Что такое диалог

Значение слова «диалог»

ДИАЛО́Г и ДИА́ЛОГ, -а, м. Разговор между двумя или несколькими лицами. [Тагильский] ушел —. Минутный диалог в прихожей несколько успокоил тревогу Самгина. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. || Часть литературного произведения, представляющая собой разговор двух лиц. Диалог его [Горького] пьес — предельно выразителен и жив до сегодня. Леонов, Горький сегодня. || Литературное произведение, написанное в форме беседы. Диалоги Дидро.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Диало́г (греч. Διάλογος («разговор») — первоначальное значение — разговор, беседа) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; вопрос одного ответ другого, если диалог начат в сети интернет, то ответ может быть получен или нет, но это всёравно диалог — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. В литературе диалог — органический признак драматических жанров, но иногда является основой также и недраматических произведений, например, в русской поэзии «Разговор книгопродавца с поэтом» А. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М. Лермонтова, и т. д., содержащие эстетическое и общественное кредо их авторов. Традиционно противопоставляется монологу.

Основные исторические основания диалога находятся в нарративе, философских и дидактических приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и софистике.

Помимо осуществления коммуникации диалог может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение).

В XIX в., потеряв почти полностью соприкосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие диалога появляется вновь, трансформируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуждением человека в массовом индустриальном обществе.

Согласно М. М. Бахтину, диалог в своём универсальном философском значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие.

Диалог может быть довольно бурным и переходить в спор между ведущими диалог и уход от спора и диалога подтверждает отсутствие правды (наличия доказательств собственного мнения у одного из ведущих диалог), так как правда рождается и подтверждается только по средствам диалога или спора между оппонентами.

ДИА’ЛО’Г, а, м. [греч. dialogos]. 1. Разговор между двумя или несколькими лицами. ||

Часть литературного произведения, состоящая из разговоров. Артисты хорошо провели заключительный д. 2. Литературное произведение, написанное в форме разговора (лит.). Диалоги Платона.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

диало́г

1. последовательность взаимосвязанных речевых актов (включая паузы, молчание, жесты) не менее двух участников, каждый из которых попеременно становится то говорящим, то адресатом речи

2. искусств. обмен репликами между персонажами литературного произведения как основной способ изображения характеров и развития действия в драме и один из способов в прозе

3. комп. двусторонний обмен информацией в форме вопросов и ответов между человеком и компьютером

4. перен. контакт, взаимодействие, переговоры между двумя сторонами ◆ Политический диалог между странами.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • внутренний диалог
  • диалог между человеком и компьютером
  • вести диалог

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова кент (существительное):

Что такое диалог

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «диалог» широко используется практически во всех сферах жизни: в теории коммуникации (когда люди познают секреты общения), в философии, социологии, культурологии, политике, педагогике, журналистике, литературоведении и художественной литературе.

Данный термин возник не вчера: за ним стоит богатая традиция, уходящая корнями в доисторические времена.

По-видимому, диалог как способ поочерёдного получения и воспроизведения информации обо всём сущем лежит в основе мироустройства. Попытаемся рассказать об этом уникальном явлении самое главное.

Диалог — это.

Слово «диало́г» происходит от греч. Διάλογος — «беседа, разговор». Если перевести два корня этого термина по отдельности, получится интересный вариант его трактовки: «двойное знание, мысль на двоих», близкий к основному значению термина.

В общем смысле диалог – это обмен высказываниями между двумя лицами, сторонами, столкновение двух точек зрения, которые могут быть сформулированы в виде вопросов, ответов, отдельных реплик.

Виды диалога

Выделяют следующие разновидности:

  1. равноправный диалог;
  2. структурированный диалог;
  3. диалог в вопросах.

При равноправном диалоге стороны выступают в равных долях, и их мнение имеет одинаковую ценность. К равноправному диалогу стремятся дипломатические послы крупных мировых держав.

Но куда лучше ситуация, когда они настроены на структурированный диалог, который является основой миротворческих миссий.

Диалог в вопросах нередко встречается в поэтической речи, характерен для восточной лирики, творчества латиноамериканских писателей.

В бизнес-кругах и политической сфере активно фигурирует такое понятие как «конструктивный диалог». Оно означает настроенность сторон на конкретный результат.

Например, на круглом столе, посвящённом защите окружающей среды в крупных промышленных городах России, хорошо было бы не просто поговорить о серьёзности проблемы, а принять чёткие решения, направленные на её немедленное решение.

Руководитель совещания имеет право призвать участников к конструктивному диалогу.

Диалог в философии

Первые диалоги были обнаружены в памятниках шумерской письменности за 2,5 тысячи лет до н.э. Диалогические структуры встречаются в древнейших гимнических произведениях Индии «Ригведе» и «Махабхарате».

В 5 веке до н.э. к созданию диалогов как жанра античной философии приступил древнегреческий мыслитель Платон. Античный мир принял платоновские диалоги как образец жанра, получившего самое широкое распространение.

В диалогах Федра, Ксенофона, Аристотеля, Цицерона, Лукиана, а позже – Фомы Аквинского различные вопросы жизни рассматриваются в столкновении нескольких точек зрения.

В 17 веке во Франции философскими диалогами прославился Фонтенель. В Германии Виланд придал жанру ироническое звучание. На рубеже 19-20 веков в России теорию диалога разработал М.М.Бахтин.

В широком смысле учёный рассматривал диалог как одну из основ мироустройства, в результате которой всё живое взаимодействует, двигаясь навстречу новым формам и сторонам жизни.

Всё построено на вопросах и ответах. Благодаря способности человека задумываться над чем-то новым и постепенному осмыслению получаемой информации мир движется вперёд, рождая неожиданные запросы и ответные решения.

В узком смысле Бахтин трактовал диалог как событие общения.

Диалог и стили речи

Диалог – это суть человеческого общения. Оно может происходить на разных уровнях, в устном и письменном виде.

С точки зрения языка, удобно рассмотреть диалоговые проявления в разных стилях речи. Напомним, что традиционно выделяют 5 стилей:

  1. разговорный (бытовой);
  2. официально-деловой;
  3. публицистический;
  4. научный;
  5. художественный.

В разговорной речи диалог представить легче всего. Это дружеская беседа, спор, бытовой обмен этикетными или ситуативными репликами (например, при встрече знакомых на улице, в магазине, общественных местах).

Письменный диалог принимает форму живой или электронной переписки. Это и обмен записочками, оставленными на холодильнике или зеркале, и милая болтовня в мессенджере.

В официальной обстановке диалог представляет собой обмен документами. Письменный ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, — это взаимодействие разных инстанций, организаций, учреждений, физических или юридических лиц.

Такой диалог строго задокументирован, каждая его часть (деловая бумага) составляется строго по образцу.

В публицистике диалоговое начало несёт в себе полемика (что это такое?). Полемичность – важная черта информационного сообщения, основной целью которого считается воздействие на читателя или слушателя.

Если статья, репортаж, выступление с трибуны не вызывают вопросов и противоречивых откликов, можно констатировать неуспех оратора или журналиста.

В науке диалогом называют научную дискуссию, прения после представления научного открытия сообществу специалистов.

О диалоге в художественной литературе стоит сказать отдельно.

Диалоги в литературе

В литературе диалогом называется разговор героев друг с другом, устная или письменная речевая структура, посредством которой происходит обмен мнениями, взглядами на мир.

Мы видим, как общаются между собой персонажи, и, исходя из этого делаем вывод об их характерах, отношению друг к другу. Диалог – важная часть общей портретной характеристики персонажа.

Из трёх родов литературы диалог наиболее важен для драмы. Он является её структурообразующим элементом.

В самом деле, трудно представить пьесу, в которой герои не общаются. Даже если они не разговаривают, на сцене разворачивается живое действие, участники которого определённым образом реагируют друг на друга, взаимодействуют.

Актёры используют для этого жесты, мимику, элементы танца, режиссёр-постановщик даёт подсказки зрителю с помощью декораций, освещения, предметного ряда. Разговор глухонемых – это тоже диалог, но он невербальный (что это значит?), то есть эмоции, мысли и чувства в нём выражены без помощи слов.

В драме диалог – это основа сюжета, его двигатель. В эпосе и лирике диалоги героев также служат для ускорения действия.

Ф.М.Достоевский использовал драматическую силу диалогов для раскрытия основной проблематики своих романов. Разговоры братьев Карамазовых о бытии Бога, беседы князя Мышкина с другими героями романа «Идиот», диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича о Наполеоне и Магомете – вот лишь некоторые примеры знаменитых диалогов в русской классике.

Читайте также  Что такое соль

Заключение

Диалог – это основа мышления (внутренний диалог), речи (что это?), всех процессов, связанных с познанием мира.

А ещё это умение общаться, то есть не только говорить от первого лица, но и внимательно слушать, что сообщает тебе собеседник.

Это почтительное отношение ко всем, кто живёт на планете, и умение договариваться с ними, бесконечно познавая что-то новое и радуясь своим открытиям.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Уже жду, когда в комментарии набегут гении из вконтактика и будут ловить ассоциации только с диалогами оттуда.

Вообще если рассматривать диалоги в литературе, то я в последнее время у современных писателей заметил тенденцию скидывать на диалоги всю ответственность за продвижение сюжета. Мало того, что выглядит глупо, так еще и оформлено еще обычно в кривой манере

По идее, диалог это разговор двух человек между собой. У одного своя мысль, у другого своя. Может даже в ходе диалога они найдут какой-то консенсус и придут к общему решению. Но, с другой стороны, как можно понять «Театр одного актёра», где один актёр выступает на сцене и произносит различные диалоги?

Значение слова диалог

Словарь Ушакова

диал о г, диалога, муж. (греч. dialogos).

1. Разговор между двумя или несколькими лицами.

| Часть литературного произведения, состоящая из разговоров. Артисты хорошо провели заключительный диалог.

2. Литературное произведение, написанное в форме разговора (лит.). Диалоги Платона.

Политическая наука: Словарь-справочник

(греч. dialogos )

1) переговоры, свободный обмен мнениями, напр. политический диалог — форма целенаправленного двустороннего духовного взаимодействия политических субъектов в процессе реализации ими своих прав и полномочий в сфере власти;

2) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях. Существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр (напр., диалоги Платона).

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

(от греч. dialogos — беседа, разговор двоих) — разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника). Все особенности Д.— речевой структуры связаны с его спецификой как образования, возникающего в результате перемежающейся, главным образом устной спонтанной речи собеседников, происходящей в определенных условиях. Сама природа Д. предполагает его сложность. Размеры Д. теоретически безграничны, и его нижняя граница может показаться открытой. Однако фактически каждый Д. имеет начало и конец. Единство Д. в его теме, содержании, смысле. Специфика Д. как сложного единства самым тесным образом связана с его тематической цельностью, с характером развития содержания, с движением мысли. Основной единицей Д. является диалогическое единство. Вопрос о границах Д. и его внутренних структурных особенностях связан с различием понятий Д. как целостной структуры и диалогического единства. Реплика как компонент диалогического единства и Д. в целом имеет двуплановый характер, совмещая в себе значение акции и реакции, в результате чего Д. представляет собой сложную цепь взаимосвязанных высказываний. С исследованием Д. как сложного комплекса, в состав которого зачастую входит цепь переплетающихся или параллельных реплик нескольких лиц, связано выделение различных структурных типов Д. (парный Д., параллельный Д., полилог). Исследование Д. невозможно без учета целого ряда внеречевых моментов: цели и предмета высказываний, степени подготовленности говорящих, отношений между собеседниками и отношения их к высказанному, конкретной обстановки общения. Характер Д. определяется действием всех этих факторов в совокупности, и в результате конкретного проявления каждого из них создается Д. определенной структуры. Ближайшая социальная ситуация и более широкая социальная среда определяют структуру высказывания, отражая характер диалогического поведе-ния.Именно ситуация формирует высказывание в виде просьбы или отстаивания, в стиле витиеватом или простом, уверенно или робко произнесенное. С ситуацией общения, отношением участников Д. к содержанию речи связан характер логико-смысловых отношений между частями диалогического единства, и в связи с этим выделяются различные типы реплик и типы Д., устанавливаются характер реакции, оценки говорящими фактов ситуации и речи, модальная характеристика Д. Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Эта реплика называется стимулом, так как побуждает собеседника к ответной реплике или действию. Ответная реплика, реплика-реакция, по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Д. обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций.

Важно изучение особенностей обоих компонентов. Со стороны структурно-композиционной выделяются ответные реплики-подхваты, реплики-повторы и др. При этом внимание обращается на логико-смысловое значение реплики и соответствующее ее отношение к одному, стимулирующему высказыванию. Важным видом Д. в этом плане признается вопросно-ответный комплекс. Большое значение придается характеру реакций. В связи с этим выделяются реплики-противоречия, согласия, добавления, реплики, сопровождающие тему, переводящие тему в другую плоскость. По характеру реакции определяются соответствующие типы Д.: Д.-противоречие, Д.-синтез (Е.М.Галкина-Федорук), Д.-спор, Д.-объяснение, Д.-ссора, Д.-унисон (А.К.Соловьева), Д.-сообщение, Д.-обсужде-ние, Д.-беседа (О.И.Шаройко). При этом выясняются структурно-грамматические особенности Д., экстралингвистические моменты, связанные с осуществлением речи, воплощающейся в Д. разных типов.

Специфика Д. связана и с таким явлением, как степень подготовленности говорящего к речи. Л.П. Якубинский отмечал быстрый темп произнесения реплик и их смены как одного из свойств Д., в ходе которого подготовка к высказыванию идет одновременно с восприятием чужой речи. Это отражается на структуре диалогических высказываний, являясь одним из факторов формирования его синтаксиса. На структуре Д. сказывается и степень осведомленности собеседников о предмете разговора. Л.П.Якубинский подчеркивал, что понимание чужой речи определяется опытом собеседников, составляющих апперципирующую массу говорящих, что каждое последующее говорение падает на подготовленную почву, указывая на большую роль догадки при тождестве апперципирующих масс собеседников. Общий опыт собеседников, его постоянные и преходящие элементы определяют возможность дешифровки при речевом обмене. Речь всегда нуждается в слушателе.

Дополнительным средством передачи информации при непосредственном общении служат мимика, жесты, различные телодвижения, социально обусловленные и соответствующие интеллектуальному и эмоциональному состоянию говорящего. Одной из важных сторон Д. является интонация, с помощью которой передается определенная информация и оформляются диалогические единства в составе сложной структуры. Информативная и связывающая роль интонации в Д. отмечается при анализе диалогических единств с репликами различного типа — повторами, подхватами. Различные функции интонации могут переплетаться, поскольку реплики одновременно представляют собой предложение (или соединение предложений) со своей внутренней интонацией и элемент Д. Действия всех внеречевых факторов в совокупности решающим образом отражаются на структуре Д. и прежде всего на его грамматических особенностях. Выбор определенных конструкций связан со спецификой устной речи и спецификой Д. как речевого взаимодействия. Эллипсис, простота синтаксического построения, употребление предложений различных функциональных типов, модальных слов, повторы, присоединительные конструкции и другие характерные черты обязаны своим происхождением в Д. его специфике как особого речевого построения. Характерный для диалогических предложений порядок слов, своеобразное актуальное членение предложений в Д. связаны также с действием многообразных условий, в которых протекает диалог как воплощение устной перемежающейся речи. Спаянность реплик ведет к постановке вопроса об отношении Д. к понятию сложного синтаксического целого, поскольку Д. как продукт речевого обмена в конечном счете представляет собой звучащий и часто зафиксированный единый текст особого рода, принадлежащий не одному лицу. Строение такого текста, развитие мысли, модальные характеристики высказываний и другие черты такого сложного целого важно сопоставить с характеристиками текстов недиалогического характера. Впервые на Д. как сложное синтаксическое целое было обращено внимание в работах Н.Ю.Шведовой, Г.А.Золотовой.

Лит.: Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов (Синтаксис текста). — М., 1979; Винокур Т.Г. Диалогическая речь // ЛЭС. — М, 1990; Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. — М., 1976; Радаев A.M. О некоторых составляющих речевого воздействия диалогических и монологических текстов и остроумных высказываний // Психолингвистические и социолингвистические детерминанты речи. — М., 1978; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избр. работы. Язык и его функционирование. — М., 1986.

Словарь лингвистических терминов

(греч. dialogos — беседа). Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протечет диалогическая речь, определяют ряд ео особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в вопросо-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы), свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще, и т. д.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от греч. dialogos — беседа) — разговор между двумя или несколькими лицами; в античной философии как особая литературная форма, употреблявшаяся для изложения проблем с помощью диалектики, Сократом и Платоном доведена до высшего совершенствования (см. «Диалоги» Платона).

Особенности построения диалога в русском языке

Что такое диалог в русском языке

Слово «диалог» дословно с древнегреческого переводится как «разговор».

Диалог — это одна из основных разновидностей речи, которая заключается в обмене репликами между отдельными людьми.

Истоки диалогической речи восходят к древнегреческой и древнеиндийской философии. Наличие диалогов — один из главных признаков драматических произведений в художественной литературе.

Реплика — это отдельное высказывание конкретного лица, участвующего в диалоге.

Характерные черты диалогической речи:

  1. Чередование реплик.
  2. Функциональность.
  3. Краткость.
  4. Использование неполных и простых предложений.
  5. Непринужденность.
  6. Связанность.

Примечание 1

Одна реплика диалога должна быть связана с другой. Если собеседники говорят невпопад о разных предметах, то такая речь не является диалогической.

Читайте также  Что такое стоимость денег

Виды и значение, особенности построения

Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:

  1. Коммуникативная — обеспечивает процесс взаимодействия между людьми.
  2. Информационная — способствует передаче информации.
  3. Художественная — лежит в основе структуры драматических произведений, помогает раскрыть сюжет и характеры героев.
  4. Образовательная — через диалогическую речь строится образовательный процесс.

По способу фиксации выделяют диалоги:

  1. Устные.
  2. Письменные.

По целям:

  1. Разговор.
  2. Диспут.
  3. Спор.
  4. Интервью.
  5. Деловая беседа.

По стилю:

  1. Бытовой (разговорный).
  2. Научный.
  3. Художественный.
  4. Публицистический.

По содержанию:

  1. Информационные — когда собеседники обмениваются информацией, восполняют пробелы в знаниях.
  2. Интерпретационные — когда оба собеседника владеют примерно одинаковым объемом информации и делятся своим пониманием событий.
  3. Смешанные — происходит обмен знаниями с последующей интерпретацией.

В диалогической практике выделяют также диалоги:

  1. Равноправные — участников объединяют общие идеи и ценности.
  2. Структурированные — собеседники путем последовательных действий приходят к общему пониманию.
  3. Из одних вопросов — одна из форм художественного диалога. Вопрос одновременно будет являться ответом на предыдущую реплику.

Примечание 2

Разновидностью диалогической речи является метод Сократа. Один из участников беседы всё время задает вопросы. Его собеседник отвечает на них. В процессе ответов у него формируется понимание решаемой проблемы. Также данный метод называется «сократическим диалогом».

Диалоги могут строиться:

  • с авторскими словами;
  • без слов автора.

Пример

Диалог со словами автора:

Молодой человек растерянно посмотрел на погасший экран телефона, подбежал к первому попавшемуся прохожему и спросил:

— Вы не знаете, который сейчас час? Уже есть шесть часов?

— А вы что, на телефон не можете посмотреть? — раздраженно ответила женщина с огромными сумками в руках.

— У меня отключился телефон, — грустно объяснил юноша.

— Половина шестого, — ответила женщина и быстро побежала прочь.

Без слов автора:

— Я могу поговорить с Иваном Николаевичем?

— А кто его спрашивает?

— Это по поводу разгрузки стройматериалов.

Как оформить, правила написания

Правила оформления диалога зависят от его структуры.

В диалогах без слов автора каждая реплика пишется с новой строки и отделяется знаком тире. В кавычки высказывания не берутся.

— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?

— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

В диалогах с авторскими словами сохраняются те же правила для реплик, но добавляются знаки препинания, связанные со словами автора.

Знаки препинания для авторских слов в диалогах:

  1. После слов автора, предшествующих реплике, ставится двоеточие.

Пример

Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил:

— А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?

— Нет, учусь. — отвечал молодой человек.

Слова автора после реплики отделяются знаком тире. Если реплика заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то они сохраняются. Точка меняется на запятую.

— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.

— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.

Авторские слова, находящиеся посередине реплики, с двух сторон выделяются знаками тире.

— Забавник! — громко проговорил хозяин. — А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник?

— Для чего я не служу, милостивый государь, — подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, — для чего не служу?

Слова автора после реплики обычно пишутся со строчной буквы. С заглавной буквы они будут писаться, только если начинается новое предложение.

— Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.

Формы выражения, манера речи, примеры

По форме выражения выделяют следующие типы диалогов:

  1. Беседа — это обмен мнениями между собеседниками в непринужденной форме. Предполагает доброжелательность и уважительное отношение друг к другу.
  2. Спор — это попытка участников диалога категорично отстаивать свою точку зрения, несмотря на все возражения оппонента. Часто споры бывают эмоциональными, с переходом на личные оскорбления.
  3. Дискуссия — диалогическая речь, основанная на четкой, логичной и последовательной аргументации. Имеет целью прояснить позиции, оценить мнение собеседника, скорректировать свою точку зрения.

Пример

— Сегодня замечательная погода, не так ли?

— Да, вы правы, сегодня очень тепло и солнечно. Мы собираемся идти загорать на речку всей семьей. А вы?

— Мы сегодня собираемся начать стройку своего нового дома.

— Поздравляю! Строить дом — это хорошее дело.

— Как ты мог сказать такую глупость? В этой газете никогда не пишут правду, а ты ее цитируешь.

— Я доверяю журналистам этой газеты больше, чем тебе! Они-то, по крайней мере, люди образованные.

— Так ты веришь в эту теорию заговора? Это же полный вздор!

— Позвольте уточнить, вы имели в виду Льва Николаевича Толстого?

— Нет, я говорил об Алексее Николаевиче Толстом, авторе «Хождения по мукам».

— Теперь ваша мысль становится мне более понятной.

На продуктивность диалога влияет манера речи.

Манера речи — это набор характерных черт, свойственных для речи конкретного человека.

Включает в себя:

  • тембр голоса;
  • выразительность;
  • скорость;
  • чистоту речи;
  • словарный запас;
  • степень уверенности;
  • наличие или отсутствие речевых дефектов.

Для письменного диалога на первый план выходят:

  • правописание;
  • грамотность;
  • логичность;
  • вежливость;
  • корректное использование слов;
  • отсутствие или наличие жаргонизмов, слов-паразитов;
  • точность и однозначность толкования.

Независимо от того, в какой форме ведется диалог — в устной или письменной — для того, чтобы он был продуктивным, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Целесообразность — диалог должен достигнуть поставленной цели или стремиться к ней.
  2. Аргументированность — свою точку зрения следует отстаивать с помощью последовательных аргументов.
  3. Логичность — разговор должен иметь логичную структуру.
  4. Взаимоуважение — следует выстраивать беседу в доверительной и уважительной атмосфере.

При составлении делового диалога обычно придерживаются следующей схемы:

  1. Постановка цели.
  2. Введение в проблематику.
  3. Описание ситуации.
  4. Изложение позиций сторон.
  5. Конструктивные переговоры.
  6. Принятие решения.
  7. Корректировка позиций.
  8. Подведение итогов.

Что такое диалог понятным языком – из чего он состоит, какие у него есть особенности и что про него надо говорить в школе

Разговор двух человек.

Диалогом называется разговор, в котором принимают участие два человека. Причем говорит и один, и другой. Если один только говорит, а другой только слушает – это будет уже не диалог, а совсем другая форма общения – монолог.

Высказывания каждого участника диалога называются репликами. Когда мы передаем реплики в тексте, мы пишем каждую из них с новой строки, перед репликой ставим тире. Например:

– Как вы себя чувствуете?
– Хорошо.

Кавычек никаких нет. Знаки препинания расставляются в соответствии с правилами русского языка для простых и сложных предложений .

5 главных особенностей диалога

Давайте выделим основные особенности, присущие диалогу как форме общения.

Неполные предложения. Большая часть предложений в любом диалоге – неполные, потому что люди не хотят постоянно повторять одно и то же. Смотрите:

– Как [у тебя] дела?
– [У меня дела] хорошо, а у тебя [как дела]?
– [У меня дела тоже] нормально. Чем [ты] занимаешься?
– [Я] пишу статьи. А ты [чем занимаешься]?
– [Я] преподаю русский язык в школе.

Видите, почти в каждой реплике что-то выбрасывается. Это делается для того, чтобы диалог был более динамичным, а информация передавалась быстрее. Если мы возьмем какую-то реплику и «вырвем» ее из диалога, она будет непонятна, потому что представляет собой неполное предложение. Например: «Нормально». Что значит «нормально», к кому это относится и по какой причине? Без остальной части диалога непонятно.

Неполнота в диалоге бывает двух видов: контекстуальная и ситуативная. Контекстуальная – когда выбрасывается то, что ясно из контекста. Например: «[У меня дела] хорошо» – мы убрали «у меня дела», потому что это уже было сказано в предыдущей реплике.

Ситуативная неполнота – это когда опускается то, что и так понятно из ситуации. Диалог ведь происходит всегда в какой-то ситуации – например, в гостях у кого-то, на улице, на перемене в школе. Вот смотрите, идете вы с другом по улице зимой и он вам говорит: «Стой, я прокачусь». Вам не надо дополнительно пояснять, где он прокатится, потому что вы и так увидели перед собой полоску укатанного льда, на которой обувь хорошо скользит. Предложение «Стой, я прокачусь [по этой полоске укатанного льда]» – ситуативно-неполное.

Для обращения к человеку в диалоге чаще используются личные местоимения, чем имя или упоминание должности. Потому что мы говорим только с одним человеком и адресуем свое высказывание только ему: как у тебя дела, где ты работаешь, сколько ты зарабатываешь, куда ты поедешь отдыхать и так далее.

А вот в полилоге чаще будут использоваться личные имена или названия должностей. Иначе непонятно будет, к кому обращена реплика. Например: «Господин президент, как вы считаете…», «Господин премьер-министр, что вы можете сказать о…», «Николай Сергеевич, а вы что думаете…» – вот в этом полилоге участвуют кроме говорящего еще три человека: президент, премьер-министр и какой-то Николай Сергеевич. Если просто обращаться на «ты» или «вы» – будет путаница. Каждый будет думать, что обращаются к нему.

Читайте также  Что такое концерны

Большинство предложений – неосложненные. Это особенно касается устной речи. Мы не осложняем предложения обособленными причастными или деепричастными оборотами , вставными конструкциями, однородными членами . Иногда, конечно, такое бывает:

– Хочу посмотреть кино или посидеть в ВК.

Эта реплика осложнена однородными сказуемыми.

Но чаще всего мы не успеваем досказать свою мысль, потому что собеседник что-то нам говорит. И получается не одна осложненная реплика, а две простых:

– Хочу посмотреть кино…
– Ты смотрел два часа назад!
– Ну или в ВК посидеть просто.

Либо мы сами для простоты дробим предложение на два:

– Хочу посмотреть кино. Или в ВК посидеть.

В диалогах может присутствовать лексика ограниченного употребления. Но при условии, что оба говорящих ее понимают. Когда я говорю с другом-фрилансером, я могу использовать профессионализмы типа «фронтенд», «рерайт», «оптимизация» и мне не важно, что люди вокруг этих слов не понимают. Мне вообще до них дела нет, главное, чтобы мой друг понимал меня, а я – его.

По этой же причине в диалогах могут быть жаргонные слова (подробнее о них читайте в моей статье про жаргон ), например, школьники говорят друг другу: «хата», «стёб», «бабло». Могут быть диалектизмы – например, две бабушки из деревни сели на скамейку и начали говорить на словах, которые знают только в их глухой деревне и больше нигде.

Участники диалога могут вообще не соблюдать языковых норм, говорить с орфоэпическими, речевыми и грамматическими ошибками. Это не есть хорошо, но в рамках обычного, неофициального разговора, никто их ругать не станет за это.

Полезные материалы по теме

Прочитайте мою статью о знаках препинания в предложениях с прямой речью . Я постарался рассказать там обо всех тонкостях – как выделять слова автора, как правильно передавать прямую речь в разных частях предложения. Привел примеры для каждого правила.

Еще советую вам вот эти тексты по лексике. Они по темам, которые западают у 80 % школьников:

  1. Что такое омонимы и как отличить их от многозначных слов .
  2. Что такое паронимы .
  3. Архаизмы и Историзмы .
  4. Фразеологизмы .
  5. Заимствованные слова – там не все так просто, как кажется, не думайте: «Ой, ерунда, я это знаю». Не знаете.

Подпишитесь на рассылку . Я продолжу наполнять рубрику Образование в ближайшие 4-5 месяцев, подписка позволит мне высылать вам на почту новые статьи.

Посмотрите подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР . Я считаю, что они готовят намного лучше, чем репетиторы.

Покритикуйте этот текст в комментариях. Высказывайтесь смело, пишите обо всем, что вам не нравится. Ваши замечания помогут мне сделать статью лучше.

Диалог в русском языке — структура, правила и примеры составления

Определение и функции

Одной из разновидностей речевых коммуникаций в русском языке является диалог. Это устный или письменный способ общения, который предполагает обмен репликами. В разговоре, в отличие от монолога, участвуют два человека, но присутствующих, обменивающихся последовательными репликами, может быть и больше.

Конструктивная коммуникация между людьми основана на важных принципах и логических средствах, позволяющих составить диалог и добиться конечной цели беседы. К ним относятся:

  • способы доказательства и его формы (к примеру, демонстрация);
  • тактические приемы;
  • психологическое воздействие;
  • специальные способы невербального общения.

Построение текста каждого участника диалога основано на тактах: один из них — произнесение речи, следующий — молчание. Это позволяет называть беседу активным ритмическим процессом.

Специалисты в сфере коммуникации считают, что в общении также большую роль играет молчание. Если человек прерывает речь в раздумьях, его собеседник не обязан заполнять образовавшуюся паузу. Чаще всего в такой момент удается интерпретировать смысл заминки как согласие или несогласие второго участника со сказанным.

В современных условиях коммуникации и активного развития ее отраслей (стилистики, риторики, лингвистической прагматики) правильное составление и написание диалогов имеет большое значение. Общение между двумя людьми — это очень сложный и многогранный процесс. В виде отдельного жанра такая форма общения появилась во II тысячелетии до нашей эры на Среднем Востоке. Также имеются доказательства ее присутствия в индийских песнопениях Махабхараты и Ригведы. На территории Европы огромный вклад в изучение диалога и его использование в литературе сделал Платон.

В современной практике понятие выступает в роли философского или литературного жанра, используется как коммуникативный или педагогический метод, а также представляет собой социальный инструмент.

В теории выделяют два класса — информационные и интерпретационные диалоги. Первые свойственны ситуациям, когда в начале беседы между присутствующими ощущается разрыв в знаниях. Вторые характерны для случаев, когда партнеры владеют одинаковым объемом информации, но в процессе разговора представляют друг другу разное толкование.

Виды и уровни общения

В речевой коммуникации распространены два уровня общения — деловой (конвенциональный) и информационный (событийный). Последний характерен для любой сферы взаимодействия людей, он используется в быту, на работе, в деловых отношениях. В таких беседах, как правило, всегда есть общая тема и предмет, собеседники реализуют свои высказывания в ситуации партнерства, у них появляется возможность личностной самопрезентации. Для делового уровня свойственны другие черты:

  • разговор строится не на основе общего предмета;
  • каждому из участников отводится своя роль, в соответствии с которой частично реализуется партнерство;
  • самопрезентация происходит лишь в определенной степени.

Таким образом, исходя из задач и целей, выделяют несколько подвидов диалогов. К ним относятся короткий бытовой разговор, деловая беседа, интервью, собеседование и переговоры.

Общение, присутствующее в повседневности, возникает спонтанно, ему свойственна незапланированность. Участники могут затрагивать любые темы — от личных до политических. Разговору присуще частое отклонение и резкое перескакивание с одного предмета на другой.

Целью беседы не является принятие какого-либо решения, используется простой разговорный стиль речи. Деловые беседы характерны для официальной среды. Они происходят с применением лексически и логически грамотных предложений, а также невербальных средств, позволяющих оказать влияние на собеседника (жестов, манеры поведения, мимики). Главной задачей взаимодействия является достижение цели, выдвижение предложений и их критическая оценка, решение возникшей проблемы и т. д.

Специалисты советуют заранее писать небольшой план беседы, продумывать каждое слово использовать корректные формулировки, чтобы речь выглядела грамотной. Важно всегда учитывать мотивы и интересы собеседника, уважать его позицию и любые взгляды. В деловых беседах рекомендуется избегать лиц, не заинтересованных в теме.

Особенностью собеседования как разновидности диалога является наличие цели. Один из присутствующих намерен получить как можно больше сведений о другом (работодатель — о кандидате на должность). Это всегда стрессовая ситуация для последнего, но можно подготовиться и корректно ответить на вопросы.

В интервью одна из сторон представляет собой первичный источник информации, которая узнается собеседником посредством целенаправленно задаваемых вопросов.

Формы выражения

Диалогичность наглядно проявляется в беседе, дискуссии и споре. Первая форма — это последовательный обмен мнениями, способствующий пониманию и уточнению свойств конкретного предмета, описанию ситуации. Предполагаются аналогичные взгляды собеседников, доброжелательное отношение друг к другу.

В споре проявляется противостояние. Участники отстаивают исключительно свою позицию, защищают собственную точку зрения, стремясь одержать победу в разговоре. Редко встречаются случаи, когда сторонам удается достичь компромисса, как правило, каждый остается при своем мнении. Не исключены некорректное поведение, хамство и оскорбления, перетекающие в драку. Эмоциональная окраска отсутствует, если субъекты решают написать друг другу взаимные претензии.

Дискуссия как форма проявления диалога представляет собой ясное, последовательное и обоснованное оценивание различных мнений и взглядов. Она базируется на следующих принципах:

  • сопоставление;
  • грамотная и понятная аргументация;
  • рассмотрение и оценивание.

Такая разновидность взаимодействия считается наиболее действенной, часто она встречается в политической сфере в виде полемики или дебатов.

Кроме того, выделяют диалоги публичные и «с глазу на глаз». В первом случае не удается сказать оппоненту то, что было бы допустимо наедине. Здесь важно умение убеждать не только собеседника, но и остальных присутствующих, используя железную логику и способность отстаивать свою позицию.

К публичным беседам готовятся заблаговременно, если известна тема обсуждения. Рекомендуется составить план утверждений и опровержений. Постепенно можно дописать какие-либо факты, тезисы, а также изучить специальную терминологию.

Манера речи

Единого образца, как должен выглядеть, развиваться или писаться диалог, не существует. Принципы его построения основаны на взаимном уважении и корректном отстаивании интересов, умении внимательно слушать и логично объяснять свою точку зрения. В большинстве случаев на итог беседы оказывают влияние грамотность, правописание и манера речи.

Если один из участников выражается слишком громко, то второй может это воспринимать как навязывание мнения. Чрезмерно тихий, невнятный и неуверенный голос, наоборот, приводит к непониманию, вынуждает собеседника переспрашивать, задавать дополнительные вопросы. Высказывания должны быть точными и однозначными, чтобы не возникало некорректного толкования.

При очень быстром произнесении слов у одного из партнеров появляется впечатление навязчивости, ощущение незаинтересованности и желания поскорее закончить взаимодействие. Если же речь, наоборот, медленная, то второй участник может решить, что время затягивается намеренно с какой-либо целью.

Независимо от того, происходит диалог устно или письменно, к нему предъявляются строгие требования. Должна присутствовать четкая и логически последовательная система убеждений и аргументов. Партнеры обязаны уметь правильно выстраивать структуру общения, начинать с введения в проблематику и описания ситуации, а затем излагать позицию, принимать решение и подводить итоги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: