Что такое ситком

Ситком – что за жанр?

Содержание:

Ситком – это комедийный сериал с постоянными персонажами, простыми и повторяющимися локациями и общей историей.

Жанр ситуационной комедии пришел в Россию из Голливуда, и с каждым годом число его поклонников только растет. Это связано с хорошими ТВ-рейтингами, умеренными бюджетами, опытом и профессионализмом работников киноиндустрии, что за пару десятилетий практически с нуля освоили новое перспективное направление.

Жанровые особенности ситкома

Главное условие – наличие смешных ситуаций. Отсюда и название «ситком» – комедия ситуаций. Чем больше, тем лучше. И тут важно отходить от клише и не прогонять одну тему из серии в серию. В классическом ситкоме персонажи развиваются только внутри серии, а в начале следующего эпизода откатываются назад, забывая все уроки. Как, например, Эл Банди из сериала «Женаты с детьми…», он же Гена Букин из российской адаптации «Счастливы вместе». Он годами не может ничему научиться.

Но сегодня все чаще можно встретить ситкомы, где герои пусть медленно и незначительно, но все же меняются: «Теория большого взрыва», «Американская семейка», «Дылды», «Ольга» и т. д.

Разумеется, хорошо, если в вашем ситкоме помимо комедийных ситуаций будет еще и пара шуток.

Шутки состоят на нескольких элементов:

  • сетап (заход);
  • собственно шутка;
  • панчлайн (гэг).

На заходе лежит важная миссия – подготовить зрителя к шутке, тем самым вызвав максимальную обратную реакцию. Панчлайн – хлесткий финал, который чаще всего разворачивает то, что презентовал сетап, на 180 градусов. Во многом здесь заложен парадокс и разрушение ожиданий.

– У меня и правда, есть чувства к тебе.

– Да, я чувствую, что ты мне действуешь на нервы.

Шутки умело разбросаны по таймингу, чтобы не дать заскучать зрителю. Еще один важный момент – пережидание смеха, то есть дать возможность зрителю высмеяться.

В классическом ситкоме после каждой шутки обычно идет пауза, которую герои отыгрывают мимикой. Сделано это для того, чтобы следующая шутка достигла цели, а не затерялась в смеховой реакции на предыдущий панчлайн. Но сегодня есть и противоположные примеры. Например, в «Рике и Морти» шутки выдаются в таком количестве и с такой скоростью, что часть из них теряется при первом просмотре. Однако в эпоху интернета такой подход оказался даже полезным, потому что он повышает пересматриваемость старых серий онлайн.

Как появился жанр ситкома

Направление вышло из комедийных радиосценок и стендапа. Первым ТВ-ситкомом в Великобритании стал сериал «Прогресс Пинрайна» (1946), в Штатах – «Мэри Кей и Джонни» (1947). Сам термин появился в 1951 году в Америке с выходом на экраны «Я люблю Люси» (1951–1956), что повлияло на развитие жанра. Эта картина стала самым популярным сериалом США, достигнув вершины рейтинга Нельсона.

В 80-е годы американское телевидение захлестнул наплыв мыльных опер, ситуационные комедии стали терять рейтинги и отходить на второй план.

В России первые ситкомы появились в начале 90-х («Клубничка» и «Мелочи жизни»), они надолго отбили желание у зрителей поглощать этот ТВ-продукт. В 2000-х было много попыток вновь привить россиянам любовь к коротким комедийным сериям. Сперва пошла в ход адаптация успешных западных проектов («Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня», «Воронины»), а потом принялись за авторские проекты («Универ», «Интерны»).

В итоге в 2010-е ситкомы в России обрели вторую жизнь. После успеха «Универа», «Интернов» на ТНТ и «Ворониных», «Папиных дочек» на СТС их производство было поставлено на поток. Каждый сезон каналы радуют зрителя сразу несколькими комедийными проектами этого жанра – «Саша и Таня», «Два отца и два сына», «Две девицы на мели».

Ситуационные комедии дали продюсерам уверенность в окупаемости комедийного продукта, посему развлекательные ТВ-каналы предлагают зрителю комедийный жанр в большом разнообразии.

Большинство современных отечественных ситкомов снимают студии Yellow, Black and White и Good Story Media для каналов ТНТ и СТС. Сейчас на эту сцену активно выходят 1-2-3 Production и Art Pictures Studio.

На мировом ТВ-рынке ситкомы сегодня чувствуют себя вполне комфортно. Они не хватают звезд с неба, но и не падают на самое дно. Но иногда некоторым из них удается обойти даже драматические проекты с бОльшими бюджетами и потенциалом в сетке рейтингов и наград. Вот только несколько примеров:

  • «Друзья»,
  • «Клиника»,
  • «Замедленное развитие»,
  • «Американская семейка»,
  • «Как я встретил вашу маму»,
  • «Теория Большого взрыва».

Отличительные особенности

Премьерные показы серий преимущественно идут по ТВ, иногда – на стриминговых платформах или видеохостингах. В США они выходят с осени и до конца весны по одной серии в неделю. Из-за чего на вечер каждого буднего дня нужен свой проект.

В России серии выходят обычно с понедельника по четверг, иногда с понедельника по пятницу. На показ всего сезона уходит от двух до трех месяцев, после чего канал запускает в этот слот следующий проект

  • тайминг серии – 24 минуты (с рекламой – полчаса);
  • количество серий в сезоне – от 16 до 24;
  • закадровый смех, если это многокамерный ситком, снятый в павильоне (смех настоящих зрителей, приглашенных на съемку, для обкатки сценария)
  • ограниченное число повторяющихся из серии в серию локаций (кафе, дома героев, их мест работы);
  • музыкальные отбивки при переходе от одной сцены к другой;
  • сюжет серии строится по формуле: «исходное положение – происшествие – перипетии – кульминация – возврат в исходное положение»;
  • в классическом ситкоме серии между собой сюжетно почти не связаны. Но сегодня эта тенденция отступает;
  • контрастность характеров героев (8 комедийных характеров по Скотту Седите).

Контрасты

Контрасты – важнейший элемент хороших комедийных ситкомов. И если в драмах и боевиках на художественных весах автора расположились антагонист и протагонист, то в комедийном жанре это разношерстные и необычные персонажи, которые во многом являют собой абсолютные противоположности:

  • Чендлер и Джо (умный – глупый) в «Друзьях»;
  • Труди и Клемми (чудовище – красавица) в «Рино 911»;
  • Макс и Керолайн (бедная – богатая) в «Двух девицах на мели».

Во многих сериях именно контрасты помогают создавать конфликты и нелепые ситуации, из которых герои потом сообща ищут выход.

Структура серии ситкома

Проследить, как строятся серии ситуационной комедии, можно, например по правилам, что вывел Билли Айделсон («Чертова служба в госпитале МЭШ»).

  • Завязка в раю. В начале серии возникает некая проблема, которую герои решают сообща или поодиночке (иногда в серии может быть несколько проблем – своя для каждого героя).
  • Неприятности – ситуация не получает быстрого решения, а только усугубляется.
  • Поворот – все идет не по плану.
  • Обдумывание – персонажи думают, как выйти из оказии.
  • Герои начинают воплощать план в действия, здесь назревает апофеоз, важнейший эмоциональный комедийный конфликт всего эпизода.
  • Решение проблемы – все хорошо, герои подводят итоги.

Другие подходы могут отличаться в нюансах, но по сути очень близки к этой схеме.

Шутки

В сценарий ситкома часто вставляются вербальные и визуальные шутки.

Разобраться в словесных (вербальных) можно, изучив, например, классификацию Дина Грега:

  • Отсылка к предыдущей шутке – сквозная шутка, которая повторяется в течение одного или нескольких эпизодов («У нас был перерыв!» – сквозная фраза, которую Рос и Рейчел из «Друзей» повторяли друг другу в течение нескольких сезонов).
  • Эхо – мгновенное отражение и перенаправление шутки.
  • Ирония с подтекстом – говорить о смешных вещах с серьезным видом и наоборот.
  • Разрушение ожиданий.

А визуальные шутки хорошо разобрал Константин Глинка:

  • Слоуберн – медленный поворот головы героя как реакция на фразу или диалог.
  • Покерфейс – наблюдать, ощущать свое превосходство над другими персонажами, зная некую тайну, и стрелять глазами с загадочным видом.
  • Ломание «четвертой стены» – персонаж после шутки иронично смотрит прямо в камеру, на зрителя, как бы говоря «ну, ты меня понял, да?».

Особый эффект достигается при умелом сочетании визуальных и вербальных шуток.

Популярные ситкомы всех времен

  • «Друзья». 10 сезонов с огромными рейтингами, миллионный гонорар каждому из шести главных актеров за серию. История про дружбу и любовь колоритных персонажей, каждый из которых стал культовым.
  • «Офис». Концентрированный ситком об офисном планктоне и их одиозном начальнике. Стив Карелл демонстрирует все грани своего комедийного амплуа.
  • «Теория Большого взрыва». Оказалось, что гики тоже регулярно попадают в нелепые ситуации, особенно если они связаны с наукой и женским полом.
  • «Клиника». Самый самобытный ситком из списка. Главное достоинство – мультики в голове главного героя, который совершенно не обделен фантазией. Новоиспеченному стажеру-медику ДжеюДи придется познать все прелести и тяготы работы под руководством доктора Кокса.
  • «Американская семейка». Жизнь трех необычных семей в разрезе современной жизни. 11 сезонов, «Золотой глобус» и четыре премии «Эмми».
  • «Меня зовут Люси». Живая классика, которая даже в наши дни может немало рассмешить.
  • «Женаты…с детьми». Мы прежде всего знаем этот сериал по русской адаптации «Счастливы вместе». В отличие от российского аналога, американский сериал предлагает не только шутки поразнообразнее, но и впечатляет актерским кастом (Эд О’Нил, Кэти Сагал).
  • «Сайнфелд». Как называли его сами создатели, «шоу ни о чем» дало мощное развитие жанру ситкома. Некоторые эпизоды «Друзей» во многом вдохновлены именно «Сайнфелдом».
  • «Альф». Похождения веселого и пушистого инопланетянина на нашей планете в антураже простой американской семьи.
  • «Чертова служба в госпитале МЭШ». Военный цинизм, возведенный в абсолют, с убойным черным юмором и харизматичными персонажами.
  • «Как я встретил вашу маму». Планку юмористического качества не удалось выдержать в последние сезоны, но первая половина сериала – бриллиант. Тэд на протяжении девяти сезонов рассказывает своим детям, как он познакомился с мамой.

Главные герои

В ситкомах характеры и личные качества героев гипертрофированы. Если это умник, то он знает все (Шелдон в «Теории Большого взрыва»), если любит выпивку и женщин, то каждую серию у него будут новые приключения и загулы (Чарли в сериале «Два с половиной человека»). Всем им дал характеристику Скотт Седита. Рассмотрим их на примере «Друзей».

  • Обаятельный неудачник (Джоуи).
  • Логичный умник (Рос, Чендлер).
  • Невротик (Моника, Чендлер).
  • Дуралей (Джоуи).
  • Язва (Рейчел).
  • Меркантильные (Рейчел).
  • Ловелас / Сердцеедка (Джоуи).
  • Чудак не от мира сего (Фиби).

Как видим, в современных ситкомах чистые амплуа характеров по этой классификации встречаются редко и достаются исключительно второстепенным героям. Главные же персонажи ситкома наделены сразу несколькими яркими чертами.

Подобная тенденция прослеживается и в мире российских ситуационных комедий. Он ширится, растет и наполняется новаторскими героями.

Ситком: что это такое и почему так популярно (примеры лучших ситкомов с высоким рейтингом)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек не может постоянно работать, иногда нужно время на отдых и размышления. Поэтому в конце дня мы хотя бы изредка пытаемся себя развлекать.

Раньше непосредственного взаимодействия было больше – мы обменивались новостями, рассказывали об интересных событиях дня и о том, что прочитали в книгах или журналах.

Однако в последнем столетии блага цивилизации начали действовать, как любое лекарство – что-то лечить, а что-то калечить.

Одна из самых неоднозначных издержек развития технологий – минимизация «живого» общения вследствие доступности разнообразных гаджетов и появления множества форматов телевидения, вместе с которыми пришла и эра ситкомов.

Что такое ситком и как он появился

На постсоветском пространстве слово «ситком» вошло в обиход примерно с начала девяностых, хотя само понятие сформировалось еще в начале XX века в США. По сути, ситком – это калькированная транскрипция англоязычного sitcom, образованного путем сокращения и объединения двух основ:

  1. situational – «ситуационная»;
  2. comedy – «комедия».
Читайте также  Что такое капитализация

Уже из названия «ситком» очевидна ключевая особенность, когда юмор строится на поведении нескольких персонажей, то и дело попадающих в казусные ситуации. Традиционно подразумевается наличие двух и более участников комедийного действия, чтобы перед зрителем до конца раскрылась интрига сюжета.

Комедия положений – достаточно «древний» театральный формат, и до сих пор среди критиков ведутся горячие дискуссии, можно ли относить ситкомы к этому формату. Из-за того, что сюжет в обоих случаях строится на некоем курьезном событии, вероятно, речь может идти о субжанре со своими особенностями в плане съемки и подачи.

Ситком – это колоритная история с развитием

Если оригинальная комедия положений ставилась еще в первых театрах и была одной из знаковых в творчестве Шекспира, то о ситкомах человечество узнало лишь сотню лет назад. В двадцатых годах прошлого века в США появились комедийные радиопостановки, развлекавшие общество на протяжении трех десятилетий.

Но конкретный термин официально начали использовать лишь при переходе в телевизионный формат, поэтому первым ситкомом обычно называют сериал «Я люблю Люси», стартовавший в октябре 1951-го.

Шоу о предприимчивой домохозяйке, пытающейся пробиться в шоу-бизнес своего мужа, длилось всего 6 сезонов, однако до сих пор остается на вершинах рейтинга Нильсена. «Я люблю Люси» считается одним из популярнейших сериалов, охватывающих американскую аудиторию более чем в 40 млн зрителей ежегодно.

Сюжетные зарисовки в жанре ситкома обладают рядом отличительных черт, характерных для комедийных телепостановок с множественными эпизодами. За многие годы развития выработался оптимальный формат:

  1. такие сериалы стараются не перегружать зрителя обилием информации, большим набором героев или затяжными историями;
  2. в ситкомах обычно одни герои – персонажи не меняются, а новые появляются лишь изредка и вскоре, как правило, пропадают;
  3. яркость подачи – главными персонажами ситкома обычно выступают какие-либо типажи (то есть образы с гипертрофированными чертами);
  4. логическая завершенность сюжета – каждая серия самодостаточна (начинается с одной ситуации, развивается в ней же и заканчивается ее разрешением);
  5. преднамеренная компактность – в 20-30 минут умещается одна серия, титры и несколько рекламных блоков.

К началу восьмидесятых появились так называемые мыльные оперы, составившие опасную конкуренцию комедийным постановкам, растянутым на десятки (а то и сотни) серий. Понятно, что ситкомы были вынуждены подстраиваться и видоизменяться, чтобы не терять зрителей, заинтересовавшихся трогательными историями о любви и семейных перипетиях.

Новые особенности жанра

В то время в большинстве ситуационных комедий начали появляться более продолжительные сюжетные линии (сквозные или на несколько серий), зрителям стали больше рассказывать о героях, а число второстепенных персонажей ощутимо возросло. Ну и биографиям действующих лиц начали уделять больше внимания.

Еще одной яркой чертой ситкомов стали звуковые дорожки с закадровым смехом. Изначально он был настоящим, поскольку съемки проходили в павильонах с «живыми» зрителями, и их непосредственная реакция записывалась камерой так же, как и голоса актеров.

Впоследствии записи со смехом начали вставлять чаще, причем иногда это делалось совершенно не к месту. Примечательно, что в последние годы от этого искусственного хохота стараются избавиться, что вполне обоснованно, поскольку сегодня такие приемы воспринимаются, как нелепая попытка заставить зрителя смеяться над безвкусными или некорректными шутками.

Павильонные съемки повлияли и на картинку. Долгое время на площадке работала лишь одна камера. Впоследствии некоторые режиссеры начали использовать несколько камер, чтобы в ходе монтажа можно было выбрать наиболее удачные ракурсы.

Однако в дальнейшем производители вернулись к варианту с единственной камерой, предпочитая экономить на склейке, но стали добавлять в последующую обработку некоторые из спецэффектов.

Лучшие ситкомы с высоким рейтингом

В сети сейчас представлена уйма самых разных подборок из лучших комедийных сериалов, но кто их составлял и на какие критерии ориентировался, совершенно непонятно. Поэтому обратимся к наиболее достоверному и компетентному источнику – порталу «Кинопоиск», – и выберем из ТОП-250 самые популярные ситкомы, исходя из наивысшего рейтинга IMDb:

  1. «Друзья» – 9,2 (10 сезонов, начиная с сентября 1994-го, при этом финальный эпизод собрал у телеэкранов свыше 51 млн зрителей);
  2. «Клиника» – 8,9 (9 сезонов, начиная с октября 2000-го. Все серии были сняты одной камерой и при полном отсутствии зрителей);

Разумеется, что наша подборка весьма ограничена – в нее включены только зарубежные ситкомы с «живыми» актерами (то есть не мультфильмы) и только те, что имеют рейтинг выше 8,5 баллов.

Что касается отечественных аналогов, то первым ситкомом в России стал сериал «Клубничка» (1996—1997), снятый по «образу и подобию» «Дежурной аптеки» (Испания).

Второй попыткой создать что-то похожее была «Моя прекрасная няня» (2004—2008), где оригинальным был только последний (седьмой) сезон.

В данном контексте достаточно посмотреть программу канала ТНТ, который специализируется на показе комедийных сериалов, и вы легко найдете еще немало похожих проектов, представляющих собой своеобразный микс из адаптированных под русский менталитет сюжетов.

Здесь можно упомянуть парочку самых транслируемых ситкомов с рейтингом от 7 баллов, например:

  1. «Кухня» – 8,7 (2012—2016);
  2. «Интерны» – 7,5 (2010—2016);
  3. «Физрук» – 7,2 (2014—2017) и т.д.

Вместо заключения

Но будем справедливы: детская наивность, обозначение конфликтных ситуаций контрастом характеров, пародия на социальные и политические темы сделали формат ситкома по-настоящему востребованным.

Но будем справедливы: детская наивность, обозначение конфликтных ситуаций контрастом характеров, пародия на социальные и политические темы сделали формат ситкома по-настоящему востребованным.

И хотя в XXI веке классические ситкомы снимают все реже, их наработки легли в основу большинства популярных телевизионных шоу с комедийным уклоном.

Ситком

Содержание

Ситком (сокр. от англ. Situation Comedy , комедия положений) — жанр телесериалов, апогей и одна из самых мозгоразрушительных форм дальновидения.

[править] Особенности

Характерные особенности ситкома:

  • Серия идёт ровно 24 минуты — но! — пускается в получасовом интервале с расчётом «каждая пятая минута = реклама».
  • Есть «закадровый смех» — но! — как правило, не на каждом идиотском высказывании, как это часто бывает у пиндосов в ночных ток-шоу, а именно тогда, когда происходит так называемый панч-лайн. В русском аналоге этого не поняли, и смех убрали почти везде.
  • Бо́льшая часть действий происходит в заранее заданном наборе помещений, причём помещения эти достаточно всего лишь отснять в течение 5-10 секунд с пятидесятиметрового расстояния, а затем просто вставлять фоном перед каждой сценкой, усердно доказывая быдлу, что действие происходит именно там (в Этой стране чаще всего съемки происходят в реальной студии, так как стены, шкафы и книги на полках для вида задействуются героями в кадре).
  • Серийный сюжет обычно развивается в двух направлениях: общее русло (то, собстно, ради чего его и смотрят) и лёгкий подъёб, который следует формуле: «исходное положение — происшествие — перипетии — кульминация — возврат в исходное положение». Если в ситкоме серия вдруг не заканчивается исходным положением, то считайте, что до конца вы её так и не досмотрели.
  • Серии состоят из 73% нудятины, выкинув которую, вы получите не более, не менее, чем самый настоящий полнометражный фильм (попробуйте сами смонтировать контент на досуге).
  • Каждая серия обычно начинается с какой-нибудь бредовой музычки, куски которой то и дело играют в сменах сцен.

По сути, ситком вырос из стенд-ап камеди, то есть небольших юмористических сценок, разыгрываемых перед публикой. Как следствие, ситкомы снабжены закадровым смехом, вызывающим дикое омерзение у любого человека, который хоть чуть-чуть воспитаннее среднестатистического зрителя этого говна. В хороших, годных ситкомах этот смех издают присутствующие в студии зрители (если сцена происходит не в помещении, а на природе, то их реакция записывается при просмотре готового материала), а если зрители не смеются, то сценарий переписывается прямо на площадке.

В бюджетных говноситкомах, напротив, смех берётся из готовых коллекций сэмплов и вставляется куда попало. Кстати, сэмплы, как правило, довольно старые, и большая часть смеющихся на них людей уже давно мертвы. Изначально мысль принадлежит комику Энди Кауфману [пруфлинк?] . Хотя в этом тысячелетии сэмплы смеха для ситкомов в Асашай регулярно обновляются, ибо прокручивание одних сэмплов каждый вечер неиллюзорно утомляет слабый мозг ситкомофилов и ведет к переключению канала.

[править] Буржуйские

[править] США

В Америкашке ситкомов дофига. Один сезон американского ситкома состоит из 24 серий, показываемых в течение полугода раз в неделю + полгода повтора. Сценарий представляет собой плод мозгового штурма 10-20 приглашённых авторов под бдительным присмотром продюсера.

[править] Англия

В Великобритании ситкомов производится ненамного меньше, чем в США. Один сезон английского ситкома состоит из 6 серий; это связано с тем, что большинство их — авторские, то есть сценарий пишет один-два человека. Преимущества (равно как и недостатки) перед пиндосским методом достаточно очевидны: с одной стороны, английский ситком лишён глюков в поведении персонажей, с другой — английские ситкомы скатываются в УГ существенно быстрее американских, поскольку один человек не может генерировать смехоту непрерывно. Если только это не «Зелёное крыло» от Доминика Бригстока и Тристрам Шапиро.

[править] Отечественные

[править] В Совке

В Совке ситкомов не было, за исключением бешено популярной телепередачи «Кабачок „13 стульев“», шедшей с 1969 по 1981, и представляющей собой ситком с вкраплением музыкальных номеров. Передачу выпилили после того, как в Польше (а действие сериала происходило как бы в польском ресторанчике) начались очередные антикоммуняцкие волнения.

Известна попытка снять прямодушный ситком — «Трест, который лопнул», где весьма популярные на тот момент актёры (Караченцов, Адомайтис и ряд других) старательно, как подростки в школьном драмкружке, озвучивали тексты новелл О`Генри. Для большего соответствия представлениям режиссёра о кинокомедиях тексты нещадно правились, актёрская игра по системе Станиславского отравляла остатки смешного, поэтому, видимо, мало кто вспоминает эту попытку снять комедийный телесериал.

[править] В России

Первым русскоязычным ситкомом в 90-х был сериал «Клубничка» — помнится, лютый пиздец как по сценарию, так и по актёрской игре, но, конечно, по сравнению с «Няней» выглядит чуть ли не шедевром, хотя бы потому, что не было этого заебавшего уже тогда закадрового смеха. Одновременно с ним шёл сериал «Mелочи жизни», не менее вырвиглазный отстой, но смотрели. После этого жанр был забракован и возродился только в 2000-х, когда русские сериалы попёрли на экраны с удвоенной силой. Сначала идеи и сценарии ситкомов покупались у мириканьцев, что приводило к неиллюзорному пиздецу типа персонажей-нищебродов, живущих в двухэтажных коттеджах (как в «Счастливы вместе» производства ТНТ). Потом, когда идеи у пиндосов кончились, в дело вступили местные креативные петросяны — впрочем, количество люто-ржачного пиздеца, персонажей-нищебродов и двухэтажных коттеджей от этого не уменьшилось.

Самая мякотка и основное отличие «наших» ситкомов от «их» — способ производства. У нас этот способ можно охарактеризовать кратко: через жопу. Предоставим слово самим творцам:

мы столкнулись, например, с тем, что не можем снимать по тому графику, как это делается на Западе. Там на съемку одной серии обычно уходит неделя. А ситком – это дорогое производство: ежедневная аренда павильона, актеры на площадке с утра до ночи, съемка на четыре камеры, живой звук. Чтобы сделать стоимость ситкомов приемлемой для наших заказчиков – российских телеканалов, мы «ужали» съемки одной серии с пяти до трех, а иногда и до двух дней

Ещё больше различий и куча лулзов, а также немного натуральной клюквы в документари Экспорт Рэймонда.

Следствия, думаю, понятны. На Западе одну серию снимают неделю отнюдь не потому, что им нехуй делать и некуда девать деньги, а просто потому, что это минимальное время, за которое можно сделать достойный продукт в этом формате. Добавим к ужатым срокам полнейшее непонимание специфики жанра российскими сценаристами — и получим полную картину, явственно пованивающую субстанцией коричневого цвета.

[править] Закадровый смех

Традиционным элементом ситкома является закадровый смех. Он может представлять собой собственно смех зрителей, «консерву» (смех с плёнки) или комбинацию того и другого. Первый случай встречается крайне редко (ибо зрители, сцуки такие, ржут не там и не над тем), второй — часто, но только в бюджетных говносериалах (ибо считается не труЪ среди профессионалов). Общеупотребимым способом является третий — комбинация «консервы» и живой реакции зрителей. Закадровый смех предназначен для указания народу, где нужно смеяться. У нормального неподготовленного к просмотру человека вызывает здоровый защитный рефлекс.

Ощущения при просмотре ситкома от авторов, чьё чувство юмора не пересекается с твоим, можно сравнить только со сношением в голову, поскольку комбинации тупых шуток и сопровождающего их ржания заставляют думать, что мир реальненько ебанулся, а про тебя все забыли.

Представьте, что вы проснулись в субботу от звука перфоратора соседа. Вы не выспались, и вам непонятно, почему же сосед начал делать в очередной раз ремонт рано утром. Звук мешает и вызывает раздражение. Теперь представьте тридцатилетнего человека, который услышав фразу «у слона шесть ног» начинает отчаянно смеяться. Вы никак не можете понять, что же смешного в абсурдной фразе, и вы начинаете сомневаться, вменяем ли этот человек. Осталось смешать чувства — и вы получите ровно то, что испытают нормальные люди при просмотре тупых ситкомов с дешёвым закадровым смехом.

У небыдла данное чувство присутствует непрерывно, и выражается в принципиальной НЕНАВИСТИ к закадровому смеху. В последнее время появилась тенденция к отказу от закадрового смеха, особенно в высокобюджетных ситкомах вроде канувшей в Лету «Клиники».

[править] Цитаты

Большинство треков со смехом на телевидении было записано в начале пятидесятых. То есть почти все люди, смех которых ты слышишь, сейчас мертвы.

Источник этой ненависти непонятен нормальным людям (ну есть там смех, и что, тебя это ебёт? ну ты и мудак, не понимаешь как это прекрасно поржать в стаде!), и, по их мнению, заключаются в том, что над небыдлами часто ржали в детстве их менее фимозные сверстники. На самом деле — да, ебёт. Эти буагагашечки вызывают такую же НЕНАВИСТЬ, как и вид любого другого неиллюзорно действующего инструмента окучивания, окормления, группировки в стадо и (главное) дальнейшего взращивания и воспроизводства быдла, окончательно убеждая в том что планета пропала, Галактика в опасности, 95% населения — идиоты, но при всем при этом Большая Красная Кнопка так и остается вне пределов досягаемости.

Эээ, долбоебы это вы. 95%. Интеллектуальное большинство. С буагагашечками и массовым просмотром идиотизма, раньше собравшись очно, теперь, в связи с развитием зомбовидения, сидя по домам, но все равно, по-прежнему, требующие чувствовать себя в стаде, слышать громкий коллективный смех, чувствовать локоть соседа в пузе и его хуй в жопе. И жрать долбоебическое говно, для наполнения пустых черепов. Почему говно? Патамучта. Ну то есть это как эталон метра — вот это вот, отсюдадосюда, или там сто надцать триллионов длин волн, и является метром, и уже из этого все остальное выводится. Так же как ситком по определению своему является говном и мозговым булшитом, а его зрители и обожатели соответственно говноедами. Паавтаряим еще раз. Именно так — ситкомы для мудаков, а мудаки смотрят ситкомы.

[править] Directed by Robert B. Weide

Мем, заключающийся в монтировании к роликам с разными неловкими ситуациями титров из малоизвестного в наших краях ситкома «Умерь свой энтузиазм» («Curb Your Enthusiasm», юмор которого построен как раз на таких ситуациях), обязательно с надписью «Directed by Robert B. Weide» на черном фоне, и характерной мелодией. Впервые был использован в конце 2015 года в ролике с награждением мисс Вселенной, где корону случайно вручили не той участнице, но по-настоящему стал популярен в 2020 году, ибо про сам этот год в целом можно сказать, что он «directed by Robert B. Weide». Сам режиссер вначале был далеко не в восторге от внезапно свалившейся ему на голову популярности, но в итоге смирился.

[править] Сабжи

Естественно, все их рекомендуется смотреть в оригинале, на худой конец — с сабами. В любом случае желательно знание инглиша, так как даже в надмозговом дубляже есть шанс понять, что хотели сказать в оригинале, а в закадре тем более.

[править] Онлайн-ситком

Новое проявление сей чумы. Всё понятно из названия: сериал транслируется либо на ютубе, либо на собственном сайте. Серии обычно не длиннее 5 минут (не всем охота качать получасовые смехуёчки). Появление обусловлено тем, что у некоторых личностей зашкаливает вдохновение, но не хватает бабла на воплощение. Потому они и льют свои шЫдевры в сеть для всеобщего просмотра. Но даже здесь попадаются неплохие сериалы, например The Guild: этакий сериал про задротов в WoW (или любую другую MMORPG), и про их лулзы IRL. Идея и сценарий ситкома принадлежат Фелиции Дэй, также исполняющей роль главной героини, которая является задротом WoW IRL. Известна по роли в мюзикле «Музыкальный блог Доктора Ужасного». Посмотреть первые два сезона можно на официальном youtube-канале , даже присутствуют русские сабы. Третий сезон доступен на официальном сайте, так же как и остальные. Правда без русских сабов. А так же все четыре сезона доступны В Контакте, опять же с русскими сабами.

Один из представителей отечественного веб-ситкома — сериал «Приключения наркомана Павлика».

Что такое ситком

Возникновение и развитие жанра

Ситком – это ситуационная комедия. На радио и телевидении этот жанр утвердился как многосерийное шоу с постоянными главными героями и определенным местом действия.

Закадровый смех зрителей – типичная черта большинства ситкомов. Продолжительность каждой серии обычно не превышает 30 минут.

Ситком появился в двадцатые годы 20 века на американском радио. Через полвека, в семидесятые годы, этот жанр получил широкое признание благодаря телевизионным комедийным сериалами.

Термин «ситком» (sitcom) известен с 1951 года – так был назван жанр телекомедии «Я люблю Люси», которая шла на американском телевидении в течение шести лет и считается самым популярным телесериалом в истории кино.

Однако ещё раньше, в 1946 году на BBC в Великобритании вышел комедийный сериал «Прогресс Пинрайта», а в США в 1947 году на телевидении вышло шоу «Мэри Кэй и Джонни», которые по своей форме и содержанию являлись ситуационными комедиями.

До 80-х годов популярность ситкомов и их роль в культуре США и многих других стран была очень высока, но затем их стали вытеснять реалити-шоу и многосерийные «мыльные оперы» с последовательной сюжетной линией.

Тем не менее, в дальнейшем было снято много смешных ситкомов, заслуживших любовь зрителей. К ним можно отнести сериал «Мистер Бин» (1990, Великобритания), «Друзья» (1994, США), «Книжный магазин Блэка» (2000, Великобритания), «Офис»(2005, США).

Особенности ситуационных комедий

Ситкомы условно можно классифицировать на семейные и офисные. Иногда же сюжет строится вокруг дружеских и приятельских отношений – например, в американских сериалах «Друзья» (1994), «Теория большого взрыва» (2007), «В Филадельфии всегда солнечно» (2005). В любом случае во всех вариантах шоу присутствуют характерные для этого жанра черты.

Во-первых, особенность, связанная собственно с комедийным характером сюжета. В них обязательно присутствует пародийная, юмористическая составляющая, отражающая социокультурные особенности той или иной общественной среды.

Определенные человеческие типы и темпераменты, а также связанные с ними ситуации доведены до абсурда, поэтому становятся нелепыми и смешными.

Во-вторых, постоянные персонажи. Сюжеты каждого эпизода могут быть не связаны межу собой, но персонажи — неизменны.

В-третьих, закадровый смех. Иногда (особенно в первых постановках) использовался смех, записанный на пленку ранее. Потом появился другой способ – демонстрация фильма и запись смеха при его просмотре. Отсутствие записанного смеха – исключение из общего правила (например, «Клиника» (2001), «Офис» (2005), «Меня зовут Эрл» (2005)).

Семейное шоу

Семейный ситком основан на юмористическом описании взаимоотношений в семье, подчеркивании различных, зачастую контрастных характеров персонажей.

Классическое шоу «Моя жена Люси» строится на противостоянии характеров мужа и жены. К такому типу комедий относятся также «Я женат на Джоане», «Дарма и Грег».

Семейные ситкомы, снятые в США и получившие большую известность: «Все в семье» (1971), «Дарма и Грег» (1997), «Полный дом» (1987), «Все любят Рэймонда» (1996), «Задержка в развитии» (2003), «Американская семейка» (2009) «Женаты и с детьми» (1987).

В сюжетах, где главное место отведено непростым и забавным отношениям пары, закономерным финалом является рождение ребенка.

В комедийных сериалах, где главными персонажами являются дети-подростки, действие строится вокруг характеров тинейджеров, которые по-своему понимают взаимоотношения между людьми и смысл многих событий.

Поэтому взрослым приходится справляться с нелепыми и смешными ситуациями, помогая пока еще наивным детям. Таковы американские сериалы «Лиззи Магуайер» (2001) «Семейка Брейди» (1969).

Жёсткого разделения персонажей на «плохой – хороший», «добрый – злой» в этих комедиях нет. Забавные и смешные ситуации основаны на противопоставлении эмоциональности и рациональности, мудрости и наивности, желании избежать осложнений и нелепостью средств, используемых для этих целей.

Ситком как пародийный жанр

Ситкомы пародируют не только социальные ситуации, но и другие телевизионные и художественные жанры – «мыльные оперы», комиксы, «бондиану». Например, довольно острым и смелым в качестве социальной критики был «Бэтмен» (1966-1968, США).

А американский ситком «Напряги извилины» (1965 -1970) пародировал похождения тайных агентов, «шпионские страсти» и сверхсекретные гаджеты.

Некоторые ситкомы достигали высокого уровня общественной и политической сатиры. Самыми известными английскими политическими ситкомами являются «Да, господин министр» (1981-1984) и «Да, господин премьер-министр» (1986 -1988).

Они вышли на телевидении, а потом были адаптированы для радио. Вымышленные персонажи замечательно отразили реальные проблемы администрирования и манипулирования людьми.

Ситком про служебные отношения «Офис»(2005, США) стал ремейком снятого в Великобритании «Офиса» (2001). Примечательно, что есть также и другие его версии — французская, немецкая, бразильская, канадская, шведская, израильская, чилийская.

Зритель оценил смешное изображение нелепой рутины провинциального офиса. На его фоне развиваются отношения, связанные с карьерой, успехом, а также с тщеславием и другими человеческими слабостями.

К «офисным» пародийным ситкомам можно отнести «Судию 30», «Компьютерщиков», «Массовку», «Трудоголиков», «Парки и зоны отдыха», «Безумцев».

Технология съемки

В истории ситкомов многокамерная съемка и последующий монтаж применялись в 40-50 годы. С начала 60-х эти постановки стали снимать одной камерой, уделяя больше внимания видеоэффектам. Так были сняты «Напряги извилины» (1965), «МЭШ» (1968), «Моя жена меня приворожила» (1964), «Семейка Аддамс» (1964).

Новая волна комедийных сериалов, снятых по многокамерной технологии, началась в 80-х годах. Хотя съемка одной камерой нашла своих приверженцев и в более поздний период.

Ситком — что это за жанр?

Часто по телевидению мы слышим множество незнакомых или непонятных нам слов. Ситком — что это такое? Жанр кино, короткий видеоролик или репортаж, игра актеров, а может быть это разновидность мультфильмов?

Ситком – это ситуационная комедия, характеризующаяся постоянными персонажами и местом действия на протяжении всего сериала. Имеет обычно законченный сюжет в конце каждого выпуска.

Благодаря американскому радио в 1920 году впервые появился жанр ситуационной комедии. Новинка не заставила ждать своего выхода на голубые экраны. В 1951 году вышел первый комедийный сериал «I Love Lucy» в жанре ситком. Тогда официально прозвучал этот термин. После чего его стали применять к телевизионным комедийным сериалам.

Отличительные особенности ситкома

Имеет ли отличительные особенности жанр ситком? Что это за характеристики и как они делают этот стиль не похожим на остальные фильмы? Во-первых, длительность ситкома обычно составляет 22 минуты и 8 минут рекламы. Временной подбор связан с тем, что зритель быстро устает от сильных эмоций – веселья. Во-вторых, комедийные ситкомы обладают постоянным составом персонажей, в которых изредка эпизодически появляются другие герои. В-третьих, в удачных, по мнению создателей сериала, местах всегда появляется закадровый смех. В-четвертых, основная сюжетная линия картин этого жанра сопровождается отдельной комичной ситуацией в каждой серии. Фильм «Друзья» — это один из ярких примеров ситкома. За 10 лет съемок сериал 44 раза номинировался, 6 раз удостоился награды «Эмми».

Некоторые ситкомы снимаются в залах при наличии зрителей. Это особенно развито в американских сериалах. Поэтому смех за кадром записывается вживую.

Контрасты

Контраст в жанре ситком. Что это? Это наличие борьбы главного героя со злодеем. Прослеживается противостояние добра и зла. Большинство ситкомов используют контрасты. В мыльных операх и драматических сериалах они более выражены. В ситкомах обычно нет четко очерченного контраста. Обычно делается акцент на особенностях главных героев. Например, в российском ситкоме «Воронины» рассказывается о семейной паре с тремя детьми и родителях, живущих за стеной, которые постоянно вмешиваются в их отношения. Другой российский сериал — «Интерны» — демонстрирует наибольший контраст в ходе постоянных унизительных оскорблений своих подчиненных врачом Быковым.

Структура серии ситкома

Обычно структура ситкома линейная, состоящая из двух или трех актов. При переходе от одного действия к другому конфликт усложняется. Каждый акт всегда заканчивается драматическим моментом, в котором у героя возникают сложные обстоятельства. После чего следует рекламный перерыв. Это сделано для того, чтобы зритель был заинтересован в просмотре серии дальше и не переключался на другой канал.

Жизнь ситкомовских персонажей в ленте протекает циклично. Например, герой устраивается на работу, на новой должности у него ничего не получается. В итоге все налаживается.

Виды ситкомов

Разновидность жанра ситком — что это? Условно рассматриваемые ленты можно разделить на несколько видов.

1. Юношеские или детские ситуационные комедии. В них главными героями выступают в основном подростки и дети. Они постоянно попадают в глупые и нелепые ситуации.

2. Ситкомы-комиксы. Например, фильм «Бетмэн», снятый с трюками и драками в стиле комиксов.

3. Политические ситуационные комедии. Например, «Да, господин министр» — описывает жизнь вымышленного министерства и работающих в нем сотрудников.

4. Офисные ситкомы рассказывают о трудовых буднях.

5. Семейные ситуационные комедии и другие.

Шутки

Шутки ситкома состоят из нескольких частей: захода (setup), самой шутки, гэга (punchline). Оказывается, они имеют свою структуру. Заход у такой шутки — важный и глубокомысленный. Панчлайн, напротив, хлесткий. Он выворачивает мысль захода наизнанку.

Очень важная деталь в ситкоме — это момент пережидания смеха. После сказанной шутки зритель должен нахохотаться так, чтобы не пропустить очередную важную реплику. И только после этого можно начать дальнейший просмотр сериала.

Для поддержания необходимого уровня шуток сценарист должен отслеживать несколько факторов. А именно: кто и над чем будет смеяться, какая публика будет смотреть сериал?

Востребованность ситуационных комедий

Сериал ситком широко популярен и востребован во всем мире. Китай, Новая Зеландия, Дания и Индия выпускают собственные фильмы этого жанра в большом количестве. Обычно, дальше местного телевидения ситкомы не распространяются. В Канаде и Великобритании такие сериалы, помимо местного телевидения, транслируются за пределами родных стран.

Как в России, так и за рубежом переполненная стрессами жизнь требует небольшой разрядки или разгрузки. Комедийные сериалы заставляют человека смеяться и расслабиться. Благодаря таким эмоциям вырабатывается гормон счастья – серотонин. Это заряжает энергией, хорошим настроением и помогает снять стресс. Поэтому рейтинг ситкомов постоянно движется вверх. Телезрители нуждаются в такой разрядке, что заставляет создателей снимать и придумывать все новые идеи для сериалов.

Популярные ситкомы

Первый российский ситком «Кафе «Клубничка»» вышел в 1996 году. В 2000 году эти фильмы обрели свой пик популярности. Появился сериал «Счастливы вместе». Ситуационная комедия «Моя прекрасная няня» является русской версией американского сериала «Няня». Кинолента «Интерны» взяла свою идею у американского ситкома «Клиника» и т. д.

В России основная доля ситуационных комедий выходит на развлекательных каналах «СТС» и «ТНТ». Ситкомы на этих телеканалах транслируются каждый день и периодически снимаются все новые выпуски.

Главные герои

Сделан удачный подбор героев в фильме «Универ», который транслируется на канале «ТНТ» не один год. За семьей Ворониных на «СТС» телезрители также наблюдают несколько лет.

В сериалах «Зайцев+1» и «Любовь на районе», наоборот, главные герои недостаточно глупы, и эти фильмы оказались неинтересны телезрителям. Ленте «Зайцев+1» даже не помог известный французский актер, который снялся в этом фильме (жанр — ситком). Что это закономерность, режиссеры уже убедились.

Чтобы телезритель всегда знал, какой герой в сериале глупый, авторам приходится об этом напоминать различными нелепыми ситуациями и выражениями, связанными с этим персонажем.

Интересный прием использован в ситкоме «Теория большого взрыва». В нем герои, наоборот, интеллектуально развитые личности. Но они не адаптированные к обычной жизни. Что и делает их очень глупыми.

Эволюция ситкомов: что было и как сейчас выглядят современные ситуационные комедии

2021 год начался с запуска четвертой фазы киновселенной Marvel. 15 января состоялась презентация необычного сериала «Ванда/Вижн». Он должен стать промежуточным звеном между последними «Мстителями» (рекомендует актер Максим Матвеев) и сиквелом «Доктора Стрэнджа».

Это история о семейном единении Ванды Максимофф и синтетического гуманоида Вижна, которого убил Танос, но он все же смог воскреснуть. Они находятся в жизни персонажей американских ситкомов и сталкиваются с окружающей их реальностью. Сам сериал — это сочетание классики американских ситкомов («Я люблю Люси», «Моя жена меня приворожила», «Шоу Дика Ван Дайка») и традиционного блокбастера Marvel.

Целевая аудитория здесь, в первую очередь, американцы, которые знают классику своего телевидения, тогда как другим странам тяжелее понять, что вообще происходит. Например, большинство из нас впервые столкнулись с ситкомамии 1990-х. Самый яркий пример — это «Друзья» (рекомендуют Александра Бортич, Юлия Высоцкая, Надя Дорофеева и многие другие) . В нулевых добавились «Как я встретил вашу маму» (рекомендует Александр Петров и Екатерина Варнава) и «Теория большого взрыва» (флист Алексея Навального), а в десятых жанр трансформировался и уже все больше отходит от классического представления ситкома.

Рассказываем, как изменились ситкомы и что стоит посмотреть из новинок жанра.

Что такое ситком

Ситкомы (ситуационные комедии) появились еще в 1920-х годах на радио. А само понятие придумали в 1951 году во время показа комедии «Я люблю Люси».

Фото: кадр из сериала «Я люблю Люси»

Это шоу с одними и теми же персонажами, которые находятся в одной среде. Каждую неделю их ждут новые истории длиной 20-30 минут.

Лучше всего понятие «ситком» описала Лиза Симпсон: «Кажется, что каждую неделю с Симпсонами происходит что-то странное. Но к следующей неделе мы вернемся туда, откуда начали. Готовые для еще одного дурацкого приключения».

В основе каждого ситкома (от «Я люблю Люси» до «Офиса», который рекомендует Катя Клэп), лежит этот базовый принцип: группа постоянных персонажей — будь то классическая семья, супружеская пара, группа друзей или команда сотрудников, попадают в ситуацию, которая нарушает их «нормальную» жизнь. В оставшейся части эпизода персонажи решали проблему и возвращались к своему «нормальному» состоянию.

Какая эпоха ситкомов лучше и как они менялись

Подавляющее большинство поклонников ситкомов 1990-х будут доказывать, что «Друзья» и «Сайнфелд» — лучшие представители жанра. Они, вероятно, легко смогут цитировать сериалы и подпевать заглавным песням.

То же самое касается зрителей ситкомов 2000-х годов с такими шоу, как «Офис», «Как я встретил вашу маму» и «Парки и зоны отдыха». Определенно есть некое пересечение стиля между этими эпохами и их телешоу, но со временем ситкомы адаптировали другие жанры и превратились в модернизированный новый стандарт. В результате чего любые новые или текущие ситкомы с живой аудиторией или структурой смеха кажутся устаревшими. И часто безвкусными.

Например, ситкомы по-прежнему состоят из группы повторяющихся персонажей в одной и той же среде, но все зависит от того, как построен сюжет шоу. Домашние ситкомы, скорее всего, будут о семье и домашней жизни. Ситкомы о работе будут больше различаться в зависимости от сферы деятельности.

Ситкомы всегда были популярны. Но если сравнить «Я люблю Люси» с чем-то вроде «Офиса», могут возникнуть проблемы. Да, это один жанр, но их формы очень разные. Они отражают эпоху, в которую были созданы.

Фото: кадр из сериала «Офис»

Слово «ситком» говорит тебе о стандартном для жанра наборе: обычные локации и закадровый смех. Эта форма существовала десятилетиями.

Современные ситкомы уже другие. Они свободно перемещаются между локациями и часто обходятся без закадрового смеха. Например, «Парки и зоны отдыха» и «В Филадельфии всегда солнечно» (советует Илья Найшуллер) не похожи на стандартные ситкомы. Они больше напоминают малобюджетные независимые фильмы с их плохим освещением, черным юмором и трясущимися камерами.

Как сейчас выглядят ситкомы

Раньше казалось, что ситком — это успокаивающая 22-минутная пауза, во время которой кажется, что все друг друга знают и всегда будут рядом. Но все меняется и ситком претерпел интенсивные мутации, отказавшись от своей простоты и превратился в многослойное пространство, наполненное уникальными личностями.

В 1990-х годах главные темы ситкомов заключались в историях одиноких людей, живущих в большом городе, неблагополучных семей и других людей с личными и профессиональными проблемами.

В нулевых развился формат «Друзей», когда группа близких людей проживает свои лучшие годы (например, «Как я встретил вашу маму»). Становится намного меньше закадрового смеха и крылатых фраз от персонажей.

В первой половине десятых чаще всего появляются эксцентричные рабочие места, семьи и истории «ботанов».

Дальше герои становятся более разнообразными и лучше прописаны личные драмы и судьбы каждого из героев.

Также они чаще поднимают актуальные и вечные темы. Например, в «Кремниевой долине» показана жизнь стартаперов и программистов, которые полностью посвящают себя работе и какие проблемы могут при этом возникать.

Или же «Хорошее место» (также рекомендует Илья Найшуллер), где персонажи говорят о вопросах этики и морали, и о том, что никогда не поздно стать лучшей версией себя.

Ситкомы развиваются и меняются. Всегда можно сказать, что раньше было лучше, но не всегда это правда. Новые сериалы становятся более актуальными и поднимают вопросы, которые беспокоят людей прямо сейчас. А вернуться к классике можно всегда, чтобы узнать как была зафиксирована конкретная эпоха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: