Что такое монастырь

Что такое монастырь и зачем он нужен?

Что такое монастырь и зачем монастыри строятся? Из чего складывается жизнь монастырей и кто в них живет? Кто такой трудник и чем он отличается от послушника? Сколько сейчас монастырей в Москве и России? Рассказываем всё основное, что надо знать о монастырях и их устроении.

Что такое монастырь?

Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Это крошечный город со своим бытом и уставом. Это поселение, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.

Монастыри могут располагаться где угодно (в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах).

Монастыри могут быть разного размера: от крошечного подворья с несколькими монахами до крупной Лавры, где братия может насчитывать сотни иноков.

Монастыри могут быть мужскими и женскими. Монастыри могут иметь, по сути, самые разные внешние признаки, архитектуру и формы, но всех их объединяет одно: это место, где собираются люди, душой оставившие мир. Оставившие в миру всё — вещи, привязанности, земные притязания, — оставившие там, по сути, тех самих себя и обретя, тем самым, себя новых.

Для монахов монастырь — ограда и опора в их Новой жизни, которая в идеале должна быть равноангельской.

Для «мирян» монастырь — это возможность соприкоснуться с «инаким» миром: воочию видеть жизнь, построенную не по принципам и устремления бытия светского, но по принципам духовной, Евангельской, жизни.

Ведь, что такое монастырь по сути? Это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там.

Как живут в монастыре?

Порядок жизни (иными словами — устав) у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то — «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь — каждый по силам, каждый по призванию.

При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения. В монастырях, — в отличие от немонастырских, «приходских» храмов — проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше.

В общих чертах день в монастыре складывается может складываться так:

  • Пять или шесть часов утра: начало утренних богослужений. Их продолжительность зависит от дня или устава монастыря. В обычные дни утренние службы могут заканчиваться в девять, в праздничные — они могут продолжаться до полудня.
  • После утренней службы: завтрак, трапеза
  • Затем: короткий отдых и время послушаний (послушания — такая же неотъемлемая часть монашеской жизни, ибо праздность главный враг монаха. Кто-то во время послушании следит за чистотой на территории, кто-то за садом, кто-то ведет столярные работы, кто-то работает в хлеву — и так далее).
  • В середине дня: трапеза (обед), затем — продолжение послушаний.
  • Ориентировочно в четыре или пять часов дня начинаются вечерние службы, которые могут так же в зависимости ото дня продолжатся три часа и дольше.
  • После вечерней службы — трапеза, короткий отдых
  • Перед сном — общее или келейное молитвенное правило.

Кто живет в монастыре?

Те, кто живут в монастырях, называются насельникам монастыря. Это:

Собственно монахи

В отличие от дореволюционного времени, сейчас нет правил — сколько должно быть или не быть монахов в монастыре. Все определяет жизнь.

Монахи — «духовный костяк» любого монастыря. О том, какие степени монашества бывают и вообще про монашество мы писали вот здесь.

Послушники

Кто такие послушники? Это люди, которые готовятся стать монахами, но по мнению настоятеля еще не готовы к этому. При этом, монастырь уже несет духовную ответственность за послушника.

Монахи со Святой горы Афон, первая половина XX века. Второй слева: преподобный Силуан Афонский.

Трудники

Кто такие трудники? Грубо говоря, те же послушники, только в самом начале пути. Они так же живут со всеми, так же исполняют послушания, трудятся.

Трудник на момент прихода в монастырь точно так же уверен, что предназначен для монашества, но, как показывает, практика: раз уж не всякий послушник в конце концов становится монахом, то среди трудников этот процент еще меньше. Первое вдохновение проходит, и человек уже понимает, что имел о монашестве или своих силах совсем неверное представление — и возвращается в мир. Или идет пробовать себя в другую обитель.

Гости, паломники

Это еще более «временные» для монастыря «постояльцы». Хотя бывали случаи, что именно из случайного «гостя», который оказывался в монастыре по нужде, — или паломника, — в итоге рождался монах.

Какие постройки бывают в монастырях?

По сути, единственное, что в монастыре должно быть обязательно — это хотя бы один храм и домик, где будут жить монахи. Комната, в которой живет монах, называется келлия.

В остальном, все зависит от размера монастыря и места его расположения.

Маленький монастырь святого Георгия в болгарском Помории.

Но давайте возьмем «усредненное» представление о монастыре. В нем могли бы быть такие постройки и сооружения.

  • Собственно территория (она огорожена. На Руси раньше монастыри еще играли роль крепостей, а потому их стены были каменными, крепкими и высокими. Например, Свято-Троицкая Сергиевая Лавра несколько месяцев удерживала осаду поляков, и те так и не смогли ее взять).
  • Центральный храм (собор). Место, где проходят либо главные, либо за малым исключением все богослужения.
  • Еще один храм (в крупных монастырях их может быть два, три или сколько угодно). Как правило, используется редко — в дни самых крупных праздников и в иные значимые для монастыря дни.
  • Братский корпус. Это дом, где располагаются келлии — комнаты монахов и послушников.
  • Трапезная (столовая). Иногда располагается в жилом, братском, корпусе.
  • Гостевой дом. Может быть, совсем маленьким, а может быть большим многоэтажным корпусом. Бывают отдельные гостевые домики для монахов и архиереев с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка — свечки, иконы, книжки, церковная утварь на продажу.
  • Другие здания. В них может располагаться все, что угодно — от воскресной школы, до монастырского издательства.

Болгария. Поморие. Монастырь св. Георгия Победоносца. Типичная территория небольшого монастыря. Справа — братский корпус.

Сколько монастырей в России?

Число православных монастырей в России постоянно растет. Сейчас их больше 800. В 1986 году их было меньше двадцати.

Главным монастырем России является Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Один из старейших монастырей России — Никитский монастырь в Переславле-Залесском.

Сколько монастырей сейчас в Москве?

На август 2017 года на территории Москвы находятся 15 действующих монастырей: восемь мужских и семь женских.

Еще на территории столицы находятся семь Подворий — как бы «духовных посольств» монастырей: в них так же есть своя небольшая братия, службы по монастырскому чину. Призвание Подворий — нести в суетливый город монастырский Дух.

Например, недалеко от метро «Цветной Бульвар» или «Сухаревская» располагается Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Москва. Иоанно-Богословский женский монастырь возле станции метро Китай Город.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Что такое монастырь?

Все слышали о монастырях и о людях, которые там живут – монахах. Что такое монастырь, зачем он нужен, и как складывается жизнь в них, рассказываем в нашей статье.

Что такое монастырь простыми словами?

Монастырем называют дом для монахов, то место где они живут. А монахами являются члены религиозной общины, которые отказываются практически от всех благ жизни, посвящая свою жизнь церкви и религии. Они ведут аскетическую жизнь в монастырях. При этом это касается не только христианства – монахи есть также в иудаизме, буддизме и других религиях.

Монастырями называют обители, в которых живут монахи. А монашешская община конкретного монастыря – это их семья. Здесь все объединены одним – жить ради бога, служить ему и помнить о нем (в зависимости от конкретной религии).

Монастырь может располагаться как в городе, так и вдалеке от цивилизации. Часто – на скалах, возвышениях. По размерах они могут быть очень разными – маленький домик и крупный монастырь с не одной сотней иноков.

Монастыри обычно делятся на мужские и женские. Но и у них есть общая черта – здесь собираются мужчины или женщины, которые оставили все привязанности и вещи и пошли служить богу.

История возникновения монастырей

Монастыри возникли в Средние века. Тогда процент монахов в числе общего населения был намного больше. Конечно, монахи испытывали потребности в укрытии, так как не все были отшельниками, не все могли вести абсолютно аскетическую жизнь. Сначала они строились похожими на загородные домики или виллы. Во многих из них были скриптории или библиотеки, где писались рукописи. Многие из них дошли до наших времен.

Что такое монастырь и какой порядок жизни в нем?

В каждом монастыре по сути устав разный – где-то немного помягче, где-то строже. Но в каждом монах имеет право выбрать, какого уровня молитвенную жизнь ему прожить. В отличие от церкви, в некоторых монастырях молитвенный круг может идти круглосуточно. Ну и служба ведется гораздо дольше, нежели в церквях.

Что касается распорядка дня, то богослужения здесь проходят обычно 4-5 раз на день. Кроме того монахи имеют право отдыхать, читать книги, в том числе религиозные. Также отдельно установлено время для так называемых «послушаний». Это физическая работа на территории монастыря – уборка, приготовление еды для монах, разные ремонтные работы и так далее.

Кто живет в монастыре?

Несмотря на стереотипы, в монастырях, кроме самих монахов, могут жить и другие люди. Конечно, они являются главным костяком любого монастыря. Также здесь могут пребывать и жить другие люди, а именно:

  • послушники;
  • трудники;
  • настоятель;
  • гости или паломники.

Послушники– это те, кто учится, готовится стать монахом. Есть также настоятель, который, собственно, и определяет, может ли послушник подняться на следующий ранг. Он и несет за него духовную ответственность.

Есть также трудники. Это люди, которые по тем или иным причинам находятся в иерархии еще ниже послушников. Их распорядок дня тот же, что и у других жителей монастыря.

Читайте также  Что такое конституционное право

Часто в монастырь приезжают и временные гости – паломники или гости, которые приехали в рамках миссии.

Строение монастыря

На территории монастыря всегда есть и другие постройки и помещения. Монахи обычно живут в корпусах, число которых зависит от количества иноков, живущих там. Также на территории должен быть храм (центральный, и может быть еще один). В братском корпусе живут послушники и трудники, также есть столовая, церковная лавка, где можно купить книги и свечи. Часто в монастирях есть также гостевые домики, в которых время от времени поселяют паломников или гостей.

Монастырь, монашество

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Фильмы о монастырях:

Мир православия. Монашество — путь к Богу

Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Монастырь

Монасты́рь (от греч. μοναστήριον (мона­сти­рион) – уеди­нён­ное жилище) – 1) место житель­ства и подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­сти мона­ше­ству­ю­щих, объ­еди­нен­ных брат­скою любо­вью во Христе, под­чи­ня­ю­щихся тре­бо­ва­ниям еди­ного устава; 2) община мона­хов (мона­хинь) какой-либо мона­ше­ской оби­тели.

Как община, мона­стырь имеет свое внут­рен­нее устрой­ство. К основ­ным долж­ност­ным лицам мона­стыря отно­сят насто­я­теля, каз­на­чея, духов­ника, бла­го­чин­ного, риз­ни­чего, эко­нома. Долж­ност­ными лицами мона­стыря также явля­ются регент, эккле­си­арх (стар­ший поно­марь), свеч­ник, лавоч­ник, поно­марь, зво­нарь, пись­мо­во­ди­тель, биб­лио­те­карь, рух­ляд­ный, просфор­ник, тра­пез­ник, гости­ник, боль­нич­ный.

Читайте также  Что такое рассказ

Следуя 43 пра­вилу VI Все­лен­ского Собора ника­кой преж­ний мораль­ный образ жизни не пре­пят­ствует хри­сти­а­нину оста­вить мир и всту­пить в мона­ше­ство ради исправ­ле­ния и спа­се­ния души. Посту­пив­ший в мона­стырь ста­но­вится ново­на­чаль­ным и про­хо­дит испы­та­ние. Если после испы­та­ния он ока­зы­ва­ется достой­ным, то постри­га­ется в мона­ше­ский чин. Высший чин мона­ше­ской жизни – вели­кая схима.

Мона­стыри под­раз­де­ля­ются на муж­ские и жен­ские. Особо круп­ные мона­стыри при­нято назы­вать лав­рами. Первые мона­стыри появи­лись в IV в. в Египте и в Пале­стине. Киево-Печер­ский мона­стырь – первый мона­стырь на Руси (XI в).

Из Устава Свято-Тро­иц­кого Тюмен­ского муж­ского мона­стыря:

«Пра­во­слав­ный мона­стырь – это хри­сти­ан­ская община, строго живу­щая по запо­ве­дям Божиим, ищущая духов­ного совер­шен­ства в делах хри­сти­ан­ской жизни.

Осно­вой мона­ше­ского духа служат слова Самого Гос­пода Иисуса Христа: «Если хочешь быть совер­шен­ным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокро­вище на небе­сах, и при­ходи, и следуй за Мной» ( Мф.19:21 ) поло­жен­ные в основу обета нес­тя­жа­ния.

Дающий обет послу­ша­ния и отре­че­ния от своей воли и от своего муд­ро­ва­ния должен осно­вы­вать оный на слове Гос­под­нем: «Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Дающий обет цело­муд­рия должен вни­мать слову Хри­стову: «Кто может вме­стить, да вме­стит» ( Мф.19:21 ) и слову Апо­столь­скому: «Неже­на­тый забо­тится о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­поду» (1Kop.7:32).

К вер­ному и неослаб­ному испол­не­нию сих обетов должно побуж­дать себя словом Хри­сто­вым: «Никто, воз­ло­жив­ший руку свою на плуг и ози­ра­ю­щийся назад, не бла­го­на­де­жен для Цар­ствия Божия» ( Лк.9:62 ). О бла­го­твор­но­сти послу­ша­ния, о потреб­но­сти духов­ного руко­вод­ства, об опас­ном пополз­но­ве­нии жить по своей воле должно вра­зум­лять себя словом пре­муд­рого Соло­мона: «При недо­статке попе­че­ния падает народ, а при многих совет­ни­ках бла­го­ден­ствует» ( Притч.11:14 ).

Житие мона­ше­ское должно быть бла­го­устро­ено на незыб­ле­мом осно­ва­нии Слова Божия, при посо­бии настав­ле­ний и при­ме­ров Святых Отец. Святой Васи­лий Вели­кий в одной из своих бесед дает обсто­я­тель­ную харак­те­ри­стику мона­ше­ского жития: «Монаху, – гово­рит он, – должно, прежде всего, стя­жать жизнь нес­тя­жа­тель­ную, телес­ное уеди­не­ние, бла­го­при­лич­ную наруж­ность, иметь голос уме­рен­ный и слово скром­ное, пищу и питие не при­чи­ня­ю­щие мятежа, есть в без­мол­вии; перед стар­шими мол­чать, мудрых слу­шать, к равным иметь любовь, низшим пода­вать испол­нен­ный любви совет; уда­ляться людей негод­ных, плот­ских и сует­ных, больше думать, а меньше гово­рить, не быть дерз­ким в словах, не допус­кать изли­шеств в раз­го­воре, избе­гать смеха, укра­шаться стыд­ли­во­стью, взор потуп­лять долу, а душу воз­но­сить горе, на пре­ко­сло­вие не отве­чать пре­ко­сло­вием, быть бла­го­по­кор­ным; тру­диться своими руками, всегда пом­нить о смерти, с надеж­дой радо­ваться, скорби тер­петь, непре­станно молиться, за все бла­го­да­рить, перед всеми быть сми­рен­ным, нена­ви­деть высо­ко­ме­рие; быть трез­вен­ным и охра­нять сердце от лука­вых помыс­лов…, забо­титься о страж­ду­щих, пла­кать с ними…, вра­зум­лять бес­чин­ных, уте­шать мало­душ­ных, слу­жить недуж­ным…, забо­титься… о бра­то­лю­бии».

Монах более полно и совер­шенно должен стре­миться в своей жизни вопло­тить одну из глав­ней­ших запо­ве­дей Хри­сто­вых – запо­ведь о любви: «Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душою твоею и всем разу­ме­нием твоим; …и воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мф.22:37-39 ). Любовь к Богу инок творит чрез непре­стан­ные молитвы, бесе­дуя с Ним, испо­ве­дуя Ему свои немощи, грехи и про­слав­ляя Его бла­гость и мило­сер­дие во всем. Любовь к ближ­ним монах совер­шает в тер­пе­нии их недо­стат­ков, в посто­ян­ной молитве о них, в раз­лич­ной помощи и мило­сти к ним.

Истин­ные работ­ники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как вели­чай­шую свя­тыню, ею пита­ются, ею насла­жда­ются и в этом Имени имеют себе залог буду­щего бла­жен­ства. На имени Иисуса Христа содер­жится все: и вера наша Пра­во­слав­ная, и все цер­ков­ное Бого­слу­же­ние, всякий чин, его обряд и поря­док и все молит­вен­ное после­до­ва­ние, – и всякий хри­сти­а­нин, моляся, обязан все­не­пре­менно воз­но­сить свою молитву к Еди­ному Сыну Божию, иже Един есть Хода­тай пред Богом за чело­веки ( 1Тим.2:5 ), и только к Нему и через Него бывает дей­ственна наша молитва. Он Сам запо­ве­дал, говоря: «еже аще чесо про­сите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» ( Ин.16:23-24 ).

Гос­подь Иисус Хри­стос содер­жит и всю все­лен­ную, и всю тварь види­мую и неви­ди­мую, и всякое дыха­ние, а в осо­бен­но­сти обве­се­ляет тех, кои носят сие наид­ра­жай­шее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отда­лили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Пра­во­слав­ная, и Цер­ковь, и Бого­слу­же­ние, все Таин­ства и обряды, все духов­ное слу­же­ние и самое Еван­ге­лие. Так нужно разу­меть и о чело­веке: если не живет в нем Иисус Хри­стос Своею бла­го­дат­ною силою, то там нет ничего духов­наго, – тут дви­жется жизнь только душевно-телес­ная, по сти­хиям века сего, потому что корень и бес­пре­дель­ная пол­нота духов­ной жизни есть Иисус Хри­стос, Кото­рого и нужно воз­лю­бить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь ста­раться о том, чтобы и имя Его все­дра­жай­шее водру­зить в свое сердце и так, чтобы оно было там корен­ным, дей­ству­ю­щим нача­лом и зани­мало гос­под­ствен­ное поло­же­ние, чтобы по слову апо­стола, «не мы жили, а жил в нас Хри­стос» ( Гал.2:20 ). От пре­ис­крен­наго соеди­не­ния сердца с Гос­по­дом, когда Гос­подь Иисус Хри­стос творит в нас оби­тель Свою, ощу­ти­тельно и дей­ственно все­ля­ется в сердце, и слы­шится Его Боже­ствен­ное при­сут­ствие ясно и ося­за­тельно, что назы­ва­ется, по словам Святых Отцов, живое Бого­об­ще­ние. И тогда Хри­стос Бог, будучи Иску­пи­тель и Спа­си­тель наш, нис­хо­дит в чело­века Своими Боже­ствен­ными силами, иже к животу и бла­го­че­стию ( 2Петр.1:3 ) и как бы творит в нём для Себя посто­ян­ную оби­тель ( Ин.14:23 ), так что чело­век ста­но­вится храмом Духа Божия ( 1Кор.6:17 ), цер­ко­вью Бога Жива ( 2Кор.6:16 ). Един есть Дух с Гос­по­дом ( 1Кор.6:17 ). Бог Любы есть. Пре­бы­вая в Любве в Боге пре­бы­вает, и Бог в нем пре­бы­вает ( 1Ин.4:16 ); и еже живет – Богови живет ( Рим.6:10 ) и не тому себе живет, но живет в нем Бог ( Гал.2:20 ).

Хри­стос есть тогда в чело­веке, еже хотети и деяти ( Фил.2:13 ). В это духов­ное состо­я­ние чело­век входит, если разу­меть обык­но­вен­ный поря­док тече­ния дел, не вдруг, а уме в конце своих духов­ных подви­гов и трудов. Оно состав­ляет цель стрем­ле­ний вся­каго разумно живу­щаго монаха. Достигши сего, он: входит в сво­боду и поко­ится в Боге, носит в сердце своем источ­ник живота – Самаго Гос­пода Бога, – и сие есть несо­мнен­ная надежда веч­наго спа­се­ния. (Схи­мо­нах Ила­рион: «На горах Кав­каза»).

Пока монахи были лишь оди­ночки, так назы­ва­е­мые ана­хо­реты, они спа­са­лись каждый по пра­ви­лам, данным им отцами и их настав­ни­ками, но с появ­ле­нием мона­сты­рей и мно­го­чис­лен­ного брат­ства потре­бо­вался Устав, кото­рый мог бы регу­ли­ро­вать мона­ше­скую жизнь в них и спо­соб­ство­вать к луч­шему осво­е­нию мона­ше­ского духа. Пре­по­доб­ный Пахо­мий Вели­кий, подвиж­ник 4‑го века, такой обще­жи­тель­ный Устав полу­чил от Свя­того Ангела, и он лег в основу всех осталь­ных мона­ше­ских Уста­вов: пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого, Свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого, Саввы Освя­щен­ного и пре­по­доб­ного Фео­дора Сту­дита (его Устав был принят впо­след­ствии пре­по­доб­ным Фео­до­сием для Киево-Печер­ского мона­стыря и стал потом образ­цом для всех других рус­ских оби­те­лей)».

Монастырь

Монасты́рь (греч. μοναστήριον ) — религиозная община (см. также монашество) монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Содержание

Христианские монастыри

История

С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельники и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.

Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы (см. Монашество до его распространения на Западе). Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год). После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать, и монастыри с территории Египта распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освященного) до Константинополя.

На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви (см. Западное монашество).

На Руси иночество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.

  • Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.
  • Киновия — монастырь общежитского устава
  • Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.
  • Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.
  • Пустынь — монашеское поселение в традиции русскогоправославия, обычно удалённый от основного монастыря.
  • Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединённое жилище.

Буддийские монастыри

Индуистские монастыри

См. также

Портал «Монастыри и монашество»
Монастырь в Викисловаре ?
Монастырь на Викискладе ?
  • Список монастырей России
  • Список монастырей Украины
  • Список монастырей Армении
  • Список монастырей Белоруссии
  • Список монастырей Республики Македонии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Матка (значения)
  • Горжа

Полезное

Смотреть что такое «Монастырь» в других словарях:

МОНАСТЫРЬ — (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка

МОНАСТЫРЬ — муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | моск. церковный двор, погост … Толковый словарь Даля

Монастырь — (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

Читайте также  Что такое термоядерная реакция

монастырь — Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См … Словарь синонимов

МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, монастыря, муж. (греч. Monasterion). 1. Земельно церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти… … Толковый словарь Ушакова

МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. • В… … Толковый словарь Ожегова

монастырь — МОНАСТЫРЬ, лавра, обитель, пустынь, скит МОНАСТЫРСКИЙ, лаврский, скитский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Монастырь — (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

Монастырь — (Битолія). См. Славяно греко турецкая война 1912 13 гг.1 [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия

МОНАСТЫРЬ — (от греч. monasterion келья отшельника) в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). В русском государстве до секуляризации М. были крупными… … Юридическая энциклопедия

МОНАСТЫРЬ — Поставить к монастырю кого. Жарг. угол., арест. Расстрелять кого л. ТСУЖ, 142. Беззаботный монастырь. Дон. 1. О беспечной, беззаботной жизни. 2. О беззаботном, беспечном человеке. СДГ 2, 141. Девий (девичий, девочий) монастырь. Арх. Ирон. О… … Большой словарь русских поговорок

Значение слова монастырь

Словарь Ушакова

монаст ы рь, монастыря, муж. (греч. Monasterion).

1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь.

| собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем.

2. Церковь и жилые помещения, принадлежащие этой общине. «Наш монастырь сверкал зубчатою стеной.» Лермонтов . «Цельный день сидите в комнате, словно в монастыре.» Чехов .

Этимологический Словарь Русского Языка

Греческое – monasterion (жилище, келья монаха).

Существительное «монастырь» является греческим по происхождению и используется с X в.

Монастырь – это «религиозная община монахов или монахинь, которая представляет собой отдельную организацию».

Архитектурный словарь

(греч. monasthrion — уединенное жилище, от monas — одинокий и threw — оберегать) — общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).

Древнейшие монастыри — буддийские — появились во 2 пол. 1 тыс. до н.э. в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н.э.- VII в. н.э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366 гг.) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV — XVII вв.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам.

Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся в IV — VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (трехнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI — IX вв. сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820 г.), имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окруженный другими монастырскими помещениями и постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88 гг., Клюни в Бургундии, 1088-12 в.). Композиция монастырей варьировалась различными монашескими орденами. С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объем (Верхний замок в Мальборке, Польша, кон. XIII — XIV вв.). В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки). Православные монастыри Византии, балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, V — XV вв., монастырские комплексы на Афоне, X — XI вв., в Метеоре XIV — XVIII вв. в Греции). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре — собор, трапезная, колокольня, колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, (Давид Гареджа, Герард). Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении учитывалось расположение (при слиянии рек, у озера, на острове), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции монастырей определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь и др.). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь). Архитектурные формы русских монастырей до сер. XVI в. были строгими, лаконичными, а в кон. XVII в. обогатились красочным узорочьем.

В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение. Вместо них появились парадные ансамбли монастырей-дворцов, построенных компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Спб). В -20 вв. новые монастыри строятся редко и не играют значительной роли в застройке города.

комплекс сооружений, включая храм или аббатство, где живут монахи или монахини.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Фразеологический словарь русского языка

Подводить (подвести) под монастырь прост. — поставить кого-либо в неприятное положение, подвести под наказание

Православие. Словарь-справочник

(греч. «жилище монахов»)

1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.

2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

Православный энциклопедический словарь

(греч. — келья отшельника) — община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными Церковью и монастырским уставом.

Словарь церковных терминов

(греч. жилище монахов) —

1) Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.

2) Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

Православная энциклопедия

1) монашеская община, объединенная единым уставом. Административно монастырь подчинен либо архиерею, либо самому патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник в чине игумена или архимандрита. Крупные монастыри принято называть лаврами. На некотором отдалении от него располагается пустынное место, где селятся монахи, ищущие уединения. Первые монастыри стали появляться в Палестине и Египте в IV веке. Затем они получили широкое распространение во всем христианском мире. Первым монастырем на Руси был Киево-Печерский, который был организован в XI веке;

2) комплекс жилых, богослужебных и хозяйственных строений, принадлежащих монашеской общине.

Вестминстерский словарь теологических терминов

1) ♦ ( ENG monastery)

(греч. monasterion от monos — одинокий или отшельническая обитель)

здания, населенные людьми (монахами), давшими религиозные обеты и ведущими монашескую жизнь;

2) ♦ ( ENG convent)

(лат. conventus — встреча)

община монахов, к-рые живут под присмотром настоятеля, или здание, в к-ром они живут. Обычно термин используется для обозначения места, где живут религиозные женщины, находящиеся под руководством настоятельницы.

Словарь Ожегова

МОНАСТЫРЬ, я, м.

1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.

2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят посл. о том, что в чужом месте не следует наводить свои порядки.

Подвести под монастырь кого (прост.) подвести под неприятность, наказание.

| прил. монастырский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. :
      1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию.
      2. разг. Члены такой общины.
    2. Церковь, жилые и хозяйственные строения, территория и т.п., принадлежащие такой общине.
    3. Закрытое учебное заведение при монастыре для девушек.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(болгарск. Битоль или Бетель [обитель?] турецк. Толи-монастир, лат. Bitolia, Butelium) — гл. г. вилайета в Западной Македонии (европ. Турции), на высоком логе (550 м высоты, 20 км шириной и 70 км шириной), окруженном высокими горами и прорезанном р. Черной (Црена; турецк. Кара-су), главным притоком р. Вардара, на болотистой почве. М. имеет большое торговое значение, так как лежит на перекрестке дорог, ведущих из г. Солуня (Салоник) в Драч (Дураццо), так называемой Via Egnatia, и из Софии в Янину; большой базар. Население М., доходящее до 50 тысяч, состоит из болгар, сербов, турок, греков, евреев, куцовлахов и цыган и занимается преимущественно ремеслами. Консульства русское, австрийское, греческое и великобританское. В плодородных окрестностях М. население живет земледелием, возделывая пшеницу, кукурузу, табак и марену. М. — конечный пункт железнодорожной линии Солунь — М. На месте М. был древний г. Гераклея-Линкестида, служившая (под именем Битоль) столицей болгарского царя Гавриила или Радомира в 1014—1015 г. В 1806 г. город был взят и разорен Али-пашой Янинским.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: