Что такое этюд как музыкальное произведение

Этюд — это: этюды великих композиторов

Этюд – это понятие многогранное. В театральном искусстве это упражнение, которое позволяет совершенствовать актёрскую технику. В музыке это — сложное произведение. В изобразительном искусстве – это набросок будущего рисунка, пейзажа, портрета и так далее. Этюд также бывает и в спорте – это вид шахматной позиции.

Что такое этюд в музыке

Этюд – это слово французского происхождения. В переводе на русский язык оно означает «изучение». В музыке этюд – это пьеса для исполнения на каком-либо инструменте. Она, как правило, небольшая по объёму. В основе такой пьесы лежит частое повторение того или иного трудного для исполнения приёма. Предназначаются этюды для того, чтобы музыкант совершенствовал свою технику игры.

Этот музыкальный жанр стал широко известен в 18 веке.

Самые знаменитые авторы этюдов

Как уже было сказано выше, этюд – это музыкальная пьеса виртуозного характера. Она предназначена для оттачивания музыкантом исполнительского мастерства.

  • Фредерик Шопен.
  • Карл Черни.
  • Клод Дебюсси.
  • Роберт Шуман.
  • Камиль Сен-Санс.
  • Ференц Лист.

Карл Черни

Безусловно, самым известным автором этюдов для фортепиано является Карл Черни. Он написал более тысячи произведений такого рода. Его этюды предназначены для разных уровней и типов техники. Многие его пьесы этого жанра составляют целые циклы, например, «Школа фуги», «Школа беглости пальцев» и так далее. Его этюды больше других используются в музыкальных учебных заведениях. Он был не только композитором, но ещё и выдающимся педагогом. Его учениками были: Сигизмунд Тальбек, Ференц Лист, Теодор Куллак, Леопольд де Мейер и многие другие. К. Черни написал более 800 произведений только для тренировки беглости пальцев и исполнительской техники.

Фредерик Шопен

Польский композитор, выдающийся пианист. Этюды Шопена – это новый уровень данного жанра. Это не просто упражнения для развития беглости пальцев и техники, в них есть и художественная ценность. Этюды Шопена очень часто исполняются музыкантами на концертах. Без них не обходится ни один конкурс среди пианистов.

Фредерик Шопен всего написал 27 этюдов. Двадцать четыре произведения из них были сгруппированы автором в две тетради, в каждую из которых входит 12 пьес. Остальные три — были опубликованы отдельно. Первая тетрадь этюдов Ф. Шопена включает в себя произведения, которые были написаны в 1831-1832 годах. Она посвящена другу композитора – Ференцу Листу. Вторая тетрадь включает в себя этюды, созданные в 1836 году. Она посвящена Мари д’Агу.

Практически все этюды, написанные Фредериком Шопеном, требуют от музыканта виртуозности и артистичности. Каждый из них подразумевает конкретную педагогическую задачу. Например, «хроматический этюд a-moll № 2» помогает укреплять слабые пятый и четвёртый палец на правой руке. Этюды Ф.Шопена отличаются от произведений подобного жанра других композиторов. В них виртуозность выступает не как цель, она является средством для раскрытия художественного образа произведения. Во многих этюдах Фредерика Шопена принцип развития построен по типу прелюдий И.С.Баха. Более всего это заметно в произведении G-dur. Самым знаменитым этюдом Ф.Шопена является №12, который носит название «Революционный». Композитор посвятил его трагическим известиям о том, что польское восстание было разгромлено. Есть среди этюдов Фредерика Шопена и медленные, лирические. Самые знаменитые из них – это третий, шестой и седьмой. Своей мелодикой они напоминают вокальные произведения.

Немецкий композитор Эдвард Григ этюды не писал, но есть и у него знаменитое произведение данного жанра. Называется оно «Памяти Шопена». Как можно догадаться из названия, посвящён этот этюд великому польскому композитору и пианисту, о котором шла речь в данном разделе статьи.

Ференц Лист

Ещё один выдающийся композитор, который работал в таком жанре – это Ференц Лист. Этюды его разнообразны. Многие из них объединены в циклы. Ф.Лист, так же, как и Фредерик Шопен, стремился углублять в своих этюдах художественное содержание. Он считал, что виртуозность должна помогать художнику высказаться до конца. В возрасте 15 лет Ференц задумал сочинить цикл, в который входило бы 48 этюдов во всех тональностях. Но написал и опубликовал из них всего двенадцать. Первые этюды Ф. Листа были лишь упражнениями на развитие беглости пальцев. Они очень напоминали произведения его учителя – Карла Черни. Через 12 лет Лист переработал свои этюды и создал произведения для концертных выступлений. Самые знаменитые его пьесы этого жанра:

  • «Дикая охота».
  • «Видение».
  • «Вечерние гармонии».
  • «Мазепа».
  • «Метель».
  • «Воспоминание».
  • «Героика».

Ференц Лист также написал цикл этюдов по каприсам Никколо Паганини. Он задумал эти произведения с целью передать виртуозность и техническое совершенство великого скрипача на фортепиано. Композитор был очень увлечён творчеством Никколо Паганини.

У Ференца Листа имеются и другие этюды, имеющие глубокое содержание и поэмный склад.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о жанрах камерной музыки в творчестве композиторов-романтиков 19 века. Записи, которые нужно сделать в тетради, выделены красным цветом. Запишите тему урока «Жанры камерной инструментальной музыки. Этюд. Транскрипция».

Этюд (от фр. изучение, упражнение) — это пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на каком-либо инструменте.

Это понятие встречается и в живописи: этюд — набросок, эскиз будущей картины.

В XIX веке в эпоху романтизма с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов развивается новый жанр — концертные этюды.

Концертный этюд — это музыкальное произведение, технические трудности которого подчинены раскрытию художественного замысла композитора.

И сейчас популярны этюды композиторов-романтиков, искусство которых проникает во все уголки человеческого сердца. Яркими представителями романтизма являются польский композитор Фредерик Шопен (1810-1849) и венгерский композитор Ференц Лист (1811-1886). Оба они были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист — в больших концертных залах.

Фридерик Шопен

Фридерик Шопен (1810-1849) — крупнейший представитель польского музыкального искусства. основоположник польской музыки; величайший пианист, вдохновленный импровизатор; патриот, великий гражданин своей страны.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» — так он написал в своем дневнике.

В этюдах Шопена звучит романтическая мечта о чувствах, возвышающих человека, — это и мысли о любви, и созерцание природы, и революционный пафос.

Слушание: Фридерик Шопен. Этюд №12 «Революционный»

(из х/ф «Шопен. Желание любви»)

Ференц Лист

Ференц Лист (1811-1886) — знаменитый венгеро-немецкий композитор, выдающийся пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма.

Ф.Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. Он был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности.

В его этюдах заложены принципы скрытой программности, образно-художественной живописной манеры изображения. Во времена Листа бытовало мнение о том, что многие этюды неисполнимы из-за их невероятной технической трудности.

Слушание: Этюд № 12 «Метель» Ференца Листа

Широкую популярность получили фортепианные транскрипции Ф.Листа.

Транскрипция (от лат. переписывание) означает переработку, переложение музыкальных произведений.

Транскрипции появились в XVI-XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах.

В XIX в. транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение.

Мастерство Ф.Листа как пианиста-виртуоза современники оценивали очень высоко.

«Когда играет Лист, — говорил немецкий писатель Г.Гейне, — не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Он сделал переложения для фортепиано девяти симфоний Л. Бетховена. Лист писал: «Если я выполню свою задачу — сделать их доступными — на уровне искусного гравера или умного переводчика, то моя цель будет достигнута». Огромной популярностью пользовались этюды Листа по каприсам Паганини. Именно Лист привлек внимание С.Рахманинова к Капрису №24 Н. Паганини.

Лист боготворил музыку австрийского композитора Франца Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Аве, Мария» и др.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • =САМОПОЗНАНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ, НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИ (49)
  • =БИСЕР= (26)
  • =МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, СТИХИ= (23)
  • =АУДИОКНИГИ= (22)
  • =БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ= (18)
  • =ТЕСТЫ= (10)
  • =МОДА= (4)
  • =ТРАФАРЕТЫ= (3)
  • =ПРИРОДА= (2)
  • =ФИЛОСОФИЯ= (2)
  • =ТОЧЕЧНОЕ РИСОВАНИЕ ИГЛОЙ(Pricking)= (1)
  • =ДЕКУПАЖ= (1)
  • (0)
  • =УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК= (34)
  • =БУМАЖНЫЕ КУКЛЫ= (5)
  • =ВИДЕО= (40)
  • Кошки (22)
  • =ВСЕ ДЛЯ ЛИ.РУ= (129)
  • =ВЫПЕЧКА= (290)
  • =ВЫШИВКА= (307)
  • =ВЯЗАНИЕ= (1078)
  • *Вязание крючком (233)
  • Цветы (19)
  • Шали, накидки, пончо (6)
  • Болеро (2)
  • Брюки, шорты (1)
  • Закладки (1)
  • *Вязание спицами (207)
  • Амигуруми (127)
  • Бижутерия (15)
  • Блузы (28)
  • Варежки, перчатки, митенки (7)
  • Детские модели (21)
  • Для дома (36)
  • Для мужчин и мальчиков (15)
  • Жакеты, кардиганы, пальто (52)
  • Журналы (58)
  • Красивые безделушки (31)
  • Купальники и белье (10)
  • Мастер классы (112)
  • Носки, тапочки (53)
  • Пледы, коврики, подушки (22)
  • Салфетки, скатерти и прихватки (52)
  • Свитера, пуловеры, кофточки (110)
  • Топы (56)
  • Туники, платья (54)
  • Узоры (74)
  • Шапки, береты, шарфы, бактусы (85)
  • =ДЕТСКАЯ КОМНАТА= (103)
  • Образование, школа (35)
  • =ДЛЯ ИСТИННЫХ ЛЕДИ= (48)
  • =ДОМОВОДСТВО= (68)
  • =ЖИВОПИСЬ= (45)
  • =ИГРЫ, ТЕСТЫ, ГОЛОВОЛОМКИ= (21)
  • =ЗДОРОВЬЕ= (161)
  • =ИЗ БУМАГИ= (134)
  • Из газет (9)
  • Квиллинг (14)
  • Коробочки (8)
  • Оригами (21)
  • Открытки (10)
  • =ИН. ЯЗЫ= (5)
  • =ИНТЕРЕСНО= (83)
  • =КАРТИНКИ= (76)
  • =ФОНЫ= (27)
  • =ИЛЛЮСТРАЦИИ, РИСУНКИ= (76)
  • =КИНО= (28)
  • Для детей (8)
  • Сериалы (6)
  • =КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ= (5)
  • =КОМПЬЮТЕР, ПРОГРАММЫ= (103)
  • =КОШКИ= (19)
  • =ДЛЯ КРАСОТЫ ЛИЦА И. = (262)
  • Прически (16)
  • =КУЛИНАРИЯ= (575)
  • Супы (23)
  • А что у нас на завтрак? (18)
  • Готовим в мультиварке (9)
  • Блины, оладьи (7)
  • Праздничное меню (3)
  • Гренки, тосты, сухарики (3)
  • Вторые блюда (204)
  • Десерты (88)
  • Закуски (57)
  • Молоко (8)
  • Мясные блюда и деликатесы (38)
  • Салаты (108)
  • Соленья, заготовки на зиму (30)
  • Чай, кофе (7)
  • =АСТРОЛОГИЯ, ЭЗОТЕРИКА, НЕПОЗНАННОЕ= (148)
  • =МАКРАМЕ= (16)
  • =МУЗЫКА= (37)
  • =НЕОБЫЧНЫЕ ВИДЫ РУКОДЕЛИЯ= (23)
  • =ОТКРЫТКИ= (6)
  • Валентинки (1)
  • =ПОДЕЛКИ= (95)
  • =ПРАЗДНИКИ= (442)
  • Новый год (310)
  • Масленица (5)
  • Пасха (116)
  • =ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ= (77)
  • Он и Она. (8)
  • =РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ИГРЫ= (14)
  • =РАЗНОЕ= (72)
  • Книги (23)
  • Радиопостановки, спектакли (2)
  • =РЕЛИГИЯ= (27)
  • =РУКОДЕЛИЕ= (61)
  • =УЧИМСЯ РИСОВАТЬ= (42)
  • =ФИЛЬМОТЕКА= (28)
  • =ФОТОШОП= (10)
  • =ШИТЬЁ= (209)
  • Игрушки (18)
  • Лоскутное шитье (2)
  • О себе (6)
Читайте также  Что такое методология

Метки

Музыка

Я — фотограф

салфетки

Фотоальбом

Всегда под рукой

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Музыкальные этюды

Этюды любят и знают любители музыки и все, без исключения, пианисты. Жанр этюда известен с XVIII века. Этюд в музыке, инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Обычно этюды объединяются в сборники, которые включают пьесы, способствующие приобретению разнообразных технических навыков.

техники исполнителя. Этюд — яркая ,кратко выраженная мысль, настроение, картина,
событие и тд.. Трудно порой описать, какой содержательности, какой выразительности и
глубины можно достичь в такой миниатюрной, да еще «технической» пьесе..

Фортепианные этюды сочиняли многие композиторы.

Как самостоятельный жанр этюд получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием музыкальных инструментов. В том же веке получает широкое распространение концертный этюд.

Ляпунов. «Трансцендентный этюд»

Ф.Блуменфельд. Этюд «Море» .

Сметана. «Концертный этюд».

В творчестве Шопена этюд стал самостоятельной и полноценной разновидностью фортепианной миниатюры. Каждый из этюдов, с помощью технических приемов, максимально раскрывает поэтический образ произведения.

Шопен в своих этюдах соединил техническую сторону с художественной, раскрыл неслыханные до того времени волшебные краски фортепиано, его необъятные выразительные возможности, поднял этот жанр до уровня высокого искусства.

Особое место занимает Этюд до-минор ор.10 №12. Это произведение было написано композитором под впечатлением известия о трагическом поражении Варшавского восстания. В музыке этюда, известного под названием «Революционный», нашло отражение это трагическое событие. На фоне бурных пассажей звучит призывная, волевая мелодия. Все произведение наполнено драматизмом.

Шопен. Этюд №12

В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам. Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман, Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и др.), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и другие.

Скрябин. Этюд оп.8 №12

(Этюд по каприсам Паганини)

«Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства»

Работа Казановой Элины «Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства» представлена для участия в Региональной детской творческо-исследовательской конференции «Покоряя вершины».Предполагается исполнение Элиной «Этюда» А.Лешгорна F-dur и сообщение в виде презентации по названной теме. В работе рассмотрен жанр Этюда в музыке и не только.Обозначены композиторы, пишущие в этом жанре.Выявлены причины возникновения и пути развития этого жанра.

Скачать:

Вложение Размер
Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства 51 КБ

Предварительный просмотр:

«Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства»

Руководитель: Харитонова А.В.

МОУДОД ДШИ г.Красный Кут

Занятия в музыкальной школе значительно расширяют кругозор детей. И это не пустые слова. Ведь знакомясь на уроках специальности с различными произведениями, мы знакомимся с целыми историческими эпохами, музыкантами, которые в своем творчестве отражали жизнь своих современников, их интересы, увлечения и в произведениях передавали ритм жизни общества в целом.

Во всех классах музыкальных школ, начиная с 1 и заканчивая выпускным, учащиеся разучивают этюды. Для многих это неинтересное занятие. Но мне стало любопытно, а если посмотреть на этот жанр музыки по-другому. Узнать, когда он появился, какие композиторы обращались в своем творчестве к нему, какие бывают этюды, только ли в музыке применим и используется этот жанр?

Тема моего исследования важна, поскольку систематизирует сведения об этом жанре музыкального исполнительства и результаты работы могут быть применимы в просветительской работе не только для юных музыкантов , но и для широкого круга любителей живого музыкального звука.

Целью моего исследования является:

изучение музыкального жанра фортепианный этюд

Задачи : — узнать, что обозначает термин этюд;

— выяснить причины и время возникновения этого жанра ;

— познакомиться с классификацией этюдов;

— собрать материалы о музыкантах, которые в своем творчестве обращались

— найти примеры в других видах искусства и деятельности человека, где

применяется понятие этюд ;

Слово «этюд» в переводе с французского языка обозначает «учение, изучение». В музыке так называют пьесы, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства исполнителя.

Этюд – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначена для усовершенствования техники исполнителя. Нет такого музыканта, которому бы не пришлось бы сыграть ни одного этюда в музыкальной школе, колледже, консерватории.

Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры гаммообразными пассажами, пунктирным ритмом, хроматическими гаммами, скачками, октавами, двойными нотами, техника трели и другие.

Обращаясь к различным словарям для уточнения значения слова этюд, обнаруживаем, что оно достаточно широко и представлено в разных сферах деятельности человека от музыки, живописи, литературы, до музыкознания, шахмат, хореографии, научных работ.

Но обратимся к жанру этюда музыкального. С появлением таких музыкальных инструментов как клавикорд и клавесин возникла необходимость в музыкальных произведениях для них. Появились инструменты и прекрасные исполнители на них, такие как И.С. Бах (Германия), Ф.Куперен, Л.Дакен, Ж.Рамо (Франция),Д.Скарлатти (Италия). Их прекрасная музыка была одновременно отличным учебным материалом. Ведь в то время исполнители были одновременно и педагогами, и композиторами, сочинявшими для своих учеников упражнения и пьесы.

Так, И.С.Бах писал маленькие прелюдии, инвенции и другие пьесы специально для детей, среди которых самыми любимыми были его сыновья, жена Анна Магдалена.

Бахом разработаны новые для того времени приемы игры на клавесине: подкладывание первого пальца, он ввел в игру первый палец, активно использовал пятый, но почти не пользовался перекрещиванием пальцев. Эти приемы способствовали певучести и мелодичности звучания. Для обучения этим приемам он написал 15 двухголосных и 15 трехголосных симфоний. Эту музыку и сейчас исполняют юные музыканты. Поскольку нет музыки лучше для развития полифонического слуха и приобретения технического мастерства. О назначении своих произведений Бах говорил: «Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как для особого время препровождения тех, кто преуспел в этом учении».

Для обучения игре на клавесине композитор Д.Скарлатти писал небольшие по размерам, но необыкновенно яркие и разнообразные клавирные сонаты (свыше 500. ) Он был новатором в области клавирной техники. Именно Д.Скарлатти применил в своих экзерсисах многие исполнительские приемы, которые получили развитие в 19 веке. Это и репетиции (быстрое повторение одного и того же звука), глиссандо (скользить), перекрещивание рук. Свои сонаты он скромно называл «Упражнения для чембало». В предисловии к ним он писал, чтобы не искали глубокого плана в этих произведениях, так как написаны они «дабы приучить себя к технике клавесина».

Таким образом, можно говорить, что зарождение жанра этюда как пьесы обучающего характера происходило в творчестве композиторов эпохи барокко.

1709 год знаменателен появлением нового, более усовершенствованного музыкального инструмента, а вместе с ним и новых приемов игры, новой аппликатуры, нового исполнительского стиля. Началась эра рояля («королевский»).

Это время бурного исполнительства. Но путь к вершинам исполнительского мастерства долгий и трудный. Он начинается в детстве с небольших упражнений, легких пьес. Постепенно шаг за шагом растет мастерство, а овладевать исполнительской техникой помогают этюды. Техника исполнительская – это владение различными приемами игры на музыкальных инструментах. Фортепианная техника, как уже упоминалось выше, очень разнообразна: гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, хроматизмы… На каждый вид техники есть этюды, которые учат , развивают ловкость, беглость пальцев. Конечно, они делают это не сами по себе, а под руководством педагога и при активном участии самих учеников. Исследователь жанра этюда Н.Терентьева подразделяет этюды на инструктивные, характеристичные и концертно-художественные. Конечно, такое подразделение носит условный характер. Развитие самого жанра этюд связано с усложнением музыкального языка. Среди инструктивных этюдов выделяют этюды на разные виды техники: мелкую, крупную, ит.п.), ритмические этюды. В таких этюдах в основном отрабатываются приемы исполнения фактурных технических формул, которые чаще встречались в нотной литературе того времени, а также различные приемы звукоизвлечения. 19 и начало 20 века стало следующим этапом в развитии жанра этюда, поскольку оно напрямую связано с развитием концертного исполнительства. Такие этюды исполняются не только в домашнем обиходе, но и на концертах.

Итак, жанр этюда известен с XVII века. Среди наиболее известных композиторов и педагогов писавших в жанре этюда, произведения которых и в настоящее время включены в репертуар юных музыкантов хочется назвать следующих.

Карл Черни — австрийский пианист и композитор чешского происхождения, создатель множества литературно-методических книг, посвященным проблемам преподавания игры на фортепиано. Более 800 произведений , связанных с разработкой техники игры на фортепиано («Ежедневные упражнения» ор.337, «Школа беглости» ор.299, «Искусство беглости пальцев» ор.740) до настоящего времени успешно используются педагогической практике. В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Среди учеников К.Черни — Ф.Лист, Т.Лешетицкий.

Людвиг Шитте – датский пианист и композитор, ученик Ф.Листа. один из лучших представителей традиций музыкальности: как с технической стороны, так и мелодической. Если перед начинающим музыкантом стоит задача выработать ровность , мелодичности, дать душе удовольствие, берите Шитте. Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.

Герман Беренс – шведский композитор, дирижер, педагог и пианист. Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыки в Стокгольме. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.

Анри Бертини – французский пианист и композитор. Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники.

Корнелиус Гурлитт – немецкий композитор, церковный органист и дирижер хорового общества в Альтоне. Преподавал в Гамбургской консерватории. Автор сборников и «альбомов» фортепианных миниатюр для домашнего музицирования, концертных пьес для детей и юношества.

Луи Келлер – немецкий композитор, пианист и педагог. В 1847 году в Кенигсберге открыл школу для обучения игре на фортепиано. Приобрел известность как автор фортепианных этюдов, которые используются в репертуаре юных пианистов.

Конрад Макс Кунц – немецкий композитор, автор популярных вокальных квартетов, фортепианной музыки – 200 канонов для развития координации рук и беглости пальцев при игре на фортепиано.

Феликс Лекуппе – французский пианист, педагог и композитор. Окончил Парижскую консерваторию. С 1843 года преподавал в консерватории фортепиано и гармонию. Автор фортепианных пьес, этюдов и песен.

Анри Лемуан – французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель. Это один из наиболее известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Игре на фортепиано учился в Парижской консерватории. Автор многих фортепианных произведений, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды). Издал «Школу игры на фортепиано» и педагогическое пособие «Таблицы пианиста – памятка фортепианного педагога». В 1817 году возглавил нотоиздательскую фирму, основанную его отцом. Под руководством А.Лемуана эта фирма стала одним из крупнейших французских музыкальных издательств. Музыкальный язык Лемуана отличает особая мелодичность и изящество.

Карл Альберт Лёшгорн –немецкий пианист, педагог и композитор. Профессор королевского института церковной музыки в Берлине. Преподавал игру на фортепиано. Автор фортепианных сонат и концертов. Опубликовал практическую фортепианную методику.

Елена Фабиановна Гнесина – советская пианистка-педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Вела фортепианный класс, а также методику преподавания фортепиано. Является автором «Фортепианной азбуки» и другой учебной и методической литературы, в том числе инструктивных этюдов для начинающих. Была директором музыкального училища, которое в дальнейшем стало Российской академией музыки имени Гнесиных.

Произведения вышеназванных авторов начинающие пианисты играют в начале своего музыкального образования, затем с годами переходят к этюдам более сложным.

Это этюды М. Клементи (Италия), Мошковского, И.Крамера(Британия), Ф.Шопена (Польша), Ф.Листа(Венгрия), Р.Шумана (Германия). Среди русских композиторов, пианистов нельзя не назвать С.Рахманинова, А.Скрябина, С.Прокофьева. Этюды этих композиторов исполняются на эстраде как настоящие художественные произведения. Хотя в основе каждого этюда лежит какой-то один технический прием.

В жанре этюда создавались и создаются работы, относящиеся к различным сферам человеческой деятельности. Известны математические этюды, шахматные этюды, в жанре «этюда» создаются научные и научно-популярные труды: этюды о Вселенной, теологические этюды, медицинские этюды, литературные этюды, поэтические этюды, архитектурные, театральные этюды. Таким образом, этюд может является и техническим упражнением, может выступать в роли подготовительного этапа к определенной объемной работе, а также быть самостоятельным художественным произведением.

Следовательно, в музыкальном искусстве жанр этюда становится своеобразной школой для творческого развития музыканта и представлен как упражнение, и как целостное художественное произведение. Этюды писались в различные исторические периоды, но всем им характерна связь с исполнительскими и композиторскими особенностями (стилем), которые напрямую зависят от эстетического предпочтения той или иной эпохи, особенностями мировосприятия и философии.

1. Михеева Л.В. «Музыкальный словарь в рассказах». М., «Советский композитор», 1984

2. «Музыкальный энциклопедический словарь» ред.Келдыш Г.В. – М., «Советский

3. Терентьева Н.А. «Карл Черни и его этюды». «Музыка»- Ленинградское отделение,

4. «Спутник музыканта. Энциклопедический словарь-справочник. Ред.А.Л.Островский.-

5. «Великие музыканты Западной Европы». Сост.Григорович В.Б.- М.:Просвещение,1982

6. Комарова Н.И. «Музыканты и композиторы». Краткий биографический словарь.-

Роль жанра этюда в развитии техники пианиста. Виды этюдов. Принципы выбора этюдов и методика работы над этюдами. (Примеры анализа Этюда)

Этюд – это оптимально короткое виртуозно-художественное произведение для развития и закрепления как определённого технического приёма, так и главных исполнительских качеств: силы, воли, физической и психической выносливости, закрепления слухопсихомоторного навыка.

Этюды можно условно разделить на инструктивные и художественные.

1. Инструктивный этюд – это произведение, где используется 1-2 динамических стереотипа или 1-2 фортепианные формулы; часто с лаконичной мелодикой и простыми гармониями, в 1-о или 2-хчастной репризной форме. (Шитте, Лемуан, Гедике, Крамер, Черни –Гермер, и т.д.)

2. Концертный этюд – это произведение, где используется более 2-х стереотипов фортепианных формул и фактур, с развитой и выразительной мелодико-гармонической и ладовой композицией, часто с высоким — художественно значимым образом или идеей: Шопен, Лист, Рахманинов, Некоторые этюды Черни из 299(№21, 24, 38 и т.д.) и 740 ( №№ 8, 12, 50), Майкапар Токкатина, Ё.Накада Быстрый этюд и т.д.

Методика выбора этюдов должна учитывать:

1. Равномерное, комплексное развитие техники, охват всех основных формул.

2. Индивидуальную недостаточность аппарата ученика.

3. Укрепление и развитие определенного навыка (гаммообразной техники, либо аккордовой техники).

4. Этюд необходим как вспомогательная тренировка для развития определенных навыков встречающихся в конкретном музыкальном произведении.

5. На раннем этапе обучения эффективна методика выбора коротких этюдов: «лучше меньше по объёму, но больше по количеству». В средних классах можно выбирать более трудные, и нацеленные на определённое персональное развитие ученика и его способностей.

Общие принципы работы над этюдом:

— Определение жанра, анализ фактуры этюда, размера; анализ аппликатуры, позиционных структур и мотивов.(Педагогический показ и чтение с листа учеником)

— Работа в медленном темпе – это будущий фундамент правильной быстрой игры, по принципу «укрупнения кадров», подбор подходящих движений в каждой руке отдельно.

— Постепенное осознание «позиционных комплексов» и «динамических стереотипов» — как алгоритмов и схем слухопсихомоторных навыков.

— Фразировка, опорные-кульминационные точки в движении, координация рук в штрихах, динамике.

— С увеличением темпа действует принцип экономии движений (быстро — значит «близко» к клавиатуре).

— Чередование быстрого и медленного темпов в работе обязательно: чтобы равномерно работали 2 полушария мозга (альфа-волны и бета-волны) – чтобы не «замыливалось» ухо на качество каждого звука, и не «заигрывались» пальцы.

— Вспомогательные упражнения обязательны, т.к. — «Техника — это накопление разнообразных движений и экономное их расходование». (Ф. Лист).

а) контрастные штрихи, динамика;

б) «пробежки-остановки», «шагом, шагом — побежали»;

в) пунктирные ритмы;

г) «перенос рук» в далекие регистры (пр.р. — вверх, л.р. — вниз);

д) «беззвучный способ» с сохранением опоры;

е) транспорт с сохранением аппликатуры;

ж) совмещение приемов одновременно;

з) исполнение подряд 2-3 раза, без отдыха;

и) «весовые толчки», «рикошет»;

к) «в темной комнате», в «перчатках» и т.д.

Доклад по музыке «Этюды об этюдах» (7 класс)

Этюды об этюдах

Подготовила ученица 7А класса

Шошкина Екатерина Дмитриевна

Руководитель: Мавлютова А.С.

2. Что такое этюд?

3.Этюды в музыке

8. Этюды в живописи

9. Этюды в театре

10.Этюды в хореографии

11.Этюды в литературе

12. Этюды в шахматах

14.Список использованной литературы

Этюды — это импровизация и воображение детей. В основе, которых лежит художественный замысел и простейшая сверхзадача. Необходимо комплектовать разные стороны развития, в которых развивается смелость, пластическая выразительность движений, наблюдательность, фантазия и воображение и т.д. для саморазвития человека.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем,что именно этюды развивают смелость, пластичность, выразительность движений, актерское мастерство,наблюдательность, фантазию, воображение, для личностного полноценного развития как ребенка, так и взрослого человека.

Цель работы: представить богатство и разнообразие окружающего нас музыкального мира, его многосторонние связи с другими видами искусств.

1.Систематизировать знания, полученные при изучении жанров виртуозной музыки;

2.Познакомить с одним из этапов развития фортепианного искусства и известными композиторами-виртуозами;

3.Освоить музыковедческие и исследовательские навыки;

4.Мотивировать на прослушивание произведений мировой музыкальной культуры, воспитывать вдумчивого слушателя;

5.Формировать позитивное отношение к окружающему миру и желание откликаться на его красоту, познавая виды искусств;

ЭТЮД – с фр. «изучение», «упражнение»

Этюд — это короткое завершенное по форме произведение.

Музыка Пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на музыкальном инструменте

Живопись -Набросок, эскиз будущей картины

Театральная педагогика -Упражнение для совершенствования актерской техники

Хореография – это маленькое законченное произведение

Литература –самостоятельное произведение небольшого размера

В музыке этюдом принято называть небольшую инструментальную пьесу, основу которой составляет определенный прием исполнения. Музыкальные этюды служат для усовершенствования техники исполнителя. Наиболее популярным автором музыкальных этюдов является Карл Черни. А этюды Фредерика Шопена имеют и художественную ценность.

Австрийский композитор, педагог и пианист. Большое распространение получили этюды К.Черни «Школа Беглости» ор.299 «Школа пальцевого мастерства » ор.740. Каждый из таких этюдов рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы ,трели и т.д.),а весь сборник этюдов- на комплексное овладение техникой. Подобные музыкальные сочинения создавались и для других музыкальных инструментов(для скрипки и виолончели).

За роялем сидел девятилетний ребенок и играл концерт Моцарта. Слушателем был Людвиг ван Бетховен. Послушав мальчика, Бетховен считал его талантливым и согласился с ним заниматься. Карл Черни-а это и был он-три года учился у великого Бетховена. У Черни была необыкновенная память. Он знал наизусть все сочинения Бетховена и унаследовал от своего учителя беззаветную преданность музыке, виртуозную технику и громадную работоспособность. Черни автор более 1000 произведений-от простых до симфоний. Но только этюды оказались жизнеспособными . Уже в 14 Карл Черни стал известным в Вене педагогом. Постепенно его слава росла. К нему в Вену стали съезжаться пианисты из многих стран Европы. Общаться со своими учениками ему было легко-Черни знал семь языков. Впоследствии его ученики стали выдающимися пианистами, как например, гениальный венгр Фереиц Лист.

№ 1, «Движение пальцев при спокойной руке»

№ 2, «Подкладывание первого пальца»

№ 3, «Отчетливо и бегло»

№ 4, «Легкая подвижность руки при спокойном стаккато»

№ 5, «Ровность в двойных пассажах»

№ 6, «Четкость в арпеджированных пассажах»

№ 7, «Смена пальцев на одной клавише»

№ 8, «Легкая подвижность левой руки»

№ 9, «Легкое стаккато»

№ 10, «Упражнение на терции»

№ 11, «Ловкость в смене пальцев»

№ 12, «Гибкость левой руки»

№ 13, «Возможная наибольшая беглость»

№ 14, «Арпеджированные пассажи»

№ 15, «Растяжение при большой силе»

№ 16, «Перемена пальцев в быстром движении»

№ 17, «Быстрые минорные гаммы»

№ 18, «Мягкий удар и спокойная кисть при перекрещивании рук»

№ 19, «Растяжение при спокойной кисти»

№ 20, «Двойные октавы»

№ 21, «Одинаковое движение»

№ 22, «Упражнение на трель»

№ 23, «Легкий удар левой руки»

№ 24, «Первый палец на черной клавише при совершенно спокойной кисти»

№ 25, «Быстрота и отчетливость

№ 26, «Наибольшая скорость в аккордовых пассажах»

№ 27, «Независимость пальцев»

№ 28, «Спокойная кисть при большой подвижности пальцев»

№ 29, «Упражнения на мордент для правой руки»

№ 30, «Развитие крепкого удара»

№ 31, «Упражнение на подкладывание первого пальца»

№ 32, «Одинаковый подъем пальцев»

№ 33, «Лёгкая кисть в скачках октавами»

№ 34, «Трель терциями»

№ 35, «Смена пальцев на одной клавише»

№ 36, «Лёгкая рука при подвижных пальцах»

№ 37, «Сильно и четко»

№ 38, «Соразмерное поднимание обеих рук»

№ 39, «Упражнение на терции»

№ 40, «Лёгкое стаккато в аккордах»

№ 41, «Подвижность пальцев левой руки»

№ 42, «Упражнение на двойной мордент»

№ 43, «Ловкость в подкладывании первого пальца»

№ 44, «Легчайший удар при наибольшей подвижности пальцев»

№ 45, «Связная мелодия в ломаных аккордах»

№ 46, «Блеск в ударе и движении»

№ 47, «Мягкий и четкий удар в ломаных аккордах»

№ 48, «Упражнение на трель»

№ 49, «Блеск в октавной игре»

№ 50, «Энергия в ударе и темпе»

«Новый этап в жанре этюда открыли 24 каприса Паганини они послужили основой для фортепианных транскрипций композиторов-романтиков Р.Шумана,Ф.Листа. С этого момента начинается расцвет жанра этюда в творчестве таких гениальных композиторов, как уже названных Ф. Листа и Р. Шумана , а также Фр. Шопена , Й. Брамса, Ф. Мендельсона-Бартольди»

Лист Ференц (1811—1886), венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог.

Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г., после этого Лист выступал редко.

Шопен Фридерик (Фредерик) Францишек (Франсуа) (1810— 1849), польский композитор и пианист.

Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано.

Пианист Войцех Живный (1756—1842), начал заниматься с 9-летним Шопеном. Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера. Шопен с успехом закончил лицей и Высшую школу музыки. Он работал в разных жанрах. Всего у него 27 этюдов.

«Расцвет русской фортепианной музыки 19-20 вв. ознаменован появлением этюдов Лядова, Аренского, Ляпунова, Рахманинова («Этюды-картины»),Скрябина. 20 век в творчестве Прокофьева, Стравинского, Дебюсси, Мессиана, Шимановского демонстрирует новый подход к выразительным и техническим возможностям фортепиано. Создаются этюды для различных составов: «5 этюдов для фортепиано с оркестром» Д.Мийо «1920) «инструментальные этюды для оркестра «И.Стравинского , «Симфонические этюды для оркестра» Хенце , «6 этюдов для струнных инструментов и оркестра «Б.Чайковского»

Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943), композитор, пианист и дирижёр.

Среди наивысших творческих достижений Рахманинова 4 концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром; 3 симфонии и Симфонические танцы; 24 прелюдии и 15 этюдов-картин для фортепиано.

«Иной думает, что видит картину, тогда как в действительности он слышит, ибо его художественное волнение проистекает от музыкального звучания или молчания, которое он ощущает изображенном…»

Этюды в живописи

Этюдом в живописи называют эскиз произведения, выполненные с натуры. Рисунок должен быть точен по масштабу и пропорциям отдельных элементов, но без лишней детализации картины. Этюд выполняется на бумаге или непосредственно на холсте карандашом, углем или краской. К мастерам этюдной живописи можно отнести Левитана, Шишкина, Саврасова.

Упражнение, повышающее мастерство написания пейзажей, также называется этюдом. Этюдная живопись способствует развитию глазомера, придает твердость руке художника.

Похожее значение имеет слово «этюд» в театральной среде: оно представляет собой небольшую по объему постановку, в которой предполагается участие ограниченного количества актеров, и применяется для развития техники актерского исполнения. При этом этюд в театральной среде чаще всего включает в себя значительную часть, основанную на импровизации, что позволяет улучшить игру актеров.

Этюд в хореографии

Этюд в хореографии – это маленькое законченное произведение, которое по своему содержанию, по качеству приближается к самостоятельному сценическому номеру.

Этюд в хореографии имеет два вида:

2. Танцевальный этюд.

Учебным этюдом называется этюд, в который включены движения, манера, характер той или иной народности. Изучаются те движения, которые потом будут включены в постановку.

Танцевальным этюдом называется маленькое танцевальное произведение, которое имеет законченную форму. В него включены лексика, композиционный рисунок.

1) На развитие техники исполнения;

2) На композиционный рисунок;

3) На актёрское мастерство;

Этюды подразделяются на:

Орнаментальные (не имеющие содержания), включают в себя большое количество хореографического материала, который подаётся о простого к сложному.

Тематические (где заложена определённая тематика).

Этюд, как и любое хореографическое произведение имеет своё композиционное построение. Каждый этюд состоит из 4 частей:

Выход 2) Проходка 3) Коленце 4) Уход или финал

Этюды в литературе

В литературе этюд – это самостоятельное произведение небольшого размера, в котором писатель старается максимально правдиво передать свои эмоции, ощущения и впечатления от какого-либо предмета или события. Для написания этюда подбираются наиболее точные слова и выражения, чтобы читатель смог представить и прочувствовать увиденное автором

Понятие этюд также используется в литературной критике. Выразительный язык жанра позволяет сложить четкое представление о художественном произведении.

Этюды в шахматах

Еще одно распространенное значение этого слова связано с игрой в шахматы. В этой сфере применение этого термина также имеет оттенок, отражающий обучающий характер данного понятия. Так, словом «этюд» среди шахматистов принято обозначать специально составленную специалистом ситуацию на доске, которую обучающемуся необходимо решить в свою пользу либо добиться ничьей.

В 7 классе,на уроке музыки,мы затронули тему «Этюды» и мне захотелось размышлять дальше. Благодаря этому проекту я узнала больше, чем дает нам школьная программа. Мне было очень интересно работать над этой темой.Я расширила свои знания во многих видах искусства и поняла, что этюд имеет большое значение не только в музыке, но и в шахматах,хореографии,литературе,живописи,театре. Мне хочется расширить свое мировозрение и акультеризовать нашу школу. Начиная с себя,и люди поймут,что искусство-это не нудное повествование,а целый красочный мир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: