Что такое ренессанс

Что такое Ренессанс (эпоха Возрождения) — история и достижения этого периода

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

«Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми».

Эпоха Ренессанса вошла в историю, как время множества великих достижений, открытий, ярчайших дарований, создававших шедевры в различных областях искусства, литературы и науки.

Невозможно дать исчерпывающую характеристику этому периоду, уж слишком он многогранен, охватывает огромные территории, скрывает в себе противоречия, о которых до сих пор спорят историки.

Даже в определении четких временных границ этой эпохи нет согласия среди исследователей. Чего уж говорить о каком-то универсальном ответе на вопрос «что такое Ренессанс».

В этой статье мы попытаемся остановиться на основных характерных чертах эпохи Возрождения, приблизительно очертить временные рамки этого периода и вспомнить самых ярких представителей Ренессанса, без которых невозможно представить европейскую культуру.

Ренессанс — это возрождение по-французски

Термин Ренессанс французского происхождения (Renaissance) и дословно обозначает «заново рожденный», «возрождение».

В обиход, как название целой эпохи, слово вошло с легкой руки французского историка Жюля Мишле, который в середине XIX века выпустил книгу «История Франции в XVI веке: Ренессанс».

И хотя новая эра культурного подъема началась отнюдь не во Франции, именно это слово вошло во многие языки без перевода, как обозначение временного отрезка европейской истории приблизительно с XIV по XVI век.

В русском языке термины Ренессанс и Возрождение равноправны и взаимозаменяемы.

Люди, жившие и творившие в эпоху Ренессанса, сами ощущали свое время как переломное, как возрождение после мрака средневековья.

Неудивительно, что задолго до Жюля Мишле в середине XVI века итальянский художник Джорджио Вазари тоже применил термин Возрождение на итальянском языке (rinascita) в книге о великих художниках своего времени, имея в виду прорыв в искусстве. Сейчас в Италии в ходу термин Rinascimento.

Когда была эпоха Возрождения

В определении дат начала и конца эпохи Возрождения нет согласия среди историков. Проблема усугубляется еще и тем, что в разных странах Европы Ренессанс начинался в разное время, по-разному протекал и не заканчивался синхронно по команде отбой.

Но бесспорно одно – раньше всех особая культура Возрождения сложилась в Италии, т.к. эта страна к XIV веку достигла высокого уровня экономического и политического развития на фоне других средневековых регионов Европы.

Кстати, на протяжении средневековья выделяют как минимум три периода культурного расцвета в IX–XII веках, которые тоже принято называть ренессансом. Все они, так или иначе, были связаны с обращением к античному наследию, но не стали серьезным поворотом в истории.

Многие исследователи считают отправной точкой Ренессанса 1341 год, когда поэт Франческо Петрарка был коронован в Риме на Капитолийском холме лавровым венком за достижения в области литературы.

Петрарка выступал за возрождение античной культуры, проповедовал возвращение к чистой латыни, освоение культурного наследия древних.

*Памятник Петрарке во Флоренции

И если Петрарка был первым культурным деятелем Ренессанса, то Флоренцию называют его первым центром и культурной столицей, удерживающей лидирующую позицию вплоть до XVI века.

Именно здесь в XIV веке совпали необходимые для культурного прорыва предпосылки:

  1. высокий уровень экономического развития;
  2. отсутствие четких границ между сословиями;
  3. культ равенства граждан перед законом;
  4. развитая система образования, охватывающая разные слои населения;
  5. непосредственная связь с римской цивилизацией, культурное наследие которой являлось частью национального прошлого (Флоренцию основал в 59 году до н.э. сам Юлий Цезарь).

Эти предпосылки характерны не только для Флоренции, но и для всей Италии в целом.

С датой окончания великой эпохи Возрождения еще меньше определенности.

Среди прочих называют:

  1. 1492 год, когда была открыта Америка;
  2. 1517 год, когда началась Реформация (что это?);
  3. 1600 год, когда в Риме сожгли на костре скандального философа Джордано Бруно;
  4. Даже 1648 год, когда подписанием Вестфальского мира завершилась Тридцатилетняя война, и началась качественно новая эпоха в истории Европейских государств.

Итальянское и Северное Возрождение

В Италии брожение умов началось раньше на целый век в отличие от регионов, расположенных за Альпами. Если в свободных итальянских городах предвестники Возрождения Данте и Джотто появились уже в конце XIII века, то первые ласточки Северного Ренессанса братья ван Эйк работали в Нидерландах в начале XV века.

*Художники братья ван Эйк – основоположники Северного Возрождения

Ренессанс, как расцвет культуры и гуманистических идей, как время великих творцов, объединяет Италию и северную Европу, но все же различия между ними существенны.

Итальянское Возрождение Северное Возрождение
Распространилось с середины XIV века Началось в XV веке на закате итальянского Ренессанса
Италия: Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя, Феррара и др. Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия
Обращение к идеалам античного мира Обращение к идеалам раннего христианства
Развитие идей светского мировоззрения Развитие идей религиозного обновления
Влияние античного искусства Влияние готического искусства
Фокус внимания на человеке, как героической личности, на божественной природе человека Фокус внимания на христианской любви к ближнему, на божественной сути природы
На первом плане эстетика (что это?) На первом плане этика (что это?)
Стремление к освобождению от церковных догм Стремление к совершенствованию церкви и ее учения

*Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435 г. Северное Возрождение.

*Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем.1490 г. Итальянское Возрождение.

Этапы итальянского Возрождения

Итальянский Ренессанс принято разделять на четыре периода:

    Проторенессанс. Конец XIII – первая половина XIV века.

Отмечается феноменальный подъем итальянской культуры. В этот период закладывается фундамент всех последующих тенденций в искусстве. Проторенессанс связан с именами поэта Данте Алигьери, скульптора Никколо Пизано, художника Джотто ди Бондоне.

Резкий перелом в искусстве. В живописи классические религиозные сюжеты наполняются земным содержанием, художники разрабатывают теории перспективы и пропорций, во главу угла ставятся гармония (что это такое?) и многообразие мира, наслаждение красотой.

В скульптуре появляется отдельно стоящая статуя, конные монументы, портретные бюсты. Закладываются основы новой европейской архитектуры.

Главные имена Раннего Ренессанса: скульптор Донателло, заложивший основы индивидуального скульптурного портрета, художник Мазаччо, реформировавший флорентийскую школу живописи.

*Леон Баттиста Альберти. Палаццо Ручеллаи. 1446–1451 г.

Архитектор Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы и автор грандиозного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, революционер в области архитектуры Леон Баттиста Альберти, разработавший новый тип палаццо.

Высокое Возрождение – кватроченто. Конец XV – первая треть XVI века.

Связано с именем папы Юлия II, который собрал в Риме лучших художников Италии. Именно в это время создаются самые знаменитые шедевры Ренессанса.

Троица гениев Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти подняли искусство Возрождения на недостижимые высоты. Но этими именами не ограничивается список великих творцов.

*Собор Святого Петра в Ватикане.

Тициан, Джорджоне, первый архитектор Собора Святого Петра в Ватикане Донато Браманте также творили именно в этот тридцатилетний отрезок времени.

Позднее Возрождение – кинквеченто. До второй половины XVI века.

Благословенное время закончилось с приходом папы Павла III, который объявил войну Ренессансу по всем фронтам.

Истребление инакомыслия, под которым понимались идеи и идеалы гуманизма (что это?), тотальный контроль над искусством, где отныне все должно быть подчинено исконно-посконным канонам (что это?). Кризис в искусстве не везде ощущался одинаково.

Венецианская школа, например, благодаря Тициану и Палладио, вполне успешно сохраняла художественные традиции, в то время как молодые художники создали новые течения маньеризм и барокко, в которых проявился упадок Ренессанса.

Главные достижения Ренессанса

  1. Мир и искусство кардинально изменились. Занятия живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, литературой стали восприниматься как профессиональная деятельность.
  2. Идеи гуманизма легли в основу нового восприятия человека, которое не потеряло актуальности даже спустя пять веков. Начала складываться светская культура и наука.
  3. Благодаря научным открытиям и изобретениям был заложен фундамент для современных научных теорий, новых направлений в искусстве.
    1. Совершенствование масляной живописи (Ян ван Эйк).
    2. Законы перспективы (Мазаччо, Брунеллески).
    3. Изучение анатомии человека (Андреас Везалий).

    Заключение

    В заключение хочется привести оригинальную метафору русского философа Алексея Федоровича Лосева, приведенную им в книге «Эстетика Возрождения». Лосев настаивает на том, что средневековье ни в коем случае не забывало наследие античного мира, но и не позволяло ему заявить о себе во весь голос.

    «Средние века оставили античность незахороненной, время от времени гальванизируя и заклинаниями возвращая к жизни ее труп. Ренессанс стоял в слезах на ее могиле и пытался воскресить ее душу. В один фатально-благоприятный момент это удалось».

    В нужное время и в нужном месте произошел перелом в развитии культуры, родившийся как антагонист (кто это?) суровым Средним векам, поющий оды прекрасному античному миру, но в то же время идущий своим собственным путем.

    Автор статьи: Елена Румянцева

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Елена, спасибо за статью! Дальнейших творческих успехов!

    Самое печальное, что многие консервативно настроенные граждане и политики активно сопротивлялись веянию прогресса и наступлению эпохи ренессанса в целом. Хорошо, что передовые взгляды все же победили.

    Ренессанс

    Англия
    Германия
    Испания
    Италия
    Нидерланды
    Польша
    Северная Европа
    Франция

    Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance , итал. Rinascimento ) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

    Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

    Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

    Содержание

    Общая характеристика

    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

    Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

    В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

    Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

    Периоды эпохи

    Раннее Возрождение

    Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

    Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

    Высокое Возрождение

    Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

    Северное Возрождение

    Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

    Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

    Наука

    Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

    Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

    В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

    Философия

    Философы эпохи Возрождения

    Литература

    В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

    Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

    С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

    Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).

    Изобразительное искусство

    Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

    Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

    Архитектура

    Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

    Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

    Музыка

    В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

    Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

    Ренессанс: от тьмы к свету

    Возрождение — своего рода культурный «взрыв», произошедший в Европе в период между 14 и 17 веками.

    Эпоха Возрождения: как она изменила мир

    После Средневековья Ренессанс — яркая эпоха европейского культурного, политического и экономического «возрождения». Охватывая период с 14 по 17 века, она дала старт новым открытиям в философии, литературе и искусстве. Целое созвездие писателей, мыслителей, государственных деятелей, учёных и художников блистало в это время. Отважные мореплаватели открывали новые земли и культуры для европейской торговли. По мнению исследователей, Ренессанс был призван преодолеть разрыв между Средневековьем и современной цивилизацией.

    В Средние века, в период между падением Древнего Рима в 476 году и началом 14 века, в науке и искусстве европейцы добились незначительных успехов. Эту эпоху, также известную как «тёмные века», часто называют временем войн, невежества, голода и пандемий, таких как «чёрная смерть».

    Гуманизм: в поисках «человеческого»

    В течение 14 века в Италии активно развивалось новое культурное течение — гуманизм, которое среди многих своих постулатов продвигало принцип, что человек является центром мироздания, поэтому ему должны быть подвластны все достижения в области образования, классического искусства, литературы и науки.

    Изобретение Гутенбергом в середине 15 века печатного станка позволило улучшить связь по всей Европе. В результате такого прогресса в коммуникации были напечатаны и распространены среди широких масс малоизвестные тексты ранних гуманистов, таких как Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, способствовавшие реновации традиционных греческой и римской культур.

    Кроме того, многие учёные полагают, что достижения в области международных финансов и торговли повлияли на культуру в Европе и заложили плацдарм для эпохи Возрождения.

    Медичи — «padrino» итальянского Возрождения

    Ренессанс первоначально возник и сформировался во Флоренции, в Италии, в месте с богатой культурной историей, где зажиточные граждане могли позволить себе поддержать подающих надежды художников. Члены влиятельной семьи Медичи, правившей Флоренцией более полувека, были известными сторонниками движения.

    Великие итальянские писатели, живописцы, политики заявили, что с большой охотой примут участие в интеллектуальной и художественной революции, которая коренным образом будет отличаться от того, что они пережили в «тёмные века». Движение сначала распространилось на ряд итальянских городов-государств, таких как Венеция, Милан, Болонья, Феррара и Рим. В 15 веке идеи Ренессанса проникли из Италии во Францию, а потом пустили корни по всей Западной и Северной Европе.

    И хотя другие европейские страны пережили Ренессанс несколько позже, чем Италия, последствия «возрождения» всё ещё были революционными.

    Культура Возрождения

    Ренессанс подарил истории плеяду великих художников, учёных, писателей и мыслителей. Вот имена некоторых, самых известных из них: Леонардо да Винчи, Дезидерий Эразм, Рене Декарт, Галилей, Николай Коперник, Томас Гоббс, Джотто, Данте, Никколо Макиавелли, Тициан, Уильям Тиндейл, Уильям Шекспир, Донателло, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.

    В эпоху Возрождения искусство, архитектура и наука были тесно взаимосвязаны. Фактически они слились воедино. Некоторые художники, например, да Винчи, в своих творениях опирались на научные принципы, такие как анатомия, чтобы иметь возможность воссоздать человеческое тело с необычайной точностью. Чтобы безошибочно проектировать и сооружать огромные здания с обширными куполами, архитектор Филиппо Брунеллески изучал математику.

    Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении. Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

    Искусство эпохи Возрождения характеризовалось реализмом и натурализмом. Художники стремились изобразить людей и предметы максимально правдоподобно. Они использовали такие приёмы, как перспектива, тень и свет, чтобы добавить глубину и размерность своим работам. Эмоции стали ещё одной особенностью, которую художники пытались привнести в свои творения.

    Отбытие Васко да Гамы в Индию. Источник: steamcommunity.com

    В то время как многие живописцы и мыслители использовали свои таланты для выражения новых идей, некоторые европейцы отправились в морские путешествия, чтобы больше узнать об окружающем мире. В период, известный как эпоха Великих географических открытий, было сделано несколько важных исследований. Вояжёры пустились в экспедиции, чтобы бороздить моря и океаны по всему земному шару. Они проложили маршруты в Америку, Индию и на Дальний Восток, исследовали новые районы, которые прежде не были нанесены на карту. Знаменитые путешествия совершили Фернан Магеллан, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Марко Поло, Понсе де Леон, Васко Нуньес де Бальбоа, Эрнандо де Сото и другие.

    Закат эпохи

    По мнению исследователей, упадок эпохи Возрождения связан с несколькими факторами. К концу 15 века Апеннинский полуостров охватили войны. Испанские, французские и немецкие оккупанты, сражавшиеся за итальянские территории, несли с собой разрушения и хаос. Кроме того, изменение торговых маршрутов повлекло за собой экономический спад и ограничило количество денег, которое богатые меценаты прежде вкладывали в искусство.

    Позже в движении, известном как Контрреформация, в ответ на протестантскую Реформацию католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей. Многие мыслители эпохи Возрождения боялись выдвигать слишком смелые идеи, что, безусловно, подавляло их творчество.

    В 1542 году папа Павел III учредил Римскую инквизицию, которая признавала гуманизм и любые взгляды, бросавшие вызов католической церкви, актом ереси, караемым смертью.

    К началу 17 века эпоха Возрождения подошла к закату, уступив место эпохе Просвещения.

    8 фактов о Ренессансе

    Специалист по истории ренессансной магии, науки и философии Ованес Акопян объясняет, что такое Ренессанс, как его правильно называть, какие открытия были сделаны в эту эпоху, а также другие важные вещи

    1. Что значит «Ренессанс»

    Под термином «Ренессанс» обычно понимают период, начавшийся в XIV и за­вершившийся примерно в XVII столетии, — вроде моста между европей­ской культурой Средневековья и Нового времени. Хотя термин сегодня воспри­нимается как нечто само собой разумеющееся, самоназванием эпохи он не был. Историк и художник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знамени­тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) термином rinascita (дословно «воз­рождение») противопоставлял новое искусство, идущее от Джотто к Брунел­лески, Альберти, Леонардо, Рафаэлю, Микеланджело и прочим мастерам, «вар­варскому» готическому стилю. При этом он имел в виду художественный про­рыв, а отнюдь не возвращение к античным истокам. Зато Франческо Петрарка, которого традиционно считают первым ренессансным литератором, призывал прежде всего воскресить античный канон, а главное — классическую латынь, очистить язык от наслоений варварских Средних веков. Несложно увидеть, что два этих автора под «ренессансом» имели в виду принципиально разные вещи.

    В середине XIX века, после выхода книги Жюля Мишле «История Франции в XVI веке: Ренессанс», историки начали называть на французский манер весь период с XIV по XVI век. Термин прижился: уже через пять лет вышел хресто­матийный труд Якоба Буркхардта «Die Kultur der Renaissance in Italien» («Куль­тура Италии в эпоху Возрождения»). Постепенно слово «ренессанс», или «воз­рождение», стали при­менять более широко, имея в виду любой интерес к воз­обновлению утрачен­ного знания. Например, расцвет литературы, теологии, юриспруденции и про­чих знаний при Карле Великом и его потомках (VIII–IX века) нередко описыва­ется как Каролингское возрождение, а Возрождением XII века называют взлет науки, философии и поэзии в Европе, связанный с переводом на латынь множества прежде неиз­вестных текстов — не только с греческого, но и с арабского языка.

    Франческо Петрарка. Гравюра Франческо Аллегрини. 1761 год Rijksmuseum, Amsterdam

    Некоторые современные историки считают, что эпоху от Петрарки до XVII века честнее называть ранним Новым временем (early modern period). Во-первых, такой термин вбирает в себя реалии, затронувшие все слои населения (низшие сословия вряд ли читали греческих авторов или изучали древние архитектур­ные ордеры). Во-вторых, представление о Средневековье как о временном про­вале в тьму, после которого вновь воссиял свет классической культуры, давно устарело. Впрочем, термин «раннее Новое время» не вытеснил «Ренессанс». Подтверждением тому служит, к примеру, Ренессансное общество Америки — ассоциация, в которую входит около четырех тысяч специалистов по культуре, истории, науке Ренессанса, проводящая ежегодные конференции с сотнями участников. Можно смело заключить, что релевантны оба термина: один боль­ше относится к социальной и экономической истории, второй — к истории культуры.

    2. Когда был Ренессанс

    Точно обозначить границы эпохи невозможно; дебаты по этому поводу ведутся десятилетиями и вряд ли завершатся. За символическую началь­ную точку чаще всего принимают 1341 год, когда Франческо Петрарка был ко­ронован лавровым венком на Капитолии. В античные времена венок по­лагался победителю поэтических состязаний, но в XIV веке Петрарка оказался вне кон­куренции: он был по праву признан бесспорным триумфатором, на­следником античной словесности, призванным возродить чистую латынь. 1341 год — дата более чем условная, однако в науке существует консенсус, что Ренессанс начался в Италии XIV века, а его первым и главным центром была Флоренция. Когда наступил конец — вопрос еще более спорный. Финальным аккордом Ренессанса можно считать и открытие Америки (1492), и начало Ре­формации (1517), и казнь философа Джордано Бруно (1600), и конец Тридцати­летней войны (1648). Последней даты, в частности, придерживается автор «Ци­вилиза­ции Возрождения» Жан Делюмо, и с ним, пожалуй, можно согласиться: подпи­сание Вестфальского мира обозначило собой принципиально новый этап в ис­тории европейских государств. Международные отношения утратили стро­гую иерархичность: короли, курфюрсты, князья и ландграфы Европы переста­ли считать императоров Священной Римской империи богом данными сюзере­на­ми. Возникла и утвердилась идея суверенных государств и невмешательства в их внутренние дела, появилось представление о веротерпимости. Новые нормы означали наступление новой эпохи.

    3. Ренессанс и Средневековье

    Согласно распространенным представлениям, Ренессанс отбросил средневеко­вые суеверия в пользу науки и обратился вместо Бога к человеку. Принято счи­тать, что первым делом Возрождение отказалось от схоластики, то есть систе­мы строгих философских доказательств существования Бога, на которой стро­илась работа первых университетов (schola). Теперь это слово считается чуть ли не ругательством, но изначально схоластика была одним из величайших дости­жений европейской интеллектуальной культуры. Именно она научила европей­ского человека логически мыслить; немалую роль в этом процессе сыграли со­чинения Аристотеля, которые в XII веке вернулись в научный оборот в перево­дах с арабского.

    Если схоластика опиралась на Аристотеля, то ренессансная философская систе­ма во главу угла возводила другого античного автора — Платона. Его сочине­ния впервые перевел на латынь флорентиец Марсилио Фичино. Это была боль­шая европейская сенсация: в конце XV века греческого почти никто не знал, тексты считались утерянными и восстанавливались по отрывочным цитатам.

    В действительности Ренессанс никогда не порывал с традицией Фомы Аквин­ского, Ансельма Кентерберийского и других великих теологов-схоластов. Но­вые, оригинальные и интересные, комментарии на переводы Аристотеля продолжали писаться и издаваться до XVII века. Кроме того, Средние века ни­когда не пренебрегали человеком и его местом в структуре мироздания, а ре­нессансные авторы не отказывались от Бога. Наоборот, именно богословие они считали главным делом своей жизни. Тот же Марсилио Фичино стремился подчинить идеи Платона христианской доктрине. Его младший современник Джованни Пико делла Мирандола в своих богословских трактатах и философ­ских сочинениях стремился доказать общность всех учений мира и свести их в единую христианскую систему.

    4. Ренессансный гуманизм

    Чуть ли не единственным направлением ренессансной мысли считается гума­низм, который даже не был полноценной философской системой. Ученые-гуманисты Колуччо Салютати, Леонардо Бруни, Никколо Никколи только предложили новую образовательную программу — studia humanitatis, то есть, по словам Бру­ни, «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и совершенст­вуют и украшают человека» Цит. по: Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. . Программа концентрировалась вокруг изучения древних языков — латыни, древнегреческого, а чуть позже и древнееврейского.

    Формального центра у гуманистов также не было: платоновская академия в Каре­джи, скорее всего, позднейший миф. Козимо Медичи действительно подарил Марсилио Фичино виллу в холмах Кареджи, но жаждущие знаний юноши не стекались туда на регулярные занятия. Академия была не учебным заведением, а скорее виртуальным понятием — вольным объединением едино­мышленников и собеседников, почитателей и комментаторов Платона. В ранг фактически государственной институции ее возвели уже в XVI веке. Зато ди­настия Медичи успела сполна воспользоваться тем, что Платон впервые был переве­ден в их городе — Флоренция стала считаться культурной столицей Ренессанса.

    5. Наука и магия в эпоху Ренессанса

    Обычно в суевериях обвиняют Средневековье, тогда как Ренессанс считается временем победы разума над предрассудками. Однако магия играла важней­шую роль и в ренессансной картине мира, и в трудах отцов так называемой «научной революции». Изобретатель карданного вала Джироламо Кардано и физик Галилео Галилей составляли гороскопы; астроном и математик Иоганн Кеплер пытался одновременно реформировать астрологию; астроном Тихо Браге, помимо астрологии, увлекался алхимией, так же как и Исаак Ньютон. Разве что Николай Коперник магией не интересовался — зато астрологией профессио­нально занимался его единственный ученик Иоганн Ретик.

    6. Революция в искусстве

    Искусство Ренессанса произвело настоящую революцию, но начали ее не хре­стоматийные Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Одним из важнейших художественных нововведений эпохи стала масляная живопись. Со времен Вазари принято было считать, что изобрел ее нидерландский мастер Ян ван Эйк (1390–1441). На самом деле в Афганистане разведенные в расти­тельном масле пигменты использовались в VI веке (археологи обнаружили это уже в наши дни, когда стали исследовать пещеры, открывшиеся за спинами взорванных талибами бамианских Будд), а до Северной Европы масляная живо­пись дошла к XII веку (она упоминается в трактате пресвитера Теофила «О раз­личных искусствах»). Однако именно ван Эйк довел эту технику до вир­туозного со­вершенства.

    В Италию масляная живопись проникла как заморская мода: фер­рарец Козимо Тура изучал ее по работам фламандца Рогира ван дер Вейдена из собрания своего патрона, герцога Лионелло д’Эсте, а Антонелло да Мессина осваивал азы при неаполитанском дворе, куда Альфонсо Арагонский свез мастеров со всех концов Европы, в том числе и из Нидерландов. Вместе с маслом оттуда в Ита­лию пришли многие композиционные новинки, которыми мы теперь лю­буемся на полотнах Беллини, Карпаччо и других известных мастеров, — опти­ческие и световые эффекты, скрытый символизм, обыгрывание интерьеров, утверждение светского портрета как самостоятельного жанра.

    Мазаччо. Троица. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, около 1427 года Wikimedia Commons

    Законы перспек­тивы первым применил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, вошедший в историю под прозвищем Мазаччо. Самый известный при­мер — «Троица» из флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (1425–1427), но эксперимен­тировать Мазаччо начал уже в первой своей работе — «Триптих Сан-Джовена­ле». Считается, что науку перспективы Мазаччо осваивал под руководством Филиппо Брунеллески — человека, впервые с античных времен замахнувшегося на сооружение купола (техника эта была полностью утеряна). Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре, завершенный Брунеллески, стал одним из главных строений эпохи.

    7. Что изобрели в эпоху Ренессанса

    Помимо печатного станка (Иоганн Гутенберг, 1440-е), телескопа (Галилео Га­лилей, 1609), микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель — конец XVI ве­ка) и устойчивого к качке магнитного компаса, Ренессанс дал миру еще одно важнейшее устройство, определившее судьбы человечества, — унитаз со смыв­ным бачком. Изобретателем механизма был придворный поэт Елиза­веты I, переводчик Ариосто сэр Джон Харингтон: свое творение он окрестил «Аяксом», а из руководства по сборке умудрился сделать политическую сатиру. Один из первых экземпляров (1596) был презентован королеве, но та не оценила ни подарок, ни оригинальную форму его описания — автор на несколько лет был изгнан со двора.

    8. Что открыли в эпоху Ренессанса

    Прежде всего, конечно, Америку. Старый Свет внезапно осознал, что он ста­рый, а за морями есть еще новый, который предстоит разведать, покорить, поделить и как следует исследовать. Помимо золота, в порты Португалии, Италии, Испании и Англии хлынули экзотические сокровища: одушевленные трюфели инков (известные нам как картошка), декоративные плоды любви (так поэт сэр Уолтер Рэли презентовал королеве Елизавете помидоры), а заодно по­пугаи, подсолнух, индейки, какао, кукуруза и морские свинки. А без карто­феля, к примеру, радикальный прирост населения Европы в XVII–XVIII веках вряд ли стал бы возможен. Но Великие географические открытия на этом не закончились: пор­тугальцы высадились в Китае (1513), голландцы — в Австралии (1606), Тасма­нии и Новой Зеландии (1642); они же исследовали Арктику (Виллем Баренц, 1594–1597) и вывели принципы современной карто­графии (Герард Меркатор в 1540-е научил весь мир применять равноугольную цилиндрическую проек­цию — так карты обрели свой привычный вид, с парал­лельными линиями долготы и широты). Тем временем еще один уроженец Нидерландов, Андреас Везалий, досконально разобрался во внутренностях человека: он установил, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер и зубов (до Везалия врачи были уверены, что мужчинам положено 32 зуба, а женщинам — 28), и выяснил, как устроены скелет, мышцы и сосудистая система. Кстати, иллюстрации к анато­мическим атласам Везалия рисовал ученик Тициана — Ян Юст ван Калкар.

    Эпоха Ренессанса и Возрождения: архитектура, живопись, художники

    Эпоха Возрождения имеет мировое значение в истории становления и развития культуры в странах Западной и Восточной Европы. Период идейного и культурного развития приходится на 14-16 вв., когда на смену религиозного доминирования и системе вассалитета возникла культура светского характера. Возрождается интерес к античности, откуда и берет название период Ренессанса.

    История возникновения

    Первые признаки начала эпохи возникли еще в 13-14 вв. в Италии, но в свои права она вступила только в 20-х годах 14-го столетия. Незыблемый феодальный строй Средних Веков начинает расшатываться – торговые города вступают в борьбу за права самоуправления и собственную независимость.

    Именно в это время появляется общественно-философское движение под названием «гуманизм».

    Человек теперь рассматривается как личность, поднимается вопрос о свободе и личной деятельности. В крупных городах появляются светские центры искусства и науки, функционирующие вне тотального контроля церкви. Наблюдается активное возрождение античности – она олицетворяет яркий пример неаскетичного гуманизма. В середине 15-го века изобретается книгопечатание, благодаря чему новое мировоззрение и античное наследие широко распространились по территории Европы. Пик рассвета Ренессанса приходится на конец 15-го века, но менее чем через столетие назревает идейный кризис. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм.

    Периоды

    Проторенессанс

    Проторенессанс начался во 2-й половине 13-го столетия и закончился в конце 14-го века.

    Этот период тесно связан с византийскими, готическими и романским стилем архитектуры.

    Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса. До 1337 года известных архитектор и художник Джотто ди Бондоне занимался разработкой нового подхода к изображению пространственных фигур. Он наполнил религиозные композиции светским содержанием, наметил переход от плоского изображения к рельефному, а также изобразил интерьер в живописи. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио. Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо.

    После смерти Джотто ди Бондоне на Италию обрушивается эпидемия чумы и активное развитие периода завершается.

    Раннее Возрождение

    Длительность периода Раннего Возрождения составила не больше 80-ти лет (1420-1500 гг). За время этого этапа не произошло существенных изменений в области искусства, и лишь некоторые элементы из классической древности дополняли работы художников того времени. Но к концу 15-го века средневековые основы полностью заменяются примерами античной культуры, что наблюдается как в концепции картин, так и в мелких деталях.

    Высокое Возрождение

    Самым непродолжительным, но в то же время пышным периодом Ренессанса стал третий этап, названный Высоким Возрождением. Продлился он всего 27 лет (1500-1527 гг.). После вступления на престол Юлия II центр влияния искусства Италии перемещается в Рим. Новый римский папа привлек ко двору самых талантливых итальянских художников, что привело к активному развитию культуры и искусства:

    • Возводятся шикарные монументальные здания.
    • Пишутся картины и фрески.
    • Создаются уникальные скульптурные творения.

    Каждая отрасль искусства тесно переплетается друг с другом, гармонируя и развиваясь в унисон. Идет более основательное изучение античности.

    Позднее Возрождение

    Последний период Возрождения охватывает примерно 1590-1620 годы. Его отличительной чертой является разнообразие культуры и искусства. На территории Южной Европы активно продвигалась Контрреформация. Это движение не приветствовало свободомыслие, выражало протест против возрождения античности в культуре и искусстве, а также воспевания человеческого тела.

    Контрреформация – это католическое движение, целью которого было восстановление христианской и римско-католической веры. Начало развития наблюдалось после высказывания своих идей Кальвином, Цвингли, Лютером и другими европейскими реформаторами.

    Во Флоренции противоречия привели к тому, что появилось направление под названием маньеризм.

    Маньеризм – это западноевропейский художественный и литературный стиль, возникший в 16-м веке. Особенности маньеризма: утрата гармонии между духовным и телесным, человеком и природой.

    Точных сроков Позднего этапа как таковых не существует. В Британской энциклопедии говориться, что эпоха Ренессанса закончилась после падения Рима (1527 г).

    Интерьер

    На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески. Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци (церковь Санта-Кроче, Франция). Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня. В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей. Выделялись огромные комнаты под библиотеки. Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы. Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными. Их выставляли на лоджии, которые играли важную роль в загородных и городских домах. Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными. Самые распространенные композиции декоративного характера:

    • Акантовый лист.
    • Натюрморт.
    • Городские пейзажи.
    • Вьющиеся стебли.
    • Музыкальные инструменты.

    На створках резных буфетов, шкафов и прочих деталях мебели применялся прием позитивно-негативного узора. Технология изделия выглядела следующим образом:

    • Два листа фанеры окрашивались в разные цвета и накладывались один поверх другого.
    • Выпиливался фрагмент определенного узора.
    • Готовый узор наклеивался на основу.
    • Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами.

    Мотивы и приемы украшения поверхности мебели видоизменялись и ширились: применялось окрашенное дерево, появлялись фигуральные композиции, гротеск, осваивался прием тонирования при помощи раскаленного песка.

    Искусство

    В Италии 14-го века стали появляться предвестники искусства Ренессанса. Создавая полотна на религиозную тематику, художники использовали за основу интернациональную готику. Интернациональная готика – это один из стилистических вариантов готического стиля, который развивался в Северной Италии, Бургундии и Богемии (1380-1430 гг). Отличительные черты: изысканность форм, красочность, утонченность, декоративный характер. Также присутствуют признаки стиля классицизм и маньеризм: гротеск, острота и экспрессивность ярких форм, графичность. Свои картины они дополняли новыми художественными приемами:

    • Использование объемных композиций.
    • Изображение пейзажей на задних планах.

    Благодаря использованию этих приемов художникам удавалось передать реалистичность изображения и его оживленность.

    Активное развитие изобразительного искусства начинается на первом этапе эпохи Возрождения – Проторенессанс. В истории изобразительных направлений в Италии существует несколько периодов:

    • 13-й в. – дунченто (двести). Интернациональная готика.
    • 14-й в. – треченто (триста). Проторенессанс.
    • 15-й в. – кватроченто (четыреста). Ранний – Высокий этап.
    • 16-й в. – чинквеченто (пятьсот). Высокое – Позднее Возрождение.

    Впоследствии, модернизм в живописи включал в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизма, романского стиля, готики, ренессанса и других стилей.

    Архитектура

    Архитектура эпохи Ренессанса стала активно видоизменяться. Большое внимание уделяется формам античного зодчества: четкой симметричности, порядку составных деталей и пропорции. Ассиметричные очертания сменяются на полукруги арок, купольные полусферы и эдикулы. А четкое расположение мощных колонн, притолок и пилястр заменяют сложные пропорции построек средневековья.

    Выдающиеся личности

    Философы Ренессанса придерживались общего мнения о том, что человеческий разум является бесценным даром свыше, который делает человека богоподобным и отличается от всего сущего. Яркими личностями, поддерживающими гуманизм, были французский писатель Мишель де Монтень и Дезидерий Эразм Роттердамский, которого прозвали «князь гуманистов».

    Культура

    Основой культуры Ренессанса считается принцип гуманизма, который говорил о красоте и достоинстве человека, его творческих возможностях, разуме и воле. Жизнеутверждающая культура гуманизма имела светский характер, что в корни отличалось от культуры средневекового времени. Европа освободилась от мощного церковного влияния, что способствовало быстрому подъему и развитию науки. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Но гуманистический характер направленности искусства выражал поддержку не только развивающейся буржуазии, но также и прогрессивным слоям населения. Непреодолимое стремление познания окружающего мира отразилось на изобразительном искусстве. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий.

    Вас интересует Обои в детскую комнату для девочек: как правильно выбрать и что нужно учесть при подборе цвета.

    Все, что вы хотите знать про изготовление флорентийской мозаики, читайте у нас в этой статье.

    Как создавались эпохи: Мир глазами Леонардо да Винчи

    Одной из ключевых фигур в становлении Эпохи Ренессанса был Леонардо да Винчи. Это великий творец, художник, создатель и основоположник развития науки во Флоренции. Более подробно с его работами можно ознакомиться с этим видео. Приятного просмотра!

    Выводы

    В эпоху Возрождения наступил невиданный ранее рассвет искусства, который возник в виде отблеска классической древности в стиле ампир. На основе культуры Ренессанса возникло множество стилистических ответвлений, благодаря которым появлялись новые произведения искусства в области живописи, архитектуры и скульптуры. Как пример, комната в скандинавском стиле, где за основу взяты светлые тона мрачной Скандинавии. Или же стиль прованс, получивший широкое применение в Америке.

    Значение слова ренессанс

    Ренессанс в словаре кроссвордиста

    ренессанс

    I м.Архитектурный стиль эпохи Возрождения, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры. II м.Эпоха расцвета, подъема в развитии науки и искусства какой-либо страны.

    Большой современный толковый словарь русского языка

    м.Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Западной Европы, наступивший после эпохи Средневековья и породивший жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создавший замечательные образцы реалистического искусства; Возрождение.

    Большой современный толковый словарь русского языка

    ( фр. renaissance возрождение)
    1) эпоха Возрождения — общественно-политическое и культурное движение (началось в Италии в 14 в., в других странах Зап. Европы в 15-16 вв.), которое отражало интересы развивавшейся буржуазии ( см. также гуманизм ); в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической науке Средних Веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее мировоззрение, создала замечательные образцы реалистического искусства; эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением интереса к литературе и искусству Др. Греции и рима; крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: петрарка, боккаччо, коперник, джордано бруно, мике-ланджело, рафаэль, леонардо да винчи и многие другие;
    2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.

    Новый словарь иностранных слов

    м.
    1) Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Европы, наступивший после средневековья и породивший жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создавший замечательные образцы реалистического искусства; Возрождение.
    2) разг. Эпоха расцвета, подъема в развитии науки и искусства какой-л. страны.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

    м. Архитектурный стиль эпохи Возрождения, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

    1. эпоха возрождения — общественно-политическое и культурное движение (началось в италии в 14 в., в других странах зап. европы в 15-16 вв.), которое отражало интересы развивавшейся буржуазии (см. также гуманизм); в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической науке средних веков, эпоха возрождения породила жизнеутверждающее мировоззрение, создала замечательные образцы реалистического искусства; эпоха возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением интереса к литературе и искусству др. греции и рима; крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: петрарка, боккаччо, коперник, джордано бруно, мике-ланджело, рафаэль, леонардо да винчи и многие другие;

    2. архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.

    Словарь иностранных выражений

    Ренесс`анс, -а (Возрождение) и ренесс`анс, -а (период расцвета чего-н.; архит. стиль)

    Словарь русского языка Лопатина

    (франц. Renaissance), см. Возрождение.

    Современный толковый словарь, БСЭ

    Ренессанс м.
    1) Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Европы, наступивший после средневековья и породивший жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создавший замечательные образцы реалистического искусства; Возрождение.
    2) разг. Эпоха расцвета, подъема в развитии науки и искусства какой-л. страны.

    Толковый словарь Ефремовой

    ренессанс м. Архитектурный стиль эпохи Возрождения, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.

    Толковый словарь Ефремовой

    (Р прописное), ренессанса, мн. нет, м. (фр. renaissance). То же, что Возрождение

    Толковый словарь русского языка Ушакова

    (франц. Renaissance — Возрождение, от renaitre — возрождаться), эпоха в развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. См. Возрождение .

    Большая советская энциклопедия, БСЭ

    архитектурный стиль эпохи Возрождения, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры эпоха расцвета, подъёма в развитии науки и искусства какой-либо страны

    Гром и другие, реставрирован в 18 веке; скульптурное убранство и росписи — ренессанс и барокко; скульптурные надгробия и резные алтари 16—17 веков) с капеллами (усыпальницами) в стиле ренессанс — Боимов (1609—17) и Кампианов (1609—29, архитектор Павел Римлянин); Армянский собор [первоначальное ядро (1363—70) в духе армянской архитектуры 12—13 веков]; в стиле ренессанс — комплекс сооружений Львовского братства [Успенская церковь (1591—1631, архитекторы П.

    И современный христианский ренессанс испытывает судьбу всякого другого ренессанса : <былым>, некогда великим, прикрывается новое творчество, новые искания.

    Среди архитектурных памятников: раннехристианские катакомбы с фресками (2—5 вв.), баптистерий Сан-Джованни с мозаиками (5 в.), замки Кастель дель Ово (начат в 12 в.) и Кастель Нуово (13—15 вв.; триумфальная арка Альфонса Арагонского со статуями и рельефами —около 1454—67, ренессанс ); готические церкви, частично перестроенные в стиле барокко, — Сан-Лоренцо (начата в 13 в., в интерьере — готические надгробия), Сан-Доменико (начата в конце 13 в., в интерьере — фрески школы Джотто, картины Караваджо и Тициана), Санта-Мария дель Кармине (13—18 вв.), собор (13—20 вв.); многочисленные дворцы и церкви в стилях ренессанса и барокко; монастырь Чертоза ди Сан-Мартино (14—17 вв.) с собранием неаполитанской и европейской живописи 17—18 вв.; театр «Сан-Карло» (1737—1816) и церковь Сан-Франческо ди Паола (1817—46) — в стиле классицизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: