Что такое синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм

  • Что такое синтаксический параллелизм
  • Синтаксический параллелизм в литературе
  • Примеры

Для выразительности речи (экспрессивности) часто применяются стилистические фигуры. Особую популярность они находят в литературе. Для правильного восприятия сюжета читателем автору необходимо с их помощью акцентировать внимание.

Синтаксический параллелизм выражает контрастность, сходство образов, идей и относится к одному из таких приемов.

Что такое синтаксический параллелизм

Слово образовано от греческого «parallelos», которое в переводе означает «идущий рядом».

Под параллелизмом понимают конструкции: словосочетания, предложения и их части с одинаковой грамматической структурой, расположенные в определенной последовательности в смежных частях текста.

Фигура часто используется в публицистической речи и научной прозе. Но наибольшее применение параллелизм нашел в художественных текстах.

Синтаксический параллелизм в литературе

Под литературным параллелизмом понимаются сходные элементы в построении высказывания, использование повторяющихся форм и слов. Прием придает художественному тексту структуру и ритм.

Синтаксический параллелизм встречался еще в древней письменности. Он характерен как для прозы, так и для поэзии и заключается в повторении одной и той же структуры предложений. В стихосложении соединяется с рифмой. Широко применяется в фольклоре: песнях, частушках, былинах.

Функции синтаксического параллелизма:

  • акцентирование внимания читателя на мысли, действии;
  • выделение связи нескольких элементов;
  • эмоциональная окраска сказанного.

Применение фигуры пробуждает у читателя интерес, вызывает образные ассоциации. С ее помощью передается эмоциональное состояние, переживания субъекта:

  • одобрение;
  • почтение;
  • уважение;
  • неодобрение;
  • пренебрежение;
  • презрение;
  • ирония.

С помощью синтаксического параллелизма усиливаются любые эмоциональные состояния, а также риторические вопросы.

Примеры

Рассмотрим пример полного синтаксического параллелизма: смежный параллелизм двустиший.

«Разве когда облегчил ты

Разве когда утолил ты

И.В. Гете «Прометей»

Эффект от заданного вопроса усиливается повторением двух предложений с одинаковым грамматическим строением. Это придает сказанному эмоциональность, некоторую степень возбуждения.

«Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?»

Лингвистическое явление характеризуется похожим порядком слов, с однотипными членами предложения. В приведенном примере также есть противопоставление, при котором используется антитеза (контраст, резкое противопоставление понятий).

«Кто любил – тот не забыл;

Кто забыл — тот не любил;

Кто любил, а все ж забыл,

Тот забыл то, как любил.»

В данном двустишье четко просматривается авторская позиция, выделенная с помощью синтаксического параллелизма.

Часто синтаксический параллелизм подкрепляется анафорическим повтором (анафорой – повторением слов или групп слов) и другими сложными синтаксическими конструкциями.

Тот поселянин, черный, горячий?

И он – вернется, вновь вверяясь

И.В. Гете «Песнь странника»

В приведенном примере автором передается спасительная надежда, с уверенностью и успокоением передаваемая встревоженному слушателю.

Синтаксический параллелизм – важный инструмент в руках мастеров слова. Он позволяет сделать произведение не только образным и красивым. Прием устанавливает эмоциональную связь между автором и читателем, чем приковывает к произведению, заставляя погрузиться в него и дочитать до конца.

Синтаксический параллелизм в литературе — что это? Примеры и предложения

Синтаксический параллелизм — это использование одинаковых грамматических и семантических конструкций в смежных предложениях, строках или строфах стихотворения. Например, у М.Ю. Лермонтова: Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской .

Параллелизм широко распространен в устном народном творчестве — былинах, песнях, сказках: Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная?

Он часто встречается в эпических произведениях. Например, в финской «Калевале»: Шесть он зернышек находит, семь семян он поднимает.

Параллелизм в более поздней литературе становится сложнее, он может достигаться с помощью анафоры и эпифоры, симплоки, климакса (градации), антитезы, бессоюзия.

На заре — наимедленнейшая кровь,
На заре — наиявственнейшая тишь.
Дух от плоти косной берет развод,
Птица клетке костной дает развод.

Око зрит — невидимейшую даль,
Сердце зрит — невидимейшую связь.
Ухо пьет — неслыханнейшую молвь.
Над разбитым Игорем плачет Див…

Мастера этого изобразительного приема — поэты Федор Тютчев и Афанасий Фет.

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.

Отрицательный синтаксический параллелизм

Отрицательный синтаксический параллелизм строится с употреблением частицы «не»:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.

Синтаксический параллелизм как риторический прием

Параллелизм часто используется в риторике и публицистике, чтобы подчеркнуть важную мысль, перечислить аргументы, показать общее и различия между явлениями. Большое внимание ему уделяли в античной риторике.

Доко­ле же ты, Кати­ли­на, будешь зло­употреб­лять нашим тер­пе­ни­ем? Как дол­го еще ты, в сво­ем бешен­стве, будешь изде­вать­ся над нами? До каких пре­де­лов ты будешь кичить­ся сво­ей дер­зо­стью, не знаю­щей узды?

Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины

Нередко в публичных выступлениях ораторы используются параллели в виде анафоры (повторов в начале нескольких отрывков) или эпифоры (повторов в конце).

Врожденный порок капитализма — это неравное распределение благ; врожденная добродетель социализма — равное распределение страданий.

Синтаксический параллелизм в литературе. Примеры

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
М.Ю. Лермонтов

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река —
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф.И. Тютчев

Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
А.А. Фет

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н.А. Некрасов

Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, —
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его.
А.А. Ахматова

Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.
Н.А. Заболоцкий

Что такое Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм — это фигура речи, которая характеризуется построением нескольких предложений с одинаковой структурой (или же отдельных частей внутри одного предложения).

Примеры синтаксического параллелизма

“Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой”.
С. Поделков

«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор».
А. А. Фет, 1883 г.

«Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог».
«Бог», Г. Р. Державин, 1784 г.

Что такое параллелизм?

Параллелизм — это использование повторяющихся слов и форм, чтобы придать отрывку в литературе структуру и ритм.

Читайте также  Что такое колонтитулы

Параллелизм часто либо сопоставляет контрастные образы или идеи, чтобы показать их абсолютное различие, либо объединяет аналогичные концепции, чтобы показать их связь. Писатели часто сочетают параллелизм с другими литературными приёмами, такими как анафора и антитеза.

Виды параллелизмов

Параллелизмы бывают следующих видов: синтаксический, строфический, ритмический и отрицательный.

Синтаксический параллелизм

Этот вид встречается в литературе чаще всего. Он используется и в стихотворной форме, и в прозе. Характеризуется применением одной и той же структуры предложений. Обычно автор обозначает что-то обобщающее в начале фразы, следом развиваются идеи/предметы, которые с этим сравниваются.

Таким образом автор усиливает идею обобщения, описание становится более красочным и насыщенным. Зачастую это обобщение становится ключевым в понимании композиции и мысли автора.

«Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла».
«О доблестях, о подвигах, о славе. «, А. А. Блок, 1908 год

Строфический параллелизм

Автор использует в примыкающих строфах одинаковые синтаксические или лексические построения.

«Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!».
«Коль любить, так без рассудку. «, А. К. Толстой,
1854 год

Ритмический параллелизм

В этом параллелизме автор повторяет одинаковые рифмы или паузы, таким образом он вносит ритмичность в своё произведение.

“Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя”.
«Сад весь в цвету. » А. А. Фет, 1884 год

Отрицательный параллелизм

Этот параллелизм автор создаёт на основе отрицательного сравнения, т. е. оборот строится на частице «не».

«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич. «.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. Ю. Лермонтов, 1838 год

Функции синтаксического параллелизма

Функциями синтаксического параллелизма являются:

  • перечисление, уточнение, сопоставление и противопоставление;
  • выражение оценочных характеристик автора (в положительную или отрицательную сторону), обычно выражение субъективной эмоциональной оценки;
  • выделение эквивалентности перечисляемых обстоятельств и синтаксическое оформление перечисленного; и другие.

Анафора и синтаксический параллелизм

Анафора — это использование автором повторяющихся звуковых элементов в начале каждой фразы, строки или строфы. Ещё анафору называют единоначатие.

Авторы используют этот стилистический приём для выделения самых важных частей произведения или для прибавления эмоциональности.

«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света».
“Анна Каренина”, Лев Толстой

«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. «.
Сергей Есенин

В этом примере можно увидеть сочетание синтаксического параллелизма с анафорой:

«Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. «.
«Полдень», Фёдор Тютчев

Почти каждая строка начинается с «лениво» — это анафора, а одинаковое строение фраз (дышит полдень, катится река, тают облака) — это синтаксический параллелизм.

Синтаксическая анафора

Синтаксическая анафора (также анафорический параллелизм) — это анафора, которая повторяет предыдущую грамматическую конструкцию.

«Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей…».
«Нэпман», М. А. Светлов, 1925г.

Читайте подробнее про Анафору.

Синтаксический параллелизм в английском языке

Примером синтаксического параллелизма в английском языке можно назвать данную знаменитую фразу Дейла Карнеги (американский педагог и писатель):

«Success is getting what you want. Happiness is wanting what you get».
(«Успех — это когда вы получаете то, что вы хотите. Счастье — это когда вы желаете то, что вы получаете».)

Или отрывок из «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса:

«It was the best of times, it was the worst of times, it was the age of wisdom, it was the age of foolishness, it was the epoch of belief, it was the epoch of incredulity, it was the season of Light, it was the season of Darkness, it was the spring of hope, it was the winter of despair».
(«Это было лучшее из всех времён, это было худшее из всех времён; это был век мудрости, это был век глупости; это была эпоха веры, это была эпоха безверия; это были годы света, это были годы мрака; это была весна надежд, это была зима отчаяния».)

Или такой пример синтаксического параллелизма с антитезой (сочетание противоположных по смыслу слов, противопоставление).

Это из первого выступления перед американской публикой Джона Фицджералда Кеннеди на посту президента:

«Let every nation know, whether it wishes us well or ill, that we shall pay any price, bear any burden, meet any hardship, support any friend, oppose any foe to assure the survival and the success of liberty».
(«Пусть каждая страна, желает ли она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любое бремя, пройдём через любое испытание, поддержим любого друга, воспрепятствуем любому врагу, утверждая жизнь и достижение свободы».)

Семантический параллелизм

Семантический параллелизм — это литературный приём, который позволяет автору повторять мысль/идею. При нём используется тема/рифма или идейная структура, целью которой является связать мысли/идеи одной строки с идеями другой, для того чтобы усилить передаваемое автором сообщение.

«Врубель жил просто, как все мы живём«.
А. А. Блок

Разница между семантическим и синтаксическим параллелизмами

Синтаксический параллелизм строится, используя элементы, которые грамматически схожи между собой. А в семантическом параллелизме автор использует идеи, которые друг другу сопоставляются.

Что такое синтаксический параллелизм: определение, функции, примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Подчеркнуть определенную мысль, акцентировать внимание на связи между конструкциями, выразить экспрессию – всё это автор может сделать разными способами.

Однако достичь всех трех целей одновременно помогает синтаксический параллелизм. Это явление редко изучают в школе.

Более того, даже в университетском курсе синтаксиса для языковедов данной темы может не быть.

Тем интереснее узнать, что являет собой этой прием, как его использовать и где он будет уместен. Об этом и поговорим в нашей статье.

Что такое синтаксический параллелизм в языке и литературе

Начнем с определения. Согласно «Толковому переводоведческому словарю», который дает наиболее приближенное именно к лингвистике трактование:

«Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, высказываний или отрезков речи».

То есть речь идет о том, что в следующих друг за другом единицах синтаксиса слова, соотносимые с определенными частями речи и функциями члена предложения, должны стоять в одинаковом порядке. Это могут быть как словосочетания, так и предложения или более крупные конструкты.

Читайте также  Что такое прямая зависимость

Например, в строке Есенина «Синий туман, снеговое раздолье…» оба словосочетания построены по принципу «зависимое слово, определение + главное слово, определяемое».

«Большой энциклопедический словарь» говорит о том же явлении, но несколько шире. Литературоведы подают такой термин:

«Параллелизм в поэтике – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ».

Это более широкий термин, включающий не только синтаксический, но и ритмический, а также композиционный параллелизм.

Классификация

Поскольку данное явление может быть воплощено на разных уровнях, выделяют три вида в зависимости от типа языковой единицы, в котором он воплощен. Итак, бывает параллелизм:

  1. предложений,
  2. словосочетаний,

Также в зависимости от того, насколько идеально выдержан порядок слов, выделяют полный (100% совпадение) и неполный (с отклонениями) синтаксический параллелизм.

По количеству повторяющихся элементов он может быть двучленным или многочленными (также называют сложным).

Также выделяются особые, неклассические формы синтаксического параллелизма:

  1. Обратный. Порядок слов во второй единице (словосочетании, предложении) полностью противоположен порядку в первой.
  2. Формальный. Нет смысловой связи между тем, что делает человек, и природным явлением.
  3. Отрицательный. Действия человека противоположны тому, что происходит вокруг.

Последние два варианта характеры в основном для русского фольклора, в других же текстах, за исключением поэзии, встречаются редко.

Функции

Синтаксический параллелизм используют авторы различных текстов. Это не только художественные произведения. Многие риторы применяют прием в своих выступлениях, а журналисты – в публицистике.

Он помогает достичь следующих целей:

  1. Подчеркнуть наличие связи между несколькими элементами в одном ряду.
  2. Привлечь внимание читателя / слушателя к выражаемой мысли.
  3. Выразить экспрессию.

Все эти функции могут быть применены в упомянутых выше текстах. Однако чаще всего данная фигура встречается все же в фольклоре. Ученые считают, что во все остальные направления литературы она перешла именно из народного творчества.

Примеры

В творчестве русских и зарубежных писателей можно найти много примеров синтаксического параллелизма. Например, читаем у С.А.Есенина:

«Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?»

Или у его предшественника М.Ю.Лермонтова:

«Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью…»

В романсах А.Н.Апухтина:

«Ты не согреешь этот холод,
Ты не осветишь эту тьму…»

Приведем несколько своих примеров для синтаксического параллелизма

  1. Словосочетаний: В Петербурге я люблю разводные мосты, мощеные улицы и белые ночи.
  2. Предложений: Виталик сажает деревья. Серёжа моет посуду. Маша пишет стихи.
  3. Придаточных частей: Я думаю, что жизнь наладится, что наступит мир.

Важно понимать, что единицы, на которых основана параллель, должны не только выполнять ту же роль в предложении, но и быть представителями одной части речи. К примеру, можно сказать: «Мне нравится пение, танцы и рисование». Но вот «Мне нравится пение, танцы и рисовать » уже не будет примером параллелизма.

Итак, сегодня мы раскрыли тему сложной фигуры языка, которая рассматривается на границе лингвистики и литературоведения. Узнали, что такое синтаксический параллелизм, каковы его функции и разновидности, а также рассмотрели примеры употребления.

Синтаксический параллелизм. Примеры

Синтаксический парал­ле­лизм — это сход­ное постро­е­ние смеж­ных фраз, сти­хо­твор­ных строк или строф худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния.

Рассмотрим с при­ме­ра­ми из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, что такое син­так­си­че­ский парал­ле­лизм.

Синтаксический параллелизм — стилистический прием образной речи

Образные средства в литературе

В сво­ем арсе­на­ле худож­ни­ки сло­ва име­ют мно­же­ство выра­зи­тель­ных средств, что­бы создать яркий и впе­чат­ля­ю­щий образ. В сво­их про­из­ве­де­ни­ях писа­те­ли актив­но исполь­зу­ют тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры:

  • рито­ри­че­ский вопрос
  • инвер­сию
  • гра­да­цию
  • эпи­фо­ру
  • срав­не­ние

Их исполь­зо­ва­ние дела­ет вос­при­я­тие худо­же­ствен­ной речи мно­го­пла­но­вой, вызы­ва­ет инте­рес у чита­те­лей к изоб­ра­жа­е­мо­му, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассо­ци­а­ции. Одним из таких сти­ли­сти­че­ских при­е­мов явля­ет­ся парал­ле­лизм. Этот тер­мин заим­ство­ван из гре­че­ско­го язы­ка, где сло­во parallelos , бук­валь­но зна­чит «иду­щий рядом».

Параллелизм изве­стен в био­ло­гии, мате­ма­ти­ке, физи­ке. В лите­ра­ту­ре сло­вом «парал­ле­лизм» обо­зна­ча­ют сход­ные эле­мен­ты в постро­е­нии выска­зы­ва­ния. Это могут быть зву­ки и сло­ги (зву­ко­вой парал­ле­лизм), повто­ря­ю­щие сло­ва (лек­си­че­ский парал­ле­лизм) и син­так­си­че­ские кон­струк­ции — фра­зы и пред­ло­же­ния.

Что такое синтаксический параллелизм?

Если в про­из­ве­де­нии име­ют­ся оди­на­ко­вые или сход­ные по син­так­си­че­ско­му постро­е­нию смеж­ные стро­фы, фра­зы, пред­ло­же­ния, то такие кон­струк­ции назы­ва­ют линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном «син­так­си­че­ский парал­ле­лизм».

При исполь­зо­ва­нии син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма повто­ря­ет­ся одно­тип­ное син­так­си­че­ское постро­е­ние сле­ду­ю­щих друг за дру­гом частей выска­зы­ва­ния, фраз и пред­ло­же­ний. Синтаксический парал­ле­лизм выра­жа­ет­ся в опре­де­лен­ном, похо­жем поряд­ке слов с одно­тип­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

Алмаз шли­фу­ет­ся алма­зом,
Строка шли­фу­ет­ся стро­кой.

С помо­щью это­го сти­ли­сти­че­ско­го при­ё­ма автор сопо­став­ля­ет два объ­ек­та дей­стви­тель­но­сти и выра­жа­ет свое отно­ше­ние к тому, что он изоб­ра­жа­ет, исполь­зуя опре­де­лен­ное постро­е­ние сти­хо­твор­ной фра­зы.

Часто син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с дру­ги­ми образ­ны­ми сред­ства­ми худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, напри­мер с ана­фо­рой:

Лениво дышит пол­день мгли­стый,
Лениво катит­ся река,
И в твер­ди пла­мен­ной и чистой
Лениво тают обла­ка.

Ф. И. Тютчев. Полдень

Нередки соче­та­ния син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма с анти­те­зой:

Белеет парус оди­но­кой
В тумане моря голу­бом.
Что ищет он в стране дале­кой,
Что кинул он в краю род­ном?

М. Ю. Лермонтов. Парус

Отрицательный синтаксический параллелизм

Из народ­но­го твор­че­ства мно­гие писа­те­ли вос­при­ня­ли отри­ца­тель­ный парал­ле­лизм, кото­рый име­ет рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных ком­по­нен­тов, но в отли­чие от пря­мо­го парал­ле­лиз­ма стро­ит­ся с упо­треб­ле­ни­ем части­цы «не»:

В завет­ных ладан­ках не носим на гру­ди,
О ней сти­хи навзрыд не сочи­ня­ем,
Наш горь­кий сон он не бере­дит,
Не кажет­ся обе­то­ван­ным раем.
Не дела­ем её в душе сво­ей
Предметом куп­ли и про­да­жи,
Хворая, бед­ствуя, немот­ствуя на ней,
О ней не вспо­ми­на­ем даже.

А. Ахматова. Родная зем­ля

Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы

Жизнь без тре­вог — пре­крас­ный свет­лый день,
Тревожная — вес­ны мла­дые гре­зы.
Там — солн­ца луч и в зной оли­вы сень,
А здесь — и гром, и мол­ния, и сле­зы…

Молятся звез­ды, мер­ца­ют и рде­ют,
Молится месяц, плы­вя по лазу­ри,
Легкие туч­ки, сви­ва­ясь, не сме­ют
С тем­ной зем­ли к ним при­тя­ги­вать бури.

Но слиш­ком рано твой уда­рил час,
И вещее перо из рук упа­ло.
Какой све­тиль­ник разу­ма угас!
Какое серд­це бить­ся пере­ста­ло!

Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова

Не отто­го, что зер­ка­ло раз­би­лось,
Не отто­го, что ветер выл в тру­бе,
Не отто­го, что в мыс­ли о тебе
Уже чужое что-то про­со­чи­лось, —
Не отто­го, совсем не отто­го
Я на поро­ге встре­ти­ла его.

Что такое синтаксический параллелизм: примеры из художественной литературы

Язык играет крайне важную роль в жизни человека, а наличие в русском языке большого количества слов позволяет использовать как в обычной речи, так и в художественных текстах разнообразные конструкции, которые обогащают речь и делают ее изысканнее. К таким конструкциям относят и параллелизмы. …

  1. Основные понятия
  2. Виды конструкций
  3. В литературе
  4. Фольклор
  5. Примеры из художественной литературы

Основные понятия

Само понятие параллелей как повторения одинаковых элементов встречается во многих науках: информатике, геометрии, биологии. Что такое параллелизм в тексте и как он применяется в русском языке?

Слово параллелизм переводится с греческого как «расположение рядом», что дает представление о смысле конструкции – это фигура речи, которая представляет собой размещение похожих (по смыслу, грамматике) элементов в отрывке.

Конструкция помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст: студент сдал зачеты, студент, который сдал зачеты, студент, сдавший зачеты. Зачастую такие конструкции именуют лексическим параллелизмом.

Важно! Параллельные конструкции имеют различия между собой по смыслу и стилю, например, часто несколько придаточных предложений образуют отдельное простое предложение в сложном, а вот параллельные простые обороты обозначаются как обычные члены предложения.

Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное).

Благодаря стилистическим различиям параллельные конструкции используются в разных стилях речи.

Виды конструкций

По своей структуре и форме выделяют сразу несколько таких форм, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Синтаксический параллелизм – наиболее распространенный. Главное отличие – это применение одинаковой структуры в предложениях, независимо от жанра: в начале располагают обобщающее обстоятельство, а в следующей части – объекты сравнения. Это позволяет сделать обстоятельство сильным, более ярким, причем чаще всего это обстоятельство играет важнейшую роль в понимании всего сюжета.
  2. Ритмический – этот прием используется для подчеркивания какого-либо важного места в стихотворении. Он так называется, поскольку создается путем повторения одинаковых рифм, что придает произведению некую ритмичность, хотя иногда это достигается и путем расстановки одинаковых пауз.
  3. Строфический – в соседних куплетах произведения размещаются одинаковые синтаксические конструкции. Хотя часто они бывают и лексическими.
  4. Отрицательный – он не отличается построением от обычного прямого, но характерен тем, что первой идет отрицательная параллель.

Параллелизм – это структурный фрагмент, который меняет всю концепцию произведения. Его можно встретить в народном творчестве, канцелярских текстах и художественных произведениях

В литературе

Литература – это место сосредоточения множества художественных приемов, благодаря которым и создаются яркие произведения. Среди них особенно выделяется лексический параллелизм, который используют для усиления или акцентирования внимания на каком-либо отрывке. Некоторые произведения даже требуют его присутствия, например, стихотворения-обращения и поэмы, поскольку он является выразительным средством языка.

В отличие от риторики, где этот прием означает повторение мысли, в литературе конструкция используется для подчеркивания сходства или отличия объектов. Часто его применяют для усиления важности какого-то отрывка, а в литературе используют для того, чтобы подчеркнуть значимость чего-либо. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» автор пишет:

Услышу ль нежный разговор?».

Это яркий пример параллелизма в качестве акцента, который показывает, насколько важно для героя услышать и увидеть возлюбленную.

Фольклор

Параллели как художественный прием стали использоваться впервые в текстах античного периода. Особенно часто можно встретить такие параллельные конструкции в фольклорных произведениях, поскольку в те времена, люди часто отождествляли свои действия с событиями, происходящими в природе, и стремились отобразить это в своих произведениях. Их использовали в:

  • стихосложении – прием является помощником для выстраивания строф и соблюдения рифмы. Именно в стихах такую конструкцию можно часто встретить,
  • Библии и других примерах древнееврейской литературы – для варьирования похожих образов и в качестве синонимов,
  • древнегерманских поэмах – в подобных произведениях прием используется одновременно с аллитерацией,
  • финском народном творчестве – конструкции чередуются с градацией.

Внимание! Картина природы в образном параллелизме всегда первая, а после нее – отображение отношений и действий между людьми.

Особенно обилен на параллельные конструкции русский фольклор, в котором прием имеет несколько форм:

  • двучленный (простейшая форма) – состоит из двух параллелей «Летал сокол по небу, гулял молодец по свету»,
  • многочленный – это несколько параллелей, которые располагаются в тексте последовательно,
  • обратный параллелизм – это последовательные предложения, которые отличаются тем, что порядок слов во втором полностью обратный первому,
  • отрицательный – действия человека противопоставляются какому-либо событию из внешнего мира Не березка склонялась, а красна девица в ножки кланялась,
  • формальный – в данной параллели утрачена связь между внешним миром и поступками людей «Опущу колечко в речку, а перчаточку под лёд».

Из всех видов отрицательная форма не может выступать как самостоятельное средство, на котором можно построить целое произведение. Его обычно используют для раскрытия развязки или в отдельных эпизодах.

Более того, данный прием можно встретить чаще в народной поэзии, а в художественных произведениях только в том случае, когда автор использует его для подражания народному творчеству.

В современную и классическую литературу данный прием перешел именно из фольклора. Параллелизм в литературе Европы граничит с риторическими противопоставлениями и повторениями похожих звуков, для достижения ритмичности и создания определенного звукового эффекта.

Это интересно! Урок на тему: как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Примеры из художественной литературы

Формы параллелизма в произведениях могут быть выражены как словами и словосочетаниями, так и целыми предложениями. Особенно часто его используют поэты, ведь благодаря данному приему можно не только усилить эмоциональную окраску поэмы или отрывка, но и сделать произведение более ритмичным.

Примеры параллелизма можно найти у А.С Пушкина :

Увижу ль я твой светлый взор?

Услышу ль нежный разговор? в поэме Руслан и Людмила,

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт в сказке О царе Салтане.

Твой дух высок, что горы в произведении «Опыты.

У Г. Державина: Я царь — я раб — я червь — я Бог! в оде Бог.

Внимание! В художественной литературе параллелизм – это порождение личной фантазии автора для усиления выразительности эмоций.

Без лексических и семантических конструкций художественные произведения больше бы походили на канцелярскую речь и сухие научные статьи. Параллелизмы – это одна из форм, которая делает тексты более яркими, акцентирует внимание, проводит параллели и доносит до читателя мысли и чувства автора. Этот прием можно успешно применять как в литературе, так и для большей выразительности устного языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: