Что такое клише

Значение слова «клише»

КЛИШЕ́, нескл., ср. Печатная форма для воспроизведения иллюстраций способом высокой печати (полигр.). Цинковое клише. Снять клише с гравюры. || перен. Ходячее, избитое выражение.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Клише́ (фр. Cliché):

Речевое клише — стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях.

Идеологическое клише (политическое, пропагандистское клише) — шаблонное выражение, употребляемое в публицистике, журналистике, публичных выступлениях политических и государственных деятелей.

Психологическое клише — метафора относительно мышления.

Типографское клише — печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций.

Клише (искусство) — установленная традицией, застывшая форма (мотив, тема).

КЛИШЕ’, нескл., ср. [фр. cliché]. 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время к. обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке. 2. перен. Шаблонное выражение, избитая мысль (книжн.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

клише́

1. полигр. рельефная форма для печати иллюстраций ◆ Ежели кажется тебе, что простых объявлений мало, то валяй с фокусами: вели напечатать объявление вверх ногами, закажи клише «с зубами» и «без зубов», проси публику не смешивать тебя с другими дантистами, публикуй, что ты возвратился из-за границы, что бедных и учащихся лечишь бесплатно… А. П. Чехов, «Общее образование», 1885–1886 г (цитата из НКРЯ) ◆ Мужчины приготовляют «реквизит» — всякие вещи, нужные при выходе; иные из них даже вырезывают перочинным ножом деревянные клише для газетных объявлений. А. И. Куприн, «Дочь великого Барнума», 1926 г. ◆ Новые марки были выпущены в количестве двух экземпляров и включены в каталог за 1912 год. Клише Воробьянинов собственноручно разбил молотком. ИП, «Двенадцать стульев», 1927 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Некоторые оттиски трудно определить — плох ли оттиск или плохо клише. П. Н. Филонов, Дневник, 1930–1939 г (цитата из НКРЯ) ◆ Обнаружить подделку было очень сложно, ибо, как выяснилось позже, банкноты были изготовлены чрезвычайно качественным клише, при помощи новейших технологий. Андрей Ростовский, «Русский синдикат», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. лингв. стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях ◆ Форма ещё менее отделима от содержания в поэзии, чем тело от души, а всякое тело тем и дорого, что оно смертно (в поэзии подобием смерти является именно механистичность звучания или возможность соскользнуть в клише). И. А. Бродский, «Об одном стихотворении», 1981 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Для маркировки несогласных официальная пропаганда десятилетиями пользуется одними и теми же клише: «группа безответственных лиц», «отдельная группа лиц», «подавляющее большинство поддерживает» и ещё несколько таких же. Наум Брод, «Я не согласен» // «Горизонт», 1989 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. принятый образец восприятия, способ интерпретации или выражения, которому слепо подражают; штамп ◆ Вам не нужно боязливо держаться за приёмы прошлых спектаклей или прибегать к клише. М. А. Чехов, «О технике актёра», 1945 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Разумно! Избежать неверных ассоциаций, из которых образуются стойкие клише, мешающие пониманию. И. А. Ефремов, «Час быка», 1968–1969 г (цитата из НКРЯ) ◆ Москва давно уже жила в выдуманном мире, отторгала реальные оценки реальной обстановки, довольствовалась набором идеологических клише, когда речь шла о характеристике различных политических сил. Александр Яковлев, «Омут памяти», 2001 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обмишуриться (глагол), обмишурился:

Что такое клише во всех его значениях

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современном русском языке довольно много иностранных слов, получивших широкое употребление (например, недавно рассмотренные сноб и консолидация).

К их числу относится популярное французское слово «клише». Что это такое в классическом понимании? В каких смыслах может употребляться этот термин в современной речи?

Что это такое в различных сферах жизнедеятельности

Слово клише было заимствовано из французского языка в середине XIX века. Оно является производной формой глагола clicher, который в буквальном переводе означает — делать оттиски.

В современном русском языке существительное клише употребляется в следующих значениях:

  1. В типографии — это рельефная форма из металла, дерева или другого материала, предназначенная для печати иллюстраций (прямое значение).
  2. Речевое клише — это любая шаблонная фраза (переносное значение).
  3. В психологии — это принятый образец восприятия.
  4. В искусстве — это что-то традиционное, не прищемляющее изменений. Например, штампы, которые используют в фильмах.

» alt=»»>

Клише в прямом значении — это форма для печати

В классическом понимании клише — это металлическая, деревянная или резиновая форма с нанесенным на неё рельефным изображением. После окунания его в краситель и надавливания на бумагу, кожу или другую поверхность получается зеркальный оттиск.

При помощи клише можно тиражировать:

  1. Иллюстрации
  2. Орнаменты
  3. Символы
  4. Надписи
  5. Подписи
  6. Чертежи
  7. Печатные тексты

  1. В печатном деле
  2. В графическом искусстве
  3. В дизайне

По характеру воспроизводимого оригинала клише бывает штриховое и растровое:

  1. Штриховое предназначено для тиражирования изображений из линий и точек одного уровня яркости. Оно применяется для копирования графических рисунков, чертежей, надписей.
  2. Растровое клише предназначено для тиражирования фотографий или рисунков акварелью, маслом. Оно обеспечивает передачу тонов различной интенсивности, создавая художественный эффект.

Мастерски изготовленные клише позволяют получать изысканные по красоте оттиски, поэтому находят широкое применение при изготовлении сувенирной продукции.

Особенно часто клише используются для тиснения на коже. Благодаря этому дизайнерскому приему кожаные изделия приобретают особый шик.

Речевые клише

Это шаблонные фразы или устойчивые словосочетания (в лексике их называют фразеологизмами). Они представляют собой готовые комбинации слов, благодаря которым облегчается процесс коммуникации.

Речевые шаблоны помогают в сжатой и емкой форме изложить мысли, выразить отношение к происходящему. По этой причине они широко используются в официально-деловых документах, научных статьях, публицистических изданиях.

Примеры речевых клише в политической и деловой лексике:

  1. Железный занавес
  2. Встреча на высшем уровне
  3. Желтая пресса
  4. Кризис доверия

Применение речевых шаблонов в деловой коммуникации является вполне уместным, однако оно совершенно неприемлемо для художественного стиля. Шаблонные сочетания слов лишают литературную речь эмоциональной окраски и индивидуального стиля. По этой причине писатели стремятся избегать избитых фраз в своих сочинениях.

Примеры речевых клише в литературе:

  1. Мороз крепчал
  2. Кошачья походка
  3. Упасть в объятия
  4. Воцарилась тишина
  5. Пулей выскочить

По мнению литературных критиков, отсутствие речевых клише в тексте художественного произведения свидетельствует о профессионализме и таланте его автора. И наоборот, присутствие шаблонных фраз говорит о низком качестве литературного сочинения.

Но в нашу эпоху ЕГЭ все поставлено с ног на голову и шаблонность мышления и изложения своих мыслей забивают в нас с детства:

Психологические и эмоциональные клише

В психологии словом клише принято называть стереотипное восприятие происходящего, мешающее его адекватной оценке. Именно это (стереотипы) часто становится причиной ложного, ошибочного представления о чем-либо.

Большинство из нас в повседневной жизни руководствуется стереотипами. В некоторых ситуациях привычка мыслить готовыми формулами может оказаться полезной, поскольку позволяет быстрее адаптироваться к изменениям, разобраться в сложной ситуации, избежать опасности.

Однако у любого стереотипа есть существенный недостаток — он препятствует возникновению новых мыслей и представлений. Стереотип несовместим с творческим мышлением, не позволяет человеку быть свободным в суждениях и поступках.

По этой причине психологи рекомендуют всем, кто заинтересован в развитии своей личности, избегать общепринятых клише в оценке людей и ситуаций, придерживаться собственной точки зрения на значимые события, быть открытыми всему новому.

Разновидностью психологического клише является эмоциональное. Это ставшие для многих из нас привычными негативные реакции на происходящие события – обида, раздражение, отчаяние, злость.

Психологи призывают бороться с этим неприятным свойством человеческой психики. Осознание того факта, что отрицательные эмоции в большинстве случаев являются плохой привычкой, позволит освободиться от деструктивных переживаний, приобрести новый жизненный опыт, испытать обновление чувств.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Если человек в своей речи часто использует клише, это говорит об ограниченности его мышления. Такие люди, как минимум, скучны. Это своего рода застой, который препятствует дальнейшему росту.

Сейчас оригинально никто не пишет, в фильмах используются одни и те же избитые приёмы, всё искусство несёт в себе определенные штампы, которые приносят успех и никто от этого отказываться не собирается, не зря же музыканты говорят, что в октаве всего семь нот.

Так на то фразы и расхожие, чтобы ими пользовались и это будет очень естественно выглядеть, иначе прямая речь героев литературного произведения будет напоминать речь инопланетян, вроде по-русски, но как-то криво.

Клише — это такая приспособа из арсенала фальшивомонетчиков. Строго говоря — металлический оттиск купюры, самая сложная в исполнении часть печатного станка. То, за что при изобличении сажают безоговорочно))

Соглашательство с мнением большинства является конформизмом, а не клише. Ещё на детях такой опыт проводили, детей подговаривали, чтобы они белую пирамидку называли чёрной, а испытуемый ребёнок, как правило, менял свою точку зрения в оценке цвета пирамидки, присоединяясь к большинству.

Значение слова клише

Словарь Ушакова

клиш е , нескл., ср. (франц. cliché).

1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время клише обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке.

Читайте также  Что такое сухой лед

2. перен. Шаблонное выражение, избитая мысль (книж.).

Словарь лингвистических терминов

(франц. cliche). Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. В отличие от штампа, представляющего собой избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью, клише образует конструктивную единицу, сохраняющую свою семантику, а во многих случаях и выразительность. «В системе современного литературного русского языка слова, по большей части, функционируют не как произвольно и неожиданно сталкиваемые и сцепляемые компоненты речи, а занимая устойчивые места в традиционных формулах. Большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише» (В. В. Виноградов). Положительные стороны клише: соответствие психологическим стереотипам как отражению в сознании часто повторяющихся явлений действительности; легкая воспроизводимость готовых речевых формул; автоматизация процесса воспроизведения; облегчение процесса коммуникации; экономия усилий, мыслительной энергии и времени как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего).

Контрразведывательный словарь

печатная форма с рельефными печатающими элементами (буквы, рисунок, чертеж и т. д.) для полиграфического воспроизведения текста и иллюстраций. Разведывательные органы противника и антисоветские зарубежные организации изготовляют клише с текстами антисоветского содержания фабричным способом и переправляют их в СССР нелегальным путем для использования эмиссарами, агентами и враждебными элементами внутри страны. Антисоветские элементы внутри страны изготовляют клише чаше всего кустарным способом.

Толковый переводоведческий словарь

1. Любая часто повторяющаяся речевая формула, имеющая всегда одно значение и несущая одну и ту же информацию.

2. Стереотипные слова и фразы. Наиболее распространенный способ перевода — это подбор соответствующего русского клише.

3. Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легковоспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. Клише, в отличие от штампа, образует конструктивную единицу, сохраняющую свою семантику, а во многих случаях и выразительность.

4. Стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных ситуациях, бытовых контекстах, в данном литературном или публицистическом направлении. Стереотипные выражения, подлежащие воспроизведению в стандартных ситуациях и представляющие собой законченное высказывание, называются ситуационными клише.

Энциклопедический словарь

  1. стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная фраза, выражение (напр., «Вопрос ждет своего решения»).
  2. (франц. cliche), иллюстрационная печатная форма высокой печати. По характеру рисунка подразделяются на штриховые (с рисунков пером, с чертежей и т. п.) и растровые (с фотографий, рисунков акварелью, маслом). Получают травлением (см. Цинкография) или гравированием металла.

Словарь Ожегова

КЛИШЕ, нескл., ср.

1. Рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей (спец.). Изготовить к. Штриховое к.

2. перен. Шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп.

Словарь Ефремовой

  1. ср. нескл.
    1. Печатная форма из металла, дерева и т.п. с рельефной копией рисунка, чертежа, плана и т.п. для воспроизведения их в печати (в полиграфии).
    2. перен. Ходячее, избитое выражение, избитая фраза.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(франц. Clich é) — в графических искусствах — копия вырезанного на дереве или металле изображения, служащая для размножения его отпечатков. Так, в типографском деле К. называется копия со штампа большой заглавной буквы, виньетки, целого слова, фразы или страницы, набранных типографским шрифтом, с доски политипажного рисунка и проч., изготовляемая посредством отливки из легкоплавкого металла (клиширования). Самый простой способ получить такое К., если не имеется готовой углубленной медной формы для его отливки (матрицы), состоит в следующем: в плоскую, сделанную из твердой бумаги или картона коробку с загнутыми краями наливают легкоплавкий металл, обыкновенно употребляемый для литья шрифта, и когда этот металл, начиная остывать, превращается в полужидкую, кашеобразную массу, в него сильно нажимают рукой оригинал, предварительно прикрепленный к одному из концов деревянного штабика. Если оригинал резан из твердого металла, то можно также получить его оттиск в более мягком металле посредством ударов молотка. Сделанную тем или другим образом копию, воспроизводящую оригинал не выпукло, а углубленно и в обратном виде, тщательно натирают порошком болуса или графита и поступают с ней так же, как с оригиналом, т. е. оттискивают ее в полужидком легкоплавком металле, и таким образом получают точное воспроизведение оригинала уже в прямом виде, которое, будучи освобождено от окружающих ненужных частей металла и насажено на деревянную ножку или припаяно к оловянной подставке надлежащей высоты, может быть употребляемо вместе с обыкновенным типографским набором. Этот первоначальный способ изготовления К. значительно облегчен изобретением особой клишировальной машины. Еще более удобно стало получать типографские К. после изобретения стереотипии (см.) и применения к делу гальванопластики (гальванопластическое К., гальвано) и, наконец, целлулоида. В фотографическом производстве название К. дается светописным снимкам на стекле, так наз. негативом и позитивом. В художественном гравировании на меди и на стали название К. присвоено копиям с гравированных досок, изготовляемым при помощи гальванопластики и заменяющим их при печатании эстампов, в том случае, когда надо получить большое количество оттисков и сберечь оригинальную доску от порчи, неизбежной при многократных набиваниях ее краской и прокатывании между валами печатного станка. В настоящее время почти ни одна доска, мало-мальски хорошо гравированная бюренистом или аквафортистом, не поступает в руки печатника, а воспроизводится в нескольких гальванопластических К., с которых, после покрытия их тончайшим слоем гальванопластической же стали, и делаются оттиски в потребном числе экземпляров; сама же подлинная доска сохраняется на случай будущего употребления. Равным образом, и политипажные гравюры, в большинстве случаев, печатаются не с оригинальных деревянных досок, но с металлических К., изготовленных по ним гальванопластически, причем применение к их производству фотографии дает возможность по произволу уменьшать размеры политипажей и через то превращать работу гравера в чрезвычайно тонкую, почти микроскопическую.

Клише

Избегать клишированных и штампованных фраз советуют в каждом учебнике или руководстве по составлению текстов. Считается, что они ухудшают качество текста и мешают его воспринимать. Чаще всего так и есть: при прочих равных нешаблонный, интересный контент легче читается.

Что такое клише и штампы

  • Клише. Это фиксированные речевые обороты, которые используются совершенно бездумно. Часто к ним относятся канцеляризмы: громоздкие нечитаемые конструкции, делающие речь официальной и тяжеловесной. Вот, например, «осуществить волеизъявление» – канцеляризм. Причем чаще всего и клише, и канцелярские обороты можно заменить другими, более простыми и легко читаемыми – «приказать» к примеру.
  • Штампы. Иногда их называют синонимом клише. Но понятия понемногу расходятся: штамп – это газетный оборот, который настолько затаскали, что он потерял смысл или перестал вызывать что-то, кроме раздражения. «Автоледи», «люди в белых халатах» или «черное золото» – все эти выражения когда-то были свежими и новыми, но с тех пор успели затереться и совершенно потерять индивидуальность. Штампованная речь скучная и пресная, к ней неинтересно прислушиваться.

Примеры клише и штампов в русском языке

Перечислить здесь полный список не выйдет: примеров слишком много и в художественном, и в публицистическом языке. Например, «сердца стучат в унисон» – образец штампа, а по набившей оскомину фразе «индивидуальный подход к каждому клиенту» можно догадаться, что это клише. В русском языке бесконечное количество примеров, познакомиться с ними можно в словарях и публицистических работах, посвященных чистоте речи и качеству текстов. Общее правило такое:

  • словосочетание, которое кажется броским, но на деле используется в каждой второй некачественной статье и почти лишено смысла, – это штамп;
  • готовый шаблонный оборот текста, на котором при чтении либо спотыкаешься, либо вообще не замечаешь его, пропуская как информационный шум, – клише.

Кстати, словосочетание «информационный шум» можно назвать штампом.

Влияние на качество текста

Вне зависимости от вида текста шаблонные и клишированные обороты влияют на его качество. Какое-то небольшое количество штампов и клише, скорее всего, останется даже в хорошей статье, полностью вытравить приевшиеся словесные формы сложно. Но, если их становится слишком много, текст начинает проседать сразу по нескольким направлениям.

  • Читаемость. Шаблонные обороты воспринимаются как шум. Читатель или вовсе их не замечает и пропускает взглядом, или старается вчитаться и путается. Второй вариант характерен для текстов, которые старались написать серьезным языком и в результате перебрали с канцеляризмом. А если текст непонятный или не несет пользы для читателя, то он бесполезен – людям от него никакого прока. Встречается и обратная ситуация, когда автор, пытаясь отойти от клише, описывает простые вещи слишком вычурно, непонятно. Выглядеть это может, конечно, ярко, но его никто не поймет: так просто не говорят.
  • Продвижение. Если задача текста – продавать и убеждать, шаблонные обороты только помешают ему работать как надо. Читатель просмотрит его и уйдет, потому что в текстовом массиве не найдется ничего, что его бы зацепило. А ведь правильный продающий текст должен цеплять, и делается это отнюдь не за счет штампов. Кроме того, поисковые системы натренированы искать в текстах воду и оценивать бессмысленные текстовые блоки как низкокачественные. Так что штампованный текст не поможет продвижению, а навредит – и SEO, и конверсии.
  • Примеры правильных и неправильных оборотов. Если заменять штампы на другие, непривычные фразы, текст только усложняется и становится еще более нечитаемым. Авторам предлагают другой выход – упрощать и сокращать, выбрасывать шаблоны и пользоваться фактами. Известный редактор и публицист Максим Ильяхов, которого иногда называют «главредом Рунета», выпустил про это несколько книг, их рекомендуют начинающим копирайтерам. На сайте редактора много примеров, как писать надо, а как не стоит.

  • «Наши сотрудники – профессионалы своего дела» звучит неинформативно. Фразу можно сделать ярче и одновременно полезнее, добавив в нее реальные достижения. «Наши сотрудники увеличили продажи вдвое за год» выглядит намного лучше.
  • «Индивидуальный подход к каждому» уже ни о чем не говорит. Пишите как есть, например «каждому клиенту предоставляем личного менеджера».
  • Иногда целую конструкцию можно заменить одним-двумя словами. «Решение было принято» на «мы решили».
Читайте также  Что такое ритм

Частые ошибки при написании текстов

Избавиться от штампов и клише можно за счет вычитки. А ведь есть ошибки, которые встречаются не реже, но ухудшают текст и мешают его пониманию. Часто они вытекают как раз из шаблонности: люди так стремятся пользоваться твердыми конструкциями, что забывают о согласованности. Метафорически они составляют речь из кубиков и не слишком заботятся о том, чтобы те стояли ровно.

  • Неправильная временная форма. «Временные» ошибки встречаются постоянно, особенно в сочетании со штампами. Неверное сочетание, например, прошедшего и настоящего времени ломает текст, лишает его стройности. Если действие происходит в настоящем, не переходите на прошлое время ни с того ни с сего. А еще встречается совершенно неправильный с точки зрения языка оборот «был бывшим». Если человек или предмет бывший, то он в любом случае «был»: это тавтология и речевая ошибка.
  • Несогласованность. Части предложения должны быть согласованы между собой, иначе фраза в лучшем случае портит облик текста. В худшем становится совершенно нечитаемой. Выход здесь один: учиться согласовывать речь и избегать слишком сложных оборотов. Представьте себе разговор со знакомым и подумайте, сказали бы вы так, если бы просто общались. От всех ошибок это не убережет, например в деепричастных оборотах ошибаются и в разговорной, и в письменной речи. Но такой мысленный эксперимент хотя бы избавит вас от громоздких несогласованных конструкций. Частая ошибка – калька с английского. Например, «мы имеем отсутствие»: легко догадаться, что такое клише в русский пришло из другого языка.
  • Неверное применение слов. Бывает, что само слово теряет свое значение, и его начинают использовать неправильно. Например, «функционал». Сейчас его постоянно используют в значении «функциональность», хотя изначально это математическое понятие, которое к функциям техники отношения не имеет. Часто путают слова «адресат» и «адресант», «конкурентный» и «конкурентоспособный». Чтобы такого не происходило, нужно периодически освежать словарный запас и сверяться со словарями.

Как улучшать тексты и убирать клише

Тексты пишут быстро, глаз в процессе устает и уже не выцепляет ошибки, которые вредят читаемости. Да и научиться их замечать сложно. В помощь автору существуют книги и сервисы, которые помогут убрать из речи клише или научиться их распознавать.

  • «Главред». Это проект Максима Ильяхова. Бесплатный сервис проверяет тексты на соответствие инфостилю, подсвечивает ошибки и штампы, канцеляризмы и громоздкие конструкции. Тексту сразу выносится оценка. Считается, что ей лучше быть выше 8.

  • Нора Галь. Переводчица и писательница Нора Галь известна книгой «Слово живое и мертвое». Простым языком она рассказывает о канцеляризме, о неправильном употреблении слов, о том, как сделать письменную речь живее и интереснее. Эти советы, в отличие от рекомендаций инфостиля, подходят и для публицистических, и для художественных текстов.
  • Факты. Заменяйте штампы на реальные факты. Не нужно писать «профессиональные сотрудники», если вы можете рассказать, в чем именно их профессионализм и почему они заслуживают доверия. Избитое «низкие цены» замените на примеры. Допустим, некий предмет в вашем магазине стоит дешевле, чем у конкурентов. Расскажите о нем. Факты, в отличие от клише, уникальны и оживляют текст.
  • Упрощение. Длинные и сложные конструкции хороши, если вы пишете курсовую работу. Но, если предполагается, что текст будут читать, от них надо отказаться. Заменяйте сложные слова на аналогичные простые, избавляйтесь от нагромождений. Не «сувенирные изделия», а «сувениры», не «таким образом», а просто «так», а часто вводные фразы и вовсе можно опустить.
  • Глаголы. В живом тексте много глаголов и действия. Начинающие авторы, бывает, злоупотребляют отглагольными существительными, которые заканчиваются на -оние, -ение, -эние, -ие, причастиями и деепричастиями. А они усложняют текст. Если это возможно, старайтесь использовать вместо них глаголы. Не «проводилось тестирование», а «тестировали», не «оказывает содействие», а «содействует». Но без фанатизма: заменять «начинающего» на «человека, который начинает» тоже не стоит. Пользуйтесь в первую очередь здравым смыслом и простым принципом: текст должен быть понятным и легко читаться.

Значение слова клише

Клише в словаре кроссвордиста

клише
  • Печатная фоpма с pельефным pисунком.
  • Речевой штамп.
  • Шаблонная фраза.
  • Ходячее выражение.
  • Средство размножения (типогр.)

I нескл. ср.Печатная форма из металла, дерева и т.п. с рельефной копией рисунка, чертежа или плана для воспроизведения их в печати ( в полиграфии ) . II нескл. ср.Стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях.

Большой современный толковый словарь русского языка

( фр. cliche) печатная форма (из металла, дерева, пластмассы или линолеума) с рельефным рисунком, вытравленным, награвированным или изготовленным способом гальванопластики; служит для воспроизведения иллюстраций.

Новый словарь иностранных слов

ср. нескл.
1) Печатная форма из металла, дерева и т.п. с рельефной копией рисунка, чертежа, плана и т.п. для воспроизведения их в печати (в полиграфии).
2) перен. Ходячее, избитое выражение, избитая фраза.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

[фр. cliche]печатная форма (из металла, дерева, пластмассы или линолеума) с рельефным рисунком, вытравленным, награвированным или изготовленным способом гальванопластики; служит для воспроизведения иллюстраций.

Словарь иностранных выражений

( франц. cliche). Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. В отличие от штампа, представляющего собой избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью, клише образует конструктивную единицу, сохраняющую свою семантику, а во многих случаях и выразительность. “В системе современного литературного русского языка слова, по большей части, функционируют не как произвольно и неожиданно сталкиваемые и сцепляемые компоненты речи, а занимая устойчивые места в традиционных формулах. Большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише” (В. В. Виноградов). Положительные стороны клише: соответствие психологическим стереотипам как отражению в сознании часто повторяющихся явлений действительности; легкая воспроизводимость готовых речевых формул; автоматизация процесса воспроизведения; облегчение процесса коммуникации; экономия усилий, мыслительной энергии и времени как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего).

Словарь лингвистических терминов

Словарь русского языка Лопатина

рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей Spec Изготовить к. Штриховое к. клише Obs шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп

Словарь русского языка Ожегова

(франц. cliche), иллюстрационная печатная форма высокой печати. По характеру рисунка подразделяются на штриховые (с рисунков пером, с чертежей и т. п.) и растровые (с фотографий, рисунков акварелью, маслом). Получают травлением (см. Цинкография) или гравированием металла. — стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная фраза, выражение (напр., «Вопрос ждет своего решения»).

Современный толковый словарь, БСЭ

клише ср. нескл.
1) Печатная форма из металла, дерева и т.п. с рельефной копией рисунка, чертежа, плана и т.п. для воспроизведения их в печати (в полиграфии).
2) перен. Ходячее, избитое выражение, избитая фраза.

Толковый словарь Ефремовой

нескл., ср. (фр. clichй).

1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время клише обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке.

2. перен. Шаблонное выражение, избитая мысль (книжн.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

клише, нескл., с.

Полный орфографический словарь русского языка

рельефная форма для печати иллюстраций , стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях принятый образец восприятия, способ интерпретации или выражения, которому слепо подражают; штамп

Кстати, он узнал, что даже в производственных условиях изготовление клише является делом весьма сложным и под силу высококвалифицированным мастерам, что особенную сложность представляет изготовление штриховых клише и особенно клише глубокой печати.

У детей их значительно меньше.• Тот, кто разбирается в этих клише – то есть те, у кого от этого зависят жизненно важные вещи (заработок, жизнь) – имеет огромную власть над вами.• Избавиться от клише трудно – их много, и наш ум, цивилизованный, с развитой второй сигнальной системой – без них уже не может.• Изучить можно только часть этих клише , самых основных, разумеется – дело долгое, трудное еще и потому, что напоминает зубрежку.

Идеологемам в описанном смысле мы дадим название идеологем-клише, или, в целях стилистического благозвучия, будем говорить и об идеологических клише , идеологических формулах и схемах.

В частности, он узнал о процессах в печати, стал разбираться в специальной терминологии о видах печати, например, узнал, что такое глубокая печать (то есть такая печать, где элементы изображения рисунка вытравлены на клише вовнутрь, вернее в глубину и краска извлекается из этих элементов под давлением), что такое высокая печать (она используется при печатании газет, журналов и книг), почерпнул много нового о существовании всевозможных растворов и материалов, из которых можно изготовить клише .

Одержимость просвещенных умов XX века такими клише , как «отчуждение», «(Я и) другой», «отсутствие», «диалог», «identity» – говорит о неспособности этих умов осознать объективную мифологичность этих клише .

Язык пьесы — это клише нашего времени, клише кино, пресс-конференций, поп-музыки и статей по вопросам этнографии в журнале National Geographic.

Я тогда работал в Чикаго, в региональной рекламе, вдруг перескочил из медиа байера в большую консалтинговую фирму и уже в двадцать девять стал арт-директором — поистине, что называется, «славный парень далеко пойдет» — но вовсе не был счастлив, что бы не значило «быть счастливым», хотя, конечно, никому не признавался, ведь это такое клише — «Слезы Клоуна», «Ричард Кори»[1] и т. д. — а круг людей, что казались мне важными, смотрел на клише сухо, косо и презрительно, так что, разумеется, я постоянно пытался показать, что я такой же сухой и потрепанный жизнью, и всячески зевал, смотрел на ногти и говорил нечто типа «Счастлив ли я?

Читайте также  Что такое сеть LTE

На Западе его бы считали первым национальным писателем, за “уровень языка”, а не почвенные клише …»[2]) аккумулируют явные и скрытые предубеждения, которыми определяется наше восприятие литературы как таковой и (не)приятие «деревенщиков» в частности – тут и возмущение столичными вкусами, и принятая по умолчанию антитеза «низкого» (идеологии, «почвенных клише ») и «высокого» («языка»), и стремление реабилитировать относительно позднего «деревенщика» Личутина, напомнив о «подлинных» критериях художественной ценности.

Настало время, когда во имя информационной свободы мы должны сказать «нет» многим перестроечным формулам и клише , спасая перестройку от нее же самой и от ее «друзей», жертвуя ее идолами во имя свободы исследования, во имя той самой «правды», которая рискует оказаться очередным знаком, очередным клише , коль скоро мы не займемся исследованием и критикой самого перестроечного процесса.

Конечно, необходимость приспособиться к новой обстановке ради выживания порождала поверхностное политическое клише , поддерживаемое обывателями, но многие из этих клише скорее отражали стремление к самосохранению, формальному восприятию новой риторики, позволявшему выглядеть «как все».

Чем плохи клише и почему без них не обойтись

Эту статью ни в коем случае не стоит рассматривать как серьезный труд или руководство к действию, но почти наверняка стоит принять к сведению. Глобально нового здесь ничего нет, все уже было написано как более маститыми авторами, так и менее. Это скорее “мои мысли на тему”, подкрепленные некоторыми исследованиями.

Что такое литературное клише?

Иными словами это приемы, которые давно и прочно используются многими авторами самых разных произведений самых разных жанров. Однако при оценке писательского мастерства принято использование клише осуждать. Не без причины, разумеется, но сейчас не об этом. Нейтральное, в общем-то, слово приобретает негативный оттенок — так почему же?

Полезем за примерами. Недавно читал роман одного сетевого автора, в котором действие начиналось с классической сцены в баре. Ну, знаете, в которой к ГГ подходит некто из его прошлого и предлагает работу, а тот, глядя в стакан с бурбоном, отвечает “ты же знаешь, я завязал”. Узнали? Нет?

Ладно, тогда другой пример, хоть и из той же книги. В конце главный антагонист, умирая, говорит повергнувшему его протагонисту: “Я твой отец”. Ну? Узнали? Узнали?

Ну а чтобы окончательно закрепить понимание, на протяжении повествования ГГ раз пять оказывался Тем Самым Избранным, исполняющим Пророчества.

Почему клише — это плохо

Читателям, кстати, зачастую плевать, что где-то такое уже было. Иногда даже самый заезженный штамп приводит публику в полный восторг, и примером тому служит легион неубиваемых героев боевиков, давно превратившихся в часть мировой культуры. Винить в этом публику глупо и нерационально — на вкус и цвет все люди разные. Искушенный читатель точно не станет читать ту книгу, которую я приводил выше в качестве примера, потому что она состоит из клише чуть больше, чем полностью. Неискушенный прочтет залпом по той же самой причине. Казалось бы — ну и ладно, чего бы тогда не пользоваться этими штампами?

Да на самом деле — на здоровье, никто вас по рукам бить не станет (ну, кроме самых ярых апологетов словесности, конечно). Эта статья как раз и призвана рассмотреть все “за” и “против”.

И следующее “против” звучит так: штампы убивают оригинальность. Авторов можно незримо разделить на две категории — тех, кто пытается быть оригинальным и тех, кому это все до звезды, лишь бы были деньгипризнаниефанатки (нужное подчеркнуть). Причем первые порой в погоне за оригинальностью пишут такую беспросветную ересь, что хочется как можно скорее выплакать мозги, а вторые выдают вполне удобоваримые, хоть и насквозь вторичные книги. И все же когда читаешь много, начинаешь замечать, что везде все одно и то же, только под разным соусом. И хочется свежатинки. Чего-то, что еще не заезжено до дыр, не испохаблено до тошноты. Поэтому каждое мало-мальски оригинальное произведение воспринимается как глоток свежего воздуха.

Ну и есть еще один пункт, который я бы хотел выделить из предыдущего, хоть он несколько субъективен и, вероятно, наивен. Клише убивают много нового. Каждый раз, когда автор делает выбор в пользу готового штампа вместо того, чтобы напрячь мозги и придумать что-то свежее, где-то в иной вселенной грустит нерожденный шедевр. Это делается от лени, от безразличия, от скудной фантазии, но делается постоянно, и мировая литература от новой клишированной книги не становится богаче, но жиреет. То есть набирает лишний вес, бесполезную массу, которой потом мается, да-да.

И есть еще одна причина стараться не использовать штампы, но чтобы объяснить ее, потребуется отвлечься, поэтому изложу ее ниже.

“Ах, в наше время уже невозможно быть оригинальным”, “Все написано и придумано до нас”, “У меня лапки” — вот что обычно говорят авторы, когда их упрекают в излишней клишированности текстов. Тем, у кого лапки, вряд ли уже что-то поможет, но в общем и целом это все звучит как оправдания, замешанные на лени или неуверенности в себе. Как говорится, “использовать клише любой дурак может, ты попробуй что-то свое придумать”.

Это все был праведный гнев, а теперь перейдём к следующей фазе — осмыслению.

Углубляемся в природу клише

Попытаюсь объяснить, почему.

Вы впервые идете на новую работу. Дорога вам незнакома. Вы смотрите по сторонам, подмечаете забавные рекламные баннеры, присматриваете магазины, в которые можно будет зайти на обратном пути. Остановившись на светофоре, вы запомните в какой очередности загорается зеленый свет на перекрестке. Ваш мозг работает на полную катушку, пытаясь уместить новую информацию в существующей системе нейронов. У него, понятное дело, не получается. И тогда он начинает образовывать новые нейронные связи.

Спустя пару недель вы уже точно знаете, сколько времени занимает дорога и что вас может задержать по пути. Все рекламные баннеры изучены и внимания больше не привлекают. По пути вы можете задуматься о чем-то своем.

Спустя пару месяцев вы уже знаете, какие магазины хорошие, а в какие вы больше не пойдете. По пути вы можете послушать аудиокнигу, поскольку дорога уже не требует вашего внимания.

Спустя пару лет перед сном вы можете даже не вспомнить, как сегодня пришли на работу или как вернулись с нее. Видели ли вы какие-то новые баннеры или вывески, работал ли светофор. Этот путь доведен до полного автоматизма, и вы за ним просто не следите.

Все потому что наш мозг — ленивая сволочь, которая все время стремится упростить себе работу. За годы, на протяжении которых вы ходите одним и тем же путем, он образовал новые нейронные связи и теперь просто “проматывает” происходящее в пути. За этим, кстати, также кроется объяснение феномена “с каждым годом время течет все быстрее”. На самом деле правильнее будет сказать “время течет быстрее, если день за днем делать одно и то же”. Но сейчас не об этом.

Создание новых нейронных связей — это способ нашего мозга затрачивать меньше усилий на повторяющийся мыслительный процесс. В основном, чтобы освободить свои ресурсы для “более полезных” процессов, которые зачастую оказываются “ленивыми”, то есть не требующими высокой активности. Ведь по дороге на работу вы задумываетесь не только о нужных вещах, не так ли?

Отсюда растут ноги у глупых стереотипов, у поверхностных суждений, у невнимательности и прочих побочных эффектов “ленивости” мозга. Иными словами, пользуясь одним набором нейронных связей (шаблоном), умнее вы не становитесь. Вы лишаете себя возможности обзавестись новыми связями и останавливаетесь в развитии. Ваш ум коснеет. Именно поэтому с возрастом людям все сложнее привыкать к новому, и к старости они начинают бросаться с вилами на новые технологии.

С другой стороны, у кого больше нейронных связей, тот изобретательнее, быстрее соображает, как следствие более оригинален и успешен. Вот и думайте сами.

Штамп или не штамп — вот в чем вопрос

Ведь клише тоже разные. Есть, конечно, убийственные, как “я твой отец”, но есть и безобидные, как вопрос “ты в порядке?”. После первого у вас на лице может остаться яркий отпечаток вашей же руки, а второй как бы невинно склеивает два блока подачи информации и воспринимается более-менее нормально, хотя заезжен намного сильнее. Это потому, что первый штамп — крупный, а второй — мелкий.

Если крупные клише почти всегда вызывают негатив, то мелочь в тексте порой незаметна (все из-за того же гало-эффекта). Бывает же, напротив, что мелочь эта настолько вырвиглазная, что даже читать дальше не хочется. А как тогда понять, каких клише лучше избегать, а какими можно без зазрения совести пользоваться?

Для начала надо признать, что способность распознать штамп неизбежно упирается в жизненный, а в особенности читательский опыт и элементарный литературный вкус. Поэтому в первую очередь нужно много прочитатьпосмотреть и пропустить через себя. Во вторую — стараться в своем произведении все прочитанное не повторить, как бы ни хотелось. А в третью. наверное, не париться.

В конце концов, история знает множество примеров, когда книга с несколькими крупными штампами тем не менее прекрасно написана и рекомендуется к прочтению. Отсюда и вывод.

Клише — не зло, зло — это безалаберность при обращении с ними. Избавиться от них до конца невозможно, и стремиться к этому неправильно (напоминаю — все написано до нас). Тем не менее, в наших силах свести использование штампов в своем тексте к минимуму. Тогда, может, и трава станет зеленее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: