Что такое ноосфера

Ноосфера

Ноосфе́ра (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера») [1] .

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» [1] .

Содержание

Возникновение и эволюция понятия

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растёт в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’élan vital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’élan) и длительности (durée).

Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

В. И. Вернадский о ноосфере

По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:

  • расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»,
  • радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,
  • создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»),
  • «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»,
  • установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм,
  • учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,
  • вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой,
  • превращение человечества в «геологическую силу».

Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают «переход к ноосфере» необратимым.

В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял «семь видов вещества»:

  • живое,
  • биогенное (возникшее из живого),
  • косное (возникшее не из живого),
  • биокосное (частично живое, частично неживое),
  • радиоактивное,
  • атомарно-рассеянное,
  • космическое.

Эта теория получила своё логическое продолжение и развитие в трудах академика Лысенко, а также профессора Лепешинской, расширившей и углубившей учение о «живом веществе». Тем не менее «Теория семи видов вещества» никогда не была принята западным научным сообществом.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда — как о неотвратимом будущем. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечал он. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Критика

Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, биолог Ф. Штильмарк из Института проблем экологии и эволюции РАН считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными» [2] .

Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей» [3] .

Критика «ноосферы» Вернадского дана также в монографии Б. Миркина и Л. Наумовой [4] .

Доктор философских наук В. Кутырев считает:

Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:

В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую последовательность практических действий, то это скорее не учение, а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» — обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм… [6] .

На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Профессор-правовед М. Н. Кузнецов и юрист И.В.Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма» [7] , в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов. В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем [8] [9] .

Российский историк и социолог Николай Митрохин называет ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России» [10] .

Учение Вернадского о ноосфере — мысль творящая

Известный русский ученый В.И.Вернадский почти век назад, в 1927 году, ввел в широкую научную общественность новые понятия, в актуальности которых сейчас убеждаемся все больше и больше. Речь идет об учении о ноосфере, которое возникло философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира (учение космизма).

Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц (по другим источникам Леруа).

А заслуга же В.И. Вернадского в том, что он наполнил этот термин новое, материалистическое содержание, понятное обывателю и строй научной общественности. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих.

Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Читайте также  Что такое вегетативное размножение растений

Что есть ноосфера

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда. Тут можно задуматься — если мир людей гораздо старше, чем пишет официальная наука, то и ноосфера существует очень давно…

Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

Значит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

Значение теории Вернадского

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.

Что такое ноосфера и зачем она нужна? Определение простыми словами

Содержание:

Определение «ноосфера» Вернадский впервые озвучил в двадцатых годах двадцатого столетия. Тогда он один из первых привлек внимание к масштабному влиянию человечества на природу и окружающий мир. Он отметил процесс преобразования и изменений в современной биосфере. Люди являются незаменимыми элементами биосферы. Их деятельность, по мнению ученого, должна привести к сохранению жизни на планете, создать разумное управление живой оболочкой и трансформировать ее в разумную сферу. Ноосфера — это кратко описанное понятие разумной среды, сформированной на планете.

Что такое ноосфера – определение

Определение «ноосфера» – это область взаимного существования человечества и природы. Развитие определяется разумной деятельностью людей. Общество изучает новые аспекты жизни, знакомится с природными азами, на фоне чего разрабатываются инновационные подходы и алгоритмы действий. Основа – первозданная природа, атмосфера, биосфера. Человек меняет и совершенствует состояние планеты за счет собственного разума.

Ноосфера признается высшей, новой эволюционной ступенью биологической оболочки земли. Ее формирование связано с процессом развития социума, который отражается на природных процессах. Вернадский утверждал, что биологическая сфера содержит определенную космическую, геологическую силу. При этом действие планет, как представление о космических процессах, теория не воспринимает. Оно основано на человеческом разуме, входит в структуру общественной системы, организованной воли и стремлений индивидов.

Под ноосферой ученые понимают объединение природных, производственных процессов и всего человечества. Им управляет высший разум, способный преобразовать и урегулировать любой процесс. Формируются новые социальные законы, глубокие познания естественных, исторических связей.

Ввиду длительной, полномасштабной деятельности людей на планете первичная биосфера получила один из новых видов своего состояния – техносферу или биологическую техносферу. Это определенная зона поверхности земли, состоящая из живых веществ и созданных людьми технических объектов. В этой области проявляется воздействие на внешний слой земли — разрабатываются новые технологии, используются прогрессивные методы обработки земли, воды и прочее.

Ноосфера — это кратко что означает

На сегодняшний день ноосферу нельзя назвать полностью сформированной. Достигнуть окончательного результата получится только тогда, когда будут полностью удовлетворены материальные и духовные нужды всех людей на земле. Для этого должны выполняться следующие условия:

  1. Большая часть земель на планете должна быть освоена жителями.
  2. Ближние космические просторы превращены в жизненное пространство для людей.
  3. Средства коммуникаций, используемые для связи между странами, отдельными личностями, транспортными средствами, выйдут на новый уровень. Это позволит максимально сблизиться всем жителям планеты.
  4. Люди станут социально равны. Религиозные, национальные, расовые предрассудки исчезнут.
  5. Прекратятся военные конфликты, появится реальная демократическая власть, основанная на волеизъявлении народных масс.
  6. В ходе трансформации биосферы не будет нанесен вред природе, экологии, людям.
  7. В мире пропадет проблема голода, бедности, люди освоят методики лечения большинства заболеваний.
  8. Человеческая деятельность станет максимально мощным геологическим фактором. Люди научатся справляться с такими проблемами, как глобальные катастрофы, потопы, вулканические извержения.
  9. Появятся научные направления политического, религиозного и другого сектора, основанные на научной терминологии.

На сегодняшний день человечество быстро движется в направлении реализации поставленных целей. На это указывает колоссальный научно-технический прогресс, смена менталитетов и ценностных ориентиров во многих странах.

Ноосфера – примеры, особенности

По данным статистики, современные люди используют сегодня почти шестьдесят процентов земель и примерно тринадцать процентов речных водных ресурсов. С колоссальной скоростью расходуется древесина. Ежегодно вырубается порядка восемнадцати миллионов гектар леса. Природа не успевает восстановиться, поэтому формируется нехватка природных ресурсов. Рассмотрим на примерах, как человек влияет на биосферу:

  1. Флора и фауна меняется. Некоторые виды полностью исчезают с лица земли из-за результатов человеческой деятельности. Появляются новые подвиды насекомых, растений, они осваивают иную среду, обитают в новых местах, где ранее живые организмы не приживались.
  2. Энергетический, тепловой баланс в различных областях планеты меняется. Это может повлиять на будущий климат, оказаться опасным для всего населения земли.
  3. Биосфера меняется, образуются отвалы природных богатств, атмосферу засоряют выбросами и токсинами, которые попадают в воздух, в воду. Меняется круговорот воды, появляются вредные вещества, отравляющие жизнь.
  4. Земная поверхность меняется — леса вырубаются, создаются искусственные водоемы, моря, распахиваются степи.

Что такое ноосфера? Определение и суть понятия.

Ноосфера (от греч. noosразум и sphereсфера) – обширное понятие, применяющееся в нескольких научных дисциплинах и обозначающее совокупный разум всего человечества, человеческую цивилизацию, как геологическую силу или совокупность изменений в биосфере, которые реализуют человек.

Сам термин был предложен французским математиком Эдуардом Леруа в тесном сотрудничестве с эволюционистом Пьером Теяром де Шарденом. При этом имя второго учёного связано с развитием философской концепции ноосферы. Однако изначальная концепция принадлежит академику Владимиру Ивановичу Вернадскому, который в 1922-1923 годах провёл серию лекций в Парижском университете Сорбонна и тем самым, по всей видимости, оказал серьёзное влияние на мировоззрение французских коллег.

Читайте также  Что такое синхронизация на телефоне

Философская (идеалистическая) интерпретация ноосферы

За основу своей ноосферной теории Леруа взял древнее учение Плотина (не путать с Платоном), о глобальном космогоническом процессе, в основе которого лежит божественное Единое. Согласно этой концепции началом мира послужило выделение из божественной Сущности мирового Ума – совокупности всех знаний обо всём. Далее Ум трансформируется в глобальную Душу, которая впоследствие разделяется на множество человеческих душ. Эволюционной же целью человечества является всеобщее единение, представляющееся конечным этапом развития ноосферы, и дальнейшее слияние с первородным Единым.

Таким образом, выражаясь в современных понятиях, французский учёный предполагал, что главная задача человеческого вида – объединение в единый организм, который в дальнейшем должен «раствориться» в боге.

Биогеохимическая трактовка Вернадского

Академик Вернадский создал совершенно иную материалистическую концепцию ноосферы. В общем смысле он определял это понятие как закономерный этап эволюции биосферы (совокупности всех живых организмов Земли), характеризующийся появлением самой сильной геологической силы – человеческого разума.

Очевидно, что началом эры ноосферы в этом случае считается появление Homo Sapiens и изобретение им первых орудий труда. При этом окончательное формирование ноосферы будет возможно только при полном удовлетворении духовных и материальных нужд каждого отдельного человека, для чего необходимо выполнение следующих условий:

– Освоение большинства территорий земного шара.

– Изобретение и создание высокоэффективных средств коммуникации, как между отдельными людьми, так и между государствами, что приведёт к резкому сближению «всего и вся».

– Становление человеческой деятельности в качестве самого мощного геологического фактора, на фоне которого остальные природные явления (извержения вулканов, наводнения, глобальное потепление и т.д.) становятся малозначимыми.

– Освоение ближнего космоса в качестве жизненного пространства для человека.

– Всеобщее социальное равенство. Отсутствие с расовых и религиозных предрассудков.

– Становление реальной демократии, как народного волеизъявления.

– Избавление научного познания от влияния политических, религиозных и прочих мировоззрений, не имеющих прямого отношения к науке.

– Исчезновение таких социальных явлений как бедность, голод, социальное неравенство. Практически полное уничтожение всех болезней.

– Прекращение любых войн.

– Разумное изменение биосферы, не наносящее вред человечеству.

На данный момент человеческая цивилизация вплотную подошла к реализации многих из этих принципов, что служит доказательством верности теории академика Вернадского. Поэтому вполне возможно предположить, что в ближайшем будущем человечество сможет перейти на качественно новый этап своего существования, когда оно перестанет адаптироваться под окружающую среду, а будет самостоятельно её изменять в зависимости от поставленных целей и задач.

Однако создание таких инструментов воздействия на природу возможно только при полной консолидации всей человеческой цивилизации. А это значит, прежде чем человек получит абсолютную власть над окружающей средой планеты, ему предстоит построить всемирный социальный «рай», в котором не будет места глобальным противоречиям.

Ноосфера от философии до научных исследований

В конце XX — начале XXI века стало встречаться много публикаций, посвящённых учению о ноосфере и его всестороннему обсуждению. В научном мире мнения о концепции ноосферы всегда разделялись. Одни учёные делали и делают вклад в её развитие, другие вообще не принимают концепцию ноосферы и считают её всего лишь философской идеей космистов. Известно, что формирование мировоззрения – процесс индивидуальный, важную роль в нём занимают информация и размышления. Цель данной статьи – дать информацию к размышлению о ноосфере как о невидимой оболочке Земли.

Термин “ноосфера” не имеет однозначного толкования. Впервые его предложил в 1927 году французский философ и математик Эдуард Леруа. Вместе со своим другом и единомышленником геологом, палеонтологом и философом Пьером Тейяром де Шарденом он выдвинул теорию, согласно которой с появлением человека начала образовываться специфическая “мыслящая” оболочка Земли – ноосфера (в переводе с греческого “сфера разума”), формирующаяся человеческим сознанием. Она представляет собой нечто вроде опоясывающего всю планету информационного потока сведений, знаний и несёт в себе проявления психического, духовного порядка. Эта оболочка как бы наложена на биосферу (область распространения жизни на Земле), но не слита с ней и оказывает на неё преобразующее воздействие. Идея такой ноосферы возникла у Леруа и Шардена после лекций В.И.Вернадского о биосфере и живом веществе, которые он читал в Сорбонне в 1922-1923 годах [4]. Сам же Вернадский стал употреблять термин “ноосфера” позже и в другой трактовке. В его толковании ноосфера – это состояние биосферы, находящееся пока в стадии формирования, при котором её развитие происходит целенаправленно под влиянием научной мысли и труда в интересах Человечества, его будущего. Основной геологической силой, создающей ноосферу, он считал рост научного знания.

Известно, что П.А.Флоренский в 1929 году в одном из своих писем к В.И.Вернадскому высказал эвристическую мысль о существовании в биосфере или на биосфере пневматосферы, состоящей из «особой части вещества, вовлечённой в круговорот духа», – понятия почти идентичного тому понятию ноосферы, которое предлагал Э. Леруа. Но трактовка термина “ноосфера” Вернадским была, возможно, обусловлена следующим. Учёный, введя в 1925 году понятие биогеохимической энергии, охватывающей всю биосферу, носителями и породителями которой являются все живые существа, а в большей степени люди, признавал её связь с психической и умственной деятельностью, но не располагал научно установленными фактами, позволяющими считать мысль и все духовные проявления формой энергии. В работе «Несколько слов о ноосфере» Вернадский, говоря о возможности человека перестраивать трудом и мыслью область своей жизни, задаётся вопросом о том, как же может мысль, не являясь формой энергии, изменять материальные процессы. Он высказал пожелание усилить научное внимание к феномену человеческого разума и изучению сущности таких духовных проявлений как интуиция и вдохновение, которые признавал основами величайших научных открытий [1].

Во второй половине XX века много исследований было посвящено биоэнергетике, человеческому сознанию и психике. Результаты ряда научных опытов свидетельствовали о том, что мысль материальна, но невидима для обычного человека по причине тонкости своей материальной структуры и ограниченных возможностей восприятия человеческого глаза. Была установлена также физическая сила мысли. Достоянием широкой общественности стали фотоснимки на сверхчувствительную плёнку (до появления цифровых фотокамер) светящихся плазменных образований различной формы в пространстве над головами думающих людей, фиксация фотокамерой создающегося мыслеобраза, опыты с Ниной Кулагиной по перемещению силой мысли лёгких предметов. Информация об этом публиковалась в конце XX века в известных в то время журналах «Наука и жизнь», «Наука и религия», а также в отдельных изданиях (например, [2]) и была доступна всем интересующимся.

В настоящее время мы продолжаем узнавать о более новых и глубоких открытиях в сфере человеческого сознания и психической энергии не только из научно-популярных изданий, но и из документальных фильмов. Среди них примечателен фильм «Вода» (известный также под названием «Великая тайна воды»), выпущенный в 2006 году продюсерским центром «Мастерская», режиссёром-постановщиком которого является Анастасия Попова. Его можно посмотреть через Интернет на YouTube в формате HD, например, по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=NFCfTkJ-pW8 .

В этом фильме приведены результаты научных экспериментов информационного воздействия на воду. Установлено, что молекулярная структура воды перестраивается, по-новому реагируя на каждую мысленную установку, словесную фразу, музыку и даже эмоцию. Капельки воды после такого воздействия замораживались, а затем рассматривались под сильным микроскопом, имеющим встроенную фотокамеру. Полученные фотографии демонстрируют поразительные изменения воды. После воздействия слов и мыслей с негативным смыслом, тяжелого рока кристаллы воды складываются в бесформенное месиво, а после слов любви, благодарности, молитвы, музыки Бетховена, Баха – в красивые снежинки. Также установлено, что поливание растений водой, предварительно подвергнутой негативному или позитивному информационному воздействию, отражается на качестве их роста и состояния. Эти экспериментально полученные результаты пока не имеют строгого теоретического обоснования, но заставляют задуматься о последствиях воздействия сознания и эмоционального состояния людей на окружающее пространство, а также на самих себя. Учитывая, сколько воды в организме человека, можно представить, какой вред он наносит, прежде всего, себе негативными мыслями, сквернословием, отрицательными эмоциями.

Упомянутый фильм – один из лучших документальных научно-популярных фильмов российских кинематографистов, о котором идут непримиримые споры. В первом десятилетии этого века его иногда показывали по телевизору, потом, к сожалению, перестали. Я очень благодарна создателям этого замечательного фильма! Официальная наука ещё многое не может объяснить, но ей есть над чем работать.

Итак, экспериментально доказано, что вода способна как бы впитывать в себя информацию, хранить её и обмениваться ею с окружающей средой. Современная наука начала исследовать и анализировать факты взаимосвязи стихийных бедствий и техногенных катастроф с ростом слепой, неуправляемой энергии взбудораженных человеческих масс. По-новому оцениваются возможности мысли как планетарного явления.
Таким образом, результаты научных экспериментов последних десятилетий подтверждают, что в процессе мыслительной и вообще психической деятельности человека в пространство, действительно, выделяется тонкоматериальное вещество, которое можно считать разновидностью энергии. Всё это свидетельствует об удивительной прозорливости первых толкователей понятия “ноосфера”. Кстати, вместе с ним сейчас некоторые учёные используют и понятие “единое энергоинформационное поле Земли”.

Богатейший материал, раскрывающий суть, значение мысли, объясняющий её воздействие на человека, планету, Космос, содержится в книгах Учения Живой Этики. Эти книги, воплотившие в себе синтез научного, философского, нравственного и поэтического осмысления мира, стали достоянием человечества в XX веке благодаря Елене Ивановне Рерих. Если обобщить основные положения Учения Живой Этики о мысли, то имеем следующие выводы.

Из всех энергий, существующих в Космосе, тончайшая есть мысль. Человек всё время излучает мысленную энергию, наполняющую собой пространство, которая может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Мысли имеют вес, плотность, форму. Изречение “идеи витают в пространстве” имеет научное обоснование. Незримая на физическом плане мысль зрима и действует в Тонком Мире, принося в мир плотный совершенно реальные следствия. Подобные по содержанию и качеству мысли притягиваются, образуя в пространстве порой громадные скопления. Если такие образования содержат избыток энергии отрицательного характера, то эта энергия обрушивается на человечество в виде всевозможных стихийных бедствий.
Состав надземных слоёв насыщается эманациями, исходящими от всех видов деятельности человека, включая мыслительную, духовную. Мысли порождают чувства, чувства порождают мысли. Каждая мысль в зависимости от качества может затемнить или очистить пространство. Слои мыслей, которые творит человечество, окружая ими планету, становятся всё более и более уплотнёнными. К сожалению, атмосфера Земли заражена, причём не только продуктами промышленной деятельности людей, но и продуктами психического происхождения. Надо осознать необходимость очищения пространства, ибо равновесие мира нарушено до предела. Невозможно ожидать улучшения жизни и процветания на планете без улучшения качества мышления, поднятия уровня сознания [3].

Читайте также  Что такое жестикуляция

В начале XXI века в России учение о ноосфере послужило основой для формирования перспективного комплексного научного и образовательного направления, названного “ноосферология”, развитие которого важно для будущего цивилизации. Под ноосферологией понимается интегрированная система научного знания при его философском осмыслении, обоснованная трудами русских космистов, к идеям которых обращено внимание научного и философского сообщества, передовой общественности.

Космизмом называют мировоззренческое течение, основанное на представлении о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о гражданине этого мира. Согласно философии космизма Человек, Земля, Космос находятся в неразрывном единстве, космические и земные процессы взаимосвязаны и человек несет большую ответственность за состояние своей планеты обитания и космического пространства. В идеях космизма заложено понимание целостности мира в его сложности, гармонии и красоте. Среди учёных яркими представителями русского космизма являются Вернадский, Циолковский, Чижевский, среди философов – Соловьёв, Бердяев, Флоренский. Очень значимым носителем космического мировоззрения является Николай Константинович Рерих – учёный, философ, публицист, художник мирового масштаба.

Русские космисты сумели соединить заботу о планете Земля, её биосфере, Космосе с интересами человека, обосновать нравственную и практическую необходимость активной эволюции ноосферы. Их научные и философские труды помогают понять, почему отношение к природе не должно быть потребительским, почему деятельность человека должна быть направлена не на преобразование природы, а на нахождение гармонии с ней. Свойственный космистам гуманизм обусловлен не только добродушием, он основан на глубоком понимании задач космической эволюции [4]. Некоторые учёные находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира, видят их потенциал для разработки теоретико-методологического основания развития науки на новом этапе.

Реализация идеи формирования ноосферного мышления необходима для разрешения наболевших проблем современности (поиска нравственных ориентиров, преодоления экологического кризиса). Важно понимать, что космическое мировоззрение может послужить основой устойчивого развития общества.

Стоит также заметить, что упомянутыми выше исследованиями человеческого сознания и психической энергии стали заниматься относительно недавно в историческом плане, и среди учёных, конечно, есть как прогрессивно, так и консервативно настроенные субъекты. (Впрочем, так бывало во все времена, когда в науке появлялись новые тенденции.)

Имеющейся на сегодняшний день опубликованной информации достаточно, чтобы каждый мог составить своё представление о ноосфере как порождении человеческой деятельности и мышления, а также найти обоснование необходимости нравственного очищения и духовной работы над собой, проповедуемыми всеми мировыми религиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Переписка В.И. Вернадского с П.А. Флоренским / В.И. Вернадский // Грёзы о земле и небе: Антология русского космизма. – СПб.: Художественная литература, 1995.– С. 102 — 125.
2. Дубров, А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. – М.: СП СОВАМИНКО, 1990. – 280 с.
3. Живая Этика: Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 224 с.
(По причине того, что книги Живой Этики включают несколько томов, незнакомому с ними читателю познакомиться с их содержанием и сутью удобно будет по источнику 3.)
4. Семёнова, С. Идеи русских космистов/С. Семёнова //Утренняя Звезда. Альманах Международного Центра Рерихов. – 1993. – №1. – С. 260 – 277.

Что такое ноосфера

Ноосфера. Знание о Ноосфере и ауре Земли

  • Новости сайта
    • Читать новости
    • Авторские статьи
    • Мы Вконтакте
    • Наш форум
    • Рассылка
  • Галерея
    • Медиа
    • Видео
    • Эзо-картинки
  • Меню сайта
    • Рассылка
    • Эзотерические статьи
    • Магия
    • Гадание
    • Сонник
    • Мантры
    • Медитации
    • Астрология
    • НЛО
    • Эзотерика
    • Чакры
    • Психология
    • Йога
    • Аура
    • Ченнелинг
    • Цигун
    • Ясновидение
    • Фен-шуй
    • Телепатия
    • Камасутра
    • Астрал
    • Лечение
    • Карта
  • Реклама на сайте:

    НООСФЕРА. ЗНАНИЕ О НООСФЕРЕ И АУРЕ ЗЕМЛИ

    Ноосфера (Neosphere) От греч. Noos — разум + Sphaira — шар. Ноосфера — часть планеты и околопланетного пространства, которая несет на себе печать разумной деятельности человека.

    Ноосфера — высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития.

    Ноосфера включает:

    1. — антропосферу;
    2. — техносферу;
    3. — измененную человеком живую и неживую природу;
    4. — социосферу.

    Выдающийся украинский ученый академик Владимир Вернадский был первым президентом Академии наук Украины в 1918 году. В числе научных достижений Вернадского – он заложил основы учения о ноосфере – сфере научного разума. Ноосфера охватывает всю биосферу планеты, а также захватывает ближний космос. С появлением человечества биосфера планеты постепенно переходит в ноосферу. Ученые называют законом Вернадского постепенный переход биосферы в ноосферу. Другой выдающийся ученый – академик Виктор Глушков применил идеи кибернетики для управления государством. Проект Глушкова назывался Общегосударственная автоматизированная система управления – проект ОГАС. Проект ОГАС – это научное управление государством на основе компьютерных систем. К сожалению, Глушков не дожил до реализации своего проекта. Можно попытаться объединить идеи Вернадского и Глушкова: расширить область применения кибернетических методов с одного государства на всю планету. Тогда получается, что ноосфера – это научное управление биосферой планеты и ближним космосом. По Вернадскому ноосфера – это научное освоение планеты. С точки зрения кибернетики: ноосфера – это научное освоение планеты и научное управление планетой и ближним Космосом как единой целостной системой. Впервые связал идею управления планетой и идею ноосферы российский ученый академик АМН Влаиль Казначеев в 1985 г.

    В современном мире нарастают кризисные явления. С точки зрения теоретической кибернетики цивилизованное человечество может выжить и сохранится на нашей планете только путем объединения всего коллективного интеллекта человечества. Современное состояние планеты ученые называют техносферой, т.к. техника и технологии преобладают над гуманитарными аспектами жизни. Достаточно вспомнить Чернобыльскую ядерную катастрофу. В современном мире нарастают кризисные явления. С точки зрения теории ноосферы цивилизованное человечество может выжить только в виде (в форме) ноосферы. Главной целью ноосферы является выживание цивилизованного человечества как биологического вида. Этим ноосфера отличается от техносферы, т.к. главной целью техносферы является зарабатывание денег, приобретение богатства любой ценой.

    Стремление к богатству и к власти – движущие силы техносферы. В ноосфере главная цель – максимальное продление жизни цивилизованного человечества. В 2000-м году произошла встреча в ООН глав 155 государств мира – саммит тысячелетия. Выступили все 155 глав государств, однако ни в одном докладе не прозвучал термин «ноосфера». Учение о ноосфере сейчас развивают в основном ученые Украины и России. В 2000-м году президент России Владимир Путин выступил на встрече глав государств азиатско-тихоокеанского региона в Брунее. Президент Путин сообщил коллегам о Вернадском и ноосфере. Впервые термин «ноосфера» прозвучал на столь высоком политическом уровне. Нужно приложить большие усилия для развития и пропаганды учения о кибернетике и учения о ноосфере. Особую важную роль играют политические аспекты кибернетики и ноосферы.

    Ноосфера – это научное кибернетическое управление планетой. Сейчас, на переломе тысячелетий, мы стоим только в самом начале пути к научному управлению планетой. Новое третье тысячелетие можно назвать тысячелетием ноосферы. На этом пути к ноосфере человечество должно объединиться политически в одну целостную систему.

    Что такое ноосфера?

    Ноосфера — современная (по меркам геологического времени) стадия развития биосферы, связанная с появлением в ней человека. Понятие было введено французским математиком и философом Эдуардом Ле Руа в 1927 году. Сам он подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и (одновременно!) католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Ле Руа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922-23 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). С именем Вернадского и связано в первую очередь появление ноосферного учения.

    В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

    Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В.И.Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»).

    Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

    1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
    2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека».

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: