Что такое бытовая культура

Культура быта

Культура бытаэто вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества.

На протяжении истории вещественный мир “вбирал” в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства человек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рассчитанные на долгое использование. “Дом, орудия труда, посуда и даже одежда (праздничная) служили не одному поколению” [129, с. 14]. Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его представление об их утилитарном применении, а также особенности художественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны.

Готический стиль (слева) и стиль рококо (справа)

Когда вещи начали изготавливаться профессионалами-ремесленниками, они стали более искусными и декоративно-украшенными, некоторые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сферы. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Вещественная среда “воспроизводит” всю систему культурных норм, эстетических взглядов и всей специфики определенной эпохи. Сравните основные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век). Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одежда людей каждого периода.

Возникновение индустриального производства создало мир стандартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, разновидности, они обеднили и обезличили окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к более частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску индивидуального стиля в решении вещественной среды.

Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность — дизайн (англ, design “замысел, проект, чертеж, рисунок”) и экономичность вещественной среды. Деятельность современных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, устранения в ней “предметного хаоса”. На конгрессе дизайнеров в Лондоне (1966) говорилось, что главное в организации окружающего мира — соотнесение каждого элемента с целым, организация целостной жизненной среды.

Вряд ли можно сказать, что количество или меркантильная стоимость вещей как-либо обуславливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстрируют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприятия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посетителям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863—1938) о том, что театр начинается с вешалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.

Другой стороной культуры быта является отношение к окружающей среде. Там, где люди позволяют себе, как бурсаки в книге Н.Г.Помяловского (1835—1863) “Очерки бурсы”, портить все, что их окружает, вряд ли можно говорить о какой-либо культуре. Даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать негативную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, неопрятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме “Репетиция оркестра” великий кинорежиссер Федерико Феллини (1920—1993) такой вандализм людей связывает с символической картиной конца света, полагая, что его главным симптомом является утрата культуры в отношении всего, что окружает человека.

Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрезмерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено словечко “вещизм”, характеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслуживают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более “человечной”, вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.

Понятие «культура». Культура как система. Быт и культура. «Бытовая культура» и «художественная культура».

Понятие «культура». Культура как система. Быт и культура. «Бытовая культура» и «художественная культура».

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторических достигнутую ступень в развитии общество.

Быт — термин обществ. наук, отражающий непроизводственную сферу человеч. бытия, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и культурных потребностей-потребностей в пище, одежде, жилище и коммунальном обслуживании, лечении и поддержании здоровья, отдыхе, развлечениях и т.д.

Бытовая культура — это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения.

Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Художественная культура — одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувствеиного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Семиотический подход к культуре. Культура как язык. Знаки и символы в культуре.

Семиотический подход

Следовательно, семиотика – это наука о знаках, которая с самого начала своего появления в начале XX века представляла собой надстройку над целым рядом гуманитарных наук, оперирующих понятием знака. Так же семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие Основателем семиотики считается американский логик, естествоиспытатель и философ Ч. Пирс.

Язык культуры– это совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления ее коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов). В широком смысле под этим понятием мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Это важнейшая из созданных людьми знаковых систем.

Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую «организуются» все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Культура может пониматься и транслироваться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и многого другого. Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передастся культурно значимая информация.

символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Символ как способ образного освоения мира, как художественный иносказательный образ широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать. Таким образом, символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно-вербальным способом.

Искусство второй половины XIX века. Реализм в литературе и живописи. Новые темы и новые герои. Жанры. Выдающиеся мастера и произведения (анализ 1 картины по каждой теме). «Товарищество передвижных художественных выставок»

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.

Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».

Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечатель

Понятие «культура». Культура как система. Быт и культура. «Бытовая культура» и «художественная культура».

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторических достигнутую ступень в развитии общество.

Быт — термин обществ. наук, отражающий непроизводственную сферу человеч. бытия, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и культурных потребностей-потребностей в пище, одежде, жилище и коммунальном обслуживании, лечении и поддержании здоровья, отдыхе, развлечениях и т.д.

Бытовая культура — это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения.

Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Художественная культура — одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувствеиного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также  Что такое сеть LTE

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что такое бытовая культура

Уровень культуры населения предопределяет состояние общества. К сожалению, в настоящее время происходит падение нравственности и уровня воспитания нации, что неизбежно приводит к моральной и финансовой бедности нашей страны. Поэтому в условиях современного развития общества все острее стоит проблема воспитания культурного человека в широком смысле этого понятия и формирования бытовой культуры в частности. Это означает, что человеку необходимо не только прививать основы «правильного» поведения и давать хорошее образование, но и объяснять, для чего это нужно, демонстрировать результат и эффект от того или иного действия и решения [2, c. 6]. Важно создавать условия для формирования современной бытовой культуры, влияющей в итоге на эффективность использования ресурсов страны в целом [1, с. 375].

Целью исследования выступает изучение предпосылок и процесса формирования и развития бытовой культуры населения в России.

Как известно, под культурой принято понимать уровень развития общества, предполагающий особые формы и типы организации его жизнедеятельности. Невысокий уровень современной культуры большей части населения России представляется результатом череды экономических реформ, которые произошли при распаде СССР. Реформы, преследующие цель быстрого перехода на новый уклад и уровень жизни, к сожалению, не решили существующих проблем и не оправдали ожидания людей. Вместо планируемых положительных результатов в стране начался кризис, который оказал сильное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Так, на потребительском рынке кризис проявился в сбое поставок продовольствия и, как следствие этого, резко возрос спрос населения на товары первой необходимости. В начале 1992 г. была запущена экономическая реформа, которая была направлена на либерализацию цен. Следует отметить, что российский рынок наполнился потребительскими товарами, однако проводимая государством монетарная политика спровоцировала гиперинфляцию, резкое снижение реальных зарплат и пенсий, произошло обесценивание банковских накоплений, существенное падение уровня жизни [5]. В результате большая часть населения стала неплатежеспособной, с низким уровнем бытовой культуры.

На формирование экономического сознания и бытовой культуры населения очень сильно повлияла приватизация. Ее стремительный характер стал результатом массовых нарушений законодательства, которые проявились в возросшем уровне коррупции и преступности. Проводимая политика либерализации цен оставила большинство российских предприятий практически без оборотных средств. Жить и работать честно, следовать законам и правилам стало неактуально. Духовные, социальные и культурные принципы потеряли свое значение. К сожалению, изначально приватизация не преследовала целью создание и развитие эффективной системы хозяйствования. Итогом приватизации в России стало формирование ярко выраженных социально-экономических классов населения. При этом появилось огромное количество людей с доходами ниже уровня бедности, что спровоцировало высокий уровень преступности, причем как среди бедного класса, так и в высших уровнях власти.

Изучение практического опыта показало, что отношение подавляющей части россиян к итогам приватизации – крайне негативное. Анализ результатов нескольких социологических опросов свидетельствует о том, что свыше 80 % населения расценивают приватизацию как нелегитимную и выступает за пересмотр ее итогов. При этом около 90 % граждан Российской Федерации полагают, что крупные состояния отдельных граждан были получены нечестным путем. В результате в обществе сформировалось устойчивое неприятие к проведенной приватизации и утвердившейся на ее основе частной собственности [5]. Отсутствие института собственников не позволило добиться справедливых и качественных результатов реформы. Крупные предприятия перешли в руки небольшого числа лиц, как правило, имеющих отношение к власти и преследовавших свои собственные интересы, а не интересы общества в целом.

Наряду с этим большое влияние на формирование бытовой культуры граждан оказала реформа жилищно-коммунального хозяйства. Однако уровень платежеспособности населения, культурное и социальное воспитание не позволили реализовать ее в полной мере. Многие восприняли эту реформу как очередную попытку государства нажиться за счет обычных граждан. Такое отношение будет сохраняться до тех пор, пока каждый не поймет, что если подойти к вопросу с точки зрения экономии собственных средств, то можно жить более рационально, но улучшить качество уровня жизни и при этом стать богаче. На современном этапе развития общества крайне важно поднимать культурный, образовательный и экономический уровень жизни населения. Требуется искоренить бескультурье, привить экономическое мышление и финансовую дисциплину, чтобы вернуть нации былое богатство.

Важное значение в этом процессе должно быть отведено повышению бытовой культуры населения. В качестве ее основных элементов следует выделить:

– знания, необходимые для цивилизованного существования, правильного понимания окружающего мира, эффективного и разумного удовлетворения своих потребностей;

– нормы (стандарты, ценности и т.п.), определяющие поведение человека в различных условиях и позволяющие воздействовать и контролировать его;

– систему знаков, обеспечивающую общение людей, способствующую усвоению и передаче информации (знаний, ценностей, норм и т.д.).

По нашему мнению, формирование и развитие бытовой культуры должно в первую очередь производиться посредством отбора, сохранения и развития ее элементов, уделяя пристальное внимание наиболее проблемным из них. Несомненно, воспитание и перевоспитание нации необходимо проводить системно и повсеместно, используя не только бытовую деятельность и семейные отношения, но и внедряя образовательные и просветительные процессы во все сферы социальных отношений начиная с самого раннего детства. Образовательные программы, формирующие и развивающие бытовую культуру населения, целесообразно внедрять в детских садах, школах, средних специальных (ссузах) и высших учебных заведениях (вузах), используя современные технологии обучения [4]. Считаем особенно важным обратить внимание на развитие бытовой культуры у представителей власти, поскольку они принимают ключевые решения относительно развития нашей страны. С этой целью нами предлагается разработать специальные образовательные программы и рекомендации, а также различные социальные кампании и акции, транслируемые средствами массовой информации, включая телевидение, радио, прессу, интернет-ресурсы. С нашей точки зрения, эти взаимосвязи создадут своеобразный круговорот распространения информации, которая будет тем или иным образом передаваться и внедряться во все сферы жизни. В этом круговороте информации должно быть задействовано все население страны разных возрастных категорий (рис. 1).

Рис. 1. Схема распространения информации в целях развития бытовой культуры населения

В детских садах дети с помощью ролевых игр и познавательных рассказов могут получать первичные знания о бытовой экономике. В школах, ссузах и вузах нужно включить в образовательную программу курс бытовой экономики, который будет основываться на практических задачах и заданиях, наглядно демонстрирующих необходимость применения эффективных экономических решений. Такие курсы могут быть полезным приложением к уже реализуемому в стране курсу финансовой грамотности, осуществляемому под патронажем Центрального банка Российской Федерации.

Начиная мыслить экономически и рационально в быту, человек будет также действовать и на работе. В результате в основу решения любого задания или реализации проекта будет заложен экономический смысл и будет применяться рациональный подход, поддерживающий принцип ресурсосбережения и энергоэффективности. Если проанализировать то, как используется вода, газ, электроэнергия, сколько покупается ненужных продуктов и вещей, которые в дальнейшем уходят на свалку, то мы увидим, что люди могут стать богаче, если начнут правильно и рационально использовать ресурсы. Необходимо просчитывать экономические выгоды и правильно планировать свой бюджет. При этом вовсе не обязательно отказываться от комфорта и удобства. Даже наоборот, высвободившиеся денежные средства можно тратить на отдых или приобретение нужных вещей, на которые в противном случае приходилось долго копить или брать кредит.

Однако при принятии любого решения следует соблюдать баланс и находить «золотую середину» в выборе действий. С нашей точки зрения, недопустимо ставить скупость и жадность главенствующими принципами, на которых будут основываться все экономические решения. Комфортный уровень жизни не предполагает ущемление или жесткое ограничение в использовании ресурсов. Когда мы говорим о взвешенных экономических решениях, то подразумеваем рациональное использование всех возможных ресурсов, средств и продуктов жизнеобеспечения, которые позволят обеспечить достойный уровень жизни с меньшими финансовыми потерями. С целью привития и развития бытовой культуры граждан страны нужно поставить их в такие условия, чтобы современное экономическое мышление было выгодным. При всем разнообразии и ресурсном богатстве нашей страны мы можем и должны жить богаче, нужно только понять, что не только расточительная и коррумпированная политика чиновников, но иррациональное поведение каждого отдельного гражданина страны приводит к обнищанию нации.

Приведем некоторые практические примеры возможной экономии ресурсов в быту. Укрупненный расчет показывает, что каждый житель нашей страны может ежегодно экономить свыше 13 тыс. рублей, лишь рационально используя холодное и горячее водоснабжение в быту (таблица).

Конспект занятия «Бытовая культура и традиции русского народа»

Стафеева Наталья
Конспект занятия «Бытовая культура и традиции русского народа»

Бытовая культура и традиции русского народа

Цель: Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью,

обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой.

Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать в

детях уважение к собственному народу, культуре, родному дому.

Развивать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.

Предварительная работа: Беседы с детьми о зарождении русского государства. Знакомство с

государственной символикой: гербом, флагом, гимном. Рисование российского флага; объяснение

смысла русских народных пословиц и поговорок о семье, о хлебе, о труде. Рассказывание русских

народных сказок, заучивание потешек и стихов. Рассматривание изделий народного творчества,

изображений изделий народных промыслов, изготовление игрушек своими руками, знакомство с

некоторыми играми наших предков.

Оборудование и материалы: Заранее оформленная выставка детских рисунков на тему «Осень

в родном городе»; выставка детских поделок из бумаги и тряпичных кукол; поделки из природного

материала; стол, накрытый по правилам старины (самовар, бублики, пряники, варенье; чугунки,

деревянные ложки, оформленный уголок патриотического воспитания с флагом, гербом, гимном,

портретом Президента Путина В. В. ; выставка книжек с русскими народными сказками; русские

народные костюмы для детей. Музыкальное сопровождение при обыгрывании потешек.

Ход занятия

— Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много

нового, волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Я хочу, чтобы у

вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

К нам пришли гости, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, а теперь

присаживайтесь на стульчики. Мы с вами живем в стране с удивительно красивым

именем — Россия. На Земле много чудесных стран, везде живут люди, но Россия —

единственная необыкновенная страна, потому что она — наша Родина. А что значит —

Дети: Это значит родная, как мать и отец

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей

Родины, о наших предках.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Стали более привычны нам полеты на Луну.

Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

Вспомните и скажите, кто такие предки?

Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших

дедушек и бабушек.

Воспитатель: Культура нашего народа складывалась из обычаев, традиций и

праздников. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, но те, что сохранились,

дают нам возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали.

А как вы понимаете слово «традиция»?

Дети: Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются

семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.

Воспитатель: Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к

детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?

Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей

семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые

фотографии наших родных.

Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с

Звучит негромкая спокойная музыка.

Воспитатель читает потешку «А баю баю баю, живет мужик на краю, он не

беден не богат, у него много ребят. Все по лавочкам сидят, кашку маслену едят.

Сердце бьется, душа радуется».

А что значит «душа радуется»? Почему душа радуется? Когда у вас бывает такое

Дети: Когда приходят родители, когда приходят в гости родственники, когда все

вместе занимаемся каким либо делом. Когда рядом мама, то спокойно на душе, когда

Воспитатель: Какая бывает семья?

Дети: Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая. Веселая. Многодетная.

Воспитатель: Кого из близких вы можете назвать самым родным? Самым добрым?

Самым младшим? (Ответы детей)

А бывает ли вам грустно? Почему?

Дети: Когда мама болеет, когда остаюсь один, когда мама сердится.

Воспитатель: Чем вы любите заниматься всей семьей? (Ответы детей: собираться

за столом, смотреть телевизор по вечерам, ходить в парк, в лес, на футбол, готовиться

Звучит негромкая музыка.

Читайте также  Что такое субординация

Воспитатель: предлагает детям встать полукругом и исполнить народную песню

Пение и обыгрывание русской народной песни «Семейка»

«Как у дяди Ермолая (после каждой строчки дети хлопают в ладоши, пританцовывают)

вся семейка небольшая:

только сам да сама, (выбегают в середину полукруга мальчик с девочкой, танцуют)

только кум да кума. (еще выбегает пара детей, остальные хлопают, танцуют)

Да два сына с усами, (выбегают два мальчика)

да две дочери с косами, (выбегают две девочки, показывают косы, пританцовывают)

да две внучки на печи (выбегают две девочки с калачами в руках)

уплетают калачи». (остальные дети поют и хлопают)

Воспитатель: С давних времен повелось, что у каждого в семье есть свои

обязанности, есть они и у детей, ведь дети — помощники своим родителям. Какие

обязанности были в старину у девочек, у мальчиков?

Дети: Девочки убирали в избе, смотрели за младшими братьями и сестрами,

помогали готовить еду. Мальчики убирали во дворе, кормили скотину, помогали отцу

Воспитатель: А какие обязанности есть у вас? (Ответы детей) (Заправлять кровать,

убирать игрушки, кормить домашних питомцев, поливать цветы, помогать взрослым)

Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде

сложено много пословиц и поговорок. А какие знаете вы?

Дети: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

«Хочешь есть калачи — не сиди на печи».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Народ придумал много песен, потешек, загадок, игр, хороводов,

которыми сопровождалась вся их жизнь. А начиналось все с маминой колыбельной.

Колыбельные, которые пела мама -нежные, добрые. Мелодичные слова убаюкивают

и уносят в мир сказок. Какие колыбельные песни вы знаете?

Дети: поют колыбельные по очереди

«Баю, баюшки,баю, баю деточку мою…»

«Люли, люли, люленьки прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать, Аришу спать укладывать…»

Уж ты котенька коток, котя серенький лобок,

Приди, котя, ночевать, Ваню спать укладывать…»

Воспитатель: Вот такие добрые песни пели, и сейчас поют мамы малышам. Дети

относились к маме с особым уважением, называли ее «берегиней». Как вы думаете,

Дети: Мама была хранительницей семьи, оберегала детей, берегла семью.

Воспитатель: Давайте и мы назовем наших мам самыми ласковыми словами.

Проводится игровое упражнение «Придумай ласковые слова для мамы»

Дети (встают в круг и, передавая друг другу по кругу матрешку, называют ласковые слова для

мамы) (Родная, любимая, нежная, ласковая, хорошая, дорогая, красивая, нарядная, сердечная и

Воспитатель: Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление

поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?

Дети: «Гость в дом — радость в дом»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Что есть в печи — все на стол мечи»

Воспитатель: Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши

предки. В чем же проявлялось гостеприимство?

Дети: Любой человек-странник мог зайти в дом и поесть, его сажали на почетное

место, предлагали откушать хлеб-соль, принимали как почетного гостя.

Воспитатель: А как человек относился к хлебу?

Дети: Люди бережно относились к хлебу, с уважением, если роняли хлеб, то просили

у него прощения и целовали его.

Воспитатель: А почему же просили прощения у хлеба?

Дети: Бросить хлеб- это значит обидеть труд людей, которые его выращивали,

Воспитатель: Как говорили про хлеб в народе?

Дети: «Хлеб — всему голова»

«Без хлеба нет обеда»

Воспитатель: А что вы можете сказать про соль?

Дети: Соль тоже была главной едой, ее сравнивали с хлебом, в старину стол

накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль.Говорили: «Без хлеба

несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»

Воспитатель:Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебомсолью. В чем же еще проявлялось гостеприимство?

Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его

берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот

обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье.

Чай пили из блюдца, не торопясь.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную

Проводится народная игра «Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона было семеро детей, (идут по кругу, взявшись за руки, и поют)

было семеро детей, было семь сыновей.

Вот такими вот ушами, вот с такими вот глазами, (каждая строчка сопровождается

вот с такими вот носами, вот с такими вот зубами

вот с такими волосами, вот с такими вот усами,

вот с такой головой, вот с такой бородой.

Они не пили,не ели, друг на друга все глядели, друг на друга все глядели,

разом делали вот так (по показу одного ребенка повторяют смешные движения)

Воспитатель: Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он

проявлялся? Что русский народ умел делать?

Дети: Мастерил игрушки, сочинял сказки, песни, водил хороводы.

Конспект НОД «Культура и традиции русского народа» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.

Конспект НОД на тему «Обычаи и традиции русского народа. Посиделки» в подготовительной к школе группе Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русского народа. Задачи: -формировать интерес детей и взрослых к произведениям.

Конспект занятия по развитию речи «Культура и традиции русского народа» Конспект занятия. Развитие речи. Тема: «Культура и традиции русского народа» Цель: Закрепить знания детей о названии страны, в которой.

Конспект занятия «Культура и традиции мордовского народа» (1) Задачи: — воспитывать любовь к своей Родине, — формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями.

Конспект занятия «Культура и традиции мордовского народа» (2) Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа. Задачи: Образовательные:.

Мини-музей «Традиции и быт русского народа» Мини – музей в детском саду мне хотелось сделать давно. И вот, наконец, это свершилось. Мой мини музей связан с традициями и бытом русского.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским.

Проект «Традиции русского народа» Пояснительная записка В системе современного образования усиливается роль нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.

Виды и формы культуры

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока и Запада;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

Читайте также  Что такое гвардия

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

нетрадиционные культурные формы,

нетрадиционные формы религии.

Таблица «Виды культуры»

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Действует как механизм «внушения и заражения»

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение

Отражает национальный характер

Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры

Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

IХ. ЭТНИЧЕСКАЯ (ТРАДИЦИОННАЯ, БЫТОВАЯ) КУЛЬТУРА.

В научной литературе существует ряд определений понятия «культура» (от латинского «cultura» — возделывание). Можно выделить два подхода в употреблении этого понятия. При одном культура определяется в «оценочном» смысле, то есть под этим термином подразумевается совокупность положительных результатов человеческой деятельности. При таком подходе уместны выражения «антикультура, некультурный, разрушение культуры». Подобное оценочное определение уходит корнями в глубокую древность, когда «своя», «культурная», общность противопоставлялась лишенным культуры чужакам. В древней Греции варвары считались не просто дикими и некультурными, но и уподоблялись порой животным. «Умом слабее эллинов они» — говорит в их адрес трагик Еврипид. А по Аристотелю, в варварах вообще преобладает животное начало. Аналогичные взгляды бытовали и в других цивилизациях. Например, китайский историк I в н.э. Бань Гу писал о соседях, что «… у них лицо людей и сердце диких зверей… Поэтому мудрый правитель относится к варварам как к диким животным». Такое «оценочное» использование термина «культура» сохранилось в разговорной речи, публицистике и даже в научной литературе. Если отбросить крайности, простительные мыслителям древности, то можно сказать, что перед нами устойчивая традиция толкования понятия, которая имеет право на существование.

В этнологии (этнографии) и других науках, изучающих народы, преобладает другая традиция, определяющая понятие «культура» в более «широком», неоценочном смысле. Здесь под культурой подразумевается все то, что создано людьми в процессе умственного и физического труда для удовлетворения их разнообразных потребностей. Можно также сказать, что культура – это совокупный результат деятельности человека. Вся внешняя среда, окружающая нас, может быть разделена на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей, и искусственную (культурную), образовавшуюся вместе с ними в результате их целенаправленной деятельности. Оговоримся, что в современном мире уже практически невозможно найти места, где в той или иной степени не проявилось бы влияние человека. Поэтому вышеназванное разделение является условным. Культура в «широком» смысле называется этнической, традиционной, реже – бытовой.При таком подходе отсутствует оценка явлений.

Этническая культура имеет такую же древность, как и само человечество. «Народов без культуры» нет в настоящее время и не было в прошлом. Нельзя признать удачным и выражение «малокультурные народы», так как даже находящиеся (или находившиеся) на самой низкой ступени социально-экономического развития общности – тасманийцы, бушмены, аборигены Австралии и Огненной земли – создали сложные и самобытные культуры, оптимально приспособленные к соответствующим природным условиям.

Итак, этническая культура – это искусственная среда, создаваемая коллективными усилиями членов этноса. При этом следует признать, что человек создает и хранит не только то, что полезно ему. Частью культуры также являются средства разрушения, наркотические и отравляющие вещества, расистские теории и антиобщественные формы поведения. Примеры можно продолжить, признавая наличие в культуре и определенного отрицательного потенциала, способного в соответствующих условиях привести к разрушению ее самой. История знает немало примеров, когда распад хозяйства, социальных связей, забвение обычаев предков – все вместе вело к гибели не только государств, но и создавших их этносов. Уже в первобытном обществе культурный мир рода, племени, этноплеменных общностей был частью общего космического порядка. В процессе мироздания, когда усилиями культурных героев, первопредков, богов создавался этот порядок, происходило не только отделение дня от ночи; неба от земли; суши от моря. Но тогда же возникли первые обычаи, ремесла, формы организации – иначе говоря, все, что можно назвать культурной средой. Этническая культура, таким образом, является той средой, вне которой невозможно существование и развитие этноса.

Для изучения культуры ее элементы необходимо классифицировать.

Х. КЛАССИФИКАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ.

Названный термин происходит от сочетания латинских слов «классис» — разряд и «фасцере» — делать. Можно сказать, что классификация означает распределение тех или иных объектов (в данном случае элементов, составляющих культуру как единую систему) в зависимости от их общих, взаимосвязанных признаков. Существуют различные классификации, в основу которых положены разные критерии. Все они относительны, так как акцентируют внимание на отдельных свойствах и признаках культуры; субъективны, поскольку используются для решения конкретных целей и служат исследовательским инструментом для ученых. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, возможно выделение в рамках культуры двух блоков: городской и сельскойсубкультур. В основе такого подхода лежит факт существования городских и сельских поселений, различные условия жизни в которых формируют и разные культурные модели.

Во-вторых, возможна классификация по географическому принципу, при котором этническая культура рассматривается как совокупность территориальных субкультур. Например, речь идет о культуре русского населения Западной Сибири; либо – только Забайкалья (Приамурья, Северного Кавказа и т.д.). Подобный подход учитывает разнообразие природно-географических условий, а также этнокультурных контактов и влияний.

В-третьих, деление этноса на социумы, наличие в обществе на любых стадиях развития своеобразного социального каркаса (классы, сословия; религиозные, профессиональные и другие группы), позволяет использовать классификацию по социальному критерию. При этом можно выделять культуры (субкультуры) различных групп дворянства, пролетариата, буржуазии, чиновничества и др. А также – религиозных образований: русских молокан, духоборов; армян-хемшинов (мусульман), мхитаристов и т.д.

В-четвертых, применяется классификация по половозрастному принципу, когда в этнической культуре выделяются детская, мужская, женская субкультуры. Подобный подход часто называют гендерным (от греч. «генос» — род, происхождение), причем здесь особое внимание уделяется женской составляющей в культуре.

Имеются и другие классификации. Отметим, что ни одна из них не может отразить всего культурного многообразия. Поэтому в практической работе исследователи как бы комбинируют классификации, вводя помимо этого хронологические показатели. Например, тема может звучать: «Культура сельского (либо – городского, дворянства, рабочих и т.д.) населения Среднего Поволжья во 2-й половине XIX — нач. XX вв.».

Наконец, часто этнографы делят культуру на материальную и духовную(см. ниже).Это не только наиболее распространенная, но и ранняя классификация, возникшая в европейской науке в XIX в.

ХI. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

Если перечислить реалии, которые подразумеваются под этим понятием, то можно назвать орудия труда, оружие, средства передвижения, одежду, жилища, пищу и т.д. К этой же категории относят культурные растения, домашних животных, способы ухода за телом, татуировки, украшения и др. Можно сказать, что материальная культура – это совокупность вещей и предметов ( а также связанных с ними навыков), материально существующих в пространстве на протяжении определенных отрезков времени и направленных на удовлетворение жизненных потребностей людей.

Понятие «материальная культура» охватывает не только предметы, относящиеся к сфере производства и потребления, но и связанные с ними формы человеческой деятельности. Этнограф не просто описывает вещь, но исследование прежде всего направлено на анализ обстоятельств, относящихся к изготовлению, функциям (включая ритуальные); а также – на характеристику этнической специфики и социальных отношений, влияющих на процесс ее использования в быту. Например, важным компонентом этнической культуры является одежда (костюм), которая представляет собою комплекс, включающий также обувь, головной убор, прическу, средства ухода за телом и т.д. Исследователя интересуют не просто материал, цвет, покрой, но, в первую очередь, влияние на костюм природно-географической среды, религиозных и эстетических представлений. Также обращается внимание на межэтнические отношения, возможные заимствования. Наконец, одежда выступает как знак. Способы ношения, цвет, орнамент, сочетание украшений – не только позволяли отличить «своего» от «чужого», но несли информацию о семейном положении, профессии, социальном статусе, родо-племенной принадлежности. По замечанию известного советского ученого С.А.Токарева, «вещи интересуют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку».

ХII. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуальной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические представления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо – сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.

Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начало трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традиционном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, веками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!

Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным. Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обрядовая пища и одежда, культовые предметы, особые места, на которых разворачивается действие.

Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др., нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).

В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.

В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной культуре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста – не просто материальные предметы домашнего обихода, но и – объекты обрядовых действий, связанные с гаданиями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.

Все сказанное объясняет необходимость применения и других классификаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вышеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: