Что такое методология

Методология — что это, ее назначение и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Людям, как биологическому виду, присуще стремление узнавать что-то новое, познавать окружающую действительность.

Кому-то это присуще в меньшей степени, кому-то – в большей, но это не важно.

Чем больше человечество узнает, тем больше неизведанного открывается перед ним.

Чтобы не упустить чего-то важного, процессы исследования каких-либо объектов люди стали проводить по определенным схемам, правилам, методам (чтобы «не заблудиться»), создали особое учение, которое назвали методологией.

Сегодня немного подробней разберемся, что такое методология, на чем она основывается, и в деталях рассмотрим методологию научных исследований.

Методология — это …

«Методология» в переводе с греческого языка (μεθοδολογία) означает «учение о способах».

Если трактовать понятие немного шире, то методология – это учение о способах, методах, алгоритмах проведения исследования какого-либо объекта.

Методологию можно рассматривать с двух позиций:

  1. методология, как система определенных способов и алгоритмов исследовательских процессов;
  2. как наука, изучающая вышеуказанную систему.

В качестве объекта методологии могут выступать все виды деятельности человека.

Например, точные науки, искусство, философия, религия, практическая и художественная деятельность. И это логично, ведь изучению подлежит абсолютно все, что нас окружает, а процесс изучения должен совершаться по определенному алгоритму.

Структура методологии

На схеме ниже – наглядное изображение того, из чего состоит методология, т.е. ее структура (это как?):

Методология – это фундамент проведения любого исследования, независимо от его объекта.

На этом этапе выстраивается система организации процесса исследования, т.е. определяются принципы и способы теоретической деятельности относительно анализируемого объекта.

Следующий уровень – методы исследования. Это определение методов, которыми будет осуществляться анализ (это как?) исходя из первоначальных теоретических представлений об объекте исследования.

Завершающий уровень методологии – методики проведения исследования. Это практическое выражение разработанных методов изучения объекта.

Таким образом, при исследовании какого-либо объекта выстраивается следующая алгоритмическая цепочка:

Методология → Методы → Методика

Именно эта последовательность имеет право на существование.

Проще говоря, методология – это разработка стратегии, а методы и методики – это тактика претворения стратегии в жизнь.

Как правило, далекие от исследовательской деятельности люди считают, что приведенные термины являются синонимами. Но это не так, и теперь вы, глядя на схему выше, можете увидеть разницу.

В качестве наглядного примера того, как с помощью методологии осуществляется дифференцированный подход к изучению какого-либо объекта, приведу схему методологии изучения истории:

Вывод: методология – организация деятельности по изучению какого-либо объекта. Организация деятельности подразумевает ее упорядочивание в единую систему, объединяющую характеристики деятельности, ее структуру и процесс осуществления.

Методология научного исследования

Рассмотрим основные принципы методологии на примере методологии научных исследований.

Цель любой научной деятельности – получение нового результата, новых знаний. Подобная деятельность должна быть организована, т.е. должна быть создана определенная методология получения этого нового результата (разработана стратегия).

Тактика достижения поставленной цели (проведение какого-либо научного исследования) подразумевает использование различных методов (вспомним цепочку: «Методология → Методы → Методика»).

При проведении научных (и других) исследований используются определенные методы (как в единичном применении, так и в комплексе).

Рассмотрим их немного подробней. Примечание: перечисленные ниже методы являются общими не только для научных исследований, но и для изучения объектов из других сфер деятельности человека.

  1. Анализ. Суть этого метода – анализируемый объект мысленно или практически разделяется на составляющие элементы. Затем каждый из элементов подвергается анализу. Например, чтобы понять, что такое соль с точки зрения химии, нужно формулу соли разделить на две составляющие: натрий и хлор, а затем анализировать свойства этих элементов по отдельности.
  2. Синтез. Суть: составляющие элементы исследуемого объекта мысленно или практически объединяются в единое целое и подвергаются исследованию уже в таком виде (в синтезе). Например, показатель себестоимости продукции (это что?) рассчитывается как сумма затрат на ее производство. Следовательно, данный показатель является суммой частностей, а изучается как единое целое.

Методы синтеза и анализа обычно применяются вместе.

  • Индукция. Суть метода: есть факт (допустим, бабочки слетелись на сладкий сироп) → делается обобщение (бабочки любят сладкий сироп). Но выводы, сделанные с помощью индукции, не всегда бывают верными. Возьмем наш пример: а, может, бабочки любят не вкус сиропа, а его цвет. Следовательно, мы сделали неправильное общее заключение из частного случая.
  • Дедукция. Это процесс, обратный индукции, т.е. общее представление переносится на частности. Пример применения дедуктивного метода: известно, что ласточки перед дождем летают низко над землей. Сейчас ласточки летают низко, следовательно, скоро пойдет дождь.

    Методы дедукции и индукции также применяются в совокупности. Если в поиске истины (это как?) методами индукции и дедукции мы пришли к одинаковому заключению, значит, наше суждение о чем-либо является истинным.

  • Аналогия. Метод заключается в том, что на основании знания о каком-то объекте, мы переносим это знание на другой объект, имеющий сходные свойства (признаки, черты) с исходным. Как пример: русская поговорка, основанная на методе аналогии: «Кто как ест, тот так и работает».
  • Моделирование. Суть метода: замена исследуемого объекта созданной моделью и проведение исследования применительно к этой модели. Например, вращением глобуса вокруг своей оси можно смоделировать движение Земли, процесс смены дня и ночи.
  • Абстрагирование. Суть: при изучении объекта исследования не учитываются его малозначимые признаки и характеристики. Это позволяет более масштабно провести его изучение. Например, при изучении роли средств массовой информации (СМИ) в жизни общества, мы не подвергаем изучению какую-то определенную газету или журнал, а рассматриваем абстрактное СМИ.
  • Конкретизация. Суть метода: изучение объекта исследования при условии максимального наделения его конкретными характеристиками и свойствами при определенных условиях окружающей среды. Является противоположностью абстрагирования. Например, при применении метода абстрагирования мы рассматриваем стол как мебель, а при конкретизации мы наделяем рассматриваемый объект характеризующими его свойствами и признаками и изучаем уже не просто «стол», а, допустим, «письменный стол».
  • Объяснение. Метод заключается в том, чтобы дать изучаемому объекту объективную оценку на основе имеющихся фактов. Например, преподаватель объясняет студентам конкретную тему своего предмета, основываясь на достоверной информации, на достоверных фактах.
  • Формализация. Суть метода: отражение функций, характеристик исследуемого объекта в искусственной среде знаков, формул и т.д. Например, изучение физических явлений с помощью описания их в формате математических формул и графиков.
  • Наблюдение. Метод предполагает проведение последовательного наблюдения за исследуемым объектом и фиксацией качественных или количественных изменений, которые в нем происходят. Например, преподаватель наблюдает за ростом уровня знаний своих учеников в течение учебного года.
  • Эксперимент. Данный метод заключается в проведении над исследуемым объектом ряда опытов с задаваемыми экспериментатором параметров и наблюдение за происходящими качественными и количественными изменениями в динамике. Отличается от наблюдения тем, что экспериментатор не просто фиксирует происходящие изменения, а целенаправленно задает определенные параметры.
  • Измерение. Суть метода – в фиксации численного значения характеристик изучаемого объекта. Например, при испытании нового двигателя для автомобиля проводятся измерение всех его характеристик (скорости срабатывания системы зажигания, быстрота и температурный режим нагрева и т.д.).
  • Краткое резюме

    Методология – это наука. Чем четче и детальней разработана методология какого-либо направления деятельности человека, тем полней отдача проводимых исследований.

    Читайте наш блог, это добавит полезных сведений в копилку ваших знаний!

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Значение слова «методология»

    МЕТОДОЛО́ГИЯ, -и, ж.

    1. Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-л. науке. Методология истории.

    2. Учение о методе научного познания и преобразования мира. Марксистско-ленинская методология.

    [От греч. μέθοδος — метод и λόγος — учение]

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    • Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

    МЕТОДОЛО’ГИЯ, и, ж. [от греч. methodos — метод и logos — учение] (науч.). Учение о научном методе или методах отдельных наук. М. истории.

    Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    методоло́гия

    2. совокупность приёмов исследования в какой-либо науке или в области знаний

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: пулемёт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Ассоциации к слову «методология&raquo

    Синонимы к слову «методология&raquo

    Предложения со словом «методология&raquo

    • Таким образом, чётко очертив набор решаемых исследовательских и управленческих задач, исследовательская группа приступила к разработке методологии исследования.

    Цитаты из русской классики со словом «методология»

    • Необходимо принципиально отделить логику, методологию наук от всех этих гносеологических авантюр.

    Сочетаемость слова «методология&raquo

    • научная методология
      новая методология
      философская методология
    • методология исследования
      методология науки
      методология анализа
    • в рамках методологии
      разработка методологии
      вопросы методологии
    • касается методологии
      иметь свою методологию
      называется методологией
    • (полная таблица сочетаемости)

    Какой бывает «методология»

    Понятия со словом «методология»

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    • Как правильно пишется слово «методология»
    • Склонение существительного «методология» (изменение по числам и падежам)
    • Разбор по составу слова «методология» (морфемный разбор)
    • Цитаты со словом «методология» (подборка цитат)
    • Перевод слова «методология» и примеры предложений (английский язык)

    Предложения со словом «методология&raquo

    Таким образом, чётко очертив набор решаемых исследовательских и управленческих задач, исследовательская группа приступила к разработке методологии исследования.

    Важно подчеркнуть, что в плане разработки взаимодополнения принципа развития в её работе обосновано не только его расширение, но и выделение как стержневого в современной методологии науки.

    Такой подход к культуре позволяет в соответствии с современной научной методологией социального познания строить теоретические модели, объясняющие её специфику, структуру и динамику эволюции.

    Читайте также  Что такое GSM

    Методология: понятие, функции

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Методология – это принципы построения, формы и способы организации научно-исследовательской деятельности и учение о них.

    Вопросы, связанные с методологическим обоснованием научных исследований много лет занимают центральное место на разных этапах становления и развития научного знания, так как развитие любой науки осуществляется только тогда, когда она регулярно пополняется новыми фактами, накопленными с помощью научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования полностью зависит от теоретических принципов, которые и составят основу практического исследования.

    Понятие и задачи методологии

    Методология вот уже много лет является самым многозначным, спорным и неопределённым понятием.

    В более широком понимании методологию принято трактовать, как систему принципов и способов построения практической и теоретической деятельности. Более узкая трактовка: методология — это учение о методе научного познания и преобразования мира.

    Необходимость знания методологии очевидна – без знаний методологии нельзя провести грамотно и достоверно ни одно исследование. Любому исследователю необходимо овладевать методологической культурой, которая состоит из:

    • методологическая рефлексия – умение анализировать свою собственную научную деятельность;
    • способность с научной точки зрения научно обосновывать различные концепции и методы познания.

    С. С. Розовая, считает, что основными задачами методологии являются: определение главных направлений и программ исследовательской деятельности, обеспечение правильной постановки проблемы, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых самой необходимой техникой для научных исследований, выявление общих подходов к изучению предмета, становление единой стратегии научного поиска, проведение коррекции хода исследования по его предметному содержанию, выявление принципиальной структуры и основных векторов взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Структура методологии

    Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели.

    Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

    Можно выделить следующую структуру методологии:

    • методологические основания – логика, философия, системный анализ;
    • логическая структура деятельности – объект, субъект, предмет и т.п.;
    • характеристики деятельности – принципы, нормы и условия деятельности;
    • технология выполнения задач – способы, методы и приёмы.

    Методология также разделяется на формальную и содержательную. Формальная методология – это анализ исследовательских методов подходов к истинности и аргументированности теоретических знаний. Содержательная построена на изучении теорий и законов научного знания и системы методов исследования.

    Понятие социологической методологии

    Социологическая методология – это учение о системе принципов, методов и подходов, которые объясняют получение социологических знаний и явлений и их применения.

    С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

    В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.

    Функции методологии

    1. Контрольная функция – методология выступает нормой научной деятельности, она оценивает правильность выбора методов исследования и позволяет дать объективную оценку полученным сведениям.
    2. Описательная функция – обобщение опыта исследовательской деятельности, тем самым создается реестр достижений социологического знания и использовавшихся ранее познавательных средств.
    3. Прогностическая функция – основа описания предыдущего опыта и тех причин, которые этот опыт породили.
    4. Объяснительная функция – это объяснение и понимание причин, лежащих в основе применения тех или иных методов.
    5. Критическая функция связана с сомнениями вокруг полученных научных результатов;
    6. Дескриптивная функция – учение о структуре научного знания, служит неким маяком в исследовательском процессе.

    Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:

    • высший уровень представляет собой философская методология;
    • второй уровень – это общенаучная методология;
    • третий уровень – определённая научная методология;
    • четвёртый уровень – сама техника и методика исследования.

    На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.

    Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.

    Методология, методика, методисты. Что стоит за популярными терминами и как это относится к VR-технологиям?

    Термин «методология» в современной образовательной среде становится очень распространенным. Особенно это касается сферы Edtech. Если обратиться к тем, кто называет себя методологами, и спросить, почему они, например, не методисты или не педагогические дизайнеры, то ответы будут сильно разниться. Центр НТИ ДВФУ по VR/AR решил расставить термины по местам.

    Методология – это учение об организации деятельности. В узком смысле термин «методология» относится только к научным исследованиям, в то время как в широком понимании она охватывает любую продуктивную деятельность, т.к. всегда нацелена на получение объективно нового или субъективно нового результата [Новиков, Новиков, 2008].

    Методология существует и активно развивается в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Они могут отличаться друг от друга содержанием, принципами, методами и подходами, но тем не менее сводятся к одной цели – упорядочить деятельность.

    Поэтому, если речь идет о педагогической составляющей образовательного контента, методология предлагает структуру учебной деятельности, формы и условия ее организации, требования к постановке учебной задачи и способы ее решения, регламентирует роль средств, способов и методов, учебных действий и операций в структуре этих учебных действий [Зимняя, 2004]. Другими словами, методология – это существующий каркас, которым создатели приложений пользуются, исходя из целей.

    Образовательные решения способствуют формированию продукта (результата) учебной деятельности и обучения в целом, для этого разработчики образовательного контента должны сосредоточится на формах, средствах и методах обучения и воспитания. Здесь на помощь приходят методика обучения и воспитания, а также педагогический дизайн. Остановимся подробнее на этих терминах.

    Методика в общем смысле – это совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо.

    Методика обучения – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач [Дьяченко, Кандыбович, 1998].

    Методистами называют специалистов в преподавании предметов, которые разрабатывают способы преподавания дисциплины и организации учебно-воспитательного процесса.

    Педагогический дизайн – это реализация принципов обучения и преподавания в виде планов для учебных материалов, мероприятий, информационных ресурсов и системы оценивания [Smith & Ragan, 2004].

    Соответственно, педагогический дизайн может входить в обязанности методиста, который организует учебный процесс в образовательном учреждении, или в задачи специалиста, который создает учебные материалы и не участвует напрямую в организации учебного процесса. Ключевыми факторами здесь являются принципы, формы, методы и средства обучения, которые методика предлагает, а педагогический дизайн реализует в каждом конкретном случае.

    Педагогический дизайн VR-разработок или методика создания образовательного контента в VR – одна из наименее исследованных и сформированных областей педагогической науки. Первые образовательные платформы и приложения были направлены на высшее образование или подготовку кадров, т.е. образование взрослых. Позднее обучающие VR-приложения для школ создавались обособленно от образования, вероятно, на основе допущений о том, что должен знать ученик и уметь учитель. Это привело к рассогласованию между тем, что создают разработчики, и тем, что ожидают получить учителя. С другой стороны, сами учителя не часто проявляют интерес к новым технологиям, что становится камнем преткновения для внедрения VR в образовательный процесс. Эффективность лежит не только в самом продукте, но и в навыках, и в формате его использования, а такое понимание у российского учителя сегодня сформировано плохо.

    Объединенная работа опытных методистов и талантливых разработчиков уже сейчас дает плодотворные результаты. На рынке постепенно стали появляться приложения, материал которых соотносится с программами школ. Теперь учителя после своего первого знакомства с виртуальной реальностью не просто демонстрируют заинтересованность, но и формируют представление о том, где и когда они могли бы эту технологию применить. Тем не менее вопрос интеграции обучающего VR-контента в школьное образование до сих пор остается открытым.

    На данный момент не существует шаблонной методики, которую можно было бы перенести в готовое VR-приложение. Любая современная методика носит экспериментальный характер и формируется непосредственно в процессе разработки программ. Стоит непростая задача объединить видение разработчиков о том, как достигнуть необходимого уровня интерактивности, удобства использования, требования государственных образовательных стандартов и ожидания учителей. Не все методы обучения остаются одинаково эффективными при переносе их в виртуальную реальность, поэтому при педагогическом проектировании следует учитывать те приемы, способы и принципы, которые, во-первых, не противоречат возможностям виртуальной среды, а во-вторых, усиливают ее слабые стороны.

    Проведем параллели между упомянутыми понятиями. Методология дает нам понимание того, как организовывается учебная деятельность. Методика обеспечивает конкретные знания о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса, а педагогический дизайн позволяет реализовывать знания на практике и в разработке учебных материалов, в частности, VR-приложений.

    Ещё раз про семь основных методологий разработки

    Разработка программного продукта знает много достойных методологий — иначе говоря, устоявшихся best practices. Выбор зависит от специфики проекта, системы бюджетирования, субъективных предпочтений и даже темперамента руководителя. В статье описаны методологии, с которыми мы регулярно сталкиваемся в Эдисоне.

    Читайте также  Что такое исторический источник

    1. «Waterfall Model» (каскадная модель или «водопад»)

    Одна из самых старых, подразумевает последовательное прохождение стадий, каждая из которых должна завершиться полностью до начала следующей. В модели Waterfall легко управлять проектом. Благодаря её жесткости, разработка проходит быстро, стоимость и срок заранее определены. Но это палка о двух концах. Каскадная модель будет давать отличный результат только в проектах с четко и заранее определенными требованиями и способами их реализации. Нет возможности сделать шаг назад, тестирование начинается только после того, как разработка завершена или почти завершена. Продукты, разработанные по данной модели без обоснованного ее выбора, могут иметь недочеты (список требований нельзя скорректировать в любой момент), о которых становится известно лишь в конце из-за строгой последовательности действий. Стоимость внесения изменений высока, так как для ее инициализации приходится ждать завершения всего проекта. Тем не менее, фиксированная стоимость часто перевешивает минусы подхода. Исправление осознанных в процессе создания недостатков возможно, и, по нашему опыту, требует от одного до трех дополнительных соглашений к контракту с небольшим ТЗ.

    С помощью каскадной модели мы создали множество проектов «с нуля», включая разработку только ТЗ. Проекты, о которых написано на Хабре: средний — рентгеновский микротомограф, мелкий — автообновление службы Windows на AWS.

    Когда использовать каскадную методологию?

    • Только тогда, когда требования известны, понятны и зафиксированы. Противоречивых требований не имеется.
    • Нет проблем с доступностью программистов нужной квалификации.
    • В относительно небольших проектах.

    2. «V-Model»

    Унаследовала структуру «шаг за шагом» от каскадной модели. V-образная модель применима к системам, которым особенно важно бесперебойное функционирование. Например, прикладные программы в клиниках для наблюдения за пациентами, интегрированное ПО для механизмов управления аварийными подушками безопасности в транспортных средствах и так далее. Особенностью модели можно считать то, что она направлена на тщательную проверку и тестирование продукта, находящегося уже на первоначальных стадиях проектирования. Стадия тестирования проводится одновременно с соответствующей стадией разработки, например, во время кодирования пишутся модульные тесты.

    Пример нашей работы на основе V-методологии — мобильное приложение для европейского сотового оператора, который экономит расходы на роуминг во время путешествий. Проект выполняется по четкому ТЗ, но в него включен значительный этап тестирования: удобства интерфейса, функционального, нагрузочного и в том числе интеграционного, которое должно подтверждать, что несколько компонентов от различных производителей вместе работают стабильно, невозможна кража денег и кредитов.

    Когда использовать V-модель?

    • Если требуется тщательное тестирование продукта, то V-модель оправдает заложенную в себя идею: validation and verification.
    • Для малых и средних проектов, где требования четко определены и фиксированы.
    • В условиях доступности инженеров необходимой квалификации, особенно тестировщиков.

    3. «Incremental Model» (инкрементная модель)

    В инкрементной модели полные требования к системе делятся на различные сборки. Терминология часто используется для описания поэтапной сборки ПО. Имеют место несколько циклов разработки, и вместе они составляют жизненный цикл «мульти-водопад». Цикл разделен на более мелкие легко создаваемые модули. Каждый модуль проходит через фазы определения требований, проектирования, кодирования, внедрения и тестирования. Процедура разработки по инкрементной модели предполагает выпуск на первом большом этапе продукта в базовой функциональности, а затем уже последовательное добавление новых функций, так называемых «инкрементов». Процесс продолжается до тех пор, пока не будет создана полная система.

    Инкрементные модели используются там, где отдельные запросы на изменение ясны, могут быть легко формализованы и реализованы. В наших проектах мы применяли ее для создания читалки DefView, а следом и сети электронных библиотек Vivaldi.

    Как пример опишем cуть одного инкремента. Сеть электронных библиотек Vivaldi пришла на смену DefView. DefView подключалась к одному серверу документов, а теперь может подключаться ко многим. На площадку учреждения, желающего транслировать свой контент определенной аудитории, устанавливается сервер хранения, который напрямую обращается к документам и преобразует их в нужный формат. Появился корневой элемент архитектуры — центральный сервер Vivaldi, выступающий в роли единой поисковой системы по всем серверам хранения, установленным в различных учреждениях.

    Когда использовать инкрементную модель?

    • Когда основные требования к системе четко определены и понятны. В то же время некоторые детали могут дорабатываться с течением времени.
    • Требуется ранний вывод продукта на рынок.
    • Есть несколько рисковых фич или целей.

    4. «RAD Model» (rapid application development model или быстрая разработка приложений)

    RAD-модель — разновидность инкрементной модели. В RAD-модели компоненты или функции разрабатываются несколькими высококвалифицированными командами параллельно, будто несколько мини-проектов. Временные рамки одного цикла жестко ограничены. Созданные модули затем интегрируются в один рабочий прототип. Синергия позволяет очень быстро предоставить клиенту для обозрения что-то рабочее с целью получения обратной связи и внесения изменений.

    Модель быстрой разработки приложений включает следующие фазы:

    • Бизнес-моделирование: определение списка информационных потоков между различными подразделениями.
    • Моделирование данных: информация, собранная на предыдущем этапе, используется для определения объектов и иных сущностей, необходимых для циркуляции информации.
    • Моделирование процесса: информационные потоки связывают объекты для достижения целей разработки.
    • Сборка приложения: используются средства автоматической сборки для преобразования моделей системы автоматического проектирования в код.
    • Тестирование: тестируются новые компоненты и интерфейсы.

    Когда используется RAD-модель?

    Может использоваться только при наличии высококвалифицированных и узкоспециализированных архитекторов. Бюджет проекта большой, чтобы оплатить этих специалистов вместе со стоимостью готовых инструментов автоматизированной сборки. RAD-модель может быть выбрана при уверенном знании целевого бизнеса и необходимости срочного производства системы в течение 2-3 месяцев.

    5. «Agile Model» (гибкая методология разработки)

    В «гибкой» методологии разработки после каждой итерации заказчик может наблюдать результат и понимать, удовлетворяет он его или нет. Это одно из преимуществ гибкой модели. К ее недостаткам относят то, что из-за отсутствия конкретных формулировок результатов сложно оценить трудозатраты и стоимость, требуемые на разработку. Экстремальное программирование (XP) является одним из наиболее известных применений гибкой модели на практике.

    В основе такого типа — непродолжительные ежедневные встречи — «Scrum» и регулярно повторяющиеся собрания (раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц), которые называются «Sprint». На ежедневных совещаниях участники команды обсуждают:

    • отчёт о проделанной работе с момента последнего Scrum’a;
    • список задач, которые сотрудник должен выполнить до следующего собрания;
    • затруднения, возникшие в ходе работы.

    Методология подходит для больших или нацеленных на длительный жизненный цикл проектов, постоянно адаптируемых к условиям рынка. Соответственно, в процессе реализации требования изменяются. Стоит вспомнить класс творческих людей, которым свойственно генерировать, выдавать и опробовать новые идеи еженедельно или даже ежедневно. Гибкая разработка лучше всего подходит для этого психотипа руководителей. Внутренние стартапы компании мы разрабатываем по Agile. Примером клиентских проектов является Электронная Система Медицинских Осмотров, созданная для проведения массовых медосмотров в считанные минуты. Во втором абзаце этого отзыва, наши американские партнеры описали очень важную вещь, принципиальную для успеха на Agile.

    Когда использовать Agile?

    • Когда потребности пользователей постоянно меняются в динамическом бизнесе.
    • Изменения на Agile реализуются за меньшую цену из-за частых инкрементов.
    • В отличие от модели водопада, в гибкой модели для старта проекта достаточно лишь небольшого планирования.

    6. «Iterative Model» (итеративная или итерационная модель)

    Итерационная модель жизненного цикла не требует для начала полной спецификации требований. Вместо этого, создание начинается с реализации части функционала, становящейся базой для определения дальнейших требований. Этот процесс повторяется. Версия может быть неидеальна, главное, чтобы она работала. Понимая конечную цель, мы стремимся к ней так, чтобы каждый шаг был результативен, а каждая версия — работоспособна.

    На диаграмме показана итерационная «разработка» Мона Лизы. Как видно, в первой итерации есть лишь набросок Джоконды, во второй — появляются цвета, а третья итерация добавляет деталей, насыщенности и завершает процесс. В инкрементной же модели функционал продукта наращивается по кусочкам, продукт составляется из частей. В отличие от итерационной модели, каждый кусочек представляет собой целостный элемент.

    Примером итерационной разработки может служить распознавание голоса. Первые исследования и подготовка научного аппарата начались давно, в начале — в мыслях, затем — на бумаге. С каждой новой итерацией качество распознавания улучшалось. Тем не менее, идеальное распознавание еще не достигнуто, следовательно, задача еще не решена полностью.

    Когда оптимально использовать итеративную модель?

    • Требования к конечной системе заранее четко определены и понятны.
    • Проект большой или очень большой.
    • Основная задача должна быть определена, но детали реализации могут эволюционировать с течением времени.

    7. «Spiral Model» (спиральная модель)

    «Спиральная модель» похожа на инкрементную, но с акцентом на анализ рисков. Она хорошо работает для решения критически важных бизнес-задач, когда неудача несовместима с деятельностью компании, в условиях выпуска новых продуктовых линеек, при необходимости научных исследований и практической апробации.

    Спиральная модель предполагает 4 этапа для каждого витка:

    1. планирование;
    2. анализ рисков;
    3. конструирование;
    4. оценка результата и при удовлетворительном качестве переход к новому витку.

    Эта модель не подойдет для малых проектов, она резонна для сложных и дорогих, например, таких, как разработка системы документооборота для банка, когда каждый следующий шаг требует большего анализа для оценки последствий, чем программирование. На проекте по разработке СЭД для ОДУ Сибири СО ЕЭС два совещания об изменении кодификации разделов электронного архива занимают в 10 раз больше времени, чем объединение двух папок программистом. Государственные проекты, в которых мы участвовали, начинались с подготовки экспертным сообществом дорогостоящей концепции, которая отнюдь не всегда бесполезна, поскольку окупается в масштабах страны.

    Подытожим

    На слайде продемонстрированы различия двух наиболее распространенных методологий.

    В современной практике модели разработки программного обеспечения многовариантны. Нет единственно верной для всех проектов, стартовых условий и моделей оплаты. Даже столь любимая всеми нами Agile не может применяться повсеместно из-за неготовности некоторых заказчиков или невозможности гибкого финансирования. Методологии частично пересекаются в средствах и отчасти похожи друг на друга. Некоторые другие концепции использовались лишь для пропаганды собственных компиляторов и не привносили в практику ничего нового.

    Читайте также  Что такое светосила

    ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МЕТОДОЛОГИЯ?

    Методология возникает в результате осмысления научно-познавательной деятельности. Она призвана ответить на вопрос о правильных способах научного исследования с целью доказательного достижения истины. Она представляет интерес, прежде всего, для самой науки. Это, пожалуй, самая сложная область научного знания.

    Методология — область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразую- щей деятельности.

    Так, методология изучает научные знания и научную деятельность. Это одна из форм самопознания и самосознания науки. Она тесно связана с гносеологией, которая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Она выявляет смысл научной деятельности и решает задачи ее рационализации. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяют:

    • • анализ этапов научного исследования;
    • • анализ языка науки;
    • • применимость отдельных процедур и методов;
    • • исследовательские принципы, подходы и концепции;
    • • системный подход [1] .

    Методология — логика выделения предмета познания из совокупности свойств объекта познания. В этой логике рассматривается проблема соотношения свойств предмета конкретной науки с другими свойствами объектов познания. Предмет в данном соотношении являет собой только часть свойств целостности объекта познания. Методология предполагает приемы дифференциации свойств предмета познания в общих для всех наук объектах познания. Это важно, чтобы определить специфику предметного содержания каждой частной науки.

    «Предмет» и «объект» — синонимы в обычном языке, в научной методологии обретают особый смысл научных понятий. Этот смысл превращает их в базовые научные категории, выполняющие функцию инструмента логического анализа познаваемого явления. Их можно отнести к основным категориям методологического назначения. Предмет всегда в объекте, хотя исследователи в научном познании абстрагируются от объектной оболочки существования своего предмета, и это превращается в проблему объективации изучаемых свойств в конкретных исследованиях, то есть в проблему существования сущности.

    Методология определяет наиболее общие категории, которые используются для обозначения изучаемых зависимостей между различными свойствами объекта познания, а также внешними и внутренними условиями его существования. В этом контексте «предмет» начинает рассматриваться в качестве механизма, определяющего закономерные взаимосвязи свойств как внутри объекта, так и с его внешними условиями существования. В то же время рассматривается проблема детерминации (внешней и внутренней обусловленности) этих взаимосвязей.

    В методологии представлена система основных понятий, выполняющих функцию базовых категорий конкретной науки. Они, с одной стороны, являют собой основной тезаурус языка данной науки, с другой стороны, фактически формулируют исходную «парадигму» познавательной стратегии. Категориальная основа науки не позволяет растворяться ее предмету в бесконечных проявлениях эмпирического пространства и тем самым сохраняет целостность предмета познания и способствует ассимиляции новых знаний в системном конструкте своего предмета.

    В методологии психологической науки особенно важна проблема форм проявления психических свойств, составляющих предметную область научного исследования. Именно в формах проявления происходит объективация психических свойств, делающая их доступными для непосредственного эмпирического изучения. Однако имплицитный дуализм психики и форм ее материализации очень часто приводит в научно-исследовательской практике к подмене психических свойств свойствами форм их существования. Особенно часто это происходит при изучении социально-психологического климата, где вместо исследования человеческих отношений, составляющих его сущность, изучаются организационные и материальные условия совместной деятельности групп.

    Методология рассматривает проблему научной интерпретации эмпирических фактов и логику их включения в систему сложившегося знания об изучаемом предмете.

    На долю методологии выпадает проблема классификации наук в связи с необходимостью определять место конкретной науки в системе научного знания. Эта проблема связана, с одной стороны, с задачей дифференциации предмета для каждой из наук, с другой стороны, с прояснением взаимной предметной детерминации в общих для всех наук объектах. Эту проблему относят к межпредметным связям, актуальность ее возрастает по мере потребности в интеграции научных знаний для решения проблем практической деятельности.

    Среди проблем, изучаемых методологией, системно образующей является проблема содержательной релевантности предмета познания и способов его изучения (метода). Предметная область познания раскрывается в ответах на вопрос «что изучается?», а в способах познания заключен ответ на вопрос: «как можно достичь адекватного знания об этом?» Содержательное соответствие «что» и «как» является решающим условием успешности научно-исследовательской деятельности ученых. Сначала

    нужно определиться с содержанием «что» и затем переходить к подбору адекватных этому содержанию научно-исследовательских средств и способов. В психологических науках эта проблема приобретает особую остроту из-за идеальной сущности се предмета, скрытой в глубинах индивидуального сознания.

    Методология как идеология научного познания формулирует исходные положения (аксиомы и принципы) для познания определенного класса явлений, составляющих предметную область конкретной науки. В свою очередь аксиомы и принципы проистекают из понимания сущности предмета частной науки, то есть природы и происхождения явлений данного класса, что предполагает определение специфики объектов познания как носителей свойств, составляющих предметную область конкретной науки. Далее определяются способы научного проникновения в сущность предмета познания через его объективированные формы. Следовательно, основной проблемой методологии научного познания становится прояснение релевантных отношений между предметом науки и формами его объективации, а также способами их эмпирического изучения.

    Основной вопрос методологии: «Как познавать?» Но ответить на него невозможно, не прояснив, «что познается», поскольку объект познания и его свойства диктуют нам способы познания. Например, невозможно определить цвет предмета на слух.

    Методология — это логика познания, определяющая правила анализа объекта в связи с предметом исследования. Именно поэтому в задачи научной методологии входит установление наибольшего соответствия между объектами познания и методами (способами) их изучения, между тем, что познается (предметной областью конкретной науки), и тем, как она познается (методами данной науки). Для этого необходимо определить предмет конкретной пауки и формы его объективации, где главная роль принадлежит субъекту — носителю психических свойств и творцу предметного воплощения своего психического потенциала.

    Очевидно, что познавательные интересы различных паук сталкиваются при изучении наиболее интегрированных объектов природы, в данном случае человека. Возникает вопрос о предметной доле психологической науки в познании человека. Он наводит на проблему места психологической науки в системе всех наук в соответствии с определением границ ее предметной области, что является одной из задач методологии. С решения этой задачи обычно начинается обсуждение методологических проблем психологии, как и любой из частных наук.

    Определившись с областью своих интересов, частная наука формулирует свой предмет, т.е. ту область объективной реальности, которая подлежит изучению именно этой отраслью научного знания. Для описания предмета частная наука использует систему понятий, составляющих ее категориальный строй. В методологии частной науки категории используются для обозначения изучаемых зависимостей между различными свойствами объекта познания, а также внешними и внутренними условиями его существования. В этом контексте «предмет» выступает как операциональное понятие теоретического или эмпирического исследования и начинает рассматриваться в качестве механизма, определяющего закономерные взаимосвязи как свойств внутри объекта, так и их же с внешними условиями существования. Это вынужденно приводит к постановке вопроса о детерминации этих взаимосвязей, что ведет нас к пониманию предметной области конкретной науки, осознанию возможностей и границ познания. Таким образом, категориальный строй науки определяет, с одной стороны, основной тезаурус языка данной науки, с другой стороны, формулирует исходную парадигму (образец) познавательной стратегии. Парадигма — это исходная концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе. В истории пауки неоднократно вследствие научных революций происходила смена парадигм.

    В конкретных исследованиях ученые придерживаются той или иной парадигмы и на ее основании выстраивают методологию. Это выражается, в первую очередь, в выборе основных методов, которые рекомендуется использовать при проведении исследований в данной науке в рамках данной научной парадигмы. Осознание этих моментов приводит к профессиональной логике научного исследования.

    Расширение знаний о предметной области той или иной науки происходит за счет исследовательской деятельности, осуществляющейся теоретическими и эмпирическими способами. Первый способ, как правило, опирается на дедуктивную логику и ориентируется на разрешение противоречий в имеющемся знании за счет новых формулировок на основании имеющихся знаний при помощи новых логических ходов и обобщений. Например, доказательство математических теорем новыми способами. Эмпирический путь познания, чаще всего, базируется на индуктивной логике и, по сути, это способ опытного познания фактов и явлений объективной реальности. Каждый из путей познания накладывает определенные ограничения на использование тех или иных методов каждого конкретного исследования.

    Таким образом, мы приблизились к логике построения конкретного исследования. Как правило, она включает в себя определение:

    • • целей исследования;
    • • предмета исследования;
    • • объекта исследования;
    • • выдвижение основной и дополнительных гипотез;
    • • обоснование программы исследования через методологические принципы;
    • • выбор общих методов и конкретных методик исследования.

    После проведения исследования, в первую очередь эмпирического,

    перед исследователем встает задача научной интерпретации эмпирических фактов и логики их включения в систему сложившегося знания об изучаемом предмете. В этом случае речь идет о некоторых принципах, которые необходимо соблюдать для достижения исчерпывающей интерпретации в теории, эксперименте и практике. Научная интерпретация связана

    не только с исследовательскими целями, но и вопросами встраивания полученных результатов в предметную область конкретной науки в соответствии с избранной парадигмой.

    Отмеченные здесь проблемы могут быть распределены по следующим проблемным полям методологии как теории научного познания и практики. Это методологические проблемы:

    • • психологической науки;
    • • психологического познания;
    • • психологического исследования;
    • • профессионально-психологической практики.

    Не все эти проблемные поля равномерно разработаны наукой. Поэтому глубина проработки этих проблем далеко не одинакова. Важно то, что они все больше проясняются в научном самосознании психологов. Мы не планируем в данном учебнике во всем и до конца разобраться. Однако надеемся подвести некоторый итог методологического анализа психологической науки на данном этапе развития и предложить свои решения, исходя из собственного опыта психологического познания человека и его социального взаимодействия.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: