Что такое массив

Значение слова «массив»

МАССИ́В, -а, м.

1. Горная возвышенность без ярко выраженного гребня, имеющая примерно одинаковые размеры в длину и ширину. Массив Тянь-Шаня.Горные массивы, покрытые лесами, сменяются долинами, сплошь усеянными цветами. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю.

2. чего или какой. Большое пространство, однородное по каким-л. признакам или совокупность множества каких-л. однородных предметов, образующих целое. Торфяной массив. Лесные массивы. Парковый массив.Мы мчались среди сплошных бесконечных массивов созревшего хлеба. Катаев, Поездка на юг.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Масси́в (фр. massif — мощный, сплошной, лат. massa — ком, кусок) — совокупность множества однородных предметов, составляющих единое целое, основная масса чего-либо или кого-либо, большое однородное по некоторому признаку пространство (например, лесной массив, жилой массив).

Массив — искусственный камень из бетона больших размеров.

Массив — напольное покрытие, доска из массива древесины (массивная доска).

Массив — однородный древесный материал (массив сосны, массив тика).

Массив — изолированная горная возвышенность, сравнительно мало расчленённая и имеющая примерно равную протяжённость и ширину.

Массив Монблан — горный массив расположенный в Западных Альпах.

Массив Винсон — самые высокие горы Антарктиды.

Массив Раглицы — территория в Батецком районе Новгородской области.

Массив Таму — потухший подводный щитовой вулкан в северо-западной части Тихого океана.

Карстовый массив — горный массив, подверженный растворению водой.

Массиф-дю-Зиама — горный массив в Гвинее.

Лесной массив — значительная целостная ограниченная территория леса.

Массив (данных) — совокупность однородных по структуре параметров, приведённая в систему (огромный массив данных, ценный массив данных). Применительно к автоматизированной обработке данных, термины массив и файл являются неполными синонимами в русском языке, так как массив не всегда предполагает записи информационных элементов (в том числе — полнотекстовых документов) на машинном носителе.

Массив дисков — устройство хранения данных, состоящее из нескольких жёстких дисков или иных накопителей (например, SSD), связанных между собой скоростными каналами передачи данных и воспринимаемых внешней системой как единое целое.

RAID-массив — разновидность дискового массива.

Массив в программировании — набор однотипных элементов, расположенных в памяти непосредственно друг за другом, доступ к которым осуществляется по индексам, либо по ключу — ассоциативный массив.

Ассоциативный массив (словарь) — абстрактный тип данных (интерфейс к хранилищу данных), позволяющий хранить пары вида «(ключ, значение)» и поддерживающий операции добавления пары, а также поиска и удаления пары по ключу.

Массив цветных фильтров — набор светофильтров, осуществляющих цветоделение изображения.

Массив Костаса — поле из n×n ячеек, в котором расположены n точек так, что на одной горизонтали и вертикали находится не более одной точки и все n(n − 1)/2 вектора смещений между каждой парой точек различны.

МАССИ’В, а, м. [фр. massif]. Возвышенность, основная, наиболее высокая часть горной местности. Горный м. Центральный м. Кавказа. || Большое пространство, однородное по своему географическому типу. Лесные массивы севера. Болотные массивы. Торфяные массивы. || перен. Основная масса кого-чего-н. (нов. газет.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

масси́в

1. геогр. основная, наиболее высокая часть горной местности ◆ Горный массив.

2. геогр. обширное пространство, однородное по географическим признакам ◆ Лесной массив. ◆ Жилой массив.

4. комп. то же, что таблица; набор одинаковых записей, позволяющий по какой-либо величине (ключу) найти соответствующую запись ◆ Ассоциативный массив. ◆ Индексный массив.

5. комп. то же, что индексный массив; структура данных, состоящая из нескольких одинаковых перенумерованных записей ◆ Динамический массив.

6. спец. изделие, полностью состоящее из дорогого материала (не покрытое им) ◆ Массив вишни. ◆ 10-летний опыт работы с мебелью из массива сосны позволяет нам гарантировать качество услуг по проектированию, изготовлению, сборке и установке кухни, детской, прихожей, спальни… «Буклет «Карельская береза»», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ …деревянные оконные блоки и двери, мебель садовую и из массива сосны, погонажные изделия. «Оконные блоки от ООО «Деревообработка XXI век»», 2003 г. // «Пермский строитель» (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • клеёный массив
  • массив дерева
  • массив сосны
  • мебель из массива
  • прогр. задать массив, задавать массив

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: многообразный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Массив

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 4 ноября 2012.

Массив (в некоторых языках программирования также таблица, ряд) — набор однотипных компонентов (элементов), расположенных в памяти непосредственно друг за другом, доступ к которым осуществляется по индексу (индексам). В отличие от списка, массив является структурой с произвольным доступом [1] .

Размерность массива — количество индексов, необходимое для однозначного доступа к элементу массива [2] [3] .

Форма или структура массива — количество размерностей и размер (протяжённость) массива для каждой размерности [4] , может быть представлен одномерным массивом [5] .

В языке программирования APL массив является основным типом данных (при этом нуль-мерный массив называется скаляром, одномерный — вектором, двумерный — матрицей) [5] .

В ряде языков программирования, например, Лисп, JavaScript, PHP, Ruby применяются также ассоциативные массивы (или хэш-массивы), в которых элементы не обязательно являются однотипными, а доступ к ним не обязательно осуществляется по индексу.

Содержание

Общее описание

Массив — упорядоченный набор данных, для хранения данных одного типа, идентифицируемых с помощью одного или нескольких индексов. В простейшем случае массив имеет постоянную длину и хранит единицы данных одного и того же типа.

Количество используемых индексов массива может быть различным. Массивы с одним индексом называют одномерными, с двумя — двумерными и т. д. Одномерный массив нестрого соответствует вектору в математике, двумерный — матрице. Чаще всего применяются массивы с одним или двумя индексами, реже — с тремя, ещё большее количество индексов встречается крайне редко.

Пример статического массива на языке Паскаль

Поддержка индексных массивов (свой синтаксис объявления, функции для работы с элементами и т. д.) есть в большинстве высокоуровневых языков программирования. Максимально допустимая размерность массива, типы и диапазоны значений индексов, ограничения на типы элементов определяются языком программирования и/или конкретным транслятором.

В языках программирования, допускающих объявления программистом собственных типов, как правило, существует возможность создания типа «массив». В определении такого типа может указываться размер, тип элемента, диапазон значений и типы индексов. В дальнейшем возможно определение переменных созданного типа. Все такие переменные-массивы имеют одну структуру. Некоторые языки поддерживают для переменных-массивов операции присваивания (когда одной операцией всем элементам массива присваиваются значения соответствующих элементов другого массива).

Объявление типа «массив» в языке Паскаль

Специфические типы массивов

Динамические массивы

Динамическим называется массив, размер которого может меняться во время исполнения программы. Для изменения размера динамического массива язык программирования, поддерживающий такие массивы, должен предоставлять встроенную функцию или оператор. Динамические массивы дают возможность более гибкой работы с данными, так как позволяют не прогнозировать хранимые объёмы данных, а регулировать размер массива в соответствии с реально необходимыми объёмами. Обычные, не динамические массивы называют ещё статическими.

Пример динамического массива на Delphi

Пример динамического массива на С++

Гетерогенные массивы

Гетерогенным называется массив, в разные элементы которого могут быть непосредственно записаны значения, относящиеся к различным типам данных. Массив, хранящий указатели на значения различных типов, не является гетерогенным, так как собственно хранящиеся в массиве данные относятся к единственному типу — типу «указатель». Гетерогенные массивы удобны как универсальная структура для хранения наборов данных произвольных типов. Отсутствие их поддержки в языке программирования приводит к необходимости реализации более сложных схем хранения данных. С другой стороны, реализация гетерогенности требует усложнения механизма поддержки массивов в трансляторе языка. Гетерогенный массив как встроенный тип данных присутствует в языках PHP и 1С [источник не указан 33 дня] .

Реализация

Одним из способом реализации статических массивов с одним типом элементов является следующий (в Фортране порядок индексов противоположен таковому в Си [4] ):

  1. Под массив выделяется непрерывный блок памяти объёмом S*m1*m2*m3…mn, где S — размер одного элемента, а m1…mn — размеры диапазонов индексов (то есть количество значений, которые может принимать соответствующий индекс).
  2. При обращении к элементу массива A[i1, i2, i3, …, in] адрес соответствующего элемента вычисляется как B+S*((…(i1p*m1+i2p)*m2+…+i(n-1)p)*mn-1+inp), где B — база (адрес начала блока памяти массива), ikp — значение k-го индекса, приведённое к целому с нулевым начальным смещением.

Таким образом, адрес элемента с заданным набором индексов вычисляется так, что время доступа ко всем элементам массива одинаково.

Первый элемент массива, в зависимости от языка программирования, может иметь различный индекс. Различают три основных разновидности массивов: с отсчетом от нуля (zero-based), с отсчетом от единицы (one-based) и с отсчетом от специфического значения заданного программистом (n-based). Отсчет индекса элемента массивов с нуля более характерен для низкоуровневых языков программирования, однако этот метод был использован в языках более высокого уровня языком программирования Си.

Более сложные типы массивов — динамические и гетерогенные — реализуются сложнее.

Вы правда знаете о том, что такое массивы?

Там, где я тружусь, от веб-разработчиков ожидают знания PHP и JavaScript. Я, проводя собеседования, обнаружил, что достаточно задать всего один простой вопрос для того чтобы узнать о том, насколько глубоко разработчик понимает инструменты, которыми пользуется каждый день. Вот этот вопрос:

Каковы сходства и различия массивов в JavaScript и в PHP?

Одно дело — умение писать код. И совершенно другое — понимание внутренних механизмов используемых языков.

Ответ на этот единственный вопрос даёт мне целое море сведений о собеседуемом. Ведь почти в каждом распространённом языке есть массивы. Легко выдвинуть предположение, в соответствии с которым массивы в разных языках — это, более или менее, одно и то же. Многие программисты так и делают.

Это — некорректное предположение, ведущее к множеству мелких ошибок, к написанию нерационально устроенного кода, к невозможности эффективно пользоваться сильными сторонами языка.

Массивы и их родной язык — C

Язык C — это не первый в истории язык программирования, но это — язык, который сильнее других повлиял на IT-индустрию. Многие разработчики учили в институтах C в качестве первого языка. И PHP, и JavaScript что-то взяли от C. В результате можно наблюдать некоторое сходство между этими языками и C, и именно анализ массивов в C позволит показать то, как далеко эти структуры данных продвинулись с 1972 года.

Читайте также  Что такое колонтитулы

В C массивы строго типизированы и имеют фиксированную длину.

Выше показана пара объявлений массивов. Они могут хранить только целые числа, количество которых не превышает 10.

При работе с подобными массивами используется цикл for . Этот паттерн, без наличия реальной необходимости, копируется во многих других языках программирования:

Подобная конструкция не выглядит дикой ни в JavaScript, ни в PHP. Но именно здесь и кроется опасность.

Массивы в JavaScript

Можно представить себе, что массивы в JavaScript очень похожи на массивы в C. И правда — в JS совершенно нормально смотрятся следующие конструкции:

Однако массивы в JavaScript и в C — это разные вещи. Например, следующее, совершенно очевидно, в C невозможно:

В JavaScript массивы имеют переменную длину. Тип их содержимого не контролируется — точно так же, как и тип обычных переменных. Язык берёт на себя управление памятью, в результате длина массива способна увеличиваться или уменьшаться, а разработчик может об этом не задумываться. JavaScript-массивы, на самом деле, очень похожи на списки.

Перебор массива можно организовать, пользуясь неудачным способом, позаимствованным из C:

Однако у нас нет необходимости в использовании такого подхода к перебору JS-массивов. Например, тут имеются ненужные промежуточные переменные. В такой конструкции вполне могут возникать ошибки, причиной которых являются неопределённые или некорректные значения. Есть ли какое-то значение в элементе массива fibonacci[10] ? А если значение там есть — является ли оно целым числом?

Но в JavaScript имеются гораздо более совершенные механизмы для работы с массивами. Массивы в JS — это не просто некие простейшие структуры данных. Они, как и функции, являются объектами первого класса. У них есть методы, позволяющие адекватно решать различные задачи:

Это гораздо лучше, чем перебирать массив с помощью цикла for .

Некоторые методы массивов

Кроме того, как уже говорилось, длина массивов в JS, в отличие от длины С-массивов, не фиксирована. Это позволяет оказывать на массивы довольно интересные воздействия, влияющие на их длину. Так, можно, пользуясь методом pop , извлечь из массива последний элемент. А метод push позволяет добавить новый элемент в конец массива. Метод unshift позволяет добавить элемент в начало массива. А метод shift — извлечь первый элемент массива. Используя разные комбинации этих методов, с массивами можно работать как со стеками или очередями. Тут всё зависит от потребностей программиста.

Массивы в PHP

Массивы в PHP почти похожи на JavaScript-массивы.

Они, как и JS-массивы, отличаются переменной длиной и слабой типизацией. Поэтому может возникнуть соблазн решить, что массивы в PHP и в JS — это одно и то же.

Лямбда-функции в PHP не так красивы, как похожие функции в JS (в ES6), но этот пример, написанный на PHP, функционально эквивалентен ранее рассмотренному JS-примеру.

Здесь можно использовать и аналоги вышеописанных функций для добавления элементов в массив и извлечения их из него ( array_push , array_pop , array_shift , array_unshift ).

Но на JavaScript (как и на C) нельзя написать нечто подобное следующему (написать похожий код на JavaScript, конечно, можно, но работать это будет не так, как в PHP):

В PHP, с технической точки зрения, массивы — это хэш-таблицы или словари. В них используются пары вида ключ/значение. Ключи могут быть любыми примитивными значениями: целыми числами, числами с плавающей запятой, строками. Так как в основе PHP-массивов лежат словари, поиск значений по ключу в этих массивах отличается чрезвычайной эффективностью. А именно, временная сложность поиска составляет O(1) .

Это означает, что PHP-массивы могут с успехом выполнять роль простых поисковых таблиц:

PHP-массивы дают разработчику множество гибких возможностей. Эти массивы можно сортировать по ключу и по значению. Можно, например, «перевернуть» массив с помощью array_flip , поменяв местами ключи и значения, что даёт возможность весьма эффективно организовывать поиск в массиве нужных данных.

Поиск конкретного значения в обычном массиве имеет временную сложность O(n) , так как в ходе поиска нужно проверить каждое значение, хранящееся в массиве. А в PHP легко сделать так, чтобы временная сложность такой же операции составила бы O(1) :

Конечно, что-то подобное доступно и в JavaScript, хотя тут уже надо будет прибегнуть к возможностям объектов. Но из-за этого придётся пойти на некоторые компромиссы. А именно, при работе с объектами в распоряжении разработчика не будет методов массивов вроде тех, о которых мы говорили выше.

Если продолжить разговор о PHP-массивах, то можно сказать, что их перебор организован просто и безопасно. Здесь есть возможность применить цикл for , напоминающий такой же цикл из C, но, прежде чем это сделать, стоит как следует подумать о том, зачем поступать именно так. PHP, благодаря циклам foreach , позволяет решать проблемы, характерные для массивов переменной длины, способных содержать значения разных типов:

В цикле даётся доступ и к ключам, и к значениям, что позволяет программисту работать и с тем, и с другим.

Стоит отметить, что PHP-массивы отличаются от JS-массивов тем, что в PHP для выполнения некоторых операций с массивами приходится пользоваться внешними по отношению к ним функциями:

Это — функционально, но не так красиво, как в JavaScript. Если вы хотите писать код для работы с PHP-массивами, который напоминает код, используемый в JavaScript (существуют сильные аргументы в пользу такого подхода), то вам, возможно, стоит взглянуть на специализированное решение. Скажем — на класс Collection из фреймворка Laravel. Однако PHP позволяет создавать объекты, возможности которых напоминают возможности массивов (их, например, можно обрабатывать в циклах foreach ).

Если PHP — это ваш основной язык программирования — вы, привыкнув к нему, вполне можете забыть о той мощи, которая таится в его фундаментальных механизмах.

PHP-массивы — это, в двух словах, самая недооценённая и самая незаметная возможность языка, которая, если ей правильно пользоваться, способна принести огромную пользу.

Итоги: вопрос и ответ

Вопрос: Каковы сходства и различия массивов в JavaScript и в PHP?

Ответ: в PHP и JavaScript массивы — это, по сути, слабо типизированные списки переменной длины. В JavaScript ключами элементов массивов являются упорядоченные целые числа. В PHP массивы можно сравнить и со списками, которые поддерживают сортировку, и со словарями, в которых удобно осуществлять поиск элементов по ключу. Ключи PHP-массивов могут быть любыми значениями примитивных типов, а сортировать такие массивы можно по ключам или по значениям.

Уважаемые читатели! Как вы думаете, каких стандартных возможностей больше всего не хватает JavaScript-массивам?

Дадим формальное определение:

массив — структурированный тип данных, состоящий из некоторого числа элементов одного типа.

Для того чтобы разобраться в возможностях и особенностях обработки массивов в программах на ассемблере, нужно ответить на следующие вопросы:

· Как описать массивв программе?

· Как инициализировать массив, то есть как задать начальные значения его элементов?

· Как организовать доступк элементам массива?

· Как организовать массивыс размерностью более одной?

· Как организовать выполнениетиповых операций с массивами?

Описание и инициализация массива в программе

Специальных средств описания массивов в программах ассемблера, конечно, нет. При необходимости использовать массив в программе его нужно моделировать одним из следующих способов:

1. Перечислением элементов массива в поле операндов одной из директив описания данных. При перечислении элементы разделяются запятыми. К примеру:

;массив из 5 элементов.Размер каждого элемента 4 байта:

2. Используя оператор повторения dup. К примеру:

;массив из 5 нулевых элементов.

;Размер каждого элемента 2 байта:

Такой способ определения используется для резервирования памяти с целью размещения и инициализации элементов массива.

3. Используя директивы labelиrept. Пара этих директив может облегчить описание больших массивов в памяти и повысить наглядность такого описания. Директиваreptотносится к макросредствам языка ассемблера и вызывает повторение указанное число раз строк, заключенных между директивой и строкой endm. К примеру, определим массив байт в области памяти, обозначенной идентификаторомmas_b. В данном случае директиваlabelопределяет символическое имяmas_b, аналогично тому, как это делают директивы резервирования и инициализации памяти. Достоинство директивыlabelв том, что она не резервирует память, а лишь определяет характеристики объекта. В данном случае объект — это ячейка памяти. Используя несколько директивlabel, записанных одна за другой, можно присвоить одной и той же области памяти разные имена и разный тип, что и сделано в следующем фрагменте:

mas_b label byte

mas_w label word

В результате в памяти будет создана последовательность из четырех слов f1f0. Эту последовательность можно трактовать как массив байт или слов в зависимости от того, какое имя области мы будем использовать в программе —mas_bилиmas_w.

4. Использование цикла для инициализации значениями области памяти, которую можно будет впоследствии трактовать как массив.

5. Посмотрим на примере листинга 2, каким образом это делается.

Листинг 2 Инициализация массива в цикле

mes db 0ah,0dh,’Массив- ‘,’$’

mas db 10 dup (?) ;исходный массив

xor ax,ax ;обнуление ax

mov cx,10 ;значение счетчика цикла в cx

mov si,0 ;индекс начального элемента в cx

go: ;цикл инициализации

mov mas[si],bh ;запись в массив i

inc i ;инкремент i

inc si ;продвижение к следующему элементу массива

loop go ;повторить цикл

;вывод на экран получившегося массива

mov ah,02h ;функция вывода значения из al на экран

add dl,30h ;преобразование числа в символ

mov ax,4c00h ;стандартный выход

end main ;конец программы

Доступ к элементам массива

При работе с массивами необходимо четко представлять себе, что все элементы массива располагаются в памяти компьютера последовательно.

Само по себе такое расположение ничего не говорит о назначении и порядке использования этих элементов. И только лишь программист с помощью составленного им алгоритма обработки определяет, как нужно трактовать эту последовательность байт, составляющих массив. Так, одну и ту же область памяти можно трактовать как одномерный массив, и одновременно те же самые данные могут трактоваться как двухмерный массив. Все зависит только от алгоритма обработки этих данных в конкретной программе. Сами по себе данные не несут никакой информации о своем “смысловом”, или логическом, типе. Помните об этом принципиальном моменте.

Эти же соображения можно распространить и на индексы элементов массива. Ассемблер не подозревает об их существовании и ему абсолютно все равно, каковы их численные смысловые значения.

Для того чтобы локализовать определенный элемент массива, к его имени нужно добавить индекс. Так как мы моделируем массив, то должны позаботиться и о моделировании индекса. В языке ассемблера индексы массивов — это обычные адреса, но с ними работают особым образом. Другими словами, когда при программировании на ассемблере мы говорим об индексе, то скорее подразумеваем под этим не номер элемента в массиве, а некоторый адрес.

Читайте также  Что такое дриблинг

Давайте еще раз обратимся к описанию массива. К примеру, в программе статически определена последовательность данных:

Пусть эта последовательность чисел трактуется как одномерный массив. Размерность каждого элемента определяется директивой dw, то есть она равна2байта. Чтобы получить доступ к третьему элементу, нужно к адресу массива прибавить6. Нумерация элементов массива в ассемблере начинается с нуля.

То есть в нашем случае речь, фактически, идет о 4-м элементе массива — 3, но об этом знает только программист; микропроцессору в данном случае все равно — ему нужен только адрес.

В общем случае для получения адреса элемента в массиве необходимо начальный (базовый) адрес массива сложить с произведением индекса (номер элемента минус единица) этого элемента на размер элемента массива:

база + (индекс*размер элемента)

Архитектура микропроцессора предоставляет достаточно удобные программно-аппаратные средства для работы с массивами. К ним относятся базовые и индексные регистры, позволяющие реализовать несколько режимов адресации данных. Используя данные режимы адресации, можно организовать эффективную работу с массивами в памяти. Вспомним эти режимы:

· индексная адресация со смещением — режим адресации, при котором эффективный адрес формируется из двух компонентов:

o постоянного (базового)— указанием прямого адреса массива в виде имени идентификатора, обозначающего начало массива;

o переменного (индексного)— указанием имени индексного регистра.

;поместить 3-й элемент массива mas в регистр ax:

· базовая индексная адресация со смещением — режим адресации, при котором эффективный адрес формируется максимум из трех компонентов:

o постоянного(необязательный компонент), в качестве которой может выступать прямой адрес массива в виде имени идентификатора, обозначающего начало массива, или непосредственное значение;

o переменного (базового)— указанием имени базового регистра;

o переменного (индексного)— указанием имени индексного регистра.

Этот вид адресации удобно использовать при обработке двухмерных массивов. Пример использования этой адресации мы рассмотрим далее при изучении особенностей работы с двухмерными массивами.

Напомним, что в качестве базового регистра может использоваться любой из восьми регистров общего назначения. В качестве индексного регистра также можно использовать любой регистр общего назначения, за исключением esp/sp.

Микропроцессор позволяет масштабировать индекс. Это означает, что если указать после имени индексного регистра знак умножения “*” с последующей цифрой 2, 4 или 8, то содержимое индексного регистра будет умножаться на 2, 4 или 8, то есть масштабироваться.

Применение масштабирования облегчает работу с массивами, которые имеют размер элементов, равный 2, 4 или 8 байт, так как микропроцессор сам производит коррекцию индекса для получения адреса очередного элемента массива. Нам нужно лишь загрузить в индексный регистр значение требуемого индекса (считая от 0). Кстати сказать, возможность масштабирования появилась в микропроцессорах Intel, начиная с модели i486. По этой причине в рассматриваемом здесь примере программы стоит директива .486. Ее назначение, как и ранее использовавшейся директивы.386, в том, чтобы указать ассемблеру при формировании машинных команд на необходимость учета и использования дополнительных возможностей системы команд новых моделей микропроцессоров.

В качестве примера использования масштабирования рассмотрим листинг 3, в котором просматривается массив, состоящий из слов, и производится сравнение этих элементов с нулем. Выводится соответствующее сообщение.

Листинг 3. Просмотр массива слов с использованием

.data ;начало сегмента данных

mes1 db ‘не равен 0!$’,0ah,0dh

mes2 db ‘равен 0!$’,0ah,0dh

mes3 db 0ah,0dh,’Элемент $’

mas dw 2,7,0,0,1,9,3,6,0,8 ;исходный массив

.486 ;это обязательно

mov ds,ax ;связка ds с сегментом данных

xor ax,ax ;обнуление ax

mov cx,10 ;значение счетчика цикла в cx

mov esi,0 ;индекс в esi

mov dx,mas[esi*2] ;первый элемент массива в dx

cmp dx,0 ;сравнение dx c 0

je equal ;переход, если равно

not_equal: ;не равно

mov ah,09h ;вывод сообщения на экран

mov ah,02h ;вывод номера элемента массива на экран

inc esi ;на следующий элемент

dec cx ;условие для выхода из цикла

jcxz exit ;cx=0? Если да — на выход

jmp compare ;нет — повторить цикл

mov ah,09h ;вывод сообщения mes3 на экран

mov ah,09h ;вывод сообщения mes2 на экран

inc esi ;на следующий элемент

dec cx ;все элементы обработаны?

mov ax,4c00h ;стандартный выход

end main ;конец программы

Еще несколько слов о соглашениях:

· Если для описания адреса используется только один регистр, то речь идет о базовой адресациии этот регистр рассматривается какбазовый:

;переслать байт из области данных, адрес

которой находится в регистре ebx:

· Если для задания адреса в команде используется прямая адресация(в виде идентификатора) в сочетании с одним регистром, то речь идет обиндексной адресации. Регистр считаетсяиндексным, и поэтому можно использовать масштабирование для получения адреса нужного элемента массива:

;сложить содержимое eax с двойным словом в памяти

;по адресу mas + (ebx)*4

· Если для описания адреса используются два регистра, то речь идет о базово-индексной адресации. Левый регистр рассматривается как базовый, а правый — как индексный. В общем случае это не принципиально, но если мы используем масштабирование с одним из регистров, то он всегда являетсяиндексным. Но лучше придерживаться определенных соглашений.

· Помните, что применение регистров ebp/bpиesp/spпо умолчанию подразумевает, что сегментная составляющая адреса находится в регистреss.

Заметим, что базово-индексную адресацию не возбраняется сочетать с прямой адресацией или указанием непосредственного значения. Адрес тогда будет формироваться как сумма всех компонентов.

;адрес операнда равен [mas+(ebx)+(ecx)*2]

;адрес операнда равен [(ebx)+8+(ecx)*4]

Но имейте в виду, что масштабирование эффективно лишь тогда, когда размерность элементов массива равна 2, 4 или 8 байт. Если же размерность элементов другая, то организовывать обращение к элементам массива нужно обычным способом, как описано ранее.

Рассмотрим пример работы с массивом из пяти трехбайтовых элементов (листинг 4). Младший байт в каждом из этих элементов представляет собой некий счетчик, а старшие два байта — что-то еще, для нас не имеющее никакого значения. Необходимо последовательно обработать элементы данного массива, увеличив значения счетчиков на единицу.

Листинг 4. Обработка массива элементов с нечетной длиной

MODEL small ;модель памяти

STACK 256 ;размер стека

.data ;начало сегмента данных

N=5 ;количество элементов массива

mas db 5 dup (3 dup (0))

.code ;сегмент кода

main: ;точка входа в программу

xor ax,ax ;обнуление ax

mov dl,mas[si] ;первый байт поля в dl

inc dl ;увеличение dl на 1 (по условию)

mov mas[si],dl ;заслать обратно в массив

add si,3 ;сдвиг на следующий элемент массива

Массивы

В финальной статье этого раздела, мы познакомимся с массивами — лаконичным способом хранения списка элементов под одним именем. Мы поймём, чем они полезны, затем узнаем, как создать массив, получить, добавить и удалить элементы, хранящиеся в массиве.

Необходимые навыки: Базовая компьютерная грамотность, базовое понимание HTML и CSS, понимание о том, что такое JavaScript.
Цель: Понять, что такое массивы и как использовать их в JavaScript.

Что такое массив?

Массивы обычно описываются как «объекты, подобные спискам»; они представляют собой в основном отдельные объекты, которые содержат несколько значений, хранящихся в списке. Объекты массива могут храниться в переменных и обрабатываться во многом так же, как и любой другой тип значения, причём разница заключается в том, что мы можем получить доступ к каждому значению внутри списка отдельно и делать супер полезные и эффективные вещи со списком, а также делать то же самое для каждого из значений. Представим, что у нас есть список продуктов и их цены, хранящиеся в массиве, и мы хотим их просмотреть и распечатать на счёте-фактуре, общая сумма всех цен и распечатка общей цены внизу.

Если бы у нас не было массивов, мы должны были бы хранить каждый элемент в отдельной переменной, а затем вызывать код, выполняющий печать и добавляющий отдельно каждый элемент. Написание такого кода займёт намного больше времени, сам код будет менее эффективным и подверженным ошибкам. Если бы у нас было 10 элементов для добавления в счёт-фактуру, это ещё куда ни шло, но как насчёт 100 предметов? Или 1000? Мы вернёмся к этому примеру позже в статье.

Как и в предыдущих статьях, давайте узнаем о реальных основах работы с массивами, введя некоторые примеры в консоль разработчика.

Создание массива

Массивы создаются из квадратных скобок , которые содержат список элементов, разделённых запятыми.

    Допустим, мы бы хотели хранить список покупок в массиве — мы бы сделали что-то вроде этого. Введите следующие строчки в вашу консоль:

Получение и изменение элементов массива

Вы можете после этого получать доступ к отдельным элементам в массиве, используя квадратные скобки, таким же способом каким вы получаете доступ к буквам в строке.

    Введите следующее в вашу консоль:

Нахождение длины массива

Вы можете найти длину массива (количество элементов в нём) точно таким же способом, как вы находите длину строки (в символах) — используя свойство length . Попробуйте следующее:

Это свойство имеет и другие применения, но чаще всего используется, чтобы сказать, что цикл продолжается, пока он не зациклится на всех элементах массива. Так, например:

В будущих статьях вы узнаете о циклах, но вкратце этот код говорит:

  1. Начать цикл с номера позиции 0 в массиве.
  2. Остановить цикл на номере элемента, равном длине массива. Это будет работать для массива любой длины, но в этом случае он остановит цикл на элементе номер 7 (это хорошо, поскольку последний элемент, который мы хотим, чтобы цикл был закрыт, равен 6).
  3. Для каждого элемента вернуть его значение в консоли браузера с помощью console.log() .

Некоторые полезные методы массивов

В этом разделе мы рассмотрим некоторые полезные методы, связанные с массивом, которые позволяют нам разбивать строки на элементы массива и наоборот, а также добавлять новые элементы в массивы.

Преобразование между строками и массивами

Часто у вас могут быть некоторые необработанные данные, содержащиеся в большой длинной строке, и вы можете захотеть разделить полезные пункты до более удобной и полезной формы, а затем сделать что-то для них, например отобразить их в таблице данных. Для этого мы можем использовать метод split () . В его простейшей форме он принимает единственный параметр, символ, который вы хотите отделить в строке, и возвращает подстроки между разделителем как элементы в массиве.

Примечание: Хорошо, технически это строковый метод, не метод массива, но мы поместили его в массивы, так как он хорошо подходит для них.

  1. Поиграем с этим, посмотрим как это работает. Сначала, создадим строку в вашей консоли:

Добавление и удаление элементов массива

Мы ещё не рассмотрели добавление и удаление элементов массива — давайте посмотрим на это сейчас. Мы будем использовать массив myArray , с которым мы столкнулись в предыдущем разделе. Если вы ещё не прошли этот раздел, сначала создайте массив в консоли:

Прежде всего, чтобы добавить или удалить элемент с конца массива, мы можем использовать push() и pop() соответственно.

Читайте также  Что такое раса

    Давайте сначала используем метод push() — заметьте, что вам нужно указать один или более элементов, которые вы хотите добавить в конец своего массива. Попробуйте это:

unshift() и shift() работают точно таким же способом, за исключением того что они работают в начале массива, а не в конце.

    Сначала, попробуем метод unshift() :

Практика: Печать продуктов!

Вернёмся к описанному выше примеру — распечатываем названия продуктов и цен на счёт-фактуру, затем суммируем цены и печатаем их внизу. В приведённом ниже редактируемом примере есть комментарии, содержащие числа — каждая из этих отметок является местом, где вы должны добавить что-то в код. Они заключаются в следующем:

  1. Ниже комментария // number 1 имеется ряд строк, каждая из которых содержит название продукта и цену, разделённые двоеточием. Нужно превратить их в массив и сохранить его под названием products .
  2. На строке с комментарием // number 2 начинается цикл for. В строке цикла имеется i , что является условием , которое заставляет цикл for выполняться только один раз, так как это значение i сообщает циклу: «останавливаться, когда i меньше или равен 0», при этом i начинается с 0. Нужно заменить i условным тестом, который останавливает цикл, когда i перестаёт быть меньше длины массива products .
  3. Под комментарием // number 3 мы хотим, чтобы вы написали строку кода, которая разбивает текущий элемент массива ( name:price ) на два отдельных элемента: один содержит только имя, а другой — содержащее только цену. Если не знаете, как это сделать, ещё раз просмотрите статью Полезные строковые методы, а лучше, посмотрите раздел Преобразование между строками и массивами этой статьи.
  4. В рамках приведённой выше строки нужно преобразовать цену из строки в число. Если не помните, как это сделать, ознакомьтесь со статьёй строки в JavaScript.
  5. В верхней части кода есть переменная с именем total , которая содержит значение 0 . Внутри цикла (под комментарием // number 4 ) нужно добавить строку, которая добавляет текущую цену товара к этой сумме на каждой итерации цикла, так чтобы в конце кода была выведена корректная сумма в счёт-фактуре. Для этого вам может понадобится оператор присваивания.
  6. Под комментарием // number 5 нужно изменить строку так, чтобы переменная itemText была равна «current item name — $current item price», например «Shoes — $23.99» для каждого случая, чтобы корректная информация для каждого элемента была напечатана в счёте-фактуре. Здесь обычная конкатенация строк, которая должна быть вам знакома.

Практика: Топ 5 поисковых запросов

Хорошим тоном, является использование методов массива, таких как push () и pop () — это когда вы ведёте запись активных элементов в веб-приложении. Например, в анимированной сцене может быть массив объектов, представляющих текущую отображаемую фоновую графику и вам может потребоваться только 50 одновременных отображений по причинам производительности или беспорядка. Когда новые объекты создаются и добавляются в массив, более старые могут быть удалены из массива для поддержания нужного числа.

В этом примере мы собираемся показать гораздо более простое использование — ниже мы даём вам поддельный поисковый сайт с полем поиска. Идея заключается в том, что когда в поле поиска вводятся запросы, в списке отображаются 5 предыдущих поисковых запросов. Когда число терминов превышает 5, последний член начинает удаляться каждый раз, когда новый член добавляется в начало, поэтому всегда отображаются 5 предыдущих терминов.

Примечание: В реальном приложении для поиска вы, вероятно, сможете щёлкнуть предыдущие условия поиска, чтобы вернуться к предыдущим поисковым запросам и отобразите фактические результаты поиска! На данный момент мы просто сохраняем его.

Чтобы завершить приложение, вам необходимо:

  1. Добавьте строку под комментарием // number 1 , которая добавляет текущее значение, введённое в ввод поиска, к началу массива. Его можно получить с помощью searchInput.value .
  2. Добавьте строку под комментарием // number 2 , которая удаляет значение, находящееся в конце массива.

Заключение

Прочитав эту статью, мы уверены, что вы согласитесь, что массивы кажутся довольно полезными; вы увидите, что они появляются повсюду в JavaScript, часто в сочетании с циклами, чтобы делать то же самое для каждого элемента массива. Мы научим вас всем полезным основам, которые нужно знать о циклах в следующем модуле, но пока вы должны себе похлопать и воспользоваться заслуженным перерывом; вы проработали все статьи в этом модуле!

Осталось только выполнить тестовую задачу, которая проверит ваше понимание статей, которые вы прочли до этого момента. Удачи!

Посмотрите также

  • Indexed collections — an advanced level guide to arrays and their cousins, typed arrays.
  • Array — the Array object reference page — for a detailed reference guide to the features discussed in this page, and many more.

В этом разделе

  • Что такое JavaScript?
  • A first splash into JavaScript
  • What went wrong? Troubleshooting JavaScript
  • Storing the information you need — Variables
  • Basic math in JavaScript — numbers and operators
  • Handling text — strings in JavaScript
  • Useful string methods
  • Массивы
  • Assessment: Silly story generator

Found a problem with this page?

  • Edit on GitHub
  • Source on GitHub
  • Report a problem with this content on GitHub
  • Want to fix the problem yourself? See our Contribution guide.

Last modified: Oct 18, 2021 , by MDN contributors

  • Web Technologies
  • Learn Web Development
  • About MDN
  • Feedback
  • About
  • MDN Web Docs Store
  • Contact Us
  • Firefox
  • MDN on Twitter
  • MDN on Github

Mozilla

  • Mozilla on Twitter
  • Mozilla on Instagram

© 2005- 2021 Mozilla and individual contributors. Content is available under these licenses.

Работа с массивами данных.
Одномерные и двумерные массивы

Что такое массив?

Массив — это однородный, упорядоченный структурированный тип данных с прямым доступом к элементам. Элементы массива объединяются общим именем и занимают в компьютере определенную конечную область памяти. К любому элементу массива можно обратиться, указав имя массива и индекс элемента в массиве.

Одномерные и двумерные массивы

Если в массиве для обращения к элементам используется только один порядковый номер, то такой массив называется линейным, или одномерным . Одномерный массив можно представить в виде таблицы, в которой существует только одна строка.

Количество индексов элементов массива определяет размерность массива.

Массивы с двумя индексами называют двумерными . Такие массивы можно представить в виде таблицы, в которой номер строки соответствует первому индексу, а номер ячейки в строке (номер столбца) — второму индексу.

Чаще всего применяются одномерные массивы и двумерные массивы .

Чтобы объявить массив (это необходимо для выделения памяти, в которой будут храниться значения элементов массива), следует указать его имя и размерность при помощи ключевого слова МАССИВ .

В данном примере будет объявлен одномерный массив А, состоящий из 10 элементов.

В данном примере будет объявлен двумерный массив М, который можно представить в виде таблицы, состоящей из 4-х строк по 5 ячеек в каждой строке.

Ограничение на размер одномерного массива — 1000 элементов, для двумерных — 1000х1000. В учебных целях лучше не использовать массивы более чем из 500 элементов, чтобы не замедлять время обработки. Все массивы в Game Logo имеют числовой тип (действительные числа).

Содержимое элементов массива при объявлении равно нулю.

Работа с массивами

После объявления массива каждый его элемент можно обработать, указав идентификатор (имя) массива и индекс элемента в квадратных скобках. Например, запись M[2] позволяет обратиться ко второму элементу массива M.

При работе с двумерным массивом указываются два индекса. Например, запись
M[3,4] делает доступным для обработки значение элемента, находящегося в третьей строке четвертого столбца массива M.

Индексированные элементы массива называются индексированными переменными и могут быть использованы так же, как и простые переменные. Например, они могут находиться в выражениях в качестве операндов или использоваться в качестве аргументов в командах.

Присваивание значений элементам массива

Третьему элементу массива А будет присвоено значение 15.

Элементу массива М, находящемуся во второй строке четвертого столбца, будет присвоено значение 25.

Ввести значение в элемент массива можно также при помощи команды СПРОСИ.

Загрузка данных в массив

Загрузить данные в массив можно при помощи команды ЗАГРУЗИ.

Примеры для одномерного массива А.

загрузи в A
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
конец загрузки

загрузи в A
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
конец загрузки

Если данных будет недостаточно, то часть элементов останется незаполненной. Если избыточно, то они отсекутся.

Пример для двумерного массива М.

загрузи в M
15 17 25 36 24 56 78 56 36 24
56 78 56 36 24 15 17 25 36 25
15 17 25 36 24 56 78 56 36 24
78 56 36 24 15 17 17 25 36 25
36 24 56 78 24 56 78 56 36 24
39 78 56 36 24 25 15 15 89 71
15 17 25 36 24 56 78 56 36 24
78 56 36 24 15 17 17 25 36 25
36 24 56 78 24 56 78 56 36 24
39 78 56 36 24 25 15 15 89 71
конец загрузки

Заполнение массива с помощью циклов

Заполнение одномерного массив.

повторить для x от 1 до 10 <
M[x] = 555
>

Заполнение двумерного массив с помощью вложенных циклов.

повторить для x от 1 до 5 <
повторить для y от 1 до 7 <
M[x,y] = 555
>
>

Заполнение массива случайными числами

Заполнить массив случайными числами можно при помощи цикла.

Пример заполнения элементов массива А псевдослучайными целыми числами в диапазоне от 10 до 99:

массив А[100]
переменная х

повторить для х от 1 до 100 <
А[х] = Int(случайное * 89) + 10
>

Вывод значений элементов массива

На экран будет выведено значение третьего элемента одномерного массива А.

Будут выведены значения всех элементов массива А.

Знак # в команде ПИШИ выводит массив целиком. Для одномерных массивов вывод осуществляется с переносом строк. Для двумерных — как есть в виде таблицы, поэтому возможен выход за пределы поля.

Вывод массива в графическом виде

Массив может быть выведен в виде ряда точек (или таблицы из точек для двумерных массивов), цвет которых соответствует значению элемента массива (диапазон от 0 до 15, все числа меньше 0 отображаются черным цветом, больше 15 — белым). Этот способ удобен для моделирования клеточных автоматов, для визуализации сортировки и во многих других случаях, когда требуется визуальное восприятие происходящего в массиве.

Необязательные параметры и взяты в скобки. Они обеспечивают отступ от начала координат (верхнего левого угла).

Замена и копирование значений в массивах

Команда для замены во всем массиве одного значения на другое.

Команда для копирования всех значений одного массива в другой массив. Количество элементов и размерность массивов должны совпадать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: