Что такое классическая литература

Понятие литературной классики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Литературная классика — это произведения художественной литературы, считающиеся эталоном для того или иного жанра.

История возникновение понятия литературной классики

В литературе само понятие классики сложилось в последние три столетия эпохи античности и обозначало категорию писателей, которые по каким-либо причинам, не всегда ясным, считались достойными быть наставниками и служить образцами во всем, что касается получения знаний и владения словом. Первым классическим писателем считается Гомер. Уже в классический период развития Греции его поэмы «Илиада» и «Одиссея» считались недосягаемой вершиной драмы.

У древних греков понятия «драма» и «литература» были практически тождественными.

В 5-8 вв. н. э. сформировался канонический список авторов, которые обладали текстами, определявшими теории и нормы. Эти нормы и теории передавались в процессе обучения. При этом канон не был абсолютно незыблемым, но в разных школах его ядро остается постоянным, да и сам он варьируется в минимальной степени. К 14 веку возникает тенденция к расширению этого списка. В этот период наряду с писателями эпохи Августа в этот перечень включаются авторы более поздних эпох и представители язычества и христианства 4-8 веков. Эти авторы служат общим достоянием, им постоянно подражают, их цитируют, сочиняют к ним глоссы.

Глосса – это непонятное или иноязычное слово в тексте с объяснением, которое помещается либо под самим словом, либо над ним, либо на полях.

Современное значение понятия классической литературы своими корнями уходит в эпоху Ренессанса. В этот период в процессе секуляризации европейской культуры писатели интересовались античными авторами. В результате в литературе воцарилась эпоха классицизма. Писатели подражали античными драматургам, в частности, Софоклу, Эсхилу, Эврипиду.

Готовые работы на аналогичную тему

В своей работе «Поэтическое искусство» Николя Буало описывает канон классической драмы.

С этого момента понятие классической литературы приобрело несколько значений:

  • В узком смысле классическая литература – это вся античная литература
  • В широком понимании понятие «классический» стало применяться по отношению к любому литературному произведению, которое стало эталоном для своего жанра. Например, существует классика модернизма (Джойс, Пруст), классика романтизма (Байрон), классика массового романа и т.д.

Сущность литературной классики

Понятия «литературный верх», «высокая литература» не имеют полной смысловой определенности. При этом они служат логическому выделению из всей «литературной массы» части, верной своему культурно-художественному предназначению и достойной уважительного внимания. Вершиной высокой литературы является классика – часть художественной словесности, которая авторитетна и интересна для ряда поколений. Классика составляет «золотой фонд» литературы.

Литературоведческое понятие «классический стиль» связано с представлениями о гармонической цельности. Это понятие выступает в качеств ориентира для каждой национальной литературы. В отечественной словесности, например, классический стиль наиболее полно воплощен в творчестве А. С. Пушкина.

В понятии «литературная классика» содержится представление о масштабности, значимости, образцовости произведений. Как говорил Д. С. Мережковский, писатели-классики являются «вечными спутниками человечества».

Художественная (литературная) классика – это совокупность произведений первого ряда. Как правило, она опознается только из последующей эпохи.

Суть классической литературы состоит в том, что она активно включена в трансисторические диалогические отношения.

Преждевременное же возведение автора в ранг классика не всегда полезно и желательно. Автор, признанный своими современниками, является всего лишь «кандидатом» в классики. Есть немало примеров, когда литераторы, не по праву объявленные современной им публикой классиками, затем часто еще при жизни, отцветают, теряют свою значимость в глазах последующих поколений. Таким образом, вопрос о том, кто имеет право называться классиком, решают не современники писателей, а последующие поколения, их потомки. Например, в настоящее время принадлежность Б. А. Баратынского и К. Н. Батюшкова к числу поэтов-классиков не вызывает сомнений, но на протяжении долгого времени они находились во «втором ряду», вместе с Н. И. Гнедичем, В. К. Кюхельбекером, И. И. Козловым, чья заслуга перед отечественной литературой не вызывает споров, но их популярность у публики и размах творческой деятельности недостаточно велики.

Вопреки популярному мнению, литературная классика не является «окаменелостью». Бытование классических творений полна динамики при стабильно высокой репутации писателей. Как писал М. М. Бахтин, каждая эпоха по-своему переакцентирует литературные произведения прошлого. Поэтому жизнь произведений в большом историческом времени связано с их обогащением. Смысловой состав произведений может досоздаваться далее, расти, на фоне новых событий классические творения раскрывают новые смысловые моменты. При этом эти произведения в разные исторические моменты воспринимаются по-разному, часто вызывая споры и разногласия. Ярким примером является широкий диапазон трактовок творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, множество совершенно разных интерпретаций трагедий Шекспира, разнообразные прочтения творчества Гёте.

Для существования классики являются неблагоприятными и авангардистское небрежение культурным наследием, произвольная модернизация произведений, и канонизация, догматическая схематизация классических произведений. Часто такая крайность по отношению к классике оспаривалась. Нормой отношения к художественной классике является свободное, неимперативное признание ее авторитета, не исключающее спора, несогласия, критического отношения.

Призвание классики заключается в том, чтобы, находясь вне современности читателя, помогать ему понять самого себя в перспективе культурной жизни. Она обращена в первую очередь к людям, живо интересующимся историческим прошлым и причастным ему, «духовно оседлым».

Часто в силу присущей ей общезначимости, классика становится предметом профанации и объектом пародии. Но если пародия придает классическим произведениям новый контекст, то профанация уничтожает произведения. Например, в постсоветский период на книжном рынке появилось множество классических произведений, адаптированных до уровня массового читателя и изданных с сокращениями.

Почему никто не обязан любить классику?

Со школьной скамьи нас приучили к мысли, что каждый обязан прочесть определенное количество произведений классической литературы, потому что это культурный базис, который позволяет людям говорить на одном языке и существовать в едином смысловом пространстве. Это действительно так. К тому же грамотное преподавание литературы в школе учит детей размышлять и формулировать свои мысли. #АвторКириллСивков

Однако зачастую трепетное отношение к литературе приводит к тому, что тех или иных авторов и их произведения ставят на пьедестал. Есть даже оценки, которые стали настолько привычными, что не предполагают полемики. Думаю, любой сразу вспомнит фразу «Пушкин – наше все» и т.п.

Возникает вопрос: почему каждый из нас автоматически обязан любить классику? Поделюсь своим мнением на этот счет.

Что такое классическая литература?

Слово «классика» произошло от латинского слова «classicus», т.е. «образцовый». Первоначально это слово возникло в Древнем Риме: им обозначалась принадлежность граждан к определенной социальной группе.

Само же понятие «классический» сформировалось только в XV веке. Итальянские гуманисты понимали под ним произведения античных авторов, которые можно считать эталонными. Интересно, что споры о том, что можно называть классикой, были весьма напряженными. Впоследствии связь «классика – античность» ослабла, и под классическим произведением стали понимать такой текст, в котором наиболее ярко запечатлены черты эпохи.

Таким образом, классическая литература в современном понимании – это не набор эталонных и безупречных текстов, перед которыми нужно преклоняться. Это тексты, в которых наиболее ярко отражены веяния эпохи, формирование тех или иных литературных тенденций.

При создании учебной программы преследуются совсем иные цели, главной из которых является ориентация на педагогическую эффективность. А насколько эффективно изучение некоторых произведений классической литературы в школе – это уже другой вопрос.

Но каковы критерии определения классической литературы? Нужно понимать, что популярность писателя (т.е. любовь читателей) в ту или иную эпоху ни о чем не говорит, т.к. только по прошествии времени можно понять, какие книги оказались значимыми, а какие нет.

Например, когда мы говорим про XIX век, то набор ключевых авторов у нас формируется примерно такой: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов и т.д. А ведь, к примеру, Достоевского сильно критиковали при жизни!

Почему так произошло? Во-первых, именно эти авторы смогли создать новые литературные формы. Во-вторых, их влияние на литературу более чем очевидно, что подтверждается высказываниями писателей будущих поколений.

Иными словами, классическая литература существует не для того, чтобы мы ее любили.

Зачем нужна классическая литература?

Классическая литература необходима для того, чтобы мы могли увидеть живые, противоречивые мысли людей прошлого, то, как они воспринимали те или иные события (вспомните войну 1812 г. в «Войне и мире»), а еще могли понять, как именно развивалась литература, чтобы превратиться в то, что мы видим в современности.

К тому же без знания классической литературы, хотя бы ее базовых элементов, может быть очень сложно понимать произведения. И речь здесь идет не только про постмодернизм (Набоков, Пинчон, Пелевин и др.), в основе которого лежит цитатность, обращение к знаменитым сюжетам, интертекстуальность, но литература вообще.

Читайте также  Что такое военные поселения

Например, если вы не знаете читательских интересов пушкинской эпохи, то вы не сможете по-настоящему понять поведение Татьяны Лариной в «Евгении Онегине». Если вы не знакомы с байроническим героем, то восприятие романа Лермонтова «Герой нашего времени» тоже будет неполным. Это только XIX век – век критического реализма. Когда же мы попадаем в XX столетие, где литература сильно усложняется, то незнание классического контекста может стать огромной проблемой.

Заметьте, здесь речь идет не о любви, а о «техническом» прочтении. Классическая литература в таком контексте существует как данность, как некий базис, который нужно знать, чтобы понимать разных авторов, эпохи и ключевые идеи. Более того, никто не запрещает не любить того или иного автора и даже напрямую критиковать его. Но критика не освобождает от прочтения. Согласитесь, что такое чтение литературы подходит только для филологов.

Среднестатистический читатель

Другое дело среднестатистический читатель. Ему совершенно незачем читать Пушкина, Толстого, Достоевского и т. д. Тем более по каким-то неясным причинам любить их.

В этом году в честь дня рождения Пушкина «ЛитРес» проводил опрос о самом любимом поэте россиян. Список получился такой: Есенин, Пушкин, Лермонтов. При этом я уверен, что большинство опрошенных к этим авторам после школы вообще не возвращалось. Подобные опросы вряд ли отражают реальную картину предпочтений.

После того как нам внушали, что классику должен любить каждый, даже не любящий читать человек по привычке называет заученные имена. Возникает закономерный вопрос: что может быть зазорного в том, что вы честно признаетесь в своей нелюбви к Есенину, Пушкину, Лермонтову, да и поэзии вообще? Ответ простой: ничего. Читать или не читать, любить или не любить – выбор каждого.

Не стоит также забывать, что большинство произведений было создано в эпохи, когда не было радио, телевидения и интернета. Наряду с театром, оперой и балетом, книга была единственным средством самовыражения и одной из немногих форм досуга. В советское время книга стала еще и средством пропаганды. Не отсюда ли такое трепетное отношение к ней, когда любая критика канона вызывает агрессию?

Думаю, нужно смириться с тем, что мы живем в эпоху, когда переизбыток информации становится серьезной проблемой. Ознакомившись с классикой в школе, к ней совершенно не обязательно возвращаться в более позднем возрасте. Если ваш собеседник скажет, что «Муму» написал Александр Блок, это не значит, что он глуп. К тому же он может обожать читать – но современных авторов, которые пишут о близких ему вещах, пусть даже те же самые темы поднимали в своих сочинениях авторы предыдущих эпох.

В конце концов, классика – это не оценочное понятие. Откровенно плохая литература тоже может быть классикой, когда она порождает собой какие-нибудь масштабные явления – например, маркиз де Сад.

Таким образом, классику можно не только не любить, но даже и не читать. И это нормально.

Любой литературный текст оживает только тогда, когда кто-то начинает его читать. Чтение – это творческий процесс, и одно и то же произведение не может быть прочитано одинаково разными людьми.

Художественный текст – это всегда открытие и столкновение с чужой точкой зрения. Если вам интересно в это погрузиться, присоединяйтесь к нашему видеокурсу «История русской литературы»!

  • Старт в любой момент;
  • Доступ навсегда;
  • Тесты и конспекты для закрепления знаний

ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ

Скачивайте наше приложение: 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Пять шагов к пониманию классической литературы

Чтобы понимать и анализировать классику, нужно любить читать, развивать художественный вкус и поближе познакомиться с авторами и эпохой.

Начните с беллетристики

Корней Чуковский считал, что путь к «Евгению Онегину» начинается с детской литературы. Воспринимать сложные и многозначные тексты классических произведений, не имея читательского опыта, и в самом деле довольно сложно. Поэтому первый шаг к пониманию классики — это чтение беллетристики, то есть развлекательной литературы.

Известные, любимые многими поколениями юных читателей проверенные временем произведения в жанре приключений, детектива или фантастики, авторства Марка Твена или Жюля Верна, а также Джоан Роулинг и её цикл о Гарри Поттере — эти и подобные книги помогут полюбить сам процесс чтения, познакомится с разными сторонами жизни, увидеть героев в неожиданных обстоятельствах. У каждого человека есть та книга, что станет его проводником в мир литературы. Самое главное — отыскать её.

Читайте о современности

Понять и полюбить классическую литературу помогут произведения, описывающие наши современные реалии. Чем ближе действие к нашему времени, тем проще воспринимается книга: от читателя не требуется знание исторического и культурного контекста, он может ассоциировать героев с собой и своим окружением. На примере подобной книги неопытный читатель может потренироваться в анализе произведения: определить её идею, проблематику, авторскую позицию и языковые средства, которыми она выражена, и тем самым улучшить свои читательские навыки.

Подборку таких произведений можно составить самостоятельно. Я могу посоветовать следующий список:

Йорн Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»

Нина Дашевская «Я не тормоз»

Алексей Варламов «Лох»

Евгений Водолазкин «Лавр»

Дмитрий Быков «Июнь»

Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»

Исигуро Кадзуо «Погребённый великан»

Полюбите стихи

Один из путей к пониманию классики — чтение стихов. Стихотворения, как правило, короче, чем рассказы, повести и тем более романы, но при этом эмоционально насыщены. Прочитав всего несколько строк, можно почувствовать авторское настроение и уловить образы, которые он стремился передать. Чтение стихов развивает литературный вкус, учит получать удовольствие не только от содержания, но и от формы произведения, неожиданной рифмы. Благодаря стихам читатель начинает видеть в тексте не только информацию, но и скрытые смыслы, а это умение — важная ступенька к пониманию классики.

Пример гармоничного сочетания формы и содержания — фигурные стихи. Их писали многие поэты: Г. Державин, В. Брюсов, И. Рукавишников, А. Вознесенский и другие.

Кроме того, стихотворения дают представление и о культурном контексте, в них часто упоминаются разные подробности быта и образа жизни людей. Впоследствии это поможет в понимании более объёмных классических произведений. Например, прочитав стихотворение Пётра Вейнберга «На Невском проспекте», можно уловить особое настроение этой улицы, почувствовать характер проспекта. Это очень пригодится для понимания повести Н. Гоголя «Невский проспект», в которой Невский выведен в качестве самостоятельного персонажа.

Изучайте историю

Современным школьникам трудно понимать классику, потому что за сто или двести лет с момента написания произведения повседневная жизнь людей кардинально изменилась: другими стали обычаи, привычки, нормы, этикет. Из-за этого и персонажи, и события классических произведений кажутся далёкими и непонятными.

Здесь поможет изучение истории и культуры того периода, которому посвящено произведение, расширение кругозора в этом направлении.

Необязательно читать скучный учебник по истории — составить представление об эпохе помогут фильмы, ролики в интернете или другие книги писателей той эпохи. В любом произведении обязательно отражаются культурные реалии своего времени: быт, одежда, образ жизни разных сословий, любимые блюда и напитки. Помните, что авторы могут описывать не только свое время, но и прошлое, которому они не были свидетелями и которое изучали по историческим документам, воспоминаниям и мемуарам. Именно так, например, Пушкин написал «Капитанскую дочку».

Познакомьтесь с писателем

Необязательно подробно изучать всю его биографию или заучивать наизусть события и даты — это вряд ли продвинет вас в понимании классики. Однако некоторые детали биографии — те, которые имеют отношение к созданию конкретного произведения — могут дать ключ к пониманию его смысла или настроения. Например, стихотворения Пушкина, написанные в 1830 году в болдинской ссылке, обретают совершенно новое звучание, если знать, в каком эмоциональном состоянии в тот момент находился автор. Высланный в Болдино, Пушкин всей душой стремился обратно в Москву, где его ждала невеста Наталья Гончарова, и на этой волне эмоций и переживаний как раз и рождались его болдинские тексты. Среди них «Элегия»: «Но не хочу, о други, умирать; // Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать…», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».

Читайте также  Что такое декаданс

Иногда, читая биографию автора, можно узнать какую-нибудь деталь, которая сразу сделает его ближе, понятнее, интереснее. Например, Гоголь очень любил макароны-спагетти с сыром, Грибоедов был дипломатом и погиб во время исполнения посольской миссии в Персии, а Анна Ахматова сочинила свое первое стихотворение в 11 лет. Порой одна такая деталь способна перевернуть представление о писателе и начать иначе воспринимать его произведения.

Что нужно запомнить:

1. Чтобы понять и полюбить классику, нужно много читать, двигаясь от простой, развлекательной литературы к сложным произведениям.

2. Чтение стихотворений поможет развить художественный вкус и умение видеть скрытые смыслы.

3. Знание истории и культуры позволит лучше ориентироваться в событиях произведения, поступках и мотивах героев.

4. Знакомство с писателем и деталями его биографии сделает его книги ближе и понятнее.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Классическая литература

Классическая литература — статья в Википедии
Классическая литература
— корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Понятие классики в литературе складывается в три последних столетия античности: оно обозначало определенную категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам (в силу древности или авторитета в глазах просвещенных людей) считались достойными служить образцами и наставниками во всем, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором безусловно считался Гомер.

Что такое классичеcкая литература — обстоятельные статьи и краткие мнения в форуме «Литературное братство» (2007 — litbratstvo.com/forum/)

Одни считают, что классическая литература – это образец, на который следует равняться современным писателям, другие рассматривают классику в сугубо историческом аспекте, подразумевая под понятием «классическая литература» произведения писателей прошлого.

. русская классика – понятие не оценочное. И даже не историческое. Русская классическая литература – это жанр.
Ну вот например: Алексей Толстой, автор «Аэлиты», к жанру фантастической литературы отношение имеет, а Лев Толстой – нет. Это не хорошо и не плохо. В жанре классической литературы автор «Хождения по мукам» тоже оставил след – хотя это отнюдь не уравняло его с «настоящим» Толстым.

1. Классику читать тяжело, потому что авторы писали не для нас, а для своих современников.
2. Классику читать тяжело, потому что в сегодняшнем темпе жизни почти нет места созерцательности, необходимой для понимания авторов прошлого.
3. Но классику читать нужно, потому что существуют вечные ценности, природа которых зародилась в прошлом. Вы вдруг обнаружите, что вся хорошая современная беллетристика — это та же классика, изложенная современным языком и с использованием современного антуража.
4. Классику читать нужно, потому что она может преподнести вам сюрприз как требовательному читателю.

1) Классическим произведением, классическим текстом в текстологии принято называть все произведения и тексты покойных авторов, независимо от их места и значения в творчестве писателя, литературном процессе.
Текстология входит в программу обучения по специальности “Издательское дело и редактирование”.
2) Классика (от лат. Classicus – образцовый, первоклассный). Образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Советский Энциклопедический Словарь. В литературных науках данный термин вроде бы не используется.

Период классической русской литературы приходится на 19 – начало 20 века и связан, в первую очередь, с господствовавшим в то время литературным направлением – реализмом, для которого было характерно правдивое изображение действительности.

Русскими писателями пришедший с запада реализм был осмыслен по-своему: как направление, призванное указать обществу на существующие проблемы, задуматься о них. Другими словами, отличительной чертой русского реализма был его воспитательный характер. Классическая литература – это не просто чтение на досуге, а настоящий «учебник жизни», по высказыванию Н. Г. Чернышевского.

Классическая литература в электронных библиотеках и каталогах ссылок

All-Classics.info — Вся классика — онлайн-библиотека русской классической литературы

Klassika.ru — библиотека русской классической литературы. Писатели и поэты

Lit-Klass.ru — электронная библиотека классической литературы

Классическими называют произведения, наиболее ценные в идейном и художественном смысле, то есть одухотворенные актуальными идеями своего времени, идеальные в художественном смысле, получившие всенародное признание и вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Классическая литература: что дает ее чтение, с чего начать знакомство с ней, как ее полюбить

Классическая литература вызывает у людей разные эмоции. Кому-то она надоела еще со школы и бесконечного «списка книг для чтения летом», кому-то пришлось столкнуться с ней и в университете.

К сожалению, учебные программы часто составлены так, что в них попадают далеко не самые интересные произведения, поэтому учащиеся приходят к выводу, что классика — скучна и бесполезна.

На самом деле это далеко не так. Мы научим, как полюбить классическую литературу, расскажем, какую пользу она приносит и порекомендуем список интересных книг.

Если хотите регулярно получать больше полезных советов и мотивирующих статей, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.

Что мне дает классическая литература?

Есть люди, которые читают классику ради удовольствия: их привлекает эпоха ХІХ или первой половины ХХ столетия, нравятся яркие герои, трагичные судьбы.

Но есть и другие ответы на вопрос «почему полезно читать классическую литературу?». Классические произведения литературы:

  • благотворно влияют на интеллект;
  • учат концентрировать внимание;
  • развивают память;
  • формируют грамотность;
  • делают читателя эрудированным;
  • дают ответы на «вечные» вопросы.

Как полюбить классическую литературу?

Есть проверенные способы чтобы «наладить отношения» с классикой. Для лучшего эффекта их применяют в комплексе.

Объединяйте литературу и историю

Классические книги часто кажутся скучными потому, что читатель плохо представляет себе время и условия, в которых жили персонажи. Если вы предварительно изучите главные исторические сведения об эпохе, то лучше поймете поступки героев и их мотивацию.

Это поможет и изучению самой истории: исторические факты лучше усваиваются, если воспринимать их через призму интересного персонажа.

Знакомьтесь с другими сферами искусства

Чтобы лучше проникнуться ощущением эпохи, обратите внимание на ее культурные компоненты.

  1. Посмотрите картины того времени.
  2. Послушайте популярные в те годы музыки,
  3. Обратите внимания на типичный облик живших тогда людей.

После этого вы лучше поймете смысл книги, сможете наглядно представить героев и условия их жизни.

Смотрите экранизации

Часто интерес к произведению вызывает снятый по нему фильм. Посмотрев его, вы поймете, насколько интересен сюжет книги и персонажи. После этого, прочтя оригинал, сравните его с кинофильмом.

В книгах герои раскрываются более полно, в сюжете больше линий и важных деталей, так что сравнение часто оказывается не в пользу киноленты.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Книги можно закачать на смартфон, так вы сможете читать чаще

Лучшие книги классической литературы

Предлагаем список альтернативных книг от знаменитых авторов. Они не успели надоесть в школе, поэтому знакомство с классикой лучше начать именно с этих произведений.

Русская классическая литература

1. А. С. Пушкин «Повести Белкина»

Небольшие по объему рассказы отличаются динамичным сюжетом и яркими героями. Мотивация персонажей гораздо проще, чем в «Евгении Онегине», поэтому их поступки кажутся логичными и понятными.

2. Л. Н. Толстой «Анна Каренина»

Роман о сложных отношениях нескольких семей читается гораздо легче, чем знаменитая «Война и мир».

3. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Семейная сага, в которой нашлось место даже загадочному убийству. Моральных вопросов автор поднимает не меньше, чем в «Преступлении и наказании», но детективная интрига делает чтение интереснее.

4. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»

Здесь, в отличие от известных «Отцов и детей» нет никакого нигилизма и острого конфликта поколений. Это, в первую очередь, роман о чувствах: любви, уважении, честности, принципиальности, ответственности.

5. А. Н. Островский «Бесприданница»

История главной героини этой пьесы не менее трагична, чем Катерины из «Грозы». В то же время «Бесприданница» наполнена множеством событий: здесь кипят страсти, а любовь борется с желанием спокойной обеспеченной жизни.

Зарубежная классика

1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Вместо сложных и объемных романов Ч. Диккенса можно прочесть посвященную той же эпохе «Ярмарку тщеславия». Ее сюжет более динамичный, в нем больше интриг и любовных линий.

2. Ш. Бронте «Джен Эйр»

В отличие от своей предшественницы, Дж. Остин, Ш. Бронте уделяет внимание не только чувствам и переживаниям героинь, но и размышляет о положении женщине в обществе, что делает произведение более ярким.

3. Г. Джеймс «Женский потрет»

Не слишком известный в нашей стране, но на западе писатель пользуется заслуженной популярностью. В его книгах психологический реализм соединен с мистическими нотками, а герои совершают непредсказуемые поступки.

Читайте также  Что такое гипоидная передача

4. Э. Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»

Одна из самых жизнерадостных книг писателей «потерянного поколения», поэтому начинать знакомство с их творчеством лучше именно с нее.

5. Дж. Оруэлл «Скотный двор»

Относится к современной классической литературе. Как и «1984», «Скотный двор» посвящен тоталитарному обществу. Но читать его гораздо проще, т. к. действие происходит не в непонятном будущем, а на обычной ферме.

А если вы слишком увлеклись классической литературой и забыли про учебу, не беда. Ведь есть студенческий сервис, специалисты которого готовы всегда прийти на помощь и решить все учебные проблемы.

Классическая литература — что это, и почему менялся этот список?

Обычно о том, что такое классика, осведомлен каждый современный человек. Однако многим кажется, что отличить классическое произведение от неклассического – простое дело, ведь существуют признанные миром авторы-классики – Пушкин, Достоевский, Булгаков и т.д. Но ведь эти великие личности не всегда были в этом списке. А есть писатели, произведениями которых восхищается целый мир, но они никогда не попадут в список классиков.

Даже само по себе определение классической литературы вызывает споры среди критиков. До конца никто не понимает, что считать классикой, а что – нет. Поэтому сейчас мы попробуем определиться с этим вопросом раз и навсегда.

  1. Что за слово такое — классика?
  2. Как классика соотносится с эпохой?
  3. Классика как что-то популярное
  4. Классика как верность традициям
  5. Классика как то, что изучается в классах
  6. Классика как культурный код

Что за слово такое — классика?

Современная классика – настолько разностороннее определение, что этим словом называют и легендарного Бетховена, и музыкальную группу Битлз – все зависит от контекста, в котором говорят. Классика – это даже стиль одежды, подразумевающий строгие вещи. Причем даже классическая одежда – определение неоднозначное. Так можно назвать и стандартный «белый верх, черный низ», и юбку в пол, которая ранее считалась эталоном женственности.

Каждый век знает «свою» классику. Одна классика была в 20 веке, другая – в эпоху Возрождения, третья – в Царской России и т.д. Даже каждый человек во всем видит «свою» классику. Словом «классический» называют что-то привычное для нас. Мы же рассмотрим, что можно называть классикой в литературе.

Если устроить небольшой экскурс в историю, мы увидим, что первое упоминание слова «классика» применялось по отношению к трём греческим трагикам: Еврипиду, Эсхилу и Софоклу – это авторы, которые считались лучшими в свое время. Их творения изучали в школах, поэтому они и назывались «классическими» — то есть, изучаемыми в школьных классах, являющимися примером для подражания.

Как классика соотносится с эпохой?

Интересно, что звание классиков абсолютно все авторы получили уже после смерти, конечно, не без исключений. Даже первооткрыватели – Еврипид, Эсхил и Софокл – не объявляли себя канонными авторами и не относили свои произведения к классическим.

Классическое произведение способно пережить сотни и тысячи лет без потери смысла и актуальности. Именно поэтому при жизни назвать кого-то классиком трудно – не известно, будет ли он известен спустя века.

Классика как что-то популярное

Классика практически никак не соотносится с популярностью. Произведения, тираж которых исчисляется миллионами сегодня, может не иметь вообще никакой известности в будущем. Приведем пример: современник Пушкина поэт Евгений Баратынский был крайне популярен тогда, но какую известность он имеет сейчас?

Рассмотрим противоположную ситуацию. Возможно, чтобы стать классиком, следует быть недооцененным при жизни? Например, автора Эмили Дикинсон возвели в классики только после смерти. Даже известнейший философ Кафка, являющийся идеалом для многих, в свое время был совсем не популярен.

Бывают, однако, и другие ситуации. Например, Толстой был одним из самых влиятельных людей страны, а сейчас считается признанным классическим автором.

Такие разные судьбы, но их объединяет одно – сегодня произведения этих людей актуальны как никогда, их знают и уважают во всем мире, они переводятся на множество языков. По факту, они являются бестселлерами. Исходя из этого, можно сделать вывод, что классичность авторов никак не связана с их популярностью при жизни.

Классика как верность традициям

Для многих людей классика – это что-то, что было раньше, своего рода традиции литературы. У классических произведений есть что-то общее – в них рассматриваются фундаментальные вопросы, актуальные и сегодня, и много веков назад. Рассуждения о жизни и смерти, религии и атеизме, мире и войне, любви и ненависти – это все бессмертно. У любого произведения, хорошо написанного и посвященного одной из этих тематик, есть много шансов рано или поздно вознестись в ранг классического, то есть, бессмертного.

Также традиционные ценности могут быть не только в тематике произведений, но и в сюжетах, и в жанрах, и в способах рифмовки и так далее.

Так как же стать традиционным классиком? Это очень парадоксальный вопрос, так как авторы, которые в последствии становятся канонными и традиционными, в свое время практически всегда были новаторами, дерзкими и наглыми людьми, любящими открывать новое. То есть, схема «написать произведение по готовым формулам» здесь не работает.

Традиции – это, безусловно, важно, однако только если автор их перерабатывает на современный лад. Классики – это не те, кто следует за толпой, а те, кто помнит традиции и совершенствует их. Писатель, который заслуживает быть канонным, должен чувствовать потребности общества и соответствовать им, не предавая традиций.

Классика как то, что изучается в классах

Мы пришли к выводу, что каждый классик должен быть современным, востребованным в данный момент, а не потом. В произведениях классиков обязательно должны присутствовать темы, обсуждаемые в каждом поколении – читатель должен в них находить ответы на любые вопросы.

Это можно сравнить с тем, что вы хотите как можно быстрее оказаться в другой стране – ведь велика разница, дойти туда пешком или комфортно долететь на самолете. Те выводы, которые вы делаете сами – это поход пешком, а те, которые вы вычитываете в произведениях классиков – полет на самолете.

Стоит отметить, что то, что сейчас изучается в школах, может быть далеко от понятия классики. Это связано с тем, что оно регулируется еще и в соответствии с государственными интересами. Еще в семнадцатом веке кардинал Ришелье придумал способ управления литературой – он поощрял только канонные произведения. Например, трагедия обязательно должна включать в себя место, время и действие – это правило до сих пор изучается в школах.

Чтобы проиллюстрировать это ярче, можно привести более близкий пример – изучение литературы в СССР. Тогда для того чтобы попасть в разряд классиков было необходимо только поддерживать в своих произведениях социалистические взгляды. Не удивительно, что пять из всех рекомендованных книг были посвящены Ленину.

А вот известные во всем мире «Анна Каренина» и «Мастер и Маргарита» тогда не признавались как классические произведения, ведь первая книга относится к жанру бытового романа, а вторая и вовсе считалась запрещенной.

Тогда не только написание, но чтение литературы сильно контролировалось на законодательном уровне. Без многостраничных предисловий и измененных до неузнаваемости биографий авторов книга цензуру не проходила.

Классика как культурный код

Поскольку литература контролировалась государством, такой подход породил разделение общества на тех, кто поддерживает власть и тех, кто отрицает ее устои и читает то, что хочет читать. Это также было запрещено в Советском Союзе.

Каждый человек может считать классикой то, что он хочет. Если подвести итог сказанного, классика – это культурный ход, который нужно знать хотя бы для того, чтобы соответствовать обществу. Заметьте, «знать», а не «читать». Вам не обязательно наизусть цитировать «Ромео и Джульетту», но знать сюжет – весьма желательно.

Все изложенное совсем не означает, что люди должны читать исключительно классику. Современные книги когда-нибудь тоже станут классическими, почему бы не стать свидетелем вершения истории и не окунуться в современную литературу?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: