Что такое межконфессиональные отношения

Межконфессиональные отношения: о чём православному говорить с буддистом?

Межконфессиональные отношения — явление странное, не правда ли? Казалось бы, мы православные и убеждены, что правы. О чём говорить с католиками? Переспорить и переубедить всё равно не выйдет. Да и смысла нет. Дать им шанс переубедить нас? Тоже бессмыслица.

И правда, с точки зрения человека со стороны, это какая-то странность. Но помедлим с выводами и углубимся в вопрос.

Конфессия — это вероисповедание

Конфессия — это перевод слова «вероисповедание» и его синоним. Но если мы применяем слово «вероисповедание» к любой религии, то «конфессия» устоялась за религиозными объединениями внутри одной традиции.

Скажем, по вероисповеданию человек христианин, а принадлежит он к православной конфессии. Мусульманин по вероисповеданию может конфессионально принадлежать к суннизму или шиизму. Но по сути термины очень схожие и взаимозаменяемые.

Их часто используют как синонимы, иногда неправильно. И если сказать: «Я по конфессии буддист», это будет не совсем правильно с точки зрения терминологии, но всем понятно.

Есть ещё один похожий термин — деноминация.

3 термина очень близки по значению:

  1. Вероисповедания.
  2. Конфессия.
  3. Деноминация.

Деноминация переводится как переименование. Это молодая самостоятельная религиозная организация с чёткой иерархической системой. По признакам похожа на секту. Но секта — это общество, которое выделилось из другой традиции и находится не в лучших отношениях с обществом и государством, хотя может к этому стремиться. Деноминация же пользуется одобрительным или нейтральным отношением общества, а также других религий.

В обывательском лексике слова «конфессия», «вероисповедание» и «деноминация» взаимозаменяемы.

Межконфессиональные отношения — это межрелигиозное общение

Исходя из определений, легко заключить, что межконфессиональные отношения — это общение между конфессиями: православная церковь общается с католической, либо протестантской. Но нет. Это более широкие, межрелигиозные отношения.

То есть с одной стороны могут православные христиане, а с другой — буддисты, и это будет межконфессиональными отношениями.

Таким образом, понятие «конфессия» выходит за рамки своего определения в этом контексте и предполагает не только конфессии внутри одной религии, а и в другой.

Далай Лама на межрелигиозном форуме

Участники межконфессиональных отношений — это отдельные люди и целые организации

Межконфессиональные отношения — это диалог двух традиций, а ведут его уполномоченные на это лица, представители своих религиозных групп. Это могут быть отдельные люди, например, священнослужители-миссионеры, либо руководители различных конфессий.

Иногда от имени религиозных объединений могут выступать просто сочувствующее им, либо доверенное лицо — допустим, юрист, если возникли проблемы перед законом Российской Федерации или иной страны.

Важно, чтобы представитель хорошо разбирался в религиозной жизни не только своей стороны, но противоположной. От его компетентности, тактичности и вкрадчивости может зависеть репутация целой религиозной традиции.

Потому религиозным структурам очень важно тщательно следить за ходом подобных встреч, а также за проповедями внутри своей конфессии, чтобы не потерять лицо из-за чьей-то личной ошибки.

Общественная жизнь многоконфессионального государства нуждается в диалоге религий

Религиозная атмосфера играет значимую роль в жизни внутри государства и на международной арене. В древности подобные вопросы имели ещё большую значимость, но и сегодня они сохраняют актуальность даже в светском государстве.

Многокофессиональность подразумевает диалог, потому что люди должны не закрываться друг от друга, а знать своего ближнего в лицо. Это ужасно, когда возле буддийского храма собираются христиане с плакатами и рассказывают прессе, что «эти язычники там съедают младенцев».

Информационная пропасть, которая растёт между различными конфессиями.

В итоге перерастает только религиозную жизнь и поглощает социальную, рабочую, семейную, бытовую сферу. И вот уже у родителей возникают разногласия с ребёнком, потому что их сын «кришнаит, не ест мяса и вообще, наверное, наркоман». Поверхностные представления о чужих религиозных представлениях:

  • Отбрасывают нас в прошлое средневековой Европы, во времена охоты на ведьм;
  • Провоцируют агрессию со стороны одних религиозных групп к другим по религиозным мотивам;
  • Разобщает социум.

Так, стало быть, религия не нужна? Нужна, конечно. Агрессия по отношению к иноверцам — это как раз не религиозный поход, который присущ фанатикам и безбожникам. А вот духовные люди открыты друг к другу и не навешивают ярлыков.

В отличие от политики, религиозные предпочтения одних никак не отражаются на жизни других, так что распри на этом фундаменте вообще пустое дело.

Цели межконфессионального диалога:

  • Мир между представителями различных конфессий;
  • Согласие людей, считающих себя верующими.

Это два столпа, гарантирующих покой в общественной жизни. А потому у религиозного человека есть два пути:

  • Сторониться представителей других конфессий, обостряя ситуацию;
  • Наладить общение и установить хотя бы формальные нормы сотрудничества.

Встреча православного священника отца Андрея и духовного учителя из Общества сознания Кришны Враджендра Кумар Даса

А для сотрудничества полно возможностей, особенно в современной России, где есть проблемы с экологией, образованием и многими другими сферами. Представители различных религиозных организаций могут объединять усилия для волонтёрства, благотворительности, образовательных или социальных программ.

Это красит многоконфессиональное государство и отвечает требованиям религиозной жизни. Не правда ли, намного лучше войны за то, в чью церковь ходить правильнее?

Общение представителей разных вероисповеданий нужно для избегания межконфессиональных конфликтов

Межконфессиональные конфликты нужно и улаживать, и предупреждать. Увы, сами по себе религиозные организации регулярно способствуют напряжению между сторонами. Всё дело в убеждённости, что собственная религия — лучшая и единственно возможная.

В попытке это доказать приверженцы многих идеологий пытаются надавить на оппонентов с позиции силы. Где-то это выражается в полемике, где-то переходит в схватки, но хуже всего, когда в противостояние вовлекается политика и подвластные ей институты вроде законодателей, полиции, суда и прочих государственных ресурсов.

Волоколамский Митрополит Илларион на встрече в исламском университете Аль-Азхар в Каире

Межрелигиозный климат во многом зависит не столько от идеологии самих религий (с нею обычно проблем как раз нет), а от позиции руководящих лиц того или иного религиозного движения. Представитель высшего духовенства обладает среди верующих достаточным авторитетом, чтобы навязывать им те или иные убеждения и манипулировать общественным мнением.

Но не меньшая ответственность лежит и на самих верующих. Каждый человек способен мыслить критически. И он сам должен понимать, где его действия способны перейти грань миролюбивого учения и превратиться в бездушный конфликт убеждений. На осознанного человека не сможет воздействовать ни один авторитет.

Этноконфессиональные конфликты тесно связаны с межрелигиозными

Ещё одна сторона подобных конфликтов — это противостояния этнических групп. В государствах, особенно крупных, всегда есть некоторый процент различных этносов. Часто они придерживаются вероисповедания, которое присуще их традиции. Религия бережно передаётся от родителей к детям, становится одним из столпов существования этнической группы.

В таких условиях понятия этноса и религии столь тесно сближаются, что становятся неразделимы. Особенно это видно по самим людям, для которых вся традиция существует совокупно, а значит, выпад в сторону их веры можно расценивать как удар по всему этносу, и наоборот.

Соответственно, каждая из сфер взаимоотношений может негативно отражаться на другой. То есть при наличии этнических и религиозных различий риск возникновения конфликта удваивается, а урегулировать их вдвое сложнее.

На практике это заметно по таким суждениям: «Не хочу, чтобы дочь встречалась с кавказцем, потому что у мусульман женщину ни во что не ставят». Говорящий подобное отождествляет этническую принадлежность человека с его религиозными устоями, причём делает это огульно, не оставляя оппоненту шанса проявить себя с лучшей стороны.

Собственно, мы сами можем легко заметить очевидные ассоциации:

  • Русский — православный;
  • Араб — мусульманин;
  • Европеец — католик.

Но наиболее распространённая религия — не значит единственная, а тем более — верная. Думающий человек должен избегать стереотипов и избегать ярлыков по этнической или национальной принадлежности.

Этноконфессиональные конфликты довольно сложно урегулировать. В идеале государство должно давать всем равные права и всячески способствовать примирению сторон. В России ещё есть проблемы. Связаны они не столько с правовой базой, сколько с её реализацией на практике. Но основа положена, и деятельность религиозных групп в той или иной мере описана законом.

Религиозные организации также могут общаться и с атеистическими активистами

Атеизм, конечно, не религия. Но в формат межконфессиональных отношений он вписывается довольно хорошо. Ведь так ли важно, верит ли человек в Бога, если он согласен приложить силы для доброго дела?

Вовсе не важно, каких убеждений будут люди, если они захотят поддержать благотворительную или природоохранную инициативу. В таких вещах нужно забывать о различиях и искать точки соприкосновения, общие цели.

Горбачёв после общения с Иоанном Павлом II стал теплее относиться к верующим

Отличный пример общения атеиста и верующего — встреча папы римского Иоанна Павла II с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, который тогда руководил Советским Союзом. Горбачёв после этой беседы верующим не стал. Но зато лучше понял людей религиозных, дал им больше свобод, установил Рождество государственным праздником и вообще сделал много шагов навстречу религиозным людям.

Именно для подобных сближений, ради того, чтобы лучше понимать друг друга, и существуют межконфессиональные отношения.

Презентация на тему «Проблема межконфессиональных отношений, пути ее решения.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблема межконфессиональных отношений, пути ее решения.

Что такое межконфессиональные отношения Конфессия, от латинского confessio, означает вероисповедание. Обычно термин «конфессия» применяют к какому-то направлению в рамках отдельной религии. Взаимодействие между религиями и конфессиями составляет межконфессиональные отношения.

Значение межконфессиональных отношений в обществе Межконфессиональные отношения — это отношения как между конфессиями (направлениями), так и между сообществами приверженцев основных мировых религий. В обществе конфессии представлены идеологией, священнослужителями, группами верующих, а также сочувствующих им людей. Религиозная принадлежность людей в прошлые времена была важным фактором общественной жизни, такой она остается и в современном мире. От межконфессиональных отношений зависит стабильность сообществ, для которых характерно разнообразие конфессий и этнических групп. Согласие между конфессиями — необходимое условие для сохранения мира и для самого их комфортного существования. Ведь в ходе конфронтации нередко доминировать в стране начинает одна из конфессий, а особая поддержка ее государством является нежелательной для остальных.

Мирное сосуществование разных конфессий и согласие социальных групп, считающих себя верующими — это два важных фактора для успешного взаимодействия. На самом деле религии и конфессии обычно довольно автономны и самодостаточны, поэтому прямого взаимодействия не требуется. Имеет значение формально озвученное в государстве и обществе согласие. Нередко в многоэтнических странах происходит отождествление своей этнической и конфессиональной принадлежности у населения. Это объясняется тем, что, как правило, люди «наследуют» вероисповедание и традиции своих родителей. В азиатских странах преобладает мусульманство, а большинство русскоязычных верующих, по статистике, причисляют себя к православным христианам. Причина в том, что исторически религии распространялись в определенных ареалах, и геополитика здесь сыграла свою роль. Часто той или иной религии, конфессии, отдается предпочтение на государственном уровне, даже если оно считается светским.

Человеческий фактор в межконфессиональных отношениях Одна из основных проблем и причин конкурентных межконфессиональных отношений — это убежденность приверженцев каждого религиозного направления, что именно их идеология и вера — наилучшие. Это создает основания для втягивания религии в межэтнические и межгосударственные конфликты. Тогда религия может быть представлена с позиции силы. Состояние межконфессиональных отношений зависит не только от идеологии разных конфессий, но и гораздо больше — от намерений и настроя политиков и высшего духовенства, а также от уровня развития верующих тех или иных религий/конфессий, их способности без агрессии и высокомерия принимать право каждого человека на свой выбор и способности мирно сосуществовать.

Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве. Причины межконфессиональных конфликтов

Читайте также  Что такое текстовой процессор

Пути решений межконфессиональных конфликтов Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике. Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений — подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще — это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея — ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

Как правило, отдельные религиозные конфессии не испытывают сильного желания тесно сотрудничать между собой. И это вполне понятно, каждая конфессия считает своё вероучение и культ истинным, а вероучение и культ других ложным. Многие конфессии несовместимы по своему вероучению, а культ одних может негативно воспринимается другими. Современные межконфессиональные отношения имеют, по мимо традицион- ных, специфические особенности и обусловлены рядом факторов. Во-первых, образованием новых религиозных организаций, которые, с одной стороны, стремятся занять своё место в системе общественных отношений, а с другой стороны, находятся в сложном, нередко противоречивом, пути становления и формиро- вания собственного вероучения. Во-вторых, с активной миссионерской деятельностью религиозных организаций, прежде всего, среди некогда нерелигиозного населения. Таким образом, понятно, что религиозные противоречия и даже конфликты не- избежны в настоящем и ближайшем будущем времени.

Подводя общий итог, нужно сказать следующее, что государственно- конфессиональные отношения в современной России — динамично развивающаяся социально-политическая сфера, где определяется не только будущее институтов гражданского общества, но, без преувеличения, и всей нашей страны.

Россия — многоконфессиональное государство

Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой.

Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России.

Религия и государство

Согласно ст.14 действующей Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». [2]. Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания — краеугольный камень демократии, что создаёт предпосылку образования справедливого и свободного общества.

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Несмотря на светскость государства, все-таки религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения. В российских школах появились учебные предметы «основ религиозных культур», в некоторых государственных вузах существует специальность теология. В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность — военный священник (капеллан). Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики. 7 января (православное Рождество) — официальный нерабочий праздничный день в России.

В октябре 2012 года стало известно, что в Московском инженерно-физическом институте появится кафедра богословия. Обучение будет факультативным, и, по словам представителей РПЦ, нацелено на «повышение грамотности» физиков, которые, по мнению Кураева, «балуются оккультными теориями вроде волновой генетики и торсионных полей». Однако, как отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, философские измышления на стыке физике и богословия дело полезное, но заниматься ими следует не под патронажем государства. «Есть естественнонаучные знания, которые ученые предоставляют в распоряжение общества, и любые общественные группы, в том числе РПЦ, вправе их интерпретировать. Но делать это нужно за пределами государственных учебных заведений и за свои деньги», — говорит он.

Межрелигиозные отношения

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

На сегодняшний день в Российской Федерации восстановлено и построено 7200 мечетей. [4]. Действующих православных храмов-17000. [5]. Синагог — 70. Самый северный в мире буддийский храм — построенный ещё до революции в Петрограде дацан «Гунзэчойнэй» — сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике. [6]. Из всего вышесказанного следует, что приверженцы каждой религии могут свободно посещать храмы, совершать религиозные обряды.

Отношение к иноверным религиозным организациям

В России самые большие по численности религии — это православие и ислам ханафитского толка. Именно по этой причине будет уместно рассматривать отношение данных двух конфессий между собой, не включая другие вероисповедания.

Мирное сосуществование христиан и мусульман — древняя традиция.

В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам — бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой — нашей с ними — земле испокон веков.

Что касается духовного диалога между традиционными конфессиями, обнаружения вероучительных параллелей, догматических совпадений и тождества этических постулатов, то, несомненно, говорить о перспективности пути диалога как однозначного сближения позиций не приходится. Углубление в догматические и этические детали само по себе не приводит к сближению, хотя и способствует взаимопониманию. Так, например, можно находить поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных. Однако во многих других отношениях христианство и ислам разделяют вероучительные пропасти. Тем не менее, это не означает, что двум традициям нет места на одной земле — русский сверхнационализм, напротив, нацелен на сочетание принципиально различных, устойчивых в себе, духовных, культурных, этнических миров.

В XIX веке в русском обществе бурно обсуждались взаимоотношения православных и мусульман в связи с русско-турецкими войнами. Многие авторы из демократического лагеря заявляли о необходимости объявить о «внеконфессиональном» содержании войны, дабы не провоцировать русских мусульман на беспорядки. Эти тогдашние заявления очень напоминают выступления современных либералов, которые по любому удобному поводу пугают народ межрелигиозной рознью.

Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:

— толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);

— толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);

— толерантность к сектантским движениям, а также толерантность сектантских движений друг к другу;

— толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Межконфессиональные конфликты

Причины межконфессиональных конфликтов

Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.

Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:

— Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;

— Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

— Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и «безболезненно» переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.

Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений — подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще — это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея — ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

Читайте также  Что такое амперметр

Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами. Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит — не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.

Заключение

Поставленные задачи в данной работе помогают нам сделать вывод о том, что Россия вполне может существовать как межконфессиональное государство в мирных условиях. Однако эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. По факту получается, что ст.14 Конституции Российской Федерации противоречит: религиозные объединения не отделены от государства, они зависят от государства. Государство в последнее время часто делает замечания или вносит поправки в так называемый «устав» религии, что в целом недопустимо.

Данный факт провоцирует конфликт на следующем уровне, межконфессиональном, когда одну конфессию устраивает данная поправка, а другую — нет. Исправить сложившийся конфликт поможет, на наш взгляд, культурное воспитание всех граждан Российской Федерации в целом, осознание единства народа. Каждый человек должен иметь свое личное мнение, не навязанное СМИ.

Особенности и проблемы межконфессиональных браков в современном мире

Конфессия — особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения. Это объединение верующих людей, которые придерживаются данного вероисповедания.

Может ли верующий человек создать семью с представителем другой конфессии? Этот вопрос волнует многих христиан.

Им нужно знать, может ли межконфессиональная пара рассчитывать на венчание в церкви и благословение. В этом вопросе есть свои тонкости. Не нужно забывать, что каждая религия имеет характерные особенности. Это нужно учитывать при выборе партнера.

  • 1 Межконфессиональные браки: что это такое?
  • 2 Возможна ли гармония в межрелигиозном браке?
  • 3 Чем опасно супружество между людьми с разными религиозными взглядами?
  • 4 Отношение церкви

Межконфессиональные браки: что это такое?

Межконфессиональный брак — союз, заключаемый между мужчиной и женщиной, которые принадлежат к разным конфессиям. Такие взаимоотношения невозможны, если помимо телесной гармонии у них нет духовного единства.

Общность в духовном плане приводит к особой близости между влюбленными. Она не стареет, а только укрепляется с годами.

Если ее основой считается приверженность обоих супругов Исламу, то это помогает мужу и жене значительно быстрее преодолевать все возникающие разногласия по тем или иным важным вопросам.

Мусульманская религия — руководство, к которому необходимо обращаться во всех ситуациях повседневной жизни. Согласно Корану, вера превосходит социальное происхождение человека. Это касается и вопросов брачных союзов.

Примечательно, но Ислам не выступает против так называемых смешанных браков. То есть тех союзов, которые заключаются между представителями разных социальных слоев или национальностей. Тем не менее, относительно брачных отношений между людьми, принадлежащими к разным религиям, существуют определенные правила.

Следует обратить внимание на брак мусульманина с иудейкой или христианкой. Он возможен только при определенных условиях. Мужчинам, исповедующим Ислам, позволено вступать в брак только с целомудренными женщинами, принадлежащими к таким религиям, как Иудаизм и Христианство.

А вот мусульманкам категорически запрещено вступать в официальные отношения с представителями других конфессий.

Возможна ли гармония в межрелигиозном браке?

Большинство граждан РФ не смущает разница в возрасте, образовании и доходах при выборе партнера. Разную этническую принадлежность не одобряет треть всех опрошенных людей. Примерно половина всех лиц, принявших участие в опросе, не верит в благополучие пары и будущей семьи, в которой муж и жена придерживаются совершенно противоположных религиозных взглядов.

Респонденты достаточно нейтрально относятся к несовпадению образовательного уровня супругов (55%). Аналогичная ситуация обстоит с тем, что один из будущих супругов ранее состоял в законном браке (50% не против этого). А вот 30% всех опрошенных негативно относится к разведенным мужчинам и женщинам.

Половина респондентов совершенно спокойно относится к тому, что у возлюбленного есть дети от предыдущих отношений. А вот 32% не вступят в брак с таким человеком. Что касается людей, которые родом из другой страны, то половину опрошенных это не смущает, а 30% видит в этом серьезную проблему.

В России примерно половина населения считает, что неважно, откуда человек, какое у него образование, есть ли дети — главное, чувства влюбленных людей. Если мужчина и женщина искренне любят друг друга и хотят оформить отношения официально, то не стоит им препятствовать.

Разные вероисповедание и национальная принадлежность никогда не были препятствием настоящим чувствам. Тем не менее, многих людей смущает принадлежность возлюбленного (возлюбленной) к другой конфессии.

У истинно верующих людей убеждения очень последовательны. Если возникнут разногласия относительно исповедуемой религии, то в будущем возможны серьезные трения. Вероятнее всего, неодобрение межконфессиональных браков у большинства респондентов связано с личным жизненным опытом.

Межконфессиональный брак — личный выбор конкретного человека. Никто не имеет права запретить ему оформить отношения с лицом, принадлежащим к другой конфессии. Истинно верующего человека его религия сопровождает на протяжении всей жизни.

Именно поэтому он старается создать семью с тем, кто разделяет его взгляды. Мужчина (женщина), исповедующий ту или иную религию, понимает, что если вторая половинка будет принадлежать к другой конфессии, то это негативно скажется на взаимоотношениях в семье.

Постоянно будут возникать серьезные разногласия. Это касается не только общения с родственниками и близкими членами семьи, но и воспитания детей.

В нашем государстве приблизительно 80% людей относят себя к православной вере. Причем, из них только единицы постоянно ходят в храмы и живут истинно православной жизнью. В каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход.

Важно обратить внимание, что венчаются не так уж и много пар. Согласно статистике, церковный брак распадается чаще, чем когда верующие супруги предпочитают связывать себя законным браком. В последнем случае возлюбленные живут вместе на протяжении долгих лет.

Чем опасно супружество между людьми с разными религиозными взглядами?

Люди, принадлежащие к разным вероисповеданиям, могут столкнуться с проблемами ведения хозяйства, воспитания детей. Им придется мириться с привычками друг друга. Как правило, в большинстве случаев, такие союзы распадаются.

Представители разных конфессий не могут смириться с противоположными взглядами партнера. Если девушка, исповедующая православие, выходит замуж за мусульманина, то рано или поздно появятся вопросы, касающиеся воспитания детей.

На этой почве могут возникать конфликты. Вступая в брак, женщина должна понимать, что мусульманин будет растить собственных детей с требованиями своей веры. Супруга не должна препятствовать мужу в выполнении данной обязанности.

Добиться этого будет непросто, так как, вероятнее всего, в вопросах вероисповедания дети пожелают следовать примеру матери, а не отца. Жена человека, исповедующего Ислам, должна знать, какие требования к внешнему виду предъявляет данная религия. Она обязательно должна уважать их.

Супруге мусульманина следует одеваться очень скромно. Здесь снова возникает проблема с детьми: вполне логично, что девочка захочет подражать своей матери и одеваться аналогично. Об этом нельзя забывать.

Это для верующего человека совершенно неприемлемо. На данный момент христиане используют свинину и другие запрещенные для мусульман продукты питания для приготовления пищи. Как правило, в доме приготовлением пищи занимается супруга.

Она должна знать и следовать основным правилам Ислама в данной сфере. Общение с родственниками супруги может стать серьезной проблемой для мужа. Они будут приглашать новоиспеченную семью на застолья, где подается запрещенная еда и спиртные напитки.

И если, к примеру, супруга ест свинину и дети тоже захотят ее попробовать, то будет очень непросто отговорить их от этого. Такие мелочи рано или поздно приведут к разводу.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:

Отношение церкви

Межконфессиональная семья не сможет найти баланс между двумя совершенно противоположными религиями.

Регулярно будут назревать конфликты из-за обрядов, традиций, разделения обязанностей и финансов, касательно воспитания детей и проведения воскресенья.

Серьезные разногласия могут возникать даже у представителей одного направления, не говоря уже о разных.

В каждой церкви, независимо от религии, существует свой порядок. Если влюбленные парень и девушка, принадлежащие к разным конфессиям, решили заключить брак, то они должны сообщить о данном решении своим родителям.

После получения благословения необходимо поговорить со своим пастором. Далее необходимо определиться, к какой церкви будут принадлежать будущие супруги. Обычно жена идет за мужем, но нередко бывают исключения.

Духовное управление мусульман России запретило межконфессиональные браки

Празднование Курбан-байрама близ Московской соборной мечети, 21 августа 2018 года

Артем Сизов/«Газета.Ru»

Духовное управление мусульман России запретило мусульманам заключать браки с представителями других религий. Документ опубликован на сайте управления.

«Совет улемов постановил: межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории России недопустимы», — отмечается в заключении.

В ДУМ отметили, что в Коране есть аят, согласно которому мусульмане могут жениться на женщинах людей Писания. Но такая потенциальная супруга должна быть религиозной и признающей Бога, пророков, а также жизнь после смерти.

Некоторые мусульманские ученые считают, что многие современные христиане зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют. В связи с этим ДУМ рассматривает вопрос о недопустимости заключения брака с женщинами людей Писания в современных реалиях.

В документе уточняется, что возможны и исключения.

Но в каждом подобном случае должен разбираться муфтий. Если девушка признает существование Бога, принимает Иисуса и Мухаммада, как Божьих посланников и готова следовать предписаниям Корана, то она может вступить в брак с мусульманином.

«Следует отметить, что подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания», — сказано в тексте. Важным условием совместной счастливой жизни супругов, по мнению представителей ДУМ России, является их схожесть в вопросах религии и духовности.

В то же время председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов сказал в комментарии «Газете.Ru», что для российского общества «нет ничего обязательного», так как этот запрет распространяется только на последователей этого Духовного управления.

«Духовных управлений у нас не один десяток. Это постановление лишь одного. У других управлений могут быть совершенно другие воззрения», — заверил он.

Аширов добавил, что такая постановка вопроса есть и в нормах РПЦ. «Там декларируется, что православная христианка не должна выходить за иноверца. Во многих правовых школах ислама тоже такой принцип есть. Это все не касается светской жизни. Религиозная жизнь устанавливает свои принципы, светская жизнь — свои. Поэтому тотального запрета просто быть не может», — считает он.

В качестве наглядного примера муфтий привел употребление алкоголя: «Если люди руководствуются религией, они будут этого придерживаться, как и в отношении к алкоголю, к примеру».

В свою очередь, богослов Александр Дворкин считает такое решение «странным». «С одной стороны, любая религиозная традиция приветствует браки с членами своей же традиции. Но запрещать [межконфессиональные браки — «Газета.Ru»] достаточно странно — мы живем в светском государстве. Понятно, скажем, когда православный женится на мусульманке, к примеру, то в храме его не будут венчать. Но тем не менее этот брак будет считаться вполне законным», — сказал эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».

Читайте также  Что такое колонии

Дворкин выразил мнение, что такой запрет является «провокацией, которая направлена на обострение межрелигиозных отношений». «Одно дело, если речь идет о благословлении браков в мечети — они вполне имеют право какие-то браки благословлять, какие-то нет. Но запрещать такие браки они не имеют права, на мой взгляд», — добавил он.

Богослов подчеркнул, что этот запрет распространяется только на тех, кто входит в структуры Духовного управления мусульман России. Он предположил, что таким образом оно хочет «перетянуть к себе мусульман, которые относятся к другим Духовным управлениям».

Российский религиовед, социолог религии Роман Лункин считает, что «Духовное управление мусульман вполне имеет право на такого рода решение по поводу браков, поскольку это религиозная организация со своими собственными установлениями».

«Согласно религиозным правилам, вполне может быть такая ситуация, когда брак с иноверцами запрещен. Помимо того, что есть такое право у Духовного управления мусульман, нужно сказать, что в большинстве религиозных организаций, в том числе и исторически укорененных религий, которые существуют в России, есть такое правило о том, что желательны браки именно с людьми своей веры. Хотя нет такого строгого запрета на браки с иноверцами», — обратил внимание Лункин в разговоре с «Газетой.Ru».

Он также напомнил, что в сообщении ДУМ допускаются исключительные случаи, когда «все зависит от того, как относится к исламу супруг, который не является мусульманином, важно его уважительное отношение к исламу».

«И надо различать. Я думаю, что большинство подумало, что все браки людей мусульманской традиции будут пересматриваться или, если человек, считающий себя мусульманином, будет жениться на христианке, то тогда это будет осуждаться. Я думаю, что дело совсем не в этом, а в том, что здесь речь идет о тех браках, которые благословляются в мечети. Тогда получается, что это совершенно закономерный подход», — заключил он.

В то же время протоиерей Андрей Ткачев считает, что подобный запрет на межконфессиональные браки можно было бы применить и в православии.

«Если человек религиозен, то самое идеальное — это заключение брака между людьми одной религии. Тут двух мнений быть не может. Мусульмане поступили по-простому, в духе своего верования. У нас раньше такая строгость тоже была. Православный человек должен был заключать брак только с православным. Сейчас мы стали мягковатыми, как растаявшее мороженое. Есть ситуации — их тысячи, когда нужно быть толерантными к другим. Но есть и такие ситуации, когда нужно быть тверже и принципиальнее», — сказал он в комментарии «Газете.Ru».

«Возможно, нам тоже с брачным вопросом следует так же поступить, вернуться к строгости и твердости. Почему бы нет? По крайней мере, над этим стоит подумать», — добавил он.

Проблемы правового регулирования межконфессиональных отношений в современной России

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

Дата публикации: 05.03.2020

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Садловская, Е. С. Проблемы правового регулирования межконфессиональных отношений в современной России / Е. С. Садловская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15700/ (дата обращения: 19.10.2021).

Данная статья направлена на анализ и раскрытие социальных проблем, существующих в государстве, связанных с современными межконфессиональными отношениями. По мнению автора со стороны государства необходимо более тщательное вмешательство в процесс регулирования поликонфессионального пространства России, в том числе и на законодательном уровне.

Религиозная культура является в своем роде фундаментом межконфессиональных отношений в современной России и в мире в целом.

Можно отметить, что актуальные проблемы в различных регионах Российской Федерации достигли определенных масштабов.

Общественная жизнь тесно переплетается с религиозными отношениями, поэтому их урегулирование между конфессиями на уровне государства является неотъемлемой частью для разрешения межнациональных разногласий. Межрелигиозные отношения очень близки к межнациональным и межэтническим, но важно обратить внимание на то, что мировые религии не имеют национального характера и давно вышли за предел одной нации или народа, поэтому назвать их полностью идентичными нельзя. Суть ответов на поставленные вопросы напрямую зависит от грамотной формулировки позиции к вопросу религии. Россия многонациональное государство, на территории которого проживают люди, придерживающиеся различного вероисповедования. Так повелось еще со времен древней Руси, где мирно уживались верующие различных друг другу религий. Рядом с русскими, на огромной по размерам площади, уживалось сотни различных этносов и появление и освоение новых территорий, а также расселение, стало результатом деятельности множества народов. Межконфессиональные отношения, в первую очередь, отношения общественные и базируются на разном религиозном опыте, духовных ценностях и мировоззрением. Интересной особенностью служит то, что они могут существовать наряду с межклассовыми, трудовыми, производственными отношениями, а соответственно, возникать в рамках одной группы в которой присутствуют представители разных конфессий.

Обращаясь к современной религиозной ситуации в российском обществе, следует отметить поликонфессиональность и разнородность религиозного пространства. Существенные изменения структуры произошли за последние два десятилетия.

В 1990-хх годах традиционными конфессиями значились всего 15–20, тогда как к 2008 году их стало почти 30. Количество как централизованных, так и местных религиозных организаций неуклонно растет.

Государством были предприняты попытки укрепления межконфессиональных связей на законодательном уровне, такие как: Федеральный Закон «О Свободе вероисповедания» и закон «О свободе совести и религиозных объединениях», а также ряд других законодательных актов, благодаря которым правовое положение церквей изменилось.

Также, правовая плоскость отношений между гражданами и религиозными организациями возникла благодаря закону «О Свободе Совести». Он позволяет избегать те ситуации, являющиеся недопустимыми, не смотря на свое несовершенство.

Но, вероятно, что многие противоречия, имеющиеся в законах приводят к разного рода непониманиям между конфессиями.

Ни в одном законе Российской Федерации нет определения понятию верующий. Как определить доказательно, кто является верующим, а кто нет?

Как доказать факт оскорбления чьих-то чувств, а так же наличие таких чувств в целом.

По мнению автора право не иметь религиозных чувств должно быть также закреплено на законодательном уровне. Но, в таком случае, для благоприятного прогноза необходимо полное отсутствие пропагандирования любой религии.

Таким образом, для создания и поддержания благоприятных межконфессиональных отношений, государство должно выстраивать грамотную конфессиональную политику и своевременное преобразование устаревших законов и законодательных актов, касающихся свободы вероисповедания. На сегодняшний день для проведения межконфессионального диалога необходимо взаимодействие и сотрудничество религиозных организаций. Речь идет об отстаивании уже сложившихся ценностей, а не о создании новых принципов. Атмосфера толерантности позволяет достичь преодоления религиозных конфликтов.

В современном мире можно наблюдать ситуации, когда представители разных конфессий учатся в одном учебном заведении, работают в одном трудовом коллективе или и вовсе проживают на одной лестничной площадке.

Когда отношения не могут регулироваться государством и взаимодействуют разные религиозные идентичности, то межконфессиональные отношения переходят на межличностный уровень. Но межконфессиональный диалог способен оказывать влияние на людей разных религиозных убеждений, так как решает задачу разработки единых правил, которые обязательны для соблюдения всеми без исключения.

Толерантное отношение — это возможность идти на уступки, обсуждение и рассмотрение спорных моментов, а также учёт интересов. К сожалению, нельзя отрицать, что существуют группы, настроенные негативно, и именно диалог должен являться инструментом для выявления такой опасности.

Необходимо отметить, что изменение конфессий — это достаточно сложный процесс, поскольку религия — это традиционный феномен.

Соответственно, межконфессиональные отношения должны регулироваться государственной политикой, но с учетом общественного развития и в рамках принципа светскости.

Межконфессиональный диалог необходим для формирования общих правил для всех конфессий. Необходимо проведение работы в направлении нахождения общих принципов и возможностей уступать друг другу относительно спорных процессов.

Кроме того, безусловно важна планомерная работа по выявлению распространителей ксенофобии и неприязни в обществе.

Основной проблемой, существующей постоянно, является глубокая убежденность приверженцев каждого из религиозных направлений в том, что именно их вера является самой правильной, а идеология самой лучшей. То есть делается выраженный акцент, что самыми лучшими и правильными являются представители только данной конфессии.

Это, по мнению автора, гибельное направление, так как отсутствует реальная возможность договориться на равных с людьми другого вероисповедания.

Такая убеждённость выступает как провоцирующий фактор и религия оказывается втянутой в межнациональные, межэтнические и даже межгосударственные конфликты. Настрой духовных лидеров и политиков государства играет большое значение и имеет неоспоримое влияние на состояние межконфессиональных отношений.

Необходимо действовать согласно извечному принципу, что в нашей многонациональной семье не должно быть ни одного лишнего народа.

Межнациональные отношения можно сравнить с ядерными технологиями.

Положительный эффект будет достигнут только при правильном использовании, а при неправильном — есть возможность стереть с лица земли целые империи.

  1. Антирелигиозные мотивы в современном Российском искусстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravdoiskatel77.livejournal.com/3348266.html/ (дата обращения: 28.02.2020).
  2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 2005. С.735
  3. Закон о защите чувств верующих — взгляд юриста. // Livejournal. URL: https://volodn.livejournal.com/206512.html (дата обращения: 03.03.2020).
  4. Зенкин А. И. Актуальные вопросы межрелигиозных и межконфессиональных отношений в Современной России. Научный журнал, 2018. № 11(34). С. 87

Похожие статьи

Особенности национального самосознания и его роль.

Межконфессиональный диалог может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле под таким диалогом понимается взаимодействие двух религиозных систем на доктринальном уровне, требующее сознательной установки, концептуальной разработки и.

Религиозное взаимодействие на конфессиональном поле г.Читы.

В результате распределение верующих по конфессиям внутри межконфессиональной структуры

Отдельным блоком были представлены вопросы, характеризующие личностное отношение

Современные тенденции развития российской государственности и мировой.

Этноконфессиональная идентичность | Статья в журнале.

Уровень веротерпимости в ней по сравнению с другими странами был достаточно высок.

Конфессии, как и политические партии, постоянно находятся в состоянии конкурентной борьбы.

Существует благоприятный межконфессиональный климат в республике.

Религия и экстремизм в многоконфессиональной стране.

Многие авторы связывают актуальные проблемы культурной безопасности с международными культурными проблемами, в частности с

В тоже время, в чем заключается перспектива межкультурного (межконфессионального в данном случае) диалога – обе стороны.

Социальная политика Русской православной церкви.

Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального

Для сохранения общественно-политической стабильности необходимо вести межконфессиональный диалог, так как.

Проблема построения межнациональных отношений среди.

Для многонациональной и многоконфессиональной России проблема построения межнациональных отношений, формирования представлений и стереотипов у подрастающего поколения о людях другой национальности является крайне актуальной.

Россия и Европа: диалог или конфронтация | Статья в журнале.

Авторы: Кондратенко Людмила Ивановна, Тонких Владимир Алексеевич.

Библиографическое описание: Кондратенко Л. И., Тонких В. А. Россия и Европа: диалог или конфронтация

Российско-американские отношения в постсоветский период. Отношения России и США в.

Проблема светскости государства и религиозный экстремизм.

Каждая из конфессий стремится к максимально возможному охвату граждан. Важнейшим направлением обсуждения этой темы является выявление соотношения светскости государства и права на свободу совести и вероисповедания, закрепленного в Конституции РФ.

Роль религии в международных отношениях | Статья в журнале.

Роль религии в международных отношениях. Авторы: Гутарева Надежда Юрьевна, Виноградов Николай Викторович.

Влияние религии, с точки зрения, формирования толерантного взаимодействия представителей разных религиозных групп и конфессий друг к другу растет и.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: