Что такое престольный праздник православного храма

Престольный праздник — что это значит? Храмовый праздник. Значение престольного праздника

Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.

Престольный праздник — что это значит?

В каждом православном храме имеется престол (буквально — особый стол), находящийся внутри алтаря и освященный в честь какого-либо святого или важного события священной истории. Во дни их поминовения и устраиваются храмовые, или, иначе говоря, престольные праздники. В Церкви этот обычай был установлен вскоре после крещения Руси, и на протяжении многих столетий неукоснительно соблюдается. По традиции, в торжествах принимают участие как члены данного прихода, так и гости, съезжающиеся, чтобы разделить общую радость.

Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».

Молебны в домах прихожан

На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники. Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход. Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».

В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.

Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал. Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами. Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.

Гулять так гулять!

Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»

Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит – нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.

Отличие зимних и летних празднеств

Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.

Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте – с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь – хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.

Особенности городских торжеств

В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.

К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.

Многодневное веселье

Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.

Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели. Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири. Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух – трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.

Досадные недоразумения

К несчастью, следование этому обычаю далеко не всегда заканчивалось добром. Что это значит? Престольные праздники, особенно проводимые в деревнях, нередко сопровождались крайне неумеренными возлияниями и превращались из религиозных торжеств в банальные пьянки. Это вызывало резкое нарекание со стороны церковных властей, прилагавших усилия для вразумления своей паствы, но бессильных перед устоявшимися обычаями.

Праздничная торговля

Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.

С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.

Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.

Возрождение традиции

В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.

В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.

Престольные праздники у западных христиан

В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу. Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями – бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д. Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.

Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.

Что значит престольный православный праздник и описание храмового события

Церковный календарь пестрит разными православными праздниками, которые являются общими для прихожан любых храмов и всех христиан. Но есть особые религиозные события, история которых уходит в период зарождения христианства, они отмечаются только в отдельных храмах. Это престольные годовые праздники. Их с нетерпением ожидают прихожане и гости храма, к ним готовятся самым тщательным образом. Для того чтобы понять значение престольных торжеств, нужно изучить историю их возникновения и традиции празднования таких событий на Руси нашими предками.

Что означает престольный праздник

Храм Божий – это место обитания Святого Духа, где невидимо присутствует сам Господь и святые, частички нетленных мощей которых покоятся в этом храме. Самое святое место в каждой церкви – престол или придел. Это особый стол внутри алтаря, на котором священник готовит Святое Причастие. Каждый престол основывается в честь какого-либо святого или праздника Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Храм обычно именуется в честь праздника Господнего, Богородичного или имени святого, в честь которого основан престол.

Читайте также  Что такое прогресс

Храмовый праздник отмечают именно в день того святого, в честь кого был основан престол. В одном храме может быть несколько престолов, тогда и храмовых торжеств также будет несколько. В праздновании обычно активно участвуют прихожане храма, а также гости, которые приезжают на торжество.

История появления

История возникновения таких торжеств уходит корнями к незапамятным временам Крещения Руси. Как только князь Владимир окрестил Русь, повсюду начали возводить храмы и праздновать престольные торжества.

Наши предки очень любили престольные праздники, ждали их весь год, тщательно готовились и отмечали с великой радостью. В этот день в церкви обязательно проводилась служба с молебном, после которой нарядно одетые служители церкви и прихожане торжественно обходили всю деревню с крестным ходом, а впереди несли иконы и хоругви. Люди, которым посчастливилось нести святыни, именовались «Богоносцами», в их числе были уважаемые прихожане, которые отличались благочестивой жизнью и помогали церкви.

Традиции празднования

За несколько дней до торжества было принято проводить молебны в домах прихожан. Люди к этому готовились ­– делали генеральную уборку, во дворе накрывали белой скатертью стол и ставили туда ковш для святой воды. Батюшка при этом освящал не только жилище, но и двор, конюшни, скот и даже огород. Домочадцы особенно радовались этому событию, ведь таким образом на них сходила Божья благодать. Обряд освящения завершался праздничным застольем.

В самом храме торжество также заканчивалось трапезой. После молебна и крестного хода люди дружно садились за столы. Кроме прихожан храма, в этот день принято было накормить всех желающих. Поэтому на праздник сходились люди из соседних сел. Чтобы всем хватило угощенья, во дворе накрывались огромные столы.

Традиция обязательного застолья после праздничного богослужения связана с гостеприимностью крестьян, которые готовы были поделиться своей радостью с любым прохожим. Угощения готовились совместно, всеми жителями деревни, так же вместе люди накрывали столы и угощали многочисленных гостей.

Наш народ любил и самоотверженно поработать, и как следует отдохнуть. Поэтому храмовый день плавно переходил в храмовую неделю, которую отмечали уже по домам. Кутить и гулять могли 7 дней. А потом так же искренне каялись в церкви на исповеди, такая уж особенность русской души.

Гулять в течение целой недели могли только в холодную пору года, когда крестьяне не были обременены полевыми работами.

Торжества часто сопровождались праздничной торговлей, вот где нарасхват уходили пряники, конфеты, орешки, семечки, разные сорта кваса и пива.

Как празднуют в наше время

Сегодня христианские традиции активно возрождаются, наша жизнь также не лишена празднования храмовых дней. Но проходят такие торжества намного скромнее и спокойнее, чем это было сотни лет назад. В день праздника в церкви обязательно проводится торжественное богослужение, которое заканчивается молебном и крестным ходом, но только вокруг храма. По домам прихожан никто уже не ездит, крестные ходы через все поселение также не проводятся.

После службы и крестного хода, в обязательном порядке накрываются праздничные столы, но теперь уже только на территории храма. Угощать трапезой принято всех, кто пришел в этот день в церковь. Так же, как и в былые времена, в этот день полагается накормить нищих и голодных, поэтому на трапезу собирается много людей.

Почетными гостями прихода в этот день считаются прихожане из других церквей, которые вместе со своими священниками приезжают разделить всеобщую радость с братьями и сестрами во Христе. Трапезничать целую неделю, конечно же, не принято. Праздничный обед ограничивается одним приемом пищи. При этом покушать желательно как можно быстрее, чтобы освободить место за столом для других желающих. После трапезы расходятся по домам.

Сейчас формируется еще одна новая традиция, которая повсеместно пока еще не распространена, но практикуют ее в больших городах. Это проведение культурной программы в день торжества: просмотр православных фильмов, выступления фольклорных коллективов и многое другое.

Престольный праздник — что это значит?

Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.

Престольный праздник — что это значит?

Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.

Устройство храма

Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:

  1. Алтарная часть.
  2. Средняя часть храма.
  3. Притвор.

Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.

Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.

Престольный праздник — что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте – в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.

Обычаи и традиции в храмовый день

Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.

После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).

Классификация православных праздников

Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:

  • Важность событий (великие, средние, малые).
  • Время празднования (подвижные и неподвижные).
  • Место (общие, храмовые).
  • Тип (Господские, Богородичные, Святых).

Давайте поговорим подробнее о каждой группе.

Классификация по важности

По значимости христианские праздники делятся на:

  • Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
  • Средние.
  • Малые.

Великие или большие праздники.

Пасха или светлое Христово Воскресение – это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.

Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.

  1. Рождество Пресвятой Богородицы. В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
  2. Крестовоздвижение. Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
  4. Рождество Христово. Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
  5. Крещение или Богоявления Господне. Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
  6. Сретение Господне. Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день через архангела Гавриила Бог оповестил Деву Марию о великой миссии – стать Матерью Бога.
  8. Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье. Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
  9. Вознесение Господне. В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя — Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
  10. Троица или Пятидесятница. В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
  11. Преображение Господне. На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. Бог Отец в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
  12. Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.

К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.

Классификация по времени

В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.

Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.

Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.

Классификация по месту

Храмовый, престольный праздник — что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.

Общие праздники — это события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.

Классификация по типу

Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:

  • Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
  • Богородичные. Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
  • В честь святых и бесплотных сил. К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа — день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, – дни Ангела.
Читайте также  Что такое холостые обороты

Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.

Каждый христианин обязан знать и почитать православные праздники.

Храмовые праздники: как это было

Храмовые, или иначе престольные, съезжие, гулевые, праздники отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в то же время отмечаются «гостеванием» родственников в семьях.

Приготовления. Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины — художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.

Водосвятие и крестный ход. В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе на предшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все, кто мог (включая стариков и детей), участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника.

Главным в народном восприятии храмового (престольного) праздника была его особенная святость, тесно связанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тоже составляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами.

«Очень веселились крестьяне во время храмовых праздников», — заключил В. И. Семевский, обобщая описания различных уездов и губерний 2-й пол. XVIII — первых лет XIX в. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, «для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день».

В описании Тульской губ. н. XIX в. подчеркивается, что на храмовый праздник «дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый». Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост — рыбу и др. снедь. Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня.

Храмовые праздники не имели такой, особенной окраски, присущей именно данным дням, как некоторые календарные, за исключением тех случаев, когда они совпадали с последними (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица). Но народная праздничная культура была представлена здесь обычными постоянными элементами. Прежде всего разнообразными жанрами фольклора. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали музыкальные инструменты: гудок (скрипка с тремя струнами), балалайка, гусли, свирель, дудка, рог (деревянная выгнутая труба с шестью ладами), жалейки.

Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.

Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном — братчиной или общественным молебном.

В Карачевском у. Орловской губ. к престольному дню готовились заранее. За несколько дней священник с причтом начинали ходить по приходу — служить молебны по домам перед образом святого, которому посвящалось празднество. В каждом дворе им вручали ковригу хлеба и 5-15 копеек. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. В день праздника «чуть светает» мужчины отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене.

У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа — «негде стать», приходили по 2-3 человека от каждого двора. Некоторые из жителей самого села, в котором стояла церковь, приглашали священника служить у себя молебен в этот день — до обедни причт ходил по избам. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни — гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару.

Именно в это время, в ожидании обедни, собирались группками недалеко от церкви «сердовые» крестьяне, то есть мужики средних лет. Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями. С благовестом к обедне разговоры прекращались. Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь, идти в церковь. К половине обедни часть народа начинала выходить из церкви; это были обычно женщины, спешившие домой к приему гостей, и парни.

После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод, а «сердовые» поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10-12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость «молился на образа», затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, и начиналось угощенье.

Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне.

Н.А.Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян Западной Сибири в XVIII — 1-й пол. XIX в., отмечает: «Гостьба по праздникам — в период с октября по начало марта (да и в другое время года) — была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, в особенности для людей среднего и старшего возраста. «Большие» праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название — съезжий праздник)». Здесь тоже молодежь отделялась от старших, и последние в своем кругу вели беседы и развлекались песнями и плясками. Темы бесед с пришедшими гостями могли быть самые разнообразные — от слухов о новых повинностях до способа лечения лошадей. Недаром алтайский крестьянин П.Школдин назвал съезжий праздник «общественным форумом». Такой же непременной принадлежностью храмового праздника были съезды госей из соседних деревень и переезды одного крестьянина к другому в течение трех Восточной Сибири.

Храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших

Официальный приходской сайт п. Советский Советского района Республики Марий Эл

Престольный праздник

Каждая церковь имеет свой престольный праздник, то есть каждый престол освящен во имя святого или двунадесятого праздника, и это очень торжественный радостный день для прихожан этой церкви.

В старые времена престольный праздник отмечали широко, с размахом. Накануне, вечером — Всенощная. Как правило, на Всенощную ходили только мужчины, потому что хозяйки продолжали готовиться к празднику. Труд мужчин требовал, может быть, большего напряжения сил, но не требовал постоянного присутствия. Пахота, косьба – не требует постоянного присутствия. Происходила обедня, и после обедни начинался в разных случаях либо Крестный ход, либо обход причта. Когда речь шла о двунадесятых праздниках, о приходских храмовых праздниках, то, как правило, происходил, конечно, Крестный ход. Если же речь шла о празднике какой-то конкретной деревни, то уже крестного хода не проводилось, а причт в сопровождении богоносцев с хоругвями шел в ту деревню, где проводил молебен либо в одном доме, либо несколько молебнов в нескольких домах.

Крестные ходы проводили по-разному. В отдельных местах проводился троекратный крестный ход вокруг храма. Богоносцы несли иконы, хоругви. Крестный ход до источника. Если источник находился достаточно далеко от храма, и тогда для водосвятья священник и весь Крестный ход отправлялся на значительное расстояние. Или — обход всего прихода, когда обходили по границе весь приход. Это могло быть несколько деревень. Нередко в приход входило до 15-20 деревень. После крестного хода устраивалось гуляние в конкретной деревне, утром Крестный ход вставал и шел дальше. Сами гуляния устраивались в разных вариантах. Если гуляние шло в большом волостном, то в этом селе часто устраивалась ярмарка. Если первый день был посвящен строгому культовому освещению праздника, то на второй день открывалась ярмарка, и параллельно шла торговля различными сельскохозяйственными продуктами, утварью, тем, что производили сами крестьяне. Если это был летний праздник, накрывали столы и в складчину устраивали стол крестьяне данной престольной деревни. В последнее время перед революцией и после революции чаще все-таки устраивали домашние празднования, когда несколько семей, или даже одна семья накрывала стол, но к этой семье в гости приезжали родственники из других деревень, нередко приглашали батюшку, дьякона и весь причт и, таким образом, организовывался собственно стол. При этом соблюдалась некая достаточно жесткая схема застолья. Начиналось все, особенно если приходил причт, с освящения стола, а затем пели тропари. Псалмы пелись обязательно. Собственно начало стола было связано с исполнением духовных песен. Это народные духовные песни, не церковные. Молодежь гуляла в полном смысле слова, гуляла по деревне. Она ходила из одного конца деревни в другой по улице, которая считалась в данном случае праздничной. Играли на гармониках. Девушки с юношами ходили под ручку. И на окраине деревни, как правило, танцевали, плясали русского. Совсем маленьких не допускали, то есть тех, кто еще не достиг 14-15 лет.

Еда очень четко зависела, от времени поста потому что в постное зимнее и весеннее время, как правило, на стол накрывали только квашенную капусту, варили уху и пекли пироги с рыбой. Очень ограниченный был стол. Если это было лето или осень, тогда просто с огорода овощи раскладывали. Могли сделать тушеные овощи, свежие овощи. Если говорить о скоромном столе, то, конечно же, пища была обильная и разнообразная. Как правило, 4 перемены блюд делали. Сначала пироги, потом щи или супы какие-то крупяные, но мясные, и на третье “жаркое” так называлось (ударение на первом слоге) – птица жареная, баранина жареная, телятина, свинина. И еще четвертое было. Обязательно сдобу употребляли. И постоянно пили чай. Это особенное. Самовар должен был постоянно кипеть. Разливали чай и снова заливали самовар.

Читайте также  Что такое протокол

После закрытия церкви престольные праздники сохранялись. Подточила престольные праздники даже не борьба советской власти, потому что закрытие церкви отнюдь не означало отмены престольного праздника, а подкосил отток крестьян, отток молодежи из деревни, то, что уезжали в районные центры, в областные центры, в столицу.

Сейчас другие времена, хотя церковь не гонима, но традиции были подорваны во времена безбожной власти, люди стали другими. Восстанавливать былые традиции, народное благочестие трудно и долго. Но престольные праздники возвратились вместе со Церковью, православный народ полюбил их. Как в далеком прошлом прихожане накануне праздника прибирают храм, готовятся к исповеди и причастию, несут продукты на стол вскладчину. Наш престольный праздник – Всех Святых в Земле Российской Просиявших нынче пришелся на 10 июня. Служба началась в 7-00 с исповеди.. В 7-15 начался водосвятный молебен, все присутствовавшие были окроплены святой водой, в 7-30 – чтение часов. Ближе к 8-00 в народе усилилось некое волнение: ждали приезда митрополита Иошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Владыка, как всегда точен, ровно в 8 часов он вступил на дорожку, ведущую к молебному дому и благословил каждого прихожанина на улице и в храме. Вместе с ним приехали певчие городского Троицкого собора во главе с регентом Анной Ярошевич, их пение немало украсило богослужение. Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Йошкар-Олинский и Марийски, ему сослужили благочинный Пригородного округа настоятель прихода Всех Святых в Земле Российкой Просиявших протоиерей Николай Ярошевич, настоятель Покровского храма с.Чкарино, протоиерей Валентин Пылаев, настоятель городского храма Рождества Христова протоиерей Александр Лоскутов. Служба проходила на высоком духовном подъеме, это был настоящий праздник для души, по ее завершении – практически всеобщее причащение Дарами. Состоялся крестный ход вокруг храма. Надо отметить, что люди, глядя на хмурый день за окном, оделись потеплее, выйдя из храма обнаружилось, что во дворе светит солнце и вполне тепло, ( тепло было и во время праздничной трапезы), хотя день был прохладный, ветреный и часто понемногу дождило. Проповедь Его Высокопреосвященства Митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна дошла, думается, до сердца каждого взрослого прихожанина. В своем архипастырском слове митрополит говорил о личной ответственности человека- христианина. Он говорил о том, что наши предки создали Святую Русь: они приняли христианство во всей полноте, их жизнь строилась на соблюдении заповедей Божиих .Наши предки были крепки телесно и духовно.. Они создали Русскую Православную Церковь, сильное Российское государство, своеобразную могучую культуру, основанную на православном вероучении. И все это, практически, было утрачено их потомками. С Конца 20 века вера, по воле Божией, вновь стала открытой, доступной всем. Народ повалил в церковь. Как-то апостол Петр сказал: «Лучше бы вы не крестились…» (2 Петр, 2-23). Многие внешне – христиане, а внутри – те же самые алчные эгоисты. Господь дает нам еще один шанс для устроения гармоничного человеческого общежития на земле, для этого и создан этот мир, даны Заповеди Божии. Но христианство слабеет, разбавляется мирским духом. Люди пытаются приспособить православие к этому миру, чтобы наша вера была служанкой обыденной жизни, чтобы жизнь была удобной и комфортной и никак не хотят принять того, что спасение дается большими телесными и духовными трудами, часто скорбями. Каждый христианин несет ответственность за собственное будущее, будущее семьи, страны, Земли. Это правильные и справедливые слова, нам остается молить Бога дать сил для того , чтобы следовать Божиим заповедям.

Благодарим митрополита Иоанна за его благословение отслужить литургию в день престольного праздника, за радость молитвенного общения.

В 13-00 – начало крестного хода. Около сотни человек, начиная от младенцев до стариков, прошли крестным ходом по окраинным улицам нашего поселка. испрашивая у Господа милости и благодатной поддержки жителям поселка. Мы молимся о ходатайстве святых за нас грешных перед Богом, о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия и сути веры. И, конечно, испрашиваем покровительства и ходатайства перед Господом в возведении нашего храма.

Общественная молитва, читаемая во время крестного хода призывает благодать Божию на поселение, в котором живем, на детей, на себя, на соседей, на народ, и на всю страну. Общая молитва усиливает наши просьбы к Господу Богу.

Вопросы настоятелю. Престольный праздник

Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться вместе с настоятелем храма Великомученицы Екатерины протоиереем Юрием Шкрудневым..

— Батюшка, 7 декабря в день памяти святой Великомученицы Екатерины уже в 7-ой раз наша община отмечает престольный праздник. Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал это словосочетание. Слово «праздник» понятно всем. А вот слово «престольный», наверное, нет. Что оно означает?

— Престольным называется день, посвященный чествованию святого или священного события, в честь которого освящен престол храма. В любом храме в алтаре находится самое святое место – престол, на котором совершается Таинство Евхаристии. В нашем случае это самое святое место освящено в честь Великомученицы Екатерины. Престольный праздник еще называется «малой Пасхой», поэтому не стоит сильно удивляться, если придется услышать в этот день с амвона: «Христос воскресе!». Этот праздник оставляет в душе радостный огонек, согревающий потом еще очень долго воспоминаниями о том православном единстве, что подарили друг другу прихожане храма своим теплом, участием, искренней радостью.

— Какие традиции и обычаи празднования престольного дня, и какая особая важность посещения праздничной Литургии в этот день?

— Конечно, сегодня нет тех традиций празднования, что были еще сто с лишним лет назад. Сейчас храмовые торжества и ограничиваются, собственно, храмом. В этот день прихожане и клирики собираются на общие богослужения: накануне на Всенощное бдение, в сам день на Божественную литургию. Храм украшается цветами, особенно храмовая икона. Зачастую праздничную литургию возглавляет правящий архиерей или благочинный округа, где находится церковь. Литургия нередко проводится сонмом священнослужителей. Перед литургией обычно совершается водосвятный молебен, а после литургии совершается крестный ход. Духовенство и церковнослужители, прихожане и гости праздника обходят храм с хоругвями и иконами. Останавливая крестный ход у каждой из четырех стен храма, священник окропляет верующих святой водой, читается Евангелие и поется тропарь праздника. И, конечно, обычай гостеприимства велит пригласить на трапезу – угощения по бюджету прихода.

— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям: кто же была Великомученица Екатерина, и чем она прославилась перед Богом и заслужила святости?

О жизни Екатерины, как и о жизнях подавляющего большинства мучеников первых веков, нам известно мало. Но мы должны понимать, что для верующего человека в житии святого главное не столько его биография, сколько указание на горячую веру, любовь к Господу и готовность отдать за Него жизнь. Это образцы для подражания.

Известно, что Екатерина родилась в Александрии Египетской в конце III века, а пострадала за Христа в 18 лет. Жизнь Екатерины до крещения подтверждала: можно иметь все, но не быть счастливым человеком. Знатное происхождение, богатство, необычайная красота, глубокий ум, блестящее образование – всем этим она обладала в избытке. Родители Екатерины торопились выдать дочь замуж, но девушка заявила, что согласится стать женой лишь того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и уме. Девица понимала, что неравный брак не принесет ей счастья, и предпочла сохранить себя в чистоте девства.

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами святого крещения. Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, он совершил над Екатериной таинство крещения. После она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце.

Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась во дворец. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкость победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем.

Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Сам Христос в окружении ангелов являлся ей, чтобы укрепить перед предстоящими мучениями.

Супруга императора, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, с военачальником Порфирием и воинами тайно навестила ее в темнице. Побеседовав с Екатериной, все они также уверовали во Христа. Жена императора при всех обличила своего мужа и исповедала себя христианкой, а вместе с ней – Порфирий и его воины. Всех их подвергли страшным мучениям, а затем обезглавили.

Император предпринял еще одну попытку соблазнить Екатерину – на этот раз лаской. В обмен на отречение от Христа он обещал сделать ее даже законной супругой. Мученица отвергла его притязания, и разгневанный император приказал усечь ей голову мечом. С молитвой положила Екатерина голову на плаху, и из раны вместо крови потекло молоко. По преданию, тело мученицы было отнесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая.

Три века спустя монахи монастыря, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там нетленные останки святой Екатерины – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в монастыре святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: