Что такое философский камень

Философский камень

Философский камень (лат. lapis philosophorum ), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, «пятый элемент», — в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

Содержание

Алхимическая символика

В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.

Описание

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в известной степени разведённый, так называемый золотой напиток (aurum potabile) (также питьевое золото), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами.; среди таковых, как считалось, было четыре женщины — Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия [1] . В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Способ получения

В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков, рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом. «Под землёй у них [алхимиков] комната, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати—пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю;шесть месяцев цыплята питаются землей, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда все остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, ее надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения».

Mutus Liber

Николас Фламель жил во Франции в четырнадцатом веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».

«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»

Не придав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию «Mutus Liber» (Немая книга), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные степени создания эликсира.

Великий Гримуар

Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства» Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.

По Джорджу Рипли

Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня [2] :

Философский камень — что это такое в алхимии и где его найти?

Философский камень — это особенное мифическое вещество. Его силе приписывают и получение вечной жизни, и создание золота из простых материалов. У разных народов этот камень имеет разную историю, и нет ни одного научного факта полностью опровергающего или достоверно подтверждающего существования этого мистического компонента.

Что такое философский камень?

Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание учённых и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные учённые искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:

  • ребис;
  • философский эликсир мудрецов;
  • эликсир вечности;
  • тинктура красноцветная;
  • пятый элемент природы.

Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень — это реактив особенного свойства — с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами.

Философский камень — свойства

Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:

  • дарит бессмертие (вечность бытия);
  • позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
  • наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
  • открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).

Алхимик Николас Фламель — это тот самый учёный искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, учённый так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.

Из чего состоит философский камень?

В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:

  • философская сера;
  • философская ртуть;
  • раствор серебра.

Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные учённые приписывали свойства ребиса.

Читайте также  Что такое НХЛ

Существует ли философский камень на самом деле?

Сложно однозначно ответить на вопрос, существует ли философский камень в реальности, сумел ли кто ни будь воссоздать эликсир богатства и вечной молодости в одном флаконе. Исторических данных о том, что какой либо учёный искавший философский камень достиг своей цели, нет, а предания и былины сложно воспринимать серьёзно, поэтому создание ребиса — ещё одна тайна старого мира, которую не сумели разгадать современные учёные и историки.

Для чего алхимики пытались найти философский камень?

Много говорилось о том, что создание камня сводилось к жажде наживы и мечтах о бессмертии, но что такое философский камень в алхимии? Для алхимиков одержимых своей работой создание такого камня не заключалось в желании получить наживу. Учёные преследовали одну цель — дать миру вещество, обладающее идеально полезными человечеству характеристиками. Получить ребис — равносильно приближению к величию Богов, постигнуть все тайны создания мира каким мы его не знаем, и открыть дверь в вечность бытия, искоренив смерть и старость.

Где находится философский камень?

Многие исторические источники, утверждая, что ребис всё-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что всё-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.
Источник: http://womanadvice.ru/filosofskiy-kamen-chto-eto-takoe-v-alhimii-i-gde-ego-nayti

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История философского камня: что это такое, для чего его искали алхимики, как выглядит и где можно его найти?

Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?

Описание философского камня

Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.

Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:

  • змей Уроборос, поглощающий свой хвост;
  • гермафродит ребис, получившийся из объединения «короля» – серы и «королевы» – ртути;
  • лев, проглатывающий солнце.

Упоминания о волшебном камне

Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.

Немецкий монах Рогерус, живший в VII в., писал в своем философском трактате «Различные ремесла», как получают магическую субстанцию. Основной ингредиент – василиски, которые вылупились из яиц, снесенных старым петухом. Василисков сжигают, а их пепел смешивают с кровью рыжего юноши. Эту субстанцию растворяют в винном уксусе – и волшебный камень готов!

Волшебный камень пытались найти не только европейские, но и восточные алхимики. В VIII в. Джабир ибн Хайян предположил, что любой металл – это сочетание четырех основных элементов. Чтобы превратить один металл в другой, нужно всего лишь изменить пропорцию этих элементов. Он уверял, что у него получилось создать красный порошок, который способен вызвать такую трансмутацию, и назвал его «аль-иксира». От этого арабского слова произошло название «эликсир». Знаменитый ученый Авиценна раскритиковал предположение о возможности преобразования одних металлов в другие.

Несмотря на то, что к алхимикам в средневековье относились неоднозначно, многих из них обвиняли в колдовстве и связи с потусторонними силами, даже монахи увлекались мистической «химией» и пытались создать философский камень. В XIII в. немецкий монах Святой Альберт Великий в своих трудах пишет, что ему удалось понаблюдать за созданием магического вещества. Также утверждают, что ему самому удалось создать эликсир.

Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber

Французский алхимик Николас Фламель в XIV веке написал абстрактную и очень непонятную инструкцию о том, как создать волшебный порошок – «Mutus Liber». Эта книга не содержит ни оного пояснения, лишь гравюры, по которым сложно что-либо понять. По легенде, он и его супруга Пернелла создали таинственное вещество и обрели бессмертие.

Английский алхимик Джордж Рипли в XV в. создал «Книгу двенадцати врат», где описал свой способ получения волшебного эликсира. В его рецепте основным веществом является бром, который, по его мнению, и является первоматерией.

Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?

Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.

Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.

Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.

Другие возможности эликсира:

  • создание вечно горящих ламп;
  • превращение обычных камней в драгоценные;
  • воскрешение мертвых растений;
  • создание гомункула.

Существует ли камень на самом деле?

Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:

  • первая женщина-алхимик Мария Профетисса, которая жила в I или II в. н. э. и основала александрийскую алхимическую школу;
  • египетский алхимик Клеопатра Алхимистика, жившая в III или IV в. н. э. в Александрии.

То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.

Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.

Философский камень и история его происхождения

Философский камень олицетворяется с мифическим веществом, которому приписывают магические свойства. Люди верят, что такой минерал даст им возможность обрести вечную жизнь и из простых металлов получать настоящее золото. Никаких достоверных фактов, подтверждающих или опровергающих существование философского камня, нет.

Что такое философский камень: описание

Легенда, рассказывающая про философский камень, до сих пор будоражит сознание ученых умов. Считается, что такой минерал обладает невероятными свойствами. Он имеет несколько разных названий. Это:

  • эликсир вечности;
  • камень мудрецов;
  • ребис;
  • пятый элемент;
  • красноцветная тинктура.

Его наделяли разнообразными удивительными свойствами. Но самое главное и основное его качество – это возможность любой металл превратить в золото. Из древних писаний следует, что история происхождения мифического минерала связана с ошибочной реакцией ртути с серой. И именно они являются основными компонентами эликсира жизни, который дарит долголетие и здоровье.

К основным свойствам, которым наделяла наука алхимия этот камень, можно отнести:

  • достижение вечного бытия;
  • возможность получить несметное богатство, создавая золото из сподручных металлов;
  • обретение славы и невероятной силы;
  • раскрытие все мировых тайн и секретов.

Внешний вид камня

Философский камень в писаниях древних алхимиков представляется не в виде твердой структуры, а в форме порошка. Но в разных трактах он имеет разнообразное свойство и описание. Иногда его представляют в виде красного, черного или темно-синего камня. А порой он предстает в форме бесцветного, белого или желтого порошка.

Физик и алхимик Парацельс описал философский камень как твердую субстанцию с блестящей темно-красной поверхностью. И именно таким описанием стали в последующем руководствоваться другие алхимики, для которых поиск философского камня стал смыслом жизни.

Как возникла идея философского камня

Алхимия – это целая средневековая дисциплина, в основе которой лежит физика, философия, религия и химия. Именно поэтому она сосредоточена на преобразовании различных элементов. Поэтому многие ученые алхимики почти всю жизнь отдали на то, чтобы одни материалы попробовать превратить в другие.

Читайте также  Что такое прямая зависимость

В древние времена алхимик Николас Фламель первый упомянул в своих писаниях о философском камне. Он писал, что во сне к нему явились ангелы, которые как раз и рассказали, как получить такое мистическое вещество. Но ученый неожиданно проснулся и так не успел запомнить самый последний компонент. В итоге, попробовав заниматься его созданием, он получил ошибочную реакцию при взаимодействии всех составляющих.

Но вера в магический философский камень не только не пропала, она стала еще крепче. И в последующем алхимик вместе со своей женой всю жизнь посвятили поиску последнего, недостающего компонента. И некоторые считают, что он все-таки философский камень создал.

Многие алхимики были одержимы идеей получить философский камень, который между собой они называли ребис. Для них это было сродни приближению себя к Богу, так как посредством такого вещества моментально откроются все тайны мира.

Алхимическая символика

В популярных трактах древних алхимиков символом философского камня выступал змей, который именуется как Уроборос, связанный с пожирающими свойствами. Еще одним символом такого мистического минерала является ребис. Это гермафродит, который был создан в результате соединения философской серы, именуемой королем, и философской ртути, именуемой королевой.

В некоторых трактах этот камень символизируется как лев, проглатывающий солнечное светило. Это должно выглядеть величественно и устрашающе.

Способ получения

Нигде нет точной информации, как именно получить философский камень. Известно, что неизменными составляющими такого минерала являются следующие компоненты:

  • сера философского характера;
  • серебряный раствор;
  • философская ртуть.

Сколько экспериментов по созданию этого камня ни проводилось, все они заканчивались провалом. Ни одно созданное вещество не обладало теми свойствами, которыми изначально наделялся философский камень. Оно не превращало металл в золото, не исцеляло больных людей, не дарило вечную молодость и здоровье. Но искать способ его создания люди не переставали.

Чтобы получить этот камень, средневековые алхимики искали уникальный рецепт. Они полагали, что золото содержит красную серу, а серебро – белую. А при помощи черной серы можно было получить свинец. Поэтому они разными способами смешивая всевозможные виды серы, пытались создавать философский камень.

Для того чтобы металл приобрел необходимую кондицию, алхимики тщательно обрабатывали основные элементы. В результате таких экспериментов ученые получали достаточно интересные, новые открытия. Но вот создать именно философский камень им так и не удалось. Зато такие опыты дали возможность заложить фундамент для последующего развития такой науки, как химия.

В своем труде монах Теофиль, живший на севере Германии, описывает, как можно получить философский камень. Этот процесс он подсмотрел у алхимиков. Изначально необходимо вырастить василисков. Это подобие рептилий, которые выводятся из яиц, снесенных петухом. Затем такие яйца продолжают высаживать жабы, которых специально кормят хлебом.

Сначала должны вылупиться петушки, которые ничем от обычных не отличаются. Но на седьмые сутки у них должны вырасти змеиные хвосты. Василисков помещают в медный высокий котел, разводят под ними огромный огонь и дожидаются того момента, пока рептилии не сгорят полностью. Затем оставшееся от них содержимое размельчают и добавляют к этому составу кровь рыжего мужчины в виде сухого порошка.

Все компоненты в чистом сосуде разводятся крепчайшим винным уксусом. Затем небольшой слой этого состава помещается на край тонкой медной пластины, которая потом ставится на огонь. Как только пластина расколется добела, ее достают, остужают и снова смывают тем же составом. Проделывается такой процесс до тех пор, пока медная пластинка не будет поглощена полностью полученной смесью и не приобретет самый настоящий цвет золота.

MutusLiber

Под названием MutusLiber скрывается своеобразная инструкция, рассказывающая, как создать философский камень, приобретенная Николасом Фламелем у одного еврея. Этот француз, живший в четырнадцатом веке, посвятил всю свою жизнь созданию вечного эликсира молодости. Это было его основное дело.

Предполагается, что он все-таки обрел бессмертие, как раз благодаря так называемой Немой книге (MutusLiber). Ее уникальность в том, что там не написано ни единого слова. Весь процесс, как находить и создавать философский камень, представлен в виде сложных гравюр.

Великий Гримуар

В книге «Великий Гримуар» целая глава отведена секретам магического искусства, где описывается процесс создания философского камня. Состоит он из следующих этапов:

  1. Сначала нужно взять горшочек земли и добавить к ней один фунт красной меди и половину стакана холодной воды.
  2. Все компоненты нужно кипятить в течение получаса.
  3. Затем к ним добавляются три унция медной окиси, после чего вся смесь кипятится еще один час.
  4. Туда же добавляются две с половиной унции мышьяка, после чего состав снова на один час ставится на огонь.
  5. Следующим компонентом становится тщательно размельченная кора дуба (три унции), а состав опять кипятится тридцать минут. Следом добавляется унция розовой воды, и смесь еще 12 минут держится на огне.
  6. Завершающим этапом становится добавление сажи, а состав кипятится до момента готовности. Проверить это можно при помощи гвоздя, который опускается в эту смесь и начинает менять свои свойства.

По Джорджу Рипли

Английский алхимик, которого звали Джордж Рипли, оставил после себя проект «Книга двенадцати врат». В ней он описал необычный способ создания философского камня, который сравнивал с эликсиром вечной молодости. Алхимик предлагал накаливать ософскую ртуть, пока она не превратится во льва.

Затем красного льва надо было держать на песчаной бане вместе с виноградным спиртом, пока не выпарится вся жидкость. В итоге ртуть должна была преобразоваться в каменистое вещество. В последующем предлагается провести еще несколько сложных мистических опытов, в ходе которых появляется дракон. Под командованием алхимика он воспроизведет зеленого льва, который сожрет свой хвост. Именно в этот момент появится человеческая кровь и горючая вода. Смешиваясь, они предстанут в виде философского камня.

Существует ли философский камень на самом деле?

Существование философского камня до сих пор находится под сомнением. Нет фактов, которые точно указывают на его отсутствие. Но и достоверных сведений, говорящих о его стопроцентном существовании, также нет.

Многие ученые подтвердят теорию, что золото можно получить их других металлов. Но для этого требуются определенные условия. Да и стоить такое золото будет баснословно дорого. Поэтому его производство считается нецелесообразным. Существовать философский камень может в умах уже современных ученых.

Что такое философский камень

Чего смогли добиться алхимики

Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов — золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, который смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие.

Как возникла идея философского камня

В начале развития алхимии как науки ее последователи предполагали, что чудодейственная субстанция, обладающая способностью превращать олово и медь в золото — это камень (отсюда и название). Однако со временем мнение поменялось, и средневековые ученые начали работать над созданием порошка либо жидкого эликсира.

Алхимики свято верили, что магическое вещество можно создать, добавляя и смешивая компоненты, встречающиеся в природе, преимущественно использовались сера и ртуть.

Ненапрасный труд алхимиков

Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия.

В постоянных попытках получить долгожданный результат в виде чудодейственного эликсира, в процессе трудных поисков, ученые Средневековья сделали массу важных открытий:

• получили азотную, серную и уксусную кислоту;

• получили новые соли;

• составили первую в мире систему химических элементов;

• алхимики открыли новые вещества — сурьму и мышьяк;

• ученым стали известны цинк и висмут, а также неметаллы сера и углерод.

Знаменитые алхимики

Великие умы неустанно трудились над созданием философского камня. Вот лишь некоторые известные прогрессивные ученые-алхимики, внесшие свой вклад в развитие науки:

  1. Альберт Великий — изучал минералы, увлекался философией, ставил опыты по неорганической химии, значительно опережавшие свое время. Автор знаменитого трактата «Об алхимии». Ученый верил, что философский камень можно получить, если использовать правильные компоненты.
  2. Арнольдо де Вилланова — блестящий ум того времени, проводивший смелые лекции в Парижском университете. Современники верили, что ученому удалось открыть философский камень.
  3. Раймонд Луллий — его называют величайшим алхимиком всех времен. Утверждал, что сумел произвести трансмутацию неблагородных металлов в вожделенное золото.
  4. Парацельс — знаменитый алхимик и врач, создавший новые лекарства, изучавший магию. Много лет жизни потратил на поиск философского камня, которым хотел лечить людей.
  5. Николя Фламель — сказочно разбогатевший простой ремесленник, утверждавший, что разгадал тайну философского камня.

Факты об алхимии

Алхимия много сделала для развития науки, однако постепенно превратилась в тормоз на пути научных исследований и постепенно пришла в упадок. И все же остались люди, которые посвящают время этому старому учению, а некоторые даже пытаются приготовить в домашних условиях философский камень.

Прежде чем попытаться это сделать, разберемся в теории создания такого материала. Древние алхимики предполагали, что известные металлы попросту произрастают в земле, постепенно созревая. В представлении средневековых ученых, активное участие в этом процессе принимала сера. При этом «дозревшим» металлом считалось золото, а «недозревшим» — железо.

Как получить философский камень

Алхимики верили, что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета, а в серебре — белая сера. При соприкосновении испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы влияли на получаемый в результате вариант металла.

Читайте также  Что такое гражданское общество

Чтобы помочь металлу достичь нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента. В результате таких экспериментов алхимикам удавалось делать новые научные открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те смутные времена ученых даже сжигали на кострах.

Обычных людей интересует вопрос, возможно ли создать философский камень. Ни один металл не превращается в другой металл из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать науке и проводить химические опыты, однако ответ будет один — «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком.

Философский Камень

Философский Камень — в алхимии таинственная субстанция, позволяющая осуществлять превращение неблагородных металлов в золото или серебро. О философском камне говорят, что он ускоряет естественный процесс эволюции, в ходе которой минералы и неблагородные металлы постепенно изменяются и достигают высшего, более чистого состояния.

Впервые этот камень был упомянут египетским алхимиком Зосимой (ок 250 — 300), который представлял его как «камень, не являющийся камнем». Философский Камень никогда не был охарактеризован непосредственно, он имеет сотни именований и различных описаний: эликсир, тинктура, кристаллы, порошок, ляпис и т.д. Это одновременно и начало, первичная материя, и окончание Великого Деяния.

Содержание

  • 1 Рецепт изготовления камня
  • 2 Изображение в алхимии
  • 3 Духовная значимость и сила
  • 4 Наиболее значимые наименования
  • 5 Дополнительная литература

Рецепт изготовления камня

В алхимической литературе было предложено множество рецептов и формул изготовления камня; некоторые из них скрывались за сложнейшими символическими описаниями или изображениями. Предполагают, что один из наиболее известных рецептов принадлежит Марии Пророчице, которую считают одним из ранних алхимических адептов эллинистического Египта. Ее указания состоят в следующем:

«Переверни природу, и найдешь то, что ищешь. Существуют два сочетания: одно обращено к действию убеления, другое — к окрашиванию в желтый цвет; одно осуществляется тритурацией (измельчение в порошок, перемалывание), другое — обжигом (приведение к ломкому состоянию). Одно превращают в порошок священным образом, в простоте, лишь в святом доме, где имеют место растворение и осаждение. Смешай воедино. мужское и женское, и найдешь то, что ищешь. Не тревожься о том, пойдет ли процесс горения. Эти два сочетания называют множеством имен, как то: слезная вода, нетленная святая вода, уксусная вода, вода кислоты морской соли, вода касторового масла, хрена или бальзама. Также именуют его молоком женщины, родившей сына, молоком черной коровы, мочой теленка, или овцы, или осла, раствором негашеной извести, мрамором, винным камнем, сандараком (мышьяковая руда, сульфид мышьяка), сланцевыми квасцами, селитрой, молоком ослицы, козла, золой извести, раствором золы, меда и оксимели (смесь меда и уксуса), цветами лопуха, сапфиром и т.д. Сосуды или инструменты, предназначенные для этих сочетаний, должны быть стеклянными. Остерегайся перемешивать смесь рукой, ибо ртуть смертельно опасна, ведь золото, обнаруженное там, разложилось».

Философскому Камню приписывают огромную мощь и помимо способности превращения металлов; его считают универсальным лекарством, которое может улучшить здоровье, продлить жизнь, даже позволяет некоторым адептам обрести бессмертие.

Изображение в алхимии

В алхимическом искусстве камень порой изображают в виде Гермафродита, результата слияния противоположностей, олицетворяемых королем и королевой. Красочное описание камня представлено в сочинении немецкого философа-мистика Генриха Кунрата «Амфитеатр вечной мудрости», опубликованном в 1602 г.:

«Ты увидишь камень философов (короля нашего) идущим вперед от своих покоев, зеркальной своей гробницы, в прославляемом теле своем, подобно царю царей, от трона своего к театру мира. Это, если дозволено будет так сказать, упорядоченный и более совершенный сияющий карбункул, само сдержанное великолепие, самые тонкие и очищенные части которого едины и неделимы, в согласованной смеси, в наивысшем степени равны; прозрачны, как кристалл, плотны и тяжеловесны, легкоплавки, как смола или воск пред испарением ртути, однако без дыма; проникающие в твердые тела и проходящие сквозь них, как масло сквозь бумагу растворимые в любой жидкости и смешиваемые с ней; ломкие, как стекло в шафранном порошке, но всей массой сверкающие красным, подобно рубину (краснота которого — знак совершенной фиксации и фиксированного совершенства); постоянно окрашиваясь и оттеняясь, зафиксированные на всех этапах процесса, но при испытании горящей серой и поглощающими водами и при самом неистовом испытании огнем, всегда невоспламеняемые и постоянные, как саламандра».

Духовная значимость и сила

С XIIIв. камень начинает приобретать духовную значимость; добыть его может лишь алхимик, следующий принципам отречения и очищения. Бенедиктинский монах Василий Валентин, называвший камень «Всё во всём», отмечал в произведении «О великом камне древних мудрецов»:

«Теперь позволь мне рассказать тебе, что, хотя многие заняты поисками этого камня, находят его лишь немногие. Ибо Господь никогда не имел намерения, чтобы стал камень общеизвестен. Его следует скорее расценивать как заслуженный дар его, хранимый для избранных, любящих истину и ненавидящих ложь, днем и ночью честно изучающих наше искусство, чьи сердца обращены к Богу с непритворной любовью».

Добыть Философский Камень равнозначно полному познанию Бога и мистическому единению. Трансмутация обычных металлов в золото в алхимическом горне уподобляется очищению и сожжению человеческих грехов и несовершенств в костре любви к Богу.

К началу эпохи Возрождения Философский Камень означал силу, стоящую за эволюцией жизни, и всеобщую связующую силу единства. Он олицетворял также чистоту и святость высшего царства чистой мысли и альтруистического существования. Искупительная сила камня привела к тому, что его стали ассоциировать с Иисусом Христом. Карл Густав Юнг подчеркивал значимость этой связи в своих алхимических трудах. Изображение Христа как камень упоминается в работах Зосимы и характерно для трудов Якоба Беме, Раймунда Луллия, Генриха Кунрата и др.

Наиболее значимые наименования

Наиболее распространенные именования камня — ляпис, эликсир, эликсир жизни и тинктура. Далее приводятся некоторые именования Философского Камня, собранные Уильямом Грэтэколлом и опубликованные в 1652 г. в Лондоне: «Золото, соль, солнце, медь философов, тело магнезии, чистое тело, свободный от примесей, фермент эликсира, мужчина, плотное живое серебро, сера несгораемая. Сера красная, неизменный, красный камень, кибрик, человек, медный купорос, локеная медь, красная земля; вода, дистиллированная из этих предметов, называлась философской; хвост дракона, чистый ветер, воздух, жизнь, молния, дом, полуденный свет, молоко девственницы, аммонийная соль, нитратная соль, ветер живота, белый газ, красная вода серы, винный камень, шафран, вода, белый сплав, вонючая вода, засорение мертвой крови, живое серебро. Перегонный куб, сосуд философов, высокий мужчина со шлемом, живот человека в середине, но в конце именуется ноги, или на каких ногах, или земля обожженная, обжаренная, затвердевшая, дистиллированная, успокоенная; тень Солнца, мертвое тело, венец над облаком, ладья морская. Магнезия, чернь. Дракон, пожирающий свой хвост, отбросы желудка, земля, найденная на гниющей навозной куче либо в навозе лошади, или в мягком пламени. Сера, ртуть, второй номер, один по существу, имя, во имя, камень, тело, Дух и Душа. Его называют землей, огнем, воздухом, всеми вещами, потому что он содержит в себе четыре элемента; зовется он человеком или зверем, имеющим душу, жизнь, тело и дух, все же некоторые философы не считают его одушевленным.

Но поскольку это камень, называется он водой серы, водой мира, плевком Луны, тенью Солнца, денне. Солнцем, белым Джейром, рыбьими глазами, Бейа, серой, вкусом вина, водой, молоком, уксусом жизни, слезами, водой радости. Мочой, светом света, чудесным отцом, отцом минералов, плодоносным деревом, живым духом, беглым слугой, эгрегором земли, ядом, сильнейшим уксусом, белой смолой, вечной водой, женщиной, женским началом, вещью по низкой цене. Азотом, менструальной кровью, серным колчеданом, природным азотом, водой — первоматерией, началом всего мира а также, заметь: живым серебром, Меркурием, азотом, полной Луной, ипостасью, белым свинцом, нашей медью, нашей водой. Железом, серебром, известью, белизной. Юпитером, белой киноварью, — это в разное время и на разных стадиях деяния. Заметь также, что философское омовение состоит в том, чтобы вернуть целостную душу в тело, хотя в данный момент ты можешь не понимать этого. Обычное белое промывание лучше всего производить с уксусом и солью и тому подобным. Также следует заметить, что при возникновении черноты процесс называется освобождением мужчины и женщины друг от друга и что тело обретает душу, что выражается в том, что душа проливает слезы над телом, а тело возобновляет деятельность души и духа, и посредством природы возрождается орел. Заметь также, что все предметы: белая земля, белая сера, белый дым. Серебристый пигмент, магнезия и этель (благородный) — означают одно и то же.

Также называют камень хаосом, драконом, змеем, жабой, зеленым львом, квинтэссенцией, нашим лунным камнем, хамелеоном, чернейшим черным, чернее черного, млеком девы, радикальным увлажнением, маслянистой жидкостью, напитком, семенем, хлоридом аммония (нашатырем), нашей серой, каменным маслом, душой, василиском. Гадюкой, секундином. Кровью, спермой, волосами, уриной, отравой, водой мудрецов, минеральной водой, сурьмой, дурнопахнущей менструальной кровью, свинцом философов, Солнцем, ртутью, нашим золотом, Луной, птицею, нашим призраком, серокоричнеюй солью, испанскими квасцами, сотрясатель, росой небесной благодати, пахучим духом, бурой, телесной ртутью, вином, сухой водой, металлической водой, яйцом, древней водой, постоянством, птицей Гермеса, нижним миром. Камфорой, живой водой, серебристым сиянием, желтизной тела, и именования эти можно перечислять до бесконечности — покуда есть желание».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: