Что такое бездуховность

Бездуховность — это что такое? Проблема бездуховности нашего общества

Бездуховность — это проблема, о которой в современном обществе сегодня говорится очень много. Особенно со стороны старшего поколения нередко можно услышать мнение о всеобщем падении нравов и подмене ценностей.

Бездуховность — это.

В первую очередь нужно разобраться, какую смысловую нагрузку несет в себе это слово. Если рассматривать понятие не с точки зрения религии, а с точки зрения светского общества, то бездуховность — это определение, которым характеризуется в первую очередь обеднение духовных ценностей или же их полное отсутствие, а также потеря нравственных идеалов, которая в свою очередь ведет к потере человечности.

Причины потери духовности

В век, когда произошло появление и массовое распространение новых носителей информации, воздействовать на людей стало легче. Телевидение, радио, модные журналы и по большей части интернет формируют массовое сознание. Людям предоставляется определенный шаблон и сценарий их жизни. Диктуются представления о том, что нужно для того, чтобы быть счастливым и успешным: какая должна быть работа, одежду какой марки необходимо носить, какая внешняя атрибутика обязательна для успешного в обществе человека, сколько этажей должно быть в доме и хлопья какой марки нужно есть на завтрак.

Цель современных каналов коммуникации состоит в том, чтобы заставить людей покупать больше и чаще. Навязанные средствами массовой информации мнимые ценности о материальной составляющей счастья являются первостепенной причиной распространения бездуховности среди людей. Можно сделать вывод, что бездуховность — это прежде всего концентрация на материальных вещах и утрата нравственных ориентиров.

Влияние пропагандируемых в обществе ценностей на развитие духовности молодых поколений

Если сесть и на минуточку поразмыслить на тему ценностных ориентиров современного общества, то можно заметить, что все крутится вокруг материальных вещей. Дружба, верность, честность, искренность, сопереживание другим людям — все это уходит на второй план, уступая место погоне за место под солнцем, а это место, как известно, требует от желающего стать его счастливым обладателем огромных временных затрат. В погоне не остается места для по-настоящему важных вещей. Когда человек убеждает себя в том, что идеалы, которые навязывают ему телевидение, кинематограф и многочисленная реклама сделают его счастливым, то он очень ошибается.

Наибольшему влиянию подвержено молодое поколение. Не всем с детства прививаются духовные ценности. Большую часть времени родители проводят на работе, и дети черпают информацию извне — из интернета, где навязывание материальных ориентиров чувствуется больше всего. Результатом является подмена традиционных ценностей товарами народного потребления, а окружающая действительность все больше подчиняется законам джунглей, где действует право сильного или богатого. Социальные сети стали важнее душевных вечеров с близкими людьми, а интернет стал неотъемлемой частью повседневности большинства молодых людей.

Влияние рекламы на потерю духовности

В век массовой информации и поп-культуры широкое распространение получила реклама. Что мы видим, когда выходим из дома? Рекламные баннеры, расклеенные объявления на автобусных остановках, транзитная реклама, реклама в торговых центрах, продуктовых магазинах, листовки, объявления по радио и на телевизионных каналах — все предлагают нам что-то купить.

Реклама убеждает нас в том, что приобретение того или иного продукта обязательно сделает нас счастливее. Все, что мы видим в ней на телевидении и в других средствах массовой информации внушает нам, что без обладания определенным набором вещей мы не можем быть достаточно успешными, красивыми, здоровыми и т. д. Люди начинают включаться в бешеную гонку, зарабатывая и покупая все новые и новые вещи. Но не деньгами они расплачиваются за приобретение новых продуктов, которые, к слову, им и не были нужны — они расплачиваются своим временем, которое они могли бы потратить на более важные вещи: создание семьи, проведение времени с близкими людьми, созидание. Все это, словно песок, ускользает сквозь пальцы.

Конечно, в современном мире деньги являются залогом уверенности в завтрашнем дне, и нет смысла утверждать, что такое явление как дауншифтинг принесет больше счастья. Но с тем, что с приходом эпохи массового потребления понятие бездуховности получило широкое распространение, спорить не приходится. Под влиянием проводимых рекламных кампаний люди все больше и чаще покупают ненужные вещи для того, чтобы заполнить пустоту внутри. Покупка дарит лишь иллюзию счастья и обладает весьма недолговременным эффектом, поэтому в желании продлить это чувство человек вновь отправляется в магазин. Правда, мало кто понимает, что материальными вещами не заполнить пустоту в душе.

Влияние потери нравственных ценностей на внутреннее состояние человека

Много ли среди нас по-настоящему счастливых людей? Почему сейчас все более востребуемыми стали услуги личных психологов? Все, что людям нужно для счастья, у них есть. Остановившись на мгновение, человек видит, чего он достиг в течение всей жизненной гонки: есть работа, квартира, новомодные гаджеты, но ощущение пустоты никуда не исчезает. Становится понятно, что внутреннее состояние зависит не от приобретенных предметов, счастье заключается в ином.

Счастье — в духовном наполнении нашей жизни. Именно по-настоящему близкие отношения с друзьями, верность в любовных отношениях, созерцание красоты окружающего мира и семья делают нас счастливыми. Не машины и квартиры, а отношения, для работы над которыми не все находят время. Счастье заключается в мелочах — в мелочах, которыми многие сегодня пренебрегают.

Как решить проблему бездуховности общества

Что нужно предпринять, чтобы вернуть нравственные ценности? Как и любую другую проблему, проблему бездуховности людей поможет решить лишь ее осознание. Многие находят причину их неудовлетворенности жизнью в более осознанном возрасте, а кто-то не находит вовсе. Сейчас важно развивать нравственность и прививать духовные ценности будущим поколениям.

Бездуховность Бездуховный

Атеистические идеи ничем не ограничиваемых, бесконтрольных, бесконечных чувственных

наслаждений – это проклятие для здорового процветающего общества.

Человек либо подчиняется власти атеистов, т.е. бездуховной системе, которую

мы можем сейчас наблюдать практически во всем мире,

либо власти благочестивых людей в духовной системе.

Душа — это связь поколений. Бездуховность — нарушение этой связи.

Бездуховность как качество личности – неспособность строить свои отношения с внешним миром через призму божественного отношения ко всему сущему, то есть излучения энергии любви, заботы и тепла; не способность проявлять высшую природу человека, свои лучшие качества посредством налаживания устойчивой связи с Высшим Духовным Источником; склонность ограничиваться удовлетворением своих физиологических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей, игнорируя при этом потребности духовные.

Один путник увидел, как люди таскают куда-то тяжеленные камни. Он остановил первого, очень уставшего с виду, и спросил: «Что ты делаешь?». Носильщик камней поднял тусклые глаза на путника и едва ворочающимися губами выговорил «Я таскаю камни, и они тяжелые…». Путник не стал мешать этому уставшему человеку, пошел дальше, и по пути увидел другого человека, тоже несущего здоровенный камень, но вид этого носильщика был не такой изможденный, как у первого. Путник не удержался и спросил: «Подскажи, что ты делаешь? Зачем ты несешь этот камень?», на что носильщик ответил «Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и всем нужно есть. Так что извини, но я пойду. Мне некогда с тобой разговаривать». Путник кивнул, поблагодарил и двинулся дальше. И тут вдруг он увидел третьего носильщика камней, который очень сильно отличался от первых двух. В глазах его был блеск, походка его была тверда и даже энергична, и несмотря на большой камень, который он нес, по нему нельзя было сказать, что он устал или изможден. Путник решил попытать удачу в третий раз и спросил: «Подскажи, добрый человек, а что ты делаешь? И куда ты так воодушевленно несешь этот камень?». Носильщик приостановился, улыбнулся во весь рот и с радостью поведал: «Я строю Храм!»

В «Основах духовной культуры» В.С. Безруков пишет: «духовность — свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы, общества и нравственными догматами веры. В результате этого складывается «неразумный дух», не способный к анализу и оценке собственных действий. Бездуховность – это кризис духа, а, следовательно, и кризис человека. Она проявляется в форме ложного мировоззрения, подмене цели жизни ее средствами, душевной грубости и эгоизма, в форме различных страстей и пороков, в отсутствии целостной картины мира, в неспособности человека различать добро и зло. Бездуховность разрушительна для самого человека, губительна для общества в целом, это верный признак отклонения от Истины, Добра и Любви, от духовности как стержня человеческой жизнедеятельности».

Бездуховность – это когда у человека нет идеи Бога, понимания, что он не грубое тело, а вечная духовная сущность.

Не ищи меня в мареве лета
И в осенней листве не ищи —
Неожиданно канула в Лету
Головёшка сгоревшей души,
Опалённой огнём бессердечным…
Колыхнулась лениво вода
И холодным течением вечным
Душу прочь унесла навсегда…
Как ни странно, бездушное тело
Продолжает бессмысленно жить.
Оттого, что внутри опустело,
Больше нечем ему дорожить…
Сколько сможет оно продержаться,
Прежде чем станет тенью немой?
Сколько будет по свету скитаться,
Словно нищий с потёртой сумой.
Я тебя не виню за жестокость —
Ты привыкла стоять на своём,
Но любви твоей жаркая пропасть
Полыхнула на душу огнём…
Мыслей с телом пропала созвучность,
Осознать лишь достало ума —
Я теперь бездуховная сущность
И внутри меня только зима…

Читайте также  Что такое моделирование одежды

Человек, не воспринимающий себя душой, не осознаёт, как действуют законы мироздания, в том числе закон судьбы или закон справедливости, он становится безответственным и нацеленным делать всё, что угодно. Недаром в народе прижился тост: «Чтобы у тебя всё было и тебе за это ничего не было!» То есть можешь жить, как хочешь, вопреки законам мироздания, нарушая права других и плюя на закон. Одного парня спрашивают: «Каково твоё самое сокровенное желание?» Он отвечает, и это никого не шокирует: «Хочу, чтобы в дальнейшей моей жизни я мог делать всё, что придет в голову, исполнять любые свои желания, но при этом, чтобы всё сходило с рук, никакой ответственности».

Бездуховность – это отсутствие всякой связи с Богом. Человек может быть душевным и в то же время бездуховным. То есть, бездуховность не является синонимом бездушия. Бездушие как качество личности – неспособность нести энергию любви, проявлять теплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то; склонность думать только о себе, не слыша нужд и страданий других людей. Бездуховность – это представление о себе, как бренном теле: рождающимся, болеющим, стареющим и умирающим.

Артём Мезин. Проработка и трансформация.

В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Омар Хайям

Бездуховность — это равнодушие, ленность мысли, презрение к интеллекту, к глубокому чувству, это верование в то, во что выгодно верить…
Бондарев Юрий

Рано или поздно к человеку приходит желание познать суть бесконечного, неопознанного, того, о чем могут призывать религии или другие учения (хотя, конечно, бывают исключения), ведь наша земная жизнь не вечна. Еще никто и никогда не смог забрать с собой в мир по ту сторону смерти свои накопления и материальные блага, без которых жизнь может казаться такой неполноценной.

Однако путь этот и отношение к духовности очень разнится для человека различной культуры, мировоззрения, мироощущения. Давайте разберем подробнее.

Бездуховность

Начальная цитата неплохо передает значение этого понятия. Вполне можно перечислить сюда множество людей, особенно наблюдая за тем что происходит в мире. Так что же отличает бездуховного человека?

  • Закостеневшее мировоззрение. «Я считаю так, а другие точки зрения мне неинтересны», — ответ такого человека. Даже когда нет аргументов, он прав, потому что он прав.
  • Отрицание любых проявлений духовности и Высших сил. Человек — это кусок мяса без души, мы все умрем и ничего после смерти не будет.
  • Завышенная самооценка и презрение к окружающим, что говорит о большом эго (гордыне). Собственно, если ничего выше нас нет, то почему бы не считать себя центром Вселенной? Поступки такого человека дают понимание выражения «а после нас хоть потоп». Это выехать на природу и оставить там весь свой мусор, это получение сиюминутной прибыли без желания смотреть на перспективу и так далее.
  • Жизнь в рамках черного и белого. Отыгрывание своих социальных ролей с полной отождествленностью. Вера в то, что мужчины не плачут и в то, что женщина не может быть сильной. Невозможность и нежелание увидеть в боли, ограничениях и препятствиях возможности для роста.
  • Навешивание ярлыков по первым впечатлениям (толстый — значит много ест, неудачник и нет девушки, не уступил дорогу — значит просто плохой человек).
  • Часто очень присущи насмешки над эмоциональностью и впечатлительностью людей, такие люди вместо того чтобы успокоить вас скажут с презрением: «Что ты ноешь?»
  • Комфортное пребывание в учениях, которые потакают человеческим порокам и слабостям, к тому же греют раздутое эго. К примеру, сатанизм. Также могут быть высокопарные и внешне красивые фразы о духовности (каша из философии, психологии и эзотерики в личном понимании), которые ни автору, ни окружающим ничего не дают.

Лжедуховность

Уже интереснее. Человек думает, что та практика, которой он занимается, религия, в которую верит, приближает его к Богу, хотя на деле он уходит в какие-то мусорные представления о реальности и в дальнешем портит всю свою жизнь и жизнь своих близких.

Лжедуховности присущи следующие моменты:

  • Непонимание того, что такая «духовность» не дает никакой внутренней трансформации. Я называю такую «духовность» походом в театр или просмотром кинофильма. Вы приходите в зал, вы отождествляетесь, сонастраиваетесь, переживаете за героев, но после выхода из зала и непродолжительного времени снова входите в привычную колею реакций и ответов. Желание новых ощущений, тяга к неизведанному определяют такого человека. Практика превращается в духовную наркоманию.
  • Разделение на практику и реальную жизнь. Как пример, ходить в церковь и при этом злословить, обижаться на ближнего, мир и судьбу. Вы получаете от «духовности» лишь поверхностные переживания, а жизнь ваша остается той же что и была. «Зато я соблюдаю пост!» — говорит солдат христианства. Это также повторение ритуалов без попытки понять их суть и значение.
  • Ощущение своей избранности. Продолжение предыдущего примера — «Я соблюдаю пост, а ВЫ НЕТ, поэтому. » Огромное эго, желание учить других уму-разуму (читай тому учению или практике, которой занимаешься сам) и прочие повадки центропупизма.
  • Уход от реальности, отрицание физического мира, агрессия к нему. «Духовность это наше все, а вот пусть какашки моей собаки убирает кто-нибудь другой!» Тут даже и сказать то нечего.
  • Признание «духовными» людей по их внешнему виду и первым впечатлениям. «Он духовный, потому что носит оранжевую одежду буддистов».
  • Желание найти спасительную таблетку от плохой, жестокой, несправедливой (нужное подчеркнуть) реальности, получить все и сразу без желания меняться. Легко попадают в секты и различные культы в обмен на обещаемые духовные коврижки.
  • Сверхсильная концентрация на сиддхах (сверхспособностях), что легко объясняется. Эти способности нужны чтобы дать свой ответ несправедливости, изменить что-то в лучшую в представлении желающего сторону, поразить окружающих: «Вот Машка удивится!» Сиддхи не даются человеку без изменения и соответствующего уровня — это только усилит его эго, уведет от текущих уроков жизни и так далее. Спички детям не игрушки!
  • Жадность до личного сакрального опыта. Если лжедуховный человек и получает какое-то осознание, то не делится им с другими, ведь «наше учение секретно и для избранных», или «просветление — это мой личный костер и греться у него буду только я».
  • Отрицание и даже агрессия к другим учениям, вере и практикам. «К Богу приводит только наше учение!». хотя, подозреваю, даже сам Бог об этом не догадывается =)

Интересное наблюдение. Очень часто среди практикующих превалирует вопрос «Как?»: «А как сделать это?», «А какие ощущения должны быть?» Многие просят рассказать все до мельчайших деталей и обычно это говорит либо об инфантильности, когда человек не умеет действовать самостоятельно и ждет подсказок. Другие из-за перфекционизма и завышенных требований к себе боятся совершить ошибку, даже самую незначительную.

Ну а лжедуховные люди, каждый раз прося ответить на свое бесконечное «как?» начинают думать, что они уже свершили. Мозг играете с ними злую шутку, выдавая ментальные образы за реальную работу. Это путь пробуксовки, вампиризма и траты времени.
Подумайте вот над чем — вы ведь не спрашиваете в подробностях как ковырять в своем носу, какие должны быть при этом ощущения и результат. И ведь по аналогии можно постоянно думать как ковыряешься и оставаться с грязным носом =)

Надо просто взять и начать и если уж задавать вопросы, то после самостоятельных безуспешных попыток и анализа ситуации.

По поводу примеров из религии.
Вообще, на мой взгляд, религия имеет малое отношение к духовности. Посудите сами — великие учителя никогда не создавали ничего похожего на религию, они лишь передавали свое понимание мира, а уже их ученики создавали из этого писания, правила, обеты, ритуалы. Религия всегда соседствует с властью — там где не помогал страх перед властью, помогал внутренний униженный страх перед всемогущим грозным стариком на туче. А там где власть — там амбиции, желание управлять, зависть, страх и гордыня. Очень мало общего с истинной религиозностью и путем к себе. Власть имущим невыгодно, чтобы вы были свободными, счастливыми и реализованными, потому что им некем будет управлять.

Читайте также  Что такое удельный вес затрат

Не осуждайте бездуховность и лжедуховность, пусть каждый сам решит что ему в жизни важнее и как ей распоряжаться. Не тяните никого за рукав в надежде вправить мозги на место. Думаете, что если сам человек во что-то верит и не уходит с этого, то он сразу изменится, если вы его об этом попросите? Отнюдь.

Секты и люди лжедуховные тоже не должны вас отвлекать от сути. А суть — это единство с миром. Не идеальным и не таким, какой он в вашем воображении, а именно таким какой он есть здесь и сейчас. Это невозможно без принятия всех его аспектов, даже самых неприятных для вас.

Духовность

Вот и перешли к главному.

  • Уменьшает эго и гордыню
  • Выводит из дуального восприятия
  • Учит быть в мирУ, видеть взаимосвязь между с виду нелогичными событиями
  • Учит понимать свою судьбу и судьбы других, принимать то, что дает реальность сейчас и не уходить при этом в выдуманный мир
  • Увеличивает понимание себя, дает примирение с собой
  • Не навязывает идей, учит быть податливым, смиренным и текучим к текущему моменту (осознанность)
  • Дает понимание и ощущение счастья

Советую присмотреться к тому, что привело вас на этот путь. Не призывы ли кого-то «духовность — это модно»? =)

Зачем вы встали на этот Путь, что дает духовность для вас? Трезво и правдиво посмотреть на свои истинные мотивы. Лично сам я искал в духовности спасительную таблетку от этого жестокого мира, мне казалось, что просветление — это сразу выход из всех проблем. Инфантильная позиция, сейчас уже думаю совсем иначе.

Духовность не спасет вас от всего «плохого», не сделает сверхмогущественным, ваши проблемы останутся, но существенно изменится взгляд на них. То, что раньше казалось непреодолимой стеной, покажется просто очередным препятствием, которое необходимо пройти, чтобы двигаться дальше.

Что такое бездуховность

отсутствие целостной картины мира

III. Компоненты содержания ценности бездуховность в ассоциативном словаре

БЕЗДУХОВНОСТЬ: атеизм 21; пустота 15; церковь 10; безнравственность 9; глупость 8; аморальность, Бог, жестокость, чёрствость 7; бедность 6; атеист, материализм 5; вера, внутренний мир, грубость, незнание, приземлённость, равнодушие, разврат 4; бездушие, бесчеловечность, душа, жадность, злость, Иисус, невежество, ограниченность, осквернение, пошлость, религия, серость, цинизм 3; агрессия, Америка, антирелигиозность, атеисты, батюшка, беда, безверие, безволие, безграмотность, безыдейность, бессердечность, бесчувственность, вариант, граффити, деградация, декаданс, ересь, заблуждение, зло, Иордания, компромисс, крест, маловерие, мещанство, монохромность, наглость, невежда, неверие, неграмотность, ненормальность, необразованность, низкая культура, низменность, низость, Обама, оскорбление, отрицание, отсутствие, потеря, потерянность, разложение, садизм, свечки, сделка, страх, сухость, толпа, тупость, тяжесть, уголь, уродливость, уродство, ущербность, человек, эгоизм, экран 2.

· Речевые синонимы и антонимы :

пустота 15; безнравственность 9; аморальность 7; вера 4; бездушие 3; душа 3; низменность 2.

· Свойства личности, присущие бездуховному человеку :

глупость 8; жестокость 7; чёрствость 7; грубость 4; приземлённость 4; равнодушие 4; разврат 4; бесчеловечность 3; жадность 3; злость 3; невежество 3; ограниченность 3; пошлость 3; цинизм 3; безволие 2; бессердечность 2; бесчувственность 2; наглость 2; ненормальность 2; низость 2; потерянность 2; сухость 2; тупость 2; ущербность 2; эгоизм 2.

· Духовное наполнение :

бедность 6; внутренний мир 4; уродливость 2; уродство 2.

· Отсутствие интеллектуального содержания :

незнание 4; серость 3; безграмотность 2; безыдейность 2; заблуждение 2; невежда 2; неграмотность 2; необразованность 2; низкая культура 2; отрицание 2; отсутствие 2.

· Религиозный аспект бездуховности :

а) атеизм 21; атеист 5; материализм 5; антирелигиозность 2; атеисты 2; безверие 2; ересь 2; маловерие 2; неверие 2.

б) церковь 10; Бог 7; Иисус 3; религия 3; батюшка 2; Иордания 2; крест 2; свечки 2.

толпа 2; человек 2.

· Следствие бездуховности :

осквернение 3; агрессия 2; беда 2; граффити 2; деградация 2; декаданс 2; зло 2; мещанство 2; оскорбление 2; потеря 2; разложение 2; садизм 2; страх 2.

· Источник бездуховности :

Америка 2; Обама 2; экран 2.

· Примирение с бездуховностью :

вариант 2; компромисс 2; сделка 2; тяжесть 2.

· Цвет бездуховности :

монохромность 2.

· Реакции, выражающие личностные смыслы испытуемых :

IV . Семантические компоненты содержания ценности бездуховность в паремиологическом фонде русского языка

Бог богом, а люди людьми.

Не нужно смешивать быт и сакральное.

Божье забудешь, и своего не получишь.

Нельзя забывать высшие духовные ценности.

В тревогу — и мы к богу, а по тревоге — забыли о боге.

Ироничная поговорка о том, что нельзя забывать высшие духовные ценности.

Господи, господи! Убей того до смерти, кто лучше нашего живет (или: у кого денег много да жена хороша).

Ироничная поговорка о зависти (обращение к богу с неправедной мольбой).

На тебе, боже, что нам не гоже.

Ироничная поговорка о лицемерии и жадности.

Рад бы в рай, да грехи не пускают.

Ироничная поговорка о собственном несовершенстве.

Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.

Людям свойственно забывать высшие духовные ценности.

С богом не поспоришь.

Человеку не дано сделать что-либо, противоречащее божьему замыслу.

С богом пойдешь — до блага дойдешь (к добру путь, или: добрый путь найдешь).

Любое дело нужно начинать, опираясь на высшие духовные ценности.

С богом хоть за море (прибавка: а без бога ни до порога).

Любое дело нужно начинать, опираясь на высшие духовные ценности.

Суда божьего околицей не объедешь.

Никому не избежать высшего суда, поэтому нужно жить праведной жизнью.

Ни хитру, ни горазду, ни убогу, ни богату суда божьего не миновать.

Никому не избежать высшего суда, поэтому нужно жить праведной жизнью.

От бога не уйдешь. От божьей власти (или: кары) не уйдешь.

Никому не избежать высшего суда, поэтому нужно жить праведной жизнью.

Перед попом утаишь, а перед богом не утаишь.

Никому не избежать высшего суда, поэтому нужно жить праведной жизнью.

Что богом не дано — в аптеке не купишь.

Человеку не дано сделать что-либо, противоречащее б ожьему замыслу.

К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность»

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 28.05.2016 2016-05-28

Статья просмотрена: 2989 раз

Библиографическое описание:

Гресь, С. И. К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность» / С. И. Гресь, М. Ю. Газе, А. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.5 (114.5). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30388/ (дата обращения: 19.10.2021).

В статье рассматривается дихотомия «духовность — бездуховность», сущность понятий духовности и бездуховности, формы духовности, псевдодуховность и её формы, духовность человека и общества в целом.

Ключевые слова: духовность, бездуховность, псевдодуховность.

В настоящее время, по наблюдениям исследователей, в российском обществе возрастает интерес к вопросу о духовности, о месте моральных ценностей в жизни человека. Существует несколько подходов к проблеме духовности с точки зрения религии, истории, культуры, психологии и т. д. Мы рассмотрим вопрос о духовности в рамках философии и изучим антипод духовности — бездуховность, а также затронем тему псевдодуховности.

Понятие «духовности» в философии, обычно, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Сущность «духовности» в настоящее время по большей части соотносится с религиозностью, с нравственными ценностями различных вероисповеданий. У ученых нет единого мнения в отношении понятия «духовности», так как каждый понимает этот термин по-своему.

Однако понятие «духовность» всегда имело важное значение в философии и ее вопросах о месте и предназначении человека в мире, смысле бытия, культуре, общественной жизни.

Платон, Аристотель, П. Д. Юркевич, Г. С. Сковорода утверждали о том, что термин «духовность» образован от понятия «дух», что означает «дыхание жизни», «одухотворенное бытие».

Первые представления о духовности складываются с момента первобытной эпохи. В те времена понятие «духовность» и телесная суть еще не обособились друг от друга. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определив духовность специфическим человеческим свойством, а телесное — это то, что заложено природой. Аристотель также разъединял эти понятия, но рассматривал телесное и духовное взаимно необходимыми [1].

Духовность — это свойство психики человека, которое заключается в господстве духовных, нравственных интересов, готовность человека к самоотдаче и саморазвитию, ориентированность на общечеловеческие ценности; стремление людей к воплощению в жизнь высших идеалов человечества: мира и добра, истины и справедливости [2].

Бездуховность — это отсутствие у человека духовных, интеллектуальных интересов, запросов; формальное отношение человека к своему делу, к другим людям, к природе, к материальным и духовным ценностям [2].

Формы духовности [3]:

 Теоретизм — постижение мира в виде научной теории или философской концепции;

 Этизм — жизнь сообразно категориям «добро» — «зло», «честь — «бесчестье»;

 Эстетизм — взгляд на мир в категориях «прекрасное» — «безобразное».

Бездуховность — это настоящая беда современности, которая выражается в приземленности, безнравственности, меркантильности, низкой культуре. Зачастую в погоне за всевозможными материальными благами человек забывает о высших человеческих ценностях и идеалах. Именно за счет нахождения грамотного баланса между развитием духовного и материального мира люди самосовершенствуются, становятся цельными, высокоразвитыми личностями [4].

Жизнь бездуховного человека заключается в удовлетворении потребностей на физиологическом (биологическом) уровне. Эмоции и инстинкты бездуховной личности преобладают над его разумом, управляют им. Такой индивид живет одним днем, ему мало интересен окружающий мир, вся его жизнедеятельность направлена на безвозмездное получение общественных благ. Бездуховного человека нередко именуют субъективным идеалистом. Он не развивается интеллектуально, ведь ему нет дела до истории своего народа, до того, что происходит в мире, до просвещения.

Читайте также  Что такое насвай

Бездуховных людей можно найти в любой сфере общественной жизни, в том числе среди политиков, и среди писателей, литераторов, учителей, артистов. И бюрократ, и люмпен одинаково бездуховны [5]. Афоризм «жить для того, чтобы есть» в точности описывает жизнь бездуховных людей. Они мыслят одинаково стереотипно и не сомневаются в собственной духовном безупречности, не задумываются о каких-либо философских вопросах, уверены в том, что хорошо знают обо всём на свете. Бездуховным человеком управляют настроение, эмоции, ощущения, но не здравый смысл.

Псевдодуховность — это такая смыслообразующая позиция, при которой человек оказывается отсечён от мира своими собственными идеалами. Критерий оценки слишком завышен, и всё в мире кажется человеку неправильным, далёким до совершенства.

 Резонерство — доказательство бессмысленности мира;

 Демонизм — оценка других людей с позиции абсолютных Добра и Зла;

 Фетишизм — поиск в мире воплощения умозрительного идеала прекрасного.

Духовный человекобладает богатым внутренним миром, открыт для людей и мира в целом, умеет радоваться чужому счастью, искренен, совершает благородные поступки, самосовершенствуется в течение всей жизни. Он энергичен, силён духом, свободен от суеты, способен понимать людей и сущность различных явлений.

Духовный человек считает, что смысл его жизни состоит в принесении помощи людям, создании благ, духовных ценностей. Осознание смысла жизни, заключающегося в созидании, невольно побуждает человека работать над собой, управлять собой и своей жизнью, преодолевать себя, физически развиваться и совершенствовать свою духовность.

Эффективная деятельность благоприятствует самореализации, в результате человек испытывает радость, он доволен и наслаждается своей жизнью.

Понятия «духовность общества» и «духовность человека» необходимо отличать друг от друга, несмотря на их кажущееся сходство. Духовность способствует развитию чувства гуманности у человека. Она примечательна присутствием в обществе связей между различными социальными группами и сложных социальных межличностных отношений. Она обеспечивает защищенность инвалидов, стариков, детей и др., аккуратное отношение к окружающему миру, а также суверенность личности и независимость социальных институтов.

Духовность общества представляет собой совершенствование духовности в результате посещения библиотек, музеев, театров, учреждений образования и науки. Сущность духовности общества заключается в преемственной связи поколений, комплексности социальных институтов, культурных ценностей [5].

Человек обладает способностью субъективно отнестись к внешнему миру, интересоваться, заботиться и принимать активное участие в его жизни. В противном случае, человек совершенно иначе, отрицательно относится к окружающему миру и другим людям. Данная противоположность вероятных жизненных позиций, допустимых стратегий фиксируется парой понятий, а именно, дихотомией «духовность –бездуховность».

Сущность духовности заключается в открытости индивида окружающему миру и людям. Бездуховность является антиподом духовности и заключается в субъективно изолированности от мира, во внутренней обособленности индивида от событий окружающего мира.

Духовность нашла проявление в различных видах, связанных с разными видами деятельности человека. Бездуховность проявляется в определенных видах, связанных с осуществляемой жизненной стратегией. Духовность образуется изнутри человека в качестве свободного выбора смысложизненной установки. Духовность не является показателем воспитания и образования, но именно эти процессы человеческой жизни и их результаты оказывают влияние на выбор индивидом жизненной позиции. Создание необходимого благоприятного климата для формирования духовности и исключение неблагоприятных условий — задача трудно разрешимая, но вполне осуществимая.

Тема: Что есть бездуховность и лжедуховность; и как они проявляются

Опции темы
  • Версия для печати

Что есть бездуховность и лжедуховность; и как они проявляются

Понятие бездуховность является едва ли не самым актуальным и самым замалчиваемым в наше время; в том числе, увы, и Церковью.

Поднимаются самые различные вопросы; освещаются самые разнообразные аспекты Писаний и учений христианских деноминаций. Самыми популярными являются учение на темы о отмене Торы (Закона), Благодати и Любви. А вот о бездуховности, о которой (и о последствиях которой) предупреждают Писание и устные предания – настолько мало, что практически это является забытым вопросом.

Между тем, это ключевой пункт в вопросе спасения человеческой души.

Бездуховный человек не может наследовать спасение; потому что спасение – это духовность. Духовность человека есть соединение со Святым Духом, т.е. с Богом; не имея духовного воссоединения с Создателем, человеческая душа не может войти в Вечную Жизнь. Такая душа отживает отпущенный ей срок и погибает.

ЧТО ТАКОЕ БЕЗДУХОВНОСТЬ?

Бездуховность – это отсутствие в человеческой душе Голоса Святого Духа – совести, любви, веры, мудрости, доброты, морали и нравственности

Бездуховный человек подобен животным, которые умирают и погибают:

Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
Коѓелет (Екклесиаст) 3/18-20

Может ли человек быть праведным пред Б-гом, может ли муж быть чистым пред Творцом своим? Ведь и рабам Своим не доверяет Он, и в ангелах Своих обличает недостатки. А уж тем более живущих в домах глиняных, чье основание — в прахе, уничтожены будут они раньше моли. От утра до вечера сокрушены они, незамеченными исчезают навсегда. Оторвана веревка (шатра) их, умирают, но без мудрости.
Ийов, 4/17-21

Бездуховность ориентирует человека на ценности ЭТОГО мира; он неспособен осознать следующее:

Рабби Яаков говорил: «Момент покаяния и добрые дела в этом мире стоят больше, чем вся наша жизнь в Мире Грядущем; и момент духовного блаженства в Грядущем Мире стоит больше, чем вся наша жизнь в этом мире».
Пиркей Авот, 4/22

Он (рабби Тарфон) говорил: «Ты не обязан завершить всю работу, но и неволен отказаться от нее. Чем больше изучал ты Тору, тем больше плата твоя, надёжен твой Работодатель, (можешь быть уверен) что оплатит Он труды твои. И знай: воздаяние праведникам – в (Мире) Грядущем«.
Пиркей Авот, 2/21

Видел я дурака укореняющегося и проклял сразу жилище его. Далеки от спасения сыновья его, унижены в воротах, и нет спасающего. Что сжал он, съест голодный, до колючки оберут его, жаждущий поглотит богатство его.
Ийов, 5/3-5

Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это — люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.
Послание Йеѓуды, 17-19

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ БЕЗДУХОВНОСТЬ

1 Отсутствие совести
2 Неверие в сверхъестественное
3 Неверие в воздаяние и отсутствие страха перед Богом
4 Отвержение морали и праведности как таковых
5 Непонимание значения добрых дел и отсутствие желания их делать
6 Холодность (равнодушие) к другим людям; жестокость
7 Ориентация на «ценности» этого мира: карьера, власть, деньги, удобства, роскошь, «красивая жизнь» и т.п.
8 Отсутствие страха и омерзения перед грехом
9 Отсутствие отвращения ко лжи
10 Тяга к беззаконию
11 Клевета, злословие, глумление и ругательства
12 Коварство и вероломство; двуличие и подлость
13 Отсутствие понимания ценности человеческой жизни и спасения души
14 Отсутствие чувства омерзения перед нечистотой
15 Нелюбовь и жестокость к детям
16 Жестокое отношение к тем, кто слабее
17 Жестокое отношение к бедным, нищим, бездомным
18 Глумливое отношение к святости, к Божьим служителям, священникам, к морали и духовным ценностям
19 Склонность к блуду; непонимание нечистоты прелюбодеяний и разврата
20 Жестокость к животным

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЛЖЕДУХОВНОСТЬ:

1 Идолопоклонство; языческие религии и культы; атеизм
2 Тяга к ересям; извращение смысла Священных Писаний
3 Вера в разного рода ложные чудеса
4 Вера в разного рода безбожные и идолопоклоннические человеческие учения
5 Колдовство, магия, астрология, оккультизм, сатанизм
6 Создание разного рода сект, культов, групп и т.п.
7 Обучение других людей чужим и собственным измышлениям; призывы к ложным учениям и проповеди ересей
8 Противодействие Божьим служителям, мудрости, здравому смыслу; невразумляемость
9 Противоречие Торе, Пророкам и Писаниям
10 Противоречие учению Нового Завета
11 Страсть к политике
12 Расизм и нацизм
13 Фанатизм

Зная вышеперечисленные основные критерии, любой трезвомыслящий и наблюдательный человек сможет различить бездуховных и лжедуховных людей как на этом форуме, так и в любых других местах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: