Что такое стимул

Стимул

Сти́мул (лат. stimulus — Острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола(быка запряженного в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие; также, в терминологии экспертных оценок — объект-наблюдение, воздействующий на опрашиваемого субъекта («стимулирующий» его принять то или иное решение).

Содержание

Примеры стимулов

Материальные и нематериальные стимулы для работника:

  • заработная плата;
  • премии, бонусы, надбавки;
  • предоставление оплачиваемого отдыха;
  • улучшение рабочей атмосферы;
  • организация корпоративных вечеринок.
  • выговор
  • предупреждение о неполном служебном соответствии
  • размещение и снятие фото на доске предприятия «Лучшие люди» и «Доска позора»
  • награждение почетной грамотой, ценным подарком
  • улучшение условий труда (мебель, оргтехника, место)

Виды стимулов

  • Принуждение;
  • Материальный (премии, бонусы, оплачиваемый отдых);
  • Эмоциональный (похвала и т. д.);
  • Самоутверждение.

Понятие стимула в физиологии

В физиологии стимулом называется изменение во внешней или внутренней среде, воздействующее на нервную клетку или рецептор и вызывающее рефлекторную реакцию. При длительности сохранения стимула, реакция рецептора ослабевает, происходит сенсорная адаптация.

Стимулы

Исполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тайвань (остров)
  • Идиотия

Полезное

Смотреть что такое «Стимул» в других словарях:

Стимул — Стимул. Элементы историзма более открыто, хотя и в бессистемном, отрывочном виде, выступают в справочном отделе словарной статьи семнадцатитомного словаря. [. ] В отдельных случаях, по видимому, не очень частых, историко лексикографическая… … История слов

СТИМУЛ — (лат. stimulus). Побуждение, поощрение, побудительное средство; все, что побуждает к деятельности живые существа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТИМУЛ [лат. stimulus букв. палка, которой погоняли… … Словарь иностранных слов русского языка

стимул — (от лат. stimulus остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и … Большая психологическая энциклопедия

стимул — См. побуждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. стимул возбуждение, побуждение; мотив, поощрение, побудитель, толчок, импульс; палка, причина, заинтересованность,… … Словарь синонимов

СТИМУЛ — СТИМУЛ, стимула, муж. (лат. stimulus, букв. заостренная палка). 1. Причина, побуждающая к деятельности, создающая благоприятные условия для развития чего нибудь. У пролетариата в капиталистических странах нет никаких стимулов к повышению… … Толковый словарь Ушакова

СТИМУЛ — (от латинского stimulus, буквально остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения … Современная энциклопедия

СТИМУЛ — (от лат. stimulus букв. остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения … Большой Энциклопедический словарь

СТИМУЛ — СТИМУЛ, а, муж. (книжн.). Побудительная причина, толчок 1 (в 4 знач.); заинтересованность в совершении чего н. С. для развития. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СТИМУЛ — (от лат. Stimulans – побудительная причина) побуждение к действию, возбуждение; стимулировать – возбуждать, волновать, побуждать. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

СТИМУЛ — (от лат. stimulus остроконечная палка, к рой подгоняли животных) англ. stimul; нем. Stimulus. 1. Побуждение к действию, побудительная причина поведения. С. может быть внутренним и внешним. 2. Раздражитель, вызывающий реакцию. 3.… … Энциклопедия социологии

СТИМУЛ — (от лат. stimulus – остроконечная палка, которой погоняли животных; стрекало). Побуждение к действию, внешняя или внутренняя причина поведенческого акта. В физиологии и психофизиологии понятие С. тождественно понятию «раздражение». В бихевиоризме … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Значение слова стимул

Стимул в словаре кроссвордиста

стимул
  • Заинтересованность в совершении чего-либо.
  • Побуждение к действию.
  • Импульс.
  • Побудительная причина поведения.
  • Двигатель внутреннего старания.

Стимул Сти́мул ( — острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие; также, в терминологии экспертных оценок, — объект-наблюдение, воздействующий на опрашиваемого субъекта («стимулирующий» его принять то или иное решение).

м.Заинтересованность в совершении чего-либо как побуждение к действию, побудительная причина.

Большой современный толковый словарь русского языка

( лат. stimulus букв. остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) побуждение к действию, побудительная причина.

Новый словарь иностранных слов

м. Заинтересованность в совершении чего-л. как побуждение к действию, побудительная причина.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

[лат. stimulus букв. остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало]побуждение к действию, побудительная причина.

Словарь иностранных выражений

побудительная причина, толчок 1 N4 заинтересованность в совершении чего-нибудь С. для развития.

Словарь русского языка Ожегова

(от лат. stimulus, букв. — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения.

Современный толковый словарь, БСЭ

стимул м. Заинтересованность в совершении чего-л. как побуждение к действию, побудительная причина.

Толковый словарь Ефремовой

стимула, м. (латин. stimulus, букв. заостренная палка).

1. Причина, побуждающая к деятельности, создающая благоприятные условия для развития чего-н. У пролетариата в капиталистических странах нет никаких стимулов к повышению производительности труда. Распределение доходов по трудодням – важный стимул для роста производительности труда в колхозах.

2. Раздражитель, вызывающий реакцию (псих.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

(лат. stimulo возбуждать, побуждать) в физиологии раздражитель, вызывающий изменение (обычно усиление) деятельности организма, его отдельной системы, органа или ткани.

(от лат. stimulus, буквально — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения. В психологии понятие С. характерно прежде всего для тех направлений, где при анализе поведения принимается схема ‘С. — реакция’ (классическая психофизика и особенно бихевиоризм , см. также необихевиоризм ) . Термин ‘С.’ сохраняется также в некоторых психологических концепциях, которые по существу преодолевают схему ‘С. — реакция’. Так, например, в вюрцбургской школе в качестве С. рассматривается задача или ‘сознание цели’. Термин ‘С.’ при этом имеет скорее уже метафорический характер. Ещё более далёк от первоначального значения термин ‘С.’ в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского , где проводится функциональное различие между ‘С.-объектами’, на которые направляется действие, и ‘С.-средствами’, с помощью которых это действие осуществляется. В качестве последних, по Выготскому, выступают уже знаки .В социально-психологических исследованиях иногда различаются мотивы как внутренние и С. как внешние побуждения к деятельности (см. ‘Человек и его работа’. [Сб.], 1967, с. 38-
39). В. И. Максименко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо

Хорошо известно, что если пары стимулов предъявляются одновременно в левую и правую половины поля зрения (или в левое и правое ухо), то распознавание стимула , предъявленного в правое полуполе зрения (или в правое ухо), будет несколько выше, если стимул носит вербальный характер.

Если при первом предъявлении новой пары стимулов кошка случайно выбрала «правильный» стимул , то дальше действовала безошибочно, т. е.

Оно станет стимулом к духовной практике Хинаяны, а этот стимул и понимание Пустоты принесут вам освобождение.

То есть, там где для нормального человека стимулом является ощущение гордости за сделанное, для нарцисса главный стимул — избавление от мучительного стыда, причем любой ценой.

Однако одновременно, как установил тот же Лейхаузен, каждая из этих доступных для использования частей превращается в автономный стимул , а именно возникает отвечающее этому стимулу аппетентное поведение[4], направленное к его проявлению.

Из писем Михаила понятно, что он готов бросить все без сожалений – до сих пор просто стимула не было, теперь же стимул появился: стараниями Ларисы очертился фундамент его новой жизни.

Согласно этой схеме, поведению присуща в некотором роде машинообразность, в которой определяющее значение имеет характер стимула , а также конструкция и состояние тех участков мозга, на которые этот стимул воздействует.

Нарушается нормальная зависимость между силой стимула и степенью активации коры головного мозга; при этом слабый стимул может вызывать значимую активацию коры.

Время реакции означает период между предъявлением стимула (к примеру, движение мяча, введенного в игру; рывок опекаемого игрока в сторону) и первым движением спортсмена, его реакцией на этот стимул .

Бесконечное всепрощение уничтожает стимул к борьбе с личными и чужими греховными наклонностями.

Людмила Леоновна Стрельникова

Я не считаю что ребёнка можно рассматривать как стимул к чему-то. Ребёнок — это должен быть осознанный шаг на который соглашается пара.

Званый ужин. Неделя 425

Зависть двулика: чёрная зависть — стимул к разрушению, белая — стимул к созиданию. О первой мы помним, о второй — забываем.

Детство тянется к насекомым. Они любопытны, они порождают в душе тягу к насилию над собой и природой. А это уже — стимул к творчеству.

Много молодых игроков одержало победу в Юнайтед, так почему это не может случаться со мной? Меня не волнует, что я молод — это стимул делать лучшее, что я могу.

Абсолютно ясно, что женщины по природе своей общедоступны, то есть пользуются преимуществами самок животных и, как те, принадлежат всем самцам без исключения. Несомненно, что на этих главных законах Природы были основаны единственные социальные институты в первых человеческих обществах. Корыстолюбие, эгоизм и любовь извратили эти первоначальные отношения, столь простые и естественные. Беря женщину в жены, а вместе с ней ее семейные владения, человек рассчитывал обогатиться — этим удовлетворялись первые два чувства, о которых я только что упоминал. Однако еще чаще женщиной овладевали силой и потом привязывались к ней — в этом мы видим другой стимул — но в каждом случае главенствует несправедливость.

Французы, ещё одно усилие, если вы желаете стать республиканцами

Читайте также  Что такое урбания

Каждая разумная раса проходит в своем развитии несколько этапов. Я говорю не о набивших оскомину этапах развития знания, я говорю о духовном росте. В этом плане, как и в интеллектуальном, распределение индивидуумов разного уровня крайне неоднородно. Есть первый, низший уровень, люди простых желаний, буду говорить люди, хотя это касается любого вида разумных. Среди них могут оказаться и наиболее высоко стоящие на лестнице интеллектуального развития. Данные индивидуумы стремятся только к получению собственной выгоды, достижению только своих целей, невзирая на цену, которую за их успех платят другие. Как я уже говорил, они не обязательно обладают низким интеллектом, они могут быть даже гениальны в интеллектуальном смысле. Но высочайший интеллект не делает их выше в духовном плане, наоборот, гений этого типа чрезвычайно опасен, так как использует свою гениальность только для достижения собственных целей и идет по трупам хоть в буквальном, хоть в переносном смысле. Но гениев среди них, слава Богу, очень мало, большинство являются попросту обывателями, не способными оторвать глаз от корыта и взглянуть в небо. Такова, к моему глубочайшему сожалению, основная масса населения. Еще из этой группы можно выделить подгруппу жаждущих власти и добивающихся этой власти любыми средствами, часто такие являются прирожденными лидерами и обладают огромной силой воли. Лидеры способны на многое и обычно многого достигают, но движущих стимул у них всех один — собственная власть. Второй уровень духовного развития человека — воспринимать как свои собственные потребности какой-нибудь группы людей, не родных ему по крови. Группы, народа, партии, государства, религии. Из людей второго уровня тоже выделяются прирожденные лидеры, но эти лидеры уже способны заботиться не только о собственных интересах. Лучшие монархи, руководители государств и вообще любых организаций вышли именно из лидеров второго типа. Да и простые люди этого уровня развития способны работать не только ради себя, а ради отвлеченной идеи. Но по отношению к тем, кто для них чужд, могут быть жестоки настолько, что даже морально ограниченные ужаснутся. Ведь последние жестоки только если им это выгодно или если они психически ненормальны. Порой эти люди попросту не воспринимают не принадлежащих к их клану, стране или религии как разумных существ, и полностью уверены в своем праве творить с чужаками все, что взбредет им в голову. Эта степень ксенофобии, к сожалению, очень распространена. Переходим к главному, людям третьего уровня духовного развития. Это люди, изначально стремящиеся к чему-то большему, чем окружающая их реальность, люди, стремящиеся сами стать лучше, добрее и чище, чем они есть на данный момент. Люди, не хотящие жить корыстью, не способные на подлость физически. Последние — стержень любого народа, любой цивилизации, хотя сами этого не осознают, часто являясь стихийными бунтарями. Но именно они обеспечивают путь народа вперед, обеспечивают саму возможность подняться выше для остальных. Чаще всего у них ничего не получается, они мучаются и гибнут, но обязательно оставляют после себя след в душах людей. Делают этих людей чище и добрее, пусть на тысячную долю процента, но все же.

Страх перед опасностью — хороший стимул для их предотвращения: в противном случае, страх дает преимущество перед опасностью (Фрэнсис Куорлс).

Что такое стимул – для чего нужен, сравнение с мотивацией, материальные и нематериальные стимулы

Иногда жизненные обстоятельства вынуждают человека поступать помимо его воли. Некоторые и вовсе не могут найти для себя причину, чтобы выполнить определенные задачи. Нужно разобраться, что такое стимул, это знание может пригодиться для самостимулирования при выполнении важной, но скучной работы.

Стимул – что это?

Термин пришел из латинского языка, stimulus – это шест, при помощи которого управляли слоном. Второе значение – остро отточенный стальной наконечник на палке-погонялке. В настоящее время слово приобрело новое широко распространенное значение и стало обозначать сильный побудительный момент. Роль погонщика в современном мире выполняет сама жизнь через ситуации и окружающих людей. В физиологии стимул означает раздражение тканей организма, которое вызывает ответную рефлекторную реакцию.

Для чего нужен стимул?

Как и первоначальный вариант использования физического предмета, этот современный нематериальный феномен обозначает побуждение к действию. Только сейчас в роли слонов выступают люди. Стимуляция действует в следующих случаях человеческой жизни:

  • остановка в развитии;
  • разрешение трудной ситуации: угроза благополучию или выход из тупика;
  • преодоление определенных качеств характера: лень, страх и так далее.;
  • самоутверждение;
  • помощь другим людям.

Стимул и мотивация – в чем разница?

По результату действия эти понятия одинаковы. Мотивация и стимулирование побуждают человека двигаться вперед. Разница между ними состоит в характере силы, заставляющей человека что-либо делать. Она заключается в следующем:

  1. Мотивация – это внутренняя потребность, возникающая в структурах человеческого сознания. Наружу она проявляется предметом удовлетворения, которого нужно достичь, чтобы успокоить жажду влечения.
  2. Источник мотивации находится «по курсу движения» индивида.
  3. Стимул возникает снаружи из складывающихся обстоятельств жизни.
  4. Стимулирование развития действует по принуждению против воли индивида. В отличие от мотивации: она реализует добровольное желание.
  5. Предмет удовлетворения стимулирования находится внутри сознания человека.

Виды стимулов

В зависимости от направления воздействия подразделяются на:

  • материальные;
  • нематериальные.

Поведенческие стимулы, которые касаются материальных поощрений, могут быть:

  1. Денежные надбавки, премии, доплаты.
  2. Предоставление путевок в санатории и базы отдыха.
  3. Оплата проездных билетов на городской транспорт.
  4. Обеспечение медицинской страховки и бесплатного врачебного обслуживания.
  5. Улучшение условий труда.
  6. Оборудование непосредственного рабочего места по современному образцу.

Что такое стимул нематериального плана, можно понять, если учесть, что человек – это существо одухотворенное и социальное. Стимулирование может быть:

  • моральным;
  • психологическим;
  • социальным;
  • творческтим.

Материальные стимулы

Побудительная причина может вызываться у работников, если администрация будет увеличивать им заработную плату. Поводом для этого может служить:

  • перевыполнение объема товаров и услуг;
  • повышение квалификации труда;
  • одновременное совмещение рабочих должностей;
  • выполнение заданного количества работ меньшей численностью или за более короткий срок;
  • путем премирования за рационализацию и изобретательство;
  • улучшение качества работы;
  • снижение себестоимости продукции и экономию материалов;
  • высокие показатели в течение года.

Отрицательное стимулирование выражается в лишении премии и надбавок. Что такое материальный стимул в не денежном выражении:

  • введение на предприятии возможностей бытового обслуживания работников;
  • покупка жилья и предоставление служебных квартир;
  • обеспечение детскими дошкольными заведениями;
  • оплачивание лечебно-курортных путевок;
  • улучшение условий гигиены и санитарии на рабочих местах.

Нематериальные стимулы

Стимулирование человека таким способом многообразнее и шире, чем материальная заинтересованность. Психологи выделяют следующие нематериальные стимулы:

  1. Моральный. Он проявляется в выражении в различных формах уважения за выполненную работу. Это может быть вынесение благодарности, вручение диплома или почетной грамоты, присвоение званий. Отрицательный стимул требует вынесения выговора, вывешивания фото на доске позора.
  2. Социальный. Эта сфера затрагивает повышение престижности работы, обеспечение карьерного роста, предоставление возможности участия в жизни коллектива.
  3. Творческий. Стимул жизни здесь связан с реализацией внутреннего потенциала человека, раскрытия способности творить.

Методы стимулирования

Один из самых распространенных приемов побуждения к действию называется «кнутом и пряником». Эта комплексная система стимулирования включает в себя два метода. Специалисты выделяют еще несколько:

  1. Соревнование. Это вызывание стремления к улучшению по сравнению с другими. Стимул реализуется при условии всеобщей вовлеченности, равенства и тщательного учета результатов.
  2. Поощрение. Стимулирование при помощи поощрения и положительной оценки деятельности. Применяя такой метод, нужно придерживаться своевременности, осознанности, конкретики, индивидуального подхода.
  3. Наказание. В этом случае организационное поведение определяет цели стимулирования как торможение неэффективной и негативной деятельности с дальнейшей коррекцией. Условия проведения: осознанность, сохранение достоинства, соразмерность, не частое применение.

Как жить, если нет стимула?

Необходимо учитывать, что стимулирующая сила конечна и может закончиться. Если побудительная причина поведения иссякла, психологи советуют следующее:

  1. Успокоиться и не комплексовать по этому поводу. Следует помнить, что все проходит, и это состояние тоже.
  2. Заняться приятным для души делом. Даже если абсолютно ничего не хочется, всегда найдется желание для удовольствия.
  3. Отправиться на природу. Там находится неиссякаемый источник энергии.
  4. Время без стимула – это период размышлений, поиска себя. Рекомендуется уделять этому достаточное количество времени.
  5. Начать искать новые стимулы в жизни.

Как найти стимул?

Эта ситуация напоминает заход парусного судна из океана в реку с быстрым течением. Матросы на лодке транспортируют якорь. Доплыв до места, они сбрасывают его. Выбирая якорную цепь, корабль подтягивается по реке. Стимулирование труда при отсутствии стимула можно добиться маленькими хитростями:

  1. Визуализация целей. Это может быть доска, на которой пишут желаемый результат, или лист бумаги с коллажем из картинок.
  2. Шаг назад, два вперед. Иногда полезно отступить от цели (например, поспать днем, нарушив график).
  3. Приемы самовнушения. У каждого они свои: поорать на себя или похвалить, полюбоваться первым результатом, уговаривать свое эго и тому подобное.
  4. Яркие примеры из жизни других, потерявших стимул, но нашедших его. Рекомендуется смотреть и читать вдохновляющее видео и книги.
  5. Развернутый план на каждый день. Это тот якорь, который может вытянуть из ямы. Нужно просто выполнять все пункты «на автомате».
Читайте также  Что такое кандибобер

Что такое стимул и как его подобрать?

Стимулы окружают нас повсюду, подобно погонщикам, направляя в определенною сторону. Но почему люди на них реагируют? Что это такое с позиций биологии и психологии? Каким образом они возникают? Насколько индивидуальны? Можно ли говорить об универсальности стимулов, либо для каждого человека существует определенный набор факторов, подталкивающих к действию? Как понять, что сработает в конкретном случае? Можно ли предугадать возможные последствия? Ответ на эти вопросы – хороший стимул к прочтению статьи.

Что такое стимул?

Стимул — это определенный фактор, который вызывает ответную реакцию организма. Понятие можно рассматривать в двух плоскостях. В первом случае, речь идет о биологическом аспекте. Во втором – о психологическом.

С физиологической точки зрения стимул становится синонимом раздражителя. Не зря само слово в переводе с латинского означает металлический наконечник, который крепится на шесте и служит, чтобы подгонять крупный рогатый скот. В биологии стимулами считаются любые раздражители, которые заставляют организм реагировать.

Они универсальны и практически одинаково влияют на любое живое существо. Например, раскаленная поверхность сковородки – это мощный стимул одернуть руку / лапу / крыло / хвост / плавник. Влияние такого фактора можно предугадать практически со стопроцентной гарантией. Вряд ли кто-нибудь продемонстрирует другую реакцию, прикоснувшись к сильно нагретому металлу.

Если говорить о стимуле с точки зрения психологии, то под этим явлением подразумевается мотив, который заставляет действовать. Здесь уже имеет место индивидуальная чувствительность. Например, расставание с девушкой, которая ушла к другому – ощутимый стимул для любого человека. Только последствия его будут разными, в зависимости от личных качеств.

Один усиленно займется карьерой и спортом. Второй попытается ее вернуть, либо начнет искать замену. Третий просто сопьется или подсядет на наркотики. Четвертый устроит скандал и, возможно, даже начнет распускать руки. Пятый просто «уйдет в себя», на некоторое время изолировавшись от окружающих. Шестой только обрадуется, сообщив любовнице, что можно больше не прятаться. Седьмой пересмотрит свои жизненные приоритеты и тоже уйдет к другому. Один и тот же стимул может стать мотивом для разных поступков, что необходимо учитывать, пытаясь воздействовать на поведение других людей.

Иногда возникает путаница, когда говорят о стимуляции и стимулировании. Слова практически идентичные, но их смысл отличается. Стимуляция – это воздействие на биологическом уровне. Например, световые раздражители, звук, запах и т.д. Известно много веществ-стимуляторов, которые влияют на память, интеллект, выносливость или другие качества человека.

Что такое стимулирование?

Стимулирование — это психологическая мотивация, которую кто-то применяет сознательно, чтобы побудить другого человека к действиям. Чаще всего, это родители и учителя, которые пытаются заинтересовать ребенка учебой, либо работодатели, стремящиеся повысить результативность труда своих подчиненных. Стимулировать можно двумя диаметрально противоположными подходами.

В первом случае – поощрять за успехи. Во втором – наказывать за недочеты. В народе этот дуализм называется методом «кнута и пряника». Психологические стимулы бывают внешние и внутренние. Например, если шеф предлагает потрудиться внеурочно, обещая за это премию, речь идет о внешней мотивации. Когда человек решил выучить китайский язык, потому что ему просто интересно – то можно говорить о внутренних мотивах.

Как подобрать стимул?

Этот вопрос не однозначен. Каждому человеку требуется индивидуальный подход. Проще подобрать стимул для себя, но в вопросах воздействия на других людей следует быть очень осмотрительными. Необходимо понимать, готов ли человек взять на себя ответственность. Также, важный момент – ради чего решено кого-то мотивировать.

Допустим, родители воспринимают ответственно свою миссию, связанную с развитием ребенка. Когда они его ведут в секцию или на учебу, то делают это с благими намерениями. Конечно, им стоит проанализировать склонности своего сына или дочки, чтобы подобрать самые правильные стимулы. Родители могут спрогнозировать, насколько эффективным окажется очередной мотивирующий фактор, с тем, чтобы усилить его, либо исключить из арсенала методов.

Если же речь идет о постороннем человеке, к тому же, еще и взрослом, то любой стимул необходимо тщательно проработать, продумав возможные варианты развития событий. Ведь, чем старше кто-то становится, тем больше морального «груза» он в себе накапливает. Хорошая мотивация для одного сотрудника, вызовет затяжную депрессию у другого, вогнав его в состояние стресса или апатии. Поэтому, прежде чем подобрать стимул, желательно проанализировать поведение человека, хоть примерно поняв стереотипы его мышления. Иначе можно перепутать «кнут» с «пряником», стимулируя бездельника или угнетая трудягу.

Чтобы такого не произошло, лучше мотивировать только тех, кого хорошо знаешь и точно уверен, что им это необходимо, когда понимаешь, какой эффект вызовет то или иное действие. Иначе может произойти как в поговорке о «медвежьей услуге», когда вроде хотел добра, только спасибо никто не говорит. Но если цель оправдана и поведение человека предсказуемо, какой стимул выбрать? Известны ли наиболее универсальные и эффективные методы, которые точно не навредят? Как понять, что усилия вложены в верном направлении? Обо всем этом сейчас и поговорим.

Какие стимулы наиболее эффективны?

При неумелом использовании любые стимулы окажутся неэффективными, либо даже вредными. Каждое воздействие должно быть уместно. При этом существуют приемы, которые в большинстве случаев производят нужный эффект. К ним относятся такие мотиваторы:

1. Личный пример.

Эффективный стимул – демонстрация благодаря личному примеру. Допустим, начинающие бизнесмены пришли на тренинг, чтобы получить вдохновение для финансового успеха. Если бизнес-тренер покажет себя богатым и успешным, это будет дополнительным стимулом для его слушателей. Если же тот, кто выступает перед аудиторией, не вызывает у нее доверия, не может впечатлить своим примером, то мотивация у присутствующих будет значительно снижена.

2. Благодарность.

Просто спасибо или его материальный эквивалент (деньги, подарок, магарыч) оказывают достаточно мощное стимулирующее влияние. Если выразить признательность «авансом», это называется подкупом. Если за уже выполненную работу – то благодарностью. Условно к ней относится оплата труда сотрудников, либо их премии. Это тоже, по большому счету, благодарность за хорошо выполненную работу. В быту «спасибо» может прозвучать, как в устной форме, так и «булькнув» на столе. Главное понимать, что благодарность оказывается хорошим аргументом для выполнения работы. Даже если она последует за уже свершившимся действием, то будет мотивировать человека к большему усердию в случае повторения просьбы, либо поручения.

3. Просьба.

Удивительно, как многие недооценивают силу обычной просьбы. На это обращают внимание даже писатели, занимающиеся вопросами успеха и личной эффективности. Ведь порой достаточно просто попросить человека об одолжении, чтобы стимулировать его к определенным поступкам. Не стоит придумывать многоуровневые алгоритмы действий, изобретать «колесо» и включать режим стратега. Достаточно просто попросить. Все-таки воспитание играет свою роль, и многие люди стараются ответственно относиться к тем, кто их о чем-то просит.

4. Самоутверждение.

По иерархии потребностей, сформулированной Абрахамом Маслоу, признание и самоутверждения находятся на довольно высоких ступенях. Они свойственны развитым личностям, которые смогли перешагнуть свои природные желания. Когда человек сыт, не хочет пить и чувствует себя в безопасности, наступает черед более сложных потребностей, затрагивающих социальную составляющую личности.

Самоутверждение перенимает «львиную долю» жизненной мотивации, поскольку дает ощущение личной значимости. После удовлетворения базовых потребностей, человек начинает задумываться о том, какое место в обществе он занимает. Появляется желание самореализоваться, достичь большего, доказать что-то самому себе или окружающим. Этот стимул иногда превышает все остальные, заставляя человека забыть даже о еде и питье, пока он не испытает удовлетворение от хорошо выполненной работы.

5. Конкуренция.

Соревнования – хороший стимул для всех азартных людей. На спор они иногда способны на такое, о чем в другое время и подумать не решаются. Конечно, от глупых или опасных пари лучше отказываться, но в случае полезного задания, можно применить и такой прием. Например, ничего плохого в том, чтобы поддерживать здоровую конкуренцию в спортивных, ученических или трудовых коллективах. Только желательно это делать без фанатизма. Иначе можно «загонять» спортсменов до полуобморочного состояния, либо перессорить между собой учеников или сотрудников. Во всем нужно знать меру, тогда любой прием окажется полезным.

6. Интерес.

Лучший способ мотивировать к действиям – заинтересовать. Когда возникает увлеченность, не требуются никакие другие мотиваторы. Допустим, родители пытаются заставить своего сына записаться на секцию бокса. Он упирается, не желая туда ходить. В определенный момент этот паренек получает «по ушам» на дискотеке, и ситуация кардинально меняется. Он понимает, что навыки самообороны полезны, и начинает посещать тренировки без дальнейших уговоров. Возникает интерес, который служит мощным стимулом к занятиям.

7. Визуализация.

Еще один эффективный способ увеличить производительность труда – визуализировать будущий результат. Например, кто-то решил насобирать денег на машину. Если он четко представит свою цель, продумает наименьшие детали, то этот образ станет хорошим стимулом для усердной работы. Чем отчетливее будет выглядеть эта «картинка», тем сильнее она сможет мотивировать. Визуализация влияет на эмоции, которые намного быстрее задействуют подсознание. Чем глубже проникнуть в психику, тем больше внутренних резервов организма можно активировать, тем самым приближая достижение результатов.

Читайте также  Что такое демографический взрыв

Человек способен на многое. Все определяет мотивация. Если ее достаточно, то практически не существует нерешаемых задач. Учеба, карьера, наука, спорт, творчество – во всем этом можно добиться больших высот, было бы желание. Люди бросают вредные привычки, выигрывают соревнования, прыгают с парашютом и совершают много других поступков, если для этого есть стимул. Если научиться мотивировать самого себя, можно добиться успеха и вдохновить к этому окружающих.

Мотивация и стимулирование – что такое и отличия

Мотивация и стимулирование — это два основных способа воздействия на сотрудников, для побуждение к слаженным действиям, направленным на достижение корпоративных задач. Часто эти понятия путают ввиду их схожести. И все же они далеко не синонимичны. Между терминами есть принципиальные различия, зная которые легче грамотно организовать систему управления персоналом.

  1. Мотивация: что это?
  2. Что такое стимулирование
  3. Основные правила грамотного стимулирования
  4. Различия между стимулированием и мотивацией

Мотивация: что это?

Говоря о мотивации, необходимо сначала разобраться с понятием мотива.

Мотив – это определенная потребность, которая может носить материальный, физический, ценностный либо духовный характер. Она побуждает человека действовать, служит своеобразным импульсом или двигателем, порождает мотивацию.

Мотивация – побуждение человека к достижению осознаваемой потребности, которое всегда носит внутренний характер. Соответственно, мотивация – явление сугубо индивидуальное. У каждого человека она своя.

Для одного сотрудника мотивацией служит солидный заработок, для другого – возможность карьерного роста, для третьего – признание его ценности для компании, для четвертого – повышение социального статуса.

Важная особенность мотивации – ее ориентация на конкретного человека. То есть невозможно одним и тем же способом замотивировать целую группу людей – к каждому придется искать индивидуальный подход.

Другая черта мотивации – это полное осознание человеком внутренней потребности. Только четко сформулированная цель дает импульс, побуждающий субъект действовать в нужном направлении.

Вызывать у человека внутреннюю мотивацию – это целое искусство, требующее знаний из области психологии и маркетинга.

Мотивация прекращается в тот момент, когда потребность оказывается удовлетворенной.

Что такое стимулирование

Стимулирование – это влияние на людей извне с целью активизации требующихся от них действий. Обычно целью такого мероприятия является повышение скорости и качества работы персонала, изменение поведения сотрудников для роста эффективности функционирования компании.

Стимулирование может быть материальным и нематериальным.

К материальным мерам поддержки относят следующие инструменты:

  • Зарплата;
  • Премии;
  • Различные доплаты, надбавки и компенсации;
  • Обучение за счет компании;
  • Различного рода льготы;
  • Предоставление жилья;
  • Наличие дополнительных отпускных дней и т.д.

Нематериальное стимулирование также включает многообразные способы воздействия на поведение сотрудников:

  • Карьерный рост;
  • Высокий статус и престижность должности;
  • Возможность самореализации;
  • Участие в интересных проектах;
  • Участие в семинарах и профессиональных конкурсах и т.д.

Важный момент: стимулирование бывает не только положительным, но и отрицательным. К негативным мерам относятся, например, штрафы за опоздание или задержку сдачи работы.

Основные правила грамотного стимулирования

Для того, чтобы стимулирование имело значимый эффект, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Увеличение стимулирования следует производить постепенно;
  • Стимулы, как отрицательные, так и положительные, должны быть в достаточной мере ощутимы работниками (например, штраф за опоздание в размере 10-ти рублей при заработной плате 60 000 рублей вряд ли будет иметь какой-то эффект);
  • Наибольшей эффективности можно добиться, умело сочетая стимулы материального и нематериального характера;
  • Стимулирование должно быть своевременным: то есть нельзя допускать большого временного разрыва между определённым действием сотрудника и применением к нему соответствующих мер поддержки;
  • Впечатляющих результатов можно добиться в том случае, если стимул совпадает с внутренними мотивационными координатами сотрудниками.

Различия между стимулированием и мотивацией

К основным отличиям между двумя этими способами влияния на работников относятся:

  • Направленность воздействия: в случае с мотивацией это сугубо внутренний импульс, а стимулирование – это исключительно внешнее влияние;
  • Сущность: стимулирование может носить как положительный, так и отрицательный характер, а мотивация по своей сути бывает только позитивной;
  • Индивидуальность: стимулирование применимо к целым группам людей, мотивация же касается конкретного человека (у каждого субъекта она своя);
  • Срок существования: стимулирование действует до тех пор, пока его не отменит руководство, мотивация же прекращает свое существование в тот момент, когда реализован мотив.

Итак, стимулирование и мотивация – понятия далеко не тождественные. Умело сочетая оба этих способа воздействия на сотрудников, грамотный работодатель может добиться больших успехов.

Стимул

Как жить, если нет стимула?

Необходимо учитывать, что стимулирующая сила конечна и может закончиться. Если побудительная причина поведения иссякла, психологи советуют следующее:

  1. Успокоиться и не комплексовать по этому поводу. Следует помнить, что все проходит, и это состояние тоже.
  2. Заняться приятным для души делом. Даже если абсолютно ничего не хочется, всегда найдется желание для удовольствия.
  3. Отправиться на природу. Там находится неиссякаемый источник энергии.
  4. Время без стимула – это период размышлений, поиска себя. Рекомендуется уделять этому достаточное количество времени.
  5. Начать искать новые стимулы в жизни.

Как найти стимул?

Эта ситуация напоминает заход парусного судна из океана в реку с быстрым течением. Матросы на лодке транспортируют якорь. Доплыв до места, они сбрасывают его. Выбирая якорную цепь, корабль подтягивается по реке. Стимулирование труда при отсутствии стимула можно добиться маленькими хитростями:

  1. Визуализация целей. Это может быть доска, на которой пишут желаемый результат, или лист бумаги с коллажем из картинок.
  2. Шаг назад, два вперед. Иногда полезно отступить от цели (например, поспать днем, нарушив график).
  3. Приемы самовнушения. У каждого они свои: поорать на себя или похвалить, полюбоваться первым результатом, уговаривать свое эго и тому подобное.
  4. Яркие примеры из жизни других, потерявших стимул, но нашедших его. Рекомендуется смотреть и читать вдохновляющее видео и книги.
  5. Развернутый план на каждый день. Это тот якорь, который может вытянуть из ямы. Нужно просто выполнять все пункты «на автомате».

Виды стимулов

В зависимости от направления воздействия подразделяются на:

  • материальные;
  • нематериальные.

Поведенческие стимулы, которые касаются материальных поощрений, могут быть:

  1. Денежные надбавки, премии, доплаты.
  2. Предоставление путевок в санатории и базы отдыха.
  3. Оплата проездных билетов на городской транспорт.
  4. Обеспечение медицинской страховки и бесплатного врачебного обслуживания.
  5. Улучшение условий труда.
  6. Оборудование непосредственного рабочего места по современному образцу.

Что такое стимул нематериального плана, можно понять, если учесть, что человек – это существо одухотворенное и социальное. Стимулирование может быть:

  • моральным;
  • психологическим;
  • социальным;
  • творческтим.

Материальные стимулы

Побудительная причина может вызываться у работников, если администрация будет увеличивать им заработную плату. Поводом для этого может служить:

  • перевыполнение объема товаров и услуг;
  • повышение квалификации труда;
  • одновременное совмещение рабочих должностей;
  • выполнение заданного количества работ меньшей численностью или за более короткий срок;
  • путем премирования за рационализацию и изобретательство;
  • улучшение качества работы;
  • снижение себестоимости продукции и экономию материалов;
  • высокие показатели в течение года.

Отрицательное стимулирование выражается в лишении премии и надбавок. Что такое материальный стимул в не денежном выражении:

  • введение на предприятии возможностей бытового обслуживания работников;
  • покупка жилья и предоставление служебных квартир;
  • обеспечение детскими дошкольными заведениями;
  • оплачивание лечебно-курортных путевок;
  • улучшение условий гигиены и санитарии на рабочих местах.

Нематериальные стимулы

Стимулирование человека таким способом многообразнее и шире, чем материальная заинтересованность. Психологи выделяют следующие нематериальные стимулы:

  1. Моральный. Он проявляется в выражении в различных формах уважения за выполненную работу. Это может быть вынесение благодарности, вручение диплома или почетной грамоты, присвоение званий. Отрицательный стимул требует вынесения выговора, вывешивания фото на доске позора.
  2. Социальный. Эта сфера затрагивает повышение престижности работы, обеспечение карьерного роста, предоставление возможности участия в жизни коллектива.
  3. Творческий. Стимул жизни здесь связан с реализацией внутреннего потенциала человека, раскрытия способности творить.

Методы стимулирования

Один из самых распространенных приемов побуждения к действию называется «кнутом и пряником». Эта комплексная система стимулирования включает в себя два метода. Специалисты выделяют еще несколько:

  1. Соревнование. Это вызывание стремления к улучшению по сравнению с другими. Стимул реализуется при условии всеобщей вовлеченности, равенства и тщательного учета результатов.
  2. Поощрение. Стимулирование при помощи поощрения и положительной оценки деятельности. Применяя такой метод, нужно придерживаться своевременности, осознанности, конкретики, индивидуального подхода.
  3. Наказание. В этом случае организационное поведение определяет цели стимулирования как торможение неэффективной и негативной деятельности с дальнейшей коррекцией. Условия проведения: осознанность, сохранение достоинства, соразмерность, не частое применение.

Стимул и мотивация – в чем разница?

По результату действия эти понятия одинаковы. Мотивация и стимулирование побуждают человека двигаться вперед. Разница между ними состоит в характере силы, заставляющей человека что-либо делать. Она заключается в следующем:

  1. Мотивация – это внутренняя потребность, возникающая в структурах человеческого сознания. Наружу она проявляется предметом удовлетворения, которого нужно достичь, чтобы успокоить жажду влечения.
  2. Источник мотивации находится «по курсу движения» индивида.
  3. Стимул возникает снаружи из складывающихся обстоятельств жизни.
  4. Стимулирование развития действует по принуждению против воли индивида. В отличие от мотивации: она реализует добровольное желание.
  5. Предмет удовлетворения стимулирования находится внутри сознания человека.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: