Что такое анархия

Кто такие анархисты и что они делают: примеры, флаг

Анархизм (от – без и – власть) – система взглядов, основанных на приоритете человеческой свободы. Анархия отрицает принудительное управление и власти человека над человеком. Многозначное понятие привело к расслоению взглядов по разным параметрам: от основополагающих принципов, до второстепенных. Людей, которые придерживаются таких взглядов, называют анархистами. Кто такие анархисты и что они делают? Ответ получаем на блоге bursin.ru .

Анархия

Что такое анархия простыми словами? Под анархией сегодня понимают несколько значений.

  1. Разговорное. Беспорядок, беззаконие, насилие – утверждение, неверное в корне.
  2. Общественное. Хаос, неразбериха, произвол, который возникает в организованной структуре в период отсутствия централизованного управления или бездействия власть имущих.
  3. На государственном уровне. Отсутствие политического лидера, дисфункция государственной власти.
  4. Ситуационное. Гипотетическое стечение обстоятельств, при котором народ упразднил власть, а общество не подчиняется никаким законам.

Все вышеперечисленные утверждения не верны.

Теория анархии включает ряд основополагающих принципов.

  1. Отсутствие принудительной власти. Все члены анархического общества уважают право на собственное мнение и не навязывают его другим. Особенно в части организации иерархического строя общества, демократии, авторитарного или тоталитарного правления. Каждый человек является личностью, любые проблемы и потребности людей решаются индивидуальным подходом.
  2. Свобода от принуждения. Участие в любых проектах, делах, решение задач возможно только при личной заинтересованности конкретного индивидуума. Никакого давления.
  3. Свобода ассоциаций. Любой член общества вправе вступить в любую группу и принимать равное участие в определении целей, методов и стратегии развития сообщества.
  4. Коллективное взаимодействие. Инициатива по решению вопросов любого уровня может исходить от любого члена общества. Эффективность в решении вопросов зависит от взаимодействия и готовности людей к сотрудничеству в достижении выбранной цели.
  5. Разнообразие. Любые общественные организации, направленные на достижение интересов всех ее членов, строятся на естественном взаимодействии, где каждый не ставит свои интересы выше других. Всем даются одинаковые возможности в любых сферах: одинаковый доступ к общественным благам, достижениям науки и техники, самореализации через искусство и творчество.

Анархизм в России

Самые известные анархисты, первые идеологи и основатели направления, родились в России. М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин еще в Царской России, в период с 1860 по 1970-е годы сформировали основные принципы движения и занимались активной пропагандой идей среди молодежи. И, если Бакунин призывал народ к немедленной революции, то Кропоткин пошел дальше и разработал анархо-коммунизм. Он считал, что революция на данном этапе бессмысленна, и сначала необходимо создать мощное народное движение. Его идеи нашли поддержку у русских эмигрантов за границей, и группы стали расти:

  • 1990 г. – кружок анархо-коммунистов в Женеве (лидеры — Мендель Дайнов, Георгий Гогелия, Лидия Иконникова).
  • 1904 г. – образование кружков в Америке, Берлине (Германия), Париже (Франция), Софии (Болгария). Российской Империи – 29.
  • 1905 – численность достигла 125 кружков.
  • 1906 – насчитывалось 221 отделение.
  • 1907 – 255 кружков.

Основатель и идейный вдохновитель движения анархистов, князь Кропоткин.

Всего идеями анархо-коммунизма было охвачено 218 населенных пунктов страны, а в его членах состояло около 7 тысяч населения. За период с 1904 по 1921 годы появилось множество ответвлений анархизма, причем некоторые из них действовали не с благими намерениями: они проповедовали грабежи, насилие, не гнушались убийствами с целью личной наживы и достижения собственных интересов.

Теракты и нападения привели к массовым арестам и казням, а Первая мировая война стала причиной раскола анархистского движения. К 1917 году, моменту Февральской революции, анархистов насчитывалось всего несколько сотен.

1917-1921 годы анархистские группировки попеременно то выступали за Советскую власть и оказывали всяческую поддержку РКП(б), то боролись против нее. Со смертью основателя П. Кропоткина анархисты в России практически перестали существовать. Многие были арестованы, расстреляны, высланы, отправлены на принудительные работы. Последним оплотом анархистов, просуществовавшим до 1939 года, был музей памяти Кропоткина. С 1939 года, после ареста и казни последних лидеров, движение заглохло.

В 1988 году в СССР стали появляться новые сторонники анархии. С января 1988 по август 1991 года действовала Конфедерация анархо-синдикалистов под управлением А. Исаева, И. Подшивалова, А. Шубина. Идея объединения – децентрализация механизмов власти, народное управление.

Флаг анархо-коммунистов.

С 1991 года анархисты разделились на «правых» и «левых». Правый анархизм выступал за возврат к капитализму и буржуазной демократии. Левый анархизм – за децентрализацию власти КПСС, многопартийность, самоуправление.

Флаг анархо-капиталистов.

В 1995 году появилась Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ), в 2002 она стала Автономным объединением либертарных коммунистов, а к 2016 – отошла от политики, трансформировавшись в медиа проект.

Сегодня Анархия – это философское течение, нежели модель государственного устройства. Однако в мире есть примеры удачно выстроенного на изначальных принципах анархизма.

Анархия: примеры в мире

Шинмин

Китайская провинция Шинмин в 1929 году отделилась от Китая, установив близкий к анархии режим. Вопросы по финансовой, хозяйственной, социальной части решались на многоуровневых советах путем съездов и обсуждений через добровольное сотрудничество между собой. В 1931 году партия прекратила самоуправство, провинция была упразднена, а ее территория поделена между другими регионами.

Зомия

Территория, в которую входит северный Индокитай, Вьетнам, Лаос, Таиланд, горы Шан, Мьянма, юго-запад Китая, Тибет, север Индии, Пакистан и Афганистан. Общая численность народа составляет более 100 млн человек. Историческая Зомия – симбиоз государств и народов, основанный на взаимной выгоде и доверии, жители местности сохраняют свободу и независимость. Любые попытки государственной власти подчинить их себе неизменно вызывают постоянные восстания против попыток подчинения. Этнические меньшинства сохраняют аутентичный уклад жизни, а в сообществах народностей сохраняется равноправие.

Швейцария

В государстве реализована мощная система местного самоуправления, а жители позиционируют себя сначала как граждане своей коммуна (сообщества), затем граждане кантона (региона), и в последнюю очередь – как граждане своей страны.

Израиль

Здесь есть местности, где процветает библейский анархизм. Небольшие города и поселения не имеют государственного управления. В каждом городе есть составленные и общепринятые законы, ценности и правила, которые приняты путем участия всех членов общества в их создании. Любой вправе выбрать комфортную для себя политическую систему.

Рассмотрев многообразие проявления анархии как политического и философского движения, ответим на главный вопрос статьи, кто такие анархисты и что они делают? Анархисты – приверженцы анархии или одного из ее течений, которые считают свое направление единственной наилучшей формой взаимодействия с окружающими.

анархия

Состояние отпатрулирована
В Википедии есть страница «анархия».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Перевод
  • 2 Болгарский
    • 2.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 2.2 Произношение
    • 2.3 Семантические свойства
      • 2.3.1 Значение
      • 2.3.2 Синонимы
      • 2.3.3 Антонимы
      • 2.3.4 Гиперонимы
      • 2.3.5 Гипонимы
    • 2.4 Родственные слова
    • 2.5 Этимология
    • 2.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  • 3 Казахский
    • 3.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 3.2 Произношение
    • 3.3 Семантические свойства
      • 3.3.1 Значение
      • 3.3.2 Синонимы
      • 3.3.3 Антонимы
      • 3.3.4 Гиперонимы
      • 3.3.5 Гипонимы
    • 3.4 Родственные слова
    • 3.5 Этимология
    • 3.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  • 4 Татарский
    • 4.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 4.2 Произношение
    • 4.3 Семантические свойства
      • 4.3.1 Значение
      • 4.3.2 Синонимы
      • 4.3.3 Антонимы
      • 4.3.4 Гиперонимы
      • 4.3.5 Гипонимы
    • 4.4 Родственные слова
    • 4.5 Этимология
    • 4.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  • 5 Якутский
    • 5.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 5.2 Произношение
    • 5.3 Семантические свойства
      • 5.3.1 Значение
      • 5.3.2 Синонимы
      • 5.3.3 Антонимы
      • 5.3.4 Гиперонимы
      • 5.3.5 Гипонимы
    • 5.4 Родственные слова
    • 5.5 Этимология
    • 5.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Русский

В Викиданных есть лексема анархия (L86292).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ана́рхия ана́рхии
Р. ана́рхии ана́рхий
Д. ана́рхии ана́рхиям
В. ана́рхию ана́рхии
Тв. ана́рхией
ана́рхиею
ана́рхиями
Пр. ана́рхии ана́рхиях

а · на́р — хи · я

Корень: -анархиj-; окончание: [Тихонов, 1996] .

Произношение

  • МФА: [ ɐˈnarxʲɪɪ̯ə ]

Семантические свойства

Значение

  1. неисч. безвластное (безгосударственное) устройство общества, при котором отношения между людьми строятся на взаимных добровольных договорённостях, кооперации, взаимовыручке и других горизонтальных связях, в противовес иерархии государственной власти ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  2. неисч. , перен. бесконтрольность, отсутствие порядка, хаос, беспорядок, неразбериха ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).

Синонимы

  1. либертарианство, безвластие
  2. хаос, беспорядок, неразбериха
Читайте также  Что такое свиная корейка и как ее готовить

Антонимы

  1. диктатура
  2. порядок

Гиперонимы

  1. строй
  2. состояние

Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от др.-греч. ἀναρχία «безвластие», от прил. ά̓ναρχος «не имеющий начальника», из ἀν- (ἀ-) «без-» + ἀρχή «начало, начальство, власть». В ряде европейских языков слово заимств. через ср. лат. anarchia . Русск. анархия заимств. через франц. anarchie или нем. Anarchie . Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

Перевод

  • Албанский sq: anarkia
  • Английский en: anarchy
  • Арагонский an: anarquía
  • Армянский hy: անիշխանություն (anišxanutʻyun)
  • Баварский bar: anarchie
  • Белорусский be: анархія ж.
  • Болгарский bg: анархия ж.
  • Боснийский bs: anarhija ж.
  • Венгерский hu: anarchia
  • Гаитянский ht: anachi
  • Галисийский gl: anarquía
  • Греческий el: αναρχία (anarchía) ж.
  • Грузинский ka: ანარქია
  • Датский da: anarki
  • Жемайтский sgs: anarkėjė
  • Иврит he: אנרכיה
  • Идиш yi: אנארכיע
  • Идо и io: anarkio
  • Исландский is: stjórnleysiср.
  • Испанский es: anarquía ж.
  • Итальянский it: anarchia ж.
  • Каталанский ca: anarquia ж.
  • Китайский (традиц.): 無政府狀態 (Wúzhèngfǔzhuàngtài)
  • Китайский (упрощ.): 无政府状态 (Wúzhèngfǔzhuàngtài)
  • Корейский ko: 무정부 상태 (mujeongbu sangtae)
  • Латинский la: anarchia
  • Литовский lt: anarchija
  • Ломбардский lmo: anarchia
  • Македонский mk: анархија
  • Неварский new: अव्यवस्थावाद
  • Немецкий de: Anarchie ж. =, -en
  • Нидерландский nl: anarchie ж., regeringsloosheid ж.
  • Норвежский no: anarkiср.
  • Окситанский oc: anarquia
  • Осетинский os: анархи
  • Польский pl: anarchia ж.
  • Португальский pt: anarquia ж.
  • Румынский ro: anarhie
  • Сербский sr (кир.): анархија ж.
  • Сингальский si: අරාජික
  • Сицилийский scn: anarchìa
  • Словенский sl: anarhija
  • Тагальский tl: anarkiya
  • Украинский uk: анархія ж.
  • Финский fi: anarkia ж.
  • Французский fr: anarchie ж.
  • Хинди hi: अशासन
  • Хорватский hr: anarhija ж.
  • Чешский cs: anarchie
  • Шведский sv: anarki
  • Эсперанто и eo: anarĥio, anarkio
  • Эстонский et: anarhia
  • Якутский sah: анархия
  • Японский ja: 無政府状態 (むせいふじょうたい)

Болгарский

Морфологические и синтаксические свойства

форма ед. ч. мн. ч.
общая анархия анархии
опред. анархия
анархията
анархиите
счётн.
зват.

а · нар — хи · я

Существительное, женский род, склонение 47.

Что такое анархия простыми словами и кто такие анархисты

Анархия простыми словами — это общество без государственной власти и любых властных институтов. В обыденном понимании анархия олицетворяет беспорядок, зачастую совмещённый с беззаконием или насилием. Однако, это утверждение не совсем верно. Анархия — это порядок без господства. Речь идёт о самоопределяемом, самоуправляемом существовании людей в обществе, где отсутствует насилие, власть человека над человеком, давления силы воли на других.

Кто такой анархист?

Простыми словами это сторонник анархизма, член анархической организации. Это общественно-политическое течение отрицает не только все виды власти (политическую, экономическую, духовную, моральную), но и государство как таковое.

Анархисты выступают за самоуправление. Они считают, что на смену странам должны прийти самоуправляемые общины, в которых люди будут решать вопросы общественного характера коллективно, а личного — индивидуально. Все насущные проблемы должны разбираться по принципу «инициативы снизу». В современном же мире всё наоборот.

@The Plaid Zebra

Для обсуждения глобальных вопросов анархисты предлагают создавать добровольные конфедерации или федеративные сообщества (система делегирования). Они считают, что общественные отношения должны основываться на свободе, взаимопомощи, добровольном согласии и равенстве. Сама идея анархизма заключается в замене любых механизмов принуждения на свободное сотрудничество людей.

Кто и когда ввёл термин «анархия»?

Впервые понятие было использовано в начале девятнадцатого века французским политиком и публицистом Пьером Жозефом Прудоном. А именно в трактате «Что такое собственность или исследование о принципе права и власти». Либеральный теоретик представлял анархию как форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание достаточно для поддерживания порядка и гарантирования всех свобод. Из-за этого влияние управленческих аппаратов должно уменьшиться до минимума. А затем исчезнуть и вовсе. Это привело бы к образованию новых федералистских учреждений, основанных на местном самоуправлении.

Либерализм и анархизм

Для либерала и анархиста первична человеческая личность. Они оба не любят власть, опасаются экспансии и вмешательства могущественного государства в разные сферы публичной и частной жизни человека. Но на этом их сходства заканчиваются.

Либерал считает, что личность эгоистична. Люди по природе таковы, что будут строить отношения по принципу иерархии, господства. Неизбежно сильные от природы будут подавлять более слабых во всех человеческих отношениях.

Анархист же убеждён, что все люди именно в силу самого своего существования изначально имеют равные права на жизнь. И если кто-то сильнее, а другие слабее, то это не вина и не заслуга самих людей, для которых характерны эти свойства. Таковы обстоятельства, некая сложившаяся жизненная ситуация. Она не должна влиять на право этих людей на жизнь, на равные возможности жить в гармонии друг с другом и с природой, и на равных удовлетворять свои потребности.

Коммунизм и анархизм

Марксизм — научная теория и революционная политика, отражающая классовые интересы пролетариата. С точки зрения данной идеологии сначала возникла частная собственность и товарно-денежный обмен, а потом уже классовое общество и государство.

@Harry Turtledove

А анархизм — это путаная и ненаучная доктрина, отрицающая объективность и принудительную силу социальных законов истории. Имеет классовую базу в виде мелкой буржуазии и люмпен-пролетариата. Представители этого течения придерживаются мнения, что сначала возникло государство, как орудие неравного распределения ресурсов. А уже потом классы и собственность.

Таким образом, марксисты стремятся к изживанию управленческого аппарата после революции, а анархисты — к его полному упразднению. С точки зрения последних через несколько десятков лет государственная власть исчезнет. Первые же уверенны, что власть останется, но только будет постоянно ротироваться.

АНАРХИЯ — что это. Анархия в современном обществе

Анархия. Вопрос на засыпку: какие ассоциации у вас вызывает слово «анархия»? Если вы представили смятение, хаос, опустошение и толпы пьяных матросов с яростью метающихся в поисках наживы – поздравляю, вы стали жертвой старого доброго стереотипа. Давайте попробуем его развенчать и разобраться, что же из себя на самом деле представляет анархия.

Прежде всего, имеет смысл рассмотреть сам термин «анархия» и определить его этимологию. Слово анархия имеет древнегреческое происхождение. Оно состоит из приставки «ан», которая указывает на отрицание и слова «архос» в значении «господин, начальник, правитель». То есть анархия – это своего рода безначалие.

Кстати, отсюда можно проследить этимологию и других терминов, содержащих слово «архос». Например, монархия (монос + архос = один правитель) или патриарх (патер + архос = отец господин). Также интересна этимология самого слова «архос», которая исходит из слова «архэ» – «начало, принцип». Известно, что термин «архэ» использовал Аристотель в качестве характеристики первоначал у своих предшественников. К примеру, у Фалеса архэ – это вода, у Гераклита – огонь, у Пифагора – число и так далее. Я полагаю, что из «архэ» в значении начало образовалось слово «архос» как «началие», господство. Впрочем, лингвистом я не являюсь, а посему могу и ошибаться. Что же касается термина «анархизм» то он был введен в гуманитарную науку французским публицистом, политиком и философом Жаном Жозефом Прудоном в 1840 году.

Итак, анархия представляет собой идею безначалия, безвластия. Однако это не стихийное, хаотичное безвластие, при котором всем позволено всё, кстати, именно этот стереотип об анархии дискредитирует её идею. Суть же заключается в отсутствии власти одного человека над другим или одной группы людей над другими группами. Порядок же при этом организуется не сверху, через принципы подчинения и подавления, а снизу через принципы самоорганизации и взаимовыгодного сотрудничества.

Следствия анархической идеи

Исходя из базовой анархической идеи об отсутствии власти одних над другими вытекает ряд интересных следствий. Самым фундаментальным из них является альтернативная государству самоорганизация общества. Действительно, существующая система организации общества в виде государств построена на принципах доминирования политических элит над всеми остальными членами общества. Все важные вопросы, которые касаются жизнедеятельности миллионов людей, решаются «наверху» небольшой горсткой политиков и спускаются для выполнения вниз. Причем форма общественно-политического устройства особой роли не играет, меняются лишь методы и степень доминирования.

При тоталитаризме, к примеру, государство получает всеобщий контроль над всеми сторонами жизнедеятельности, ограничение свободы при этом становится очевидным. При демократии ограничения свободы проявляются не так явно, но как уже было сказано ранее, все решения принимаются не обществом, а начальством, стоящим над ним. Участие же простого человека в организации жизнедеятельности общества и принятии решений, которые на эту жизнедеятельность влияют, нивелирована до единственной элементарной функции раз в четыре года выбрать своего лидера. Но делает ли свободным раба право выбирать себе господина?

Читайте также  Что такое социализм

Анархия же предлагает альтернативный вариант создания федеративных сообществ снизу вверх, то есть все важные решения будут приниматься всеми участниками общества. Для решения же более важных и сложных вопросов, затрагивающих интересы широких групп, предлагается использование системы делегирования с применением принципа императивного мандата. То есть если делегат по какой-то причине не справляется с порученным заданием или не может в силу каких-то причин или ограничений исполнять возложенные на него функции – он отзывается и на его место определяется другой. Причем функцией такого делегата не является принятие решений за группу, он лишь выполняет функцию посредника для выражения интересов группы и донесения для данной группы интересов и предложений других групп.

Также из идеи отсутствия власти вытекает ряд анархических принципов.

Равенство всех людей

Это один из ключевых принципов, который подразумевает, что все люди независимо от их социального статуса, финансового благополучия и других факторов равны между собой. Может показаться, что этот принцип работает и при демократии, но на практике это не так. Достаточно взглянуть на отношение простых людей к своим руководителям. Если боженька снизойдет и позволит воочию узреть президента, то событие сие будет передаваться из поколения в поколение как великое достижение семьи, а если он еще и руку тебе пожмет – так это вообще сравнимо с божественной благодатью.

Космополитизм

Анархист – это гражданин мира, для которого равными являются не только граждане страны, в которой он живет, но и все люди на планете. Согласитесь, нелепо относиться к одному человеку лучше только потому, что он говорит на одном с тобой языке и проживает чуть ближе к тебе, чем кто-то другой.

Сотрудничество и взаимопомощь. Для лучшего и более эффективного удовлетворения своих личных потребностей в различных сферах, а также для решения возникающих проблем целесообразнее использовать сотрудничество и взаимопомощь, чем систему «начальник-подчиненный».

Анархия vs анархизм

Понятия анархия и анархизм часто отождествляются друг с другом, но всё же это «две большие разницы». Давайте попробуем разобраться, что же в них общего и в чём состоит различие. Объединяет их общая идея, как уже было сказано выше, она заключается в продвижении идей о свободной самореализации личности, отсутствии власти одних людей над другими и всеобщего равенства. Но если анархия – это скорее образ жизни, мысли и некая философская система ценностей и мировоззрений, то прибавленный к слову суффикс «изм» превращает его в некое движение, с присущими признаками, свойствами и атрибутами.

Таким образом, анархизм – это скорее некое внешнее проявление анархических идей. Оно может быть выражено в продвижении анархии как системы ценностей, участие в анархических объединениях, съездах анархистов и так далее. Панки, бегающие с черно-красными флагами, рисующие букву «А» в подъездах и поющие песню «мама-анархия» тоже некоторое проявление анархизма, хотя я не уверен, что они понимают философию и истинный смысл анархии.

Анархия в современном обществе

Часто анархические идеи упрекают в утопичности. Дескать, невозможно организовать общество без государства. Действительно, это довольно спорный философский вопрос. Однако анархия не выражается в одной лишь конечной цели – упразднении государства как социального института. Напомню, что анархия – это образ жизни, некое мировоззрение, которое весьма успешно развивается в современном обществе в виде отдельных проявлений.

Например, в последнее время огромное развитие приобретают анархические сервисы, такие как каучсерфинг, блаблакар и многие другие. Их суть заключается в совместном кооперировании для более эффективного результата. Благодаря подобным сервисам у людей появляется возможность бесплатно переночевать практически в любом городе мира, экономя огромные средства на гостиничных номерах или добраться до нужного места по минимальной стоимости просто скооперировавшись с водителем, который едет по данному направлению по своим делам.

Мое отношение к анархии

Я практически полностью разделяю анархические идеи и принципы. Они способствуют развитию личности, раскрытию заложенного в человеке потенциала, культивируют идеалы справедливости, свободолюбия и равенства. Однако, к сожалению, нельзя отрицать и действительную утопичность анархии. На мой взгляд, построение анархичного общества возможно лишь тогда, когда основная масса людей избавится от рабской психологии и сможет взять на себя ответственность за принятие решений.

Для этого общество должно состоять из самодостаточных, интеллектуально развитых людей, которые могут договариваться друг с другом и решать общие проблемы через эффективное совместное сотрудничество без посредника в лице государства. Однако же современное общество потребления появлению таких людей явно не способствует.

Что такое анархия?

Каждый раз, когда уличные возмущения и беспорядки переходят в мордобой и битьё витрин магазинов и офисов, репортёры называют хулиганов «анархистами», а их действия «разгулом анархии». По их мнению, анархия – это беззаконие и бессмысленное насилие. К этому же относят хаос и беспорядок.
Последняя акция анархистов проходила в Лондоне. Но больших вспышек насилия и беспорядка не было. Если анархизм сравнивать с хаосом и насилием, то это тоже самое, что сравнивать круг с квадратом. Как вы видите, они совсем непохожи.

А теперь перейдём к понятию «анархизм». По мнению Петра Кропоткина, анархизм – это радикально-революционная политическая философия и экономия. Он написал об этом для 11 издания Британской энциклопедии. Кропоткин писал, что анархизм, это принцип жизни, тория поведения людей без правительства. При анархизме порядок и благополучие достигается не подчинением закону, а свободными соглашениями между людьми.

Эти договоры могут заключаться профессиональными и территориальными группами для достижения поставленных перед ними целей и удовлетворения потребностей современного человека. Но существует ещё много формулировок анархизма.

В России в прошлом столетии, когда шла Гражданская война 1918-1924 годов, была попытка объединить всех анархистов под одним знаменем. Это пытался сделать Нестор Махно. Он собирал приверженцев анархизма вместе для революционной борьбы с любой властью. Извратив идею анархизма, Лев Чёрный призывал самоутверждаться в грабежах и насилии. Феминистка Эмма Гольдман вдохновлялась этими же идеями. Немного другой формы анархизма придерживались его приверженцы в Северной Америке. Они были за частную собственность и свободные рыночные отношения, но против наёмного труда.

Происхождение термина «анархизм»

Слово «анархия» имеет греческие корни. Это означает «без правителей». Поэтому анархия отвергает присутствие правителей, закона, власти одних над другими. При анархизме власть и господство одних над другими должны замениться неиерархическими горизонтальными связями. Должны возникнуть добровольные соглашения между людьми.

При этом будет всеобщая свобода, равенство, демократия и взаимопомощь. Беря за основу эти принципы, анархисты отвергали и капиталистическую экономику, так и национальное демократическое государство. Конечно, это является утопическим проектом, который включает в себя часть принципов коммунизма и либерализма. От либерализма анархизм взял принцип индивидуальной свободы, а от коммунизма – равноправие людей в обществе. Синди Мильштейн так определяет анархизм: свободное общество свободных людей. Анархисты положительно относятся к развитию личности.

Возникновение анархизма

В конце XIX века возникла философия анархизма. Это было как часть мысли о просвещении. Основоположниками анархизма являются: Пётр Кропоткин, Михаил Бакунин, Уильям Годвин, Эмма Голдман, Макс Штирнер. Штирнер называл общество иллюзией, а людей в нём реальностью. Самым первым, кто назвал себя анархистом, был Прудон. Он считается отцом классического анархического мышления. Им разработана теория стихийного порядка в обществе, происходящего без центрального руководства и координирования.

Но Годвин ещё до Прудона создал свою теорию анархизма. Это было на 50 лет раньше. Но он не использовал этот термин. В своих трудах он критикует систему государства и системного насилия. Он утверждал, что государственная система и правительство оказывают на общество дурное влияние, создавая ненужную зависимость. Годвин писал, что законы пишут богатые люди, подчиняя под свои интересы простых граждан.

Это создаёт зависимость человека от государства. Но все анархические принципы не являются нововведением в современную цивилизацию. Они стары, как мир. Теория анархизма не последовательна и не однородна. Это сказывается влияние на неё Либералистической и коммунистической философий. Её развитие идёт тогда, когда разные идеологи начинают формулировать основные идеологические теории по-разному.

Читайте также  Что такое ритм

Приверженцы анархизма считают, подавление и подчинение одних людей другими недопустимо в цивилизованном обществе. Они утверждают, что все отношения между людьми должны строиться на добровольной основе, что каждый сам должен нести ответственность за свои поступки. Некоторые из них выступают за свободные супружеские отношения и отношения между работодателем и работником. Другие же не признают гегемонию государства.

Приверженцы анархизма могут состоять в нескольких течениях: одновременно быть социалистами и членами зелёных организаций, например. Это не противоречит их принципам. Есть левые анархисты, такие как анархисты-коммунисты, выступающие не только против государственной власти, но и частной собственности. Также существуют анархисты-коллективисты и анархо-капиталисты, признающие рыночные отношения.

В мире существуют две школы анархизма. Это социальный анархизм и либертарный анархизм, его ещё называют анархизмом свободного рынка. Социальный анархизм акцентируется на общественных и политических отношениях, на социализации средств производства. Либертарный анархизм зациклен на свободе личности. В этом направлении анархизма желания человека считаются наиболее важными, чем идеальное общество.

Современный анархизм

В наши дни анархистское движение стало возрождаться. Это сильно заметно в современных общественных движениях, особенно в тех, которые пропагандируют горизонтальные структуры взаимоотношений в обществе. Особенно теории анархизма используют альтерглобалистские организации. Они верят в глобальное мышление, при этом не принимают экономическую глобализацию. В 1999 году в Сиэтле произошла анархическая битва. Это стало началом возрождения современного анархизма. Дальше пошли другие формы этого движения.

Это различные экологические направления, защитники животных и другие им подобные. Они оказывают значительное влияние на общественное мнение. Сейчас преобладают в большей мере социалистические формы анархизма. Зелёные анархисты предпочитают жизнь в лесу небольшими общинами. Они отвергают жизнь в городе. Феминизм – это ещё одна из форм анархизма, отвергающий брачные отношения. Феминистки не признают главенство мужчины в браке. У этого направления были и приверженцы мужчины, например, Жозеф Дежак.

Но анархистским организациям нужно больше практики и масштаба. Они действуют на уровне одного района или небольшого поселения. Анархическая организация с социалистическим направлением не может существовать на большом территориальном пространстве. Им трудно поддерживать формы прямой демократии среди большого количества населения. И всё же, с развитием цифровых технологий, это становится возможным. Сейчас анархизм находится на подъёме своего развития.

Анархия

Анархия — это понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти и властных институтов. Идеи анархии получили развитие в философском и социально-политическом учении анархизма, ставящего своей основной целью освобождение личности от всех форм институционального принуждения и эксплуатации человека человеком, достигаемое полным упразднением государственного управления обществом (см. Общество), а также институтов политической, экономической и духовной власти (то есть институтов принуждения и эксплуатации). В обыденном сознании понятие анархии понимается, преимущественно, как состояние общественного «хаоса» и «беспорядка». В ответ на это сторонники анархии указывают, что подобное представление не имеет под собой оснований, так как приставку ἀν- в греческом слове «ἀναρχία» следует понимать как «отсутствие» [власти], то есть «безвластие», а не как «противостояние» или «противоположность» [власти].

Стремление к анархии как образ мышления встречается уже в древнегреческих и древнекитайских философских учениях, в раннем христианстве, а также в хилиастических сектах Средневековья. Сознательную критику отчуждающей роли государства можно встретить, в частности, у , , Антифонта, Аристина, Зенона, киников, стоиков, впоследствии — в анабаптистской, гуситской и других ересях. Однако в строгом смысле анархизм в виде теоретически оформленной позиции возникает в конце XVIII века как реакция на формирование собственных противоречий капиталистического производства и результат разочарования в этатистском пафосе эпохи Просвещения (см. Этатизм). Историко-философская традиция относит к анархизму чрезвычайно отличающихся друг от друга мыслителей: У. Годвина, П. Ж. Прудона, М. Штирнера, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина, Л. Н. Толстого и других. Хотя их концепции построены на различных философских и нравственных основаниях, объясняют истоки и смысл общественного развития, средства и цели социальных изменений, имеются общие принципиально важные подходы, позволяющие объединить их в рамках одного социально-философского направления — анархизма. , в этих концепциях основной причиной социальной несправедливости признается существование государства и его политико-правовых институтов. , отрицается любая форма организации общества «сверху вниз» и провозглашается негативное отношение ко всем типам государственного устройства: монархии, парламентской демократии, диктатуре пролетариата и другим. , государство и право понимаются как полностью отчуждённые и даже противопоставленные гражданскому обществу институты. , условием свободы личности признается отсутствие любых форм власти, правового принуждения.

Цельная теория анархии и анархизма впервые сформировалась в трудах английского писателя У. Годвина, сформулировавшего концепцию «общества без государства» в книге «Исследование о политической справедливости» (1793). Немецкий мыслитель М. Штирнер (сочинение «Единственный и его собственность», 1845) отстаивал индивидуалистическую версию экономического анархизма, сводя социальную организацию общества к «союзу эгоистов», целью которого явился бы обмен товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения «уникальности» личности каждого. Французский философ Прудон, которому принадлежит термин «анархизм», стремясь теоретически обосновать анархистское движение («Что такое собственность?», 1840), выдвинул тезис «Собственность есть кража». Исходя из того, что источником несправедливости в обществе выступает «неэквивалентный обмен» («Система экономических противоречий, или Философия нищеты», 1846), Прудон видел необходимой организацию (без революционистского насилия) безденежного, эквивалентного обмена продуктами труда (товарами) между всеми членами общества (одновременно автономными частными производителями) при финансировании их деятельности при помощи «народного» (а не государственного) банка под минимальный ссудный процент. Это обеспечило бы, согласно Прудону, достижение реальной независимости личности от государства и постепенное отмирание последнего. В отличие от Годвина Прудон уже имел идейных последователей, и к тому же называл себя открыто анархистом, поэтому сторонниками анархизма он часто называется в качестве основоположника современной анархистской традиции. При этом, как и Годвин, Прудон выступал против революционного преобразования общества.

Русский мыслитель М. А. Бакунин рассматривал анархию как закономерный этап эволюционного социального развития. По его мнению, религия и государство являются величайшими заблуждениями пребывающего в невежестве человечества, источниками всех зол. Но человека отличает от животного способность мыслить и протестовать. Протест в определённый момент принимает форму стихийного «самопроизвольного» бунта масс против государства. «Коллективистский» анархизм Бакунина («Государственность и анархия», 1873) постулировал идею о том, что поскольку любое государство есть орудие угнетения масс, оно должно уничтожаться революционным путём. Социальный идеал Бакунина сводился к обустройству общества как «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землёй и орудиями труда. Производство и распределение, по Бакунину, должно было носить коллективный характер в контексте учёта индивидуального трудового вклада каждого человека. Русский учёный П. А. Кропоткин в своей коммунистической версии анархизма («Современная наука и анархия», 1920), опиравшийся на сформулированный им гипотетический «биосоциологический закон взаимной помощи» («Взаимная помощь, как фактор эволюции», 1907), предполагал переход к федерации свободных и добровольных коммунистических общин (коммун), действующих на основе солидарности и взаимной помощи, с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности.

Революционный анархизм, сформировавшийся в рамках социалистического движения начала XX века под влиянием идей Бакунина и Кропоткина, призывал к насильственной ликвидации государства и установлению идеального, по убеждению его представителей, общественного строя, основанного на имущественном равенстве и свободном соглашении различных территориальных и производственных общин. Наряду с этим, в конце XIX — начале XX века в России широкое распространение получило движение «христианского анархизма», приверженцами которого были преимущественно последователи религиозно-философского учения русского философа и писателя Л. Н. Толстого, основы которого были изложены им в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни», «Христианское учение» и других. Главным в их социальных воззрениях было представление о коренной несовместимости государства, церкви, права с христианскими идеалами добра и справедливости.

В настоящее время идеи анархии и анархизма продолжают оказывать определённое влияние на ряд разнородных содержанию философских и общественно-политических концепций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: