Что такое родовая община

Родовая община

Родова́я общи́на (Род) — исторически первая форма общественной организации людей — (община), где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство, кроме того, это был союз основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии.

Род не был семьёй в современном представлении и может называться семьёй лишь в определённом смысле.

Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.

У большинства народов в древности, члены родовой общины не могли брать себе жён внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.

См. также

В современном мире родовая община это группа родов проживающих на родовых поместьях. Родовое поместье это участок земли не менее 1га, на котором проживает семья или род и ведут совместное хозяйство. Группа таких родовых поместий называется родовая община.

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Родня (село)
  • Родовое общество

Полезное

Смотреть что такое «Родовая община» в других словарях:

Родовая община — см. Первобытнообщинный строй … Большая советская энциклопедия

Община — (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность… … Политология. Словарь.

ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется общим владением средствами производства, коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает… … Современная энциклопедия

ОБЩИНА — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Большой Энциклопедический словарь

ОБЩИНА (форма социальной организации) — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Энциклопедический словарь

Община (традиционная) — У этого термина существуют и другие значения, см. Община. Община традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская… … Википедия

община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений

Община — Община многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п.… … Википедия

ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Русская история

ОБЩИНА — 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение, В… … Юридический словарь

Что такое родовая община?

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Читайте также  Что такое империалистическая война

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Родовая община – это форма человеческого общества

Понятие родовая община довольно многозначно. В первую очередь, это исторический термин, который подразумевает кровнородственное общество. В данном контексте родовая община – это первичная форма социальной организации, сложившаяся при первобытном строе. Традиционное определение: родовая община представляет собой поселение, члены которого связаны кровным родством. Согласно научной периодизации, появление этой категории относится к среднему периоду зрелости первобытного общества.

Что такое родовая община

Родовая община – это было закрытое образование, основанное на совместной собственности на средства производства, коллективной работы и совместного деления и потребления полученного продукта. Зависимость от природы и суровые климатические условия сподвигли людей действовать сообща. Поскольку выжить они могли только в коллективе, появилось такое понятие, как род. Для того чтобы выжить, людям приходилось действовать сообща, трудиться и производить блага для своего общества. Эту стадию прошли абсолютно все народы. Каждая родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Расчистка леса, охота, земледелие требовали серьезных коллективных усилий, поскольку орудия труда были еще слишком примитивными и их КПД был довольно низок. Каждая родовая община поддерживала отношения с другими общинами, с которыми они обменивались супругами. Ведь членам родовой общины не позволялось выбирать себе жен внутри своего небольшого общества.

Особенности родовой общины

  • Обязательно коллектив кровных родственников.
  • Общая, неделимая собственность.
  • Совместное хозяйство и проживание.
  • Подсечное земледелие.

Типы родовых общин

Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.

Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.

Власть в родовой общине

В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.

Переход к соседской общине

Постепенно кочевой образ жизни рыболовов, охотников и собирателей сменяется на оседлое хозяйство земледельцев и скотоводов. Это ведет к специализации общин и усилению территориальных связей. Родовая община изживает себя, уступая место соседской.

Причины перехода к соседской общине

  • Переход от подсечного земледелия к пашенному.
  • Изучение техники обработки железа.
  • Совершенствование орудий труда, которое привело к росту производительности труда.
  • Возрастание неравенства среди граждан, появление знати.

Род преобразуется в клан, который состоит из отдельных семейных общин. Наименьшая ячейка соседской общины – домовая община, управление которой передается семейному совету. Главой обычно избирается старший мужчина. В большой семье долгое время сохраняются первобытные отношения, родовая и соседская община служат примером этому факту. Крупные родственные единицы внутри соседской общины перестают быть необходимостью в экономическом плане. На их место приходят малые семьи. Члены соседской общины начинают ощущать себя уже жителями конкретной деревни.

Что такое родовая община?


Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Читайте также  Что такое доношенная беременность

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Родовая община

Родовая (кровнородственная) община понимается как основная производственная ячейка первобытнообщинного строя. Она коллективно вела хозяйство на определенной территории, более или менее отграниченной от хозяйственной территории другой общины. Полученные продукты потреблялись совместно либо распределялись между членами для немедленного потребления. Относительно структуры и эволюции родовой общины среди советских исследователей имеются две основные точки зрения. Согласно одной из них, материнский род (типичный для развитого родового строя) и есть родовая община, все производственные отношения включены в более широкую категорию родовых отношений, производственные отношения перестают совпадать с кровнородственными лишь с переходом к патриархату. Согласно другой точке зрения, родовая община всегда не совпадала с родом: она была производственной ячейкой, а родовые отношения регулировали лишь брачные, социальные и идеологические стороны жизни коллектива.

В период разложения родового строя основной хозяйственной единицей становится большая семья (семейная община, большесемейная община, домовая община). Сначала формируется семейная собственность на движимое имущество (скот, запасы продуктов, орудия труда, зависимые и рабы), позднее — и на землю. У ряда народов, где, видимо, ощущалась нехватка наиболее удобных земель, выделение собственности семей прошло через этап земельных переделов. Община выделяла семьям участки во временное пользование и сохраняла право на их перераспределение. О переделах земли у «варваров» сообщает ряд античных авторов: Диодор Сицилийский о вакхейцах (кельтах), Страбон о далматах, Цезарь, а затем Тацит — о германцах. По этнографическим данным, передел на этой стадии развития общины отмечен в районах распространения переложного земледелия (Ассам, ряд областей Африки). Там, где процесс выделения семейных хозяйств происходил в сильно пересеченной местности (в горных районах Германии, Скандинавии, на Кавказе), сами условия производства препятствовали проведению переделов, и семейная собственность утверждалась без этого промежуточного этапа. Не существовало земельного передела и в обширных слабозаселенных равнинах с однородной почвой, где каждая большесемейная община имела возможность занять нужное ей пространство земли, не вступая в конфликт с другими семьями (так называемое захватное землевладение), и где община не испытывала, таким образом, необходимости в регулировании землевладения и землепользования. Даже после обособления собственности семей общим достоянием коллектива оставались пустующие земли, пастбища и т. п.

Форма семейной общины была обнаружена исследователями довольно рано. Сравнительно-исторический метод к ее изучению у разных народов применил Г. С. Мэн, который считал ее изначальной формой общины. M. M. Ковалевский обосновал взгляд на семейную общину как на переходный этап от родовой общины к сельской. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценили его работы и использовали их в своих теоретических обобщениях. Среди советских исследователей значительный вклад в изучение семейной общины внес М. О. Косвен.

Долгое сохранение семейной общины даже у весьма развитых народов дает исследователям обширный материал по ее поздним формам (например, югославянская задруга), структура которых сильно модифицирована многовековым классовым обществом. Исследования же жизни народов, стоящих на стадии перехода к классовому обществу (полинезийцы, ряд народов Африки), позволяют вскрыть структуру древних форм семейной общины. Патриархальная семья, разрастаясь, может образовывать широкие разветвленные структуры, которые обозначают терминами патронимия, вторичный род, род второго и высшего порядков, или просто род. Пережитки таких структур сохраняются довольно долго, особенно у кочевых и горных народов (кавказские, афганцы), и характеризуются иногда как «родовые пережитки» в соседской общине.

Возникновение в ходе разложения родовой общины системы семейных общин дало значительный толчок к росту имущественной дифференциации. В том случае, если обстоятельства способствовали накоплению (развитие обмена), классовое общество могло возникнуть еще до появления соседской общины в собственном смысле слова. В более изолированных районах родовые связи отмирают и заменяются территориальными в процессе классообразования.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН — ПЕРГАМ. 1967.

5 Родовые общины

1. Переход «людей разумных» к жизни родами.
«Человек разумный», в отличие от древнейших людей, сознательно стремился к жизни в постоянном коллективе. Более организованные формы труда, общения, взаимопомощи привели к необходимости постоянно жить на одном месте — в пещере или большом жилище. Там происходила жизнь многих поколений одного рода.
По образному выражению, «человек разумный» — единственное на Земле животное, которое помнит не только мать и отца, но деда и бабушку. Но в родовой общине, где родственники жили сообща, дети относились, как к родителям, и ко всем другим сородичам.
2. Жизнь в родовой общине.
Обычно в одной общине жило 20-30 человек. Во главе её стоял старейшина — наиболее опытный и уважаемый старик.
Вопрос: Подумайте, как становились старейшинами.

— Внутренний Человечек, я хочу увидеть, как жили люди в общине.
— Вглядись вдаль. Что ты видишь?
— Огромный костёр! ОН ярко горит в глубине большой пещеры. Вокруг — женщины.
— Они готовят пищу. Видишь — над костром подвешены меха и лепные глиняные плошки.
— А этот старик с украшениями на груди — старейшина?
— Он самый. Старейшина руководит работой женщин. А вон там, в углу, дети сели вокруг старухи.
— Она что-то рассказывает. Сказку?
— Скорее всего, истории о предках рода, похожие на сказки. А вот другие дети. Они подкладывают хворост в огонь, сторожат вход.
— Я слышу, что издали раздались крики. А вот и мужчины! Охотники! А в руках — туша убитого оленя. Каким радостным гиканьем их все встретили!
— Ещё бы:ведь уже несколько дней не было удачной охоты. Пока мужчины, отставив копья, отдыхают у костра, женщины разделывают туши и свежуют мясо. Шкуры убитых оленей кладут на пол как подстилку. А вечером весь род усядется у костра есть мясо, приправленное листьями и травами. И долго в пещере будут гореть в знак праздника смоляные факелы!

Читайте также  Что такое кандибобер

Но иногда, особенно зимой в приледниковой полосе, наступали тяжёлые дни, когда звери прячутся в лесу, а растительной пищи почти нет. Целыми днями сидели родичи у костра, жуя припасы-корешки. Спасала от голода только редкая удачная охота.
Вопрос: Зависели ли ещё люди в это время от природы? Обоснуйте своё мнение.
3. Традиции и обязанности людей.
Внутри рода среди мужчин, женщин идетей существовало распределение обязанностей. Взрослые мужчины занимались охотой. Зоркие выслеживали зверя, быстроногие догоняли его, сильные — добивали.
Женщины — хранительницы домашнего очага заботились о том, чтобы ярко горел огонь, было чисто, готовили еду. Каждый день группы женщин направлялись на поиски растительной пищи.
Престарелые члены рода во главе со старейшиной давали советы и наставления детям и внукам. В обязанности трудоспособных членов рода входила забота о немощных, покалеченных и больных. Следы ухода за старыми людьми обнаружены ещё в поселениях неандертальцев.
Вопрос: Какую роль в отношениях между людьми играла взаимопомощь?
У рода появились различные церемонии — вступления в брак, который не был тогда постоянным, торжество в честь рождения ребёнка, похороны в склепе. С особым почётом хоронили старейшин. Нового старейшину часто определяли после ряда испытаний бывалых охотников или по старшинству.
Всё в общине — орудия труда, пища, утварь — принадлежало всему роду и делилось поровну. Присвоить лишнее означало лишить других необходимого. За нарушение законов и традиций рода — присвоение лишней добычи, отказ от помощи нуждающимся, тем более мордобой и убийство — изгоняли из рода.
4. Воспитание детей. Посвящение в охотники.
Дети в родовой общине с самых разных лет находились на попечении всех сородичей. Сначала за ними ухаживали женщины. С 6-7 лет мальчиков начинали обучать необходимым в жизни умениям старейшина и его помощники. В лесу или на лугу изучали природу, повадки животных, учились находить дорогу. Подростки начинали помогать охотникам, приманивали дичь, сами охотились на мелких животных.
Во взрослую жизнь вступали рано — уже к 15-16 годам, так как в целом жизнь людей была по-прежнему короткой — 40-50 лет, а надо было быстрее прокармливать род.
Когда мальчики становились взрослыми охотниками, проходили особые обряды — инициации. Юноши должны были пройти ряд испытаний — бег по пересечённой местности или с грузом, прыжки с обрыва, единоборства или выследить и забить зверя. Часть проходили групповые соревнования или учебная охота. Эти обряды хорошо изучены у народов, сохранивших первобытный образ жизни.
Девочки и после 6-7 лет воспитывались женщинами, учились собирать растения, разводить и поддерживать огонь, убирать жилище, шить одежду из шкур, готовить пищу.
5. Расширение деятельности человека в верхнем каменном веке.
Совершенствование орудий труда, различных поручений позволило членам родовых общин перейти к ряду новых занятий. Был изобретён гарпун — деревянный шест с наконечником с боковыми остриями. Им удобно было ловить рыбу в реке с берега. Целые роды, жившие у рек и морей, стали заниматься рыболовством.
С помощью приспособлений из травы чаще начали ловить птиц и мелких быстрых зверьков. Благодаря овладению разнообразными промыслами люди шире расселялись по странам, не затронутым ледниками.
После относительного потепления 30-20 тысяч лет назад ледники вновь поползли на юг. Для нашей Родины это было валдайское оледенение (ледники дошли до Валдайской возвышенности к северу от Москвы). Но люди смогли не только выжить, но и численно вырасти в приледниковых районах.
Вопрос: Объясните, почему.
Период жизни первых «людей разумных», использовавших сложные орудия с применением камня, называют верхним палеолитом(археологический слой выше, чем древнейших людей).
Вопрос: Когда начался верхний палеолит?

Ненецкая сказка о древних людях
Если пройдёшь льды, идя всё к северу, и перескочишь через стены ветров кружащих, то пойдёшь к людям, которые только любят и не знают ни вражды, ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и каждый отдельно не может двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься, и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса.
Вопрос: Что хотели подчеркнуть те, кто сложил эту сказку?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: