой счет униформу для своих сотрудников.

Ношение униформы для других организаций не является обязательным. Работодатель сам решает, нужна ли сотрудникам его предприятия униформа или нет. Закрепляется такое решение специальным актом в свободной форме, действующим на территории предприятия. К примеру, это может быть Положение об обеспечении униформой сотрудников. Нормы выдачи, а также затраты на униформу можно прописать в коллективном договоре либо индивидуальных договорах с работниками предприятия.

Обязательным условием одежды, чтобы она считалась униформой, должно быть нанесение на нее отличительных знаков (логотип, товарный знак). Причем фирменные отличительные знаки следует наносить на крупные элементы одежды (платье, рубашка, пиджак). Универсальная форма шьется для всех сотрудников в одном стиле с использованием единой цветовой гаммы. С одного взгляда посетитель должен определить, к какой организации принадлежит сотрудник. Вид форменной одежды сотрудников позволяет клиенту оценить уровень предприятия, его финансовое состояние и респектабельность.

Еще не так давно значение униформы недооценивалось. Сегодня наличие форменной одежды с символикой компании – неотъемлемая часть корпоративной культуры. Поэтому к разработке и пошиву одежды для персонала следует подходить очень ответственно. Красивая качественная одежда не только подчеркивает статус и имидж компании, но и является крупной затратной частью для предприятия. Но затраты окупаются, за счет более ответственного отношения к труду, повышенной мотивацией людей объединенных одной корпоративной идеей, чему и способствует форменная одежда.

Чтобы униформа полностью выполняла свои функции, при ее приобретении обратите внимание на следующие моменты:

Одежда должна быть выполнена из тканей с повышенными гигиеническими качествами, особенно если одежда соприкасается с телом работника.

Такая одежда должна быть

  • гигроскопичной, то есть легко впитывать влагу;
  • воздухопроницаемой – поток воздуха должен легко проходить через ткань;
  • теплозащитной – удерживать выделяемое телом человека тепло;
  • гипоаллергенной.
  • Ткани, применяемые для пошива одежды не должны содержать вредных примесей, которые могут выделяться в воздух или проникать в кожу человека.
  • Вес одежды не должен превышать десяти процентов веса человека.
  • Иметь хорошую прочность и износостойкость. Уход за форменной одеждой не должен доставлять работникам (либо работодателю) значительных хлопот. Одежда должна хорошо чиститься и стираться от загрязнений.
  • Фасон униформы должен быть хорошо продуман и быть не только красивым, но и удобным: движения в униформе должны быть свободными, внутренние органы не сжаты, кровообращение и дыхание не затруднены.
  • Униформа подбирается под конкретного сотрудника и должна соответствовать его размеру.
  • В отличие от спецодежды униформа может иметь элементы украшений: заколки, запонки, оригинальную фурнитуру.

В основном униформа шьется из смесовых тканей, которые сочетают в себе лучшие качества натуральных тканей (гигроскопичность, воздухопроницаемость) и синтетических волокон (несминаемость, износостойкость, прочность).

Логотипы или другие опознавательные знаки на униформу наносятся несколькими способами:

  • Прямая печать – довольно дорогой способ нанесения рисунка (из-за высокой стоимости оборудования). Рисунок наносится на текстиль и сохраняется на нем без снижения качества довольно длительное время.
  • Менее прочны рисунки, выполненные в технике шелкография. Зато изображение выглядит интересно, эстетично и оригинально. Такие рисунки могут иметь эффект воды, стекла, геля, светиться и переливаться золотым или серебряным отливом.
  • Вышивка – выглядит красиво, презентабельно. В уходе такой рисунок не прихотлив. Качественные нити переносят неограниченное число стирок, не теряя своего первоначального вида.
  • Термотрансферный метод печати рисунка – имеет ограниченную сферу применения, т.к. после стирки рисунок теряет свой вид.
Читайте также  Что такое средневековое общество

Униформу можно купить готовую или пошить на заказ, все зависит от требований и задач вашего предприятия. Главное помнить, что это не второстепенная деталь, а важный компонент корпоративной культуры и имиджа вашей компании.

Есть ли разница между спецодеждой и униформой

Сегодня практически на каждом предприятии, каждый сотрудник носит спецодежду и форменное обмундирование. По современным нормам работник должен соблюдать дресс-код или носить одежду, соответствующую занимаемой ему должности. Полицейские обязаны носить форму, сотрудники банка или магазина должны носить униформу, а вот сварщику при работе необходимо надевать спецодежду.

Отличия униформы, спецодежды и форменной одежды

Существует всего три вида рабочей формы:

  • Униформа;
  • Спецодежда;
  • Форменная одежда.

Все вышеуказанные виды различаются между собой не только по внешним признакам, но и по функциональности. Разберем подробно каждый из видов одежды отдельно.

Униформа

Униформа – это вид одежды, отличающийся своей индивидуальностью, призванный создавать единообразный стиль сотрудник предприятия. Другими словами, униформа нужна для того, чтобы среди множества конкурирующих предприятий, конкретная организация могла создать свой узнаваемый стиль.

В качестве примера возьмем магазины, торгующие продовольствие. Товары у каждого магазина примерно одинаковые. Однако, в первом магазине сотрудники одеты в красную униформу, во втором магазине униформа зелена с логотипом магазина, в третьем синюю униформу сотрудников дополняет белый шейный платок и значок с логотипом магазина.

В каждом приведенном случае, сотрудники носят специальную униформу, которую утверждает руководитель организации.

Для того, чтобы униформа была индивидуальной, не обязательно разрабатывать эскизы и шить ее на заказ, достаточно просто зайти на сайт https://trueform.ru/prod. На сайте представлено множество униформы, которая приятно удивит не только своим красивым внешним видом, но и порадует хорошей ценой. Возможно, именно здесь вы сможете подобрать уникальную униформу, которая станет визитной карточкой предприятия.

Спецодежда

Следующий вид рабочей одежды – спецодежда, которая представляет собой средства индивидуальной защиты, необходимые при выполнении определенных видов работ. Спецодежда, в отличие от униформы, призвана обезопасить сотрудника во время работы. Например, пожарные носят специальные куртки и брюки из термостойкой ткани и каски, защищающие работников во время пожара.

Спецодежда для ряда профессий, в отличие от униформы, обязательно и закреплена в распоряжении Министерства труда РФ. Согласно указанному распоряжению, работодатели обязаны снабжать определенным количеством спецодежды своих сотрудников, которым она необходима для безопасной работы. В правовом акте, также указаны нормы выдачи спецодежды в год и ее вид в зависимости от сезона.

Форменная одежда

Форменная одежда – это одежда, изготовленная по определенному образу, форме, имеющая отличительные черты, присущие конкретной структуре или организации. Проще говоря, это форма, которую надлежит носить всем сотрудникам, работающим в структуре.

Для примера, можно взять сотрудников правоохранительных органов. В этих структурах, будь то МВД или Следственный комитет, сотрудники носят форму, по которой можно понять, где работает гражданин, поскольку сотрудники МВД и Следственного комитета носят разную форменную одежду.

Форменная одежда или форменное обмундирование, может выполнять функцию защиты, но, как правило, это относится к силовым структурам.

Подводя итоги, перечислим отличия всех указанных видов рабочей одежды:

  • Различные функции;
  • Профессиональная спецификация;
  • Материал;
  • Добровольность/обязательность ношения.

Каждый из видов рабочей одежды необходим как для эстетики труда, так и для безопасности работника. Ношение сотрудниками форменной одежды, униформы и спецодежды позволяют не только определить профессиональную принадлежность, но и повысить уровень и статус организации.

Анонс: Что такое форменная одежда, униформа и спецодежда и для чего она необходима? Какие существенные отличия имеются между этими видами рабочей одежды.

Корпоративная форма: как успех бизнеса зависит от одежды сотрудников

Корпоративная униформа – это не дань моде и не очередная «светлая идея» руководства. Соответствующий вид сотрудника и, прежде всего, его одежда – визитная карточка предприятия, показатель успешного и развивающегося бизнеса. Взаимозависимость прибыли компании с внешним видом ее персонала, а также исторические каноны профессиональной одежды изучал корреспондент Interfax.by.

«Для начала стоит четко разграничить понятия униформа и корпоративная форма, ведь это принципиально разные вещи, – рассказал в интервью корреспонденту Interfax.by белорусский дизайнер одежды Дмитрий Заболотный. – Униформа предполагает строго форменную, выполненную по определенным правилам одежду, предназначенную для моряков, военных, полицейских – в общем, это форма как таковая. Она должна быть четко стандартизирована, выделять персоналии по рангам, званиям, иметь яркие детали. А корпоративная одежда – это больше имиджевый ход, отличительная, узнаваемая особенность конкретного бизнеса».

Пошив как униформы, как и корпоративный одежды – мировой бизнес, который существовал всегда и процветает по сегодняшний день. Карл Дибич, дизайнер легендарного немецкого бренда Hugo Boss, одевал когда-то СС и Гитлерюгенд, Кристиан Лакруа разработал одежду для стюардесс Air France, британский бренд Jaeger трудится над дизайном одежды для прислуги резиденции Кейт Миддлтон и принца Уильяма. Вечная черная водолазка и джинсы «Levi’s 501» Стива Джобса тоже задумывались как корпоративная одежда компании Apple, однако идея Стива Джобса не понравилась его сотрудникам, и i-гуру решил оставить «универсальный комплект» лишь за собой.

Отечественный руководитель, решивший переодеть своих сотрудников, может заказать униформу у государственных организаций, специализирующихся на пошиве одежды, частных фирм, ателье, или обратиться к дизайнеру для разработки одежды и ее последующего производства.

«Сегодня заказывать корпоративную одежду у дизайнеров стало очень популярным, – отметила в беседе с корреспондентом Interfax.by белорусский дизайнер Линда Намус. – Профессионал отрасли если и разрабатывает весь размерный ряд, то всегда придумывает отдельные детали для определенной группы сотрудников. Одежду шьет исходя из собственного видения, как правило, стараясь уйти от шаблонов. Поэтому корпоративная форма в дизайнерском исполнении всегда будет отличной и запоминающейся. Я сейчас тоже работаю над одним проектом. Фирма-заказчик собирается принять участие в выставке и хочет быть замеченной и популярной среди множества стендов. Качественная и нестандартная форма в данном случае – как один из способов выделиться».

Зачем нужна форма?

«Введение корпоративной униформы, на мой взгляд, один из самых действенных способов объединить коллектив, сделать его единым целым, и не только визуально, – поделилась своим мнением с порталом Interfax.by психолог Ольга Шарандикова. – Человек в фирменной одежде, если она добротная, красивая, узнаваемая другими, всегда будет испытывать, пускай и подсознательно, чувство гордости и стремиться работать лучше. Психологически, человек «одетый по уставу» ощущает себя частью большой и успешной команды, подвести которую он не может. Корпоративная одежда также позволяет быстрее упорядочить рабочий процесс и воспитать корпоративную культуру организации, а значит получить сработанный, целеустремленный и высокоорганизованный коллектив».

Помимо объединения коллектива, корпоративная форма выполняет рекламные функции: она продвигает как бизнес, так дизайнера, который ее сотворил. Менеджеры по работе с клиентами своим внешним видом неустанно рекламируют свою компанию. Чем более узнаваема форма, цвета, акценты, тем лучше вас и ваш бренд запоминают клиенты.

«Свои корпоративные цвета есть у каждого серьезного бизнеса и производства. Они присутствуют во всей продукции предприятия, сопутствующих предметах. Это то, что делает бренд узнаваемым и популярным. И цвета, использующиеся в основном производстве, обязательно должны дублироваться и в фирменной одежде сотрудников, если таковая имеется, в поддержку всей PR-концепции» – рассказала Намус.

Но, рассматривая корпоративную форму как часть маркетинговой стратегии, главное не прогадать.

«Задумывая одежду своим работникам с учетом ее рекламной функции, очень важно знать на кого вы ориентируетесь, – рассказал Дмитрий Заболотный. – Если, к примеру, банковские сотрудники работают исключительно с физическими лицами, то их форма должна быть демократичной по цене и стилю, но в то же время качественной и добротной. Таким образом, клиент будет воспринимать конкретный банк как надежную и серьезную организацию, которая умеет правильно распорядиться деньгами, а значит, ему можно доверить и свои кровно нажитые сбережения. Если же банк специализируется на обслуживании лишь юридических лиц и организаций, то сотрудники этого банка, которые работают с клиентами, на мой взгляд, должны быть одеты по высшему разряду».

Как правильно подобрать корпоративную одежду?

Для каждой сферы деятельности существуют свои канонические цвета одежды, которые исторически ассоциируются с той или иной профессией.

«В идеале, приступая к разработке одежды сотрудников конкретного заведения, опытный дизайнер, прежде всего, приступает к изучению истоков особенностей одежды этой профессиональной группы, поднимает архивы, ищет интересные факты, исключительные и применимые только для данной специальности детали одежды, чтобы в итоге получился правильный вариант», – поделился своим опытом Дмитрий Заболотный.

Читайте также  Что такое Сколково

С течением времени сложилось так, что форма официантов ресторанов высокого класса должна быть черно–белой. С одной стороны это удобно – монохромные комплекты легко заменяются, не надо подбирать оттенок, чтобы заменить любой из элементов. С другой стороны, черный низ – белый верх обслуживающего персонала придает обстановке самого ресторана торжественность и создает у посетителей приподнятое, где-то даже праздничное настроение. Официанты в белых рубашках, черных жилетах и брюках всегда выглядят хорошо.

Для гостиничных сотрудников – другие приоритеты. Метрдотель, как правило, одет в мундир, швейцар – обязательно в серый или бордовый китель, на голове – фуражка.

Что же касается крупных банкиров, цвет их одежды – синий, приветствуются костюмы в полоску.

«Любая форма и корпоративная одежда должна возвышать сотрудника. Из последних отечественных разработок мне понравилась форма от Белорусского центра мод для стюардов и стюардесс «Белавиа» – пояснил свое видение форменной одежды корреспонденту Interfax.by белорусский дизайнер Дмитрий Заболотный.

«Один из проектов, который я сейчас веду – разработка одежды для девушек-администраторов. Заказчик изначально предложил вариант просторной, где-то даже мешковатой, на мой взгляд, одежды, но я склоняюсь к более презентабельному варианту, – рассказала Линда Намус. – Хочу сделать для администраторов, которые, по сути, является лицом любого заведения, женственные и элегантные платья, чтобы сотрудницы чувствовали себя в них и красиво, и уверенно, и работали в ней с удовольствием. Одежда имеет колоссальное значение в формировании добросовестного отношения к своей работе каждого сотрудника».

Всем ли нужна фирменная и форменная одежда?

Итак, единая фирменная одежда – это и элемент корпоративной культуры, и отличная реклама при работе с клиентами. А насколько важно наличие конкретной формы, например, для творческих людей?

«Я считаю, что корпоративная одежда помогает организовать рабочий процесс, поэтому людям творческих профессий, которые то не могут настроиться на работу, то ждут вдохновения, музы, она особенно полезна. Корпоративная форма поможет им упорядочить и мысли, и дела, а также создаст рабочее настроение», – высказала свое мнение психолог Ольга Шарандикова.

«На мой взгляд, для творческих людей она не обязательна, ведь такие люди всегда хотят чем-то выделиться, у них во всем свое видение, и к определенной, одинаковой одежде, им адаптироваться сложно, да и не нужно. Я, к примеру, не могу себе представить униформу для копирайтеров рекламного агентства – это нелепо. Что же касается организаций, где есть стандарт формы или корпоративный дресс-код, там есть и свои плюсы – работники уже не оцениваются чисто визуально, выделиться они могут только за счет своих профессиональных навыков и успехов», – прокомментировал дизайнер Дмитрий Заболотный.

«Думаю, что людям, работающим на больших производствах, в цехах, специальная одежда необходимо в первую очередь для безопасной и удобной трудовой деятельности. Это касается также обслуживающего персонала, например, а вот творческим людям она ни к чему, у них всегда свои индивидуальные критерии производственного процесса» – объяснила свою позицию Линда Намус.

А как вы относитесь к введению корпоративной формы в вашей организации?

Униформа в моде и современной культуре

В истории есть немало примеров того, что лучший дизайн униформы удается художникам. В 1950-е одними из самых эффектных комплектов одежды для бортпроводников были юбки и жакеты, созданные дизайнерами Dior. А в 1997 году французский модельер Жан-Шарль де Кастельбажак представил знаменитый «радужный» дизайн облачений для пяти тысяч священников Ватикана, в том числе для самого папы. В конце концов, одежду духовенства тоже отчасти можно назвать униформой.

К художникам обратился и фонд V–A–C, запустивший проект «СОЮЗ», первым этапом которого стал конкурс для начинающих дизайнеров одежды: победитель разработает униформу для работников творческих мастерских в ГЭС-2, расположенных на территории бывшей электростанции, реконструированной по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, которая станет общественным пространством с галереями, художественными резиденциями, просветительским центром, кинотеатром, а также набережной и березовой рощей.

Спецодежда понадобится работникам «Сводов», центра художественного производства, в здании которого в конце XIX века располагались водочные склады. Униформу смогут носить мастера и художники, работающие с металлом, деревом, пластиком, керамикой, текстилем, красками, а также административные сотрудники и гости «Сводов».

Однако униформа давно перестала выполнять исключительно утилитарную функцию, современная спецодежда — это зачастую также художественное высказывание, авторы которого наделяют рабочую одежду новыми смыслами.

Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор «Фонда развития моды»:

В «Философии Энди Уорхола» есть место, где он говорит в своей парадоксально-афористичной манере: «Я обожаю униформу! Лучше знать, что в тебе любят тебя самого, а не то, что из тебя может сделать одежда». Вообще, со стандартизированной, форменной одеждой произошла довольно любопытная вещь: раньше униформа была символом положения, часто — власти, знаком «готовой идентичности». Потом ее взяли в оборот разные субкультуры, униформа превратилась в средство самовыражения, пришла в большую моду и стала одним из главных и самых долгоиграющих референсов фешен-дизайнеров. Сейчас для культурных, творческих институций, вообще для многих компаний и брендов форма — это важнейшая часть «сторителлинга», способ рассказать свою «легенду», создать идентичность площадки. Попросту говоря, она задает стиль, с акцентом на содержание, а не на внешнюю форму — как раз как говорил Уорхол.

Фото: Heron Preston х Carhartt WIP, КМ20

Ольга Карпуть, основатель концепт-стора КМ20:

Униформа в современной моде — это принадлежность к определенному комьюнити или субкультуре. Взять, например, скейтеров. Стиль ребят, гоняющих на скейтах, сейчас актуален как никогда. Их униформа — это широкие брюки, кроссовки на плоской подошве, шапки бини, футболки и худи оверсайз, модная доска. С помощью этой униформы скейтеры определяют «своих и чужих», а те, кто не принадлежат к этой субкультуре, считывают ее «код». Униформа формирует классный образ, который транслируется в моду. Появилось много брендов, которые вдохновляются этой культурой, от наших ребят из «Рассвета» до лос-анджелесских Brain Dead (эта марка уже совсем скоро будет представлена в КМ20).

Людмила Алябьева, академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, к. ф. н., доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»:

Униформа представляет собой один из самых интересных и неоднозначных одежных жанров: с одной стороны, она по сути является материальным воплощением идей контроля, принуждения и дисциплины, с другой — не стоит забывать про «тайную», неформальную жизнь любой униформы и ее трансгрессивный потенциал, порождающий символику эротизма и фетишизма.

Такая многосложность форменного костюма делает его невероятно привлекательной темой для дизайнеров моды, которые, от Chanel и Yves Saint Laurent до Claude Montana и Comme des Garçons, с разной степенью интенсивности отсылают нас к идее униформы в своих коллекциях.

Фото: «ГР-Униформа», КМ20

Алексей Баженов, основатель Института Beinopen:

Традиционно униформа обладает прямым высказыванием: это явный и очень однозначный маркер принадлежности к социальной группе, такой мерч, который нельзя купить. Кроме того, униформа безусловно функциональна. Поэтому она «противоположна» современной моде — это история про унификацию, не про различие. И когда самые талантливые дизайнеры обращаются к этой теме (Гоша Рубчинский с проектом «ГР-Униформа» и Алессандро Микеле в коллекции SS 2020), в их контексте она означает конец моды. Усталость от постоянной сменяемости и шести коллекций в год, от их карнавальной эстетики.

Но мы бы предложили вспомнить «нормаль-одежду» Татлина и прочитывать униформу не как защиту или социальный маркер, а как призыв перезапустить моду с нуля по новым принципам. Современная мода движется в направлении экологичности и этичности производства, долговечности и функциональности одежды.

Конкурс «СОЮЗ» проходит в несколько этапов: заявки, которые смогут отправить не только студенты, но и выпускники профильных вузов, эксперты будут оценивать по ряду критериев, среди которых — экологичность материалов, понимание производственных процессов и возможность локального производства. Победитель конкурса станет известен 15 июля: он получит денежный приз и будет участвовать во всех этапах создания и выпуска униформы. Если автор живет и работает не в Москве, фонд V–A–C обеспечит его присутствие на производстве. В процессе работы финалиста будет сопровождать приглашенный эксперт проекта, дизайнер марки Inshade Мария Смирнова.

Открытие ГЭС-2 запланировано на конец 2020 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: